§ 31. Растительные сообщества | bio-geo.ru
Вопросы в начале параграфа
1. Что называют природным сообществом?
Природное сообщество — это группа микроорганизмов, растений и животных, адаптированных у условиям существования на какой-либо территории. Они оказывают непрерывное воздействие друг на друга и на срежу своего обитания.
2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
Растения в природном сообществе выполняют целый ряд важных и незаменимых функций:
- растения образуют убежище для животных и других живых организмов, являются для них домом;
- растения являются пищей для огромного количества животных и микроорганизмов, это начальное звено в цепи питания природного сообщества;
- растения поставляют всем живым организмам кислород для дыхания и перерабатывают углекислый газ;
- отмершие растения перерабатываются и формируют новый слой плодородной почвы, необходимой для жизни многих природных сообществ.
Вопросы в конце параграфа
1. Что называют растительным сообществом?
Растительное сообщество, или фитоценоз, — это естественное скопление, заросли или группировки растений, растущие не изолированно друг от друга, а совместно.
2. Какие растительные сообщества вы знаете?
К растительным сообществам относятся:
- еловые леса;
- сосновые леса — сосновые боры;
- лиственные леса;
- берёзовые рощи;
- дубовые леса — дубравы;
- смешанные леса.
3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Сообщества сосновых лесов (боров) возникают преимущественно на песчаных почвах. В таких лесах достаточно света, но мало питательных веществ для развития бурной растительности. Обычно в сосновых лесах произрастают мхи, лишайники, ягодные кустарники (черника, костяника), папоротники, плауны, и травы (например, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, вереск и т.д.).
Сообщества дубовых лесов возникают обычно на богатых минеральными веществами почвах. Здесь значительно меньше света, чем в сосновых лесах, но намного более богатая растительность. Так в дубраве почву покрывает зелёный ковёр из самых разнообразных трав с насыщенными зелёными листьями, среди дубов растёт множество кустарниковых растений (жимолость лесная, орешник, бересклет), а в почве имеется разветвлённая сеть грибниц разнообразных грибов.
4. Что такое растительность?
Растительностью называют совокупность растительных сообществ, которые существуют на общей территории.
5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
Растения в сообществе могут по разному взаимодействовать друг с другом:
- растения могут жить в симбиозе, то есть тесно взаимодействовать друг и другом и приносить друг другу пользу;
- растения могут конкурировать друг с другом за солнечный свет, влагу, минеральные и органические вещества;
- растения могут паразитировать на других растениях или быть полупаразитами, то есть при взаимодействии двух растений одно из них получает пользу, а другое — вред.
6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Смена берёзового леса на еловый бор происходит благодаря постоянному развитию растительного сообщества и ярусности леса. Так, в условиях берёзового леса нижний ярус становится оптимальным местом для развития елей: здесь имеется плодородная почва и достаточное затенение благодаря широким кронам берёз.
Со временем старые берёзы гибнут, а ели становятся всё выше. Молодые берёзки же плохо растут в тени елей и постепенно берё становится все меньше, а елей — все больше. Вместе с тем меняется и остальная растительность сообщества — земляника, колокольчики, злаки и лапчатки заменяются на кустики черники, кислицы, грушанки и других растений, характерных для ельника.
7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Хозяйственная деятельность человека может очень легко нарушить сложившееся растительное сообщество и даже погубить его. Например, при заготовках древесины вырубаются огромные участки леса и на их восстановление требуется несколько десятков лет. Кроме того, человек часто осушает болота, орошает засушливые районы и распахивает степи для обустройства полей с культурными растениями. Это нарушает жизнь естественных растительных сообществ и приводит к их гибели.
Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Наличие в растительном сообществе растений с различными биологическими особенностями помогает сообществу эффективней использовать питательные вещества и солнечную энергию, получаемую данной территорией. Например, раннее распускание цветков орешника необходимо для беспрепятственного ветроопыления этого растения, поскольку после распускания листьев других деревьев это было бы уже проблематично.
Растения же, которые опыляются насекомыми, расцветают позднее, когда насекомые энергично могут переносить пыльцу с цветка на цветок, а наличие ветра не только не помогает оплодотворению насекомоопыляемых растений, но иногда и мешает ему. Осенью же, когда насекомых становится меньше, многие лесные кустарники и деревья готовы поделиться с птицами своими сочными созревшими плодами. Птицы с удовольствием дополняют свой рацион лесными ягодами и, тем самым, распространяют семена кустарников по обширным территориям.
Задания
1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
В средней полосе России можно встретить различные типы растительных сообществ: берёзовые рощи, лиственные леса, осинники, дубравы, ельники и сосновые боры.
2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Фенологические наблюдения
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
Растительное сообщество «Смешанный лес»
В начале лета все деревья, находящиеся в верхнем ярусе, уже покрыты листвой, а большинство плодово-ягодных кустарников, расположенных во втором и третьем ярусе, уже отцвело. Начинается время цветения в четвёртом ярусе смешанного леса: цветут травянистые растения, папоротники, заканчивает цветение лесная земляника.
К середине июня нижние ярусы смешанного леса уже хорошо затенены и увлажнены. В это время начинают активно расти мхи и разрастается грибница лесных грибов. Травы тоже активно идут в рост и цветки остаются только на насекомоопыляемых растениях. Они своим ароматным запахом и яркими красками привлекают множество насекомых: пчёл, ос, стрекоз, бабочек и шмелей.
К концу июня начинают созревать лесные ягоды, например земляника. Кустики растения выбрасывают многочисленные усы и занимают новые территории. На кустарниках и деревьях продолжается период созревания плодов, но до спелости им ещё далеко.
К середине июля начинают зацветать некоторые растения первого яруса. Например, на липах распускаются душистые цветки, которые буквально притягивают к себе насекомых. В среднем лесном ярусе созревают первые плоды кустарников, например жимолости, а в нижнем появляются первые грибы, но их ещё очень мало.
В августе лиственный лес полон самых разнообразных спелых плодов. Созревает шиповник, орешник, кизил. В лесу все еще можно встретить насекомоопыляемые цветки трав, но они уже начинают теряться в густой высокой траве. Самых разнообразных грибов с каждым днём становится все больше. Особенно если лето выдалось дождливым. Папоротники становятся выше и мощнее, а мхи и лишайники покрывают не только почву и пни, но и стволы деревьев.
К концу лета с усиливающимися порывами ветра начинают разлетаться плоды липы и клёна. Кустарники выбрасывают новую поросль — побеги, развивающиеся из боковых и придаточных корней растений. Цветы отцветают, а травы начинают увядать. Деревья понемногу начинают сбрасывать листву и на поверхности почвы образуется слой увядших трав и опавших листьев.
