Искусство — виды, функции, признаки, особенности и характеристики
Что такое искусство
Начнём с определения искусства, которое даёт нам обществознание.
Искусство — это разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности человеком в обществознании. Цель искусства — сформировать и развить способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по канонам гармонии и красоты.
Сегодня этот термин можно трактовать сразу несколькими способами. Как именно — зависит от контекста. На схеме ниже мы отразили понятие искусства в широком и узком смыслах.
Основа искусства — это творчество. Оно позволяет увидеть мир, в котором реальность переплетается с вымыслом, а после — передать это в форме художественного образа. В нём творческий человек отражает то, как он видит предмет или явление, и сталкивает это видение с восприятием зрителя. Это происходит через воплощение творческого труда автора — произведение искусства.
Произведение искусства — это результат творческой, сознательной деятельности человека, который обладает эстетической ценностью, а также относится к определённому виду и жанру.
Эстетическая ценность произведения искусства в том, что зритель через него сталкивается с прекрасным и формирует свой вкус. Но есть и другие. Например, познавательная ценность — расширение кругозора. Или нравственная ценность — обогащение и развитие личности.
Чем искусство отличается от науки
Искусство и наука — две ветви духовной культуры в обществознании. У них есть общие качества, например, они помогают нам познавать мир. Но у искусства есть и специальные черты, которые делают его непохожим ни на что другое. Вот они:
Искусство образно и наглядно.
Когда человек познаёт мир через искусство, фантазия и воображение познающего играют большую роль в этом процессе.
Человек создаёт художественные образы с помощью особых средств: слов, звуков, цвета и т. д.
Проверьте себя
Как вы считаете, важно ли для человека искусство как метод познания? Связаны ли с искусством лично вы, и если да, то как именно?
Полезные подарки для родителей
В колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!
Функции искусства
Целей у человека, взаимодействующего с искусством, великое множество. А потому и функций у такой деятельности немало. Обычно в обществознании принято выделять 7 функций искусства:
Давайте разберёмся, что делает каждую из них уникальной. Мы расскажем о них в таблице ниже — сохраняйте её, чтобы иметь под рукой на уроках.
Функции искусства | |
---|---|
Функция | Сущность |
Познавательная | Служит способом познания и освоения мира |
Ценностно-ориентирующая | Помогает людям выбирать жизненные ориентиры, разбираться в системе ценностей конкретного общества, формировать мировоззрение |
Эстетическая | Помогает созданию эстетических вкусов и предпочтений личности |
Воспитательная | Способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей личности |
Компенсаторная | Приводит внутреннюю жизнь человека к гармонии, наглядно свидетельствует об истине, добре, красоте в мире, а также стабилизирует психическое состояние личности |
Коммуникативная | Лежит в основе межличностного общения: зрителей между собой по поводу произведения и зрителя с автором |
Информационная | Просвещает и распространяет знания |
Давайте проиллюстрируем пару этих функций на примере.
Пример № 1.
Иван — художник. Он написал картину, на которой рыцарь побеждает огромного змея. Это типичный сюжет с моралью о противостоянии света и тьмы: зритель видит, что в любой ситуации добро в форме рыцаря в конце всегда побеждает зло — змея. Это раскрывает одну из функций искусства — ценностно-ориентирующую.
Когда эту картину повесят на выставке, люди придут смотреть и обсуждать её. Они смогут прочесть мысли автора на полотне, узнать его отношение к проблеме, которая изображена на картине. А затем — поговорить о морали произведения друг с другом и, возможно, даже поспорить. Так проявляется коммуникативная функция в искусстве.
Структура искусства
Искусство многогранно — оно представляет собой сложную систему из творческих жанров, стилей и видов. Давайте немного поговорим о том, как оно устроено.
Виды искусства
В разное время люди предлагали делить искусство на виды большим количеством способов. Например, в начале XIX века немецкий философ Фридрих Шеллинг предложил свою концепцию. Она состояла в том, чтобы различать искусства посредством выражения — делить их на реальные и идеальные.
