ЕГЭ по обществознанию — Политика

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Политика».

4.1 Понятие власти
Основные понятия: власть, политическая власть, разновидности политической власти, традиционное господство, легальное (рационально-правовое) господство, харизматическое господство, государственная власть

4.2 Государство, его функции
Основные понятия: государство, признаки государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, форма государственно-территориального устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, функции государства

4.3 Политическая система
Основные понятия: политическая система, институциональная подсистема, нормативная подсистема, функциональная подсистема, коммуникативная подсистема, культурно-идеологическая подсистема, политическая психология, политическая идеология, политическая культура, функции политической системы

4.4 Типология политических режимов
Основные понятия: политический режим, демократический политический режим, тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
Основные понятия: демократия, признаки демократии, прямая (непосредственная) демократия, представительная демократия, условия существования демократии

4.6 Гражданское общество и государство
Основные понятия: гражданское общество, структура гражданского общества, совокупность неполитических отношений, функции гражданского общества

4.7 Политическая элита
Основные понятия: политическая элита, функции политической элиты, виды политических элит, критерии эффективности деятельности политической элиты, нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе

4.8 Политические партии и движения
Основные понятия: политическая партия, виды политических партий, функции политической партии, партийная система, типы партийных систем, политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение, виды политических движений

4.9 Средства массовой информации в политической системе
Основные понятия: средства массовой информации (СМИ), функции СМИ

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
Основные понятия: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система, основные принципы демократического избирательного права, избирательная кампания, стадии (этапы) избирательного процесса в РФ, избирательный округ, избирательный участок, избирательные комиссии, предвыборная агитация, предвыборная программа (обещания)

4.11 Политический процесс


Основные понятия: политический процесс, виды политических процессов, субъекты политического процесса, стадии политического процесса

4.12 Политическое участие
Основные понятия: политическое участие, опосредованное (представительное) политическое участие, непосредственное (прямое) политическое участие, случайное (разовое) политическое участие, политическое участие «по совместительству», профессиональное политическое участие, формы политического участия, референдум, политическое отчуждение, политическая пассивность, политическая активность, абсентеизм, функции политического участия

4.13 Политическое лидерство
Основные понятия: политический лидер, функции политического лидера

4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
Основные понятия: орган государственной власти (государственный орган), органы законодательной власти в РФ, органы исполнительной власти в РФ, органы судебной власти в РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, судебная власть, Президент РФ, полномочия Президента РФ, основные функции Президента РФ

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
Основные понятия: федеративное государство (федерация), субъекты РФ, федеральный округ, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, принципы федерализма в РФ, разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

Политика. Полическая система, теория — материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Это статья о понятиях, встречающихся в вопросах ЕГЭ по обществознанию: Политика, власть, политическая система. 

Термин «политика» происходит от древнегреческого слова polis – «город-государство», впервые введен в научный оборот древнегреческим философом Аристотелем.

Политика – отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти.

Понятие «власть» выражает такое явление общественной жизни, с которым связаны все политические процессы. Однако власть может существовать в виде власти родителей, начальника, лидера неформальной группы и т.п. Для сферы политики применяется понятие

«политическая власть».

Дадим определения:
Власть – социальные отношения, отличительной чертой которых является возможность одного индивида или группы лиц оказывать влияние на других индивидов или группу лиц, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать определенные политические взгляды, установки и цели.

Сфера политики имеет свою структуру, выраженную в понятии «политическая система».

Система – это набор элементов, связанных между собой так, что представляют вместе какой-то предмет, явление, выполняющий какую-либо функцию. Можно привести в пример что угодно: ручка, тетрадь, человек, мораль… Тетрадь, например, представляет собой совокупность листов в клетку или в линейку и обложку, скрепленных вместе. Тетрадь используют для записи учебного материала. Мораль — это совокупность норм, определяющих поведение человека. Что же представляет собой

политическая система?

Политическая система – комплекс норм, общественных институтов и организаций, в совокупности представляющих политическую самоорганизацию общества.

В политической системе выделяют пять структурных компонентов (элементов), которые называют подсистемами:

1. Институциональная подсистема: государства, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.
2. Нормативная подсистема: политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали.
3. Функциональная подсистема: формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
4. Коммуникативная подсистема: совокупность связей и взаимодействий, как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества, между политическими системами различных стран.

5. Культурно-идеологическая подсистема: политическая психология и идеология, политическая культура, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Мы с вами рассмотрели такие понятия, необходимые для сдачи ЕГЭ, как политика, власть, политическая система.

Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме: Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Политика

 

Раздел 4. Тема 33. Государство, его функции.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, осуществляющая управление страной, располагающая аппаратом управления и аппаратом принуждения, осуществляющая сбор налогов и издающая веления, обязательные для населения всей страны.

Признаки государства:

1.      Территория

2.      Органы управления

3.      Аппарат принуждения

4.      Суверенитет (независимость во внешних и внутренних делах)

5.      Взимание налогов

6.      Издание законов

7.      Гражданство (юридическая принадлежность человека к данному государству с определёнными правами и обязанностями)

8.      Международное представительство в отношениях с другими странами

Функции государства:

Внутренние:

— экономическая

— политическая

— социальная

— экологическая

— охраны правопорядка

— информационная

Внешние:

— оборона страны

— международная торговля

— обеспечение мира

— решение глобальных проблем с другими государствами

                                         Характеристики государства

 

Форма правления             Национально-государственное          Политический режим

                                                               устройство

Формы правления:

Ø  Монархия  (форма правления, при которой страной единолично управляет монарх, передающий власть по наследству):

   —  абсолютная монархия – единственным носителем суверенитета является монарх       (Саудовская Аравия, Бруней, Оман)

   — дуалистическая монархия – парламент подчинён монарху (Иордания, Таиланд, Непал)

   —  парламентская монархия — 

значительнее роль парламента (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция)

Ø  Республика (от лат. respublika – общественное дело – форма правления, при которой страной управляют выборные органы от народа):