Образуется благоприятная среда для развития самых разнообразных грибов, поскольку почва под упавшими листьями становится особенно влажной и насыщенной органическими веществами. Плоды кустарников и трав опадают, чтобы из их семян, зёрен и косточек в будущем году смогло вырасти новое поколение лесной растительности.
Словарик
Растительное сообщество — это группа растений разного вида, которые совместно образуют скопления, заросли и группировки.
Типы растительных сообществ — это группы растений, которые взаимосвязаны между собой и произрастают на одной территории с постоянными условиями окружающей среды.
Растительность — это все растительные сообщества, произрастающие на определённой территории.
Типы растительности — это большие группы растительных сообществ, которые существуют в определённых условиях окружающей среды: болота, леса, степи, тундры и т.д.
Ярусность — это способность сосуществования на одной территории растений с разными жизненными формами. Существует надземная и подземная ярусность.
Смена сообществ — это процесс, в ходе которого растительное сообщество, занимающее определённую территорию, под воздействием внешних и внутренних факторов начинает приобретать признаки иного растительного сообщества и постепенно полностью изменяется тип растительного сообщества, находящегося на данной территории.
Параграф 31. Растительные сообщества
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Английский язык
- Русский язык
- Алгебра
- Геометрия
- Физика
- Немецкий язык
В природе виды растений, животных, грибов и микроорганизмов распределяются не случайно. Они всегда образуют определенные, сравнительно постоянные комплексы – природные сообщества. Такие комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, называют биоценозами.
Биоценоз – сложная природная система, состоящая из разных групп организмов, различающихся по роли, которою они играют в переносе энергии и вещества, по месту, занимаемому в пространстве и в пищевой системе.
В природе можно выделить различные биоценозы: леса, пруда, болота, луга, моховой кочки, разрушающегося пня и т.д. Более мелкие являются в природе частями крупных.
Биоценозы – не случайные собрания разных организмов. В сходных природных условиях и при близком составе видов растений и животных возникают сходные, закономерно повторяющиеся биоценозы.
Члены природного сообщества вязаны прямыми или косвенными пищевыми отношениями, создают среду обитания друг для друга и взаимно регулируют численность.
Виды приспособились к совместному обитанию в ходе эволюции. В биоценозах идут процессы борьбы за существование и естественного отбора.
В любом биоценозе различают три группы организмов: производители органического вещества (зеленые растения), его потребители (растительноядные, всеядные и хищные животные) и разрушители (почвенные черви, бактерии, плесневые грибы). Отдельные растения живут не изолированно, а совместно, образуя растительные сообщества – группы взаимосвязанных растений разных видов, длительное время произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и среду обитания.
Примерами растительных сообществ являются лес, болото и луг. Все растения этих сообществ приспособлены к особым условиям совместной жизни. Каждое растительное сообщество расположено на однородной территории. Почва этой территории, влажность, освещенность, температура и другие условия жизни отличаются от таковых в другом сообществе. Роль растений в жизни природного сообщества огромна. Зеленые растения обогащают атмосферный воздух кислородом, необходимым для дыхания подавляющему большинству организмов. В растениях в процессе фотосинтеза образуются огромные массы органических веществ, которые затем используются как пища многими обитателями природного сообщества.
Растения влияют на климат, способствуют сохранению влаги, очищают воздух от пыли, задерживают ветер, смягчают зимнюю стужу, ослабляют жару, задерживают снег.
Растения – это убежище для многих животных. Так, птицы устраивают гнезда на деревьях, в зарослях травы, используя части растений (ветки, листья, стебли) в качестве строительного материала. Камышовка строит гнездо в зарослях камыша, иволга – на тонких ветках деревьев. Под корой деревьев живут жуки-короеды, на корневой системе находят корм личинки майских жуков.
Заросли растений скрывают животных от врагов. Значение растений в жизни животных настолько велико, что их существование без растений было бы невозможным.
Велика роль растений в формировании почвы. Отмершие растительные остатки (листья, стебли, стволы деревьев) перерабатываются детритофагами – организмами, которые питаются мертвой органикой, образуя почву.
Корни растений скрепляют почву, предохраняя ее от разрушения. Для того чтобы не увеличивать овраги, на их склонах и обрывах рекомендуется сажать деревья.
Глава 4. Природные сообщества
В природе все живые организмы – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно взаимосвязаны. Совокупность всех видов живых организмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется сообществом или биоценозом (от греческих слов «биос» – жизнь и «койнос» – общий).
Из этой главы вы узнаете
• какие факторы среды оказывают влияние на растение;
• какие основные экологические группы растений выделяют;
• что такое природное сообщество;
• какие бывают типы сообществ;
• о влиянии на сообщества факторов живой и неживой природы;
• о приспособленности организмов к совместному проживанию в сообществе;
• о развитии и смене природных сообществ;
• о влиянии деятельности человека на природные сообщества.
Вы научитесь
• объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обитания;
• раскрывать взаимосвязь организмов в сообществе;
• обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира.
§ 31. Растительные сообщества
1. Что называют природным сообществом?
2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
В природе разные виды растений растут не изолированно одно от другого, а совместно, образуя естественные заросли, скопления, группировки, называемые растительными сообществами или фитоценозами (от греческих слов «фитон» – растение и «койнос» – общий).
Типы растительных сообществ. Все компоненты растительного сообщества приспособлены к особым условиям совместной жизни, сложившимся в этом сообществе.
Для каждого растительного сообщества характерны определённые почвы, влажность, освещённость, температура и другие условия, отличающиеся от условий жизни другого сообщества. Этим объясняется многообразие растительных сообществ и специфический видовой состав в каждом из них (рис. 139).
Так, еловые леса обычно растут на достаточно тяжёлых, влагоёмких суглинистых почвах. Хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом, и образует подстилку, влияющую на температурный режим, влажность и другие свойства почвы.
В еловом лесу мало света, влажность повышена. Даже в жаркий день здесь прохладно. Травяной покров не богат видами, под густыми елями растут тенелюбивые кислица, седмичник, майник двулистный, черника, брусника, различные мхи.
Рис. 139. Растения тундры
Сосновые леса предпочитают лёгкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав беден. В сосновых лесах почву покрывают мхи и лишайники, среди которых растут черника, костяника, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, папоротник орляк, плаун булавовидный, а в особо сухих сосняках – вереск.
Растительные сообщества лиственных лесов, как правило, приурочены к почвам, богатым минеральными веществами. Их видовой состав разнообразен: из деревьев здесь растут дуб, липа, клён, вяз, рябина, берёза; из кустарников чаще всего можно встретить орешник (лещину), жимолость лесную, бересклет. Травяной покров также богат видами: растут здесь чина, копытень, вороний глаз, сныть, несколько видов колокольчиков, звездчатки, ветреницы, ландыш, медуница лекарственная, зеленчук жёлтый и многие другие растения (рис. 140).
