ОГЭ по биологии 2019. Выполнение заданий №№ 25–28

1. ОГЭ по биологии 2019. Выполнение заданий №№ 25–28

Павел Михайлович
Скворцов

2. Автор

Скворцов Павел Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
Почётный работник общего образования РФ
Председатель предметной комиссии ГИА-9 по
биологии в г. Москве
Автор пособия по подготовке к итоговой
аттестации по биологии «Я сдам ОГЭ!
Биология. Типовые задания. Технология
решения»

3. Структура экзаменационной работы

Часть 1 – это 28 заданий, которые
предполагают краткий ответ в виде одной
цифры или последовательности цифр.
Приносит максимум (при безошибочном
ответе) 35 баллов
Часть 2 – это 4 задания, которые требуют
подробного развёрнутого ответа на
вопросы.
Приносит 11 баллов при безошибочном
ответе
Итого: 46 баллов за безошибочный ответ

4. Часть 1 варианта работы

Включает две составляющие:
Задания №№1-22 (с первого по двадцать
второе) – выбор одного верного ответа из
четырёх предложенных (стоимость – 1
балл)
Задания №№ 23-28 требуют ответа в виде
последовательности цифр и оцениваются в
два балла,
а №28 – в три балла.

5. Задания №№1-22

№1 – Роль биологии в формировании
современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей
(1 задание)
№2 – Строение и жизнедеятельность
клетки (1 задание)
№3 – Признаки организмов. Бактерии и
грибы (лишайники) (1 задание)
№№4-5 – Царство Растения (2 задания)
№№6-7 – Царство Животные (2 задания)

6. Задания №№1-22

№№8-17 – Человек и его здоровье (10
заданий)
№18 – Экология (экологические факторы)
(1 задание)
№19 – Экология и эволюция (1 задание)
№№20-22 – задания, проверяющие умения
(3 задания).
Как можно увидеть, 10 заданий из 22
проверяют знания по разделу «Человек и
его здоровье».

7. Задания №№23-28

№№23-24 – выбор 3 (трёх) верных ответов
из 6 (шести) предложенных
№25 – установление соответствия
№26 – восстановление
последовательности
№27 – восстановление текста с помощью
избыточного числа терминов (4 из 8)
№28 – работа по инструкции.

8. Работа с заданиями №№1-22

При выполнении данного вида заданий
ученику важно не только указать верный
ответ, но и объяснить самому себе, почему
выбранный ответ является правильным.
Только в этом случае можно быть
уверенным в том, что выбранный ответ
совпадёт с эталонным. Поэтому при
повторении материала курса биологии
важно отработать это действие.
Объяснение должно быть логичным и
непротиворечивым, опираться на
имеющиеся знания.

9. Пример выполнения задания 1-22

Пример выполнения задания:
Нервные импульсы поступают к мышцам, железам и
другим рабочим органам по
1) вставочным нейронам
2) двигательным нейронам
3) белому веществу спинного мозга
4) серому веществу спинного и головного мозга
Ответ:
2
Объяснение:
Нервные импульсы к рабочим органам поступают по
нейронам, которые называются двигательными.
Значит, верный ответ – 2)

10. Пример выполнения задания 23

Выберите в приведённом ниже списке три признака,
характерных для эритроцитов человека, и запишите
номера, под которыми они указаны.
1) теряют ядра при созревании
2) имеют форму двояковогнутых дисков
3) склеиваются при повреждении сосудов
4) могут выходить в межклеточное пространство
5) обеспечивают клетки организма кислородом
6) увеличивают численность при воспалительном
процессе
Ответ: 125

11. Объяснение правильности выбранного ответа 23

1 В зрелом состоянии эритроциты человека
безъядерные, значит, при созревании они
должны терять ядра
2 Отличительной особенностью эритроцитов
является то, что они имеют форму
двояковогнутого диска – так увеличивается
поверхность этой клетки
5 В состав эритроцитов входит гемоглобин,
способный соединяться с кислородом,
поэтому эритроциты способны переносить
кислород, снабжая им клетки тела

12. Пример выполнения задания 24

Известно, что ондатра (мускусная крыса) — это небольшое
млекопитающее, полуводный грызун, питающийся в основном
прибрежной растительностью, а также моллюсками.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка
три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков
этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие
выбранным ответам.
1) В спячку не впадает.
2) Обитает по берегам рек и озёр.
3) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.
4) Тело покрыто шёрстным покровом.
5) Родиной является Северная Америка.
6) Является добычей выдр, енотов и других хищных.
Ответ: 234

