Задание 21 ЕГЭ по русскому языку

Оглавление:

  • Постановка тире и двоеточия
  • Тире ставится между подлежащим и сказуемым:
  • Тире при приложении
  • Знаки препинания при прямой речи.
  • Постановка тире в бессоюзном сложном предложении
  • Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении
  • org/ListItem»> Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом
  • Когда ставится запятая
  • Смотрите наши видео

Задание № 21 теста ЕГЭ может быть сформулировано тремя способами:

1) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

2) Найдите предложения, в которых

двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

3) Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Приведём пример задания:

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Я люблю дорогу. (2)Дорога – это постоянная новизна впечатлений. (3)Дорога как жизнь: она всегда ведёт в будущее. (4)Радостно ощущать, что тебя что-то впереди ожидает. (5)«Вечное юное любопытство является ценнейшим в жизни качеством», – говорил Ромен Роллан.

(6)Путешественники бывают разные. (7)Одних влекут самые оживлённые, людные места, других – заповедные уголки природы. (8)Одним интересно осматривать памятники старины и фотографировать достопримечательности, другим – бродить по неведомым тропинкам необъятного родного края. (9)Путешествовать в одиночку по родным просторам – хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнь. (10)Отдых – это здоровые и естественные нагрузки, на которые изначально настроен наш организм.

За правильное выполнение этого задания вы получите

один балл.

Какие же правила пунктуации могут встретиться при выполнении задания № 21?

к оглавлению ▴

Постановка тире и двоеточия

Тире ставится между подлежащим и сказуемым:

1) И подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным.

Сущ. – сущ.

Погода – единственное препятствие, способное помешать исполнению нашего плана.

Сущ. – вот (это) сущ.

Самое большое богатство – это труд.

2) Подлежащее выражено именем числительным, а сказуемое – именем существительным.

Числ. – сущ.

Семь – загадочное число.

Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – именем числительным.

Сущ. – числ.

Высота водонапорной башни – двадцать четыре метра.

И подлежащее, и сказуемое выражены именем числительным.

Числ. – числ.

Два и пять – семь.

3) И подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом глагола.

Инф. – инф.

Учить – ум точить.

Инф. – значит инф.

Становиться мудрей – значит всё более познавать несовершенство нашего разума и нашего восприятия.

4) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, а сказуемое – именем существительным.

Инф. – сущ.

Встретить друга – большая радость.

5) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – инфинитивом глагола.

Сущ. – инф.

Счастье – жить в гармонии с природой.

6) Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – устойчивым словосочетанием.

Сущ. – фразеологизм.

Его тактика – разделяй и властвуй.

7) Подлежащее выражено инфинитивом глагола, сказуемое – именем существительным, а между ними обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Инф., /п.о./, – сущ.

Установить площадь города, погрузившегося под воду, – задача фантастическая.

к оглавлению ▴

Тире при приложении

Приложение выражено именем существительным или именем существительным с зависимыми словами.

1) Тире ставится, если распространённое приложение имеет дополнительную информацию.

Сущ. – /приложение/.

Придёт апрель – /самый шумный месяц вешней воды/.

2) Тире ставится, если приложение носит пояснительный характер.

Сущ. – /приложение/.

Другое дело – /получение денег/ – точно так же встречало препятствие.

к оглавлению ▴

Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь – это один из способов передачи чужой речи.

Далее приведены схемы, по которым легко ориентироваться при постановке знаков препинания.

А – слова автора с большой буквы.

П – прямая речь с большой буквы.

а – слова автора с маленькой буквы.

п – прямая речь с маленькой буквы.

СЛОВА АВТОРА ПЕРЕД ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

А: «П».

А: «П…»

А: «П!»

А: «П?»

СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ

«П», – а.

«П…» – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

СЛОВА АВТОРА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

«П, – а, – п».

«П? – а. – П».

«П! – а. – П».

«П, – а, – п!»

«П, – а: – П».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВНУТРИ АВТОРСКИХ СЛОВ

А: «П», – а.

А: «П!» – а.

А: «П?» – а.

Приведём примеры к некоторым схемам:

«Горек чужой хлеб, – говорил Данте, – и тяжелы ступени чужого крыльца».

Дети закричали: «Волк!» – и бросились врассыпную.

«Ничего себе…» – удивился Иван.

к оглавлению ▴

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

1) [ ] – [быстрая смена событий].

Я постучал – открыли сразу.

2) [ ] – [противопоставление].

План есть – действий нет.

3) [ ] – [сравнение].

Посмотрит – рублём одарит.

4) [условие] – [ ].

Назвался груздем – полезай в кузов.

5) [время] – [ ].

Зубы у всех были крепкие, ешь – хруст стоит.

6) [ ] – [результат].

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

7) В неполном предложении (чаще отсутствует сказуемое во второй части сложного предложения).

Куда-то пошёл, а куда – не помнит.

к оглавлению ▴

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении

1) [ ]: [пояснение].

И вдруг произошло чудо: я попал на концерт.

2) [ ]: [ ] и увидел, что… / и услышал, что…

Я сразу догадался: мы выиграли.

3) [ ]: [причина].

Успокойтесь: рана не опасная.

4) [ ]: [ ]?

Зададим себе вопрос: растёт ли на земле зло?

Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом

1) Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то перед ними ставится ДВОЕТОЧИЕ:

ʘ: и О, и О, и О

Снег покрыл всё: и деревья, и дома, и стога сена.

2) Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится ТИРЕ:

ʘ: О, О, О – …

Всё вокруг хаты: подсолнухи, акация, сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

3) Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставится ТИРЕ:

О, О, О – ʘ.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ: в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример:

В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.

к оглавлению ▴

Когда ставится запятая

1) При однородных членах.

Клёны, берёзы, осины уже сбросили листья.

2) При вводных словах, словосочетаниях и конструкциях.

Теперь, мне кажется, дела должны пойти неплохо.

3) При обращении.

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время.

4) При обособлении определений.

А он, мятежный, просит бури…

5) При обособлении приложений.

Санкт-Петербург, крупнейший научный центр нашей страны, расположен на берегах Невы.

6) При обособлении обстоятельств.

Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь.

7) При уточняющих членах предложения.

Эти книги мы нашли в нашем деревенском доме, на чердаке.

8) При прямой речи.

«Мы погуляем до обеда», – сказали дети.

9) В сложносочинённом предложении.

Величественное море к вечеру совсем утихло, и только изредка глухо вздыхало.

10) В сложноподчинённом предложении.

Я попал в дом, которого никогда не видел.

11) В бессоюзном сложном предложении.

Пришла зима, на землю лёг снег.

12) При сравнительном обороте.

Они дрожат, как осиновые листочки.

Наши преподаватели помогут вам в подготовке — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку онлайн

к оглавлению ▴

Смотрите наши видео

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «Задание 21 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 08.03.2023

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2023: теория и практика

Русский язык Математика (профиль) Математика (база) Обществознание История Биология Физика Химия Английский язык Информатика Литература

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25 Задание 26 Задание 27

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 32.3%
Ответом к заданию 21 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.

