Тест по русскому языку (9 класс) на тему: Тесты в форме ОГЭ 9 класс по русскому языку.
Итоговая аттестация в 9 классе
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
- Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
- —Вы позволите здесь присесть?
- —Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец.
- —Морозно… тихо. (5)Что за прелесть — русская зима! (5) Голос у него был мягкий, ласковый, старческий.
- —А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец. (8)Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (9)Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
- — Подарочки!.. (11)Подарочки!.. (12)Знакомым ребятишкам подарочки!.. (13)А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… (14)А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел… (15)Подарочки!..
- Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (17)Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:
(18)— Подождите… не волнуйтесь! (19)Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (20)Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (21)В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (22)Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
- — Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (24)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (25)Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но… поедемте!
(26) Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (27)Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (28)Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (29)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.
(30)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом… (31)Немного погодя явился и Мерцалов. (32)На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.
(33)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (34)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:
(35)— Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке. (З6)Это вызовет у малютки отхаркивание… (37)Продолжайте согревающий компресс… (38)Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, пригласите завтра доктора Афросимова. (39)Это дельный врач и хороший человек.
- Я его сейчас же предупрежу. (41)3атем прощайте, господа!
(42)Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом.
(43)Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (44)Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.
- Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерца- лов закричал наугад:
- — Доктор! (47)Доктор, постойте!.. (48)Скажите мне ваше имя, доктор! (49)Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
- И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (51)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнёс:
(52)—Вот ещё пустяки выдумали!.. (53) Возвращайтесь-ка домой скорей!
- Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…
- В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего нежданного благодетеля. (56)На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».
(57)Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (58)Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. (59)И каждый раз, заканчивая своё повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слёз:
(60)— С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. (61) Всё переменилось. (62)В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет. (бЗ)Просто чудо совершил этот святой человек.
(По Л. Куприну *)
- Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель.
2.В каком предложении содержится информация, не соответствующая содержанию текста?
- Семейство Мерцаловых жило в подвале.
- Мерцалов был кротким и застенчивым человеком.
- Доктор Пирогов назвал Мерцалову свою фамилию.
- Гриша Мерцалов стал банковским служащим.
Ответ:____________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.
- Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…
- Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки.
- В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет.
Ответ:_________________
4.Из предложений 33—34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
Ответ:______________________
5. Из предложений 54—58 выпишите слово, в котором написание НН в суффиксе не определяется общим правилом (является исключением).
Ответ: __________________________
6.Замените разговорное слово «слывёт» в предложении 58 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: __________________________
7.Замените словосочетание «старческий голос», построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _______________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: _____________________________________________________
9. Среди предложений 26—30 найдите предложение с распространённым обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Счастье ваше,(1) что вы встретились с врачом. Я,(2) конечно,(3) ни за что не могу ручаться,(4) но… поедемте!
Ответ: __________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мерцалов ожидал,(1) что после этих беспорядочных,(2) озлобленных криков старик поднимется и уйдёт,(3) но он ошибся.
Мерцалов опомнился только тогда, (4) когда доктор уже был в коридоре, (5) и кинулся вслед за ним.
Ответ: _________________________
13.Среди предложений 30—40 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным определительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: _______________________________
14.Среди предложений 45—56 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________
Итоговая аттестация в 9 классе
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме — ни огня. (4) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, полежат молча, широко раскрывши глаза в темноту (8)Прислушиваются, вздыхают…
- Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк… (11)И ещё раз… (12)И ещё…
(13)—Точно зовёт кто-то, — тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
(15)— Вот опять… (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек…
(18)— Спи, — сурово говорит женщина. (19) — Это ветер.
- — Страшно ночью в лесу…
- — Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка…
- Но дитя вдруг подымает голову.
- Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: (26) «Спасите!»
- И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:
- — Спа-си-те!
- — Мама, может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть…
- — Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. (32)— Это голодный волк воет в лесу. (33) Вот он тебя съест, если не будешь спать.
- — Спасите!
- — Жалко живую душу, — говорит муж. (36)— Если бы не испортилось моё ружье, я пошёл бы…
(37)— Лежи, дурак… (38)Не наше дело…
(39)В темноте шлёпают туфли… (40)Старческий кашель…
(41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
- — Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45) Какой такой человек в лесу? (46) Кто в эту погоду по лесам ходит?
- Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
- Это голос чёрствого благоразумия.
- Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
- — Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая…
- — Спа-си-те!
- Молчание…
(ПоЛ. Куприну*)
- Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель.
2.Укажите фрагмент текста, который имеет символическое значение и косвенно характеризует героев произведения.
