Интервью с пилотом Дамиром Юсуповым, который посадил самолет в кукурузном поле — 10 марта 2023

Летом 2019 года на Дамира Юсупова свалилась огромная популярность. После выхода фильма пилот готов к новому ажиотажу

Поделиться

15 августа 2019 года на всю страну прогремела новость: из-за попавших в двигатели птиц самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье. Благодаря уверенным действиям экипажа и командира воздушного судна Дамира Юсупова никто из пассажиров не пострадал. Позже Владимир Путин присвоил Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину звания Героев России.

История «чудесного приземления» легла в основу художественного фильма Сарика Андреасяна «На солнце, вдоль рядов кукурузы» (фразу «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы» произнес бортпроводник Дмитрий Ивлицкий, указывая пассажирам путь во время эвакуации), который выйдет в широкий прокат 16 марта.

После предпремьерного показа фильма в Екатеринбурге журналисты E1.RU поговорили с Дамиром Юсуповым о кино, новой волне популярности и любви к кукурузе.

— С момента посадки самолета в кукурузном поле прошло три с половиной года. Расскажите, что произошло за это время.

— С одной стороны, ничего не поменялось: я так же работаю командиром воздушного судна в той же авиакомпании. У меня есть семья, занимаюсь домашними делами, воспитываю детей. Но, с другой стороны, у меня есть статус Героя России: нужно участвовать в различных мероприятиях патриотической направленности — встречи со школьниками, студентами. Времени свободного стало меньше.

21 ноября 2019 года в Кремлевском дворце Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину были присвоены звания Героев России

Поделиться

Изначально вы не хотели, чтобы об этой истории сняли фильм, но после предложения режиссера Сарика Андреасяна согласились. Почему?

— Не то что не хотел. В начале, когда это произошло, появилась медийность, популярность, она была очень тяжела, потому что к этому надо быть готовым, и хотелось немного уйти в тень, просто чтобы не было такого внимания. Я не был против [фильма], просто серьезных предложений не поступало. Через какое-то время я познакомился со съемочной бригадой Сарика Андреасяна, он был наслышан об этой истории.

Он заинтересовался, был написан сценарий, проведен кастинг актеров. В съемках я принимал участие как консультант, подсказывал на площадке, как пилоты действовали, какие кнопки нажимали, что говорили, потому что это очень важно.

— Какие еще тонкости важно было учесть?

— Я занимался непосредственно авиационной тематикой. То есть, поскольку это художественный фильм, а не документальный, здесь достоверность в плане жизненных историй не так важна. А что касалось авиации, я старался объяснять так, чтобы это было достоверно. Я был к этому требователен. Непосредственно на съемочной площадке находился в тренажере позади актеров, предварительно консультировал их, что нажимать, как себя вести в кабине.

На предпоказе фильма многие подходили к пилоту с фразой: «Вы герой!»

Поделиться

— Вы хотели, чтобы актер Егор Бероев сыграл главную роль, и вот он в фильме. Сам режиссер учел ваши пожелания?

— Мне говорили, что я похож на актера Егора Бероева. Это у меня где-то внутри сидело, и когда речь об этом зашла, я сказал, что мы похожи, и режиссер Сарик Андреасян эту мысль тоже подхватил. Егор был утвержден на роль, мы с ним предварительно познакомились, поговорили. Он читал мою биографию, смотрел видеоматериалы, как я себя веду, чтобы изучить мое поведение и так же сыграть. Я считаю, что он справился достойно.

— А поступали ли вам предложения сыграть самого себя?

— Не поступали, но, если бы и поступали, я бы все-таки отказался, потому что актер — это такая сложная работа. Это нужно играть, а я в этом плане немного сдержан на эмоции, и так сыграть я бы не смог.

Весь полет с момента отрыва от полосы до касания земли у нас длился 93 секунды. В фильме он длится несколько минут. Это сделано, чтобы показать драматизм событий: как пассажиры себя ведут, как бортпроводники ходят по салону и успокаивают их — вот это вымысел.

— На самом деле пассажиры сохраняли спокойствие…

— То, что на борту не было паники, меня тоже удивило. Я видео смотрел и разговаривал с пассажирами, люди внутренне переживали, молились, кто-то не понял, что происходит, но было спокойно. В фильме по-другому, чтобы вызвать зрителя на эмоции.