Разбор сложных заданий в тг-канале

Посмотреть

Задачи для практики

Задача 1

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.

Решение

1 — тире между подлежащим и сказуемым, 4 — приложение, 7 — неполное предложение, 8 — неполное предложение, 9 — БСП

Ответ: 78

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 2

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Частушки — один из самых молодых фольклорных жанров, это небольшие стихотворные тексты из четырёх (реже двух, трёх или шести) рифмованных стихов. (2)Частушка отдалённо напоминает форму анекдота: то же обыденное, ничего не предвещающее начало и неожиданная концовка. (3)Иногда никакой связи между двумя половинками частушки нет, и благодаря этому создаётся комическое впечатление: «На углу стоит аптека. // Любовь сушит человека». (4)Одни учёные считают, что частушка родилась ещё в XVII–XVIII веках; другие убеждены, что частушка появилась не раньше середины XIX века, поскольку литература использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют на тот момент. (5)Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин пересказал в стихах народные сказки, широко использовал многие жанры фольклора Н. Некрасов, но никто из них не вспомнил частушку. (6)Она появляется только в произведениях XX века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников. (7)Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и события местного значения.

Решение

2 — БСП, 3 — цитирование, 6 и 7 — двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово

Ответ: 67

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 3

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Радуга, или разложенный солнечный свет, как утверждал Ньютон, состоит из семи самостоятельных цветов, расположенных в определённом порядке. (2)Он ввёл понятие цветовой модели, которая получила название «цветового круга Ньютона». (3)Однако не все согласны с тем, что существует семь цветов спектра. (4)Леонардо да Винчи полагал, что их пять. (5)Некоторые современные исследователи пришли к выводу, что их четыре. (6)Классическим (в физике) считается семицветие Ньютона. (7)Художники считают голубой цвет не самостоятельным, а разбавленным синим, поэтому традиционно в живописи основными признаются шесть цветов.

Решение

1 — приложение, вводная конструкция, ПО;
2 — СПП
3 — СПП
4 — СПП
5 — СПП
7 — ОЧП, СПП

Ответ: 23457

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 4

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Столица Великобритании — город богатых культурных традиций. (2)Самый старый и большой из его музеев — Британский музей. (3)Здесь собрана огромная коллекция памятников древности. (4)Столица морской державы, естественно, располагает крупным Морским музеем в Гринвиче. (5)Большие художественные ценности принадлежат Национальной галерее — в её экспозиции находятся полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса, Гойи, Рубенса. (6)В залах английского искусства — полотна Хогарта, Гейнсборо, Констебла, Тёрнера. (7)Эпицентр всей общественной жизни города — район Сити, своеобразный город в городе, где есть свой лорд-мэр, а также своя полиция, которую легко узнать по гребню на каске и золотым пуговицам мундиров.

Решение

В предложениях 1, 2 и 7 ставится тире между подлежащим и сказуемым; 5 — БСП; 6 — неполное предложение

Ответ: 127

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 5

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Драконы занимают наше воображение по многим причинам. (2)Во-первых, драконы — это единственные существа, которые умеют стрелять, а проще говоря, плеваться огнём. (3)Вторая особенность драконов — их умение летать. (4)В Азии рассказывают о великодушных драконах: уважение и щедрые приношения — вот всё, что им нужно. (5)А в Европе живут огнедышащие драконы, которые требуют человеческих жертв. (6)Как правило, на Востоке драконов чтят, а на Западе — боятся. (7)Мы мало знаем о них, и поэтому нам остаётся одно — заглядывать в древние рукописи, собирать народные сказания или верить рассказам тех, кто утверждает, будто встречался с ними наяву.

Решение

2 — тире между подлежащим и сказуемым (драконы — это существа)
3 — тире между подлежащим и сказуемым (особенность — умение летать)
4 — тире после ряда однородных членов
6 — неполное предложение (опущено второе слово «драконов»)
7 — тире в БСП: 1) остаётся одно — 2) заглядывать, собирать или верить

Ответ: 23

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 6

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Мы привыкли к слову «кремль», впервые оно упоминается в летописи XIV века, но происхождение его до сих пор не разгадано. (2)Вполне возможно, что корни у него русские, а значение — «крепость внутри города». (3)Московский Кремль, построенный в XV веке, ни разу не смогли взять штурмом, он был одной из лучших крепостей Европы и самой большой по площади. (4)Существует легенда, что при его строительстве использовали план Микеланджело. (5)Главная кремлёвская башня — Спасская — соединяет Кремль с Красной площадью, через неё въезжали в Кремль государи, отсюда совершался торжественный крестный ход в дни праздников. (6)Достопримечательность башни — куранты, занимающие 3 этажа и весящие 25 тонн. (7)Куранты — говорящие часы с боем и музыкой, в разное время они звучали по-разному: в XVIII веке исполняли песню «Ах, мой милый Августин», а после революции их «научили» «Интернационалу» и «Вы жертвою пали…».

Решение

В предложениях 2, 6 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым (т.к. подлежащее и сказуемое выражены формой именительного падежа существительного)

Ответ: 267

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 7

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В 1863 году на греческом острове Самофракия были найдены около ста обломков, из которых была восстановлена фигура Ники, богини Победы. (2)В древности она стояла в святилище на цоколе в виде носа корабля, установленного в бассейне с водой. (3)Крылатая Ника словно приземлилась на корабль, принеся победу в морском бою. (4)Размах её крыльев около двух метров, перья на крыльях хорошо прорисованы. (5)Тонкая ткань высоко подпоясанного хитона облегает тело, показанное в стремительном движении. (6)Несмотря на утраты, Ника Самофракийская стала одним из самых любимых произведений Античности, символом великого взлёта греческой культуры. (7)В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дарю галереи Денон в Лувре.

Решение

1 — СПП [ ], (из которых)
1 — приложение: Ники (а именно), богини Победы
2 — причастный оборот: корабля (какого?), установленного в бассейне с водой
3 — деепричастный оборот: приземлилась (что сделав?), принеся победу в морском бою

4 — БСП [размах около двух метров], [перья прорисованы]
5 — причастный оборот: тело (какое?), показанное в стремительном движении
6 — обособленное дополнение (несмотря на),
6 — однородные члены предложения: стала одним из произведений, символом

Ответ: 25

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 8

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Языковая норма, опираясь на традиции и авторитет и оперируя понятиями «хорошо — плохо», «допустимо — недопустимо», «культурно — некультурно», выбирает одно и отвергает другое. (2)Она складывается в результате сложных исторических процессов. (3)В общенародный язык вторгаются формы из разных слоёв языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, неологизмы. (4)Одни языковые элементы представляются допустимыми, другие — «неправильными». (5)Эти представления интуитивны: человек не задумывается о причинах своих оценок. (6)Он твёрдо знает: так говорить можно, а так нельзя. (7)Например, в одном рассказе К. Г. Паустовского маленькая деревенская девочка поёт: «Так во время воздушной трявоги // Народилась красавица дочь», а её подруга, не изучавшая основ культуры речи, насмешливо комментирует: «Темнота! Надо говорить — тревоги, а не трявоги».

