Определение понятия «общество». Основные признаки общества

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основные признаки общества

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты — в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства — политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества — не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

Определение понятия «общество». Основные признаки общества

ГлавнаяКниги по политологииОсновы социологии и политологии: Г. И. КозыревОпределение понятия «общество». Основные признаки общества

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты — в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства — политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества — не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

Широкий Центр | Йельская школа менеджмента

Широкий центр Йельской школы менеджмента продвигает идеи, политику и лидерство, чтобы помочь всем учащимся, особенно из малообеспеченных слоев населения, учиться и развиваться. Наша работа поддерживается и обогащается Broad Network, общенациональным сообществом, состоящим из почти 900 преданных своему делу и разносторонних лидеров, которые являются выпускниками программ TBC.

Развитие лидерства

Развитие лидеров школьной системы в крупных городских государственных школах K-12

TBC в Йельском университете SOM является домом для получения степени магистра в области управления государственным образованием и стипендии для руководства государственным образованием. Эти строгие бесплатные программы обусловлены нашей приверженностью справедливости и совершенству и полностью соответствуют отличительной миссии Yale SOM по обучению лидеров бизнеса и общества.

Исследования

Получение знаний об эффективном руководстве школьной системой

TBC в Йельском SOM ​​соберет ученых, занимающихся исследованиями в области государственного образования, а также местных политиков и практиков, приверженных делу улучшения результатов учащихся. Мы создадим хранилище данных, которое станет ведущим ресурсом для национальных исследований крупных городских систем общеобразовательных школ K-12.

Политика

Информирование и обсуждение политики

Политика прокладывает путь к улучшению образования. Мы стремимся формировать дебаты государственной политики, касающиеся образования K-12, посредством громких конференций, мероприятий и общения. Эти собрания станут возможностью для расцвета великих идей и принятия важных мер.

Узнайте больше о Широком центре

«Школа Broad Center в Йельском университете SOM окажет преобразующее влияние на жизнь миллионов молодых людей, которые полагаются на государственную систему образования для получения высококачественного и эффективного образования, которым им обязано общество».

— Кервин Чарльз, декан Йельской школы менеджмента

Новости центра

22 марта 2023 г.

Чувство возвращения домой – празднование Форума 2023 в Новом Орлеане

Двухдневное мероприятие, первый очный Форум за три года, включало обсуждение важности обновления и размышлений, а также моменты воссоединения и празднования для сети The Broad Center

28 февраля 2023 г.

Широкие стипендиаты получают более пристальный взгляд на усилия по изменению модели финансирования школ, которая приводит к неравенству

Стипендиаты Общественного лидерства в области государственного образования в Центре Броуд в Йельском университете SOM услышали от членов Коалиции «Справедливость в образовании сейчас» во время последней резиденции когорты в Нью-Хейвене.

21 декабря 2022 г.

Широкое внимание выпускников: Реси Данн (TBR 2005-07)

В настоящее время Реси является генеральным директором государственных чартерных школ Ascend в Бруклине, штат Нью-Йорк.

Свяжитесь с нами

Twitter

@BroadCenter

Facebook

@BroadCenter

Электронная почта

[email protected]

Йельские центры и инициативы SOM

The Broad Center

Yale Center for Customer Insights

Программа социального предпринимательства

Международный финансовый центр

Программа финансовой стабильности

Программа предпринимательства

Программа инноваций и управления заинтересованными сторонами 900 03

Йельский центр Пекин

Центр бизнеса и окружающей среды

Институт лидерства руководителей высшего звена

Проект Турмана Арнольда в Йельском университете

China India Insights Program

Инициатива по лидерству и организации

SOM Lab

900 02 Y-ПОДЪЕМ

Вовлечение сообществ: интернационализация высшего образования для общества — Блог

Форум EAIE

Участие сообщества приобретает все большее значение в интернационализации высшего образования, и в зимнем номере журнала EAIE Forum за 2022 год более подробно рассматривается это растущее явление. Начиная с запуска последнего выпуска Форума, сегодняшняя запись в блоге исследует одну из важнейших концепций, лежащих в основе нового стремления к вовлечению сообщества: интернационализация высшего образования для общества, или IHES.

Практика и дискурсы интернационализации высшего образования (IoHE) в основном концептуализируются в экономических терминах. Австралийский подход является хорошим примером IoHE с глубокой коммерческой ориентацией, ориентированной на трансграничную студенческую мобильность. Следовательно, академические круги призывают разработать новые подходы к интернационализации или стать более углеродно-нейтральными. В настоящее время перед высшим образованием стоит задача сбалансировать триаду финансирования, экономического спада и социальной активности. В этом смысле деятельность IoHE может способствовать достижению этой цели и в то же время содействовать общему благу в обществе посредством взаимодействия университета и сообщества.