— Эти 93 секунды длились слишком долго или слишком быстро, по вашим ощущениям?

— Эти 93 секунды длились как 93 секунды. Я смотрел видео, где летчики-испытатели рассказывали о том, что время замедляется и в течение секунды происходит очень много событий.

И весь этот полет в кабине была очень напряженная ситуация. То есть помимо того, что мы понимали, что происходит, мы видели показания пилотажных приборов, показания бортового компьютера, который неисправность показывал, звучали сигнализации отказа — было очень шумно в кабине. Был большой поток информации, и времени на сентиментальность не было, мы боролись до конца, и считаю, что с ситуацией этой справились.

Лайнер А321 летел из аэропорта Жуковского в Симферополь, но из-за аварийной ситуации приземлился прямо в поле

Поделиться

— Можно назвать эту картину вашим откровением?

— Я думаю, что да, потому что эта картина — не только мое откровение, она показывает жизнь многих ребят, тех, кто мечтал о какой-то профессии или мечтает до сих пор и вовремя мечту не воплощает. Причины могут быть разные, у меня не получилось воплотить [сразу], так как я был недостаточно усерден. Я не прошел медкомиссию, но надо было попытаться еще раз, быть более настойчивым.

После этой истории мне писали не только дети, которые хотят стать летчиками, но и взрослые ребята — 30 лет и старше, которые говорили: «У нас такая же история, один в один. У меня такой же возраст, я хочу поменять свою профессию. Вы меня вдохновили на то, что жизнь все-таки можно менять». На самом деле, в моем возрасте это была авантюра. Имея семью, хорошую работу — раз, ты это бросаешь и начинаешь с чистого листа. Тут в каждом конкретном случае надо подходить по-разному.

Дамир Юсупов не прошел медицинскую комиссию при первой попытке поступить в летное училище. После этого он окончил юридический факультет Чувашского госуниверситета и несколько лет работал юристом в администрации Сызрани. Через несколько лет Юсупов всё же поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, в 2013 году в возрасте 36 лет окончил его с отличием и начал работать в «Уральских авиалиниях».

— Вы поддерживаете общение с пассажирами того рейса?

— С пассажирами мы поддерживаем отношения. После того как этот случай произошел, пассажиры пустили тетрадку, где написали свои имена и номера телефонов. Потом наиболее активными людьми был создан чат. Мы общались и до сих пор общаемся и периодически на годовщину этого события даем о себе знать, переписываемся, бывает, даже встречаемся.

15 августа 2019 года — второй день рождения для пассажиров и всего экипажа. В 2020 году они собирались вместе, чтобы отпраздновать годовщину «чуда на кукурузном поле»

Поделиться

— Вы говорили о том, что вы не медийный человек. Ажиотаж может начаться снова, вы уже привыкли к этому?

— Я уже научился распределять силы. Вначале, когда всё это случилось, было очень неожиданно, я не был к этому ни морально, ни физически готов. А съемка фильма — это мой осознанный шаг. Самое главное, что я к этому готов. Знаю, какая, возможно, будет реакция и как себя вести.

— Вы не раз говорили, что перестали представляться в самолете. До сих пор не называете пассажирам своего имени?

— До сих пор не называю своего имени. Первое время, когда начал летать [после того рейса], это было мое решение — не представляться. У людей все-таки разные эмоции на это событие: кто-то радовался, у кого-то могли быть негативные эмоции. В начале я просто не представлялся, так было спокойнее. Потом волнение прошло, и в одном из первых полетов, когда я представился, в полете была сильная болтанка (турбулентность. — Прим. ред.), вот поверьте, она от пилотов никак не зависит.

Потом я снова перестал представляться, я говорю всю информацию пассажирам, но просто не называю своего имени. Это звучит плавно и незаметно. Некоторые говорят: «Мы что-то не расслышали имени командира». Были пассажиры, которые спрашивали: «Не Дамир ли?», а некоторые по голосу узнавали: «Вы не представились, а мы вас узнали».

— Когда вы снова сели за штурвал после посадки на поле, испытывали волнение или страх?

— После посадки в первый раз я сел в кабину 21 сентября. Прошло больше месяца. Когда долго не летаешь, как и в любой другой профессии, появляется волнение, чувство, будто ты какую-то нить теряешь. И мне хотелось выполнить быстрее следующий рейс, потому что все считают ту посадку чудом, но все-таки для меня это был негативный опыт.

