Что такое обществознание и зачем оно нужно человеку

Содержание

  1. Зачем нам нужно обществознание?
  2. Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
  3. Что такое обществознание?

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны.

Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

В рамках вузовской социологии сложно интерпретировать понятие общества иначе. Его просто не существует в другом варианте. То же самое и с определениями в других сферах обществознания: без глубокого изучения невозможно понять и дать грамотный ответ. А самый простой способ глубоко изучить любой предмет — это курсы для детей, построенные на технологиях эффективного обучения.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением.

Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Мама, что такое «обществознание» и зачем его учить?

Есть такая шутка: сначала дети спрашивают, где им в жизни пригодятся математика и география, а потом вырастают и вступают в «Общество плоской земли». Но шутки шутками, а на вопрос: «Зачем нам нужно обществознание?» не каждый взрослый сходу ответит. Что это за предмет, для чего нужно его изучать и какую пользу он несет ученикам? Давайте разбираться.

Что за наука — «обществознание»?

На детские вопросы иногда очень сложно ответить, вот посмотрит на вас чадо пытливым взглядом и спросит: «А почему нужно соблюдать законы? Что такое рациональность? Почему нельзя жениться сразу на двух женщинах? Зачем платить налоги?». На помощь родителям придет школьный курс обществознания.

В учебнике по обществознанию есть ответы на эти и другие вопросы. Что же это за наука — «обществознание»? Науки такой нет. Но, позвольте, скажете вы, как это нет? Учебники написаны, уроки проводятся, дети делают домашнее задание и получают оценки.

Как так?

Дело в том, что обществознание — это учебный курс, построенный на синтезе разных дисциплин, изучающих человеческое общество. И если на уроках химии изучается только химия, а на уроки русского языка вход другим языкам воспрещён, то с предметом ,цель которого рассказать ученикам об устройстве человеческого общества дело обстоит сложнее.

Обществознание затрагивает и начала права, и психологию, и начала экономики, и вопросы морали — целый комплекс гуманитарных наук.

Что изучают на обществознании?

Что такое общество? Один человек — это еще не общество. А два? А три? А когда людей, например, сто, как они договариваются о том, по каким правилам жить? Зачем нам государство и почему семья — это очень важно? Не самые простые вопросы, поэтому обществознание изучается несколько лет подряд.

Сначала детей знакомят с основными понятиями: такими как семья или армия, государство или правительство. А потом каждое понятие рассматривается отдельно. Конечно, изучают и различные сферы жизни человека: правовую, экономическую, духовную.

Часть уроков посвящена вопросам морали и религии, а часть — практическому знанию. Согласитесь, знание о том, как рассчитывается оплата ЖКХ или в каких случаях человек имеет право на бесплатного адвоката, не менее важно, чем понимание истоков религии.

Подытожим: обществознание не даст ребёнку категоричного знания, как математика и не научит полезным навыкам как труд или технология, но поможет сформироваться как личности и расширить сферу своих интересов. Ну и подготовит к самостоятельной жизни в социуме, конечно.

ЕГЭ по обществознанию

Уже несколько лет обществознание остается самым популярным предметным ЕГЭ из тех, которые ученики могут выбрать самостоятельно. И дело не только в том, что экзамен считается не самым сложным, Обществознание необходимо на каждой второй гуманитарной специальности.

Стоит уделить ему особое внимание, если ребенок хочет учиться на таких специальностях как:

— управление и менеджмент;

— HR и управлением персоналом;

— экономика и финансы;

— маркетинг и реклама;

— педагогика;

— социология и социальная работа;

— юриспруденция и право.

Во многих вузах требуется ЕГЭ по обществознанию на такие направления подготовки:

— политология;

— международные отношения;

— регионоведение;

— психология;

— история и археология;

— физическая культура и спорт;

— сервис, туризм, гостиничное дело;

— СМИ, журналистика, реклама и PR;

— логистика;

— торговля и товароведение;

— философия и религия.

Ребенок не хочет учить общество! Что делать?