Решение

3 — однородные члены предложения
5 — БСП [представления интуитивны] : [человек не задумывается]
6 — БСП [он знает] : [так можно]
7 — прямая речь

Ответ: 56

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 9

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Медуза — смертная горгона, чьё имя в переводе означает «стражница». (2)В одних мифах говорится, что только одна из трёх сестёр горгон могла взглядом превращать людей в камень, в других сказано, что все три сестры обладали такой силой. (3)Сёстрам горгоны Медузы — Сфено и Эвриале — было предназначено разделить её ужасную судьбу. (4)Обе эти горгоны были бессмертными и в некоторых вариантах мифа менее отвратительными, чем их сестра. (5)Имя Сфено в переводе означает «могучая», а Эвриала — «далеко прыгающая». (6)Вход в мрачное логово горгон был усыпан обломками каменных статуй — окаменевших останков тех, кто стал жертвой страшного взора горгоны Медузы. (7)Но не только люди, даже животные превращались в камень, когда на них смотрело это ужасное чудовище.

Решение

В предложениях 3 и 6 посредством тире выделяются приложения.

Ответ: 36

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 10

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Реставрация — это сложный и длительный процесс, требующий специальных навыков. (2)Реставраторы имеют узкую специализацию: одни занимаются восстановлением скульптуры, другие реставрируют произведения на бумажной основе, третьи занимаются темперной живописью, а четвёртые — масляной, причём часто какого-то определённого времени. (3)Существует два основных вида реставрации: «антикварный» и «музейный», отличающиеся самим принципом подхода к восстановлению произведения. (4)Так, «антикварной» реставрацией произведению возвращается «товарный» вид, дорабатываются недостающие детали, а при «музейной» реставрации произведение бережно «вылечивается», а не заново делается. (5)Правда, в исключительных случаях всё же восстанавливают некоторые утраченные части памятника. (6)Но подходить к этому надо очень осторожно: «сотворчество» с автором может привести к тому, что живое произведение превратится в бездушный макет. (7)Так что правильная реставрация — это не «доделывание», а лечение.

Решение

1 — тире между подлежащим и сказуемым (Реставрация — это процесс)
2 — тире в неполном предложении (одни занимаются восстановлением, другие реставрируют произведения, третьи занимаются темперной живописью, а четвёртые — (пропущено сказуемое «занимаются») масляной)
7 — тире между подлежащим и сказуемым (реставрация — это не «доделывание», а лечение)

Ответ: 17

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 11

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Мы пришли в долину в сумерках — ничего не успели разглядеть. (2)А утром вдруг видим: нет в долине ни синих озёр, ни золотых песчаных берегов, ни красных холмов — ничего, только цветы. (3)– Плохо, — сказали чабаны, — мёртвая долина, скоро всё сгорит от жары и овцам нечего будет есть. (4)Скоро вершина горы из белой стала бурой — сошёл последний снег. (5)Из бурой стала зелёной — земля покрылась травой. (6)И, наконец, золотой — это на самую вершину поднялись первые лютики. (7)А скоро среди зелени и лютиков зажглись красные фонарики маков — главного украшения летних гор!

(По Н. Сладкову)

Решение

1 — БСП (мы пришли — не успели разглядеть)
2 — обобщающее слово после ряда однородных (ни озер, ни берегов, ни холмов — ничего)
3 — прямая речь
4 — БСП (вершина стала бурой — сошел снег)
5 — БСП (стала зеленой — земля покрылась)
6 — БСП (золотой (неполное предложение, опущено «стала») — поднялись лютики
7 — приложение (маков — украшения)

Ответ: 1456

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 12

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кропотливый труд Аполлинария Васнецова вскоре дал отличные результаты: его этюды и полотна озарились солнцем, в них появилась атмосфера. (2)Так, на картине «Ахтырка. Вид усадьбы» живописец изобразил тихий уголок помещичьей усадьбы. (3)На невысоком холме, сразу за деревьями, виднеется сияющий своей белизной барский дом. (4)Напротив него, отражаясь в воде, стоит небольшая белокаменная пристань. (5)Всё в пейзаже проникнуто покоем, солнцем и радостью созерцания прекрасного летнего дня. (6)Эту работу Аполлинарий написал, когда жил на даче, которую снимал его брат Виктор. (7)Братья часто бывали в Абрамцеве, гуляли в его окрестностях, работали на пленэре.

Решение

1 — БСП [этюды и полотна озарились], [появилась атмосфера]
2 — вводное слово (так)
3 — уточнение (на невысоком холме (где именно?), сразу за деревьями,…)
4 — деепричастный оборот (отражаясь в воде)
5 — однородные члены предложения (покоем, солнцем и радостью)
6 — СПП (когда…), (которую…)
7 — однородные члены предложения (бывали, гуляли, работали)
Запятые ставятся по одному правилу в предложениях 5 и 7

Ответ: 57

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 13

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Главное отличие гуаши от акварели — наличие белил: при изготовлении в краску вводят свинцовые, титановые, баритовые белила. (2)Из-за этого она и приобретает свою главную особенность — непрозрачность и великолепную кроющую способность, то есть свойство краски полностью перекрывать другую, даже более тёмную, не давая ей возможности просвечивать. (3)Поэтому гуашью легко работать. (4)Не понравилось, как получилось, — можно переделать, стоит всего лишь положить поверх неудачной краски новую. (5)В этом гуашь напоминает масляную живопись, но высыхает она гораздо быстрее. (6)Произведения, выполненные гуашью, напоминают и пастельную живопись: после высыхания гуашевые краски приобретают такую же матовость и бархатистость, однако меловая пыль пастели в гуаши отсутствует. (7)Получается, что гуашь — техника уникальная, не похожая ни на одну другую и вместе с тем соединившая качества многих.

Решение

В предложениях 1 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым (т. к. подлежащее и сказуемое выражены формой именительного падежа существительного)

Ответ: 17

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 14

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Сергей Александрович стоял, оглядывая даль. (2)Он чувствовал: эта окружающая его бедная, тихая жизнь дорога и близка ему. (3)Сколько удовлетворения испытывал он, отдавая на служение ей все силы. (4)И он думал о сотнях рассеянных по широкой русской земле безвестных работников, делающих в глуши своё трудное дело. (5)Да, ими уже сделано кое-что, они могут указать на плоды своего дела. (6)И благодарность к этим людям шевельнулась в нём. (7)Он почувствовал, что никогда не забудет их.

