Задание 10 ОГЭ-2019 по русскому языку: разбор и решение

Разбор заданий демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15. 3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания 2–15.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.  – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня.

 – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

Задание 10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Общие рекомендации

Найти вводное слово – значит найти слово, которое не является членом предложения, т.е. не связано ни с одним из членов предложения вопросом и не несёт никакой информационной нагрузки для понимания смысла предложения.

Вводные слова можно разделить на несколько групп.

  1. Вводные слова, обозначающие степень уверенности или неуверенности говорящего: конечно, может быть и др.
  2. Вводные слова, выражающие чувства и эмоции говорящего: к счастью, к сожалению и др.
  3. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: по моему мнению, по сообщениям газет и др.
  4. Вводные слова, помогающие оформить ход рассуждения говорящего.

Вводные слова на письме выделяются запятыми.

Разбор задания

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Проанализируем запятые, обозначенные цифрами в данном фрагменте текста. Определим, какие из них выполняют функцию разделения, а какие выделения.

  1. Запятые 1 и 2 выделяют
  2. Запятые 3, 4 и 5 разделяют.

Уже на данном этапе решения задания очевиден ответ. Это запятые 1 и 2, которые выделяют слово «видимо». Данное слово является вводным и по смыслу соотносится с первой группой вводных слов, обозначающих уверенность или неуверенность говорящего в предмете речи.

Ответ: 1, 2.

Захарова Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы Школы №7 г. Касимов, заместитель директора по УР, автор методических пособий по русскому языку

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

в избранное

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.

Войдите, пожалуйста.

Тест: Готовимся к ОГЭ. Задание 10. Пунктуация при вводных словах

Готовимся к ОГЭ. Задание 10. Пунктуация при вводных словах

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове

Русский язык 9 класс | Автор: Саункина Е. В | ID: 5657 | Дата: 29.9.2015

Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться

Вопрос № 1

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Большая печь, (1) казалось, (2) негромко гудела, (3) позвякивали крышки кастрюль, (4) кухня была наполнена вкусными запахами. (Щеглова И.

Введите ответ:

Вопрос № 2

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Пожалуй, (1) у каждого мальчишки бывает в жизни период,(2) когда он мечтает сделаться сыщиком, (3) следователем, (4) контрразведчиком…(Сотник Ю.)

Введите ответ:

Вопрос № 3

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Ярко сверкали на солнце кресты собора. Бамкал большой колокол на звоннице. День, (1) к нашему удовольствию, (2) был воскресный. Мы стояли с Андреем в толпе на деревянном мосту, (3) навалившись грудью на перила, (4) оцепенев от восторга. (Платов Л.)

Введите ответ:

Вопрос № 4

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Картошка жарилась на сковороде, (1) от неё шёл острый, (2) вкусный запах, (3) и зверь, (4) очевидно, (5) прибежал на этот запах. (Паустовский К.)

Введите ответ:

Вопрос № 5

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводных словах:

Поезд шел в юго-западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (Вашенцев С.)

Введите ответ:

Вопрос № 6

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Госпитальное время в моей голове слилось в полусон, (1) тяжёлый, (2) мучительный. Правда, (3) я пытаюсь понять, (4) что произошло со мной. Но все предстает смутно, (5) как в дыму, (6) словно кто-то накинул на мозг, (7) на сознание тонкую капроновую накидку. (Горбачёв Н.)

Введите ответ:

Вопрос № 7

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Иногда случается, (1) что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, (2) кажется, (3) и остался бы среди них навсегда. Иногда, (4) наоборот, (5) горы кажутся угрюмыми, (6) дикими. И странное дело! Чувство это не бывает личным, (7) субъективным, (8) оно всегда является общим для всех людей в отряде. (Арсеньев В.)

Введите ответ:

Вопрос № 8

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

В тот день наш учитель не остался на репетиции спектакля, (1) который готовили под его руководством старшеклассники, (2) — сразу после уроков побежал домой, (3) прижимая к себе стопку книг. Видно, (4) не терпелось просмотреть их. Книги были, (5) наверное, (6) интересными, (7) потому что после их получения настроение нашего учителя улучшилось. (Платов Л.)

Введите ответ:

Вопрос № 9

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Сергей отправился досыпать, (1) а я залез в спальный мешок и до утра думал о всякой всячине. Вездеход, (2) конечно, (3) за мной не придёт, (4) и на мыс Шмидта, (5) где меня ждут друзья, (6) попасть не удастся. Одним словом, (7) все планы летят кувырком. Придётся их корректировать — в зависимости от обстановки… (Санин В.)

Введите ответ:

Вопрос № 10

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Нам очень хотелось побежать к гавани и посмотреть, (1) как садятся и поднимаются гидропланы. Но мы боялись. Во-первых, (2) кто знает, (3) может быть, (4) там и в самом деле что-нибудь взорвётся. А во-вторых, (5) нам просто строго-настрого было запрещено уходить от домов. Но вечером, (6) когда все немного успокоились, (7) мы покинули нашу тихую улицу. (Коковин Е.)