13. Объяснение правильности выбранного ответа 24

Цитата из текста, подтверждающая выбор
2 обитает по берегам рек и озёр: ондатра –
полуводный грызун, питающийся в основном
прибрежной растительностью
3 имеет одну пару увеличенных резцов на
каждой челюсти: ондатра – полуводный
грызун — дан главный признак отряда
Грызуны
4 тело покрыто шёрстным покровом: ондатра –
небольшое млекопитающее – дан один из
признаков класса Млекопитающие

14. Пример выполнения задания 25

1. Установите соответствие между признаком и видом клетки,
для которого он характерен. Для этого к каждому элементу
первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу цифры напротив буквы и поясните свой
выбор.
ПРИЗНАК
ВИД КЛЕТКИ
А) наличие клеточной стенки из хитина
1)
растительная
Б) наличие пластид
клетка
В) наличие клеточной стенки из
2) грибная клетка
целлюлозы
Г) наличие запасного вещества в виде
крахмала
Д) наличие запасного вещества в виде
гликогена

15. Обучение выполнению задания 25

Запишите в таблицу цифры напротив
буквы и поясните свой выбор.
А
Б
В
Г
Пояснение, подтверждающее выбор

позиции
хитин входит в состав клеточной стенки
2
грибов
наличие пластид – главный признак
1
растительной клетки
целлюлоза входит в состав клеточной
1
стенки растений
крахмал – запасное вещество растительной
1
клетки

16. Пример выполнения задания 26

Установите правильную последовательность
прохождения воды по выделительной системе.
В ответе запишите соответствующую
последовательность цифр.
1) попадание жидкости в почечную лоханку
2) проникновение плазмы в капсулу нефрона
3) сбор воды в мочевом пузыре
4) обратное всасывание большей части воды в
кровеносные капилляры
5) удаление жидкости через мочеиспускательный канал
Ответ: 24135

17. Пример выполнения задания 27

Вставьте в текст «Роль желудочного сока в пищеварении» пропущенные
термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
ниже таблицу.
РОЛЬ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА В ПИЩЕВАРЕНИИ
Соляная кислота желудочного сока убивает вредные микроорганизмы и
активизирует ___ (А). Благодаря им в желудке ___ (Б) расщепляются на
короткие пептиды, которые затем в тонком кишечнике разделятся на отдельные
аминокислоты. Внутренняя стенка желудка образует многочисленные ____ (В),
которые увеличивают поверхность слизистой. Объём желудка может меняться
благодаря ___ (Г), входящей в состав его стенки.
Перечень терминов:
1) глюкоза
2) углевод
3) белок
4) фермент
5) складка
6) гладкая мускулатура
7) поперечнополосатые волокна
8) соединительная ткань

18. Обучение выполнению задания 27

Запишите в таблицу цифру и слово напротив буквы и
поясните свой выбор.

А 4
Б 3
В 5
Г
6
ферменты
Пояснение, подтверждающее выбор
позиции
ферменты желудочного сока работают
только в кислой среде
белки
ферменты желудочного сока расщепляют
белки до коротких пептидов
складки
внутренняя стенка желудка имеет
складчатое строение
термин
гладкой
мускулатуре
в стенку желудка входит слой гладкой
мышечной ткани, способной изменять свой
размер

19. Подходы к выполнению задания №28

Задание №28 предлагает дать описание
(характеристику) биологического объекта по
предложенной схеме из 5 пунктов
В вариантах КИМ ОГЭ используются три линии
задания № 28:
В качестве биологического объекта
используется орган растения – лист
Объектом характеристики являются собака
домашняя или лошадь

20.

Пункты характеристики объектов 1 линииА. Тип листа (черешковый или сидячий)
Б. Жилкование листа (без схемы, т.е. по памяти:
параллельное, дуговидное, пальчатое,
перистое)
В. Форма листа (по схеме, исходя из контура
листа)
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и
по расположению наиболее широкой части (по
схеме, исходя из контура листа)
Д. Край листа (по схеме, исходя из рисунка)

21. Объекты характеристики 1 линии

22. Выполнение задания №28 из 1 линии

Пп. А и Б выполняются, исходя из имеющихся у
выпускника знаний: у подорожника большого
лист черешковый (А1), а жилкование
дуговидное (Б2)

23. Выполнение задания №28 из 1 линии

Пп. В и Г выполняются, исходя из сделанного
самим учащимся контуром листа. Для этого
нужно обвести рисунок по контуру и работать с
обведённой фигурой

24. Выполнение задания №28 из 1 линии

Для контура листа
монстеры форма
листа будет
соответствовать
перисто-рассечённой
(В6), а тип листа –
яйцевидному (Г1),
если исходить из
представленного
рисунка

25.