Решение

1 — деепричастный оборот
2 — однородные члены предложения
3 — деепричастный оборот
4 — причастный оборот
5 — БСП
7 — СПП

Ответ: 13

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 15

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Братья Гримм — немецкие сказочники, лингвисты, отцы-основатели германской филологии. (2)Золушка, Рапунцель, Спящая красавица — эти персонажи, созданные великими писателями, известны всем, а некоторые и вовсе стали именами нарицательными. (3)Однако сказки — лишь часть невероятного объёма работ, который проделали братья в сфере литературы и лингвистики. (4)Изданная братьями после 20 лет работы первая книга «Немецкой грамматики» — в своё время сенсация в научном сообществе — стала основой для всех последующих исследований германских языков. (5)И всё же главный труд братьев — «Немецкий словарь». (6)Томас Манн через сто лет назовёт «Словарь» «героическим делом», «филологическим монументом». (7)«Этот словарь для меня не просто справочник, а любимое чтение, которому я могу целиком отдаваться целыми часами», — признаётся он.

Решение

В предложениях 1,3 и 5 тире ставятся между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. падеже.

Ответ: 135

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 16

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В мастерской, изображённой на картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец», всё соответствует правилам: свет, местоположение художника и модели. (2)Обратите внимание: юный живописец сидит не за столом, а у специального устройства — мольберта. (3)Это одно из самых необходимых для художника приспособлений, так как невозможно правильно передать пропорции, если холст или другая основа для живописи лежит на столе. (4)Мольберты изготавливаются из разных пород дерева: сосны, ореха, но лучше всего из бука — это дерево твёрдое и надёжное. (5)Что ещё, кроме мольберта, необходимо в мастерской? (6)Во-первых, шкафы для хранения материалов, холстов, бумаги, рам и так далее. (7)Нужен также и натюрмортный фонд, который может состоять из антикварных вещей: цветных роскошных драпировок, старинной мебели, оружия и изящных ваз.

Решение

1 — двоеточие перед рядом однородных (всё: свет, местоположение)
2 — БСП (обратите внимание: живописец сидит)
4 — двоеточие перед рядом однородных (разных пород дерева: момны, ореха, бука)
7 — двоеточие перед рядом однородных (вещей: драпировок, мебели, оружия, ваз)

Ответ: 147

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 17

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На протяжении миллионов лет звёздное небо неудержимо влекло человека своей таинственной неизведанностью. (2)Древние люди были абсолютно уверены: всё происходящее на Земле ниспослано небом. (3)А так как в те далёкие времена ещё не было ни календарей, ни часов, то наши предки учились ориентироваться как в пространстве, так и во времени, «читая» звёздное небо. (4)О периоде, когда были зафиксированы первые созвездия, равно как и о том, как определялись их очертания, никаких исторических свидетельств нет. (5)И всё-таки есть определённые основания полагать: первые созвездия были «найдены» народами, населявшими долины рек — Нила, Тигра и Евфрата. (6)Современные учёные утверждают: «Это вполне закономерно, потому что воздух там гораздо прозрачнее, ночи — темнее и чище, а звёзды — ярче, чем в северных регионах». (7)Найденные при археологических раскопках в долине Евфрата клинописные таблицы дают возможность утверждать: деление неба на созвездия существовало ещё за 2 500 лет до нашей эры.

Решение

2 — БСП (люди были уверены: всё ниспослано)
5 — БСП (есть основания полагать: созвездия были найдены)
6 — прямая речь (А: «Пр».)
7 — БСП (таблицы дают возможность утверждать: деление существовало)

Ответ: 257

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 18

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В своих долгих поездках я видел много интересных мест: мощные водопады, голубые озёра, глубокие ущелья… (2)Но самой близкой для меня навсегда осталась средняя полоса России: Владимир, Кострома, Суздаль, Переславль-Залесский. (3)Явственно помню свои ощущения от Сергиева Посада. (4)Так иногда бывает: увидишь какую-нибудь улочку и вдруг вспомнишь, что уже видел что-то подобное. (5)Здесь всё: золото куполов, звон колоколен, белая пена черёмухи — напоминало о мире детства. (6)Я даже подумал: «Это похоже на сон». (7)Этот удивительный город завладел моим сердцем сразу и навсегда.

Решение

1 — двоеточие перед рядом однородных (много интересных мест: водопады, озёра, ущелья)
2 — двоеточие перед рядом однородных (средняя полоса России: Владимир, Кострома, Суздаль, Переславль-Залесский)
4 — БСП (так бывает: увидишь и вспомнишь)
5 — двоеточие перед рядом однородных (всё: золото, звон, пена)
6 — прямая речь (Я даже подумал: «Это похоже на сон»)

Ответ: 125

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 19

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К концу XVII века в Италии появляется новый живописец — Алессандро Маньяско. (2)Генуэзец Маньяско — фантаст и романтик. (3)Природа, люди — всё у Маньяско похоже на мираж. (4)Излюбленный им тип композиций — пространственный пейзаж с маленькими фигурами. (5)Пейзажи представляют берега бушующего моря, лесные чащи, горы; фигуры — таинственных странствующих монахов, бродяг, цыган. (6)Живопись Маньяско темна, но вместе с тем воздушна. (7)Его монохромность — это какая-то искристая темнота.

Решение

1 — приложение (появляется живописец — Алессандро Маньяско)
2 — тире между подлежащим и сказуемым (Генуэзец Маньяско — фантаст и романтик)
3 — тире после ряда однородных (природа, люди — всё похоже)
4 — тире между подлежащим и сказуемым (тип — пейзаж)
5 — неполное предложение, тире стоит вместо сказуемого «представляют» (пейзажи представляют берега, чащи, горы; фигуры — монахов, бродяг, цыган)
7 — тире между подлежащим и сказуемым (монохромность — темнота)

Ответ: 247

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 20

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. (2)Соболько вертелся около меня, словно предчувствуя какую-нибудь поживу. (3)Дождь уже прошёл, и по небу неслись разорванные облака, роняющие редкие капли. (4)А потом показалось и солнце, горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась. (5)Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка. (6)Наверное, так хорошо может быть только в таком глухом лесном уголке. (7)Весело горит яркий огонёк, начинает припекать горячее солнце, глазам больно смотреть на сверкающую даль чудного озера.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Решение

1 — деепричастный оборот
2 — деепричастный оборот
3 — ССП, причастный оборот
4 — уточнение
5 — однородные члены предложения
6 — вводное слово
7 — БСП

Ответ: 12

Показать решение

Бесплатный интенсив

Показать еще

Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.

Включить уведомления

Бесплатный интенсив по русскому языку

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.


Курс стартует 28 марта. Бесплатный интенсив

Запад-2021: чего ждать от российских стратегических военных учений

Запад -2021 не просто близится. Это уже здесь. «Запад », что означает «запад», — это стратегические командно-штабные учения России, запланированные на 10–16 сентября. Эти учения сосредоточены на Западном военном округе России и Беларуси и включают районы, находящиеся под контролем Объединенного стратегического командования Северного флота. Стратегические учения этого типа являются завершающими учебными мероприятиями для российских военных и проходят ежегодно (с 2009 г. ) между запад (запад), восток (восток), центр (центр) и Кавказ (Кавказ). Следовательно, Запад происходит раз в четыре года. Каждое учение сосредоточено на одном из этих стратегических направлений и проводится Объединенным стратегическим командованием этого военного округа. Запад сочетает в себе военную подготовку для региональной или крупномасштабной войны, демонстрацию возможностей и политические сигналы.