Введите ответ:

Oge Energy — информация о компании , сотрудники и конкуренты

Oge Energy — информация о компании , сотрудники и конкуренты | наука
  • Обзор компании
  • Похожие компании
  • Часто задаваемые вопросы
Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Неопределенный ключ массива 0

Имя файла: helpers/my_helper. php

Номер строки: 56

Трассировка:

Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 56
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company.php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 316
Функция: require_once

Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Попытка прочитать свойство «геометрия» с нулевым значением

Имя файла: helpers/my_helper.php

Номер строки: 56

Обратный след:

Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 56
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company.php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index. php
Строка: 316
Функция: require_once

Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Попытка прочитать свойство «местоположение» с нулевым значением

Имя файла: helpers/my_helper.php

Номер строки: 56

Обратный след:

90 012 Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 56
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company.php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 316
Функция: require_once

Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Попытка прочитать свойство «lat» для нуля

Имя файла: helpers/my_helper.php

Номер строки: 56

Трассировка:

Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 56
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company. php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 316
Функция: require_once

Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Неопределенный ключ массива 0

Имя файла: helpers/my_helper.php

Номер строки: 57

Обратная трассировка:

Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 57
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company.php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 316
Функция: require_once

Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Попытка прочитать свойство «геометрия» с нулевым значением

Имя файла: helpers/my_helper. php

Номер строки: 57

Обратный след:

Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 57
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company.php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 316
Функция: require_once

Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Попытка прочитать свойство «местоположение» с нулевым значением

Имя файла: helpers/my_helper.php

Номер строки: 57

Обратный след:

90 012 Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 57
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company.php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index. php
Строка: 316
Функция: require_once

Произошла ошибка PHP

Серьезность: Предупреждение

Сообщение: Попытка прочитать свойство «lng» для null

Имя файла: helpers/my_helper.php

Номер строки: 57

Трассировка:

Файл: /var/www/html/application/helpers/my_helper.php
Строка: 57
Функция: _error_handler

Файл: /var/www/html/application/views/Home/company.php
Строка: 1059
Функция: getLatLong

Файл: /var/www/html/application/controllers/Company.php
Строка: 53
Функция: просмотр

Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 316
Функция: require_once

Энергетическая конференция Массачусетского технологического института борется с геополитикой

С прицелом на войну в Украине и другие международные проблемы студенческая конференция собрала лидеров энергетики со всего мира.

Зак Винн | Отдел новостей Массачусетского технологического института

18 апреля 2023

Поскольку война России в Украине бушует, Энергетическая конференция Массачусетского технологического института в этом году высветила роль геополитики в мировых усилиях по снижению выбросов парниковых газов и смягчению наихудших последствий изменения климата.

Каждый год студенческая конференция, которая, по словам ее организаторов, является крупнейшей в своем роде, собирает лидеров со всего мира, чтобы обсудить самые насущные проблемы человечества в области энергетики и устойчивого развития.

Мероприятие всегда привлекает представителей инвестиционного, делового, исследовательского и стартап-сообществ. Но в этом году, когда более 600 участников собрались 11 и 12 апреля для урагана основных докладов, бесед у камина и панельных дискуссий, общие темы также включали влияние войны в России, рост напряженности в отношениях между США и Китаем и международное сотрудничество. .

По мере того, как участники боролись с меняющимся геополитическим ландшафтом, некоторые выступавшие призывали отказаться от изоляционистских тенденций.

«Некоторые люди настаивают на самодостаточности, другие подчеркивают, что мы не должны полагаться на торговых партнеров, которые не разделяют наши ценности — я думаю, что оба аргумента ошибочны», — сказал Хуан Карлос Хобет, бывший министр энергетики и горнодобывающей промышленности Чили. «Ни в одной стране нет всего, что необходимо для создания доступной, чистой и безопасной энергетической системы. … Треть производимой в мире энергии производится в недемократических странах. Можем ли мы действительно сделать наши энергетические системы доступными и безопасными и сдержать изменение климата, исключив эти страны из наших коллективных усилий? Если мы войдем в зону протекционизма и дезинтеграции, нам всем будет хуже».

Другой темой был оптимизм, который, например, выразил Владимир Кудрицкий, генеральный директор Национальной энергетической компании Украины, который выступал на конференции в прямом эфире из Киева. Кудрицкий рассказал об атаках России на электросети Украины, в ходе которых было применено более 1000 тяжелых ракет, что сделало ее крупнейшей кампанией против энергосистемы страны.

Тем не менее, Кудрицкий сказал, что уверен, что сможет лично присутствовать на конференции в следующем году. Так получилось, что презентация Кудрицкого ознаменовала день, когда Украина возобновила экспорт энергоресурсов в другие страны.

«Хорошая новость в том, что после всего этого наша система выжила и продолжает работать», — сказал он.

