Тест по обществознанию (9 класс) на тему: Тесты ОГЭ для 9 класса по обществознанию | скачать бесплатно

Вариант 1. Обществознание 9 класс

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует

номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

1. Учёные-обществоведы определяют общество как…

 

1) весь мир в многообразии его форм и проявлений

2) неотъемлемую часть природы

3) единство живой и неживой природы

4) обособившуюся от природы часть мира

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы?

1) собственность, доход

2) искусство, образование

3) общечеловеческие ценности, социальные нормы

4) разделение властей, форма государства

3. Что относится к глобальным проблемам человечества?

1) кризис перепроизводства

2) глобализация мирового хозяйства

3) загрязнение окружающей среды

4) переход в постиндустриальную фазу развития

4. Отличительной тенденцией развития современного общества является…

 

1) механизация

2) индустриализация

3) модернизация

4) глобализация

5. И человек, и животное

 

1) передают культурный опыт последующим поколениям

2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве

4) оценивают себя и свои действия

6. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?

 

1) мастерство

2) задатки

3) гениальность

4) талант

7. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?

 

А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.

Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Работники фирмы «Ивушка» являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что «Ивушка» — акционерное предприятие?

 

1) Предприятие вовремя уплачивает налоги.

2) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.

3) Доходы распределяются между работниками.

4) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия.

9. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

 

1) командному

2) рыночному

3) плановому

4) традиционному

10. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

 

1) священнослужители

2) женщины

3) мусульмане

4) европейцы

11. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, — это

 

1) дееспособность

2) правоотношение

3) правовое сознание

4) юридическая ответственность

12. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

 

1) деяние, виновность, общественная опасность

2) высшая юридическая сила, всенародное голосование

3) договор, право собственности, возмещение ущерба

4) правовой обычай, судебный прецедент

13. Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является

 

1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте

2) невыполнение фирмой условий заключённого договора

3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах

4) дача свидетелем ложных показаний в суде

14. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

 

1) либеральным

2) демократическим

3) революционным

4) авторитарным

15. Что является признаком государства любого типа?

 

1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

4) многопартийность

16. Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?

А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.

Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

 

А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.

Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?

 

1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.

2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.

4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.

19. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

 

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

20. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает

 

1) половозрастную структуру

2) структуру занятости населения

3) профессиональную структуру

4) преемственность поколений

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

21. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) тайное голосование граждан;

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона;

3) голосование за кандидатов на государственные должности;

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

Черты сходства

Черты различия

 

22. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

                     Примеры                                       виды потребностей человека

А) реализация своих способностей                          1) социальные

Б) самосохранение                                                     2) биологические

В) достижение карьерного роста

Г) Защита от холода

Д) Общение с друзьями

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(A) В стране Z действует несколько тысяч банков и других финансовых организаций. (Б) Социологические исследования показали, что более половины граждан страны Z хранят свои сбережения дома. (B) Очевидно, граждане не доверяют банкам, сомневаются в их надежности и стабильности.

Определите, какие положения текста:

 

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

 

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

24. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Девушки в равной мере связывают трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Большая доля юношей, чем девушек, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

25. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общественная полезность выполняемой работы не является значимым мотивом для молодёжи.

2) Молодёжь страны Z преобладающим мотивом считает обеспечение материального благополучия.

3) Жители страны Z выбирают только ту работу, которая им интересна.

4) В стране Z девушки лишены возможности сделать хорошую карьеру.

5) Юноши невнимательны к своим коллегам.

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

 

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

 

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

 

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.

28. Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».

29. Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.

30. 12-летний Юрий считает, что в современном мире только агрессивная манера поведения позволяет добиться успеха в бизнесе и карьере. Он часто смотрит телевизионные ток-шоу, не соответствующие его возрастной категории, которые усилили такие представления. Какой фрагмент текста объясняет подобное влияние СМИ? Приведите свой аргумент, который поможет переубедить Юрия.

31. Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения).

1.

4

2.

4

3.

3

4.

4

5.

3

6.

2

7.

2

8

4

9

2

10

4

11

4

12

1

13

3

14

4

15

2

16

3

17

3

18

1

19

4

20

2

21

1423

22

12121

23

112

24

123

25

12

26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) факторы формирования личности;

2) СМИ и социализация;

3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;

4) школа и формирование личности ребёнка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Могут быть указаны следующие факторы по тексту:

1) возраст;

2) интеллектуальный уровень;

3) пол;

4) вес;

5) окружающая среда;

6) культура;

7) СМИ,

8) школа.

Факторы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

Указание иных, отсутствующих в тексте факторов, не может быть основанием положительной оценки ответа (поскольку требование задания не выполнено).

28. Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре». Могут быть приведены следующие объяснения:

1) семьи школьников представляют различные социальные группы и в совокупности отражают социальную структуру, поэтому школа — общество в миниатюре;

2) в школьных коллективах, как и в обществе в целом, действуют определённые правила поведения, распределены роли, есть иерархия взаимоотношений.