Выполнение задания №28 из 1 линииДля выполнения п.
Д на рисунке
имеется
специальная
сноска. Её
необходимо
соотнести с
картинкой. Для
листа ивы – это Д3
– пильчатый край

26. Пункты характеристики объектов 2 линии (собаки)

А. Окрас (по схеме из 4 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 4 позиций)
В. Форма ушей (по схеме из 6 позиций)
Г. Положение шеи (по схеме из 3 позиций)
Д. Форма хвоста(по схеме из 5-7 позиций)
В ходе выполнения заданий от учащегося
требуется работать с рисунками собаки в
профиль и морды собаки, а для п.Г
использовать линейку

27. Выполнение задания №28 из 2 линии

п. А выполняется на
основе рисунка собаки в
профиль.
В приведённых случаях
окрас собак однотонный
и соответствует ответу
А1

28. Выполнение задания №28 из 2 линии

для п. Б предложенная
схема работает только для
позиций 3 и 4, где собаки
показаны в профиль
так, легко определяется, что
верхний профиль
соответствует Б4

29.

Выполнение задания №28 из 2 линииДля п.Б позиций 1 и 2 нужны дополнительные
сведения, например,
И тогда становится
понятным, что
второй рисунок
соответствует
позиции Б1

30. Выполнение задания №28 из 2 линии

Для правильного
понимания п. В
«Форма ушей»
позиции нужно
соотнести этот
рисунок с одной
из 6 позиций. Но
есть сложность.

31. Выполнение задания №28 из 2 линии

1) низкое
2) среднее
3) высокое
п. Г выполняется на основе рисунка
собаки в профиль.

32. Выполнение задания №28 из 2 линии

п. Д выполняется на
основе рисунка собаки в
профиль.
Для этого форма хвоста
сравнивается с одной из
5-7 позиций.
Для данного случая – Д4 крючком

33. Пункты характеристики объектов 3 линии (лошади)

А. Постановка головы (по схеме из 3 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 6 позиций)
В. Форма спины (по схеме из 3 позиций)
Г. Расположение запястья передней конечности
(по схеме из 3 позиций)
Д. Постановка задних конечностей
(относительно линии, соединяющей крайнюю
точку задней поверхности седалищного и
пяточного бугров) (по схеме из 5 позиций)

34. Для успешной работы с этой линией надо вспомнить строение лошади

35. Выполнение пункта А

Необходимые разъяснения
• длина шеи равна или несколько меньше
длины головы, шея от основания к ушам
заметно суживается – короткая шея
• длина шеи больше, чем длина головы, шея
от основания к ушам суживается слабо –
длинная прямая шея
• длина шеи больше, чем длина головы, шея
от основания к ушам суживается слабо,
имеет хорошо выраженный изгиб – длинная
лебединая шея
• длина шеи равна или несколько
меньше длины головы, шея от
основания к ушам заметно суживается
– короткая шея
• длина шеи больше, чем длина головы,
шея от основания к ушам суживается
слабо – длинная прямая шея
• длина шеи больше, чем длина головы,
шея от основания к ушам суживается
слабо, имеет хорошо выраженный
изгиб – длинная лебединая шея

37.

Выполнение пункта БЛиния переносицы прямая
• расстояние от ноздрей до губ
значительно меньше, чем расстояние
от подбородка до ушей – клиновидная
голова
• расстояние от ноздрей до губ
незначительно меньше, чем
расстояние от подбородка до ушей –
прямая голова
Линия переносицы имеет изгибы
• Перед ноздрями хорошо заметен бугор
— горбоносая

38. Выполнение пункта В

Нужно провести линию от
начала шеи до начала крупа
(задней части лошади).