Обычно сухопутные растительные сообщества называют именем того вида, который в нём преобладает. Например, можно выделить следующие сообщества: еловый лес, берёзовый лес (роща), дубовый лес (дубрава), сосновый лес (бор), смешанный лес (лес, состоящий из лиственных и хвойных пород деревьев) и т. д.
Взаимосвязи в растительном сообществе. Сообщества растений возникают не случайно: они складываются постепенно в течение многих тысячелетий. В результате разные виды растений в сообществе приспосабливаются к совместному обитанию.
В растительное сообщество всегда входят растения, имеющие разные жизненные формы и биологические особенности. Во всех растительных сообществах (за редким исключением) заметны различия в высоте надземных органов растений.
Надземная ярусность в растительном сообществе. В сообществах, где растения относятся к одной жизненной форме, например в степях и на лугах, ярусность выражена слабо.
Рис. 140. Растения широколиственного леса
Рис. 141. Ярусность в лесу
Ярусность наиболее хорошо выражена в сообществах, образованных растениями, относящимися к разным жизненным формам, например в лесу (рис. 141).
В лиственном лесу дубы, липы, берёзы и другие крупные деревья образуют первый, верхний ярус; рябины и черёмухи – второй ярус; третий ярус составляют кустарники; четвёртый – травы и папоротники и, наконец, пятый – лишайники, мхи и грибы. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу. В нижних ярусах живут самые тенелюбивые растения.
Подземная ярусность в растительном сообществе. Ярусами расположены и подземные органы растений – корни, корневища, луковицы, клубни и т. д. При этом наблюдается как бы обратная, «зеркальная» ярусность: глубже всего проникают корни деревьев, выше находятся корни кустарников, ещё ближе к поверхности – корни травянистых растений, грибница и т. д. Верхний слой представляет собой особый ярус – лесную подстилку. Она состоит из отмерших остатков растений, опавшей листвы, сухих веток.
Лесная подстилка богато заселена микроорганизмами и грибами. В результате жизнедеятельности бактерий и грибов происходит разложение мёртвых остатков различных организмов и обогащение почвы перегноем.
Сезонные изменения в растительном сообществе. В одном сообществе сосуществуют растения с неодинаковыми ритмами развития. Это способствует более полному использованию питательных веществ и солнечной энергии в растительном сообществе и определяется климатическими особенностями местообитания. Например, в лесах средней полосы России растёт орешник (лещина). Он цветёт, когда деревья ещё не покрылись листвой, и ветер свободно переносит пыльцу с тычиночных цветков на пестичные. Раннее цветение орешника – приспособление к жизни в лесу.
Деревья, кроны которых расположены над всеми другими растениями леса, как правило, опыляются ветром. Цветут они до распускания листьев. Ветер также распространяет плоды и семена большинства деревьев верхнего яруса. Так как под пологом леса почти не бывает ветра, большинство кустарников опыляют насекомые. По той же причине плоды кустарников в основном распространяют лесные птицы. Осенью многие птицы кормятся плодами жимолости, малины, крушины, шиповника, бересклета.
Раннее цветение некоторых травянистых растений – также приспособление к жизни в широколиственном лесу. Почва здесь промерзает меньше, чем на открытых местах. Глубокий, рыхлый снеговой покров и лесная подстилка из опавшей листвы предохраняют почву от промерзания.
Различия в ритме развития растений, населяющих сообщество, определяют его внешний вид в различные времена года.
Сожительство организмов в растительном сообществе. Два разных вида, входящие в состав одного сообщества, могут быть тесно связаны друг с другом, жить в симбиозе. Вы уже знаете, что существует симбиоз между грибами и растениями, азотофиксирующими бактериями и растениями семейства мотыльковых. Это явление широко распространено в природе.
Вид сожительства, приносящий пользу одному организму и вредный для другого, называют паразитизмом. Вы уже знакомы с бактериями и грибами-паразитами. Среди растений также есть паразиты. Например, такие растения, как петров крест (рис. 142) и заразиха, паразитируют, присасываясь к корням других растений с помощью специальных присосок. Эти растения лишены хлорофилла и потеряли способность фотосинтезировать. Такие растения, как погремок большой, иван-да-марья, омела, тоже паразитируют на других растениях, но они имеют зелёную окраску и могут сами образовывать органические вещества, поэтому их называют полупаразитами (рис. 143). Все растения-паразиты образуют огромное количество семян.
Рис. 142. Петров крест
Смена растительных сообществ (рис. 144). Каждое растительное сообщество находится в постоянном развитии. В нём, как в живом организме, можно выделить периоды зарождения, расцвета и старости. Изменения, происходящие в сообществе, могут привести к смене одного растительного сообщества другим.
Естественная смена растительных сообществ может быть вызвана изменениями в климате, составе или структуре почв, жизнедеятельности самих растений. Под влиянием этих причин в сообществе одни растения могут появляться, а другие исчезать.
Так, при постепенном зарастании озера на его месте образуется болото. При высыхании на болоте начинают расти кустарники и деревья, болотная растительность сменяется лесной.
Рис. 143. Растения-полупаразиты
Рис. 144. Смена растительных сообществ
В лесных сообществах также происходит смена растительности. Под пологом берёзового леса прекрасно растут теневыносливые ели. Идут годы. Ель вырастает и занимает верхний ярус леса. Старые берёзы гибнут. А молодые светолюбивые берёзы выжить не могут – слишком мало света для них под еловыми кронами. Постепенно происходит смена растительности в нижнем ярусе. Если для берёзового леса характерны земляника, различные злаки, иван-да-марья, лапчатки, колокольчики, то для елового – кислица, черника, грушанка и другие растения. Происходит смена берёзового леса еловым.
Смена растительных сообществ может происходить как под влиянием естественных причин, так и в результате вмешательства человека.
Часто смене растительных сообществ способствует хозяйственная деятельность человека. Вырубая леса, осушая болота, распахивая степи, орошая засушливые земли и превращая их в сельскохозяйственные угодья, человек создаёт новые условия жизни для растений. В новых условиях существования происходит постепенная смена видового состава в сообществах.
Типы растительности. Растительность – это совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории.
В зависимости от преобладания тех или иных видов и условий существования растительные сообщества объединяются в большие группы – типы растительности: леса, луга, болота, степи, тундры и т. д. Каждый тип растительности имеет свои характерные черты, по которым его можно отличить от других.
РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО. ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ. ЯРУСНОСТЬ. СМЕНА СООБЩЕСТВ
Вопросы
1. Что называют растительным сообществом?
2. Какие растительные сообщества вы знаете?
3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
4. Что такое растительность?
