Теория к 1 заданию ЕГЭ биология 2023: разделы по первому заданию

Русский язык Математика (профиль) Математика (база) Обществознание История Биология Физика Химия Английский язык Информатика Литература

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 53.2%
Ответом к заданию 1 по биологии может быть цифра (число) или слово.

Что нужно знать, чтобы решить задание 1:

Схемы и пропущенные термины, которые встречаются на экзамене, могут быть по любому разделу биологии, который нужно знать для ЕГЭ:

1. Общая биология
  2. Анатомия
  3. Генетика
  4. Зоология
  5. Ботаника
  6. Экология
  7. Эволюция
  8. Селекция

Разбор сложных заданий в тг-канале

Посмотреть

Задачи для практики

Задача 1

Рассмотрите таблицу «Методы селекции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

МетодПрименение метода
ЭлектрофорезДвижение заряженных частиц в электрическом поле, создаваемом внешним источником
 Из яйцеклетки удаляют ядро и в неё пересаживают ядро соматической клетки генетически ценного организма, затем стимулируют дробление реконструированной зиготы электрошоком и трансплантируют эмбрион в матку любой самки того же вида
Решение

Клонирование – получение нескольких генетически идентичных организмов путём бесполого (в том числе вегетативного) размножения. С помощью клонирования можно получить несколько идентичных организмов (не путать с генетическим клонированием, это к генной инженерии).

Ответ: клонирование

Задача 2

Рассмотрите таблицу «Классификация мутаций» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Тип мутацииПример
ГеннаяГемофилия
 Болезнь Дауна
Решение

Синдром Дауна – самая распространенная хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется еще одна хромосома. Поэтому эту болезнь еще называют трисомия по 21-й хромосоме. Изменение числа хромосом – это геномные мутации.

Ответ: геномная

Задача 3

УровеньПроцесс
МолекулярныйПередача генетической информации
 Катаболизм
Решение

Катаболизм — расщепление сложных веществ на более простые, и распад тканей и клеток.

Ответ: клеточный

Задача 4

Рассмотрите таблицу «Учёные и их открытия» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

УчёныйОткрытие
 Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений
ГарвейКруги кровообращения
Решение

Двойное оплодотворение — половой процесс у покрытосеменных растений, при котором оплодотворяются как яйцеклетка, так и центральная клетка зародышевого мешка. Двойное оплодотворение открыл русский учёный С. Г. Навашин в 1898 на 2 видах растений — лилии и рябчике.

Ответ: навашин

Задача 5

УровеньПримеры
МолекулярныйБелки́, нуклеиновые кислоты
 Щитовидная железа
Решение

Щитовидная железа – это орган эндокринной системы, поэтому это органный уровень организации.

Ответ: органный

Задача 6

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой материи» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин без знаков препинания.

УровеньПроцессы
БиосферныйКруговорот веществ и превращение энергии
 Элементарные эволюционные изменения
Решение

Организмы одного вида, объединенные общим местообитанием, формируют популяцию. Вид обычно состоит из множества популяций. Популяции имеют общий генофонд. В пределах вида они могут обмениваться генами, т. е. являются генетически открытыми системами. В популяциях происходят элементарные эволюционные явления, приводящие в конечном итоге к видообразованию. Живая природа может эволюционировать только в надорганизменных уровнях.

Уровни организации жизни:

• Молекулярный – молекулы белков, жиров, углеводов
  • Клеточный – клетки со всем комплексом органелл, возникает жизнь (на субклеточном уровне – отдельные органеллы). У бактерий, простейших, грибов и водорослей клеточный уровень соответствует организменному
  • Тканевый – (часто объединяют в тканево-органный уровень) – совокупность клеток (одинаковых по строению (органеллы)), происхождению (из какого зародышевого листка), функциям (что умеет: сокращаться или проводить импульсы, например) и межклеточного вещества.
  • Органный – органы – обособленные совокупности различных типов клеток и тканей, выполняющие определённую функцию в живом организме.
  • Организменный – отдельная особь (одноклеточный или многоклеточный организм)
  • Популяционно-видовой – виды и популяции. Вид крупнее популяции (!), он состоит из популяций. Популяция – совокупность особей одного вида, длительно проживающих на определенной территории, скрещивающихся друг с другом (при этом эта группа изолирована от других таких групп). Вид – совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
  • Биогеоценотический – несколько разных видов + одна территория + неживая природа (состав воздуха, камни, почва) = экосистема/биогеоценоз
  • Биосферный – совокупность отношений между всеми организмами, обитающими на Земле
  • Ответ: популяционновидовой