И поэтому, когда мы совершили посадку в кукурузном поле, было чувство неудовлетворенности, что всё пошло не так, как мы хотели. И это были переживания, поэтому хотелось как можно быстрее выполнить следующий рейс с благополучным исходом, и чтобы следующий полет закрыл собой тот негативный рейс. Но я чувствовал поддержку, сел на свое рабочее место и было ощущение, что перерыва и не было.

Остатки фюзеляжа А321 после перемещения их с кукурузного поля на стоянку рядом с аэропортом Жуковским

Поделиться

— Благодаря любви к небу вы обрели семью и стали Героем России. Это всё судьба?

— Вся наша жизнь — это судьба. На самом деле, когда я только начинал летать в Екатеринбурге вторым пилотом, я летел пассажиром по форме (имеется в виду, был одет в летную форму. — Прим. ред.). Я шел в конец салона, и моя [будущая] жена Наталья уже сидела там. Весь полет мы разговаривали, тогда я обратил внимание на ее электронный билет и запомнил фамилию и имя. Завязалась дружба, которая превратилась в семью.

— Помните, что сказала вам семья, когда вы впервые встретились после той посадки?

— Первым делом я позвонил жене, потому что хотелось, чтобы она услышала это от меня, а не из телевизора или от журналистов. Фраза была короткая: «Привет, не переживай, мы сели в поле, все живы и здоровы». Положил трубку, она, конечно, не поняла, начала перезванивать. Потом в течение дня созванивались, переписывались, а домой я вернулся практически через сутки. Встреча прошла спокойно, дети уже были подготовлены. Самое главное, когда близкие родственники узнали про эту историю, она уже завершилась.

— Вы как-то отмечаете 15 августа?

— Это наш второй день рождения, и к этой дате я отношусь серьезно и трепетно. Стараюсь брать выходной, мы стараемся с экипажем и пассажирами проводить этот день вместе. Для меня жизнь разделилась на до и после. Я хоть и сказал, что жизнь особо не поменялась, но это звание Героя России какие-то коррективы все-таки внесло.

— Стало тяжелее?

— Стало морально тяжелее, все-таки высокое звание нужно достойно нести и заниматься общественной работой.

Экипаж, посадивший самолет на кукурузное поле, в августе 2019 года пришел на матч «Урала»

Поделиться

— Случалось ли потом, что рейс выпадал на 15 августа? Придавали ли вы этому какое-то значение?

— Нет, я человек не суеверный. У меня много спрашивали про предчувствие, про сны и какие-то знаки в этот день — ничего такого не было. Я не обладаю таким даром. Было несколько раз, что я летал в этот день, всё спокойно, обычные полеты. Было бы уместнее сказать, какие эмоции вызывает аэропорт Жуковский… Когда взлетаешь на таком же нагруженном самолете с этой же полосы, тут уже больше ассоциаций, потому что ты опять возвращаешься в ту ситуацию.

— Вы сейчас живете в Полевском. Как часто вас узнают прохожие?

— Да, бывает, узнают. Кто-то руку пожать хочет, кто-то сфотографироваться, вопросы задают. Люди с пониманием подходят, особо в душу не лезут. Я никогда не отказываю, я понимаю их добрые чувства и с уважением к ним отношусь.

— Ваши дети пошли по вашим стопам?

— Шестилетний сын увлечен авиацией, смотрит видеоролики, конструирует самолеты, рисует их. Даже инструкции, которые есть в самолетах, сам сочиняет и склеивает. Футболки у него все с самолетиками, даже в садике презентацию про самолеты делал. Он настолько «про самолеты», что, бывает, надоедает вопросами, честно говоря (улыбается.Прим. ред.). Сейчас фильм вышел, он снова смотрит про катастрофы, уже даже больше меня знает историю авиации.

— Вас это радует?

— Да, приятно. Поскольку у меня династия, папа у меня пилот, я пилот, было бы приятно, если бы кто-то это продолжил. Если кто-то из детей захочет быть пилотом, я ему помогу, но, если не захотят, я не буду настаивать.

— Какие у вас теперь ассоциации с кукурузой?