К реальным видам искусства философ предложил отнести архитектуру, скульптуру, живопись и музыку. К
Но в обществознании есть и другая система, которая делит искусства на виды по средствам выражения. Опишем их в таблице ниже.
Виды искусств по средствам выражения | ||
---|---|---|
Вид | Сущность | Пример |
Пространственные (пластические) | Художественный образ раскрывается пластически — через пространственное построение. | Живопись, скульптура, фотография, архитектура, дизайн и т. д. |
Временные (динамичные) | Зритель чаще воспринимает произведение через слух. Художественный образ раскрывается с течением времени. | Литература, поэзия, музыка |
Пространственно-временные (зрелищные, синтетические) | Зритель воспринимает произведение одновременно слухом и зрением. | Театр, кино, хореография и т. д. |
В обществознании искусство также разделяют на виды по социологическим качествам. По названию элитарного или высокого искусства можно понять, что его потребителем исторически была высшая прослойка общества. Произведения для них создавали профессионалы, а творческие образы были сложными. Позволить себе насладиться такой формой искусства или хотя бы понять её могли лишь знатные люди. А потому для всех остальных оно оставалось недоступным.
Примеры: поэтические вечера в различных формах, опера, театр и другие светские развлечения, которые раньше были доступны только привилегированному сословию.
Противоположность элитарному — народное искусство. Простой народ тоже нуждался в творчестве, а потому создавал свои, более приземлённые художественные образы. Творцами на этот раз были сами люди, а их произведения передавали из поколения в поколение.
Примеры: народные песни, былины, сказки, поговорки и т. д.
Отдельное место среди этих видов занимает массовое искусство или поп-культура. Её особенность в том, что она отражает эмоциональное состояние современных людей и помогает им справляться со стрессом. Не зря её ещё называют искусством антиусталости.
Массовое искусство похоже на элитарное тем, что его тоже создают специалисты. Но при этом делают это так, чтобы произведение подходило конкретным группам людей. Для этого даже проводят маркетинговые исследования, что роднит эту форму искусства с бизнесом.
Примеры:
Жанры и стили искусства
Внутри каждого из видов искусства сформировалась своя система жанров. Так, искусствоведы называют его особые разновидности, которые делят произведения на категории по художественному изображению реальности.
Вы наверняка слышали о многих из них — давайте рассмотрим примеры в таблице.
Жанры в искусстве | |||
---|---|---|---|
Музыка | Живопись | Литература | Кинематограф |
|
|
|
|
Также отдельные виды искусства обладают характерными чертами, которые относят их к разным художественным направлениям. Они делят произведения искусства по стилям.
Стиль — это совокупность общих признаков, которые отличают своеобразную творческую традицию, характерную для конкретного общества на определённом этапе его развития.
Если говорить о живописи, среди стилей можно выделить импрессионизм, супрематизм, кубизм, сюрреализм и другие. В архитектуре это ампир, барокко, классицизм, модерн и т. д.
Что такое современное искусство
С развитием общества образовалась новая веха в творчестве — современное искусство. Его главное отличие — отказ от ограничений, канонов и правил, которых искусство придерживалось раньше. Современное творчество свободно и может использовать любые средства, чтобы изменить видение мира зрителя и передать мысли автора. Потому некоторые его произведения и выглядят для нас странными.
Одна из его главных задач — привлекать внимание общества к остросоциальным темам. Пусть даже иногда художники и делают это способами, которые могут шокировать зрителя. Например, через необычные перформансы.
Перформанс — это форма художественного действия, которое разворачивается в реальном времени при главном участии художника и других атрибутов сцены: предметов, символов, жестов и т. д.
Перформанс похож на представление в театре. Во время выступления художник выстраивает сцену с целью донести до зрителя определённую мысль. Разница лишь в том, что этот зритель не сам купил билет на представление. Более того — он не подозревал, что столкнётся с ним.
Пример № 2.
