1.15 Мораль

Видеоурок: 

? Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

                                                     «Крошка сын к отцу пришел,

                                                         и спросила кроха:

                                              — Что такое хорошо

                                                      и что такое плохо?».

                                                                                     (Маяковский В.В.)

Лекция: 

Понятие морали

Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика

.


Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы. 

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое. Категориями морали: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер. Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.

Функции морали

  • Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувства патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.
  • Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками. 
  • Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу. 
  • Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
  • Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.

Связь морали с другими институтами духовной сферы

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.  


Дополнительные материалы к уроку:
? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мораль в системе социальных норм»

Интеллект-карта по обществознанию №15

cknow.ru

Мораль.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня же мы поговорим с Вами о морали. Итак, что же такое мораль? На самом деле у этого понятия существует множество различных формулировок и в общем то все они будут верными. Я же дам Вам наиболее точное, которое употребляется практически во всех учебниках обществознания.

Мораль — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к друг другу и обществу.

Мораль изучает наука — ЭТИКА.

Синонимом морали, как Вы уже наверное догадались сами, является НРАВСТВЕННОСТЬ. Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Признаками морали, обществоведы выделяют всеобщность и добровольность, а ее структурой — МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ и МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Объясним эти термины…

Моральные ценности — положительная или отрицательная значимость объектов окр. мира для человека, социальной группы, общ-ва в целом.

Выделяют семь индивидуальных ценностей:

1. Польза (богатство)

2. Господство (власть)

3. Справедливость

4. Истина

5. Красота

6. Добро

7. Свобода

Моральные нормы — должные образцы поведения, соотв. ценностям общества. Они регулируют поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе.

Далее в нашем изучении темы «Мораль», нам необходимо будет разобраться с ее категориями. Сделать это Вы можете, поработая со слайдом ниже:

 

Надеюсь, что Вам все понятно… Но в любом случае законспектируйте себе эти слайды))

Близки к понятию морали такие категории как ДУХОВНОСТЬ и АЛЬТРУИЗМ. Запомните это, так как в 2013-м году (ну и в 2014-м) в реальных тестах ЕГЭ было очень много вопросов частей А и С, именно на категории морали, ее функции, а также категории близкие к понятию морали. Это очень важно знать!!!

Функции морали:

1. РЕГУЛЯТИВНАЯ (регулирует поведение людей в общ-ве)

2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ (готовит к жизни в обществе)

3. КОММУНИКАТИВНАЯ (этикет, правила общения и приличия)

4. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (познание и оценка человеческих качеств)

С моралью и духовной сферой — все )) В следующем посте мы с Вами прорешаем тематический тест по духовной сфере с элементами социальной, так что будьте готовы! И подписывайтесь на обновления сайта. Всем пока!

©  Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост — ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста — пишите в комментариях.

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Мораль

Мораль – форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений на предмет поведения человека в обществе.

Структура морали строится на следующих составляющих:

  • Нормы поведения (эгоизм, взаимопомощь, коллективизм)
  • Личностные качества (благожелательность, верность, отзывчивость и т.п.)
  • Моральные  ценности (человеческое предназначение, стремление к свободе и осознанию жизни)
  • Общепринятые категории морали (долг, совесть, добро, справедливость)

Мораль берет начало из таких исторических форм, как:

  1. Табу (характерно для родоплеменного строя общества) – строжайший, безапелляционный запрет. Например, на смешение крови или убийство в рамках одного рода.
  2. Обычай
    – принятая большинством деятельность, возможная в конкретных обстоятельствах в определенном обществе.
  3. Традиция – некая норма поведения, предполагающая формы деятельности, осуществимые в конкретных обстоятельствах в определенном обществе (в отличии от обычая может быть индивидуальной, семейной).
  4. Нормы современной морали.

Центральные функции морали:

Функции

Объяснение

Примеры

Регулятивная

Обеспечивает регуляцию общественных отношений, взаимодействие человека и общества.

Владимир не отбирает конфеты у маленьких детей, потому что дети – это цветы жизни и их нельзя обижать.

Мотивационная

Служит побудительным условием к совершению поступков.

Людмила остановила драку в школьном коридоре, потому что драться в школе — нельзя.