- Предложения 1 — 12
- Предложения 27—34
- Предложения 43—49
- Предложения 52—55
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
- Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.
- Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.
- Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.
- Л ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
Ответ:__________________
4.Из предложений 35—42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
Ответ:__________________________
5.Из предложений 10—17 выпишите глагол, написание безударного личного окончания которого не определяется общим правилом (является исключением).
Ответ:________________________________
6.Замените устаревшее слово «дитя» в предложении 49 современным стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_________________________________
7.Замените словосочетание «тревожно шепчет», построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:___________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 46.
Ответ: __________________________________
9.Среди предложений 1 — 10 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
- Точно зовёт кто-то,(1) — тревожно шепчет мужчина. Мама, (2) может быть,(3) на него напали разбойники?..
- Лежи, (4) дурак…
Ответ: ________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 48. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Всё у них было самое дорогое и лучшее, (1) и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись,(2) уважали и ненавидели,(3) потому что они сами никого не боялись,(4) всех презирали,(5) а уважали только самих себя.
Ответ: ____________________
13.Среди предложений 28—38 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ______________
14.Среди предложений 15—28 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________
Текст изложения
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как устаревшие понятия.
Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
Тест по русскому языку (9 класс): ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ОГЭ ДЛЯ 9 КЛАССА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ОГЭ ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель: Дымбрылова Н.Ш.,
учитель русского языка и литературы
2016 г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Тестовые задания состоят из 13 заданий (А1-А 13), которые выполняются на основе прочитанного текста.
Ответами к заданиям А1-А13 записываются в виде слово (словосочетания), цифры, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.
Каждый ответ задания оценивается в 1 балл. Баллы, полученные за верно выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаю успеха!
Вариант 1.
Прочтите текст и выполните задания 1-13
(1)Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. (2)Его не было видно. (3)Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.
(4)Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
(5) С нами был маленький мальчик. (6)Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. (7)Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (8) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (9) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (10) Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.
(11) Мы делали вид, что верили ему.
(12) Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.
(13) Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. (14) Мы притихли. (14) Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!
(15) Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. (16) Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. (17) Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. (18) Наконец показалась полосатая шкурка. (19) Из зарослей вылез маленький барсук. (20) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. (21) Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
(22) Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. (23) Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…
(24) Запахло паленой кожей. (25) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. (26) Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. (27) На озере и в лесу началось смятение. (28) Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.
(29) Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. (30) Я не поверил.
(31) Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. (32)Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. (33) Мне не хотелось двигаться. (34) Мальчик тянул меня за руку. (35) Он обиделся. (36) Он хотел доказать мне, что он не соврал. (37) Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.
(38) Я нехотя согласился. (39) Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. (40) От него тянуло грибами и йодом. (41) Около пня, спиной к нам, стоял барсук. (42) Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. (43) Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. (44) Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. (45) Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами. (46) Потом он сел и заплакал. (47) Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. (48) Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.
(49) Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. (50) Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. (51) Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.
(52) С тех пор я его больше не видел.
(по К. Г. Паустовскому*)
*Константин Гергиевич Паустовский— русский советский писатель, классик русской литературы.
Ответами к заданиям 1-13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые записать в поле ответа в тексте работы. |
А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему зверь прибежал к костру?»
- Зверь прибежал на запах жареной картошки.
- Зверь прибежал на огонь костра.
- Зверь прибежал на разговоры людей.
- Зверь случайно наткнулся на людей.
Ответ:_____________________________________________________________
А 2. Среди предложений 31-37 укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово. Выпишите это слово.
Ответ:_________________________________________________________
А 3. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяет ее значение «приближение»
Ответ:____________________________________________________________
А 4. Из предложений 29-31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-?»
Ответ:_________________________________________________________
А 5. Замените слово «зашипел» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_________________________________________________________
А 6. Замените словосочетание «морской шум», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________________________________________
А 7. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
Ответ:______________________________________________________
А 8. Среди предложений 13-21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________________
А 9. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Картошка жарилась на сковороде, (1) от нее шел острый вкусный запах,(2) и зверь, (3) очевидно, (4) прибежал на этот запах.
Ответ:_______________________________________________________
А 10. Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________________________________________
А 11. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной связью.
Мы были уверены, (1)что огонь пугает зверей, (2)но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, (3)шумел высокой травой, фыркал и сердился, (4)но не высовывал из травы даже ушей.