Один из самых известных перформансов — «Быть может». В его ходе актриса Тильда Суинтон 7 часов спала в прозрачном боксе среди экспонатов картинной галереи, пока вокруг неё ходили удивлённые посетители. Смысл представления в том, что в жизни может произойти что угодно. Например, вам может встретиться спящая в галерее звезда.
Ещё один вид современного искусства — это хеппенинг. Он похож на перформанс, но разница в том, что зритель теперь не просто наблюдает за действием, а участвует в нём. Такие представления не просто интригуют, но и могут быть опасными. Всё из-за того, что даже автор не может знать, чем они закончатся.
Пример №3.
«Ритм 0» — хеппенинг Марины Абрамович с тяжёлой моралью. В нём художница разложила перед зрителями 76 предметов — опасных и безобидных — и предложила каждому выбрать один из них, чтобы взаимодействовать с ней. И всё это — при условии, что Марина сама будет стоять и никак не реагировать на происходящее.
Поначалу люди обнимали художницу, вставляли цветы в волосы и не вредили ей. Но со временем действия становились более жестокими. Эксперимент закончился на 6-м часу, когда люди уже начали взаимодействовать со смертельным оружием. Тогда Марина начала двигаться и ходить между посетителями. Многие из них испугались и тут же ушли, другие же боялись смотреть художнице в глаза.
Смысл этого хеппенинга — проверить, как далеко может зайти жестокость человека, который будет уверен в своей безнаказанности.
Проверьте себя
Теперь пора узнать, хорошо ли вы разобрались в теме. Выполните задания ниже, что проверить свои знания об искусстве, — это поможет вам в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Задание № 1
Как вы считаете, способно ли современное искусство добиться своей цели — изменить мир? Порассуждайте, всегда ли оправданы необычные способы, которыми художники пытаются это сделать. Если можете, опирайтесь при ответе на реальные примеры современного искусства.
Задание № 2
Прочтите утверждения ниже об искусстве и его характеристиках с точки зрения обществознания. Найдите среди них неверные. Объясните, почему выбрали именно их.
Искусство позволяет человеку выразить своё видение мира через художественные образы.
У искусства и науки нет общих черт.
Произведения искусства бывают материальными и нематериальными.
По средствам выражения искусства делятся на пространственные и временные.
Перформанс — это такой тип современного искусства, при котором зритель не просто смотрит представление, но и сам участвует в нём.
В этой статье мы разобрали понятие искусства в обществознании и его структуру. Если вам интересна тема или вы планируете готовиться к экзаменам, советуем глубже погрузиться в неё с учителем. Например, на курсе обществознания школьники разбирают функции, виды и отличия искусства на примерах и интерактивных заданиях. Так им удаётся разобрать любую, даже самую сложную тему. И всё это — без зубрёжки!
Присоединяйтесь, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию или поднять оценку на 1 балл за 1,5 месяца. Встретимся на вводном уроке!
Виды искусства: ключевые особенности
Искусство — это способ познания мира через художественные образы. Основные виды искусства — это пространственные (изобразительное искусство, живопись, фотография, архитектура и пр.), временные (литература, музыка и пр.) и пространственно-временные (кино, театр, балет и пр.).
Тема «Искусство» относится разделу «Человек и общество» в кодификаторе тем КИМ ЕГЭ. Что такое искусство, мы разбирали в этой статье. Здесь мы разберем конкретные виды искусства на примерах из реальной жизни, а также приведем ключевые черты наиболее традиционных из них.
Информация из этой статьи поможет вам, дорогой читатель непосредственно на экзамене, особенно во второй части, в которой надо приводить примеры.
Классификации искусств
Пространственно-временная классификация
В современном искусствоведении существует множество видов искусства. Наиболее популярная — классификация по пространственно-временному принципу, которую предложил еще в XVIII веке немецкий теоретик Готхольд Лессинг. Согласно его классификации искусство как бы «разворачивает» себя перед зрителем в одном из двух измерений, либо в обоих.