Могут быть приведены другие объяснения.

29. Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано такими примерами:

1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины, к началу передачи она стала готовить различные справочники, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;

2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего

поколения к молодёжи;

3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано другими примерами.

30. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) фрагмент текста: «люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли»;

2) аргумент, допустим: следует более критично относиться к информации СМИ; доброжелательно настроенные люди также достигают высот в жизни.

Может быть приведёт другой аргумент.

31. Могут быть высказаны следующие предположения:

1) в современных условиях родители много времени вынуждены проводить на работе, стремясь обеспечить материальное благополучие своим детям;

2) современные дети имеют доступ к различным источникам информации, порой дети«более продвинуты» в некоторых вопросах, чем родители, что может негативно сказаться на их авторитете.

Могут быть высказаны другие предположения.

nsportal.ru

Материал по обществознанию (9 класс) на тему: «Человек и общество» схемы для подготовки к ОГЭ по обществознанию | скачать бесплатно

Блок-модуль 1. Человек и общество

Тема 1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей.

Понятие «общество» используется в двух смыслах:

        

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них.

        

        Образец задания ОГЭ

Учёные-обществоведы определяют общество как….

  1. Весь материальный мир
  2. Всё человечество в прошлом
  3. Единство биологического и социального
  4. Естественную среду обитания человека

                Тема 1.2 Взаимодействие общества и природы.

                  Понятие природа используется в двух смыслах:

        

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

        Образец задания ОГЭ

Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

  1. Разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
  2. Формирование кастовой системы в Древней Индии
  3. Издание Иваном Грозным нового Судебника
  4. Строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

Тема 1.3 Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Сферы (области) общественной жизни – взаимодействующие части общества, главные её составляющие.

Образец задания ОГЭ

Какие из приведённых ниже терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общественной жизни?

  1. Народность, нация
  2. Театр, музей
  3. Прибыль, доход3
  4. Правительство, партия

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9 класс) на тему: Схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс | скачать бесплатно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица мониторинга подготовки к ОГЭ по математике 9 класс

Таблица мониторинга подготовки к ОГЭ по  математике 9 класс…

Карточки для подготовки к ОГЭ по геометрии. 9 класс

Карточки для подготовки к ОГЭ по геометрии для 9 класса по всему курсу. 24 варианта с ответами…

Элективный курс подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс

Элективный курс предназначен для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию учащихся 9 классов. Курс расчитан на один год из расчета 1 час в неделю. Предполагает теоретическую и практическую п…

Подготовка к ОГЭ по обществознанию (9 класс)

Содержание включает в себя 2 варианта работ для 9 класса для подготовки к ОГЭ по обществознанию….

Рабочая программа. Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс.

рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование….

Материалы по подготовке к ОГЭ по обществознанию 9 класс

Тематические тестовые задания по обществознанию для подготовки к ОГЭ и текущего контроля знаний по политической, экономической и социальной сферам жизни общества….

Разработка занятия «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»для элективного курса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» 9 класс.

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса «Подготовка к ОГЭ по общнствознанию» , 9 класс….

nsportal.ru

HISTORIA MAGISTRA VITAE: ОГЭ обществознание

   Данный раздел сайта содержит материалы, которые помогут подготовиться выпускникам 9 класса к экзамену по обществознанию в форме ОГЭ (ГИА). Материалы составлены на основе образовательной программы по обществознанию в соответствии со спецификацией и кодификатором, делятся по сферам жизни общества, отдельно выделен блок «Право».

Памятка по работе с ресурсами.


1. Теоретический материал можно читать онлайн с помощью инструмента просмотра google документы.
2. Для решения практических работ необходимо пройти по ссылке на портал «Решу ЕГЭ/Решу ОГЭ». Внимание! Для того, чтобы учитель смог проверить работу, перед тем как начать решать задания нужно сообщить о регистрации, выслав на адрес электронной почты свой адрес почты, который использовался при регистрации.

Общество и человек

1. Теория
1.1. Понятие «Общество»
1.2. Традиционное и индустриальное общество 
1.3. Современные цивилизации
1.4. Человек, индивид, личность
 1.4.1. Таблица. Человек, природа, общество
 1.4.2. Таблица. Социализация человека
1.5. Деятельность и общение
1.6. Трудовая деятельность
1.7. Познание, истина и ее критерии
1.8. Общественный прогресс. Критерии прогресса
 1.8.1. Таблица. Социальный прогресс
1.9. Глобальные проблемы современности
 1.10. Исторический процесс и его участники
2. Практика
 2.1. Тренировочная работа №1. Общество и человек. Часть 1. Код работы 68978

 2.2. Тренировочная работа №2. Общество и человек. Часть 2. Код работы 68981
 2.3. Тренировочная работа №3. Общество и человек. Часть 3. Работа с текстом. Код работы 68982