Задача 7

Рассмотрите таблицу «Методы генетических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Синдром Дауна
    ПопуляционныйЧастоты аллелей и генотипов
    Решение

Синдром Дауна – патология, вызванная нарушением хромосомного набора, получаемого ребенком от родителей. У людей с этой патологией имеется лишняя 47-я хромосома, а в норме их должно быть 46. Число хромосом определяется цитогенетическим методом.

Ответ: цитогенетический

Задача 8

Рассмотрите таблицу «Основные свойства живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

СвойствоХарактеристика
    СаморегуляцияСпособность живых организмов поддерживать постоянство физико-химического состава, интенсивность физиологических процессов в меняющихся условиях окружающей среды
     Периодические изменения интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний

Свойства (признаки) живого:
    1. Единство химического состава – все живое на 98% из 4 биогенных элементов: углерод (С), кислород (О), азот (N) и водород (Н)
    2. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – совокупность процессов поступления, превращения, использования, накопления и удаления продуктов распада веществ.
    3. Самовоспроизведение (репродукция) – способность воспроизводить себе подобных (репликация ДНК, деление клеток, бесполое и половое размножение, даже деление органоидов – митохондрий и пластид)

4. Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение
    5. Изменчивость – приобретение организмом (дочерним) новых признаков и свойств, отличных от признаков родительских форм
    6. Раздражимость – способность организма воспринимать раздражение из внешней и внутренней среды и избирательно реагировать на него (рефлексы и таксисы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений)
    7. Рост и развитие –
    Рост – количественное изменение — увеличением размеров или массы за счет увеличения размеров и количества клеток (за счет веществ, поступивших в процессе питания)
    Развитие – направленный необратимый процесс качественных (новый уровень с другими возможностями) изменений организма (его состав или структура: это может быть как усложнение, так и упрощение)
    Различают:
    • Филогенез — историческое развитие — образование новых видов и прогрессивное усложнение жизни (эволюция)
    8. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических процессов через определенные равные промежутки времени
    9. Саморегуляция – способность организмов поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз – постоянство химического состава и интенсивности протекания биологических процессов) в непрерывно меняющихся условиях внешней среды
    10. Энергозависимость – живые организмы открытые (поступает энергия извне) и динамические (устойчивые лишь при условии непрерывного доступа веществ и энергии: умрём без еды, воды, воздуха) системы
    11. Дискретность (иерархичность/целостность) – взаимная соподчиненность элементов и частей

Ответ: ритмичность

Задача 9

СвойствоХарактеристика
    РостУвеличение размеров, массы и объёма организма
     Необратимое направленное закономерное изменение живых и неживых систем, в результате которого появляются качественно новые состояния систем

Свойства (признаки) живого:
    7. Рост и развитие –
    Различают:

Ответ: развитие

Задача 10

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

АльгологияВодоросли
     Мхи
    Решение

Бриология — один из разделов ботаники, занимающийся изучением мохообразных.

Ответ: бриология

Задача 11

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

МетодПрименение метода
    НаблюдениеСроки впадения в спячку сурков
     Влияние длины дня на цветение растений
    Решение

Эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. В данном случае исследователь изменяет длину дня, поэтому это пример эксперимента.

Ответ: эксперимент

Задача 12

Рассмотрите таблицу «Учёные и сформулированные ими законы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. В ответе укажите только фамилию.

УчёныйЗакон
    Ю. ЛибихЗакон минимума
     Закон сцепленного наследования признаков
    Решение

В начале ХХ века Томас Морган, опираясь на данные исследователей, сформулировал основные положения хромосомной теории наследственности и установил закон сцепленного наследования признаков.