5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Задания
1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Фенологические наблюдения
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
Знаете ли вы, что…
• Флорой (в римской мифологии Флора – богиня цветов и весны) называют совокупность видов растений, обитающих на определённой территории. Например, можно говорить о флоре России, флоре Мещёры, флоре Московской области и т. д. Флора нашей страны очень богата. Её составляют почти 20 тыс. видов высших растений. В лесу корни деревьев нередко срастаются. Если срубить одно из деревьев, сросшееся с корнями других, оставшиеся деревья используют его корневую систему. В густом еловом лесу сращение корней происходит примерно у 30 деревьев из 100. Срастание корней и сомкнутость их крон повышают ветроустойчивость растений.
§ 32. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений
1. Какие факторы влияют на развитие растительного мира?
2. Какие приспособления к природным условиям вырабатываются у растений?
3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением Человека разумного его деятельность стала оказывать всё большее влияние на окружающий мир.
С древнейших времён человек использовал растения и животных для своих нужд. Около 10 тыс. лет назад он начал одомашнивание животных и введение растений в культуру. Человек перешёл от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчёвка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными – привела к серьёзным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и чёрные бури.
Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Росли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоёмах вода стала непригодной для питья. Загрязнённые воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.
Подобные изменения природы произошли повсеместно, во многих странах мира. За истекшие тысячелетия на земном шаре вырублено и сожжено 2/3 всех лесов, свыше 500 млн га плодородных земель превратились в пустыни. Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Численность некоторых видов сократилась. Чем глубже познавал человек законы природы, тем яснее понимал опасность её дальнейших неблагоприятных изменений. С давних времён в разных странах появились правила, регулирующие использование природных богатств.
Так, на Руси ещё при Ярославе Мудром (XI в.) появились правила, регламентирующие охоту.
Во Владимиро-Волынском княжестве (XIII в.) на определённой территории охота была полностью запрещена. Так возник первый заповедник – Беловежская Пуща.
При Петре I были изданы указы об охране лесов и водоёмов. Нарушителей этих указов строго наказывали и даже ссылали на каторгу.
В середине XVIII – начале XIX в. многие указы были отменены или заменены менее строгими. Снова стали сводить леса под посевы зерновых, рубить и продавать древесину. Особенно хищническим было отношение к природным богатствам в последние 100 лет.
В середине XX в. хозяйственная деятельность привела к таким угрожающим последствиям, что люди наконец стали понимать, что если не изменить отношения к природе, то Земля может превратиться в безжизненную пустыню.
Влияние вредных факторов на растения. Растительный мир чрезвычайно многообразен. Но растения, как и другие живые организмы Земли, подвергаются воздействию различных вредных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляет загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами. Например, газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибель растений: листья теряют зелёную окраску и опадают, отмирают корни, и многие растения исчезают совсем. Специалисты ищут пути оздоровления окружающей среды. На промышленных предприятиях устанавливают фильтры, обезвреживают действие выхлопных газов транспорта.
Рис. 145. Зубр – охраняемое животное Приокско-Террасного заповедника
Загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая в конечном счёте здоровью и даже жизни человека. Вот почему охрана природы должна стать делом всех людей нашей планеты.
В настоящее время во всех развитых странах принимают законы и проводят мероприятия, направленные на защиту окружающей среды от вредных на неё воздействий.
Чтобы сохранить уникальные, наиболее ценные уголки природы, стали создавать заповедники, в которых запрещена любая хозяйственная деятельность. Общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всём мире составляет около 800.
У нас в стране сейчас около 100 заповедников и заповедных территорий (рис. 145).
В отличие от заповедников, на территории заказников охраняется не весь природный комплекс, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определённых растений и животных.
Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие подобные учреждения. В ботанических садах собраны живые коллекции редких растений, некоторые из них вводят в культуру.
Использование растений для защиты окружающей среды. Учёные установили, что растения имеют различную чувствительность к загрязнению окружающей среды. Наиболее чутко на загрязнения реагируют лишайники, мхи, ель, пихта, граб и другие растения. Наблюдая за этими растениями, учёные очень точно могут судить о загрязнении окружающей среды.
Если наиболее чувствительные к загрязнению растения могут служить показателями состояния окружающей среды, то устойчивые следует использовать для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей.
Наиболее устойчивы к загрязнению атмосферного воздуха акация белая, акация жёлтая (карагана), тополь, каштан, берёза, ольха, ива, боярышник, сирень, лиственница и др. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями. Умело использованные в озеленении растения не только очищают воздух от вредных для здоровья веществ, но и делают населённые пункты уютными и красивым (рис. 146).
Важную экологическую и оздоровительную роль играют леса вокруг промышленных центров. Являясь устойчивым растительным сообществом с большим числом видов, лес особенно активно поглощает и перерабатывает вредные вещества.
Человек в конечном итоге живёт за счёт зелёных растений – основных производителей органических веществ и кислорода.
Охраняя, восстанавливая и умножая растительный покров нашей планеты, мы создаём условия для жизни не только современников, но и будущих поколений.
Охрана природы и рациональное использование её ресурсов важны не только для одного государства, но и для всего земного шара в целом. Однако лишь сравнительно недавно люди осознали, что природу следует не только охранять на отдельных её участках, но и правильно использовать природные богатства.
В настоящее время принципы рационального природопользования разрабатывают во всём мире. Созданы международные организации, которые пытаются сохранить природные богатства для будущих поколений человечества.
Рис. 146. Парк
В нашей стране активно работают государственные и общественные организации защитников окружающей среды. Но охранять природу – значит знать законы её развития и взаимодействия с человеком. В первую очередь следует охранять нашего зелёного друга – растительный покров Земли.
ЗАПОВЕДНИК. ЗАКАЗНИК. БОТАНИЧЕСКИЙ САД. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Вопросы
1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный мир?
2. С какой целью создают заповедники? В чём их отличие от заказников?
3. Как охраняют природу в нашей стране?
4. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?
5. Почему охрана природы должна стать делом всех людей планеты?
Знаете ли вы, что…
• Человек стал оказывать существенное влияние на окружающую его природную среду с тех пор, как перешёл от собирательства к охоте и земледелию. Развитие земледелия приводило к освоению всё новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные природные сообщества замещались полями, засеянными одной сельскохозяйственной культурой. Сведение лесов, распашка степей с целью освобождения площадей под сельскохозяйственные культуры продолжается и в наше время.
• Леса называют «зелёными лёгкими» планеты. Учёные подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2000 г. уничтожено 40 % всех лесов, а через 100 лет леса будут уничтожены полностью. Вырубка лесов влечёт за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, разрушение сельскохозяйственных угодий, изменение климата и многие другие бедствия.
• У растений каждой группы в процессе их исторического развития выработались приспособления (особенности в строении и в процессах жизнедеятельности), позволяющие им нормально жить и развиваться в специфических условиях среды.