Сфера духовной жизни

1. Теория
 1.1. Религия в современном мире
 1.2. Образование и его роль
 1.3. Таблица. Духовная культура
2. Практика

Социальная сфера

1. Теория
 1.1. Социальная структура общества
 1.2. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
 1.3. Социальный статус, роли личности
 1.4. Нации и межнациональные отношения
 1.5. Таблица. Социальные отношения

2. Практика

Экономическая сфера

1. Теория
 1.1. Экономика и ее роль
 1.2. Рыночные отношения
 1.3. Государство и экономика
 1.4. Таблица. Экономика
 1.5. Таблицы

2. Практика

Политическая сфера

1. Теория

 1.1. Политическая система и ее роль
 1.2. Государство. Три ветви власти
 1.3. Политическая идеология
 1.4. Политические партии
 1.5. Демократия и парламентаризм
 1.6. Политический статус личности

2. Практика

Право

1. Теория
 1.1. Роль права в жизни общества
 1.2. Права человека
 1.3. Понятие и виды юридической ответственности
 1.4. Система права. Отрасли права
 1.5. Гражданское право
 1.6. Таблица. Политика и право
 1.7. Таблицы. Конституционное право
2. Практика

history630a.blogspot.com

содержание ОГЭ по обществознанию

Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 2015/2016 году

1. Человек в обществе

2. Сфера духовной культуры

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Сфера политики и социального управления

6. Право

1. Человек в обществе

Ключевые термины

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Мировоззрение. Социализация. Агенты социализации. Деятельность. Потребности. Мотивы. Общение. Способности. Темперамент. Общество. Социальный институт. Сферы общественной жизни Общественные отношения. Общественный прогресс, регресс. Эволюция. Революция. Цивилизация. Общественно-экономические формации. Природа. Система. Глобальные проблемы

2. Сфера духовной культуры

Ключевые термины

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Духовность. Культура. Духовные ценности. Мораль. Нравственность. Гуманизм. Добро. Зло. Моральный долг. Совесть. Ответственность. Образование. Наука. Религия. Религиозные организации. Патриотизм. Гражданственность.

3. Экономика

Ключевые термины

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

Экономика. Ресурсы. Производство. Обмен. Потребление. Отрасль. Предприятие. Товар. Конкуренция. Монополия. Рынок. Спрос. Предложение. Факторы производства. Торговля. Предпринимательство. Деньги. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Командно-административная экономика.

Налоги. Заработная плата.

4. Социальная сфера

Ключевые термины

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4 Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

Социальная структура общества. Стратификация общества. Социальное неравенство. Социальная мобильность (вертикальная, горизонтальная). Социальный статус. Социальные лифты. Социальная группа. Социальный конфликт. Социальная роль. Социальные нормы. Санкции. Поколение. Гендер. Этнос. Нация.

5. Сфера политики и социального управления

Ключевые термины

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

Политика. Власть. Авторитет. Иерархия. Государство. Суверенитет. Форма государства. Политическая система общества. Форма правления. Монархия. Республика. Политический режим. Демократия. авторитаризм. Тоталитаризм. Государственное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Парламент. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Избирательная система. Референдум. Политическая партия. Абсентеизм.

6. Право

Ключевые термины

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Право. Обязанность. Юридическая ответственность. Правосознание. Правовая культура личности. Норма права. Система права. Отрасли права. Институты права. Конституция. Иск. Правоспособность. Дееспособность. Брак. Правонарушение. Преступление.

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Знать/понимать

Уметь

1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей

1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а) записан номер неправильного ответа;

б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер

правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла для каждой части

1

Часть 1

С кратким ответом

25

26

66,7

2

Часть 2

С развернутым ответом

6

13

33,3

3

Итого

31

39

100

Минимальный проходной балл – 15, максимальный – 39.

Соответствие баллов ГИА по обществознанию школьным оценкам представлено следующим образом:

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

studfiles.net

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9 класс) на тему: Словарь терминов по обществознанию 8-9 класс | скачать бесплатно

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсентеизм (от лат. absentis — отсутствующий) – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Авторитарный (от лат. auctoritas – власть) – основанный на личной власти, личной диктатуре.

Авторитет (от лат. auctoritas – власть, влияние) – влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

Агенты социализации – люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека (семья, сверстники, трудовой коллектив).

Адаптация – приспособление к физической или социальной среде.

Анимизм (от лат. animus – дух ) – раннее религиозное верование в существование духов и души.

Аморальное – безнравственное.

Ассимиляция – этническое поглощение, почти полное растворение одного народа в другом.

Атрибуты – необходимое существенное свойство.

Асоциальное – направленное против общества.

Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальный доход, уровень образования, власти и престижа.

Безработица – незанятость трудоспособного населения в общественном производстве материальных и духовных ценностей.

Безработный – человек, не имеющий заработка, стоящий на учете в службе занятости и получающий специальное пособие по безработице.

«Белые воротнички» – работники, занятые в автоматизированном про-изводстве, научных и прикладных разработках, в сфере информации.