Ответ:_______________________________________________________
А12. Среди предложений 28-37 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________________________
А 13. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями . Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________________________________________________________
ОТВЕТЫ
№ задания | Ответы |
1 | 1 |
2 | 32 |
3 | прибежал |
4 | обожженный |
5 | шикнул |
6 | шум моря |
7 | Он бежал и голосил, ломал и плевался |
8 | 15 |
9 | 3,4 |
10 | 5 |
11 | 1 |
12 | 32 |
13 | 4 |
Вариант 2.
Прочтите текст и выполните задания 1-13
(1)Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам.(2) Мы посадили зверька в пустой амбар.
(3)Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. (4)Зверёк забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам. (5) От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, а только прижимал уши и весь дрожал.
(6)Мама налила ему в мисочку молока и поставила тут же рядом. (7)Но напуганный зверёк молоко пить не стал.
(8)Тогда папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое — пусть оглядится, освоится на новом месте.
(9) Мне очень не хотелось уходить, но папа запер дверь, и мы ушли домой. (10) Был уже вечер, скоро все легли спать.
(11) Ночью я проснулся. (12) Слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. (13) Откуда же, думаю, он взялся? (14) Выглянул в окно. (15) На дворе уже светало. (16) Из окна был виден амбар, где находился лисёнок.
(17) Оказывается, это он так по — щенячьи скулил.
(18) Прямо за амбаром начинался лес.
(19) Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. (20) Сразу тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался радостный визг.
(21) Я потихоньку разбудил маму и папу, и мы все вместе стали глядеть в окно.
(22) Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. (23)Но там был крепкий каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. (24)Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал громко и жалобно скулить.
(25)Я хотел караулить лисицу всю ночь, но папа сказал, что она больше не придёт, и велел ложиться спать.
(26)Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. (27) Что такое?.. (28)На пороге возле самой двери лежал мёртвый зайчонок. (29)Я скорее побежал к папе и привёл его с собой.
(30)— Вот так штука! — сказал папа, увидя зайчонка. — (31)Это, значит, мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду.(32) Попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи. (33)Ну и заботливая мамаша!
(34)Весь день я вертелся около амбара, заглядывал в щёлки и два раза ходил с мамой кормить лисёнка. (35)А вечером я никак не мог заснуть, всё вскакивал с постели и смотрел в окно — не пришла ли лисица.
(36)Наконец мама рассердилась и завесила окно тёмной занавеской.
(37)Зато утром я поднялся чем свет и сразу побежал к амбару. (38) На этот раз на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. (39) Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. (40)Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, вот она и залезла к соседям в курятник, задушила курицу и принесла своему детёнышу.
(41) За курицу папе пришлось заплатить, к тому же здорово досталось от соседей.
(42)— Убирайте лисёнка куда хотите, — кричали они, — а то с ним лиса всю птицу у нас переведёт!
(43) Делать было нечего, пришлось папе посадить лисёнка в мешок и отнести назад в лес, к лисьим норам.
(44)С тех пор лиса в деревню больше не приходила.
(по Г. А. Скребицкому*)
*Георгий Алексеевич Скребицкий— писатель-натуралист.
Ответами к заданиям 1-13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые записать в поле ответа в тексте работы. |
А 1. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем лиса принесла мертвого зайчонка к амбару?»
- 21-24 3) 25-26
- 27-29 4) 30-33
Ответ:_____________________________________________________________
А 2. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «Ну и заботливая мамаша!»
- эпитет 3) сравнение
- фразеологизм 4) гипербола
Ответ:_____________________________________________________________
А 3. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки на –З и –С следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»
Ответ:__________________________________________________________
А 4. Из предложений 21-29 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: « В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН»
Ответ:__________________________________________________________
А 5. Замените слово «озирался» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:__________________________________________________________
А 6. Замените словосочетание «каменный фундамент» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:__________________________________________________________
А 7. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
Ответ:___________________________________________________________
А 8. Из предложений 22-29 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________________________________
А 9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
Видно,(1) лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, (2) вот она и залезла к соседям в курятник, (3)задушила курицу и принесла своему детёнышу.
За курицу папе пришлось заплатить,(4) к тому же здорово досталось от соседей.
Ответ:______________________________________________________
А 10. Укажите сколько грамматических основ в предложении 25.
Ответ запишите цифрой.
Ответ:_____________________________________________________________
А 11. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения с сочинительной связью.
Вдруг я увидел,(1) что из кустов выскочила лисица, (2) остановилась,(3) прислушалась и крадучись подбежала к амбару. Сразу тявканье в нём прекратилось, (4) и вместо него послышался радостный визг.