Ответ: морган

Задача 13

УровеньПример
    ОрганизменныйСпирохета
     Хлоропласты
    Решение

Хлоропласты – это органоиды клетки, которые участвуют в процессе фотосинтеза. Поэтому данный объект относится к субклеточному уровню организации.

Ответ: субклеточный

Задача 14

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой материи» и заполните пустую ячейку, вписав в поле ответа, соответствующий термин.

УровеньПроцессы
     Транскрипция, репликация
    ОрганизменныйГомеостаз, размножение
    Решение

Транскрипция – это один из этапов синтеза белка, Репликация – это удвоение ДНК. То есть оба процесса происходят на молекулярном уровне. Поэтому данные процессы относятся к молекулярному уровню организации.

Ответ: молекулярный

Задача 15

Рассмотрите таблицу «Учёные и их открытия» и заполните пустую ячейку, вписав в поле ответа, соответствующий термин.

УчёныйОткрытие
    Р. БроунКлеточное ядро
     Сперматозоиды человека
    Решение

Первым, кто описал мужскую гамету, был голландский ученый Антони ван Левенгук. Открытие датируется 1677 годом. Как сообщал в своих трактатах сам микроскопист, поведал о сперматозоидах ему друг Иоганн Гамм. Формально он и является первооткрывателем, но именно рассмотрел и сделал зарисовки в деталях сперматозоиды, именно Левенгук.

Ответ: левенгук

Задача 16

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой материи» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Если организм находится на двух уровнях жизни, в ответе укажите оба без пробелов, начиная с наименьшего.

УровеньПример
     Инфузория-туфелька
    Популяционно-видовойТабун диких лошадей
    Решение

Инфузория-туфелька – это одноклеточный организм. Клетка выполняет функции целого организма. Поэтому данный организм находится как на клеточном (в связи с особенностями строения) уровне, так и на организменном.

Ответ: организменныйклеточный

Задача 17

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав в поле ответа, соответствующий термин.

ГенетикаНаследственность и изменчивость
     Гомеостаз
    Решение

Физиология — биологическая наука, изучающая жизнедеятельность здорового организма и его частей. Т.е. физиология изучает все процессы, протекающие в организме, в частности гомеостаз (механизм постоянства состава внутренней среды).

Ответ: физиология

Задача 18

УровеньНауки, которые изучают живые организмы на этом уровне
     Гистология
    Популяционно-видовойГенетика, эволюция, экология
    Решение

Гистология – наука о тканях, поэтому она изучает тканевый уровень организации.

Ответ: тканевый

Задача 19

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав в поле ответа, соответствующий термин.

МетодПрименение метода
     Метод, основанный на разной скорости движения через адсорбент растворённых в специальном растворе веществ; при пропускании такого раствора через адсорбент каждое вещество из смеси передвигается на определённое расстояние в зависимости от своей молекулярной массы (в качестве адсорбента используют волокна фильтровальной бумаги, порошок целлюлозы и др. )
    ЦентрифугированиеРазделение частей клеток, отличающихся по удельному весу, с помощью центрифуги; выделение разных компонентов клетки и их исследование
    Решение

Хроматография — динамический сорбционный метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами — неподвижной (твердая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент). Название метода связано с первыми экспериментами по хроматографии, в ходе которых разработчик метода Михаил Цвет разделял ярко окрашенные растительные пигменты. Метод хроматографии был впервые применён русским учёным-ботаником Михаилом Семеновичем Цветом в 1900 году.

Ответ: хроматография

Задача 20

микробиологияпрокариоты
     грибы
    Решение

Микробиология – это наука, изучающая организмы, не видимые невооруженным взглядом, в частности прокариоты (организмы не имеющие ядра). Микология – наука изучающая грибы.

Ответ: микология

Показать еще

Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.

Включить уведомления

Советы по оформлению и решению задания №1:

1. Обращай внимание на правильность написания термина, потому что твоя тестовая часть будет проверяться компьютером. Написав слово «митАхондрия», вместо «митОхондрия», ты потеряешь балл.
    2. Вноси свой ответ в бланк без знаков препинания, тире и прочих символов.
    3. Не торопись и не паникуй при решении задания.
    4. Если не можешь вспомнить термин или сомневаешься в себе, то переходи к выполнению остальных задач, а потом возвращайся и подумай еще.