39. Выполнение пункта Г

Расположение запястья
передней конечности
(относительно линии,
соединяющей середину
локтя с задней частью
копыта)
Напомним строение
передней конечности
лошади
Для выполнения пункта
нужно взять линейку,
провести линию через две
точки и сравнить

40. Выполнение пункта Д

Постановка задних конечностей (относительно
линии, соединяющей крайнюю точку задней
поверхности седалищного и пяточного бугров)
Нужно напомнить, что у лошади голеностопный
сустав (соединяющий кости голени и стопы)
именуется «путовым», а также показать, где у
лошади расположена пятка
Для выполнения пункта нужно взять линейку,
провести линию через две точки и сравнить
со схемой, подобрав подходящее положение
из 5 позиций

41.

Задание №28Пояснения по выполнению задания № 28
необходимы, поскольку нынешние УМК не
уделяют должного внимания формированию
умения характеризовать незнакомый объект
по известным критериям.
Данное задание оценивается в 3 балла,
поэтому его верное выполнение весьма
важно для итогового результата выпускника

42. Спасибо за внимание! Следующая встреча будет посвящена заданиям №№29-32 экзаменационной работы

В чем разница при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Posted on 17.01.2020 by Борис Садыков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Недавно учитель биологии, которую попросили готовить учащихся к сдаче ОГЭ, задала мне вопрос: в чем отличие в подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии? Сама она бывший научный сотрудник, несколько месяцев проработавшая в школе.

Подумал, что, вероятно, она не одна могла оказаться в такой же ситуации. К тому же, если до 2019 года все пособия для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ существовали только по отдельности, то теперь, наоборот, огромная доля  опубликованных пособий тех же авторов рекомендуются одновременно и для подготовки к сдаче ОГЭ, и для подготовки к сдаче ЕГЭ.

Поэтому я и решил наш диалог в комментариях разместить в виде этой отдельной статьи.

Надежда: Здравствуйте, Борис Фагимович!

Мне понравился Ваш сайт и видео, которые мне удалось посмотреть. Долго работала в науке, а с сентября 2019 года пытаюсь работать учителем биологии. Меня просят готовить ребят к ОГЭ. А Вы могли бы сказать, чем принципиально отличается подготовка  учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ? Пока мне сложно разобраться в этом.
Думаю, что мне очень понадобится помощь в виде ответов на вопросы ОБЗ ФИПИ по ОГЭ, которые Вы предлагаете купить у Вас.
А какие именно разделы мне потребуются именно для ОГЭ? Уже заказала задания Лёрнера, которые Вы советуете. А что ещё может понадобиться, чтобы в скорейшие сроки разобраться в этом? Я даже не ожидала, что попаду в школу….почему-то пока очень трудно.

Здравствуйте, Надежда! Да, преподавать биологию в школе несоизмеримо сложнее, чем в ВУЗе, а тем более, чем заниматься наукой в НИИ (в своё удовольствие).

Школьный биолог, в отличие от биолога в ВУЗе, должен не только одинаково хорошо владеть знаниями ВСЕЙ биологии, но на него ложится большая ответственность донести эти знания до учащихся. Многие продолжают ругать появление ОГЭ и ЕГЭ в школах. Но только с появлением такого рода экзаменов, учащиеся, заканчивающие школу, по ЕГЭшным предметам имеют полноценные знания.

Надежда, зайдите на сайт ФИПИ. Выбираем предмет Биология. Скачайте Спецификацию и Кодификатор по ОГЭ и Спецификацию и Кодификатор по ЕГЭ. Изучите хорошо содержимое всех Разделов (Блоков) Кодификаторов по ОГЭ и по ЕГЭ. Это нужно не только, чтобы увидеть разницу в подготовке к этим двум разным экзаменам, но и для того, чтобы представлять тот объем информации, который надо дать учащимся для успешной сдачи того или иного экзамена.

ОГЭ сдают после 9 класса, после изучения Биологии Растений(Бактерий и Грибов там же), Биологии Животных, Биологии Человека и Общей биологии (Общая биология изучалась всего 1 год). Доля вопросов в заданиях ОГЭ из этих четырех дисциплин примерно (уж очень примерно) по 25%.

ЕГЭ сдают после 11 класса, когда еще 2 года изучаются разделы ТОЛЬКО из Общей биологии. Поэтому в заданиях ЕГЭ на долю вопросов из Общей биологии приходится до 50-60%. Соответственно, на все остальные дисциплины остается примерно по 10% заданий. Поэтому Ботаника, Зоология, Биология человека более дотошно спрашиваются в ОГЭшных заданиях, чем на ЕГЭ. А вопросы по Общей биологии, ОСОБЕННО Генетика, намного сложнее в ЕГЭ, чем в ОГЭ.