Пространственные | Временные | Пространственно-временные |
Изобразительные искусства: живопись, мозаика, фреска. Архитектура, фотография | Музыка, литература | Кино, театр, балет |
Вроде вы скажете, что ну вот есть картина, которая изображает какое-то историческое событие. Оно же, событие, произошло во времени! Почему же тогда живопись не отнести к пространственно-временному искусству?
А все дело в том, что картина запечатлевает какое-то событие, персонажей или героев в одном моменте времени. Мы не можем понять, как они ведут себя с течением времени. Именно поэтому изобразительное искусство и ему подобные — только лишь пространственные.
То ли дело музыка или литература. Мы можем понять музыкальное или литературное произведение только прослушав или прочитав его соответственно. А на это надобно время! Пространство здесь не задействовано.
Ну и понятно, что когда вы смотрите кино, или театральную постановку, оно разворачивается и в пространстве, и во времени.
Статичность и динамичность
Также выделяют виды искусства по статике и динамике. Статичные виды искусства не меняются, динамичные — те, в которых действие постоянно меняется. Я думаю, вы без труда уже поняли, что живопись, например, — статичное искусство, а кино — динамичное.
Обращаю ваше внимание, что эти классификации можно и нужно использовать при написании плана второй части экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию.
В завершении этой части статьи приведу очень хорошую схему пространственных видов искусства, опять же, чтобы помочь вам с планом в задании 28.
Ключевые виды искусства
Литература
Наверняка в школе — это один из самых нелюбимых предметов, хотя многое, если не всё, зависит тут от учителя. Читать какие-то произведения, потом еще их обсуждать и писать сочинения на какие-то темы…. Уф… Жесть!
Однако на самом деле именно литература развивает гуманистическую составляющую человека. Основы морали, умения четко излагать свои мысли устно и письменно, умение строить речь — всему этому можно научиться на уроках литературы.
Литература же, как вид искусства, отличается от других тем, что автор использует ряд инструментов, которые и составляют ее черты.
Условность. Литературный герой, или мир, изображаемый в произведении — всегда придуман автором. Да, он в какой-то мере отражает объективную реальность. Но в большей степени — он отражает вымысел автора, его представления о реальности.
Жизнеподобие. Автор литературного произведения может использовать жизнеподобие, когда его герои и мир кажутся такими, каков он вокруг нас. Собственно на реализме строятся многие современные детективы, триллеры, ужасы, или комедии 🙂 Жизнеподобие выражается в том, что автор может ссылаться на какие-то достоверные данные, которые он услышал от очевидца (как в Капитанской дочке А.С. Пушкина), или может приводить целые выдержки из дневника героя, или выдержки из якобы реальных статей в газетах.
Фантастика. Это инструмент, с помощью которого автор произведения строит реалии в произведении на основе невозможных и неправдопобных вещей, которые в реальности пока нет, или совсем нет. Например, всякие киберпанковские романы построены на таком принципе.
Комбинируя разные инструменты, автор выступает творцом, богом для героев своего произведения. Наверное именно это искушение, ну и, конечно, стремление реализовать свою идею — и привлекает авторов писать многостраничные романы.
Такие авторы как Стивен Кинг, Джоан Роулинг и многие другие — стали кумирами современности. И я уверен, что в школьную программу надо включать не только старые произведения, но и современные, которые поднимает проблемы современного общества. А как думаете Вы? Напишите в комментариях!
Архитектура
Архитектура отражает не просто интеллектуальное развлечение. Оно нацелено на жизнеобеспечение людей: нам надо где-то жить. Раньше первобытным людям жилищем служили пещеры, или примитивные землянки, или хижины.
Храм Лотоса. Дели. Индия
Сегодня — архитектура не только удовлетворяет потребность людей в жилье, работе, отдыхе, но и служит эстетическим инструментом — вызывает позитивные эмоции: удивление, восхищение.
«Хан Шатыр». Астана, Казахстан
Я, конечно, понимаю, что когда вы смотрите на унылую пяти-, десяти-, двадцатипяти этажный дом, он у вас не вызывает особых положительных эмоций, кроме тех, что в этом доме находится Ваш дом — квартира, или комната.