Примеры задания из разных разделов биологии.

Пример 1. Рассмотрите предложенную схему «Типы развития насекомых». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Для решения задания нужно знать этапы постэмбрионального развития насекомых.

Для насекомых характерно непрямое развитие. Что это значит? — Новая особь рождается непохожей на взрослый организм и нуждается в превращении (метаморфозе). Метаморфоз может быть полным и неполным.

Неполное превращение (неполный метаморфоз). Самка откладывает яйца в окружающую среду, из которых вылупляется личинка. Личинка линяет и постепенно превращается во взрослую особь (имаго).
    3 стадии развития: яйцо – личинка – взрослый организм (имаго).

Полное превращение (полный метаморфоз). Самка откладывает яйца, из которых появляется личинка. Личинка растет и превращается в куколку. Внутри куколки развиваются абсолютно все органы и формируется взрослый вид насекомого (имаго).
    4 стадии: яйцо – личинка – куколка — взрослый организм (имаго).

Ответ: куколка

Пример 2. Рассмотрите предложенную схему «Форменные элементы крови». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Для решения задания нужно знать классификацию лейкоцитов.

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. К форменным элементам (клеткам крови) относят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты. Лейкоциты классифицируются на: гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и агранулоциты (моноциты и лимфоциты).

Ответ: лимфоциты

Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инсте преподавателей @turboegebio и @turbobio

Бесплатный интенсив по биологии

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.

Курс стартует 28 марта. Бесплатный интенсив

ЕГЭ по Биологии — тесты, справочные материалы, разборы типовых задач

В разделе ЕГЭ по биологии Вы найдете разбор типовых заданий, тесты и теоретический материал. Уверены, что пользуясь нашим разделом Вы успешно сдадите экзамен в 2022 году!

Подписаться

• Биологический словарь
    Общая информация об экзамене

ЕГЭ по Биологии состоит из двух частей и 28 заданий.

Первая часть содержит 21 задание, а именно:

• по одному заданию на:
      • дополнение недостающей информации в схеме
      • дополнение недостающей информации в таблице
      • анализ информации, представленной в графической или табличной форме
    • два задания на решение биологических задач по цитологии и генетике
    • три задания на установление последовательности систематических таксонов
    • шесть заданий на установление соответствия с рисунком или без него
    • семь заданий с множественным выбором с рисунком или без него

Вторая часть содержит 7 заданий с развернутым ответом.

В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работыКоличество заданийМаксимальный первичный балТип заданий
    1 часть2129Краткий ответ
    2 часть720Развернутый ответ
    Итого2859
    Распределение тематик заданий

«Биология как наука. Методы научного познания»

В данном блоке проверяется знание материала о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.

«Клетка как биологическая система»

В данный раздел входят задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

«Организм как биологическая система»

В данном разделе проверяется усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляется уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

«Система и многообразие органического мира»

Проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.

«Организм человека и его здоровье»

Данный блок направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.

«Эволюция живой природы»

Сюда включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

«Экосистемы и присущие им закономерности»

Этот блок содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии

РазделыКоличество заданий
    Первая частьВторая частьВся работа
    Биология как наука.112
    Клетка как биологическая система.4-315-4
    Организм как биологическая система.3-414-5
    Система и многообразие органического мира.314
    Организм человека и его здоровье.415
    Эволюция живой природы.314
    Экосистемы и их закономерности.314
    Итого21728

Ресурсы для занятий по биологии AP — AP Central

Класс AP

Войдите в AP Classroom и изучите следующие ресурсы:

Ежедневные видеоролики AP  – это короткие обучающие сегменты с возможностью поиска, которые вы можете:

• назначать учащимся до или после занятий, чтобы максимизировать время для обсуждения.
    • назначьте вместе с темой вопросы для устранения недоразумений.
    • поощряйте учащихся использовать их самостоятельно, на мобильных устройствах или компьютерах.
    • отслеживать, чтобы узнать, какие учащиеся смотрят каждое видео в каждом классе.