Ответ:________________________________________________________
А 12. Среди предложений 41-44 найдите предложение с обособленным обстоятельством, обозначающим место. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________________
А 13. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________________
ОТВЕТЫ
№ задания | Ответы |
1 | 4 |
2 | 1 |
3 | испуганно |
4 | каменный |
5 | осмотрелся, огляделся |
6 | фундамент из камня |
7 | я проснулся, поспешил навестить |
8 | 26 |
9 | 3 |
10 | 3 |
11 | 4 |
12 | 43 |
13 | 3 |
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: ТЕСТЫ (подготовка к ОГЭ по русскому языку), 9 класс
Вопрос № 3 ОГЭ «Средства выразительности»
1Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) – Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.
2) – Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.
3) Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.
4) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.
2Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.
2) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.
3) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.
4) «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.
2) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков.
3) В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, — торжественно произнес Гаврила.
4) Будете принимать это питье, — он указал на бокал, — мане эт нокте, то есть утром и вечером.
4Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день.
2) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага.
3) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.
4) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке.
5Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Беловы еле сводили концы с концами.
2)Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
3)Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
4)Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
6Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) И ребята у неё мал мала меньше.
2) — Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало.
3) Есть веревочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.
4) Только смотри — никому не отдавай узелок!
7Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Совсем ещё недавно в сказочном лесу всё шло своим чередом.
2) На печи красовалась надпись: «Кощей дурак».
3) Средняя Баба-Яга была самой глупой, но экономной.
4) Средняя потащила остатки мази в чулан.
8Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В душе она была романтиком.
2)— С кем перестукиваются? — младшая явно потеряла нить рассказа.
3) Тишина кругом, только где-то вдалеке вкрадчиво дятлы перестукиваются.
4)Червяк длинный такой, что ни головы, ни хвоста не видать.
9Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.
2) Но Бим обязан молчать — ведь он спутал след и притаился.
3) В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.
4) Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.
10В каком предложении не употребляются эпитеты? Выберите номер 1-4 и запишите его.
1) Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
2) Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым.
3) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» — ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось.
4) Ребята чистые, друзья фронтовые!
11Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) После этого разговора что-то забулькало, и всё стихло.
2) Вид у неё был торжественный и зловещий.
3) Средняя впопыхах села на метлу не с той стороны и поэтому летела задом наперёд.
4) Одним концом он уходил под корни дубов, а другой конец терялся в траве.
12Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Маша так устала, что даже не заметила, что вместо фундамента у избушки были какие-то два столбика, очень напоминавшие куриные ножки.
2) Не подскажете, как мне к воинской части пройти?
3) Маша заметила нехороший блеск в глазах старухи.
4)— У вас что, крыша поехала? — рассмеялась Маша.
13Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Старшая бросилась к сундуку, в котором совсем недавно сидела младшая сестра, и достала оттуда расшитую золотом скатерть.
2) Старшая, увидев изумление Маши, засуетилась, как официант перед богатым клиентом.
3) — Вот духовая солонинка, пузырные щи, сморчки с говядиной, вестфальская ветчина, имбирный мёд, мармелад из слив, фрукты, вина заморские.
4) Заглянув под избушку, она увидела две массивные куриные ноги, которые намертво вцепились в землю своими мощными когтями.
14Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Он оказался в самой настоящей сказке, Маша каким-то образом попала к Кощею, и её надо было срочно выручать.
2) — Бог в помощь, дедушка.
3) — Эх, рушится жизнь сказочная!
4) — Кормить не буду, ночевать не пущу! — поздоровалась бабка.
15Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) А гуси всё бежали, пригибаясь к земле, тяжёлыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка.
2) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею.
3) По лугу волочились седые космы града.
4) Туча промчалась так же внезапно, как и набежала.
16Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Он увидел, как мелькает между деревьями синяя курточка.
2) Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы…
3) Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.
4) Громов повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел.
17Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Запишите номер 1-4.
1) И Томми не выдержал, рыча, подбежал к тумбочке и рванул скрученный спиралью чёрный провод вниз.
2) Окультуренный, изнеженный человеком донельзя, почти утративший инстинкты дикой собаки, он вдруг почувствовал смерть.
3) Смерть ещё не забрала хозяйку, но была рядом.
4) Он снова заскочил на кровать, снова торопливо и жарко облизал любимое лицо.
18 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Серёжка опять тупо смотрит в задачник, катает по столу ручку.
2) Но он не задается, никогда не задирает нос перед товарищами.
3) Идет Сыр Сырыч Сыров, он же Серёжка Сыроежкин, большой знаток и любитель всех сортов сыра во всем мире.