Благо – все, что способно удовлетворить повседневные способности людей.

Богатство – денежная сумма, выражающая стоимость движимой и не-


Словарь терминов

187

движимой собственности человека.

Брак – добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном порядке с целью создания семьи.

Бюджет – финансовый план, который суммирует доходы, и расходы за определенный период времени.

Бюрократия – социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, (вертикальными) информационными потоками, формализованными способами принятия решений и тенденцией на особый статус в обществе.

Величина предложения – количество товаров и услуг, выставленных на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.

Владение – фактическое обладание имуществом.

Власть – это влияние на основе закона или традиции, подчинение людей, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.

Гендер – определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

Генотип – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, устойчивых черт, благодаря передаче из поколения в поколение сохраняется биологическая сущность народа или этноса.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.

Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год).

Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, осуществляющая руководство обществом и представляющая его на международной арене.

Гражданское общество – это самоорганизующаяся система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.


188        Словарь терминов

Девиантное поведение – асоциальный тип поведения, противоречащий социальным нормам.

Дееспособность – это способность индивида самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности.

Деньги – средство обмена, всеобщий эквивалент.

Дефицит – недостаточность средств или ресурсов, в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.

Добро – в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение человека в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт.

Договор – соглашение между людьми, организациями, государствами.

Досуг – часть свободного времени, которым человек располагается по собственному усмотрению.

Доход – любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров.

Духовность – это совокупность качеств человеческой личности, обозначающее наличие высоконравственных принципов в человеке: объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Закрытое общество – общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо вообще запрещены, либо существенно ограничены.

Заработная плата – цена за труд, измеряемая в единицу времени.

Зло – всё плохое, опасное, вредное, жестокое

Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов органов государственной власти и местного самоуправления.

Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику.

Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим социальным статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебно-


Словарь терминов

189

го рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.

Имущественные отношения – правоотношения по поводу материальных благ.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Индивидуализм – идеология признания приоритета личных интересов над общественными; совокупность идей и принципов, по которым благо человека, его свобода и личностное развитие является высшей целью, а функционирование различных институтов и групп – основой и средством для достижения этой цели.

Индивид – отдельный человек как уникальное сочетание его врожден-ных и приобретенных свойств.

Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, машинизация произ-водства.

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.

Институт социальный – элемент общества, созданный для удовлетворе-ния его важнейших потребностей и регулируемый сводом социальных пра-вил.

Интроверт – тип личности, ориентированный «внутрь» или «на себя».

Информационное общество – постиндустриальное общество, в которой основной производительной силой выступают знания и информация.

Инфраструктура социальная – совокупность зданий, сооружений, си-стем и служб, необходимой для функционирования социальной сферы. (школы, стадионы, театры, больницы).

Иск – заявление в суд, по поводу защиты нарушенного, оспариваемого или охраняемого государством права.

Искусство – 1) художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;

  1. только изобразительное искусство;
  1. высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Капитал – созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход.

Капитализм – общество, основанное на частной собственности и свобод-


190        Словарь терминов

ных рыночных отношениях.

Каста – социальная группа людей, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Класс – большая социальная группа людей, характеризующая определенным отношением к средствам производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов.

Конкуренция – открытое соперничество людей, групп или организаций

  • достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.

Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок, принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конфликт – это столкновение , спор людей или социальных групп за об-ладание властью, материальными или духовными ценностями.

Конформное поведение – слепое следование человека чужому мнению,

  • целью не создавать в общении с другими трудностей, добиваться поставленных задач, даже если это не соответствует личным принципам и убеждениям.

Коррупция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

Косвенный налог – сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определенных действий, например, покупке некоторых видов товаров.

Культ – действия (телодвижения, чтение, пение определенных текстов), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной силы.

Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение людей, передаваемых из поколе-ния к поколению.

Лидер – самый авторитетный член малой группы.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Манеры – внешние формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты поведения.


Словарь терминов

191

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и его место в нем.

Многопартийность – партийная система, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) — совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого; исполнение норм морали поддерживается силой общественного мнения; мораль включает непреходящие духовные ценности,

  • также исторически преходящие нормы и идеалы; изучается специальной философской дисциплиной – этикой.

Монополия – исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности, господство на рынке товаров и услуг, отсутствие конкуренции.

Мотив – разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты.

Народность – языковая, территориальная, экономическая и культур-ная общность.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам, наиболее развитая историко-культурная общность людей.

Неолитическая революция – переход от охоты и собирательства к земледелию.

Неравенство – неравномерное распределение материальных и духовных ценностей, разница в правовом положении людей.

Норма – правило, образец.


192        Словарь терминов

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством и возведенное в закон, обеспечивается государством при помощи органов государственного принуждения.

Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и детей.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в ин-тересах человека, общества, государства, сопровождающийся усвоением достижения обучающимся установленных государством образовательных стандартов.

Обмен – движение товара от одного владельца к другому.