• Растения живут не изолированно одно от другого, а совместно, образуя растительные сообщества. Одни растительные сообщества могут сменяться другими. Это происходит как под влиянием естественных причин, так и в результате вмешательства человека в жизнь растительного сообщества.
• Охрана природы и рациональное использование её ресурсов позволяют сохранить и умножить природные богатства для будущих поколений человечества.
Живые организмы не могут существовать разобщенно, они всегда находятся во взаимодействии. Такое сосуществование порождает целые сообщества, в число которых входят бактерии, грибы, различные растения и животные. Подобные объединения никогда не возникают случайно, главным фактором их образования являются географическое расположение и климатические условия.
Под термином природное сообщество часто подразумевается биогеоценоз или экосистему. Отличительным его свойством является круговорот веществ. Простые организмы создают органические вещества, чтобы другие их потребляли. Третьи разлагают вещества на соли, воду и углекислый газ, которые снова поглощаются растениями. Такой поток энергии является отличительной особенностью каждого природного сообщества.
Виды природных сообществ
Пойменный лугВ основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности.
Некоторые примеры природных сообществ включают лес, степь, луг, поле, сад, болото, озеро или реку.
Биогеоценозы с господством древесных растений называются лесами. В зависимости от того, какая древесная порода преобладает, различают еловые, березовые, дубовые, сосновые и другие леса. Под пологом деревьев растут кустарники и высокие травы. Присутствуют низкорослые растения, мхи и лишайники. В подстилке обитают бактерии и насекомые. Лес является домом для множества животных как травоядных, так и хищных. В кронах деревьев вьют гнезда птицы.
В степи, в отличие от леса, очень мало деревьев. Сообщество представляет собой равнину, покрытую невысокой травой с тонкими листьями. Степь характеризуется засушливым летом и малоснежной зимой. Животные преимущественно ведут ночной образ жизни. Большинство птиц улетает на зиму.
На лугах господствует разнотравье. В период цветения растения привлекают огромное количество насекомых-опылителей. Жуки, саранча и гусеницы поедают сочную зелень. В почве находятся микроорганизмы, которые перерабатывают органические останки, делая ее плодороднее. Мир животных представлен небольшими грызунами, на которых охотятся хищные птицы.
В состав водного сообщества входят грибы, бактерии, фитопланктон, зоопланктон, птицы и рыбы. Водоемы отличаются высокой плотностью жидкости, слабым насыщением кислорода, незначительным колебанием температур.
Пищевые связи и роли в природном сообществе
Схема пищевой цепиПищевую цепь составляют различные организмы, большинство из которых является едой для других. Важная роль отведена растениям, которые выступают основным звеном цепи. За выработку органических веществ отвечают бактерии и водоросли. Следующим звеном являются первичные консументы: моллюски, насекомые, паразиты растений, травоядные животные. Вторичными консументами называют плотоядных животных и паразитов. Чем выше уровень цепи, тем крупнее животное.
Не менее важная группа, редуценты, питающиеся остатками растений и животных. К ним относят грибы и бактерии. В теории пищевые цепи представляют собой довольно простые отношения. В действительности все гораздо сложнее. Крупные животные могут питаться различными организмами, зачастую находящимися в других цепях. Таким образом, цепи переплетаются, образуя сложные пищевые сети.
Все элементы живой и неживой природы тесно связаны между собой. Если убрать из цепочки хотя бы одно звено, пострадают все участники. Негативным воздействием считается заражение паразитами, человеческое вмешательство или природные катаклизмы.
Структура природного сообщества
Уровни пищевых цепейСтруктура природного сообщества — это движение веществ от одних организмов к другим, а затем, вновь в окружающую среду. Солнечная энергия и неорганические вещества являются источником питания для автотрофов. Так называют живые организмы, синтезирующие органику, основу любого природного сообщества. Следующим звеном являются гетеротрофы. Это бактерии, грибы и животные, которые потребляют созданные автотрофами органические вещества. Еще одним участником являются бактерии и грибы, разлагающие органику на неорганические соединения.
Влияние человека на природные сообщества
Вырубка лесаЧисленность некоторых организмов в сообществах может меняться по вине природных катастроф. На восстановление баланса уходит некоторое время, после чего биогеоценоз продолжает свое существование. С развитием человеческой цивилизации все изменилось в худшую сторону. Чем выше становилась численность населения, тем масштабней влияния на экосистемы.
Земледелие, которое постоянно требует новых территорий, разрушило многие экосистемы. Ради распашки новых участков человек вырубает, выжигает и выкорчевывает леса. В результате таких действий произошла резкая смена видового состава животных и растений.
Чтобы уменьшить стоимость производства, стали использоваться химикаты на основе меди и серы. Применение этих препаратов имело масштабные последствия. Уничтожению подверглись не только вредители, но и полезные животные, которым отведена большая роль в природном сообществе.
Негативное действие оказывает прокладка новых дорог, и транспорт в целом. Загрязненный воздух уничтожает растительный мир. Двуокись серы накапливается в листьях, в результате чего они желтеют и усыхают. Территории около автодорог загрязняются продуктами эксплуатации автомобилей. Окислы азота, попадая в атмосферу, превращаются в азотную кислоту. Она угнетает растения и приводит к деградации лесных массивов.
Возведение новых гидроэлектростанций полностью меняет состав водных биогеоценозов. Разрушительное действие несет осушение болот: животный мир кардинально меняется при колебании грунтовых вод.