   — президентская республика – президент является главой государства и главой правительства, а президент и парламент независимы, так как не обладают правом отстранения от власти другого (США)

   — парламентская республика – парламент формирует правительство во главе с премьер-министром, которое ему подотчётно (Италия, ФРГ, Финляндия)

               — смешанная республика (парламентско-президентская) – сочетает элементы как      

             президентской, так и парламентской модели (Франция, Россия)

 Национально-государственное устройство:

Ø  Унитарное государство

(от лат. unitas – единство) – однонациональное государство с единым управлением и суверенитетом (Польша, Япония)

Ø  Федерация – объединение субъектов, обладающих частичным суверенитетом, и подчинение их единому центру, обладающему полным суверенитетом:

   — по национальному принципу – в субъекте проживает одна национальность (Индия)

   — по территориальному принципу – границы проходят без учёта национального проживания (США)

Ø  Конфедерация – объединение самостоятельных суверенных государств, в котором центр имеет право решения лишь некоторых общих проблем. (СНГ)

  (см. презентацию)

Политический режим:

Ø  демократический

Ø  недемократический

Раздел 4. Тема 34. Политическая система. 

Политическая система – это комплекс взаимосвязанных факторов общественной жизни и социальных институтов (политические организации, политические нормы, политические идеологии, способы и методы осуществления политической власти, формы взаимодействия субъектов политических отношений), посредством которых осуществляется политическая власть.

Структура политической системы:

1.      Институциональная подсистема:

ü  Государство

ü  Политические партии

ü  Профсоюзы

ü  Организации

ü  Движения

2.      Нормативная подсистема:

ü  Политическая идеология

ü  Политические нормы

ü  Традиции и обычаи

3.      Функциональная подсистема:

ü  Способы и  методы осуществления политической власти

ü  Политические режимы

4.      Коммуникативная подсистема:

ü  Выборы

ü  Консультации

ü  Переговоры

ü  Пресс-конференции

Политическая система России:

v  Демократическая политическая система, но с элементами централизации (Президент – глава государства с большими полномочиями, а поле деятельности представительных органов власти ограничено)

v  Регулярные свободные и альтернативные выборы

v  Разделение властей (законодательные органы лишены возможности контролировать деятельность Правительства и Председателя Правительства)

v  Многопартийность ( отсутствует чёткая структурированность, партий в «классическом» виде практически нет)

v  Распределение компетенций между федеральным центром и субъектами РФ

Раздел 4. Тема 35. Типология политических режимов.

Политический режим – совокупность способов, методов и форм осуществления государственной власти.

Виды политических режимов

v   

                 демократические:                              недемократические:

v  — прямая демократия                                            — деспотический

v  — представительная демократия                         — тиранический

v  — плебисцитарная демократия                            — авторитарный

v                                                                                 — тоталитарный

v                                                                                 — фашистский

 

Демократический режим – власть народного большинства с учётом мнения меньшинства, с выборностью органов государственной власти, с разделением властей, равенством и свободой всех людей, защищённостью прав и свобод, верховенством закона, политическим плюрализмом, гласностью, парламентаризмом и демократической политической культурой

 (в развитых современных государствах).

 

v   

 

Деспотический режим – режим неограниченной власти монарха (деспота) с полным бесправием подданных, произволом в управлении, жестоким подавлением самостоятельности, несогласия, держится на страхе (власть фараонов в Древнем Египте).

 

v   

 

 Тиранический режим – единоличное жёсткое правление с насильственным установлением власти (императоры Римской империи).

 

v   

 

Авторитарный режим – режим при котором власть сосредоточена в руках какого-либо политического лидера или группировки, государственная власть не контролируется народом, оппозиции нет, господствует исполнительная власть, представительные органы не играют никакой роли, права формальны, используются внесудебные органы расправы с людьми, культивируется фактическая преданность власти (при Брежневе в СССР, Н.Пиночет в Чили1973г., Х.Перон в Аргентине в 60-е гг)

 

v   

 

Тоталитарный режим – режим диктаторской власти с тотальным (всеобщим) контролем над жизнью общества, с одной идеологией, одной правящей партией, харизматическим лидером, милитаризацией, применением репрессий, унификацией образа жизни (сталинизм, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 70-е гг.)

 

v   

 

Фашистский режим – крайняя степень тоталитарного режима, основывающегося на националистической идеологии, расовом неравенстве, с целью охраны национальной общности, чистоты расы, которому характерны крайняя агрессивность, жёсткий государственный контроль всех сфер жизни общества и полное отсутствие прав

 ( Гитлер в Германии)

Раздел 4. Тема 36. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Признаки гражданского общества:

      Равенство прав и свобод

      Гарантированная юридическая защита прав и свобод

      Экономическая независимость индивидов

      Гарантированная законом возможность создавать независимые общественные объединения и партии по интересам и профессиональным признакам

      Обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан

      Свобода создания и деятельности СМИ

      Существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом и обеспечивающего безопасность гражданского общества

Элементы гражданского общества:

      Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия

      Общественные объединения  — добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования (благотворительные организации, союзы, ассоциации и т. д.)

      Политические партии, выражающие интересы различных слоёв и групп населения.

      Экономическая структура (с различными формами собственности, свободой предпринимательства, инициативой, конкуренцией)

Условия существования гражданского общества:

1.      Признание естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина

2.      Наличие частной собственности

3.      Правовое государство

Правовое государство – система государственно-властных отношений, которая обеспечивает верховенство права (закона0 во всех сферах общественной жизни, равенство прав и свобод личности, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и реальную ответственность государства перед личностью и обществом.

Признаки правового государства (см. Презентацию)

 

Раздел 4. Тема 37. Политические партии, политическая элита.

Политическая партия – добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды,  в организацию, представленную на национальном и местном уровнях, стремящуюся к завоеванию и осуществлению государственной власти.