Общество – это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Община – это общность людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, со-вместной охраной территории.

Общественно-экономическая формация – стадия общественного разви-тия, характеризующаяся определённым уровнем развития производитель-ных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения людей.

Обязанность – предписание действовать определенным образом.

Ответственность – неблагоприятные последствия за нарушение социальных норм.

Открытое общество – общества, где перемещения из одной страты в другую осуществляются свободно и не ограничены.

Отрасль экономики – совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям

Парламент – высший представительный законодательный орган вла-сти, формируемый выборным путем.

Патриархальная семья – семья, состоящая из нескольких поколений с абсолютной властью мужчины как главы семейства.

Подоходный налог – основной вид прямых налогов, взимаемых с до-ходов физических лиц (заработная плата, доплаты и премии, дивиденды, проценты и т.д.) и юридических лиц (налог на прибыль).

Политика – это деятельность государственных органов, политических


Словарь терминов

193

партий, общественных движений в сфере отношений между большими со-циальными группами, прежде всего, классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политическая партия – политическая организация, выражающая инте-ресы социальных групп, стремящаяся к власти.

Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые меняются с течением времени.

Политический режим – система методов осуществления государствен-ной власти и ее взаимоотношений с личностью, различными социальными общностями и политическими организациями.

Потребность – необходимость живого существа в чем-либо.

Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения по-требностей. В экономике приравнивается к приобретению благ или услуг.

Постиндустриальное общество – общество, где основной производитель-ной силой выступает наука и новые интеллектуальные технологии. Боль-шинство работников заняты в сфере обслуживания (торговля, транспорт, финансы, здравоохранение, досуг, наука, образование).

Право – совокупность общеобязательных правил поведения установлен-ных или санкционированных государством.

Правовая культура личности – знание и понимание права, поведение в соответствии с нормами права.

Правовое государство – демократическое государство, в котором соблю-дается принцип верховенства права, права и свободы человека и граждани-на являются высшей ценностью.

Правовой статус – совокупность прав и обязанностей человека.

Правоспособность – способность иметь права и обязанности.

Престиж – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых личностью в обществе.

Прогресс – развитие общества от низших форм к высшим.

Производительный труд – труд, создающий осязаемые продукты или предметы, являющиеся товарами.

Рациональное – основанное на разуме, логических доказательствах, це-лесообразное.

Распределение – одна из фаз процесса общественного воспроизводства, связующее звено между производством и обменом.

Рационализм – совокупность философских направлений, делающих


194        Словарь терминов

центральным пунктом познания разум, мышление и рассудок. Его сторонники считали силу человеческого познания неограниченной.

Революция – радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы, или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Регресс – возврат более высоких форм развития к низшим, деградация.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также связанное с ними поведение, определяемое верой в существование Бога.

Республика – форма правления, при которой глава государства избирается, а законодательная власть принадлежит выборному представительному органу –парламенту.

Ресурсы – совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих функционирование общественного производства.

Референдум – всенародное голосование по поводу принятия важнейших государственных решений.

Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Санкция – мера воздействия.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и освое-ния социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по соци-ально значимым критериям (доход, уровень образования, профессия, воз-раст, пол)

Социальная дифференциация – процесс разделения общества на соци-альные группы по различным критериям, подразумевающий неравные возможности доступа к власти, материальным и др. благам.

Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание приобрести данный товар.


Словарь терминов

195

Социальный статус – позиция индивида в группе или обществе.

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Социальная структура – это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Субъект – источник активности, творец.

Суверенитет – независимость государства в осуществлении своей внутренней и внешней политики.

Товар – продукт труда, произведенный для обмена.

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, поглощением гражданского общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод граждан.

Тотемизм – раннее религиозное верование, связанное с представлением о родстве между группой людей и животными.

Фетишизм – религиозное поклонение неодушевленным предметам, вера в их магическую силу.

Формы правления – способ организации власти: монархия и республика.

Цивилизация – 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству»,

  1. высший этап развития человечества,
  1. культурно-географическое образование (например, восточная, западная, российская цивилизация),
  1. глобальная цивилизация, охватывающая всю планету.

Эволюция – (от лат. «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества, накопления в нем количественных изменений и преобразование их в качественные, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время».

Экономика – рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения обмена товаров и услуг.

Экстраверт – это тип личности (или поведения), который ориентирован

в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения.

Этнос – собирательное название для больших по численности кровно-

родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (9 класс) на тему: Термины по обществознанию для подготовке к ОГЭ | скачать бесплатно

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Маргинальность  – “пограничность” положения человека по отношению к каким-либо социальным группам, н-р безработный

Мобильность-  возможность смены социального слоя

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой объединены общностью быта, взаимной и правовой ответственностью.

Симбиоз– форма совместного сосуществования организмов разных видов.

Социализация — процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социальные нормы – правила, регулирующие отношения между людьми

Традиции – это такие правила поведения, которые возникают на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом.

