Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области
Прокурор разъясняет
- 27 декабря 2021, 10:39
Об организации публичной власти в субъектах Российской Федерации
Текст
Поделиться
Соответствующий Федеральный закон № 414-ФЗ, регламентирующий организацию публичной власти в субъектах Российской Федерации, подписан 21.
В систему публичной власти входят органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами самостоятельно, но при этом должны учитываться основы конституционного строя РФ, федеральные законы. Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: законодательный орган, высшее должностное лицо субъекта, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с уставом субъекта.
Число депутатов законодательного органа субъекта РФ определяется в зависимости от численности зарегистрированных на территории субъекта РФ избирателей. Так, при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек число депутатов должно составлять не менее 35 и не более 90.
Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу, высшему исполнительному органу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Что немаловажно непосредственно федеральным законом прокурор субъекта РФ включен в перечень лиц, обладающих правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ.
Согласно закону руководство исполнительной властью в субъекте осуществляет высшее должностное лицо субъекта РФ. Непосредственно федеральным законом установлено наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ – «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. С учетом исторических, национальных и иных традиций уставом субъекта РФ может предусматриваться дополнительное наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ. Такое лицо одновременно занимает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта РФ.
Депутаты законодательного органа субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта (по общему правилу) избираются посредством выбором избирателями. Одновременно федеральным законом предусмотрено, что уставом, законом субъекта может быть предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного органа субъекта РФ.
Высшим исполнительным органом субъекта РФ является Правительство субъекта. С учетом имеющихся традиций указанная должность может иметь другое наименование. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе возглавить непосредственно высший исполнительный орган субъекта РФ либо учредить должность его председателя, если это предусмотрено уставом субъекта РФ.
Уставом субъекта РФ могут создаваться иные государственные органы, учреждаться государственные должности субъекта РФ
В числе государственных органов субъекта РФ непосредственно федеральным законом определена контрольно-счетная палата субъекта РФ
Старший помощник прокурора области Г.Н. Малкова
Об организации публичной власти в субъектах Российской Федерации
Соответствующий Федеральный закон № 414-ФЗ, регламентирующий организацию публичной власти в субъектах Российской Федерации, подписан 21.12 2021 года.
В систему публичной власти входят органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Число депутатов законодательного органа субъекта РФ определяется в зависимости от численности зарегистрированных на территории субъекта РФ избирателей. Так, при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек число депутатов должно составлять не менее 35 и не более 90.
Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу, высшему исполнительному органу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Что немаловажно непосредственно федеральным законом прокурор субъекта РФ включен в перечень лиц, обладающих правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ.
Согласно закону руководство исполнительной властью в субъекте осуществляет высшее должностное лицо субъекта РФ. Непосредственно федеральным законом установлено наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ – «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. С учетом исторических, национальных и иных традиций уставом субъекта РФ может предусматриваться дополнительное наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ. Такое лицо одновременно занимает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта РФ.
Депутаты законодательного органа субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта (по общему правилу) избираются посредством выбором избирателями. Одновременно федеральным законом предусмотрено, что уставом, законом субъекта может быть предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного органа субъекта РФ.
Высшим исполнительным органом субъекта РФ является Правительство субъекта. С учетом имеющихся традиций указанная должность может иметь другое наименование. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе возглавить непосредственно высший исполнительный орган субъекта РФ либо учредить должность его председателя, если это предусмотрено уставом субъекта РФ.
Уставом субъекта РФ могут создаваться иные государственные органы, учреждаться государственные должности субъекта РФ
В числе государственных органов субъекта РФ непосредственно федеральным законом определена контрольно-счетная палата субъекта РФ
Старший помощник прокурора области Г.Н. Малкова
Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ГлавнаяАдминистративное правоИсполнительная власть в Российской Федерации Система органов исполнительной власти субъектов Российской ФедерацииСовременная категория «органы исполнительной власти субъекта РФ» вошла в научный и правовой оборот сравнительно недавно, ибо впервые была закреплена в 1993 году Конституцией Российской Федерацией. Позднее термин «органы исполнительной власти субъекта РФ» закрепили отдельные нормативные правовые акты, которые не давали определение указанных органов, не раскрывали их организацию и сущность. Не содержит легального определения органов исполнительной власти субъекта РФ Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. В связи в этим был принят ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Перечень типовых государственных должностей субъектов РФ утверждается Президентом РФ. В соответствии с Конституцией федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти.
В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.
Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом Российской Федерации.
Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с положениями настоящего пункта.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и и исчисляется со дня его вступления в должность.
Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента РФ.
а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
в. 1) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;
д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
д.1) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; а.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов РФ, проживающих на территории субъекта РФ, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд; е. 1) осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции РФ.