А что означает Ваш вопрос: «А какие именно разделы мне потребуются именно для ОГЭ»? Все вопросы, вошедшие в ОБЗ ФИПИ по ОГЭ, взяты из бывших материалов самих экзаменов по ОГЭ. Они распределены в ОБЗ ФИПИ по 5 Разделам (Блокам), по тем же 5 Блокам, которые составляют основу Кодификатора. Таким образом, вся школьная биология с 5 по 9 классы «сидит» во всех 5 Разделах ОБЗ ФИПИ по ОГЭ и вся школьная биология с 5 по 11 классы «сидит» во всех 7 Разделах ОБЗ ФИПИ по ЕГЭ.

Для подготовки учащихся в сдаче ОГЭ или ЕГЭ в основном нужны школьные учебники (желательно по 2-3 учебника по каждой дисциплине). А вот уже для закрепления материала, для проверки знаний нужно использовать тестовые задания из ОБЗ ФИПИ по ОГЭ и ЕГЭ, так как именно из них ранее и состояли сами задания КИМов в предыдущие годы.

Надежда:

 Борис Фагимович, глубоко благодарна Вам за такой подробный ответ! Скажите, а какие именно учебники из всего нынешнего многообразия Вы считаете наиболее удачными? Или нужны старые советские? Меня в частности сейчас интересуют зоология и человек.

Б.Ф.: Надежда, плохих школьных учебников нет. Каждый чем-то хорош по своему. В каких-то учебниках упор сделан на иллюстративный материал (тогда страдает текстовая часть). В других — в ущерб дотошному разъяснению, намного лучше представлены рисунки и таблицы. Поэтому я и пишу, что для сдающих ОГЭ или ЕГЭ по каждой биологической дисциплине нужно готовиться параллельно по 2-3 учебникам.

К тому же, задания для КИМов ОГЭ или ЕГЭ авторы-составители имеют право «придумывать» только по школьной программе, то есть по ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНИКАМ (а их множество по каждой биологической дисциплине).

С каждым годом придумывать совершенно новые задания становится всё труднее, поэтому именно новые задания последних лет страдают «мелкотравчатостью», являются уж очень узко специфическими, построенными на информации вскользь промелькнувшей в каком-то одном из учебников.

******************************************************************
У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Е. Из диалогов в комментариях | кодификаторответы на тесты ОБЗ ФИПИ по ЕГЭответы на тесты ОБЗ ФИПИ по ОГЭрепетитор ЕГЭ по биологии по Скайпу | Оставить комментарий

KoreaMed Synapse

1. Alshouibi EN, Kaye EK, Cabral HJ, Leone CW, Garcia RI. Витамин D и здоровье пародонта у пожилых мужчин. Джей Дент Рез. 2013; 92: 689–693.

2. Лин З., Ли В. Роль витамина D и его аналогов при воспалительных заболеваниях. Curr Top Med Chem. 2016; 16:1242–1261.

3. Garcia MN, Hildebolt CF, Miley DD, Dixon DA, Couture RA, Spearie CL, et al. Годичные эффекты приема витамина D и кальция при хроническом пародонтите. J Пародонтол. 2011 г.; 82:25–32.

4. Дитрих Т., Нанн М., Доусон-Хьюз Б., Бишофф-Феррари Х.А. Связь между концентрацией 25-гидроксивитамина D в сыворотке крови и воспалением десен. Am J Clin Nutr. 2005 г.; 82: 575–580.

5. Дитрих Т., Джошипура К.Дж., Доусон-Хьюз Б., Бишофф-Феррари Х.А. Связь между концентрациями 25-гидроксивитамина D3 в сыворотке крови и заболеваниями пародонта у населения США. Am J Clin Nutr. 2004 г.; 80:108–113.

6. Hiremath VP, Rao CB, Naik V, Prasad KV. Противовоспалительное действие витамина D на гингивит: рандомизированное контрольное исследование зависимости от дозы. Здоровье полости рта Prev Dent. 2013; 11: 61–69.

7. De Filippis A, Fiorentino M, Guida L, Annunziata M, Nastri L, Rizzo A. Витамин D снижает воспалительную реакцию на инфекцию Porphyromonas gingivalis путем модулирования β-дефенсина-3 человека в эпителии десен и пародонте человека. клетки связок. Int Immunopharmacol. 2017; 47:106–117.