ПОЛИТИКА

Анархия  – отсутствие государственной власти, порядка в обществе.

Верховный Суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Власть – это нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.

Возмездная сделка – сделка, по которой стороны обязываются к предоставлению друг другу встречного удовлетворения.

Гражданское общество – сообщество свободных и равных граждан “внутри” государства, способных “сдерживать” государственное вмешательство в частную и общественную жизнь, контролировать и регулировать изменения в политике, экономике, социальной и духовной сферах.

Государство – особая организация публичной, политической власти действующая на определенной территории и подчиняющая все население.

Авторитаризм  – система власти, основанная на единоличном правлении

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением народа путем референдума

Нормативный правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий, либо отменяющий нормы права.

Идеология – система взглядов и идей, которая выражает мнения, интересы, оценки и т.д. различных субъектов исторического процесса

Демократия  – форма государственного устройства, для которой характерны власть большинства, верховенство закона, равноправие граждан и защищенность их прав и свобод, а также разделение властей, выборность главы государства и других органов власти. Различают представительную (решения принимают выборные органы) и прямую (решения принимают все граждане) демократию

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – форма государственного устройства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем власти над всеми сферами общественной и личной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, а также единой идеологией, крайне враждебным отношением к любым культурным и социально-политическим влияниям, репрессиями в отношении инакомыслящих.

Депутатская фракция – это депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения

Деспотизм- форма государственной власти, основанная на единоличном правлении тирана, деспота.

Конфедерация – временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера.

Монархия – форма правления, где главой государства является монарх, который получает власть в порядке наследования или по праву родства,

Республика – это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Монетаризм–направление  в политике государства,   проводимая ЦБ России.

Либерализм- направление  в политике государства,   проводимая правительством РФ.

Политическая власть – власть, которая осуществляется специальным аппаратом, выступающим от имени общества, но с обществом не совпадающим.

Политическая система общества – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых граждане участвуют в политической жизни общества.

Политические нормы – правила, которые регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти.

Политический режим –приемы и способы осуществления государственной власти.

Политическая элита-  привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Политическая культура- это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.

Политическое поведение — представляет собой совокупность реакций политических субъектов на политическую систему.

Постановления  Правительства РФ – это акты, имеющие нормативный характер.

Правительство РФ – коллегиальных орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из институтов управления государственными делами.

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

 Ратификация – утверждение органом государственной власти международного договора.

Референдум – принятие законов путем всенародного голосования.

Совет Федерации – одна из палат Федерального Собрания РФ, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Суверенитет – верховенство и независимость государственной власти

Социальная политика – это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества.

Экономическая политика – совокупность политических, правовых и экономических мер, предпринимаемых государством для целенаправленного и планомерного решения достаточно четко осознаваемых и формулируемых задач, связанных с решением каких-либо комплексных общих проблем, стоящих перед национальной экономикой на каком-либо этапе ее развития

Указы нормативного характера Президента РФ – это акты, которые принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный, наиболее важный круг общественных отношений.

Унитарное государство – такая форма государственного устройства, которая характеризуется следующими признаками: единая конституция и единая правовая система; единая система органов государственной власти и управления; единое гражданство; единство судебной системы и осуществление правосудия на основе единых норм; деление государства на административно-территориальные единицы, органы управления которых регулируют общегосударственными правовыми нормами и подчинены центральным органам государственной власти и управления.

Федеративное государство – такая форма государственного устройства, в структуру которой помимо центральной власти входят государственные образования, обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе

Форма государства – это такой аспект характеристики государства, который раскрывает способы организации государственной власти.

 Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства.

Форма правления – организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании.

Форма территориально-государственного устройства – территориально-политическая организация государства, которая охватывает политико-правовой статус его составных частей, принципы их взаимоотношений между собой и с органами государственной власти.

ПРАВО

Административная ответственность – это наложение мер за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.

Административная правоспособность – это способность приобретать субъективные юридические

Административное право – это отрасль публичного права, которая регулирует отношения, которые складываются по поводу организаций и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПРФ установлена административная ответственность.

Административный проступок – это посягающее на общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, установленный порядок деяние, за которое установлена административная ответственность

Акцепт – принятие предложения о вступлении в договорные отношения.

Оферта – предложение вступить в договорные отношения.

Вина – это психическое отношение лица к совершенному и общественно опасному действию или бездействию и его последствиям

Гражданский процесс- урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства…

 Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданский брак — брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти

Деяние – результат сознательной деятельности людей.

Дисциплинарная ответственность – это наложение мер за дисциплинарные проступки на рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

Земельная рента – плата собственнику земли за пользование землёй.

Конформизм – понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений.

Международное право – это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности;

Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Ничтожная сделка – сделка, являющаяся недействительной независимо от признания ее таковой судом.

Норма права – это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу.

Гипотеза – составная часть нормы права, которая указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться.