Ежегодные стратегические учения, такие как Запад позволяют Генеральному штабу России развивать оперативные концепции, проверять интеграцию российских военных и гражданских лиц, экспериментировать со структурой сил, мобилизацией резервов или тыловыми элементами. С годами Запад стал более рутинным, но он остается важной демонстрацией военной мощи, направленной на поддержание доверия к Вашингтону. Несмотря на то, что российские военные считают себя относительно слабыми в региональной или крупномасштабной войне с НАТО, Запад предназначен для передачи потенциальных затрат и рисков эскалации такого конфликта. Учения этого года также продемонстрируют способность России защищать свои интересы в Беларуси и размещать на территории страны значительную военную мощь.

 

Стать участником

 

Запад -2021 будет больше, чем итерация 2017 года. Это происходит на фоне политического кризиса в Беларуси и продолжающегося противостояния России и НАТО, вылившегося в усиление военных учений, развертываний и активности в Европе. В то время как российские учения часто вызывают чувство предчувствия и беспокойства у государств-членов НАТО на их границах, «Запад -2021» не стал объектом той же сенсации в СМИ, которая была характерна для освещения летом 2017 года. Российские военные ранее использовали учения для отработки военных планов против конкретных соседей (российско-грузинская война 2008 года) и для маскировки крупных переброски войск для захвата Крыма в 2014 г. Пиковым временем для ежегодных российских военных учений исторически была осень. Однако в последние годы наблюдается более круглогодичный подход к учениям, а также более высокий уровень готовности сил.

Крупные учения действительно требуют бдительности и осторожности, но они также открывают возможности для западных аналитиков и спецслужб. Такие учения, как «Запад », предоставляют полезную информацию о состоянии российских вооруженных сил и способности Москвы создавать и развертывать боевые силы в регионе, вызывающем наибольшую озабоченность у американских планировщиков, а также об эволюции сил и средств, оперативных концепций и интеграции во всем мире. сила. С годами Запад становится все более и более сценарным событием, многие движения которого заранее планируются и отрабатываются заранее, и эволюционировало, чтобы включать в себя подготовительную деятельность, предварительную расстановку сил и учения в июле и августе, которые ведут к Главное событие сентября. Тем не менее учения остаются полезным моментальным снимком для тех, кто регулярно наблюдает за развитием российской армии и оценивает возможности государства по мобилизации, формированию резервов, обеспечению материально-технической поддержки крупных формирований и т. д.

Что происходит в день Z?

Сценарий учений включает противостоящую «западную» коалицию против совместных российско-белорусских сил. В число имитируемых противников обычно входят соседние государства-члены НАТО, которых поддерживают Соединенные Штаты. В 2017 году противники в учениях под названием «Вейшнория», «Лубения» и «Весбария», призванные представлять Литву, Латвию и Польшу, стремились разделить Беларусь и аннексировать ее северо-западные регионы.

Белорусские официальные источники представили сценарий на 2021 год: По мере ухудшения военно-политической ситуации в Европе, западные государства обращают внимание на Беларусь, и, не сумев дестабилизировать Беларусь невоенными средствами, эта западная коалиция решает использовать силой для достижения своих политических целей. Российско-белорусская северная коалиция должна заставить эту западную группировку прекратить боевые действия на приемлемых условиях. В этом году в состав западной коалиции входят государства Нярис, Помория и Заполярная республика, а также так называемые террористические организации. Это интересное развитие. В то время как Нярис, по-видимому, представляет Литву, а Помория, вероятно, заменяет Польшу, Полярная республика, вероятно, предназначена для представления Норвегии или другого скандинавского государства, предвещая значительную роль в Запад -2021 для Объединенного стратегического командования Северного флота России. Запад -2021 пройдет по всей Беларуси на пяти полигонах в Бресте, Барановичах, Домановском, Обуз-Лесновском, Ружанском и районе Гродно. Многие из этих ареалов находятся на западе Беларуси, недалеко от границы с Польшей и Литвой. Будут задействованы еще девять полигонов в России, и Северный флот также сыграет важную роль в этих учениях.

Учения обычно состоят из двух этапов. В первые три дня российские силы имитируют интервенцию НАТО в Беларусь, на которую Россия и Беларусь реагируют сообща. Упражнение, по сути, представляет собой встречу. Этот сегмент проверяет способность России поднимать подразделения в боевую готовность, мобилизовать резервы и развертывать боевые части в зоне боевых действий (учебных полигонах) в условиях имитации крупномасштабных воздушно-космических атак США и НАТО с нескольких стратегических направлений. Одной из основных задач на этом этапе является отражение и парирование стратегической воздушно-космической атаки НАТО как на российские силы, так и на критически важную инфраструктуру на территории России. Российские соединения должны покинуть свои гарнизоны, в то время как силы быстрого реагирования, такие как воздушно-десантные, имитируют фланговые атаки на раздробленном фронте. Эта часть учений проверяет отношения командования и управления, логистику и перевод экономики на рельсы военного времени. Задействованы крупные резервные формирования, а военные округа отрабатывают координацию важнейших функций гражданской поддержки. На этом этапе российские силы не просто развертываются и обороняются, но и проводят продолжительные контратаки, стремясь дезорганизовать и подорвать наступательную операцию противника с помощью обычных ударов и электронных атак.

На втором этапе общевойсковые российские силы «стабилизируют» ситуацию в ответ на кризис. Здесь будет проверена способность Объединенного стратегического командования Западного военного округа управлять войсками на театре военных действий, а Генеральный штаб будет координировать и проводить стратегические операции. Российские сухопутные войска будут имитировать маневренную оборону, унижая наступательные силы и втягивая их в огневые котлы или котлы, а затем переходят в контрнаступление. Российские силы стратегического сдерживания будут имитировать удары по важнейшим объектам на театре военных действий, а также по инфраструктуре в противоборствующих государствах. Они призваны продемонстрировать способность российских вооруженных сил нанести существенный ущерб обычными средствами и заставить противника отказаться от конфликта. Главной целью является ослабление способности и воли противника вести военную кампанию. ВМФ России отработает уничтожение надводных и авианосных ударных группировок противника, отражение морских десантов и нанесение дальних ударов по наземной инфраструктуре. Подразделения ВДВ будут прибывать для усиления передовых соединений, формирования батальонных тактических групп и проведения рейдов или фланговых действий для удержания оперативно важных позиций.