Признаки партии:

1.      Организованность (объединение с внутренней структурой,  руководящими коллегиальными – совет, центральный комитет и единоначальными – председатель, секретарь, органами)

2.      Наличие региональных и местных (первичных) отделений

3.      Направленность деятельности на завоевание власти

4.      Стремление заручиться поддержкой масс на выборах,  к увеличению численности в партии

Функции партий:

ü  Выражение мнений определённых групп людей

ü  Формирование общественного мнения

ü  Воспитание и политическое образование граждан, распространение своей идеологии

ü  Борьба за власть и её осуществление

 

Виды партий:

по отношению к власти:

      правящие

      оппозиционные

по идеологии:

      либеральные

      социал-демократические

      консервативные

      коммунистические и др.

по критерию членства:

      массовые

      кадровые

Партийные системы:

Ø  однопартийные

Ø  двухпартийные

Ø  многопартийные

Политическая элитаузкая группа людей, которой реально принадлежит власть в обществе.

Причины возникновения элит:

1.      результат естественного неравенства людей

2.      результат неравенства социальных статусов

3.      результат социальной мобильности по деловым качествам

4.      работа в госаппарате – путь вхождения в политическую элиту

5.      покровительство влиятельных чиновников

Типы политического лидерства:

ü  традиционное (монархи)

ü  харизматическое (приписывание сверхъестественных качеств  лидеру)

ü  рационально-легальное (разумный выбор в рамках закона)

ü  по стилю: авторитарное (через контроль, принуждение), демократическое (атмосфера сотрудничества)

Раздел 4. Тема 38. Избирательные системы. Политический процесс.

Конституция РФ закрепляет политическое право гражданина участвовать в управлении государством. В России проводятся публичные выборы президентские, парламентские, в органы местного самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Избирательное право

— в объективном смысле – порядок выборов государственных представительных и местных органов власти

— в узком (субъективном) смысле – право гражданина избирать и быть избранным.

В России гражданин имеет право избирать (активное избирательное право)  с 18 лет,  быть избранным (пассивное избирательное право) в представительные органы власти с 21 года, а Президентом страны – с 35 лет.

Принципы демократических выборов:

v  Всеобщие (за исключением признанных недееспособными и содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы)

v  Равные

v  Прямые

v  Тайные

v  Альтернативные

v  Добровольные

На базе избирательного права осуществляется избирательный процесс – совокупность действий по избранию депутатов представительных органов.

Стадии избирательного процесса:

1.      Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей)

2.      Выдвижение и регистрация кандидатов

3.      Предвыборная агитация и финансирование выборов (расширение электората)

4.      Голосование и подведение итогов выборов

 

Избирательное право + избирательный процесс = избирательная система.

Типы избирательных  систем

 

мажоритарная                       пропорциональная

                         

        абсолютного               относительного

        большинства              большинства

 

(см. презентацию)

Политически процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Классификация политических процессов:

по масштабам:

— внутриполитические

— внешнеполитические,

по значимости для общества:

— базовые (модернизация образования в РФ)

— частные (введение ЕГЭ),

с точки зрения публичности:

— открытый

— скрытый (теневой)

Раздел 4. Тема 39. Органы государственной власти РФ.

 

Президент РФ

 

Условия выборов Президента РФ:

 

Полномочия Президента РФ

ü  Гражданин РФ

ü  Возраст 35 лет

ü  Проживающий в РФ более 10 лет

ü  Не занимавший пост Президента дважды

 

ü  глава государства, гарант Конституции РФ

ü  охраняет суверенитет и государственную целостность РФ

ü  обеспечивает согласованное функционирование государственных органов власти

ü  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства

ü  представляет РФ в международных отношениях

ü  назначает Председателя Правительства РФ (согласия Государственной Думы), его заместителей и министров

ü  представляет Государственной Думе Председателя Центрального банка РФ

ü  представляет Совету Федерации судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, кандидатуру генерального Прокурора

ü  формирует и возглавляет Совет Безопасности

ü  назначает и освобождает высшее командование, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ

ü  подписывает и обнародует федеральные законы

ü  обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране

ü  назначает выборы в Государственную Думу

ü  издаёт указы и распоряжения

ü  осуществляет помилование

 

Прекращение полномочий Президента РФ

ü  с истечением срока полномочий (6 лет)

ü  в случае его отставки

ü  стойкой неспособности по состоянию здоровья

ü  отрешения от должности

Отрешение от должности Президента РФ

 

Ø  может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого обвинения  Государственной Думой (по инициативе 1/3депутатов)

— в государственной измене

— совершении тяжкого преступления

Ø  Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения Президенту должно быть принято 2/3 голосов

Ø  Решение Совета Федерации об отрешении должно быть принято не более чем в

3-месячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой

 

 

Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ.

v  Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы

v  Члены Федерального Собрания обладают неприкосновенностью

v  Федеральное Собрание  является постоянно действующим органом

v  Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

v  Палаты совместно собираются для заслушивания  послания Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Совета Федерации относится:

ü  изменение границ между субъектами

ü  утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения

ü  использование Вооружённых Сил РФ за пределами РФ

ü  назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности

ü  назначение судей Высших Судов, Генерального Прокурора

ü  назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты

ü  принимает постановления по вопросам своего ведения

ü  одобряет или отклоняет федеральные законы

К ведению Государственной Думы относится:

ü  дача согласия Президенту РФ на назначение  Председателя Правительства РФ

ü  назначение и освобождение Председателя Центрального банка РФ

ü  назначение и освобождение от должности Председателя Счётной палаты

ü  назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

ü  издание федеральных законов

ü  объявление амнистии

ü  выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Исполнительную власть РФ  осуществляет Правительство РФ

Состав Правительства РФ:

·         Председатель Правительства РФ

·         Заместители Председателя РФ

·         Министры

·         Руководители федеральных агентств и федеральных служб

Полномочия Правительства РФ:

o   разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение

o   обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики

o   обеспечивает проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

o   управляет федеральной собственностью

o   обеспечивает оборону страны, государственную безопасность

o   обеспечивает законность и правопорядок

(Высшие Судебные органы см. презентацию)

 

Раздел 4. Тема 40. Федеративное устройство РФ.