Диспозиция – составная часть нормы права, которая определяет само правило поведения.

Санкция – составная часть нормы права, которая определяет меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

Односторонняя сделка – сделка, для возникновения которой достаточно волеизъявления одного лица.

Оптация – выбор гражданства.

Отрасль права – это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение систем права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений

Петиция – коллективное обращение, которое представляет собой правовой способ реализации участия граждан в делах государства и общества.

Право – это единая система норм, которые обязательны для всех лиц, находящихся на территории государства

Правонарушение – это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным деяниям.

Правоспособность – это способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Правосубъектность – это способность быть субъектом права, состоящая из двух составных частей – правоспособности и дееспособности.

Правотворчество – это форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование.

 

Презумпция невиновности – принцип юридической ответственности, который заключается в том, что только суд признает человека виновным.

 Преступление – это наиболее опасное правонарушение, посягающее на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан предусмотренные УК РФ.

Публичное право – это та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, где один из субъектов наделен властными полномочиями.

Частное право – эта та часть системы действующего права, которая защищает частный интерес личности

Частное право – эта та часть системы действующего права, которая защищает частный интерес личности, обеспечивает свободную его реализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основана на договоре между равноправными сторонами.

Рецидив преступлений – совершение преступления повторно, по одной статье.

Сделки – действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Семейное право – это отрасль права, которая регулирует условия и порядок вступления в брак, условия прекращения брака и признания его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи супругами, родителями и детьми

Система права – это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, подотрасли и отрасли права

Событие – это юридический акт, возникающий независимо от воли участников правоотношения.

 

Состав преступления – это совокупность предусмотренных в уголовном законе признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений

Трудовые правоотоношения- это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.

Трудовой договор – добровольное соглашение между работником и работодателем по поводу существенных условий труда.

Уголовное право – это совокупность норм, предусмотренных в уголовном законе и устанавливающих преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства.

Экологическое право – это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности,

Эмансипация несовершеннолетних – объявление полностью дееспособными несовершеннолетних, достигших 16 лет и работающих по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей (усыновителей, попечителей) занимается предпринимательской деятельностью.

Юридическая ответственность – это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение

Юридические лица – это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СФЕРА

Банковская система- совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Безналичные деньги – это основная масса денежных средств на банковских счетах, они обслуживают оптовый товарооборот и платежно-расчетные операции между предприятиям,  банками.

Наличные деньги – те, что находятся на руках у населения и обслуживают розничный товарооборот.

Безработица – часть совокупной рабочей силы, лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, но способные работать и ищущие работу в данный период времени.

Безработица естественная –это безработица в условиях полной занятости.

Безработица фрикционная – б. связанная с поиском  или ожиданием  лучшей работы.

Безработица структурная –  б. связанная с изменениями в структуре производства, устаревание профессий.

Безработица сезонная – безработица, вызываемая колебаниями спроса на рабочую силу в разные периоды времени, например в сельском хозяйстве, туризме.

Безработица скрытая – формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

Бюджетная система – это органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты

Валюта – любой платежный документ или денежное обязательство, выраженное в той или иной национальной денежной единице и используемое в международных расчетах.

ВВП – это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.

Всемирная торговая организация (ВТО) – многосторонняя торгово-экономическая организация,

Гиперинфляция – очень быстрый рост уровня цен в экономике, превышающий 50% в месяц.

 

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов государства, за определенный период времени.

Денежная система – форма организации денежного обращения в той или иной стране

Деньги – всеобщий эквивалент, средство платежа

Дефляция – снижение уровня цен в экономике.

Издержки производства – это затраты предприятия на производство товара.

Инвестиции – это вложение средств в  производство  и увеличение материальных запасов.

Инфляция -процесс обесценивания денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности, ведущее к росту цен.(длительный)

 Капитал – это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг

Макроэкономика – это часть экономической теории, которая исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор.

Микроэкономика – это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств.

Международное разделение труда (МРТ) – разделение труда между странами на основе специализации в производстве определенных товаров или услуг, которая делает возможным и необходимым международный обмен и сотрудничество.

Монополия (моно-один) — крупная фирма, занимающая доминирующее положение в каком-либо секторе рыночной экономики.

Налоги – это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица

Налоговая система – система законов и норм, регулирующих эту сферу государственной жизни, а также органов, осуществляющих эти функции

Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, получаемую за выполнение некоторой трудовой услуги.

Предложение – это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене в определённый период времени.

Спрос – это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене за определённый период времени.

Олигополия – функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция.

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный  субъект, созданный для производства продукции и благ.

Приватизация государственной собственности – процесс передачи ресурсов и предприятий, принадлежащих государству или местным органам власти частным лицам.

Национализация- противоположный процесс приватизации: из частных рук в государственные.

Производительность труда – это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведённой работником в единицу времени.

Производство – это процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку и обществу для существования и развития.