4) На переменке он гонялся за Серёжкой, но поймать более вёрткого обидчика не мог и издали грозил кулаком-дынькой.
19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Но не стоило подливать масла в огонь: Громов и так был расстроен.
2) Чутьем ученого гость понимал, сколько труда, новых идей вложено в необычное создание, и с нетерпением ждал разъяснений.
3) А теперь, – продолжал профессор, вернувшись в гостиную, – могу вам открыть этот небольшой секрет.
4) – Будем надеяться на хорошее воспитание, – шутливо заметил Светловидов.
20Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Запишите номер 1-4.
1) Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть — прячут в свои подклювные мешки.
2) Где на глубоком месте кормятся в море, ныряют, достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, там обязательно плавают бабуры.
3) Каспийские рыбаки часто видят, как посреди открытого моря, далеко от берегов, на спинах больших белых птиц стоят чёрные птицы, раскинувши мокрые крылья, точно чёрные паруса.
4) А ленивые бабуры преспокойно плавают наверху, опустивши над водою длинные носы, — ждут новой подачки.
21 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Серёжка посмотрел внимательнее и вытаращил глаза: это была небольшая электрическая вилка для включения в сеть.
2) А мальчик в синей куртке, живой двойник Серёжки, тоже замер и смотрел в глаза Сыроежкину.
3) — Такое совпадение обусловлено математическими законами, – объяснил мальчик в синей куртке, и Серёжку сразу успокоила его рассудительность.
4) Сердце колотилось, как бешеный маятник, а из лёгких вырывался какой-то странный свист.
22 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята.
2) Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
3) В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро.
4) В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю.
23Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.
2) «Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы.
3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
4) Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться.
24Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Обычно пробежка по траве помогала погасить скорость и остановиться.
2) Вася принял его интерес за чистую монету.
3) Наивный, неискушённый физрук не догадывался, что порой Васины изобретения работают.
4) Васина реплика только сильнее раззадорила его, как укол копьём быка на корриде.
25В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?
1) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.
2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.
3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
26Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)Уставший и голодный горе-спортсмен застал деда за компьютером.
2)Впрочем, Вася и дед жили душа в душу.
3)Я всегда считал, что у тебя отличный потенциал.
4)После обеда покажешь, что это за штуковина.
27Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила…
1) олицетворение
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет
28Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.
1) Он протянул пульт дистанционного управления от игрушечного автомобиля.
2) Вася размашисто шёл по двору с метлой наперевес.
3) Стояло изумительное бабье лето.
4) Чаще всего принцип действия его изобретений оказывался проще пареной репы.
29Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Под пустыми пакетами из-под чипсов тётя Ася обнаружила пластмассовую коробочку с кнопками.
2) Василий Ермолаев узнал, что слава порой приносит горькие плоды.
3) Под пустыми пакетами из-под чипсов тётя Ася обнаружила пластмассовую коробочку с кнопками.
4) Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла: «Полетаем?»
30 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Он не привык, чтобы над ним квохтали.
2) Никанор Иванович засуетился и принялся убирать разбросанные инструменты.
3) Вася и сам не отдавал себе отчёта, отчего ему так хочется познакомить удивительную старушку и девчонку с дедом.
4) Для того чтобы поставить диагноз, ей не нужно было прибегать к магии.
31Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Улыбка у неё была заразительная, а непосредственность, с которой она держалась, подкупала.
2) Дома ей нечасто приходилось общаться со сверстниками, и школа казалась ей интереснейшим приключением.
3) Июлька не могла дождаться, когда наступит утро.
4) В кабинете директора Июлька была тише воды ниже травы.
32Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.
2) И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.
3) Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
4) А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.
33Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот.
2) Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов.
3) Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных раскаленных солнцем утробах.
4) Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены.
34Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Они сверкали, как яркие фонари.
2) Женщина, оставшаяся там, рыдала навзрыд и громко молилась.
3) Была ночь, выл ветер, метелица плясала в лесу, наметая целые горы снега.
4) Кони бились и храпели, чуя смертельную опасность.
35Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) И он смело прыгнул в зияющую в полу яму.
2) Стекло с жалобным дзиньканьем разлетелось вдребезги.
3) Сибирочка дрожала, как былинка, с головы до ног.
4) И, отбежав немного, он со всего размаха вскочил на лавку и изо всей силы ударил кулаком по крошечному оконцу избы.
36Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Вдруг мысль о купце, которого надо было спасти во что бы то ни стало, как молния, промелькнула в её головке.