Субъекты РФ создают такую систему органов исполнительной власти, которая включает органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По организационно-правовой форме органы исполнительной власти в субъектах РФ могут быть различными. Они не установлены нормативными актами и формируются исходя из исторических, национальных традиций
Политико-административное устройство | Россия
В соответствии с Конституцией Российской Федерации все государственные органы подразделяются на:
Высшей должностью в Российской Федерации является Президент. | |
Президент | В соответствии с Конституцией Российской Федерации, первоначально принятой 12 декабря 1993 года и периодически изменяемой (« Конституция »), Президент является Главой государства. Срок полномочий президента составляет шесть лет. Президент может избираться только два срока подряд. В марте 2018 года Владимир Путин был переизбран Президентом, а это значит, что он не сможет баллотироваться на этот пост в 2024 году. Президент назначает Премьер-министра и Председателя Центрального банка России. Оба назначения должны быть одобрены нижней палатой российского парламента (Государственной Думой). Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики России и представляет страну как во внутренних, так и во внешних делах. Он главнокомандующий Вооруженными Силами России. Президент имеет широкие полномочия издавать распоряжения и директивы, которые на практике имеют силу закона. При определенных обстоятельствах он имеет право распустить Государственную Думу. |
Правительство | Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть на федеральном уровне во главе с Премьер-министром. Правительство обязано претворять в жизнь решения, принятые Президентом, и законы, принятые федеральным законодательным органом. |
Федеральный законодательный орган | Федеральное собрание (« Парламент ») состоит из двух палат: верхней палаты, называемой Советом Федерации, и нижней палаты, называемой Государственной Думой. Парламент осуществляет законодательную власть в России на федеральном уровне. В верхней палате парламента 170 мест. Их занимают представители исполнительной и законодательной власти регионов России. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых по пропорциональной системе. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на пять лет. Федеральные законопроекты могут исходить от верхней палаты парламента. В качестве альтернативы они могут быть представлены Президентом, федеральным правительством, региональными законодательными органами или членом любой палаты парламента. Конституционный суд и Верховный суд могут вносить законопроекты по вопросам, входящим в их компетенцию. Законопроекты сначала рассматриваются Государственной Думой и должны пройти три чтения. После принятия большинством голосов в Государственной Думе законопроекты рассматриваются Советом Федерации. В случае отклонения законопроекта Советом Федерации может быть создана согласительная комиссия. В его состав входят представители Государственной Думы и Совета Федерации, которые рассматривают и вносят поправки в законопроект до его повторного внесения в Государственную Думу для рассмотрения. Законопроект, принятый Советом Федерации, должен быть подписан Президентом. Президент имеет право окончательного вето, которое в случае его применения может быть отменено только решением, принятым двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. |
Судебная власть | Судебная власть разделена на три ветви:
В каждом регионе России существует федеральная система судов и система местных судов. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела с участием лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Дела рассматриваются окружным судом, если они не подпадают под юрисдикцию мировых судов или военных судов. Высшим судом общей юрисдикции является Верховный Суд России (далее « Верховный Суд »). Решения нижестоящих судов могут быть обжалованы через промежуточные суды, вплоть до Верховного суда. Арбитражные (« арбитражные ») суды рассматривают хозяйственные споры с участием физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и споры между юридическими лицами и их участниками (то есть их акционерами). Система арбитражных судов состоит (в порядке возрастания иерархии) из областных арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов, федеральных окружных арбитражных судов и Верховный суд . В рамках этой системы также существует суд, специализирующийся на рассмотрении претензий в области интеллектуальной собственности, Суд по интеллектуальным правам (см. раздел Суда по интеллектуальным правам ). Конституционный суд обладает юрисдикцией принимать решения о конституционности федеральных и региональных законов и постановлений. Этот суд также разрешает юрисдикционные споры между федеральными и региональными властями и может толковать и давать указания в отношении положений Конституции. |
Региональное и местное политическое устройство | В соответствии с Конституцией Российская Федерация состоит из 85 «субъектов», т.е. регионов в составе федерации. Регионам предоставляется определенная степень автономии в их внутренних экономических и политических делах. Как города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют статус областей. Глава исполнительной власти каждой области избирается прямым голосованием на региональных выборах или законодательным органом соответствующей области (если такой вариант предусмотрен Конституцией или законом такой области). Конституция устанавливает общий перечень полномочий, находящихся в исключительной федеральной юрисдикции. Некоторые полномочия осуществляются совместно федеральными и региональными властями. Затем региональным властям передаются все оставшиеся полномочия. Региональные полномочия включают полномочия по управлению региональной собственностью, установлению региональных бюджетов, сбору региональных налогов и поддержанию регионального правопорядка. Конституция также наделяет региональные органы полномочиями принимать законы, если эти законы не противоречат Конституции или действующим федеральным законам. Низшим уровнем политической системы является местное самоуправление, функционирующее по сложной двухуровневой системе: муниципальные образования подразделяются на городские округа, с одной стороны, и муниципальные районы, с другой, при этом муниципальные районы далее подразделяются на городские и сельские поселения. . Муниципалитеты имеют свои собственные бюджеты, и в зависимости от объема полномочий, делегированных им региональным правительством, они могут иметь определенные ограниченные налоговые полномочия. Они также участвуют в управлении муниципальной землей (могут выступать в качестве арендодателей в договорах аренды, выделять земельные участки под строительство и выступать в качестве продавцов при приватизации муниципальной земли). |
Leave A Comment