Российская Федерация создана на национальном и территориальном принципах.

В состав РФ входит 83 субъекта:

Типы субъектов Российской Федерации

 

 

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

ü  обеспечение соответствия нормативных актов субъектов федеральным законам

ü  защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности

ü  вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими ресурсами

ü  охрана окружающей среды, экологической безопасности

ü  общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, социальная защита

ü  борьба с катастрофами, стихийными бедствиями

ü  налогообложение и сборы

 

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию. Блок «Политика»

Обществознание стал самым востребованным предметом для поступления в ВУЗы. Как же готовить учащихся к ЕГЭ, когда большинство современных учебников по обществознанию, как бы интересно они ни были написаны, все – таки не дают четкого восприятия, понимания и уяснения сложного обществоведческого материала.

Для учащихся подготовлены опорные конспекты по обществознанию в схемах и таблицах, используя различные источники.

В основу материала положен Кодификатор элементов содержания для проведения ЕГЭ по обществознанию, его основные разделы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика».

Учащиеся, используя средства графической наглядности, как бы «фотографируют» каждую тему. Поскольку у человека в его восприятии окружающей действительности доминирует зрительная память, которая незаменима в том числе и при изучении обществознания.

Использование схем и таблиц поможет лучшему запоминанию, развитию памяти, логического мышления, аналитических способностей, формированию мировоззрения.

Методика работы с опорными конспектами предполагает следующие формы учебной деятельности:

— изучение соответствующей темы по разделам учебника, а затем закрепление ее по предложенным схемам и таблицам;

— работа с тематическими тестами, типовыми вариантами.

Все это помогает обеспечить качественную подготовку к ЕГЭ.

ПОЛИТИКА

4.1 Понятие власти

Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, денег, права и т.д.)

Основа власти – авторитет.

Власть

(это субъектно-объективные отношения)

Субъект власти Объект власти

(это лицо или коллегиальный орган, (то, на что направлена деятель-

которые оказывают воздействия на ность субъекта власти).

деятельность и поведение индивидов, Индивид, социальная группа,

групп). массы, класс.

Государство и его институты:

Политические партии, элиты

и лидеры.

Власть

(первоисток, начало, что дает возможность понять, откуда и почему она исходит).

Традиции, сила, авторитет, престиж, закон, знания, богатство, харизма (от греч. божественный дар, благодать), т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера.

1. Руководство обществом (осуществляется политической элитой) 2.Управление и организация жизни обществом (осуществляется бюрократией) 3.Регулирование, координация, мобилизация, господство (закрепление власти).

1.Опорные части, на которых строится, держится, реализуется властвование.

2.Совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.

Право (законы), знания, компетентность людей.

Методы и средства возникновения: поощрение и наказание, стимулирование и принуждение, насилие, страх, мифы, которые несовместимы в демократическом, правовом государстве.

Политическая власть кончается там, где начинается насилие.

Власть

Государственная власть всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная.

4.2 Государство, его функции

Государство— 1.Это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания.

2.Это политическая организация публичной власти.

Государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные) наделены властными полномочиями, т.е. правом принимать решения от имени гос-ва.

Каждый орган имеет вспомогательный аппарат, в котором работает многочисленный слой чиновников-профессионалов (чин-служебное звание в государственном аппарате, деятельность чиновников имеет сервисный обслуживающий характер).

Государственная власть

(обладает монопольными правами) на

Государство обладает суверенитетом.

Суверенитет

Независимость в международных отношениях (в отношении с другими странами).

Принципы: неприкосновенность территориальных границ, недопущение вмешательства во внутренние дела.

Государство-главный управляющий центр политической системы.

Признаки (характерные черты) государства.

1.Единая территория, на которой осуществляется власть.

2.Суверенитет.

3.Наличие органов власти и управления.

4.Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов-армии, милиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.

5.Право на взимание налогов.

6.Гражданство.

Функции государства.

(это внутренняя и внешняя государственная политика; наиболее важные направления деятельности)

1.Охранительные (охрана стабильности общества, его территории; конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества).

2.Регулятивные (создание и обеспечение правовой системы, юридических средств, с помощью которых регулируются наиболее важные общественные отношения).

3.Создание и обеспечение условий для обеспечения всех сфер общества.

Политика:

Экономическая (промышленная, аграрная, налоговая, денежно – кредитная и т.д.)

Социальная (здравоохранение, образование, демографическая, национальная, молодежная и пр.)

— Государственно-правовая (законодательная, исполнительная, судебная, кадровая).

Культурная (образование, кино, театр).

Экономическая.

4.Консолидация общества, социальный арбитраж.

5.Обеспечение легитимности власти (народовластие).

1.Международное сотрудничество.

2.Обеспечение обороны страны, национальной безопасности.

3.Участие в решении глобальных проблем.

Формы государственного устройства.

Форма государства — это совокупность признаков государства, которые показывают, какова организация власти в данной стране, какими органами и какими методами власть осуществляется.

Формы государства.

(Кто правит? Каким образом получил власть?)

Монархия

Республика (форма правления, при которой высшие органы государственной власти, глава государства избираются, либо формируются, а законодательская власть принадлежит выборному представительному органу-парламенту).

(Из каких частей состоит государство, каково их положение, каковы их взаимоотношения с центральной властью?)

Унитарное государство («Единое», не имеет субъектов, делится только на административно- территориальные части, не обладающие суверенитетом; единая территория, центральная власть, конституция-Франция, Италия, Испания, Швеция, Норвегия.

Федерация («Союз, объединение») союзное государство, в составе которого субъекты Федерации государственные образования обладают определенной юридической и политической самостоятельностью, имеют собственные органы власти.