8. McMahon L, Schwartz K, Yilmaz O, Brown E, Ryan LK, Diamond G. Опосредованная витамином D индукция врожденного иммунитета в эпителиальных клетках десны. Заразить иммун. 2011 г.; 79: 2250–2256.

9. Босхардт Д.Д., Ланг Н.П. Соединительный эпителий: от здоровья к болезни. Джей Дент Рез. 2005 г.; 84:9–20.

10. Дамек-Поправа М., Коростофф Дж., Гилл Р., ДиРиенцо Дж.М. Ремоделирование клеточных соединений в ткани десны, подвергшейся воздействию микробного токсина. Джей Дент Рез. 2013; 92: 518–523.

11. Хатакеяма С., Яегаси Т., Ойкава Ю., Фудзивара Х., Миками Т., Такеда Ю. и др. Паттерн экспрессии молекул адгезии в соединительном эпителии отличается от такового в другом эпителии десны. J Периодонтальная Рез. 2006 г.; 41:322–328.

12. Босхардт Д.Д. Пародонтальный карман: патогенез, гистопатология и последствия. Пародонтол 2000. 2018; 76:43–50.

13. Ли Г., Ким Х.Дж., Ким Х.М.
RhoA-JNK регулирует Е-кадгериновые соединения эпителиальных клеток десны человека. Джей Дент Рез. 2016; 95: 284–291.

14. Льюис Дж. Э., Вал Дж. К. 3-й, Сасс К. М., Дженсен П. Дж., Джонсон К. Р., Уилок М. Дж. Перекрестная связь между слипчивыми соединениями и десмосомами зависит от плакоглобина. Джей Селл Биол. 1997 год; 136:919–934.

15. Ye P, Chapple CC, Kumar RK, Hunter N. Модели экспрессии E-кадгерина, инволюкрина и белков щелевого соединения коннексина в эпителии выстилки воспаленной десны. Джей Патол. 2000 г.; 192: 58–66.

16. Миягава Т., Фудзита Т., Юмото Х., Йошимото Т., Каджия М., Оухара К. и др. Азитромицин восстанавливает снижение барьерной функции эпителиальных клеток десен человека, стимулированных фактором некроза опухоли-α. Arch Oral Biol. 2016; 62:64–69.

17. Choi YS, Baek K, Choi Y. Эстроген усиливает формирование барьера и защищает от дисфункции барьера, вызванной фактором некроза опухоли альфа, в эпителиальных клетках полости рта. J Пародонтальный имплантат Sci. 2018; 48: 284–294.

18. Парк Н.Х., Мин Б.М., Ли С.Л., Хуанг М.З., Черик Х.М., Донигер Дж. Иммортализация нормальных оральных кератиноцитов человека с помощью вируса папилломы человека 16 типа. Канцерогенез. 1991 год; 12: 1627–1631.

19. Jin C, Lee G, Oh C, Kim HJ, Kim HM. Шероховатость субстрата вызывает развитие дефектных соединений Е-кадгерина в кератиноцитах десны человека. J Пародонтальный имплантат Sci. 2017; 47:116–131.

20. Symowicz J, Adley BP, Gleason KJ, Johnson JJ, Ghosh S, Fishman DA, et al. Участие коллагенсвязывающих интегринов способствует активации матриксной металлопротеиназы-9.-зависимый отщепление эктодомена E-кадгерина в клетках карциномы яичника. Рак Рез. 2007 г.; 67: 2030–2039.

21. Zheng G, Lyons JG, Tan TK, Wang Y, Hsu TT, Min D, et al. Разрушение Е-кадгерина матриксной металлопротеиназой непосредственно опосредует эпителиально-мезенхимальный переход ниже трансформирующего фактора роста-бета1 в эпителиальных клетках почечных канальцев. Ам Джей Патол. 2009 г.; 175: 580–591.

22. Koli K, Keski-Oja J. 1α,25-дигидроксивитамин D 3 и его аналоги подавляют протеазы, связанные с клеточной инвазией, в культивируемых злокачественных клетках. Рост клеток отличается. 2000 г.; 11: 221–229.

23. Бао Б.Я., Е С.Д., Ли Ю.Ф. 1α,25-дигидроксивитамин D 3 ингибирует инвазию клеток рака предстательной железы посредством модуляции селективных протеаз. Канцерогенез. 2006 г.; 27:32–42.

