Задание 21 ЕГЭ по русскому языку
Оглавление:
- Постановка тире и двоеточия
- Тире ставится между подлежащим и сказуемым:
- Тире при приложении
- Знаки препинания при прямой речи.
- Постановка тире в бессоюзном сложном предложении
- Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении
- Когда ставится запятая
- Смотрите наши видео
Задание № 21 теста ЕГЭ может быть сформулировано тремя способами:
1) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
2) Найдите предложения, в которых
3) Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Приведём пример задания:
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Я люблю дорогу. (2)Дорога – это постоянная новизна впечатлений. (3)Дорога как жизнь: она всегда ведёт в будущее. (4)Радостно ощущать, что тебя что-то впереди ожидает. (5)«Вечное юное любопытство является ценнейшим в жизни качеством», – говорил Ромен Роллан.
(6)Путешественники бывают разные. (7)Одних влекут самые оживлённые, людные места, других – заповедные уголки природы. (8)Одним интересно осматривать памятники старины и фотографировать достопримечательности, другим – бродить по неведомым тропинкам необъятного родного края. (9)Путешествовать в одиночку по родным просторам – хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь. (10)Отдых – это здоровые и естественные нагрузки, на которые изначально настроен наш организм.
За правильное выполнение этого задания вы получите
Какие же правила пунктуации могут встретиться при выполнении задания № 21?
к оглавлению ▴
Постановка тире и двоеточия
Тире ставится между подлежащим и сказуемым:
1) И подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным.
Сущ. – сущ.
Погода – единственное препятствие, способное помешать исполнению нашего плана.
Сущ. – вот (это) сущ.
Самое большое богатство – это труд.
2) Подлежащее выражено именем числительным, а сказуемое – именем существительным.
Числ. – сущ.
Семь – загадочное число.
Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – именем числительным.
Сущ. – числ.
Высота водонапорной башни – двадцать четыре метра.
И подлежащее, и сказуемое выражены именем числительным.
Числ. – числ.
Два и пять – семь.
3) И подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом глагола.
Инф. – инф.
Учить – ум точить.
Инф. – значит инф.
Становиться мудрей – значит всё более познавать несовершенство нашего разума и нашего восприятия.
4) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, а сказуемое – именем существительным.
Инф. – сущ.
Встретить друга – большая радость.
5) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – инфинитивом глагола.
Сущ. – инф.
Счастье – жить в гармонии с природой.
6) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – устойчивым словосочетанием.
Сущ. – фразеологизм.
Его тактика – разделяй и властвуй.
7) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, сказуемое – именем существительным, а между ними обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Инф., /п.о./, – сущ.
Установить площадь города, погрузившегося под воду, – задача фантастическая.
к оглавлению ▴
Тире при приложении
Приложение выражено именем существительным или именем существительным с зависимыми словами.
1) Тире ставится, если распространённое приложение имеет дополнительную информацию.
Сущ. – /приложение/.
Придёт апрель – /самый шумный месяц вешней воды/.
2) Тире ставится, если приложение носит пояснительный характер.
Сущ. – /приложение/.
Другое дело – /получение денег/ – точно так же встречало препятствие.
к оглавлению ▴
Знаки препинания при прямой речи.
Прямая речь – это один из способов передачи чужой речи.
Далее приведены схемы, по которым легко ориентироваться при постановке знаков препинания.
А – слова автора с большой буквы.
П – прямая речь с большой буквы.
а – слова автора с маленькой буквы.
п – прямая речь с маленькой буквы.
СЛОВА АВТОРА ПЕРЕД ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
А: «П».
А: «П…»
А: «П!»
А: «П?»
СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ
«П», – а.
«П…» – а.
«П!» – а.
«П?» – а.
СЛОВА АВТОРА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
«П, – а, – п».
«П? – а. – П».
«П! – а. – П».
«П, – а, – п!»
«П, – а: – П».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВНУТРИ АВТОРСКИХ СЛОВ
А: «П», – а.
А: «П!» – а.
А: «П?» – а.
Приведём примеры к некоторым схемам:
«Горек чужой хлеб, – говорил Данте, – и тяжелы ступени чужого крыльца».
Дети закричали: «Волк!» – и бросились врассыпную.
«Ничего себе…» – удивился Иван.
к оглавлению ▴
Постановка тире в бессоюзном сложном предложении
1) [ ] – [быстрая смена событий].
Я постучал – открыли сразу.
2) [ ] – [противопоставление].
План есть – действий нет.
3) [ ] – [сравнение].
Посмотрит – рублём одарит.
4) [условие] – [ ].
Назвался груздем – полезай в кузов.
5) [время] – [ ].
Зубы у всех были крепкие, ешь – хруст стоит.
6) [ ] – [результат].
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
7) В неполном предложении (чаще отсутствует сказуемое во второй части сложного предложения).
Куда-то пошёл, а куда – не помнит.
к оглавлению ▴
Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении
1) [ ]: [пояснение].
И вдруг произошло чудо: я попал на концерт.
2) [ ]: [ ] и увидел, что… / и услышал, что…
Я сразу догадался: мы выиграли.
3) [ ]: [причина].
Успокойтесь: рана не опасная.
4) [ ]: [ ]?
Зададим себе вопрос: растёт ли на земле зло?
Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом
1) Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то перед ними ставится ДВОЕТОЧИЕ:
ʘ: и О, и О, и О
Снег покрыл всё: и деревья, и дома, и стога сена.
2) Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится ТИРЕ:
ʘ: О, О, О – …
Всё вокруг хаты: подсолнухи, акация, сухая трава – было покрыто шершавой тканью.
3) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставится ТИРЕ:
О, О, О – ʘ.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ: в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример:
В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
к оглавлению ▴
Когда ставится запятая
1) При однородных членах.
Клёны, берёзы, осины уже сбросили листья.
2) При вводных словах, словосочетаниях и конструкциях.
Теперь, мне кажется, дела должны пойти неплохо.
3) При обращении.
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время.
4) При обособлении определений.
А он, мятежный, просит бури…
5) При обособлении приложений.
Санкт-Петербург, крупнейший научный центр нашей страны, расположен на берегах Невы.
6) При обособлении обстоятельств.
Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь.
7) При уточняющих членах предложения.
Эти книги мы нашли в нашем деревенском доме, на чердаке.
8) При прямой речи.
«Мы погуляем до обеда», – сказали дети.
9) В сложносочинённом предложении.
Величественное море к вечеру совсем утихло, и только изредка глухо вздыхало.
10) В сложноподчинённом предложении.
Я попал в дом, которого никогда не видел.
11) В бессоюзном сложном предложении.
Пришла зима, на землю лёг снег.
12) При сравнительном обороте.
Они дрожат, как осиновые листочки.
Наши преподаватели помогут вам в подготовке — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку онлайн
к оглавлению ▴
Leave A Comment