Обычная «хрущевка». Россия. Массовое место пребывания россиян.
Но в современном мире считается, что здание должно само по себе вызывать положительные эмоции. Именно поэтому столицы современных государств реализуют умопомрачительные проекты, которые подчеркивают уникальность данного города.
Многоквартирный дом в Словении
Кстати, именно сегодня, на мой взгляд, в развитых странах мира стали строить архитектурные произведения, невзирая на традиционные каноны. Лично на меня глубокое впечатление произвел в свое время роман Айн Рэнд «Источник». Рекомендую каждому, кто хочет прочесть нечто особенное! Там как раз про архитектуру, и как сложно внести что-то действительно новое в массовое сознание людей.
Кино
Кино — это искусство синтетическое, пространственно-временное, звукозрительное, объединяющее на технической основе в одно качественно новое художественное целое выразительные возможности многих искусств
Синтетическое, потому что тут вам и музыка, и динамическая картинка. Кино — очень молодое искусство — ему чуть более ста лет. Однако за 100 лет оно превратилось без малого в ключевой вид искусства. Люди убивают время смотря многосезонные сериалы, полнометражные фильмы разных жанров: от документальных до художественных.
Понятно, что кино сегодня стало примером массовой культуры.
Напишите в комментариях, какой вид искусства — Ваш любимый и почему? Также поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
Поделиться в соц. сетях
Искусство и наука разработки экзаменов
Присоединяйтесь к ASWB, поскольку мы глубже погружаемся в психометрию разработки экзаменов.
Искусство и наука разработки экзаменов:
Изучение передового опыта создания надежных, действительных и справедливых экзаменов
Этот веб-семинар предназначен для ознакомления с процессом разработки экзаменов и обмена и справедливые оценки. Эксперты сессии, обладающие многолетним опытом в области измерений, обсудят темы экзамена, в том числе:
- Краеугольные камни разработки оценки, такие как надежность теста, валидность и стандартная ошибка измерения.
- Принципы определения, структурирования и пересмотра содержания теста.
- Протоколы для понимания и оценки потенциальной систематической ошибки в оценках с особым акцентом на использование дифференциальных тестовых анализов функционирования.
- Отраслевые стандарты и принципы, касающиеся справедливости тестирования.
Веб-семинар также будет включать обсуждение будущей роли тестирования в условиях высоких ставок, а также последствия использования альтернатив стандартизированным методам оценки.
Среда, 22 февраля 2023 г.
14:00, EST
О докладчиках
Ннамди Эзике получил докторскую степень. по образовательной статистике и методам исследования Университета Арканзаса. Он также имеет степень магистра статистики Университета штата Монтана. Доктор Эзике является научным сотрудником Исследовательской организации по управлению персоналом (HumRRO) и в настоящее время оказывает психометрическую поддержку проектам HumRRO. Он отвечает за проведение психометрического анализа, включая масштабирование и приравнивание тестов, а также калибровку параметров элементов. Доктор Эзике также оказывает помощь в составлении тестовых форм и ведении банков продольных тестов. Он имеет опыт моделирования ответов на вопросы, разработки и проверки инструментов оценки, а также разработки и методологии опросов. До прихода в HumRRO д-р Эзике работал в Службе образовательного тестирования в качестве научного сотрудника.
Дженнифер Клафен, доктор философии. , является менеджером Центра организационных исследований и оценки в Организации исследований человеческих ресурсов (HumRRO). Она получила докторскую степень. получил степень доктора промышленной и организационной психологии в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн со специализацией в области количественной психологии. Исследовательские интересы доктора Клафена сосредоточены на разработке и проверке когнитивных и некогнитивных методов оценки, при этом основное внимание уделяется кросс-культурной компетентности (3C) и методологиям, основанным на результатах. Благодаря своей работе с военными, государственными учреждениями и образованием, доктор Клафен имеет большой опыт проведения количественных и качественных исследований и анализа, разработки и проверки инструментов отбора и классификации персонала, разработки и оценки программ обучения, проведения анализа работы и развития компетенций. модели. Ее интерес к 3C привел к естественному расширению ее работы, включив в нее исследования разнообразия, справедливости и инклюзивности, особенно в том, что касается образования. Она была ведущим ученым, ответственным за разработку учитывающей культурные особенности программы обучения для педагогов K–12; она также поддержала создание стандартов разнообразия, справедливости и включения для учителей, сертифицированных национальным советом. Она считает, что ей действительно повезло, что она работала вместе и проводила исследования в поддержку профессионалов, которые демонстрируют такую невероятную приверженность и преданность своему сообществу. От военнослужащих до педагогов и социальных работников, люди, с которыми она сотрудничала на протяжении всей своей карьеры, служили для нее постоянными источниками вдохновения и расширяли ее понимание того, как их работа активно способствует улучшению нашего общества.