Конфедерация— объединение самостоятельных независимых государств

(Каковы взаимоотношения власти и общества, помощью каких средств-права, авторитета, насилия-осуществляется власть?)

Демократия (Государство, в котором уважают права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел)

Диктатура (Государство, где власть незаконно захвачена, осущетвляется с помощью жестких мер (армии, полиции, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством.

Тоталитарный Авторитарный режим режим

Характеристика основных форм республики.

Президент по должности является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами

Президент формально может быть Верховным Главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетной главе правительства

Президент в своей деятельности зависит от правящей партии и руководствуется ее курсом

Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней

Президент в своей деятельности не зависит от партий

4.3. Политическая система

Политическая система — комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

Политическая система

(элементы, подсистемы)

Культурно- идеологическая

(Политическая культура)

Коммуникативная

(политические отношения)

Политические институты

— Государство – ядро политической системы

— Политические партии

— Общественно-политические движения

-Группы давления

Т.е. это – политические институты, между которыми складывается сложная система отношений.

Политические, правовые, моральные нормы и ценности, общепризнанные нормы отношений в политической системе.

Политические идеи, политическая культура, отражающая определенные историко-политические традиции и стереотипы политического поведения.

Информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом.

4.4. Типология политических режимов.

6.многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика

4.5. Демократия, ее основные ценности и признаки.

— Народовластие

— Принцип большинства

— Уважение прав меньшинства (уважение меньшинства на легальную оппозицию)

— Политический плюрализм (многообразие политических партий, движение, а также политических идей, убеждений, средств массовой информации)

— Гласность («голос, глас, звучащий для всех», открытость деятельности политических институтов, широкое информирование граждан)

— Принцип правового и политического равенства граждан (равенство 1.В правах. 2. перед законом)

— Принцип разделения властей

— Демократическая, политическая культура граждан, ориентация большинства на демократические ценности

— Свободные выборы, парламентаризм

— Правовое государство

4.6.Гражданское общество и государство.

Гражданское общество— 1.Это самоорганизующая система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели.

2.Совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Гражданское общество

1.Потребность в семье, здоровье, общении. Первичные социальные группы: семьи, группы друзей.

2.Вторичные социальные группы-группы интересов (для совместного проведения свободного времени, решения проблем, защиты профессиональных, демографических и других интересов)

3.Гражданские инициативы снизу (собрание, демонстрации, пикетиррование)

Для удовлетворения материальных потребностей.

-Частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, частные банки.

— Основа-собственность, свободный труд, частое предпринимательство

-Потребность в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, в творчестве.

-Реализация через негосударственные институты: образовательные, научные, культурные, религиозные учреждения, негосударственные СМИ

— Консолидирующим фактором являются — исторический опыт, традиции.

-Власть на местах, самоуправление

-Политические партии, движения, (как группы интересов) — мостик между гражданским обществом и властью

4.7.Политическая элита

Политическая элита (лучший, отборный)- группа, выделяющаяся из остального общества, влиянием, положением и престижем, непосредственно и систематически участвующую в принятии решений связанных с использованием государственной власти.

Элита

Олигархия — власть немногих

4.8. Политические партии и движения

Политическая партия – добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения

Движение — солидарная активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели ( инициативные группы, клубы, союзы и т.д.). В отличии от партий не ставят перед собой задачу прихода к власти.

Признаки партий

— борьба за власть

— организация

— наличие программы и устава

— носитель определенной идеологии

— наличие социальной опоры в обществе

— постоянство, долговременность существования

Функции партий

— выявление и выражение интересов различных групп общества

— функция посредничества между государством и обществом

— функция власти (соучастие во власти, осуществление власти)

— интеграция и консолидация интересов различных групп общества

— легитимация (законность) власти

Классификация партий

Социалистические (левые)

Либеральные

Консервативные (правые)

Партии правящие и оппозиционные (проводят политику противодействия)

Партии по организационному принципу

— небольшое кол-во (обычно это узкая группа профессиональных политиков)

— свободное членство

-отсутствие жёсткой партийной дисциплины, членских взносов

— ориентация на выборы, подбор кадров, способных организовать избирательную кампанию (консервативная и либеральная партии Великобритании, республиканцы и демократы в США – парламентские партии)

— массовость

— фиксированное членство

— наличие партийной дисциплины, членских взносов, партийного аппарата

— ориентация на определённый класс

Основные идеологические течения

— стремление сохранить и укрепить существующий строй и принципы общественной жизни

— уважение к сильному государству, общественному порядку

— традиционализм, стабильность

— ценности – семья, религия, мораль

— неотчуждаемость естественных прав и свобод личности – прав на жизнь, свободу, и собственность

в экономической области по труду

— свобода экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности

В политической области

Демократия, правовое государство, разделение властей

В социальных отношениях

Равенство возможностей, равенство перед законом

В духовной жизни

Свободу мысли и слова

— отрицание института частной собственности

— утверждение социалистической (общественной, государственной) собственности

— нетрудовое уравнительное распределение доходов

— политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов

— принцип социальной справедливости и от каждого по способностям – каждому по труду.

4.9 СМИ в политической системе

«четвёртая власть»

— информационная функция (сообщение о наиболее значительных событиях)

— выбор и комментирование информации, её оценка

— функция политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения)

— функция критики и контроля (позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти)

— представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

— функция формирования общественного мнения

— функция мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)

Избирательная компания в РФ

Избирательные системы

Мажоритарная (от франц. – большинство)

Пропорциональная (по партийному списку)

Депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов. Избирательные округа чаще всего бывают одномандатными, т.е. каждая партия выставляет только одного кандидата.

Распределение депутатских мест в центральных и местных органах на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею мандатов.

Пропорциональная система считается более демократичной, обеспечивая представительство мелких партий в парламенте. Партии должны преодолеть 7% «барьер»

— В РФ принята смешанная избирательная система

При выборах в Государственную Думу: 450 депутатов избирается на основе пропорционального представительства

— На территории России образуется 225 одномандатных округов, состав которых утверждается за 100 дней до голосования.