24. Чанг К.С., Е К.Н., Хсу Дж.Т., Ян Ю.Ю., Чен Л.В., Куо С.Ф. и др. Аналог витамина D, MART-10, подавляет потенциал метастазирования посредством подавления эпителиально-мезенхимального перехода в раковых клетках поджелудочной железы. Рак Летт. 2014; 354: 235–244.

25. Лю Т., Чжан Л., Джу Д., Сун С.К. Передача сигналов NF-κB при воспалении. Сигнальный преобразователь Target Ther. 2017; 2:17023.

26. Юань Ф.Н., Валияпарамбил Дж., Вудс М.С., Тран Х., Пант Р., Адамс Дж.С. и соавт. Передача сигналов витамина D регулирует пролиферацию оральных кератиноцитов in vitro и in vivo . Int J Oncol. 2014; 44:1625–1633.

27. Фишер К.Д., Агравал Д.К. Витамин D, регулирующий индуцированный TGF-β эпителиально-мезенхимальный переход. Дыхание Рез. 2014; 15:146.

28. Lopes N, Carvalho J, Durães C, Sousa B, Gomes M, Costa JL, et al. 1α,25-дигидроксивитамин D 3 индуцирует экспрессию de novo E-кадгерина в трижды негативных клетках рака молочной железы путем деметилирования промотора CDh2 . Противораковый рез. 2012 г.; 32:249–257.

29. Larriba MJ, García de Herreros A, Muñoz A. Витамин D и эпителиально-мезенхимальный переход. Стволовые клетки 2016; 2016:6213872.

30. Fujita T, Yumoto H, Shiba H, Ouhara K, Miyagawa T, Nagahara T, et al. Ирсогладина малеат регулирует функцию эпителиального барьера в эпителиальных клетках десны человека, стимулированных фактором некроза опухоли-α. J Периодонтальная Рез. 2012 г.; 47:55–61.

31. Halldorsson S, Gudjonsson T, Gottfredsson M, Singh PK, Gudmundsson GH, Baldursson O. Азитромицин поддерживает целостность эпителия дыхательных путей во время инфекции Pseudomonas aeruginosa . Am J Respir Cell Mol Biol. 2010 г.; 42:62–68.

32. Карайол Н., Кэмпбелл А., Вашье И., Мейнпрайс Б., Буске Дж., Годар П. и др. Модуляция экспрессии кадгерина и катенинов фактором некроза опухоли-α и дексаметазоном в клетках бронхиального эпителия человека. Am J Respir Cell Mol Biol. 2002 г.; 26:341–347.

33. Yi JY, Jung YJ, Choi SS, Chung E. TNF-альфа подавляет E-кадгерин и сенсибилизирует ответ на γ-облучение в клетках Caco-2. Лечение рака. 2009 г.; 41:164–170.

34. Сайто Т., Йошида К., Мацумото К., Саеки К., Танака Ю., Онг С.М. и др. Воспалительные цитокины вызывают снижение экспрессии Е-кадгерина и морфологические изменения в клетках MDCK. рез. вет. 2014; 96: 288–291.

35. Vandooren J, Van den Steen PE, Opdenakker G. Биохимия и молекулярная биология желатиназы B или матриксной металлопротеиназы-9(ММП-9): следующее десятилетие. Crit Rev Biochem Mol Biol. 2013; 48:222–272.

36. Джи С., Чой Ю. Диагностика периодонтита по месту оказания медицинской помощи с использованием слюны: технически осуществимая, но все еще сложная задача. Front Cell Infect Microbiol. 2015 г.; 5:65.

37. Ким Х.Д., Шин М.С., Ким Х.Т., Ким М.С., Ан Ю.Б. Начальный периодонтит и молекулы слюны у взрослых корейцев: ассоциация и возможность скрининга. Дж. Клин Пародонтол. 2016; 43:1032–1040.

38. Hayden MS, Ghosh S. Регуляция NF-κB цитокинами семейства TNF. Семин Иммунол. 2014; 26: 253–266.

39. Чжао Б., Ли Р., Ян Ф., Ю Ф., Сюй Н., Чжан Ф. и др. Индуцированное ЛПС снижение рецепторов витамина D в оральных кератиноцитах связано с красным плоским лишаем полости рта. Научный представитель 2018 г.; 8:763.

40. Janjetovic Z, Zmijewski MA, Tuckey RC, DeLeon DA, Nguyen MN, Pfeffer LM, et al.