Хотя Запад формально рассчитан на неделю, подготовка проводится заранее, а места для тренировок выбираются в начале года. В этом году маневренные соединения и подразделения тылового обеспечения были развернуты на полигонах особенно рано, примерно за два месяца. Большая часть этих подготовительных мероприятий уже проводилась в июле и августе. Месяцы учений объединенных команд превращают все мероприятие не столько в крупномасштабную проверку готовности, сколько в событие, регламентированное или запланированное по своему характеру. Приблизительно 2500–3500 российских военнослужащих были развернуты на полигонах в Беларуси перед учениями, а другие подразделения перебрались на соответствующие полигоны в Западном военном округе России. Командующий Западным военным округом России заявил в прошлом месяце, что его подразделения «завершают подготовку к крупному учебному мероприятию этого года», добавив, что «уже проведены совместные командно-штабные учения, а также серия специальных учений по видам комплексной подготовки». материально-техническое обеспечение, в том числе три на территории Беларуси». Таким образом, что представляет собой 9Сегодняшние учения 0003 «Запад » — это не внезапная или интенсивная стресс-проверка российской военной системы, а месяцы боевых действий, перебросок войск и учений.

На что обратить внимание в этом упражнении

Встречное столкновение в Беларуси, ставшее результатом политического кризиса, является российским эквивалентом балтийского высококлассного боя для специалистов по планированию НАТО. Сценарий может показаться западным наблюдателям нереалистичным, но он не более неправдоподобен, чем опасения, что Россия попытается захватить Сувалкский проход в Литве. С российской точки зрения Беларусь расположена на Смоленском оперативном направлении (в пределах западного стратегического направления), прикрывая так называемые «Смоленские ворота» на пути к Москве. Кратчайший наземный маршрут из Европы в Москву проходит через Беларусь. (С другой стороны, кратчайший наземный путь из России к ее войскам в Калининграде на самом деле не проходит через Сувалкский ущелье.) Запад не является ни оборонительным, ни наступательным. Это политические характеристики, которые не имеют большой аналитической ценности при оценке военных учений. Российские оперативные концепции включают как наступательные, так и оборонительные элементы.

Российский генеральный штаб обеспокоен тем, что он назвал западной стратегией «троянского коня»: сначала использование непрямых средств для дестабилизации страны, затем использование передовых обычных средств для паралича вооруженных сил, нанесение массированных авиаударов по критически важной инфраструктуре и быстрое достичь целей войны. Российская военная цель состоит в том, чтобы убедить возглавляемую США коалицию в том, что она не может добиться решающей победы на раннем этапе и что война приведет к значительным военным или экономическим издержкам, наряду с вероятной ядерной эскалацией. Русское мышление основано на вере в то, что Россия может увеличить издержки до уровня, который перевесит желаемые выгоды, особенно в борьбе за Беларусь. Учения 2021 года могут имитировать калиброванное применение обычных и нестратегических ядерных вооружений, чтобы справиться с эскалацией и заставить противоборствующую коалицию вести переговоры.

В этом году Россия будет стремиться продемонстрировать достижения в координации между родами войск и отдельными родами войск, а также в способности сил выставлять совместные формирования оперативного уровня. Российские военные продолжают улучшать обеспечение боевой службы и материально-технические возможности для перемещения и поддержки крупных соединений сухопутных войск. После «Запад-2017» структура российских войск расширилась — например, в Калининграде была создана 18-я дивизия, а новые дивизии формируются на базе существующих бригад. Даже если Запад -2021 повторяет стандартный сценарий, некоторые формации участников будут новыми. Российские воздушно-десантные бригады продолжат эксперименты с соединениями «нового типа» и разработку аэромобильных концепций.

Кроме того, новые подразделения радиоэлектронной борьбы, беспилотники и разведывательные подразделения получили широкое распространение на уровне батальона и роты, добавляя возможности для электронной поддержки и атаки. Следовательно, Генеральный штаб будет следить за тем, чтобы эти возможности согласовывались с оперативными концепциями их применения и в какой степени уроки боевого опыта в Сирии и Украине эффективно учитывались при обучении всех сил. Совсем недавно решающая победа Азербайджана в Нагорно-Карабахской войне 2020 года произвела впечатление на российских военных. Основное внимание будет уделено борьбе с угрозой, которую представляют собой дистанционно управляемые самолеты, барражирующие боеприпасы и рои беспилотников.

Многие элементы учений строго расписаны, особенно те, которые запланированы на день, когда на них приедет президент Владимир Путин. В целом российское военное руководство стремилось все больше отходить от военно-театральных аспектов учений в сторону более реалистичных форм подготовки, «нестандартных» решений тактических сценариев, меньшего количества сценарных событий и более сложных целей или технических средств имитации противника. возможности. К сожалению, во время стратегических командно-штабных учений, которые являются наиболее «штатными» военными мероприятиями года, это не очень заметно. Видео начальника Генштаба РФ, недавно осматривающего учения Западного военного округа накануне 9-го0003 Запад предполагают, что подразделения тренируются за недели и месяцы вперед, чтобы выполнить задачи, которые они будут выполнять во время учений.

Проблемы с Беларусью

Отношения России с Беларусью меняются в связи с политическим кризисом в Минске, волнами протестов в 2020 и 2021 годах и репрессивной реакцией белорусского государства. Режим президента Александра Лукашенко находится в режиме выживания, не в силах натравить Россию и Запад друг против друга. Европейские соседи поддержали внутреннюю политическую оппозицию Лукашенко, не оставив ему другого выбора, кроме как прочнее закрепиться в сфере влияния России. Следовательно, в отличие от Запад -2017, когда Беларусь пыталась выступить жертвой прерогатив безопасности России, в 2021 году эта игра невозможна. Минск заинтересован в расширении российского присутствия в качестве демонстрации поддержки режима.

С 2020 года российские силы проводят серию совместных учений с Беларусью и сохраняют регулярное присутствие в стране. Москва также подписала соглашения о совместном воздушном патрулировании и учебных центрах. Усилия России по созданию совместного учебного центра противовоздушной обороны в Гродно продвигаются быстрыми темпами: в последние дни там были развернуты два российских зенитно-ракетных комплекса С-300ПМ2 вместе с несколькими истребителями Су-30СМ. Военное присутствие Москвы в Беларуси расширяется и приобретает более постоянный характер. Как сказал Путин белорусскому лидеру во время недавнего телефонного разговора, Лукашенко «всегда может рассчитывать на поддержку России». Однако российская поддержка никогда не бывает бесплатной. Белорусские военные составляют важную часть региональной группировки войск. Эта группировка представляет собой объединенное формирование, объединяющее белорусские вооруженные силы с российскими воинскими частями, и предназначена для использования в условиях обычной военной ситуации. В 2020 году Лукашенко сослался на недавние изменения в совместном оборонном планировании. Географические участки в Беларуси, где должна быть развернута эта группировка, скорее всего, сдвинуты ближе к границам с Польшей и Литвой. 9Учения 00:03 «Запад -2021» отразят это изменение, поскольку в Западной Белоруссии будет проходить учения гораздо большая доля российских войск, чем в предыдущих итерациях, особенно 1-я гвардейская танковая армия.