Ценностно-ориентировочная

Задает определенные ориентиры желаемого поведения, к которым человек стремится.

Однажды в автобусе Павел не уступил место старушке, после чего стал объектом общего презрения. С тех пор Павел всегда уступает место старушкам.

Воспитательная

Формирует принципы и нормы поведения у человека.

Алексей уступает место пожилым людям в общественном транспорте.

Прогностическая (координационная)

Позволяет предсказывать возможное поведение людей в обществе (позволяет согласовывать и координировать действия людей).

Жена Аня уверенно кричала на своего мужа Андрея, так как знала, что мораль не позволит Андрею ударить её.

Следует отличать мораль от нравственности. Мораль – это совокупность принятых большинством норм поведения, в то время как нравственность представляет собой степень усвоения личностью моральных ценностей.

humanitar.ru

Мораль, ее основные нормы и ценности

Интересно? Расскажите друзьям   

Мораль – от латинского – обычай, нравы, поведение. Наука о морали – этика. Различие понятий «мораль» и «нравственность» основано на противопоставлении того, что должно быть и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгиее нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. В понятие «нравственность» вкладывается более житейское значение – это принципы реального нравственного поведения людей, где строгость моральных норм значительно смягчена. Нормы и правила морали формировались историческим путем. При родовом строе порядок поддерживался системой табу. Постепенно складывались обычаи и тенденции. Они опирались на авторитет общественного мнения. Далее появилась мораль – как проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения. Существуют и моральные качества: доброжелательность, мужество, мудрость, справедливость и пр. Нравственные принципы: коллективизм, индивидуализм, эгоизм, альтруизм, выбирая которые мы определяем моральную ориентацию в целом. Моральный идеал – идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.


humanitar.ru

Подготовка ЕГЭ. Обществознание. Задания по теме «Религия и мораль»

Задание 25. Раскрытие смысла понятий и их использование в заданном контексте.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой характерной черте, присущей религии, и одно предложение, раскрывающее разные классификации религии.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о свободе совести (вероисповедания), и одно предложение, определяющее основные мировые религии.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой функции морали, и одно предложение, раскрывающее отличие морали от права.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 26. Конкретизация теоретических положений на примерах.

Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них примером.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 27. Решение познавательных задач

Приведите любые две проблемы, рассматриваемые и разрешаемые в религии. Укажите известные вам ответы на эти вопросы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существует мнение, что нравственность является основой свободы человека. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 28. Составление сложного плана по заданной теме.

Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Специфика и роль религии в жизни общества».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Мораль и нравственность в жизни людей».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 29. Написание эссе.

«Религии отличаются друг от друга только декорациями» (С. Марешаль)

«У Бога нет религии» (М. Ганди)

«Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне)

«Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)

«Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» (И. Кант)

1. Цитата

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Смысл высказывания

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Собственная точка зрения

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Теоретическая аргументация

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Фактическая аргументация

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Вывод

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

infourok.ru

«Духовная сфера. Мораль, искусство, религия, СМИ» Октябрь, 3-ья неделя. |

 

Весь  материал  читайте на данном  сайте — там подробно даны лекции по каждой теме: http://obschestvoznanie-ege.ru)

Вспоминаем следующие темы

ПЛАН

Выпускнику на заметку

Мораль

Необходимо отличать понятия «мораль» и «нравственность».

Мораль – это совокупность правил, норм, установленных в обществе, регулирующих отношения между людьми, это неписаные законы.

Нравственность – это более узкое понятие, те правила и законы,разрешённые  в обществе, по которым живёт конкретный человек. Поэтому мы и называем безнравственным человека, который не выполняет моральных законов.

Различайте мораль от права (сравнение дано в лекции).

Важно помнить функции морали, её категории, а также знать общечеловеческие ценности, передаваемые из поколения в поколение.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Функции морали

ФУНКЦИИОСОБЕННОСТИ
ВоспитательнаяНа законах и принципах морали человек приучается совершать добрые дела и не совершать плохие, отличать добро и зло.
***Моральные принципы, законы регулируют поведение человека в обществе, взаимоотношения между людьми.

Регулятивная

Ответ: ___________________________.