2) Её маленькое сердце теперь так и рвалось от тоски.
3) А теперь надо ехать ловить разбойников, — произнёс он, поднимаясь с места, с довольной улыбкой, без тени тревоги.
4) А теперь отдохни хорошенько, чтобы проводить нас в тайгу…
37Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Белокурые волосы девочки спутались с золотистыми гривами страшных зверей.
2) Синие глаза сверкали, как две чудные сапфировые звезды на фоне багрово-чёрного нёба чудовища.
3) А маленькая белокурая головка в это время очутилась в пасти Цезаря между двумя рядами острых зубов зверя…
4) Цезарь и Юнона мигом подошли к детям.
38Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Сначала девочка вспыхнула до корней своих белокурых волос, когда князь упомянул о привязанном в дремучей тайге на дереве ребёнке.
2) Её прелестное личико разгорелось, щёчки покрылись румянцем, синие глаза блестели, как звёзды.
3) — Папа! — прозвенел милый и нежный голосок, вырвавшись из самой глубины детского сердечка, и дрожащая Сибирочка упала на грудь отца.
4) Синие глаза её расширились и, горя ярко-ярко, впились теперь в лицо князя.
39Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Неожиданно распахнулась дверь, и взволнованная, трепещущая княжна Аля Гордова, об руку с отцом, вошла в уборную.
2) Это был хорошо ему знакомый золотой крестик на золотой цепочке.
3) Князь Гордов быстрыми шагами подошел к больной.
4) Последний умелыми, ловкими руками уже приступил к перевязке и, раскрыв израненную грудь ребёнка, стал рассматривать рану, стараясь во что бы то ни стало прежде всего остановить кровь.
40В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение.
1) Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
2) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
3) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…
4) Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант.
41Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
42Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Он поднял с пола за хвост надувного увесистого крокодила и, как палицей, прошёлся по вопящей толпе.
2) Оказались они в разных классах, но всё равно быстренько прилепились друг к другу, старались быть вместе на переменах.
3) Борис во время этого крика и плача, горького, безутешного, потихоньку исчез.
4) В общем, стали они не разлей вода: они с Борисом жили рядом, хотя каждый в своём мире.
43Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный Кирилл вёл себя не по правилам.
2) Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на жёлтых лопастях ветряка.
3) И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджимай хвост.
4) Его приятель растянул бледные губы. Это, видимо, тоже была улыбка, но какая-то бесцветная.
44Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Приходят взрослые сорокалетние люди, но пьют не вино, а чай с конфетами, песочным тортом и яблочным пирогом — с тем, что более всего любил Петька.
2) А 15 сентября — день рождения Петьки Юдина; каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства.
3) В задумчивости я не слышу, о чём говорят; я уже далеко-далеко…
4) Всё делается так, как было и до войны, когда в этой комнате шумел, смеялся и командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом и даже не похороненный в сумятице панического отступления.
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
23 | |
24 | |
25 | |
26 | |
27 | |
28 | |
29 | |
30 | |
31 | |
32 | |
33 | |
34 | |
35 | |
36 | |
37 | |
38 | |
39 | |
40 | |
41 | |
42 | |
43 | |
44 |
10 тренировочных тестов по русскому языку 9 класс ОГЭ 2020 задания и ответы
Сохраните:
Тренировочные тесты по русскому языку для 9 класса ОГЭ 2020 задания и ответы.
Ссылка для скачивания тестов (10 вариантов): скачать
P.S ответы на тесты опубликованы в конце файла!
Если вам нужно в формате .doc (WORD), пишите в комментарии, отправим.
Решать тренировочные тесты ОГЭ 2020 по русскому языку 9 класс онлайн:
Некоторые задания с тестов:
1)(1)Слон африканский – самое крупное из современных наземных животных. (2)Однако, несмотря на большой вес и рост, слон очень подвижен, ходит легко и быстро. (3)Слоны прекрасно плавают, причем над поверхностью воды остается только лоб и кончик хобота. (4)Эти животные без видимых усилий преодолевают крутой подъем, свободно чувствуют себя среди скал. (5)Интересно, что ходят слоны почти бесшумно. (6)Поразительное зрелище – стадо слонов в лесу. (7)Совершенно бесшумно животные буквально прорезают густые заросли. (8)Кажется, что они легкие и прозрачные, как будто ненастоящие. (9)В лесу не слышно ни треска, ни шороха, ни движения ветвей и листвы.
2)Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «изделие из войлока», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
3)Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте контекстный антоним к слову ПОЛЫХАЛ (предложение 59). Напишите этот антоним.