Охрана природных сообществ на сегодняшний день имеет планетарное значение. Важным шагом к сохранению экосистем является создание заповедных зон и национальных парков. На охраняемых территориях полностью запрещено вмешательство человека в природу.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями
Ответ №1
Роль растений в жизни природного сообщества Роль растений в жизни природного сообщества огромна. Зеленые растения обогащают атмосферный воздух кислородом, необходимым для дыхания подавляющему большинству организмов. В растениях в процессе фотосинтеза образуются огромные массы органических веществ, которые затем используются как пища многими обитателями природного сообщества. Растения в биоценозе существенным образом влияют на климат, способствуют сохранению влаги. Зеленые насаждения очищают воздух от пыли и вредных газов, увлажняют его. Лесные посадки благоприятно влияют на микроклимат местности: задерживают ветер, смягчают зимнюю стужу, ослабляют жару, задерживают снег. Растения — это убежище (дом) для многих животных. Так. птицы устраивают гнезда на деревьях, в зарослях травы. используя части растений (ветки, листья, стебли) в качестве строительного материала. Камышевка строит гнездо в зарослях камыша, иволга — на тонких ветках деревьев и т. д. Под корой деревьев живут жуки-короеды, на корневой системе находят корм личинки майских жуков.Заросли растений скрывают животных от врагов. Значение растений в жизни животных настолько велико, что их существование без растений было бы невозможным. Велика роль растений в формировании почвы. Отмершие растительные остатки (листья, стебли, стволы деревьев и т. д.) перерабатываются детритофагами — организмами, которые питаются мертвой органикой, образуя почву. Корни растений скрепляют почву, предохраняя ее от разрушения. Для того, чтобы не увеличивались овраги, на их склонах и обрывах рекомендуют сажать деревья. Многие шляпочные грибы могут жить только под деревь ями. Грибникам хорошо известно, что подберезовики можно найти под березами, подосиновики — в осиновом лесу, а маслята — под соснами и лиственницами. Такая связь между грибами и деревьями объясняется тем, что гифы грибницы оплетают корни деревьев и даже проникают внутрь их клеток. Корни дерева получают от гриба воду и минеральные соли, а гриб от корней — органические вещества. Подобные взаимоотношения называют симбиозами. В жизни природного сообщества растения играют первостепенную роль.Источник: http://www.zachetki.net/biologiya/zhivie/184-prirodnoe-soobschestvorol-rasteniy-v-prirodnyh-soobsche…
Роль растений в природных сообществах
РОЛЬ РАСТЕНИЙ В ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВАХВа
В природе виды растений, животных, грибов и микроорганизмов распределяются не случайно. Они всегда образуют определенные, сравнительно постоянные комплексы тАУ природные сообщества. Такие комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, называют биоценозами
Биоценоз тАУ сложная природная система, состоящая из разных групп организмов, различающихся по роли, которою они играют в переносе энергии и вещества, по месту, занимаемому в пространстве и в пищевой системе
В природе можно выделить различные биоценозы: леса, пруда, болота, луга, моховой кочки, разрушающегося пня и т.д. Более мелкие являются в природе частями крупных
Биоценозы Ва — не случайные собрания разных организмов. В сходных природных условиях и при близком составе видов растений и животных возникают сходные, закономерно повторяющиеся биоценозы
Члены природного сообщества вязаны прямыми или косвенными пищевыми отношениями, создают среду обитания друг для друга и взаимно регулируют численность
Виды приспособились к совместному обитанию в ходе эволюции. В биоценозах идут процессы борьбы за существование и естественного отбора
В любом биоценозе различают три группы организмов: производители органического вещества (зеленые растения), его потребители (растительноядные, всеядные и хищные животные) и разрушители (почвенные черви, бактерии, плесневые грибы)
Примерами растительных сообществ являются лес, болото и луг. Все растения этих сообще ств пр испособлены к особым условиям совместной жизни. Роль растений в жизни природного сообщества огромна. Зеленые растения обогащают атмосферный воздух кислородом, необходимым для дыхания подавляющему большинству организмов. В растениях в процессе фотосинтеза образуются огромные массы органических веществ, которые затем используются как пища многими обитателями природного сообщества
Растения влияют на климат, способствуют сохранению влаги, очищают воздух от пыли, задерживают ветер, смягчают зимнюю стужу, ослабляют жару, задерживают снег
Растения Ва — это убежище для многих животных, растения формируют почву, скрепляют ее. В жизни природного сообщества растения играют первостепенную роль
Ва
Вместе с этим смотрят:
Роль углеводов в жизнедеятельности человекаРоль хищных в лесных экосистемах Республики Адыгея
Саламандры
Секвенирование
90000 What Role Do Plants Play In Our Existence? 90001 90002 I have been pondering this question a bit lately as I work with essential oils and herbs as energetic healers and their profound healing never ceases to amaze me. 90003 90002 It came to me that they are a bridge between heaven and earth. With their roots in the earth and their leaves in the air, they are so connected on so many levels to this plane of existence, and remind us of the importance to be grounded in this reality, whilst still reaching for the heavens.Yes, we can be in both places at once and experience heaven on earth. 90003 90002 They also show us how to just simply BE. Sitting with a plant and acknowledging it’s existence and allowing it’s presence to come to you is a profound experience. 90003 90002 I recently had the most amazing experience whilst visiting a dear friend on her property in the Hudson Valley New York. How I came to be there is another story! Anyway, as we drove into the driveway, I was struck by how happy the trees were that we were there.Although she had purchased the property, her depression had not allowed her stay there on her own and hence my visit. 90003 90002 The property was lonely, and as I connected with the trees and plants I watched the forest come to life and become so present with us. By the fourth day we were sitting in the kitchen overlooking the forest and they were so PRESENT they were practically sitting in our laps. It was such a beautiful experience, and I was reminded of Eckhardt Tolle’s words that a tree does not know it is a tree until we are present with it and acknowledge it’s existence.How humbled I was when I realized that the trees and plants need US as much we need them. In return the trees and plants offer us so much. 90003 90002 If you are ever feeling alone, choose a tree or plant to connect with and allow their presence to come into your awareness. After my experience I find myself connecting with and giving gratitude to the plant kingdom, that up till then I had taken for granted. I noticed some trees surviving besides a railway line and was so grateful for their beauty in such a stark environment and the pollution they were cleansing from the air.90003 90002 Their innate wisdom has been evolving with us and it seems before us, so they are ready to provide the medicine we need on every level. The forest I visited was in need of healing and one day whilst I was preparing an intuitive blend of oils for a friend I could hear the forest saying «what about us?» so clearly. I turned around to look at the trees and asked them if they wanted an oil blend, and they most definitely did, and although it was the most unusual request I have ever had, I did not hesitate.90003 90002 The following day my friend and I walked around the property and sprayed the trees with their forest blend. I could sense their joy and just had to trust it was exactly what was needed and that I had not lost my marbles! 90003 90002 It would take more than a book to ponder the role plants play in our existence, and I leave that to much more learned people than I. That being said, I hope this article inspires you to give our humble plants and trees more than a cursory glance and you just may be surprised by the response.90003.90000 What are the Benefits of Natural Play? 90001 90002 The concept of natural play has been steadily gaining popularity in recent years and is now one of the main «buzz words» bandied around by architects, planners, and developers. But what are the main principles of natural play, why is it considered better than conventional play equipment, and what role does landscape architecture have to play in the creation of natural play areas? 