 

 

 

Искусство

Главное отличие искусства заключается в восприятии действительности через образы, созданные автором. Каждый творец видит по-своему то ли иное явление, событие и отражает его в своём произведении именно через собственное восприятие. Нужно хорошо знать особенности искусства, его функции, виды, способы и приёмы отражения действительности.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях искусства, и одно предложение, раскрывающее одну из функций.

Искусство- это способ образного познания, восприятия мира.

Функции искусства: познавательная, гедонистическая, компенсаторная, воспитательная, прогностическая, эстетическая.

Суть гедонистической функции заключается в доставлении человеку радости, удовольствия от восприятия произведений искусства.

 

 

Религия

Изучая данную тему, особо обратите внимание на отличие мировых и национальных религий, на функции религии, на отражение данного вопроса в Конституции РФ (свобода совести, вероисповедания, светский характер нашего государства).

4. Выберите верные суждения о мировых религиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политеизм

2) Поклонение неодушевлённым предметам.

3)Имеют большое количество верующих по всему земному шару.

4) Исповедуются людьми, независимо от государственной, национальной, расовой принадлежности.

5)Вера в одушевлённость природы.

34

Ответ: ___________________________.

 

СМИ

Роль средств массовой информации в настоящее время велика. Необходимо понимать функции СМИ, позитивное и негативное их влияние на общество.

Пример

Функции СМИ в обществе

5. Установите соответствие между позитивными и негативными особенностями СМИ : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙРОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
А) Быстрая, оперативная передача информации

Б) Дача предвзятой, искажённой информации

В) Мобилизация общества на решение актуальных проблем

Г) Отвлекают общество от решения насущных проблем

Д) Внушают определённые идеи мысли, взгляды, не всегда соответствующие законам права и морали.

1)позитивная

2) негативная

 

        

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12122

Домашнее задание:

  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28)по следующим темам:

«Мораль»

«Религия»

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

  • Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания

Проверьте домашнее задание по занятию № 6.

Образование

План

  • Разные подходы к определению понятия образования.
  • Функции образования:

— познавательная,

— воспитательная

— мировоззренческая

-социальная

— кадровая и др.

  • Принципы образования в РФ :

-гуманизация

—  гуманитаризация

— информатизация

— интернационализация и др.

  • Политика в области образования в РФ.
  • Роль образования в современном обществе.

 

Наука

План:

  • Различные определения понятия «наука»
  • Функции науки

— мировоззренческая

— познавательная

— социальная

— прогностическая

— производственная

— естественные

— гуманитарные

— социальные

— математические

  • Роль науки в жизни современного общества.
  • Уровень развития науки в РФ на современном этапе.

Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Презентация на тему «Мораль» по модулю «Человек и общество» при подготовке к ЕГЭ по обществознанию

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

МОРАЛЬ

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  • МОРАЛЬ
  • МОРАЛЬ

А) ПОНЯТИЕ

Б) СТРУКТУРА МОРАЛИ

В) ЗАДАЧИ МОРАЛИ

Г) ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ

Д) ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ

Е) РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

Ж) МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

З) МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

  • А) ПОНЯТИЕ Б) СТРУКТУРА МОРАЛИ В) ЗАДАЧИ МОРАЛИ Г) ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ Д) ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ Е) РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ Ж) МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ З) МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
  • МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.

А) ПОНЯТИЯ

Б) ЭТАПЫ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В) СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Г) ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Д) ОБРАЗЦЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • МОРАЛЬ И ПРАВО
  • ФУНКЦИИ МОРАЛИ

5. ЭТИКА

МОРАЛЬ (ОТЛАТ. MORALIS,MORES— НРАВСТВЕННЫЙ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К НРАВУ, ХАРАКТЕРУ)— ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ , СОСТОЯЩАЯ ИЗ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ТРЕБОВАНИЙ , РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ .

СООТНОШЕНИЕ

НОРМ И ОБЫЧАЕВ

СООТНОШЕНИЕ

ПОСТУПКОВ И ИХ МОТИВОВ

МЕРИЛО СТЕПЕНИ

ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ТАБУ

РАБ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОСТЬЮ

РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ

МОРАЛЬ

ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА

РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

  • РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

НАИМЕНОВАНИЕ НОРМЫ

ТАБУ

СУЩНОСТЬ

ХАРАКТЕР НОРМЫ

ОБЫЧАЙ

ЖЕСТКИЙ ЗАПРЕТ

ЧЕМ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ И РАСПРОСТРАНЁННАЯ В ОБЩЕСТВЕ ФОРМА ДЕЙСТВИЙ, ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

ТРАДИЦИЯ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ЧЛЕНОВ ДАННОЙ ОБЩИНЫ

МИСТИЧЕСКАЯ БОЯЗНЬ ОПРЕДЕЛЁННЫХ АКТОВ, СУЩЕСТВ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ТОЛЬКО НА ЧЛЕНОВ ДАННОЙ ОБЩИНЫ ИЛИ НЕКОТОРОЙ ГРУППЫ. РЕГЛАМЕНТИРУЕТ

ИХ ЖИЗНЬ, НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЯ ВЫБОРА

КОГДА ВОЗНИКАЕТ

РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЫЧАЯ, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И НАПРАВЛЕННЫМИ УСИЛИЯМИ ЛЮДЕЙ СОХРАНИТЬ НЕИЗМЕННЫМИ УНАСЛЕДОВАННЫЕ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

РОДОВОЙ СТРОЙ

ПРАВО

АВТОРИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

КОНЦЕНТРИРУЮТ И ОБОБЩАЮТ ВЫСОКИЕ ИДЕАЛЫ И СТРОГИЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

СОВОКУПНОСТЬ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМ, УСТАНОВЛЕННЫХ И САНКЦИОНИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ

РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОДНОЙ ОБЩИНЫ. ОРИЕНТИРУЮТ ЧЕЛОВЕКА НА ПОСТОЯННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР, ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ИДЕИ ДОБРА И ЗЛА, АВТОРИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВА

РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ

ГОСУДАРСТВОМ

ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ (ЗАКОНЫ)

МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – СТОРОНА, АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ, ПОНИМАЕМАЯ КАК СОЗДАННЫЙ ЛЮДЬМИ МИР ПРЕДМЕТНЫХ И ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ, В КОТОРЫХ ВОПЛОЩЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РОДОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОСВОЕНИИ МИРА, В САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЖИВОГО СУЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА

УРОВНИ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОРИЕНТАЦИЯ ИНДИВИДА НА ВОСПРИЯТИЕ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ И ВНУШЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБЩЕПРИНЯТОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОСТУПКОВ ПО ПРИВЫЧКЕ

НИЗШИЙ

(ПЕРВЫЙ)

РЕАЛИЗАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ, ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ, СОРЕВНОВАНИЕМ, ЧУВСТВАМИ ГОРДОСТИ И СТЫДА, СТРАХОМ ПЕРЕД ОСУЖДЕНИЕМ

СРЕДНИЙ

(ВТОРОЙ)

УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ОПОРЫ НА СОВЕСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫСШИЙ

(ТРЕТИЙ)

ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

КУЛЬТУРНЫЕ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ,

ЭТНИЧЕСКИЕ

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

ПОНЯТИЕ «МОРАЛЬ»

ПОНЯТИЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ»

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ, В КОТОРОЙ КОНЦЕНТРИРУЮТСЯ И ОБОБЩАЮТСЯ ВЫСОКИЕ ИДЕАЛЫ И СТРОГИЕ НОРМЫ , РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ПРИНЦИПЫ РЕАЛЬНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ , В КОТОРОМ СТРОГОСТЬ ВЫСОКОМОРАЛЬНЫХ НОРМ ЗНАЧИТЕЛЬНО СМЯГЧЕНА, Т.Е. В ДАННОЕ ПОНЯТИЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ «ЖИТЕЙСКОЕ», «ПРИЗЕМЛЁННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, К ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ (МИР ДОЛЖНОГО)

РЕАЛЬНО ПРАКТИКУЕМЫЕ НОРМЫ, С КОТОРЫМИ ЧЕЛОВЕК СТАЛКИВАЕТСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (МИР СУЩЕСТВУЮЩЕГО)

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ —СТЕПЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНДИВИДОМ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА.