Тематические вопросы  являются формирующими вопросами для проверки понимания учащимися во время обучения. Назначайте тематические вопросы, чтобы выявить недопонимание учащихся и нацелить свои уроки.

Проверки успеваемости  помогают оценить знания и навыки учащихся по каждому разделу с помощью:

• вопросов с несколькими вариантами ответов с обоснованием правильных и неправильных ответов и
    • вопросов со свободным ответом и руководства по подсчету баллов, которые помогут вам оценить работу учащихся.

Мои отчеты освещает прогресс каждого учащегося и класса в единицах AP.

Банк вопросов  – это доступная для поиска база данных реальных вопросов AP. Вы можете:

• найти тематические вопросы и практические экзаменационные вопросы, проиндексированные по содержанию и навыкам.
    • поиск любого вопроса, отрывка или стимула по тексту или ключевому слову.
    • создавать собственные викторины, которые можно назначать онлайн или на бумаге.

Узнайте, как начать работу в AP Classroom.

АП ежедневно

Войдите в AP Classroom, чтобы получить доступ к AP Daily.

Ежедневные инструкторы AP

опытных учителя AP по всей стране могут виртуально поддержать ваш курс:

• Ведущий преподаватель: Маргарет Эванс, Средняя школа Вудбриджа, Вудбридж, Вирджиния,
    • Полетт Унгер, Епископальная школа Крайст-Черч, Гринвилл, Южная Каролина
    • Келси Беррис, Средняя школа Союза, Камас, Вашингтон,
    • Кристофер Монсур, Колумбийская средняя школа, Тиффин, Огайо
    • Рэйчел Литл, Средняя школа Брентвуда, Брентвуд, Теннесси,
    • Лиза Низеманн, Bay Ridge Prep, Brooklyn, NY
    • Танея Хиблер, Подготовительный колледж Брофи, Феникс, Аризона

Преподаватели факультета высшего образования

Дополните свое обучение 30-минутными видеороликами по каждому разделу, размещенными преподавателями колледжей или университетов. Среди приглашенных лекторов:

• Лиз Коулз, Государственный университет Восточного Коннектикута
    • Бет Де Стасио, Университет Лоуренса
    • Эми Дайкстра, Вефильский университет
    • Ума Гаримелла, Университет Центрального Арканзаса
    • Грэм Кент, Колледж Смита
    • Тим Уэйкфилд, Университет Джона Брауна

Лекции факультета доступны на странице ресурсов курса AP Classroom в разделе «Обзор», а также на YouTube.

Узнайте, как изучать биологию

Биология обычно является обязательным курсом как в средней школе, так и в колледже. В тот или иной момент каждый студент должен пройти его. Некоторым ученикам биология кажется сложной, но это не обязательно. Как и в случае с математикой и некоторыми другими предметами, изучение биологии — это кумулятивный процесс. Прежде чем вы сможете понять более сложные биологические концепции и процессы, необходимо понять основы. Ниже мы рассмотрим проверенные советы и стратегии для улучшения вашей способности изучать и изучать биологию.

Приходите на занятия… и будьте готовы

Чтение вашего учебника по биологии или копирование записей вашего одноклассника не компенсирует пропущенный урок. Биология — это сложный, практический предмет. Он включает в себя изучение биологических систем, которые требуют объяснения и экспериментов. Биология также является накопительным предметом. То, что вы узнаете на одном занятии, создаст строительные блоки для того, чему вы научитесь в будущем. Приходите на каждую лекцию, прочитав учебник, выполнив все лабораторные задания и просмотрев свои записи с предыдущей лекции. Вы получите гораздо больше от лекций, если придете подготовленными. Учащиеся, которые регулярно посещают уроки биологии, показывают гораздо лучшие результаты, чем те, кто этого не делает.

