Как устроен ОГЭ по физике
<<Лид>>
ЗаданияВ ОГЭ по физике 26 заданий.
1–22 → задачи с кратким ответом. В соответствующее поле на бланке нужно вписать номер варианта, ответ или заполнить небольшую таблицу на соответствие.
23–26 → задачи с развёрнутым ответом. Записать нужно не только конечный результат ваших рассуждений и расчётов, но и весь ход решения задачи.
Основные разделы физики, которые проверяются на ОГЭ:
- Механические явления
- Тепловые явления
- Электромагнитные явления
- Квантовые явления
Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 2–5 минут, повышенного уровня сложности — до 15 минут.
Дольше всего решаются задачи с развернутым ответом из второй части:
Задание 23, эксперимент → 30 минут
Задание 22, качественная задача → 15 минут
Задания 25 и 26 → по 20 минут
Распределите время на экзамене так, чтобы успеть проверить все ответы и, не торопясь, перенести их на чистовик — заложите на это не менее 15 минут.
Как оценивается работа
1 балл → задания 2–5, 7, 8, 10–14, 16–18, 20–22
2 балла → задания 1, 6, 9, 15 и 19. Максимальный балл поставят, если верно указаны оба элемента ответа. Если допущена одна ошибка, вы получите 1 балл.
2–4 балла → задачи с развёрнутым ответом. Максимальный балл даётся за экспериментальную задачу 23. Эти задания оцениваются двумя экспертами: они выставляют баллы независимо друг от друга. Если их оценки существенно расходятся, работу проверяет третий эксперт. Его баллы считаются окончательными.
Максимально на ОГЭ по физике можно получить 40 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.
10–19 баллов → «3»
20–30 баллов → «4»
с 31 балла → «5»
Что проверяют на экзамене
Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.
На ОГЭ проверяют, насколько хорошо вы:
- Знаете основные физические понятия, величины и явления
- Умеете применять физические законы
- Владеете основами знаний о методах научного познания
- Умеете проводить эксперименты
- Понимаете тексты физического содержания и можете извлекать из них информацию
- Решаете задачи разного типа и уровня сложности
Разберём несколько примеров задач на эти темы.
Разбор задач
Физические законы — задача 7
Возьмём задачу на знание закона сохранения энергии: «В изолированной системе энергия может только превращаться из одной формы в другую, но её количество остается постоянным».
Как решать
Ответ: −204 Дж. В данной задаче ответ получился отрицательным. Когда сила действия и сила сопротивления направлены в разные стороны, работа силы сопротивления всегда отрицательна и обозначается знаком минус. Если вы не поставите знак минус, ответ не будет засчитан.
Физические явления — задача 6
Чтобы решить задачу, нужно, глядя на рисунок, установить истинность или ложность всех пяти высказываний.
Как решать
Ответ: 2, 4.
На что обратить внимание. В задачах, где нужно выбрать два варианта из пяти, всегда проверяйте все пять вариантов. Тогда вы будете точно уверены, что нашли два нужных варианта ответа.
Методы научного познания — задачи 18 и 19
Нужно проанализировать результаты экспериментов, выраженные в виде таблицы или графика, и соотнести полученные результаты с приведенными в задаче утверждениями.
Как решать
Мы знаем, что при подъеме в гору атмосферное давление падает, а при погружении в воду растёт. Однако в данном случае конструкция батисферы герметична и внутри неё поддерживается постоянное давление. Следовательно, верен только вариант 1: чтобы доказать, что температура кипения воды зависит от атмосферного давления, нужно провести только опыт А.
Ответ: 1.
Как решать
✔️ Первое утверждение верно. Дно сосудов изменило форму под воздействием жидкости, значит, мы можем сделать такой вывод из данного эксперимента.
✔️ Второе утверждение верно. Действительно, разные жидкости заставляют дно прогибаться сильнее или слабее.
❌ Третье утверждение неверно. Чтобы его проверить, нужно взять сосуды разной формы, а у нас сосуды одинаковые.
❌ Четвертое утверждение неверно. Для его проверки нужна разная высота столба жидкости, чего у нас нет.
❌ Пятое утверждение неверно. Это закон Паскаля, а он подтверждается совершенно другими опытами.
Ответ: 1, 2.
На что обратить внимание. В данной задаче нужно найти не правильные утверждения, а именно те, которые прямо следуют из приведённого в задаче эксперимента. При этом верными с точки зрения физики могут быть все пять утверждений, но только два вывода можно сделать на основе представленных наблюдений, без привлечения дополнительных данных.
Эксперимент — задача 23
Как решать
1. Рисуем схему электрической сети.
Ответ: 5 Ом.
На что обратить внимание. Подсказки о ходе решения содержатся в самом задании.
Ответ: 5 Ом.