Пропорциональный налог означает, что взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода

Прогрессивный налог-с большей зарплаты, больше налог.

Регрессивный налог – с большей зарплаты, меньше налог.

Протекционизм – торговая политика государства, заключающаяся в защите национального производства от иностранной конкуренции путем взимания высоких пошлин с ввозимых товаров.

Либерализм- -«-« открытие госуд.границ для импорта.

Прямые налоги – налоги, которые взимают непосредственно с доходов и имущества.

Косвенные налоги – с прибыли предприятий.

Равновесная цена – цена, которая удовлетворяет покупателей и продавцов одновременно.

Ресурсы – это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Транснациональные корпорации – это крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли

Труд – это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг.

Сдельная заработная плата – это денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции

Средства производства – это совокупность средств и предметов труда, образующих материальные факторы производства

Таможенные пошлины – налог, которым облагается товар при пересечении границы.

Пошлины могут устанавливаться в % от цены товара или представляют собой фиксированную ставку с объема, веса и т.д.

Товар – это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведённое для обмена.

Экономическая система – это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства

Рыночная экономика- форма организации общественного хозяйства, признаками которой являются преобладание частной собственности, отсутствие централизованного регулирования всего национального хозяйства, конкуренция между товаропроизводителями через рынок, технический прогресс и эффективность производства.

Смешанная экономика -экономическая система, в которой наряду с развитым частным сектором действует и государственный сектор экономики

Традиционная экономика – это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества – что, как и для кого производить – решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Факторы производства – это экономические ресурсы, то есть ресурсы используемые для производства продуктов и услуг. (труд, земля, капитал, предприним.деят., информация)

Цена – это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести, а производители реализовать товар(услугу).

Ценные бумаги – документы, предъявления которых достаточно для реализации заключенного в них имущественного права.

Центральный банк – это “банк банков”, он организуется правительством и имеет дело не с населением, а с коммерческими банками, основная функция ЦБ – функция предохранения кредитно-банковской системы от кризисов и регулирование (через предложение денег) общей экономической ситуации в стране.

Чистая монополия – на рынке функционирует одна фирма, продаёт уникальный продукт (не имеется заменителя), доступ на рынок заблокирован, фирма обладает контролем над ценой

Экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии.

Экономический плюрализм – это переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе частной собственности.

 

Экономический рост – увеличение общего объёма произведённого реального ВВП, или объёма реального ВВП в расчёте на душу населения за определённый период времени.

Экономический цикл – повторяющиеся и следующие один за другим на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности; включает в себя фазы кризиса, депрессии, оживления и подъёма

Экстенсивный путь развития – распространяющийся вширь. Термин означает количественное увеличение, расширение чего-либо.

Интенсивный путь развития — распространяющийся внутрь. Термин означает качественное изготовление товаров и услуг.

Экстенсивный экономический рост – экономический рост, обеспечиваемый за счет количественного увеличения уже применяемых факторов производства

ДУХОВНАЯ СФЕРА

Анимизм  – вера в души и духов.

Тотемизм – одна из ранних форм религии, суть которой – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами,  животным и растениями.

Фетишизм (франц. – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человек.

Протестантизм  – третья, наряду с православием и католицизмом, разновидность христианства, возникшая в период Реформации.

ОБЩЕСТВО

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Антропология  – наука о происхождении и эволюции человека

Бипатрид – лицо с двойным гражданством.

Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение (чувственное удовольствие)

Глобализация – процесс мировой интеграции (объединения стран)

Глобальные проблемы современности —  главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации.

Гносеология, или теория познания, – раздел философии, в котором изучаются природа познания, его границы и возможности

Гуманизм– воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью,

Делинквентное поведение – преступное поведение

Индукция  – форма умозаключения, характеризующаяся переходом от частного к общему путем обобщения отдельных фактов.

Институты общества — совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений.

Консенсус – согласие, согласованное мнение по какому-либо вопросу.

Личность- это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Мировозрение- система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем

Моногамия – единобрачие.

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге.

Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями

Общественно-экономическая формация – марксистская категория, обозначающая различные ступени исторического развития человечества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Ответственность- субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. 

Плюрализм  – множественный, многообразие

Промискуитет– беспорядочные, никакими нормами не регулируемые половые связи.

Рационализм  – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Сенсуализм –– направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний и утверждающее, что все наше знание должно быть обосновано опытным путем.

Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть возраста 18 лет.

Свобода- это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают.

Синтез –соединение  элементов и сторон предмета в единое целое (в систему).

Техносфера – термин употребляется при описании современной цивилизации, для которой характерно повсеместное использование техники и научных методов преобразования действительности.

Ноосфера – сфера человеческого разума.(Вернадский)

Фатализм (от лат. fatum – рок, судьба) – вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.

Фрустрация  – негативное психологическое состояниев безысходности, отчаяния

Экзистенциальные потребности – потребности в безопасности.

 

Эсхатология– религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

nsportal.ru