Беларусь также входит в состав единой региональной системы ПВО с Россией. Эта система действует в мирное время и возглавляется Беларусью, тогда как региональная группировка сил активизируется в период военной угрозы. Региональная группировка войск является элементом оперативного и стратегического уровня, вписывающимся в планы Объединенного стратегического командования России по развертыванию сил на этом стратегическом направлении. Однако командные отношения военного времени между Объединенным стратегическим командованием России и Генеральным штабом Беларуси не ясны. Запад -2021 станет дополнительной проверкой способности России интегрировать белорусские и российские подразделения в эту региональную группировку сил и отработать оперативную совместимость, командование и управление, тыловое обеспечение и другие аспекты сотрудничества, особенно после обновлений совместного оборонного планирования.

Запад -2021 Будет действительно большим, определенно, может быть  

Запад -2021 выглядит больше, чем 2013 или 2017 год, хотя это не простая оценка размера итераций, хотя это не простая оценка упражнение. Судя по раннему развертыванию и выбору полигона, в Беларуси будет находиться более значительный российский контингент, а российские войска будут гораздо ближе к границам с Польшей, чем в предыдущие 9 лет.0003 Запад учения. Для участия в боях в Воронеже уже выдвинуты силы Центрального военного округа России, задействованы резервисты из разных округов, подразделения предварительно переброшены на полигоны. В прошлом году заметно возросло количество жалоб России на западные учения и развертывание вблизи ее границ, например, на волну интенсивных облетов стратегических бомбардировщиков и самолетов-разведчиков в 2020 году. Поэтому Россия вряд ли будет ограничивать масштабы этих учений, равно как и Беларусь. Во всяком случае, Москва попытается провести собственную демонстрацию военной мощи в ответ на активизацию действий со стороны НАТО, на которую она жаловалась в последние годы.

По данным Министерства обороны Беларуси , Запад -2021 будет включать в себя в общей сложности 12 800 российских и белорусских военнослужащих, участвующих на территории Беларуси, 2500 из которых будут русскими и дополнительно 50 солдат из Казахстана. На территории России будут задействованы около 400 белорусских военнослужащих. Эти данные министерства явно не соответствуют действительности, поскольку в Беларуси уже находится более 2500 российских сотрудников. Причина представления этих цифр состоит в том, чтобы заявить о соблюдении условий Венского документа, политически обязывающего соглашения, принятого в 1990, в котором указаны меры укрепления доверия для крупных учений, превышающих установленные пороги. Соглашение требует от участвующих членов приглашать наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на учения, в которых участвует более 13 000 военнослужащих. Утверждая, что силы, участвующие в учениях «Запад », участвуют только в ряде отдельных дискретных учений, и Беларусь, и Россия последовательно обходят обязательства по отчетности и меры прозрачности, которые составляют дух этого соглашения. Например, для Zapad -2017, Беларусь официально сообщила, что участвовало 12 700 военнослужащих, в том числе около 3000 российских солдат.

В августе Минобороны России заявило, что в Запад -2021 будет задействовано до 200 000 военнослужащих, включая участников ОДКБ (предположительно 50 казахстанских военнослужащих, упомянутых его белорусским коллегой). Таким образом, учения «Запад » являются крупнейшими «малыми» учениями в Европе, при этом министерство обороны России приводит завышенную цифру в 200 000 участников, часто заявляя для отчетности, что одновременно в учениях будет задействовано не более 13 000 человек. Фактические данные о том, сколько российских солдат участвует в этих стратегических учениях, сильно различаются в зависимости от того, кто включен в число участников и в какие сроки. Обычно цитируемая цифра для Запад -2013 — это около 75 000 военнослужащих и связанного с ними персонала. Ожидалось, что Запад -2017 будет намного больше — официальные источники и СМИ оценивают 100 000 участников, — но в итоге он оказался меньше, примерно в 50 000–60 000 человек. Тогда Игорь Сутягин, исследователь обороны из лондонского Королевского института объединенных служб, оценил размер учений в 48 000 человек. Тем не менее, сообщения СМИ перед Запад -2017 оказались сенсационными: некоторые прогнозировали 100 000 военнослужащих на границах НАТО, и были сообщения о том, что российские войска могут остаться в Беларуси в рамках необъявленной оккупации.

Напыщенные заявления о масштабах учений стали частью тенденции. Неясно, полностью ли эти цифры выдуманы, или Минобороны России технически подсчитывает все силы и резервные соединения, которые имеют какое-то отношение к учениям, возможно, в течение нескольких месяцев в преддверии реальных событий в сентябре. В число участников может входить не только военнослужащий: параллельно с «Запад » проходят, например, учения по гражданской обороне, а Росгвардия будет формировать собственные силы и готовиться к подавлению «диверсионной» активности. Поэтому в сильно завышенные официальные цифры можно зачислить и других участников, чья роль в учениях невелика. В течение Восток -2018 стратегические маневры Минобороны России заявило о 300 000 участников, хотя реальное количество было во много раз меньше. Российское военное руководство, вероятно, надеется, что западные СМИ будут сообщать преувеличенные цифры, которые помогут подтвердить масштаб и успех учений. В прошлом они часто пересматривали заявленные цифры после завершения учений.

Запад имеет небольшую, но заметную международную составляющую. В последние годы Россия и Китай активизировали свое военное взаимодействие и двусторонние учения, при этом китайские войска участвовали в Восток -2018, Центр -2019, Кавказ -2020. Тем не менее Пекин решил не посылать войска в Россию для «Запад ». Вместо этого в середине августа Россия провела совместно с Китаем крупные оперативно-стратегические учения на территории Китая под названием «Взаимодействие -2021». Недавно завершившиеся учения были переименованы Россией и Китаем в рамках серии мероприятий «Запад ». Возможно, неожиданно Индия решила отправить небольшой контингент на Запад 9.0004 -2021, но в своей части мероприятия будут использовать российские танки и боевые машины пехоты.

Запад – это возможность учиться?

Поскольку учения «Запад » отражают то, как Россия воспринимает «способ ведения войны» США и как она планирует с ним бороться, учения дают полезную информацию о российском планировании, оперативных концепциях и тактических разработках в вооруженных силах. Аспекты учений являются рекламным экспонатом, но многие из учений отражают как достижения, так и ограничения российского военного потенциала и планирования. Запад следует рассматривать в контексте других упражнений, а не изолированно. Некоторые из наиболее интересных сведений, которые можно получить, вероятно, будут касаться логистики, мобилизации резервов, командования и управления, координации между различными родами войск и эффективности поддержки боевой службы. Эти темы не такие кричащие или захватывающие, как демонстрации новых российских ракет, но зачастую они являются гораздо более важными выводами из учений.