Критерии оценивания. Чтобы получить 4 балла за задачу 23, нужно чётко и ясно расписать все четыре пункта.
Вы получите только 3 балла → если всё верно, но
- Неправильно вычислили ответ
- Неправильно записали единицу измерения
- Схему нарисовали с ошибкой или не нарисовали вообще
- Не привели формулу для расчёта искомой величины
Вы получите только 2 балла → если верно провели измерения, но
- Не привели формулы для расчёта искомой величины и не получили ответ
- Не дали ответа и схемы экспериментальной установки
- Не нарисовали схему и не привели формулу для расчёта искомой величины
Вы получите только 1 балл → если
- Привели правильные значения прямых измерений
- Привели правильное значение только одного прямого измерения и формулу для расчёта
- Привели правильное значение только одного прямого измерения и верно нарисовали схему
Понимание текстов физического содержания — задачи 20 и 22
Нужно правильно понять смысл приведенных в тексте терминов и ответить на вопросы по содержанию текста. При этом нужно уметь сопоставлять информацию из разных частей текста и применять её в других ситуациях, а также переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Обычно для решения этих задач достаточно уметь читать и понимать текст, дополнительные знания могут вообще не потребоваться.
Как решать
❌ В утверждении А говорится о любом теле, а в тексте — о горных породах, значит, утверждение А неверно.
✔️ «Маленькие постоянные магниты» в утверждении Б соответствуют «миниатюрным магнитным стрелкам» в тексте, значит, утверждение Б верно.
Ответ: 2.
Как решать
В тексте сказано, что 700 тысяч лет поле не менялось. При этом в тексте нет никакой информации о периодичности, с которой менялось поле.
Вывод: нет, такой вывод сделать нельзя.
Ответ: утверждение неверно.
Задачи разного типа и уровня сложности
Задачи с кратким ответом — 3 и 10
Как решать
В данном случае важно обратить внимание на ключевой момент в условии — слова «между столом и книгой». Правильный ответ на задачу — 2. В остальных случаях на рисунке изображены силы, действующие либо только на книгу, либо только на стол, либо на книгу и стол вместе, но не между ними.
Ответ: 2.
Как решать
Ответ: его просят выразить в граммах, поэтому 200 граммов.
На что обратить внимание
— Внимательно читайте условие
— Записывайте все цифры так, как указано в справочных материалах
— Всегда переводите все величины в систему СИ (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин)
— Записывайте не только цифру, но и обозначение физической величины
Задача с развернутым ответом — 25
Как решать
Ответ: 25 метров.
На что обратить внимание
— Обязательно записывайте краткое условие — что вам дано
— Внесите в «дано» все величины. Даже те, которые не упомянуты в задаче, но которые вы будете использовать
— Все величины должны быть в одних единицах измерения (СИ)
— Объясняйте введение всех новых величин
— Рисунки и схемы должны быть понятными и отражать условие задачи
— Расписывайте каждое ваше действие
— Всегда пишите слово «ответ»
Критерии оценивания
Чтобы получить 3 балла за задачу 25, необходимо верно записать краткое условие задачи, привести уравнения и формулы, необходимые и достаточные для решения задачи, правильно выполнить все математические преобразования и расчёты и указать верный ответ.
Вы получите только 2 балла → если всё верно, но
- Ошиблись в записи краткого условия задачи
- Неправильно перевели единицы в СИ
- Привели только решение без расчётов
- Неправильно выполнили математические преобразования или ошиблись в вычислениях
Вы получите только 1 балл → если
- Записали не все формулы, необходимые и достаточные для решения задачи
- Привели все формулы, но в одной из них допустили ошибку
Проходные баллы прошлых лет
Проходной балл – минимальный балл, с которым были зачислены абитуриенты на определенную конкурсную группу. Это сумма баллов ЕГЭ/ВИ и индивидуальных достижений (при наличии)* Информация носит только ознакомительный характер
35.03.04
Агрономия
Аграрно-технологический институт
2017 год
205
2018 год
222
2019 год
199
2020 год
169
2021 год
212
2022 год
213
07.03.00
Архитектура
Инженерная академия
2017 год
288
2018 год
288
2019 год
309
2020 год
355
2021 год
360
2022 год
315
38.03.05
Бизнес-информатика
Факультет физико-математических и естественных наук
2017 год
250
2018 год
258
2019 год
261
2020 год
275
2021 год
300
2022 год
273
36. 05.01
Ветеринария
Аграрно-технологический институт
2017 год
256
2018 год
237
2019 год
250
2020 год
253
2021 год
272
2022 год
222
36.03.01