— Выборы признаются несостоявшимися, если приняло участие менее 25 % избирателей

— Выборы Президента РФ проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства – в 1-ом туре и мажоритарной системе относительного большинства – во 2-ом туре. Если в 1-ом туре набрал более 50%, то 2-ой тур не проводится.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления избирательной комиссией финансового отчёта о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Содержание избирательной кампании.

— Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

— Организационный этап: образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательной комиссии, составление списков избирателей (на каждом участке не более 3-х тысяч человек).

— Предвыборная агитация

— Голосование и его результаты – (уклонение от участия в выборах (чаще молодежь)- абсентеизм)

— Итоги голосования

ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти |

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

 

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

 

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

Политика. ТЕОРИЯ. Политические идеологии. |

Политическая идеология.

Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Это система идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий

Политические ценности – это представления и понятия субъектов:

  • о формах осуществления политики,
  • о благах, достижение которых обеспечит та или иная политика,
  • о действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества.

Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

 Формы политических идеологий:
  • социально-политическая теория,
  • политическая программа, определяющая поведение людей.

Функции политической идеологии.

  • ориентационная: ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
  • мобилизационная: стимулирует действия граждан на выполнение поставленных задач;
  • интегрирующая: объединяет людей общими идеями и целями;
  • образовательно-воспитательная – способствует формированию знаний о политике, воспитанию политической культуры на основе идей и ценностей;
  • пропагандистская — создаёт позитивноый образа проводимой политической линии, привлекает на свою сторону единомышленников.

Средством распространения идеологии является пропаганда.

Пропаганда – вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан определенных ценностей.

Манипулирование – управление политическим сознанием с целью побуждения граждан определённо действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

 Современные идеологии.

Либерализм.

 Либерализм — (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй.

Особенности.
  • Главная ценность – свобода личности.
  • Равноправие, равенство всех перед законом — все имеют равные гражданские и политические права и свободы
  • Толерантность —терпимое и уважительное отношение к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;
  • Согласие — политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии
  • Невмешательство государства в личную жизнь.
  • Частная собственность.
  • Разделение властей.
  • Демократия и правовое государство.
  • Свобода мысли и слова.

В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

 Консерватизм.

Консерватизм — (от лат. conservare — охранять) это идеология, направленная на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям.

Особенности.
  • Главная ценность – незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность.
  • Традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;
  • Иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
  • Патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
  • Сильная государственная власть.
  • Интересы государства ценятся больше, чем интересы индивида.
  • Частная собственность — консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

В XX в. сформировался неоконсерватизм. Неоконсерватизм вобрал в себя либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

 Социализм.

 Социализм — (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства.

Особенности:
  • равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;
  • приоритет общества — индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;
  • коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;
  • общественная собственность — частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;
  • массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;
  • плановое хозяйство — экономика полностью регулируется государством для обеспечения потребностей населения.

Социал-демократизм.

Социал-демократизм является вариантом социалистической идеологии.

Особенности:
  • переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным, через реформы;
  • свобода, справедливость, солидарность;
  • парламентская демократия, гарантии прав личности;
  • улучшение состояния окружающей среды;
  • компромисс между свободным рынком и государством;
  • не против капитализма, но в то же время за необходимость перераспределения доходов  государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

 Коммунизм.

Коммунизм – общество справедливого равенства без частной собственности.

Особенности:
  • От каждого- по способностям, каждому – по потребностям.
  • Коллективные начала.
  • Отмирание государства.
  • Единственно верный путь – революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм.

Коммунистическая идеология –вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924).Идеал – бесклассовое общество.

 Фашизм.

Фашизм — (от итал. fascio — связка, пучок).

Особенности.
  • Идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма.
  • Отношение к национальным меньшинствам как к внутренним врагам.
  • Принцип фюрерства (вождя) призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя.
  • Личностное начало вторично по сравнению с расово-этническим.
  • Сильная диктаторская власть.
  • Культ силы.
  • Романтизация героизма и самопожертвования.
  • Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик.
  • Милитаризм. Милитаризм –государственная политика, оправдывающая наращивание военной мощи и использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.
 Анархизм.

 Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) .

Особенности.
  • Отрицание государственной власти, так как государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована.
  • Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

 Национализм.

Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.

Существует два типа национализма:

  • Созидательный— способствует сплочению нации;
  • Разрушительный — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.
Существуют следующие системы социально-политических взглдов (наряду с идеологиями):
  • феминизм (от лат. femina — женщина) – выступления за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами;
  • энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда)- призыв к защите природы.

Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.

 Виды идеологий по политическому спектру:
  • Левые – с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства.
  • Крайне левые – это анархисты, к ним близки коммунисты.
  • Умеренно-левые– социал-демократы.
  • Центристы – это те, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, неолибералов и неоконсерваторов.
  • Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля.
  • Умеренно-правые – консерваторы.
  • Крайне правые – эти идеи приводит к фашистской идеологии.
 Виды идеологий по методам политической борьбы:
  • Радикализм (от лат. radicalis — коренной) – решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.
  • Леворадикализм — (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочтение быстрых и резких способов достижения социального равенства и социальной справедливости.
  • Праворадикализм — (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основывается на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремится любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп
    Роль идеологии в политике
  • Теоретически обосновывает интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий.
  • Объединяет большие группы людей для достижения определенных целей.
  • Сплачивает или разъединяет людей, делает их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Идеология является мощным оружием в политической борьбе.
 Конституция РФ о политической идеологии в стране.
Статья № 13.
  • В РФ признаётся идеологическое многообразие (то есть плюрализм мнений)
  • Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  • В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.
  • Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

ЕГЭ. Задание № 1. Политика. Трудные вопросы |

Волеизъявления граждан. Формы. выборы ( граждане участвуют в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, наделяя должностные лица полномочиями)

референдумы  (голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения)