МОРАЛЬ И ПРАВО

НОРМЫ МОРАЛИ

НОРМЫ ПРАВА

ОБЩЕЕ

1.ЯВЛЯЮТСЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ САМЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИМИСЯ НА ВСЕ ОБЩЕСТВО

2. ИМЕЮТ ОДИН ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ—ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3. ВЫСТУПАЮТ МЕРОЙ СВОБОДЫ В ОБЩЕСТВЕ

4. СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЕЙ «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

5. ИМЕЮТ СХОДНУЮ СТРУКТУРУ

РАЗЛИЧНОЕ

ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ И ИДЕАЛОВ, СОДЕРЖАТСЯ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ И ВЫРАЖАЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

УСТАНОВЛЕНЫ ИЛИ САНКЦИОНИРОВАНЫ ГОСУДАРСТВОМ, ОФИЦИАЛЬНО ЗАФИКСИРОВАНЫ В ЮРИДИЧЕСКИХ АКТАХ

ИСПОЛНЯЮТСЯ В СИЛУ ПРИВЫЧКИ, ВНУТРЕННИХ ПОБУЖДЕНИЙ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА, В КОТОРОМ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ

ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРИНУДИ-ТЕЛЬНОЙ СИЛЕ. ГАРАНТ: СОВЕСТЬ ИНДИВИДА, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННАЯ

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ В НЕОБХОДИМЫХ СЛУЧАЯХ СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ,СИЛОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

ДАЮТ БОЛЬШИЙ ПРОСТОР ДЛЯ

ИХ ТОЛКОВАНИЯ, ЧЕМ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРНА БОЛЬШАЯ, ЧЕМ ДЛЯ НОРМ МОРАЛИ, КОНКРЕТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК

РЕГУЛИРУЮТ ОТНОШЕНИЯ, ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ И НЕ ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВУ (ОТНОШЕНИЯ ДРУЖБЫ, ЛЮБВИ И Т.Д.)

РЕГУЛИРУЮТ ОТНОШЕНИЯ, ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВУ

РЕГУЛИРУЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ДОБРА И ЗЛА, СПРАВЕДЛИВОГО ИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВОГО

РЕГУЛИРУЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ЗАКОННОГО ИЛИ НЕЗАКОННОГО, ПРАВОМЕРНОГО ИЛИ НЕПРАВОМЕРНОГО

ФУНКЦИИ МОРАЛИ В ОБЩЕСТВЕ

РЕГУЛЯТИВНАЯ —РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ —УТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ, ПОСКОЛЬКУ МОРАЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЖИЗНЕННЫМ ОРИЕНТИРОМ, В КОТОРОМ ВЫРАЖАЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

МОТИВАЦИОННАЯ —МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОТИВИРУЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, Т. Е. ВЫСТУПАЮТ КАК ПРИЧИНЫ И ПОБУЖДЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ У ЛИЧНОСТИ ЖЕЛАНИЕ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ (ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕ СДЕЛАТЬ).ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ

КОНСТИТУТИВНАЯ (ОТ ЛАТ. CONSTITUS— УТВЕРДИВШИЙСЯ, УСТАНОВЛЕННЫЙ)—ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ—ВЫСШИЕ, ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ НАД ВСЕМИ ДРУГИМИ ФОРМАМИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ НЕДОПУСТИМА НИГДЕ.

КООРДИНАЦИОННАЯ —ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА И СОГЛАСОВАННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. СОБЛЮДЕНИЕ ЛЮДЬМИ ЕДИНЫХ И ВСЕОБЩИХ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЛАЕТ ИХ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ, ЧТО ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

ЭТИКА ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ.

ВЫЯСНЯЕТ МЕСТО И РОЛЬ МОРАЛИ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ (ТАКИХ КАК НАУКА, ПРАВО, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО И Д.Р.),

АНАЛИЗИРУЕТ ЕЕ ПРИРОДУ И ВНУТРЕННЮЮ СТРУКТУРУ,

ИЗУЧАЕТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ,

ОБОСНОВЫВАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЕЁ СИСТЕМЫ .

videouroki.net