90003 90004 What is natural play? 90005 90002 Natural play refers to interacting with natural elements of the environment in an imaginative way.Broadly, natural play includes activities such as climbing trees, building dens, and cooking outdoors. Today, children are becoming ever more environmentally insular, often spending many hours a day in front of televisions and computer monitors. The natural play movement aims to encourage children to get out into the natural or semi-natural environment. 90007 WATCH: 90008 What are Natural Play Spaces? 90003 90002 90011 90012 90003 90002 90015 90007 Where does natural play take place? 90008 90015 Natural play can take place anywhere where children have access to natural elements.Sadly, in many towns and cities, access to the natural environment is either limited or absent. 90007 Therefore, landscape architects are increasingly asked to develop local play areas with natural play elements. 90008 These natural playgrounds mimic the natural environment, offering a non-prescriptive and imaginative play resource. 90003 90022 90002 Autumn- CC0- Natural Play 90003 90025 90007 Natural play benefits 90008 90028 90002 Prescribed play (i.e. manufactured play equipment) often has a limited number of ways it can be used.It is believed that encouraging children to simply climb the steps and slide down the slide limits their creative ability. Natural play, in contrast, encourages children to think about how to climb a tree or traverse obstacles such as boulders or fallen trees. 90007 Related Articles: 90008 90003 90002 As natural play has no prescribed minimum and maximum dimensions for elements, children engage a greater range of muscles when playing, stretching both their bodies and imaginations. It has even been demonstrated that children with ADHD show better concentration after interacting with the natural environment.90034 «Research indicates that unstructured play in nature increases self-esteem, creativity, motor skills, fitness, and even academic performance. It also seems to relieve symptoms of ADHD. » 90035 — Richard Louv, Last Child in the Woods 90003 90037 90002 Girl in Woods CC0 — Natural Play 90003 90007 A natural playground can also offer better value for the money. 90008 90042 90043 In the United Kingdom, it is estimated that 20 to 50 percent of playground budgets is spent on safety surfacing.As natural playgrounds often have no safety surfacing, more money is available to put into the design and construction of the playground. Natural play elements are also often cheaper than specialist-manufactured play equipment. 90044 90002 Person CC0 — Natural Play 90003 90007 Designed natural play 90008 Designed spaces should include natural elements designed to encourage children to explore the space in a variety of ways. This could be achieved simply by changing the topography of the site in an interesting way.The Wave Field, by Maya Lin, offers children the opportunity to run up and down slopes and mounds, testing their balance and agility. Water is a great element for engaging children in natural play. Powhatan Springs Park in Virginia, USA, features a rain garden with interactive water play. The space both provides direct access to water and water elements, while educating children about the water cycle and elements of Sustainable Urban Drainage Systems (SUDS). More complex natural playgrounds, mix manmade elements with natural play elements.Wherever possible, they use natural materials. Features include piles of gravel and sand to dig in, a large water feature with direct access, and utilization of the site’s topography. 90049 90002 The Wildwood Den Natural Play Area at Ashridge, UK, CC2 90003 90007 How to get the best from natural play 90008 Research indicates that children benefit both physically and mentally from playing in the natural environment. 90007 Probably the best way to take advantage of these benefits is to allow children free access to the natural environment.90008 Where this is not available, there are many designed natural playgrounds, which incorporate elements such as sculpted earthworks, grass, bark chippings, logs and fallen trees, large live trees, boulders and stones, sand, and planting 90056 90002 Alt Park by Sue Adair-CC2.0 — Natural Play 90003 These designed spaces invite children to create their own games and imaginative play. If access to the natural environment in your neighborhood is limited, why not investigate taking your children to a natural playground, where they can experience natural imaginative play within the safe confines of a designed play space.Your local city or regional council should be able to assist you in finding your local natural playground. 90007 Recommended Reading: 90008 90002 Feature image: Children CC0. Article by Ashley Penn 90007 Return to Homepage 90008 90003 Published in Blog.90000 Questions and Answers 90001 90002 90003 1. What is the World Social Science Report 2016 about? 90004 90003 2. Why does inequality matter? 90004 90003 3. Has inequality risen or fallen around the world? 90004 90003 4. Is inequality about more than just income and wealth? 90004 90003 5. How significant is global inequality? 90004 90003 6. How big is the «gap» in social science research into inequalities? 90004 90003 7. What role does social science play in reducing inequalities? 90004 90003 8.What can be done to close the «gap» in social science research into inequalities? 90004 90003 9. What impact does inequality have on sustainable development? 90004 90003 10. Who published the report? 90022 90022 90022 90022 90022 90022 90022 90022 90022 90022 90004 90033 90002 90003 1. What is the World Social Science Report 2016 about? 90022 90033 90002 The World Social Science Report 2016 examines the harmful impact of inequalities on citizens, communities and countries. 90033 90002 The Report warns that unchecked inequalities could jeopardize the sustainability of economies, societies and communities, undermining efforts to achieve the Sustainable Development Goals (SDGs) by 2030.90033 90002 The report highlights significant gaps in social science research into inequalities and calls for more robust research into the links between economic inequality and other inequalities, such as social, political, and environmental inequalities, to create more inclusive societies. 90033 90002 The report has six objectives: 90033 90046 90047 To look beyond economic inequality to the interactions between multiple dimensions of inequality. This is why the report often refers to «inequalities» rather than simply «inequality.»90048 90047 To document the trends in inequality in several countries and in all world regions, and to provide data and information on less well-researched nations, notably low-income countries in Africa and Asia. 90048 90047 To analyse the consequences of inequalities in different countries and regions and for different groups of people. 90048 90047 To identify strategies to reduce inequalities. 90048 90047 To provide contributions to the study of inequality from a large range of social sciences (such as economics, political science, sociology, psychology, anthropology, legal studies and development studies), as well as other sources.90048 90047 To identify critical knowledge gaps and propose a global research agenda on inequality. 90048 90059 90002 90003 2. Why does inequality matter? 90022 90033 90002 Reducing inequality is, first and foremost, a question of human rights, fairness and social justice. 90033 90002 It is also key to eradicating extreme poverty, fostering sustainability, promoting civil progress, reducing conflict and violence, and developing inclusive governance. 90033 90002 90003 3. Has inequality risen or fallen around the world? 90022 90033 90002 Global inequality between country averages has declined in recent decades.Nonetheless, it remains at a very high level. 90033 90002 This positive trend is largely due to the decline of inequality between countries, following rapid economic growth in China and India. 90033 90002 At the same time, economic inequality within many countries has increased, and today threatens to reverse the trend of declining global inequality. 90033 90002 While several countries — both developed and emerging — recorded high rates of economic growth following the liberalization of their economies, inequality, and especially economic inequality, increased rapidly within countries.90033 90002 The report highlights the considerable increase in economic inequality in northern countries such as the United States of America, the UK and Canada over the past three decades. 90033 90002 Even countries with low levels of economic inequality before the 1980s, such as Sweden, have recorded substantial increases. 90033 90002 In emerging economies data is scarcer and time series are shorter, but countries such as Colombia, Brazil and India register even higher levels of economic inequality than in the North.90033 90002 Today South Africa has the world’s highest economic inequality, despite a decrease in recent years. 