В открытом доступе в интернете есть уроки обществознания, построенные на популярных сериалах, есть даже урок, на котором дети разбираются в системе налогообложения Вестероса из «Игры Престолов». Учителя стараются сделать уроки разнообразными и интересными, но не всегда дети увлекаются предметом.

Мы с вами разобрались, что изучают на уроках обществознания и чем эти уроки полезны детям, а также узнали, куда можно поступить сдав ЕГЭ по этому предмету… Но что делать, если обществознание ребенку не дается? Нанимать репетитора? Все-таки предмет гуманитарный и не самый сложный.

В чем может быть дело и что делать:

  • Виноват учебник! Часто бывает, что ребенку просто непонятны формулировки из учебника и тогда вам на помощь придут познавательные ролики на Youtube и образовательные онлайн-платформы.
  • Зачем мне это общество? Отсутствие мотивации к изучению предмета никому еще не принесло «пятерок». Попробуйте пересказать ребенку статью и пояснить, что предмет «обществознание» важен, даже если ему кажется, что это не так.
  • Не люблю/боюсь учителя! Конфликт с педагогом — это сложная ситуация и о ней у нас есть отдельная статья.

Расскажите в комментариях, довольны ли вы тем, как преподают обществознание вашим детям? Нравится ли им предмет? Как вы мотивируете ребенка к учебе?

Потому что социальная наука имеет смысл в институтах, которые формируют нашу жизнь — Почему социальная наука?

Стивен Ратгеб Смит, доктор философии, исполнительный директор Американской ассоциации политических наук

На протяжении всей моей карьеры профессора государственной политики, государственного управления и политических наук я был убежден в ценности социальных наук , особенно политология. На протяжении более трех десятилетий мои исследования были сосредоточены на роли некоммерческих организаций в государственной политике. Это исследование основано на расширении нашего понимания отношений между правительством и некоммерческими организациями, включая разработку эффективных стратегий сотрудничества и партнерства в поддержку инноваций и социального воздействия.

С момента моего назначения исполнительным директором Американской ассоциации политических наук в августе 2013 года я стремился расширять и углублять влияние исследований в области политических наук на развитие знаний. Действительно, исследования в области социальных наук имеют фундаментальное значение для понимания окружающего мира и извлечения из него наилучшего. Когда я работаю с нашими политологами, я был впечатлен огромным разнообразием важных исследовательских проектов, которые в настоящее время ведутся, включая то, почему люди голосуют, почему государства начинают войны (проверенные методы предотвращения), эффективные стратегии обучения гражданственности в местных сообществах и улучшение оказания государственных услуг. В целом, невозможно игнорировать множество способов, которыми социальные науки помогают нам понимать, создавать и взаимодействовать с институтами, формирующими нашу жизнь.

Проще говоря, социальные науки важны, потому что они создают лучшие институты и системы, которые ежедневно влияют на жизнь людей. Создание рамок для понимания происхождения и последствий типа режима, целей политических партий, причин поляризации, структуры социальных сетей, целей и структур государственных органов или проблем и возможностей, с которыми сталкиваются поставщики услуг и некоммерческие организации. попытки разобраться в структурах, которые имеют реальное и глубокое воздействие на землю.

Важно отметить, что социальные научные подходы, погружают ли они исследователей в новые перспективы или систематически анализируют и сравнивают институты и явления, часто бросают вызов «здравому смыслу» или преобладающим представлениям. Эти исследования обеспечивают лучшую доказательную основу для оценки нашего социального и политического мира. Более четкие данные и более обширные знания могут помочь укрепить институты, предоставляя данные о результатах политики и более эффективные механизмы для поощрения гражданского участия и участия.

Не менее важно, что помимо формирования более точного и функционального общего понимания мира и его институтов, а также социальных и политических систем социальные науки помогают людям лучше понять, как взаимодействовать с этими системами как для собственной выгоды, так и для общества. В условиях демократии это понимание имеет решающее значение.