Государственная власть. Признаки. -общеобязательность решений

— законное использование силы

— верховенство над всеми видами власти

Государственное устройство. Принципы. народовластие ( единственным носителем суверенитета и источником власти в демократическом государстве является народ)

федерализм ( в стране есть различные формы национальной государственности народов РФ- субъекты федерации)

Избирательные системы. Типы. — мажоритарная ( от каждого избирательного округа избирается один или несколько кандидатов, набравших большее количество голосов)

пропорциональная ( избираются партии, места в парламенте распределяются пропорционально полученным голосам)

Избирательная мажоритарная система. Критерии. -страна делится на избирательные округа

— избиратели голосуют за личность

— победил тот, кто набрал больше голосов

Избирательная пропорциональная система. Критерии — в стране единый избирательный округ

— выбирают партию

— голосование по партийным спискам

— установлен минимум голосов избирателей ( в РФ- 5 %)

Политическая идеология. Формы. — консерватизм ( за сильное государство, власть, основа государства- семья, религия; неприкосновенность частной собственности, против резких перемен в стране, за эволюционное развитие; обществу присуще неравенство)

либерализм ( равенство всех перед законом, права и свободы человека — правовая основа общества, экономическая свобода, абсолютная ценность человеческой жизни, изменения в обществе путём за реформ,  минимум вмешательства государства в экономику, за охрану частной собственности)

социал-демократизм ( за социальное равенство, поддержку государством малоимущих слоёв населения, активная роль государства  в экономике)

Политическая культура. Формы. патриархальная (отсутствует интерес граждан к политике, на первом плане дела общины, семьи)

подданническая ( культура подчинения, повиновения, пассивность граждан в политической жизни, их доверие власти, надежда на неё и страх перед ней)

культура участия ( активистская культура, активность граждан, связь власти и общества, её подконтрольность ему)

Политические партии. По отношению к власти правящие ( входят в парламент страны, реализуют свою программу в полит. решениях)

оппозиционные( не входят в парламент, критикуют политику парламента, предлагают альтернативные решения вопросов)

Политический процесс. Типы. Периферийные — не оказывающие существенного влияния на формы и способы осуществления власти в государстве.

Базовые – процессы, которые связаны с принятием существенных, ключевых решений в политике.

Политическая система. Подсистемы. нормативно-правовая ( законы, правовые акты, регулирующие полит.жизнь в стране)

— коммуникативная (взаимоотношения и взаимосвязи между субъектами и полит. институтами)

идеологическая  ( полит. взгляды, идеи, представления, чувства участников полит. жизни общества)

институциональная(совокупность институтов, связанных с функционированием полит. власти)

— функциональная ( формы и направления полит. деятельности, методы осуществления власти)

-культурная ( стереотипы полит. представлений, ценностей, полит. поведения)

Формы государства -формы правления( порядок организации и деятельности высших органов власти)

— формы территориального устройства(характер и способ взаимодействия центральной и региональной власти)

— полит. режим( средства и методы реализации полит. властью своих полномочий)

Формы правления — монархия  ( власть одного человека является наследственной и пожизненной)

— республика ( все высшие органы власти избираются населением на определённый срок)

Формы территориального устройства унитарное государство ( единое, неделимое, административно- территориальные  единицы не наделены полнотой власти, единая конституция, система налогов, гражданство)

конфедерация (объединение независимых государств для решения общих вопросов)

— федерация (объединение  нескольких территориальных единиц, имеющих определённую самостоятельность, двухканальная система налогов и др.)

Формы республики -президентская

— полупрезидентская

— смешанная

Президентская республика. Признаки.

 

— отсутствует пост премьер – министра, его функции выполняет президент, он же формирует правительство

-правительство  ответственно только перед президентом

— президент не имеет права распустить парламент

Полупрезидентская или смешанная республика. Признаки. — существует пост премьер-министра

— правительство ответственно и перед парламентом, и перед президентом

— право президента распустить парламент

Парламентская республика. Признаки. — парламент формирует правительство

— во главе правительства — лидер партии, победившей в парламенте

-ответственность правительства перед парламентом

— президент наделён лишь представительскими функциями

президент выбирается или народом, или парламентом

Формы монархии -абсолютная

-дуалистическая

-парламентская

Абсолютная монархия. Признаки. — вся полнота власти у монарха
Дуалистическая монархия. Признаки. — монарх делит законодательную власть с парламентом

— может распустить парламент

Парламентская (конституционная)монархия. Признаки. — монарх имеет только представительские функции

— вся полнота власти – у парламента и правительства

Гуманитарные, социальные и политические науки

Краткое содержание курса

Обучение осуществляется в форме лекций, супервизий и семинаров. Некоторые предметы также включают практические / лабораторные занятия. В первый год у вас около восьми часов лекций и один или два супервизора в неделю.

Вы оцениваетесь в конце каждого года — в основном с помощью трехчасовых письменных экзаменов, хотя некоторые работы оцениваются по курсу. На 3-м курсе вы можете заменить диссертацию на 10 000 слов одной статьей.

Год 1 (Часть I)

В первый год вы изучаете четыре предмета. Как минимум три должны быть из основных предметных областей:

  • Политика
  • Международные отношения
  • Социология
  • Социальная антропология

Ваша четвертая статья может быть либо другой из основных тем, либо выбранной из следующих дополнительных тем:

  • Археология
  • Биологическая антропология
  • Психология

Годы 2 и 3 (Часть II)

На втором и третьем курсе вы можете выбрать одну из следующих трех тематических программ:

  • Политика и международные отношения
  • Социология
  • Социальная антропология

Как вариант, вы можете выбрать один из пяти двухпредметных треков (подробности см. На сайте курса):

  • Политика и социология
  • Социальная антропология и политика
  • Социальная антропология и религиоведение (современные религии)
  • Социология и криминология
  • Социология и социальная антропология

Обратите внимание, что невозможно переключиться между 2 и 3 годами, если только не переключиться с трека с двумя предметами на один из предметов в нем.Некоторые работы за последний год требуют, чтобы вы взяли соответствующую работу за второй год.