Российские военные по-прежнему считают себя уступающими в военном отношении НАТО в контексте региональной или крупномасштабной войны. 9Серия упражнений «0003 Запад » — убедительное проявление этих опасений. Это должно, однако, предложить холодное утешение. Это не означает, что российское политическое руководство считает, что у него нет хороших военных вариантов, и восприятие военного баланса является лишь одним из факторов, влияющих на решения о войне. «Запад » — это один из способов, с помощью которого Москва пытается сохранить доверие к себе с помощью принуждения, демонстрируя, что она может противостоять коалиции во главе с США и имеет возможность справиться с эскалацией с помощью обычного или ядерного оружия. Это попытка России предотвратить то, что Москва считает наихудшим сценарием с точки зрения политических целей США, и вселить уверенность внутри страны в свои собственные вооруженные силы. Вашингтону следует уделить пристальное внимание этим учениям. Несмотря на сильную переориентацию политического истеблишмента США на Китай, Запад служит напоминанием о том, что Россия продолжает оставаться мощной военной державой с обычным и ядерным вооружением. Он сохраняет способность переворачивать с ног на голову многое из того, что считается само собой разумеющимся в отношении стабильности и безопасности в Европе.

 

Стать членом

 

Майкл Кофман является директором программы изучения России в Центре военно-морского анализа и старшим научным сотрудником в Центре новой американской безопасности. Ранее он работал научным сотрудником в Национальном университете обороны и внештатным научным сотрудником в Институте современной войны в Вест-Пойнте. Мнения, выраженные здесь, являются его собственными.

Обновлено: Статья была обновлена, чтобы отразить, что 12 800 российских и белорусских военнослужащих участвуют на территории Беларуси в рамках Запад -2021.

Изображение: Министерство обороны России

Комментарий

Объяснитель: Что означает «частичная» мобилизация Владимира Путина для российской военной машины?

  • Сводка
  • Компании
  • Путин объявляет частичную военную мобилизацию
  • Это первый подобный шаг Москвы со времен Второй мировой войны. Президент Владимир Путин в среду отдал приказ о первой мобилизации России после Второй мировой войны после того, как он потерпел неудачу на поле боя в Украине, пытаясь переломить военный ход в том, что он назвал решающим столкновением Востока и Запада. читать дальше

    На данный момент мобилизация официально описывается как частичная мобилизация, которая будет постоянно привлекать 300 000 резервистов со всей крупнейшей страны мира в течение нескольких месяцев, а не полный призыв, который будет зависеть от того, что министр обороны России говорит, это огромные резервные силы в 25 миллионов человек.

    Мужчины и женщины в возрасте от 18 до 60 лет теоретически могут быть призваны в резерв в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от их звания.

    Западные военные аналитики уже давно говорят, что Россия испытывает серьезную нехватку живой силы на поле боя на Украине из-за больших потерь, в то время как российские националисты уже несколько месяцев призывают к своего рода мобилизации, чтобы вдохнуть новую жизнь в то, что они назвали заикающейся кампанией .

    Украина запустила собственную мобилизационную программу за два дня до вторжения России 24 февраля, а вскоре после этого объявила военное положение, запрещающее мужчинам в возрасте 18-60 лет покидать страну. Сейчас идет четвертая волна мобилизации. Точное количество мобилизованных резервистов в Украине засекречено, но официальные данные предполагают, что оно составляет не менее 400 000 человек.

    Вот основные элементы мобилизационного плана России, некоторые из которых изложены на сайте Кремля в указе, подписанном Путиным, а другие части конкретизированы самим Путиным или его министром обороны.

    * Немедленный призыв 300 000 военнослужащих резерва, ранее служивших в Российской армии и имеющих боевой опыт или специальные военные навыки. Студенты или призывники — молодые люди, отбывающие обязательный 12-месячный срок в вооруженных силах, — не будут включены.

    * Военные ищут резервистов, которые в прошлом выполняли определенные и специализированные работы в армии, например водители танков, саперы и снайперы. Однако точный перечень требуемых специальностей засекречен, поскольку это позволило бы выявить кадровые пробелы в России.

    * Критики заявляют, что формулировка постановления о мобилизации и подробности о том, кто будет и не будет включен, выглядят преднамеренно расплывчатыми, чтобы дать властям большую свободу действий при его реализации. Цифра в 300 000 человек не упоминается в опубликованном указе, который взят из интервью, которое министр обороны Сергей Шойгу дал государственному телевидению. Кремль заявил, что часть указа, в которой, по его словам, говорилось о поэтапной мобилизации до 300 000 человек, намеренно не публиковалась. Неясно, намеренно ли умалчивались и другие подробности.

    * Основной задачей резервистов, по словам Шойгу, будет усиление линии фронта в Украине, протяженность которой в настоящее время превышает 1000 км. «Естественно, то, что находится за этой линией, нужно укреплять, нужно контролировать территорию», — заявил Шойгу государственному телевидению.

    * Резервисты физически не могут быть отправлены в Украину немедленно, так как им нужно будет сначала пройти переподготовку или новую подготовку, а также ознакомиться с тем, как Россия осуществляет то, что она называет своей «специальной военной операцией». Поэтому западные военные аналитики прогнозируют, что боевые действия начнутся через несколько месяцев.

    * Контракты профессиональных солдат, известных как «контрактники», которые в настоящее время служат в вооруженных силах, будут автоматически продлены до тех пор, пока власти не примут решение об окончании периода временной мобилизации. Другими словами, профессиональным солдатам просто стало гораздо труднее уволиться.

    * Увольнение из армии или запаса возможно только по возрастным основаниям, обоснованным жалобам на здоровье, подтвержденным военно-врачебной комиссией, или осужденным судом к тюремному заключению. Людям, работающим в оборонной промышленности, предоставляется отсрочка от службы.

    * Днем ранее российский парламент одобрил законопроект об ужесточении наказаний за такие преступления, как дезертирство, порча военного имущества и неповиновение, если они совершены в ходе военно-мобилизационной или боевой обстановки. Согласно копии закона, с которой ознакомилось Reuters, добровольная сдача станет преступлением для российских военнослужащих, наказуемым 10 годами лишения свободы. читать дальше

    * Резервисты будут получать финансовую поддержку и платить как профессиональные солдаты, проходящие полную ставку, которые зарабатывают намного больше, чем средняя российская зарплата. Это может сделать предложение более привлекательным для некоторых мужчин в провинции, где заработная плата традиционно ниже, чем в крупных городах.

    * Западные военные аналитики задались вопросом, достаточно ли у России военной техники и техники после потерь на Украине, а также достаточно ли опытных военных инструкторов для надлежащей подготовки и развертывания резервистов. Москва говорит, что да.

    * Западные военные аналитики расходятся во мнениях относительно того, является ли частичная мобилизация слишком малой или запоздалой, чтобы изменить ход войны в пользу Москвы. Большинство считает, что уже слишком поздно, но некоторые говорят, что это могло бы в некотором роде помочь России, хотя и не сразу и не окончательно.

    * Объявление о мобилизации вызвало панику среди некоторых потенциальных резервистов. Согласно данным о продаже билетов, в среду билеты на рейсы в один конец из России быстро раскупались, и в СМИ появились неподтвержденные сообщения о том, что российские пограничники возвращают некоторых мужчин.