Мы признаем важность естественных наук в исследовании физического мира, включая личное здоровье, космические путешествия и улучшение транспорта. Однако фактическая профилактика заболеваний или внедрение новой и улучшенной системы общественного транспорта — это политическая проблема, требующая понимания политических институтов, государственного управления и реализации политики. Таким образом, социальные науки помогают людям понять, как взаимодействовать с социальным миром — как влиять на политику, развивать сети, повышать подотчетность правительства и продвигать демократию. Эти проблемы для многих людей во всем мире являются неотложными, и их решение может иметь огромное значение в жизни людей.

В то время как многие дисциплины социальных наук важны для того, чтобы помочь людям понять и взаимодействовать с широким спектром институтов, которые формируют их жизнь, политическая наука особенно ценна, помогая людям научиться быть гражданами. Участвуя в правительстве на всех уровнях, привлекая к ответственности законодателей и поддерживая демократические нормы и ценности, люди должны иметь ресурсы для понимания того, как работает правительство и как принимаются законы и постановления; оценивать политику и результаты на основе эффективности и ценностей; принимать обоснованные решения о политических предпочтениях; и особенно понимать важность участия в управлении государством, от голосования до протестов. Политологи необходимы для предоставления этих ресурсов в классах и в общественной сфере.

Следовательно, политическая наука посредством преподавания и исследований обеспечивает прочную основу для понимания политических и социальных систем, формирующих нашу жизнь. Исследования в области социальных наук говорят нам, что эффективные государственные услуги, активное участие в государственной политике и взаимодействие с местными общественными организациями очень сложны, если правительство не является прозрачным и подотчетным, а граждане недостаточно вовлечены. Таким образом, социальная наука важна, потому что она обеспечивает основанную на фактических данных основу для построения более эффективного правительства и демократии. Почему социальные науки? Потому что это помогает людям понять и взаимодействовать с ключевыми политическими и социальными институтами, тем самым принося пользу отдельным людям и обществу в целом.

Стивен Ратгеб Смит — исполнительный директор Американской ассоциации политических наук. Ранее он был заведующим кафедрой государственного управления им. Луи А. Бэнтла в Школе гражданства и связей с общественностью Максвелла Сиракузского университета. Он также много лет преподавал в Вашингтонском университете, где был профессором Нэнси Белл Эванс по связям с общественностью в Школе общественных дел Эванса и директором Центра некоммерческих организаций и филантропии Нэнси Белл Эванс. Кроме того, он преподавал в Джорджтауне, Дьюке, Американском университете и Вашингтонском университете в Сент-Луисе. с 19С 97 по 2004 год он был редактором журнала Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly , а с 2006 по 2008 год — президентом Ассоциации исследований некоммерческих организаций и добровольческой деятельности. Д-р Смит является автором и редактором нескольких книг, в том числе « Некоммерческие организации по найму: государство всеобщего благосостояния в эпоху заключения договоров», (совместно с Майклом Липски), «Управление и регулирование в третьем секторе: международные перспективы», (под редакцией Сьюзан Филлипс). ) и совсем недавно Некоммерческие организации и защита интересов: взаимодействие с общественностью и правительством в эпоху сокращения штатов  (Издательство Университета Джона Хопкинса, 2014 г.) (под редакцией Роберта Пекканена и Ютаки Цуджинаки). В настоящее время он является президентом Международного общества исследований третьего сектора.

10 причин социальных наук

Воспроизведено с любезного разрешения Кампании социальных наук.

Мы знаем, что британские социологи являются мировыми лидерами в своих областях, но зачем они нам? И если бы их не было рядом, чтобы проанализировать происходящее, вы бы скучали по ним? Одри Ослер предлагает 10 причин, по которым вам нужны социальные науки:

Социальные науки могут открыть дискуссию и дать нам право голоса в формировании нашего коллективного будущего. Социальные науки развивались как область изучения в течение девятнадцатого века. Социальные науки помогли людям понять последствия и применение новых технологий того времени, таких как энергия пара.

Рост железных дорог и заводов не только изменил экономику и мир труда, но и навсегда изменил то, как люди организовывали свою семейную жизнь и досуг. Сегодня нанотехнологии и достижения в области медицинских исследований окажут значительное влияние на наш образ жизни.