Энергетическая безопасность и зеленый переход

Ричард Дьюк, заместитель специального посланника Государственного департамента США по климату, открыл конференцию основным докладом, посвященным роли США в глобальном переходе к более чистой энергии. Дюк был среди тех, кто выступал за более интегрированную и диверсифицированную глобальную энергетическую систему, отметив, что ни одна страна не может решить проблему изменения климата самостоятельно.

«Мы должны делать все эти вещи параллельно, в сотрудничестве с другими правительствами и через архитектуру Парижского соглашения по климату, которое объединяет его в амбициозные чистые цели по сокращению выбросов парниковых газов», — сказал Дюк.

После своего выступления Дитте Юул Йоргенсен, генеральный директор Европейской комиссии по энергетике, обсудил изменения в энергетической политике ЕС, вызванные вторжением России в Украину.

Она признала, что ЕС стал слишком зависимым от российского природного газа, но сказала, что вторжение вынудило европейские государства пересмотреть свою энергетическую стратегию, сохранив при этом свою долгосрочную цель достижения сетевого нейтралитета к 2050 году9.0013

«Мы считаем, что энергетическая безопасность и экологический переход взаимосвязаны. Энергетическая безопасность невозможна без перехода к климатической нейтральности, а без энергетической безопасности не может быть», — сказал Йоргенсен.

Йоргенсен также рассказал о шагах, предпринятых ЕС для повышения своей энергетической безопасности за последний год, включая развертывание дополнительных проектов по возобновляемым источникам энергии и замену российского топлива топливом из США, которые в настоящее время стали основным поставщиком энергии на континенте.

«Борьба с изменением климата — это наша общая цель, наша общая ответственность, и я думаю, что за последние несколько лет мы показали, что можем претворить эту цель в жизнь и добиться результатов», — сказала она.

Вызов и возможность

Оптимизм отразился и в том, как докладчики представили переход к зеленой энергии как возможность для бизнеса. В соответствии с идеей, на конференции было представлено более 30 стартапов, ориентированных на экологически чистую энергию и устойчивое развитие.

«Мы все боремся с огромной проблемой, которая требует коллективных усилий», — сказал Малав Сухадиа из Sol Clarity, участник конференции, который использует электричество для очистки солнечных батарей вместо очистки воды. «Это одна из лучших энергетических конференций в мире. Мы чувствовали, что если вы занимаетесь климатическими технологиями, вы должны быть здесь».

Технологическое развитие было одним из основных направлений конференции, и большой темой в этих дискуссиях был зеленый водород, чистый источник топлива, который может заменить природный газ в ряде приложений и производиться с использованием возобновляемых источников энергии. В одной из групповых дискуссий по технологии Сунита Сатьяпал из Министерства энергетики отметила, что агентство финансирует разработку водорода с 19-го века. 70-е годы. Другие члены группы также подчеркнули зрелость технологии.

«Сейчас существует множество технологий, необходимых для развития экосистемы», — сказала Лаура Паркан, вице-президент по водородной энергетике в Air Liquide Americas. «Задача состоит в том, чтобы довести дело до достаточно больших масштабов, чтобы снизить затраты, сделать его более доступным и действительно продвинуть водородную экосистему».

Тем не менее, члены комиссии признали, что для использования всего потенциала водорода необходимо дальнейшее технологическое развитие, например, более совершенные механизмы для хранения и транспортировки.

Другие передовые технологии, упомянутые в панельных дискуссиях, включали усовершенствованную геотермальную энергию и небольшие модульные ядерные реакторы, которые можно построить и развернуть быстрее, чем обычные реакторы.

«Изучение этих различных технологий может на самом деле привести нас к чистому нулю — или даже к будущему с нулевым выбросом углерода — на что мы надеемся в производстве электроэнергии», — сказала Эмма Вонг из Агентства по ядерной энергии ОЭСР, отметив, что существует более 80 технологий. усовершенствованные конструкции реакторов, которые исследовались по всему миру. «Есть различные проблемы и благоприятные условия, которые необходимо решить, но такие страны, как Китай и Россия, уже строят эти вещи, поэтому технологического барьера нет».

«Стакан наполовину полон»

Несмотря на большие задачи, которые ждут впереди, некоторые ораторы нашли время, чтобы отметить достигнутые успехи.

«Невероятно думать о прогрессе, которого мы добились за последние 10 лет», — сказал Нил Браун из инвестиционной компании KKR, чья компания работает над строительством крупного проекта морской ветроэнергетики. «Солнечные, ветряные и электрические транспортные средства превратились из невероятно дорогих и трудновообразимых проникновений на рынок в очень близкие, если не уже достигнутые, паритеты затрат. Мы действительно прошли ужасно долгий путь».

Другие ораторы смешали свой позитив с признанием в зависти к возможности опередить молодых людей в аудитории, многие из которых были студентами Массачусетского технологического института.