Однотонные треки

Политика и международные отношения

Политика и международные отношения затрагивает природу политического мира внутри стран и между ними. Он задает вопросы о том, как и почему национальная и международная политика развивались так, как они развивались, и как люди представляли себе, что они могут измениться. Он исследует вопросы от прав человека и демократии до финансовых кризисов и международных конфликтов.

Год 2

Вы берете сравнительную политику, международную организацию и историю политической мысли. Четвертая статья может быть двумя эссе по политике и международным отношениям на 5000 слов; статистический документ; либо один, предлагаемый по другому предмету HSPS, либо по другим предметам, таким как история или психология (полный спектр см. на веб-сайте).

Год 3

Вы берете общий доклад по политике и международным отношениям, а также три дополнительных задания.Одна из них может быть диссертацией на 10 000 слов, а другая — из избранных статей по другому предмету. Вы можете выбирать из широкого спектра статей в области политики и международных отношений, охватывающих различные темы, регионы и современные проблемы.

Социальная антропология

Антропологи исследуют «что значит быть человеком», проводя углубленные совместные исследования (полевые исследования) удивительно разнообразных способов, которыми люди живут, думают и относятся друг к другу во всех частях современного мира: от любви и близости в онлайн-мирах на то, как общины Амазонки реагируют на вырубку лесов; как глобализация влияет на фабричных рабочих в Индии, на опыт гражданства и демократии в африканских городах.

Год 2

Вы берете статьи «Основы социальной жизни, антропологической теории и методов» и статью по антропологии этнографической области. Ваш четвертый — необязательный.

Год 3

Вы берете две работы по углубленной антропологии — «Этическая жизнь» и «Антропология субъекта»; и «Власть, экономика и социальная трансформация» — и выберите еще два из комбинации дополнительных работ, этнографического исследования и диссертации на 10 000 слов.

Дополнительные бумажные темы на 2 и 3 курсах обычно включают городскую антропологию, гендер, развитие, науку и общество, СМИ и визуальную культуру, а также выбор из другого предмета HSPS.

Социология

Социология фокусируется на природе современных обществ, на том, как они устроены и как меняются. Среди других тем он исследует социальные институты и меняющиеся формы власти и неравенства, а также разрабатывает теории и проводит эмпирические исследования, чтобы углубить наше понимание процессов, формирующих социальную жизнь.

Год 2

Вы берете социальную теорию, современные общества II: глобальные социальные проблемы и динамика сопротивления, а также концепции и аргументы в социологии или статистике и методах исследования. Ваша четвертая статья может быть еще одной статьей по социологии или другой статьей HSPS, археологией, образованием, историей, историей и философией науки или психологическими и поведенческими науками (PBS).

Год 3

Вы выбираете три статьи из ряда тем социологии и социальной теории — они могут охватывать такие темы, как СМИ и культура, гендер, война и революция, глобальный капитализм, социальные проблемы современной Британии, криминология, расизм, расовая и этническая принадлежность и религия. .Одна статья может быть заменена диссертацией на 10 000 слов. Ваша заключительная статья может быть еще одной статьей по социологии или другой статьей HSPS, археологией или PBS.

Для получения дополнительной информации об изучении гуманитарных, социальных и политических наук в Кембриджском университете посетите веб-сайт гуманитарных, социальных и политических наук.

.

Зачем изучать политологию? | Политология

United_Nations_Flags_-_cropped Политология — это исследование природы, причин и последствий коллективных решений и действий, предпринимаемых группами людей, укоренившимися в культурах и институтах, которые структурируют власть и власть.

  • От древних греков до наших дней и далее
  • От коллективных решений малых групп, через города и страны, вплоть до глобального управления
  • От наиболее деспотических режимов к современной массовой демократии к теориям лучших форм политических организаций
  • От эгоизма к групповому и альтруистическому поведению
  • От политической стабильности к радикальным переменам

Политологи понимают, интерпретируют, объясняют и критически оценивают события, модели и структуры политики и правительства и генерируют наблюдения, имеющие отношение к политикам, их согражданам и глобальным сообществам.

Наш отдел специализируется на политике коренных народов, критической политической теории и политике идентичности, демократической теории и практике, политическом поведении, партиях и выборах, сравнительной государственной политике и институтах, экологической политике, международных нормах, институтах и ​​правительстве, безопасности человека. Мы исключительно сильны в количественных методах, и у нас есть сильные стороны в области изучения азиатской политики, политики Америки, европейской политики, США.С. политики и канадской политики.

Используйте меню слева, чтобы изучить наши программы, курсы, руководство по учебной программе и расширенные возможности обучения.
Carousel1
Чем могут заниматься выпускники политических наук?

Ожидается, что по окончании специальности политология студенты будут иметь:

  • существенное, практическое и рабочее понимание политической системы Канады, ряда других политических систем и взаимодействия государств и других участников на международном уровне;
  • знание концепций и языка, позволяющее им критически оценивать политический опыт на местном, национальном и глобальном уровнях как граждане;
  • понимание множества политических традиций и изучение извечных вопросов о том, как общества управляют собой и решают проблемы власти;
  • знание соответствующих методов и способов исследования, включая статистические и интерпретирующие методы для систематического подхода к изучению политических проблем, и;
  • способность ясно и убедительно общаться как в устной, так и в письменной форме.

Наши выпускники обладают широким и глубоким пониманием сил, которые формируют право, общество, экономику, международные отношения и политику будущего. Это обеспечивает прочную основу для продолжения обучения в аспирантуре или карьеры в государственной службе, юриспруденции, консалтинге, бизнесе и журналистике.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

.

Политическая теория | Политология

Перейти к основному содержанию Колумбийский университет в Нью-Йорке Переключить поиск
Колумбийский университет Political Science logo Политология Переключить поиск Отправить ключевые слова Поиск по сайту

Основная навигация расширена

.