Они представляют нам ошеломляющий спектр этических, правовых и социальных вопросов.

Но недостаточно полагаться на ученых. Нам также нужны социологи для анализа и критики того, что происходит. Таким образом, мы будем делать осознанный выбор, который формирует будущее.

Социальные науки важны не только для будущего, но и для того, что происходит сейчас. Мы все возмущаемся, когда платим за снятие денег с банкоматов. Сборы могут составлять до 120 фунтов стерлингов в год. Социологи, работающие от имени Runnymede Trust, обнаружили, что это зависит не только от того, где мы живем, но и от того, что чернокожие и этнические меньшинства с большей вероятностью будут жить в районах, где они вынуждены платить.

Это заставило банки обеспечить нам всем доступ к машинам, которые не заряжаются. Ряд социологов — не только экономистов, но и психологов, социологов и политологов, например, — могут помочь нам понять экономический кризис и взвесить решения, которые мы принимаем для себя, и те, которые правительства принимают от нашего имени. Без такого анализа мы можем почувствовать себя пешками в глобальной шахматной игре.

Благодаря знаниям и пониманию, которые предлагает нам социальная наука, мы почувствуем себя вправе действовать от своего имени и влиять на решения, принимаемые от нашего имени.

От спортивных социологов до экспертов в области общественного здравоохранения, от тех, кто интерпретирует медицинскую статистику, до тех, кто оценивает политику ухода за нами в пожилом возрасте, социологи усердно работают над тем, чтобы наши службы здравоохранения, досуга и социального обеспечения работали с максимальной эффективностью.

Социальные географы из Университета Шеффилда, например, показали, что те из нас, кто не следует советам по питанию, не просто безвольны или невежественны. На наши привычки в еде влияет целый ряд обстоятельств. Некоторые явно нездоровые варианты могут показаться рациональными: если человек, совершающий покупки, знает, что другие просто не будут есть здоровый вариант, и он просто пропадет зря, он может просто не купить его.

Так что бесполезно просто раздавать людям буклет о здоровом питании. Эффективные рекомендации по питанию должны быть адаптированы к повседневной жизни людей и контексту.

Психологи из Ливерпульского университета провели время на сталелитейном заводе, чтобы выяснить, что нужно сделать для создания более безопасной среды. Несчастные случаи на работе случаются даже в самых регулируемых компаниях, которые проводят обучение персонала и принимают все необходимые меры предосторожности.

Навязанный сверху вниз режим безопасности просто не работает. Когда люди считают небезопасные методы работы неприемлемыми и принимают решения сообща, рабочие места становятся безопаснее. Работодатели должны видеть в людях личностей, которые берут пример с тех, с кем себя идентифицируют. Было также показано, что эти принципы работают в борьбе с толпой.

Когда лица, ответственные за управление толпой на футбольных матчах, обучены методам, учитывающим это, проблем практически не возникает.

Один из распространенных мифов состоит в том, что если вы принимаете меры по снижению уровня преступности в одном районе, преступники просто уходят, что приводит к росту преступности в другом районе. Социологи из Университета Ноттингем Трент тесно сотрудничали с полицией, чтобы снизить преступность с помощью метода, включающего сканирование моделей преступности.

Они смогли определить закономерности, которые не улавливала обычная работа полиции, что позволило избежать догадок и потери времени. Метод, называемый ситуационным предупреждением преступности, разработанный той же командой, теперь регулярно используется полицией, работающей с государственным и частным секторами для предотвращения преступлений. Вместе они усложняют жизнь потенциальным преступникам.

Например, в одном районе возникла серьезная проблема с кражей свинца с крыш общественных зданий. Работая с дилерами на рынке металлолома и убеждая их вести учет, стало слишком рискованно покупать украденный свинец.