— Только положительные. Кукурузу я всегда любил, вареную, с солью. Когда в Анапу отдыхать полетели, я с большим удовольствием ел ее там и думал: «Всё благодаря ей, благодаря этому полю». На самом деле, с того поля у меня есть початок кукурузы дома. Когда мы уже выходили, кто-то в коробку кукурузу набрал и как сувенир нам раздал. У меня до сих пор лежит в холодильнике. На годовщину мы тоже собирались на этом же поле, купили кукурузы, сварили ее символически.

Дамир Юсупов до сих пор хранит дома кукурузу с того самого поля

Поделиться

— Это вам не напоминает о том дне?

— Я не живу тем днем, это прошло — и прошло. Я оценил свои действия: где-то правильные, где-то неправильные. Я прочитал отчет, с которым согласен, всё принял к сведению. Ошибки учел и продолжаю дальше летать. Приятно, что президент наградил, это большая честь, но самая большая награда для меня — это сохраненные жизни пассажиров, что они смогли сами добраться домой целые и невредимые. Я сплю спокойно и не переживаю, что кто-то не вернулся.

— Это же и есть героизм.

— Это обычные мои действия, которые я должен был выполнить. Чем-то героическим я это не считаю, но со стороны виднее. Хоть я и думал, что звание Героя дают тем, кто спас жизни людей. Ситуация к тому же была нестандартная и всё могло повернуться в другую сторону.

Ранее Дамир Юсупов также рассказал, какие ошибки совершил экипаж при посадке самолета в кукурузном поле. Он считает, что нарушение инструкции помогло спасти жизни пассажиров.

Всю информацию о том, как самолет «Уральских авиалиний» приземлился в поле, мы публикуем в специальном разделе.

Стыковочный рейс: как происходит перелет с пересадкой в аэропорту

В путешествии особенно отчётливо видно, как деньги конвертируются во время. И эта математика лучше всего работает на примере недорогих билетов, предусматривающих пересадку.

Конечно, пересадки превращают перелёт в задачу со звёздочкой, но на самом деле всё не так сложно, как кажется, и плюсов у транзитного полёта больше, чем минусов.

Плюсы стыковочных рейсов:

• помогают сэкономить;

• нередко это единственный вариант добраться до пункта назначения, когда нет прямого рейса; 

• возможность сделать стоповер — длительную пересадку, чтобы по пути посмотреть ещё один город.

Минусы стыковочных рейсов:

• усложнённая логистика;

• занимают больше времени.

Отличия транзитного перелёта от прямого

Транзитный перелёт — это перелёт минимум с одной пересадкой.

Прямой перелёт — это полёт из аэропорта отправления до аэропорта прибытия без смены самолёта или терминала. Пассажир регистрируется, сдаёт багаж, поднимается на борт и выходит из самолёта уже в пункте назначения. 

Бывают прямые перелёты с остановкой на дозаправку. В этом случае пассажиры и их багаж остаются в самолёте. Иногда меняется только экипаж. 

При стыковочном (или транзитном) рейсе пассажир может менять не только самолёт и авиакомпанию-перевозчика, но и терминал аэропорта, а иногда и сам аэропорт. 

Виды транзитного перелёта

Существует два вида полётов с остановкой — стыковочный и пересадочный.

Стыковочный рейс

Может обслуживать одна или сразу несколько авиакомпаний в рамках альянса. Между ними происходит так называемый код-шеринг, когда билеты можно купить на сайте основной авиакомпании-партнёра, но один из сегментов перелёта будет обслуживать другая авиакомпания.

Если рейс организован одной авиакомпанией или альянсом, при регистрации пассажиру выдают посадочные талоны на все предстоящие рейсы.

В таком случае можно не получать багаж во время пересадки: специально обученные люди возьмут эту заботу на себя. Если те самые специально обученные люди потеряют багаж, то ответственность будет на той авиакомпании, которая выполняла рейс. 

Пересадочный рейс

При полёте с пересадкой покупается несколько отдельных билетов у разных авиакомпаний. Вся логистика и риски лежат на самом пассажире. 

На каждый полётный сегмент пересадочного рейса нужна отдельная регистрация со сдачей багажа и остальными ритуалами досмотра. 

Если рейс стыковочный и из-за задержки одного самолёта вы опоздали на следующий, то сотрудники авиакомпании бесплатно подыщут ближайший вариант замены. 

Если рейс пересадочный, то вся ответственность на самом пассажире — никаких компенсаций не будет.