90033 90002 While reducing inequalities is important everywhere, a clear priority for action lies in the poorest countries of sub-Saharan Africa. This is the region in which poverty will be concentrated in the coming decades if inequalities remain as high as they are. 90033 90002 90003 4. Is inequality about more than just income and wealth? 90022 90033 90002 The report makes this very clear.Inequality is about much more than income and wealth. 90033 90002 The report identifies seven dimensions of inequality: economic, political, social, cultural, environmental, spatial and knowledge-based. 90033 90002 It explores how these overlapping inequalities can create and reinforce division, marginalization, exclusion and poverty. 90033 90002 90003 5. How significant is global inequality? 90022 90033 90002 Various evaluations have concluded that in 2015 року, almost half of all the world’s household wealth was owned by 1% of the global population, and that the sixty-two richest individuals owned as much as the bottom half of humanity.90033 90002 90003 6. How big is the «gap» in social science research into inequalities? 90022 90033 90002 While there was a fivefold increase in studies of inequalities and social justice in academic publications from 1992-2013, many studies have paid too little attention to the overlapping inequalities that go beyond economic, such as social, political, and environmental. 90033 90002 The report highlights that the focus of social science research into inequalities tends to be in developed countries for which reliable data exists, to the detriment of developing countries without similarly reliable data.90033 90002 North America and Western Europe accounted for more than 80% of social and human science publications — including from the fields of economics, psychology and social studies — on inequalities and social justice from 1992 to 2013. 90033 90002 Sub-Saharan Africa and Latin America contributed 3% and 2% respectively. 90033 90002 90003 7. What role does social science play in reducing inequalities? 90022 90033 90002 Social science research has a critical role to play in identifying the causes, extent, impact and most effective policy responses to inequalities.90033 90002 90003 8. What can be done to close the «gap» in social science research into inequalities? 90022 90033 90002 Too many countries are investing too little in researching the long-term impact of inequality on the sustainability of their economies, societies and communities. Unless we address this urgently, inequalities will make the cross-cutting ambition of the Sustainable Development Goals (SDGs) to ‘leave no one behind’ by 2030 an empty slogan. 90033 90002 The report calls for a step change towards a research agenda that is interdisciplinary, multiscale and globally inclusive, creating pathways towards greater equality, sustainability and inclusion.90033 90002 The report highlights the need more cooperation across disciplines, borders and inequality specialisations to help governments to develop more effective polices to create more inclusive societies, North and South. 90033 90002 International networks, open data sources, open access to publishing and software are vital to achieve this. 90033 90002 90003 9. What impact does inequality have on sustainable development? 90022 90033 90002 Inequality not only erodes our collective efforts to achieve economic growth, reduce poverty and increase social mobility.It also increases political tension and all too often fuels conflict and instability. 90033 90002 Reducing inequality is an economic, environmental and ethical imperative. 90033 90002 The United Nations ‘193 member countries adopted 17 Sustainable Development Goals (SDGs) in September 2015 року, an ambitious global undertaking to end poverty, address inequalities and tackle climate change over the next 15 years. 90033 90002 The SDGs, which replaced the Millennium Development Goals (MDGs), aim to improve lives in all countries worldwide, committing both rich and poor countries to achieve a series of interconnected goals, including the reduction of inequality.90033 90002 90003 10. Who published the report? 90022 90033 90002 The report is prepared by the International Social Science Council (ISSC) in Paris in cooperation with the UK-based Institute of Development Studies (IDS) at the University of Sussex, and co-published by UNESCO. 90033 90002 The report is based on contributions from more than 100 experts, from over 40 countries. 90033 90002 It was overseen by a Scientific Advisory Committee which included the Nobel-Prize laureate economist Joseph Stiglitz.90033 90002 The World Social Science Report is published every three years. The report addresses important social science challenges, takes stock of social science contributions and capacities, and makes recommendations for future research, practice and policy. The first report was published in 2010. 90033 .90000 Adaptations in plants in different habitats — Biology for Kids 90001 90002 What is adaptations in plants? 90003 90004 Plants adapt or adjust to their surroundings. This helps them to live and grow. A particular place or a specific habitat calls for specific conditions and adapting to such conditions helps the plants to survive. This is the reason why certain plants are found in certain areas. You would not see a cactus growing in Iceland nor would you see tall trees in grasslands. A tree that lives in the rainforest would die in a desert area.A cactus that lives in the deserts would not survive in a water lily pad. Thus plants adapt to their surroundings and climates. If the habitat changes drastically the plant species must adapt, otherwise they would not survive. 90005 90002 Adaptations of plants in different habitats 90003 90008 1. Plant adaptations in the desert 90009 90004 The desert is a dry area with scarcity of waters thus the plants there have small leaves and many spines which help them to conserve water. The leaves have thick waxy skins which help to retain water for a long time.There are leafless plants that store water in their green stems. Roots are near the soil surfaces that soak up water before it evaporates. The growth is slow as the plants do not have to make much food. 90005 90004 90013 Example: 90014 different types of Cactus, Joshua tree etc. 90005 90008 2. Plant adaptations in the tropical rainforest 90009 90004 Such places have hot climate but have heavy rains. So the plants here have drip tips and waxy surfaces on leaves to shed the excess water. Plants have prop roots that help support them in the shallow soils.There is abundance growth of plants and some plants grow on top of the other to reach the sunlight. These plants collect rainwater through a central reservoir and have hair on them to absorb water. 90005 90004 90013 Example: 90014 Bromeliads, lianas, different rainforest trees etc. 90005 90008 3. Plant adaptations in the temperate forests 90009 90004 Such forests see four distinct seasons and have harsh winters. These forests are made of layers of plants from very tall trees to small plants carpeting the forest floors.Wild flowers grow in the forest floors during spring. Most big trees here have thick barks to protect them against the cold winters. Trees have broad leaves that capture a lot of sunlight. But these leaves can weigh down the trees in winters thus in the autumn deciduous trees drop their leaves to minimize the water loss. 90005 90004 90013 Example: 90014 Lichen, moss, ferns, etc. 90005 90008 4. Plant adaptations in the grasslands 90009 90004 These are also called prairies and have hot summers and cold winters with uncertain rains and many droughts.The plants here have deep roots to survive the prairie fires. Some trees have thick barks to survive the fires. Roots extend deep into the ground to absorb water. They have narrow leaves as these lose less water. Soft stems enable the prairie grass to bend in the wind. 90035 90013 Example: 90014 buffalo grass, needle grass, foxtail etc. 90005 90008 5. Plant adaptations in water 90009 90004 There are some floating plants that are found in water bodies. They have floating leaves in which chlorophyll is restricted only on the top surface which is green in colour.Beneath is the reddish colour of the leaves. Underwater leaves and stems help plants to move with the current. Roots and root hair are absent as there is no need to absorb water. Underwater plants have leaves with large air pockets to absorb oxygen from water. Some plants produce floating seeds as well. 90005 90004 90013 Example: 90014 water lily, lotus, duckweed, giant salvinia etc. 90005 90004 90013 Related Article: 90014 90013 90014 Learn more about the major types of biomes on earth.90005.
Leave A Comment