Британское общество иногда называют антиинтеллектуальным. Тем не менее, в нашем быстро меняющемся мире есть место для социолога как публичного интеллектуала. Это не обязательно должна быть череда скучных серых говорящих голов, какие вы можете увидеть по французскому телевидению в любой вечер. Этого достаточно, чтобы кто-нибудь начал просматривать каналы. Социальные ученые обязаны сделать свою работу интересной и увлекательной для всех нас.

Они должны не только объяснить, почему социальная наука актуальна, но и сделать это убедительно. Тогда мы будем хотеть слушать, читать и узнавать больше. Возможно, большему количеству социологов придется стать активными слушателями, чаще разговаривая с общественностью, друг с другом и с учеными.

Тогда мы сможем собрать все дисциплины за одним столом. В мире, основанном на знаниях, нам нужны люди, которые могут интегрировать множество различных типов знаний, которые исходят из разных интеллектуальных корней и из разных институтов для совместной работы.

Все общества и все правительства хотят показать, что они делают все возможное для детей. Однако слишком часто реформа образования проводится без учета наилучших интересов учащихся. Исследования в области образования показывают, что многие родители, особенно родители детей младшего возраста, больше заботятся о том, чтобы их детям нравилась школа, чем о том, чтобы они были академическими звездами.

Работая с учащимися всех возрастов, чтобы понять их взгляды на школьное образование, исследователи из университетов Кембриджа и Лидса обнаружили новое понимание того, что делает школы эффективными и что способствует эффективному школьному руководству.

Нам просто нужно слушать детей, предоставлять им структурированные возможности высказать свое мнение и готовить взрослых к тому, чтобы они действительно слушали. Сегодня даже OFSTED, служба школьной инспекции, вынуждена прислушиваться к мнению детей.

В целом мы можем согласиться с тем, что мир должен быть более безопасным местом, где все люди могут пользоваться основным достоинством и правами человека. Это тот случай, даже когда мы не всегда можем договориться о том, что мы должны сделать, чтобы это произошло. Социологи, работающие в междисциплинарных командах, оставили свой след в области человеческого благосостояния и развития.

Они заботятся о социальном и экономическом прогрессе человечества в целом. Они работают с государственными учреждениями, организациями ООН, социальными службами, финансовыми агентствами и средствами массовой информации.
Они влияют на работу стратегов, планировщиков, преподавателей и руководителей программ в развивающихся и растущих странах, таких как Индия, чтобы повлиять на развитие, чтобы оно повлияло на жизнь самых бедных членов общества. Например, социологи из Делийской школы экономики сотрудничают с коллегами из SOAS Лондонского университета, чтобы изучить влияние законодательства Индии, гарантирующего минимальную заработную плату для сельских неквалифицированных рабочих, на любовь женщин.

Они обнаружили, что новый закон предоставляет некоторым женщинам возможность стать наемными работниками там, где их раньше не было, что снижает риск голода и шансы избежать опасной работы. Но они также выявили препятствия на пути женщин к получению выгоды от изменений, в том числе домогательства на рабочем месте.

Те, кто занимается исследованиями в области развития, затем могут поддерживать способность женщин извлекать пользу, ища творческие решения таких проблем.

Для дискуссий о феминизме, мире, экологии, социальных движениях и многом другом социальная наука предлагает каждому из нас новые перспективы и новые способы понимания. Независимо от того, представляете ли вы отдых в музее, смотрите мыльные оперы или общаетесь в Интернете, социальные науки побуждают по-новому взглянуть на нашу повседневную деятельность и культуру.

Социологи из Университета Лестера оказывают влияние на музеи по всему миру, стремясь сделать их более инклюзивными, способными бороться с предрассудками, вдохновлять на обучение и быть более актуальными в современном обществе.

Одним из примеров является их работа с Галереей современного искусства в Глазго, направленная на привлечение местных жителей и иностранных посетителей к участию в выставках, посвященных целому ряду вопросов социальной справедливости, от сектантства до прав геев, посредством программ, включающих художественные мастерские и резиденции.

Социальные науки предлагают множество точек зрения на общество, формируют социальную политику и помогают нам привлекать к ответственности наших политиков и наши СМИ.