С этой целью необходимо включить ответственность университетов перед обществом в программу интернационализации. В своей статье 2019 года Банденбург и др. намекают на потенциал между концепцией интернационализации в высшем образовании и социальной активностью, расширяя способы, с помощью которых оба вида деятельности могут решать социальные проблемы на местном и глобальном уровнях, в том числе выявленные Организацией Объединенных Наций. , с Целями в области устойчивого развития в Повестке дня на период до 2030 года.

В этом смысле определение интернационализации 2015 г., данное Де Витом и др. , соответствует идеалу образования, предложенному ЮНЕСКО, согласно которому образование является общим благом и поэтому должно способствовать благосостоянию общества.

На пути к новой интернационализации высшего образования

«Интернационализация высшего образования для общества» (IHES) — это предложение, сделанное в вышеупомянутой статье 2019 года, опубликованной в University World News . Явной целью IHES является «приносить пользу более широкому сообществу, дома или за границей, посредством международного или межкультурного образования, исследований, услуг и взаимодействия». Таким образом, IHES показывает взаимосвязь между интернационализацией и социальной активностью. Термин «взаимодействие между университетом и сообществом», предложенный в европейском проекте «На пути к европейской структуре взаимодействия сообщества в сфере высшего образования» (TEFCE), является обязательной ссылкой при реализации IHES. Проект TEFCE предлагает широкое и двустороннее участие между университетом и сообществом. Сообщество понимается в широком смысле и состоит из: правительственных организаций, бизнеса, организаций гражданского общества и граждан. Таким образом, «взаимодействие университета и сообщества» определяется как «процесс, посредством которого университеты взаимодействуют с заинтересованными сторонами сообщества для осуществления совместной деятельности, которая может быть взаимовыгодной, даже если каждая сторона получает разную выгоду».

По этой причине считается, что IHES можно укрепить за счет взаимодействия между университетами и сообществом и межуниверситетских сетей. В некоторых сетях работа с сообществом занимает центральное место. Эта актуальность была отмечена на вебинаре University World News от 29 января 2021 года, когда Лорен Хойт, исполнительный директор сети вовлеченных университетов Talloires, отметила, что «члены сети Talloires больше заинтересованы в содействии участию сообщества, чем в рейтингах, которые поощрять конкуренцию в сфере высшего образования». Точно так же Хиллигье ван ‘т Ланд, генеральный секретарь Международной ассоциации университетов, настаивал на том, что «сегодня необходимо более тесное сотрудничество и совместная работа для решения проблем, с которыми мы сталкиваемся». Сообщество также играет центральную роль в миссии межуниверситетских сетей, таких как Campus Compact в США по продвижению гражданских и демократических ценностей, или в Ирландии с сетью Campus Engage; согласно Национальной стратегии высшего образования до 2030 года, ирландские университеты должны открыто взаимодействовать со своим сообществом и обществом в целом, и «это должно учитывать все аспекты их миссии».

В Азии Университетская сеть социальной ответственности (USRN) считает, что «социальная ответственность университетов углубляет усилия университетов по поиску решений экономических, социальных и экологических проблем общества». В Латинской Америке такие сети, как Союз социальной ответственности латиноамериканских университетов (URSULA) и Ассоциация университетов, доверенных Обществу Иисуса в Латинской Америке (AUSJAL), применяют подходы, связанные с управлением университетским воздействием, продвижением социальных инклюзивность, равноправие, справедливость и солидарность. Аналогичным образом, проект NEWLEAD, созданный в 2020 году и финансируемый Европейским Союзом, направлен на развитие и объединение университетов в сеть и усиление роли, связанной с институциональным лидерством, для содействия большей социальной интеграции, справедливости, гендерному равенству и, в то же время, для продвижения партнерских отношений высшее образование и общественные деятели.

В этом смысле межуниверситетские сети и взаимодействие университетов и сообщества меняют конфигурацию интернационализации высшего образования, обновляя его лидерство в обществе через IHES. С этой целью необходимо преодолеть редукционистский взгляд внутри и за пределами академических кругов, согласно которому две университетские деятельности должны оставаться отдельными. Другими словами, можно установить здоровую и активную взаимозависимость между IHES и взаимодействием университета и сообщества. Эти отношения могут внести важный вклад в местные сообщества и глобальное общее благо, интегрируя телеологическое и этическое измерение высшего образования. Как отметила Эллен Хейзелкорн, интернационализация призвана усилить международную взаимосвязанность на благо общества.

Зимний форум 2022: Университеты и их сообщества

Как международная деятельность и направления университетов пересекаются с их подходами к взаимодействию с общественностью и обогащают их? Узнайте больше на Зимнем форуме. Члены могут получить доступ ко всему выпуску, а лица, не являющиеся членами, могут бесплатно загрузить выбор редакции.

Читать далее

6 декабря 2022 г.