4)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
5)Как Вы понимаете значение слов МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?» взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
6)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Интересно? Смотрите также:
ОГЭ 2020 тренировочные варианты по русскому языку 9 класс скачать в PDF
Тест «Контрольный срез по русскому языку в формате ОГЭ для 9 класса»
Часть 1
Часть 1 включает 20 заданий. К каждому из них даны 4
варианта ответа, из которых только один правильный.
1В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) квАртал
2) понЯл
3) кАучук
4) баловАть
2.Укажите ошибочное суждение.
1)В слове ВЖИМАЮТСЯ сочетанием букв ТС обозначается звук [ц].
2)В слове ЧУВСТВОВАТЬ буквой Ч обозначается звук [ч].
3)В слове МОРОЗ последний звук –[с].
4)В слове ПЫТАЯСЬ количество букв и звуков совпадает.
3.В каком значении употребляется в предложении (
1)покидать чего-либо
2)фотографироваться
3)исчезать
4)переставать отягощать кого-либо
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте (на пол)
2) их работа
3) горячие супы
4) шестистами учениками
5 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
6. В каком словосочетании неверно определен способ связи?
1) вечнозеленые сосны(согласование)
2)проверить трижды(примыкание)
3) вернуться из поездки(примыкание)
4)спорить горячо(примыкание)
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык,
называют галлицизмами.
2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно
меняется.
3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
8.Укажите количество грамматических основ в предложении( Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.)
1)1
2)2
3)3
4)4
9.Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.
1) Промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.
2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.
3) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня.
4) При этом с корабля, сцепившись своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы.
10.В каком слове правописание суффикса определяется правилом написания прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н?
1)туманный
2)неожиданный
3)оправданный
4)революционный
11.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)беречь
2)подберезовик
3)береговой
4)подберу
12.В каком слове правописание приставки определяется правилом правописания приставок, оканчивающихся на –З и –С?
1)всякий
2)встраивать
3)вскормленный
4)вспыльчивый
13. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) произнос..шь, преобразу..мый
2) относ..шься, распущ..нный
3) засмотр..шься, замет..вший
4) перекин..шь, сломл..нный
14. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.
15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны,ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
предложении.
М.В. Ломоносов наметил разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживали крупнейшие представители русской науки.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2)
убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)и
складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то
этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол
«свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко
свистеть, кричать».
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 3, 4
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2)которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
1) 1, 4
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 2, 4
Часть 2
Часть 2 включает 5 заданий .Ответы на задания записывайте словами или цифрами.
1. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении (Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым
недоверием:
–Это же всё ненастоящее!) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2.Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
3. Выпишите грамматическую основу предложения(Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.).
4. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленными
однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
1)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка
2)Не возьмёт, и вы не берите.
3)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4)И пожалуйста, верните мне все документы.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны
Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была
сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
9 класс
Вариант№2
Часть 1
Часть 1 включает 20 заданий. К каждому из них даны 4
варианта ответа, из которых только один правильный.
1В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) ворОта
2) облЕгчить
3) дОговор
4) дЕфис
2.Укажите ошибочное суждение.
1)В слове АНЕКДОТЫ буквой К обозначается звук [г].
2)В слове СУДЬБА мягкость согласного [д’] на письме обозначается буквой Ь(мягкий знак).
3)В слове ПОДУМАЕШЬ мягкость согласного [ш’] на письме обозначается буквой Ь(мягкий знак).
4)В слове ОБЪЯВИТСЯ звуков меньше, чем букв.
3.В каком значении употребляется в предложении (Но артист сознательно рассчитывает на смех зрителей, хотя подтекст сценки не такой уж веселый….) слово « подтекст».
1)события за кулисами
2)скрытый смысл
3)тон
4)декорации
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в шкафу
2) пять полотенец
3) шестисот семи человек
4) ихние дела
5 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обработав статистические данные,
1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
2) была выявлена интересная закономерность развития языка.
3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков
законов.
4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
6 В каком словосочетании неверно определен способ связи?
1) гениальный ученый(согласование)
2)жить в санатории (примыкание)
3)очень далеко(примыкание)
4)по заячьему следу(согласование)
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?
1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и
занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в
значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется
после полного развёртывания листвы деревьев.
4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
8.Укажите количество грамматических основ в предложении(Чтобы уничтожить эту красоту,-сказал Карандаш,-нужно мгновение.Чтобы ее восстановить,требуются столетия.)