Не играть в догонялки

Игра в «догонялки» может быть приемлемой игрой в истории, домоводстве или социальных науках, но она не работает в биологии. Опять же, процесс изучения биологии является кумулятивным. Каждая новая биологическая концепция, которую вы изучаете, основывается на предыдущих знаниях, которые вы приобрели. Большая часть знаний, которые вы приобретете, изучая биологию, будет получена в результате практических экспериментов и исследований в лабораторных условиях. Создать лабораторию сложно. Сделать несколько лабораторных в конце семестра невозможно… и бесполезно. Быть в курсе предмета и вовремя выполнять задания — ключ к изучению биологии.

Перейти от общего к частному

Биологию может изучать каждый, но это не всегда легко. Биология не требует столько математики, сколько физика или астрономия, но понимание биологических систем и процессов все же может оказаться сложной задачей. Одним из ключей к эффективному изучению биологии является овладение общими понятиями, прежде чем переходить к конкретным. Например, прежде чем вы сможете понять цикл Кребса, вам необходимо иметь базовое представление о структуре клеток животных. Тщательно изучите каждую новую биологическую концепцию и обработайте ее, прежде чем переходить на следующий уровень.

Воспользуйтесь лабораторным временем

В биологии есть теория, но это также и практическая наука. Одно дело изучать теорию биологии, читая учебник или слушая лекцию, и совсем другое — применять биологию на практике в лаборатории. Экспериментирование с биологическими системами и процессами в лаборатории — один из самых эффективных способов изучения биологии. То, что вы делаете в лаборатории, останется с вами намного дольше, чем то, что вы прочтете в книге.

Использование чертежей и диаграмм

Биология полна сложных систем и процессов, которые вы должны понять, запомнить, применить и воспроизвести для своего экзамена, для вашего учителя и, вполне возможно, для вашей карьеры. Использование изображений, особенно рисунков и диаграмм, может сделать даже самые сложные биологические процессы легкими для понимания и запоминания. Например, рассмотрим следующее объяснение осмоса, найденное в Википедии:

Осмос — это любой процесс, включающий суммарное движение молекул из раствора с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану в раствор с более высокой концентрацией до тех пор, пока концентрации по обе стороны мембраны не уравняются.

Довольно легко понять, не так ли? Тот же процесс осмоса поясняется следующей схемой:

Используйте рисунки и диаграммы для изучения биологии. Это улучшит ваше понимание и память.

Изучите терминологию

Вы бы никогда не подумали об обучении на врача и не рассчитывали изучить все части человеческого тела или механика, не зная всех частей автомобиля. Ну, то же самое верно и для биологии. Даже если вы не планируете становиться биологом или не выбрали курс биологии, в котором вы сейчас находитесь, если вы хотите преуспеть в биологии, вам необходимо (1) обратить внимание на терминологию и (2) узнать его. Чтобы изучать биологию, вы должны понимать слова и термины, используемые для ее объяснения. Когда вы встречаете слова, которые не знаете, записывайте их, а затем ищите. Когда кажется, что у слов есть префиксы или корни, найдите время, чтобы разбить их и понять их части.

Читать эффективно… читать целенаправленно

Чтобы научиться читать биологию, требуется гораздо больше, чем пролистывание глав или пробежка глазами по страницам в поисках основных моментов. Успешные студенты-биологи подходят к каждому заданию по чтению с карандашом в руке, с блокнотом на боку, активно вовлечены и читают целенаправленно. Каждый раз, когда вы выполняете задание по чтению, записывайте в блокнот важную информацию, включая словарный запас, процессы, понятия и пояснения. Запись вещей (1) помогает обрабатывать и понимать сложный материал и (2) улучшает запоминание. Ваши заметки также помогут вам подготовиться к экзаменам.

Делая заметки во время чтения, записывайте следующее:

• Терминология
      Заманчиво пропустить незнакомые термины и новую лексику. Сопротивляйтесь этому искушению. Запишите незнакомые термины и лексику в блокнот, а затем найдите их. Это может показаться утомительным (потому что так оно и есть), но это необходимая часть изучения биологии.
    • Концепции
      Читайте подробности, но читайте по смыслу. Прочитав о новом понятии, своими словами запишите в тетрадь краткое содержание понятия. Это улучшит ваше понимание концепции и предоставит вам ценный инструмент для подготовки к экзамену.
    • Схемы и чертежи
      Мы не можем повторить, насколько эффективно использовать диаграммы и рисунки для изучения биологии. То же самое верно и при чтении текстов по биологии. Рисование картинок и разработка диаграмм для представления и описания процессов и систем, о которых вы читали в учебнике по биологии, улучшат понимание и запоминание.