 

Получение багажа в транзитном городе

Повторная регистрация

Риски при опоздании самолёта

Стыковочный (транзитный)

Получать необязательно

Не нужна

Все риски за счёт авиакомпании

Пересадочный

Нужно получать

Нужно снова регистрироваться

Все риски на пассажире

Правила транзитного перелёта

Чтобы путешествие прошло хорошо и относительно спокойно, стоит придерживаться несложных правил:

• Заранее проверьте название аэропорта, терминал прилёта и терминал следующего вылета. Узнайте, как далеко они расположены и сколько времени потребуется, чтобы добраться. 

Внутренние рейсы и лоукостеры довольно часто базируются в терминалах поменьше и попроще. Обычно до них нужно ехать на поезде или автобусе, которые ходят по аэропорту. 

Советуем заранее установить приложение FLIO (для Android и iOS). В нём есть всё для ориентирования в аэропорту: онлайн-табло вылета / прилёта, карта аэропорта, список кафе, гостиниц и услуг. 

• Проверьте ковидные ограничения в транзитной стране. Сейчас если они и есть, то чисто номинальные — нужно просто заполнить специальную форму. Её могут попросить во время регистрации. 

• Проверяйте, не изменился ли гейт. Такое часто происходит, если посадочный талон выдан при регистрации в другом аэропорту. 

• Регистрация обычно заканчивается за 40–60 минут до вылета, посадка — за 20–25 минут. Если вы находитесь в аэропорту, но не успели зарегистрироваться или пройти на посадку, можно начинать искать билеты на следующий рейс.

В среднем на пересадку может уйти от одного до двух часов. И они пройдут максимально активно — начиная от поиска терминала и прохождения досмотров до поиска гейта и покупки водички.

• Будьте внимательны, покупая товары в Duty Free. Особенно жидкости и кремы. Их без проблем можно будет пронести на борт в аэропорту, где расположен магазин. Но со следующим полётом могут возникнуть проблемы. Обязательно уточняйте этот вопрос при покупке или позвоните на горячую линию транзитного аэропорта. Лучше всего записать разговор. 

• Не во всех аэропортах есть бесплатный Wi-Fi с хорошей скоростью. Стоит заранее скачать пару книг или фильмов, особенно если летите с детьми. Вот тут писали, что почитать, а тут — что посмотреть.

Также нелишним будет пауэрбанк, ведь не везде есть удобный доступ к розеткам.

Виза при транзитном перелёте

Во время стыковочного рейса может понадобиться стандартная или транзитная виза. В каких случаях это может произойти:

1. В аэропорту нет транзитной зоны

Такое нахождение в стране приравнивается к полноценному въезду на территорию.

Делая пересадку в некоторых странах, в любом случае придётся оформлять транзитную визу. Это касается США, Канады и Австралии, например.

Транзитная виза даёт возможность находиться на территории государства ограниченное количество времени, после чего нужно улететь в третью страну. Другими словами, вернуться в пункт отправления не получится. 

Как правило, такая виза действительна от 1 до 3 суток. 

2. Нужно регистрироваться на следующий рейс

Регистрация предполагает прохождение всех кругов аэропортовых приключений заново. В том числе и проверку документов.

3. Потребуется сделать несколько пересадок в Шенгенской зоне

Обратите внимание, что получение багажа чаще всего будет связано с выходом из транзитной зоны. Это может стать проблемой, если у вас нет стандартной или транзитной визы.

4. Если нужно сменить аэропорт или терминал

Смена терминала приравнивается к выходу в город.

5. При стоповере

Если вы сознательно или по воле судьбы выбрали полёт со стоповером (длительной пересадкой), то стоит заранее узнать, требуется ли виза для нахождения в стране. Без обычной или транзитной визы вас просто не выпустят из аэропорта. 

Багаж при транзитном перелёте

Если при транзитном перелёте вы летите одной или несколькими авиакомпаниями, входящими в альянс, с багажом не будет никаких проблем. Вы сдадите его при регистрации в точке А и получите в точке B, например. Прелесть в том, что не нужно заморачиваться с получением и регистрацией багажа ни в точке B, ни в точке C и так далее. 

Багаж транзитных пассажиров дефолтно отправляется в конечный пункт назначения, но этот момент стоит ещё раз проговорить при регистрации на рейс. Или наоборот: если вам нужно получить багаж в транзитном аэропорту, скажите об этом представителю компании. 