1)2
2)3
3)4
4)5
9.Укажите предложение, в котором есть причастие.
1) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирилла Петрович Троекуров.
2) Посреди дремучего леса, на узкой лужайке, возвышалось земляное укрепление.
3) Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.
4) После обеда Каштанка разлеглась посреди комнаты и ,чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом.
10.В каком слове правописание суффикса определяется правилом написания полных страдательных причастийпрошедшего времени?
1)романный
2)диванный
3)старинный
4)неорганизованный
11.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)косогор
2)косилка
3)коснеть
4)коснулся
12.В каком слове правописание приставки определяется ее значением-«неполнота действия»?
1)принтер
2)приовражье
3)приникший
4)приостановиться
13. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) дыш..шь, обид..вший
2) эконом..шь, замасл..нный
3) дремл..шь, приемл..мый
4) реж..шь, прикле..вший
14В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться
безнравственно.
4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в
Сокольниках.
15В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Воспитательное значение художественной литературы огромно,
(ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно,
как и на чувства.
2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету,
постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который
КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой
московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более
сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную
крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за
лесной.
16Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
предложении:
Язык – это основа национальной памяти ( ) и его надо беречь.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая
не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по
возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4)
Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ
Диканьки».
1) 1, 2, 3, 4
2) 2
3) 3, 4
4) 4
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Тут(1) чего доброго(2)сторож объявится. Человек трусливо оглядывается(3)Он спешит скрыться (4) потому что запутался в своих подтяжках (5)и прищемил ногу.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 3, 4, 5
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как
познавательное так и мировоззренческое значение.
2) Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и
выбор красок.
3) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в
переносном значении.
4) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно
автономный мир
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3)
был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни
признана музеем русского искусства с мировым значением.
1) 1, 4
2) 2
3) 1, 3
4) 2, 4
Часть 2
Часть 2 включает 5 заданий.Ответы на задания записывайте словами или цифрами.
1. Замените разговорное слово «послонялся» в предложении (Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…) стилистически
нейтральным синонимом. Напишите это слово.
2. Замените словосочетание «временно закрыта» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание..
3Выпишите грамматическую основу предложения( Не было безнадёжности.).
4. Среди данных предложений найдите предложения с однородными членами.
1)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было
необыкновенно, прекрасно и удивительно.
2)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
3)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
4)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с
той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».
Напишите номера этих предложений.
5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой
Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?
Система оценивания административного контрольного среза по русскому языку
ЧАСТЬ 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.
Вариант №1
заданияОтвет
1
4
2
2
3
1
4
4
5
4
6
3
7
2
8
3
9
2
10
1
11
4
12
3
13
3
14
2
15
1
16
4
17
2
18
1
19
4
20
1
Вариант №2
заданияОтвет
1
1
2
3
3
2
4
4
5
1
6
2
7
2
8
4
9
3
10
4
11
4
12
4
13
3
14
2
15
3
16
3
17
4
18
1
19
1
20
1
ЧАСТЬ 2
За правильный ответ на задания 1-5 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Вариант №1
заданияОтвет
1
пошептались
2
шкатулка из дерева
3
создают
4
3
5
1,2
Вариант №2
заданияОтвет
1
походил, побродил
2
закрыта на время
3
не было
4
1,2
5
1
Test 2 — LearnRussian Tests
- rt.com
- RT версий:
- Страна
- Noticias
- Инотв
- РТД
- уроков
- Алфавит
- Фонетика
- Словарь
- Тесты
- Грамматические таблицы
- Темы
- Зайдите на сайт
- Регистр
Последний результат
%
2.
тест
мои результаты
- Открытый словарь к урокам 6–10
%
Показать результаты
- RT Новости
- Все о России
- Заявление об отказе от ответственности
- Обратная связь
- Свяжитесь с нами
- Что это такое
- Слова в картинках
- © АНО «ТВ-Новости», 2005-2020.Все права защищены.
Правильно ли работает Кори? Если нет, то какой шаг неверен и почему?
- Да, его работа верна, и таков его окончательный ответ.
- Нет, на шаге 2 он сделал ошибку.При преобразовании радикала в рациональную экспоненту ему нужно добавить отрицательный знак, и это отменяет уже имеющийся отрицательный знак.
- Нет, он сделал ошибку на шаге 3. Кори должен был прибавить 1/8 к -6, а не умножить.
- Нет, на шаге 6 он сделал ошибку.Он преобразовал рациональную экспоненту 1/4 в квадратный корень, тогда как он должен быть корнем четвертой степени.
Leave A Comment