Ветеринарно-санитарная экспертиза
Аграрно-технологический институт
2017 год
240
2018 год
225
2019 год
212
2020 год
188
2021 год
231
2022 год
197
43.03.03
Гостиничное дело
Институт гостиничного бизнеса и туризма
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
298
2022 год
267
38.03.04
Государственное и муниципальное управление
Факультет гуманитарных и социальных наук
2017 год
250
2018 год
250
2019 год
278
2020 год
252
2021 год
300
2022 год
300
42. 03.02
Журналистика
Филологический факультет
2017 год
328
2018 год
312
2019 год
316
2020 год
387
2021 год
344
2022 год
366
41.03.01
Зарубежное регионоведение
Экономический факультет
2017 год
281
2018 год
274
2019 год
283
2020 год
286
2021 год
289
2022 год
263
41.03.01
Зарубежное регионоведение
Институт иностранных языков
2017 год
281
2018 год
274
2019 год
283
2020 год
286
2021 год
300
2022 год
273
21.03.02
Землеустройство и кадастры
Аграрно-технологический институт
2017 год
199
2018 год
205
2019 год
211
2020 год
152
2021 год
244
2022 год
246
50. 03.01
Искусства и гуманитарные науки
Факультет гуманитарных и социальных наук
2017 год
251
2018 год
277
2019 год
270
2020 год
—
2021 год
297
2022 год
300
46.03.01
История
Факультет гуманитарных и социальных наук
2017 год
265
2018 год
270
2019 год
271
2020 год
273
2021 год
280
2022 год
265
02.03.00
Компьютерные и информационные науки
Факультет физико-математических и естественных наук
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
2021 год
253
2022 год
254
15. 03.05
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Инженерная академия
2017 год
187
2018 год
175
2019 год
201
2020 год
178
2021 год
220
2022 год
197
35.03.10
Ландшафтная архитектура
Аграрно-технологический институт
2017 год
219
2018 год
214
2019 год
218
2020 год
199
2021 год
245
2022 год
250
31.05.01
Лечебное дело
Медицинский институт
2017 год
262
2018 год
269
2019 год
273
2020 год
270
2021 год
249
2022 год
274
45. 03.02
Лингвистика
2017 год
290
2018 год
300
2019 год
300
2020 год
292
2021 год
300
2022 год
300
45.03.02
Лингвистика
Филологический факультет
2017 год
290
2018 год
300
2019 год
300
2020 год
292
2021 год
295
2022 год
298
01.03.00
Математика и механика
Факультет физико-математических и естественных наук
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
2021 год
250
2022 год
233
41.03.05
Международные отношения
Факультет гуманитарных и социальных наук
2017 год
292
2018 год
294
2019 год
294
2020 год
300
2021 год
300
2022 год
300
38. 03.01
Мировая экономика
2017 год
251
2018 год
267
2019 год
258
2020 год
266
2021 год
283
2022 год
271
28.03.02
Наноинженерия
Инженерная академия
2017 год
209
2018 год
204
2019 год
227
2020 год
227
2021 год
251
2022 год
224
21.03.01
Нефтегазовое дело
Инженерная академия
2017 год
223
2018 год
216
2019 год
229
2020 год
154
2021 год
252
2022 год
243
41.03.00
Политические науки и регионоведение
Факультет гуманитарных и социальных наук
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
2021 год
284
2022 год
284
21. 05.00
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
2021 год
229
2022 год
229
09.03.03
Прикладная информатика
Факультет физико-математических и естественных наук
2017 год
221
2018 год
243
2019 год
251
2020 год
241
2021 год
269
2022 год
268
01.03.02
Прикладная математика и информатика
Инженерная академия
2017 год
219
2018 год
228
2019 год
243
2020 год
233
2021 год
250
2022 год
239
37. 03.01
Психология
Филологический факультет
2017 год
219
2018 год
235
2019 год
239
2020 год
—
2021 год
244
2022 год
261
44.03.02
Психолого-педагогическое образование
Институт иностранных языков
2017 год
—
2018 год
203
2019 год
231
2020 год
—
2021 год
228
2022 год
239
42.03.01
Реклама и связи с общественностью
Институт мировой экономики и бизнеса
2017 год
280
2018 год
285
2019 год
288
2020 год
292
2021 год
293
2022 год
298
42.03. 01
Реклама и связи с общественностью
Филологический факультет
2017 год
280
2018 год
285
2019 год
288
2020 год
292
2021 год
297
2022 год
296
34.03.01
Сестринское дело
Медицинский институт
2017 год
217
2018 год
240
2019 год
245
2020 год
226
2021 год
184
2022 год
242
39.03.01
Социология
Факультет гуманитарных и социальных наук
2017 год
241
2018 год
247
2019 год
250
2020 год
257
2021 год
278
2022 год
279
27.03.01
Стандартизация и метрология
Аграрно-технологический институт
2017 год
195
2018 год
194
2019 год
197
2020 год
211
2021 год
241
2022 год
241
31. 05.03
Стоматология
Медицинский институт
2017 год
257
2018 год
269
2019 год
281
2020 год
277
2021 год
250
2022 год
300
08.03.01