Стивен Старк окончил Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн в 2002 году со степенью доктора философии. имеет степень бакалавра наук по физике в Университете Нового Орлеана. Доктор Старк — профессор и заведующий кафедрой психологии Университета Южной Флориды. Его исследования и преподавание сосредоточены на тестировании и измерении с упором на модели теории отклика на предмет, компьютеризированное адаптивное тестирование, дифференциальное функционирование предмета и обнаружение аномальной реакции. Его исследования заложили основу для оценок, используемых крупными гражданскими и военными организациями, в первую очередь для специализированной системы адаптивной оценки личности армии США и компьютеризированной адаптивной шкалы личности ВМФ. Доктор Старк является членом Общества промышленной и организационной психологии, Американской психологической ассоциации (АПА) и Исследовательского института армии США. Он был членом подразделений APA 5, 14 и 19.и представлял Div. 14 (SIOP) о Совете представителей АПА. Недавно он работал редактором International Journal of Testing и в настоящее время входит в редакционные коллегии публикаций, в том числе Applied Psychological Measurement, Journal of Business and Psychology, International Journal of Selection and Assessment, и Оценка персонала и решения.
Сан Ын У — профессор промышленно-организационной психологии факультета психологических наук Университета Пердью. Основное исследование доктора Ву было сосредоточено на том, как личность и мотивация людей могут помочь объяснить различные психологические явления на рабочем месте. Особые результаты, представляющие интерес, включают отношение к работе, абстинентное поведение и межличностные отношения. Основной опыт доктора Ву заключается в разработке и проверке методов измерения и анализа индивидуальных различий для различных организационных и образовательных целей, а также в прояснении теоретических основ и последствий таких методов. Она активно вносит свой вклад в международное сообщество психологии и менеджмента, а также социальных наук в более широком смысле посредством публикаций и выступлений на конференциях в различных дисциплинах, включая промышленную и организационную психологию, психологию личности, управление (организационное поведение и человеческие ресурсы), организационные методы. , социология, образование, карьера и профессиональная психология, а также инженерия. Доктор Ву был помощником редактора Journal of Business and Psychology и International Journal of Testing и член редакционной коллегии Organizational Research Method s, Journal of Applied Psychology , Journal of Management и Human Resource Management Review . Недавно она также работала в Комитете APA по психологическим тестам и оценке (2019–2021 гг.), Председателем которого она была в 2021 г. Доктор Ву является научным сотрудником SIOP, APS и APA.
Колледж гуманитарных наук, искусств, поведенческих и социальных наук | Академические программы
Эти 4-летние дорожные карты служат только в качестве рекомендуемой последовательности курсов. Они включают прогнозируемые предложения курсов и могут быть изменены в зависимости от наличия преподавателей и студентов требовать. Студентам CSUSM настоятельно рекомендуется настроить персонализированный выпускной спланируйте с академическим консультантом и/или с помощью Планировщика степени в myCSUSM.
Колледж делового администрирования |
Колледж образования, здравоохранения и социальных служб |
Колледж гуманитарных наук, искусств, поведенческих и социальных наук |
Колледж естественных наук, технологий, инженерии и математики |
Чтобы просмотреть дорожную карту, нажмите на любую из тем, перечисленных ниже:
Leave A Comment