Научитесь запоминать

Биология является основой многих естественных наук и охватывает множество тем, от осмоса и диффузии до гомеостаза и клеточной биологии, вирусологии и иммунологии. Это действительно одна из самых разнообразных предметных областей, преподаваемых в любой средней школе или крупном университете. (Неудивительно, что так много студентов считают изучение биологии время от времени непосильным.) Таким образом, изучение биологии требует сохранения, припоминания и запоминания информации. Ниже приведены проверенные советы по запоминанию информации при изучении биологии.

• Научи
      Нет лучшего способа убедиться, что вы что-то понимаете, чем научить этому кого-то другого. Преподавание биологии другим перемещает информацию из вашей кратковременной памяти в долговременную. Каждую неделю выделяйте время, чтобы преподать уроки, которые вы усвоили, кому-то другому.
    • Использовать
      Биология полна терминологии и специальной лексики. Лучший способ выучить новую терминологию и запомнить ее — использовать ее. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с новым термином или словом, записывайте его, ищите, а затем используйте в предложении. Если у вас есть одноклассник, с которым вы можете попрактиковаться, выделяйте время каждую неделю, чтобы повторить вслух и обсудить новую терминологию, с которой вы столкнулись.
    • Использовать мнемонические устройства
      По какой-то причине человеческий мозг любит отношения и ассоциации — особенно ассоциации знакомства. Потратьте время, чтобы связать сложные или незнакомые биологические термины и словарный запас со знакомыми словами и фразами, и вы запомните их навсегда. Например, чтобы запомнить K ingdom, P hylum, C lass, O rder, F amily, G enus, S pecies (таксономия) нужно просто запомнить порядок0148 K ing P hillip C ame O ver F rom G reat S боль.
    • Флэш-карты
      Флэш-карты так же эффективны для изучения биологии сегодня, как и в 1950-х годах. Напишите термины и понятия, которые вы пытаетесь запомнить, на одной стороне карточки 3х5 дюймов, а их определения и описания — на другой стороне. Вы можете изучать биологию с помощью карточек самостоятельно или с другим одноклассником.

Подготовка к испытаниям

Ниже приведены некоторые из наиболее эффективных методов и стратегий подготовки к экзаменам по биологии.

• Обзор прошлых экзаменов
      Биология как наука довольно конкретна. Хотя вы можете ожидать, что познакомитесь с новыми теориями, большинство основных биологических принципов и концепций, которые вы изучите в старшей школе или на бакалавриате, уже доказаны. Таким образом, то, чему профессора и преподаватели биологии учат студентов, а затем проверяют их, не сильно меняется из года в год. Очень эффективным способом подготовки к экзаменам по биологии является повторение вопросов, найденных на прошлых экзаменах по биологии, которые проводил ваш преподаватель.

Однако экзамены по биологии могут сильно различаться, поэтому важно не просто запоминать вопросы и ответы. Используйте прошлые экзамены, чтобы определить основные понятия, которые вы, вероятно, найдете на своем экзамене, и проверить свои знания этих понятий. Прошлые экзамены также дадут вам представление о том, какие форматы вопросов следует ожидать (например, эссе, множественный выбор, верно/неверно и т. д.). Просмотрите как можно больше прошлых экзаменов.

• Лаборатории
      Просмотрите все свои лабораторные записи. Если вы потратите время на изучение различных частей животной клетки в лаборатории, есть большая вероятность, что вам потребуется обозначить различные структуры животной клетки и объяснить, что они делают.
    • Лекции
      Экзамен проводит ваш инструктор, поэтому уделяйте особое внимание тому, что он или она считает наиболее важным и интересным. Каким бы важным ни был ваш учебник, вы лучше сдадите экзамен, если вернетесь и повторите все, чему ваш преподаватель научил вас в классе и во время лабораторных работ.