Если в багаже есть вещи, которые нужно декларировать, в транзитной зоне придётся получить багаж и заняться оформлением документов.

Обратите внимание на правила перевозки багажа при пересадочном рейсе. У разных авиакомпаний они могут отличаться. Например, первый полётный сегмент вы летите «Аэрофлотом», и вам полагается багаж 23 кг, а второй обслуживает компания Redwings, не входящая в альянс. У неё допустимый вес багажа всего 15 кг. При таком раскладе придётся доплачивать за перевес основного багажа и даже ручной клади.

Животных, летящих в багажном отсеке, как правило, тоже оформляют с получением в конце маршрута. При пересечении границы EC таможня осматривает животных в присутствии хозяев. 

Если есть достаточно времени, чтобы получить багаж и клетку / переноску в транзитном аэропорту, обязательно сделайте это. Полёт — в принципе стресс, а в багажном отсеке особенно. 

Только не забудьте: чтобы сдать клетку обратно, нужно будет снова пройти досмотр.

Если вдруг багаж не долетел до пункта назначения или добрался, но очень уставший, вскрытый или повреждённый, оформлять жалобу нужно не выходя из зоны получения багажа.  

Общая инструкция при полёте с пересадкой

Если вы летите в первый раз, то советуем для начала прочитать гайд «Аэропорт для новичка».

• Регистрация транзитных пассажиров происходит точно так же, как и обычных: никакой дискриминации.

• Если полёт организован одной авиакомпанией или авиакомпаниями в составе альянса, пассажиру выдаются посадочные талоны на все предстоящие рейсы. 

В посадочном есть вся необходимая информация: номера рейса, гейта и места в салоне.

Когда стоповер длится дольше 24 часов, авиакомпания может не дать посадочный талон на следующий рейс — на него нужно будет регистрироваться отдельно.

• Уточните у сотрудника, можно ли отправить багаж напрямую в пункт назначения, и проверьте, что багажная бирка на месте. Как правило, её клеят на посадочный талон. Иногда — на паспорт. 

Сохраняйте наклейку до получения багажа и выхода из аэропорта. Иногда на выходе наклейки сверяют с биркой на чемодане. 

Если самолёт опаздывает

В стыковочных рейсах основной проблемой может стать задержка вылета. Если вы понимаете, что для пересадки меньше часа, скажите об этом стюардессе. Вам могут дать приоритет при выходе. 

Если у вас стыковочный рейс, представители авиакомпании прекрасно знают о задержке и постараются встретить вас и провести тайными аэропортовыми тропами, значительно сократив путь и время ожидания в очередях. 

Главное — постараться не паниковать и не нервничать. Авиакомпания сделает всё, чтобы не потерять деньги на вашем билете. 

Если успеть не удалось, транзитного пассажира бесплатно отправят следующим рейсом. Обязательно прочитайте о том, что делать при опоздании на самолёт.

• Если в аэропорту есть транзитная зона, на выходе из рукава / автобуса будут специальные указатели Transit или Transfer. Как обычно, не стоит идти за толпой: толпа чаще всего идёт к зоне получения багажа и к выходу в город.

Оказавшись в зале для транзитных пассажиров, первым делом проверьте номер гейта и время вылета — их могут изменить.

• Если времени между рейсами много, хорошей идеей будет провести его в лаунже. Иногда это дешевле, чем пообедать в ресторане аэропорта. Мы сделали целую подборку того, чем можно заняться в аэропорту при длительной стыковке.

• Если вы сами компоновали маршрут и на руках два отдельных билета, то вы не считаетесь транзитным пассажиром. В аэропорту пересадки нужно будет забрать свой багаж с ленты и идти по указателям к выходу. После этого нужно снова пройти регистрацию на рейс и сдать багаж.

Аэропорт — часть дорожной истории. Забавной, нервной, остросюжетной или милой. Возьмите любимые наушники, скачайте хорошую музыку, откиньте спинку кресла и постарайтесь получить максимум удовольствия от путешествия.

 

И не забудьте подписаться на наш телеграм-канал! Там: подборки недорогих билетов, закрытые распродажи для своих, самые актуальные новости правил въезда в страны мира и просто интересное о путешествиях — лайфхаки для поездок, гайды и советы экспертов.