Строительство
Инженерная академия
2017 год
203
2018 год
216
2019 год
210
2020 год
232
2021 год
254
2022 год
184
42.03.04
Телевидение
Филологический факультет
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
2021 год
369
2022 год
355
27.03.04
Управление в технических системах
Инженерная академия
2017 год
203
2018 год
206
2019 год
220
2020 год
217
2021 год
249
2022 год
253
05. 03.06
Управление природными ресурсами
Институт экологии
2017 год
166
2018 год
209
2019 год
218
2020 год
212
2021 год
199
2022 год
221
33.05.01
Фармация
Медицинский институт
2017 год
260
2018 год
253
2019 год
250
2020 год
270
2021 год
242
2022 год
262
03.03.02
Физика
Факультет физико-математических и естественных наук
2017 год
194
2018 год
205
2019 год
234
2020 год
220
2021 год
241
2022 год
220
45.03.01
Филология
Филологический факультет
2017 год
286
2018 год
288
2019 год
300
2020 год
300
2021 год
298
2022 год
296
47. 03.01
Философия
Факультет гуманитарных и социальных наук
2017 год
258
2018 год
269
2019 год
264
2020 год
272
2021 год
263
2022 год
271
04.03.01
Химия
Факультет физико-математических и естественных наук
2017 год
240
2018 год
243
2019 год
249
2020 год
240
2021 год
259
2022 год
249
05.03.06
Экология и природопользование
Институт экологии
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
2021 год
233
2022 год
185
38.03.00
Экономика и управление
Экономический факультет
2017 год
—
2018 год
—
2019 год
—
2020 год
—
2021 год
268
2022 год
270
23. 03.03
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Инженерная академия
2017 год
182
2018 год
195
2019 год
197
2020 год
156
2021 год
223
2022 год
208
13.03.03
Энергетическое машиностроение
Инженерная академия
2017 год
171
2018 год
197
2019 год
196
2020 год
180
2021 год
219
2022 год
193
18.03.02
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Институт экологии
2017 год
194
2018 год
218
2019 год
240
2020 год
241
2021 год
169
2022 год
215
40. 03.01
Юриспруденция
Юридический институт
2017 год
279
2018 год
298
2019 год
284
2020 год
300
2021 год
300
2022 год
289
Медаль Гудвина | Office of Graduate Education
Каждый год Массачусетский технологический институт награждает медалью Гудвина выпускника TA или инструктора (G), который работает сверх нормы и чьи усилия по обучению действительно можно охарактеризовать как «очевидно эффективные». Прочитайте описания недавних выдающихся учителей ниже в разделе «Бывшие получатели медали Гудвина». Эта награда была учреждена в память о Гарри Мэнли Гудвине, первом декане аспирантуры Массачусетского технологического института, благодаря подарку его вдовы Мэри Б. Гудвин и сына Ричарда Х. Гудвина.
Право на участие
Награда будет вручена аспиранту-преподавателю, занявшему особое место в преподавании по мнению своих коллег, студентов и преподавателей. Кандидатом должен быть действующий аспирант, который в основном учится в Массачусетском технологическом институте (если участвует в совместной программе с другим университетом). Соучителя могут быть назначены совместно, но конкретный вклад каждого человека должен быть подробно описан (см. ниже). Описание недавних получателей (ниже) может послужить полезным ориентиром для номинантов факультетов и кафедр.
Описание
Награда состоит из бронзовой медали с гравировкой, разработанной Кэтрин Лейн, и денежного подарка в размере 7000 долларов.
Номинации/сроки
Любой член факультета или любой организованной студенческой группы (через одного из ее ответственных сотрудников) может представить номинацию. Эти кандидатуры должны быть отправлены руководителю факультета домашнего отдела регистрации кандидата, даже если кандидат преподавал предметы, перечисленные на других факультетах.
Окончательная номинация от каждого отдела должна быть представлена Управлением последипломного образования 28 марта 2023 г. Письма о выдвижении кандидатов можно направить старшему заместителю декана по послевузовскому образованию Бланш Статон; Пакеты номинаций должны быть отправлены директору Graduate Fellowships через форму Google, которая будет передана администраторам Graduate 1 марта 2023 года.0026 Выбор победителя будет производиться комитетом, состоящим из бывших медалистов Гудвина и других выдающихся преподавателей, которые в настоящее время работают на факультете Массачусетского технологического института. Отборочную комиссию возглавляет старший заместитель декана по послевузовскому образованию. Победитель будет объявлен на церемонии награждения MIT Awards в мае. Отбор
Бывшие обладатели медали Гудвина
Leave A Comment