Тест по обществознанию Социальная сфера 8 класс

Тест по обществознанию Социальная сфера 8 класс с ответами. Тест состоит из 2 частей. В части 1 — 24 задания, в части 2 — 2 задания.

Часть 1

1. Неодинаковый доступ людей и социальных групп к основным ограниченным ресурсам — это

1) социальный статус
2) социальная мобильность
3) социальное неравенство
4) социальная роль

2. Примером горизонтальной социальной мобильности может служить

1) переквалификация учителя географии в учителя ОБЖ
2) назначение инженера директором завода
3) разорение банкира
4) назначение преподавателя вуза заведующим кафедрой

3. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Под социальной группой понимают совокупность людей, объединённых общими интересами.
Б. Признаками социальной группы можно считать наличие взаимодействия между некой совокупностью людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе и социальных ролях?

А. Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности, предполагает соответствующее статусу поведение.
Б. Социальная позиция человека в обществе называется социальной мобильностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Развитие экономических связей внутри народности и между народностями, их сближение в границах государства приводят к появлению

1) племени
2) гражданства
3) нации
4) этноса

6. Водители, продавцы, милиционеры составляют группы

1) религиозные
2) этнические
3) профессиональные
4) возрастные

7. Какое положение из названных может послужить причиной девиантного поведения?

1) следование нормам морали
2) следование религиозным нормам
3) психологические комплексы
4) выполнение правовых норм

8. Что является отличительным признаком нации?

1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления

9. И класс, и нация

1) обладают суверенитетом
2) являются элементом социальной структуры
3) характеризуются определённым местом в системе производства

4) осуществляют публичную власть

10. В начале XX века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют

1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру

11. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Перемещение человека в обществе, изменение его социального статуса — это

1) социальная стратификация
2) социальная мобильность
3) социальное неравенство
4) социальная миграция

13. В СССР к середине XX века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

1) социально-классовую
2) профессиональную
3) социально-территориальную
4) социально-этническую

14. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остаётся основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет своё значение в обществах любого типа.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

15. Социальная группа, о которой идёт речь, появилась в XVIII веке. Принадлежность к этой группе определялась наличием права собственности на средства производства. Это

1) сословие
2) страта
3) каста
4) класс

16. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, — это

1) этнос
2) племя
3) семья
4) страта

17. Виктория — уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её

1) достигаемый статус
2) имущественное положение
3) приписываемый статус
4) гражданские права

18. В приведённом списке указаны черты сходства этноса и класса и отличия этноса от класса.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) характеризует положение человека в обществе
2) занимает определенное место в системе производства

3) относится к большим социальным группам
4) характеризует достигаемый статус личности

Черты сходстваЧерты различия
 

19. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «семья».

1) коллектив родственников, 2) малая группа, 3) коллектив сверстников, 4) наличие совместного хозяйства, 5) коллектив представителей нескольких поколений.

Найдите и запишите номер характеристики, «выпадающей» из этого ряда.

20. Установите соответствие между понятием и его характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Характеристика

A) хронологически возникает после племени
Б) является высшим этапом развития этноса
B) формируется с созданием государства
Г) предполагает осознание своей культурной идентичности
Д) предусматривает экономическую, культурную и политическую идентичность

Понятие

1) нация
2) народность

21. Найдите в приведённом ниже списке черты прирождённого социального статуса и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) уроженец Москвы
2) ученик средней школы
3) женщина
4) африканец
5) начальник отдела

22. Установите соответствие между типами социального деления общества и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Характеристики

A) принадлежность к социальной группе не передаётся по наследству
Б) принадлежность к социальной группе определяется правом собственности на средства производства

B) принадлежность к социальной группе определяется по рождению
Г) наличие общих ценностей и институтов

Типы социального деления

1) нация
2) класс

23. Найдите в приведённом ниже списке виды семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) многопоколенная
2) многонациональная
3) многодетная
4) нуклеарная
5) этническая

24. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные считают, что семья возникла раньше появления государства. (Б) Семья — это одна из древнейших форм объединения людей. (В) Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Часть 2

25. Прочитайте текст и выполните задания.

…Российское общество состоит из четырёх социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также… «социального дна». Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой… К нему относятся элитные… группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним… Это мелкие предприниматели… менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные… специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относятся часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус… интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Отличительными чертами представителей нижнего слоя являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жёстким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов меж-национальных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

…Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы — воры, бандиты, мелкие и крупные жулики, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, бродяги, бомжи и т. д.

1) Озаглавьте текст, выделив его главную мысль.

2) Назовите четыре социальных слоя, из которых состоит российское общество.

26. Прочитайте текст и выполните задания.

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных, экономических и духовных связей. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую очередь восстанавливаются. Медленнее восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от переоценки ценностей. К усилению маргинализации и к увеличению людей девиантного поведения приводят общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица.

Основным источником маргинализации общества является растущая безработица в её явных и скрытых формах. Существенное влияние на маргинализацию общества оказывает миграция, значительно изменяющаяся в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока некоренных народов из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев) характеризуется не только разрывом прежних социальных связей, но и утратой социального статуса и имущественными потерями. Бомжи, алкоголики и т.д. — это численно растущий слой люмпенов. Это те люди, которые не сумели адаптироваться к новым рыночным условиям. Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, а с ним относительную стабильность своего бытия, новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

1) Озаглавьте текст, выделив его главную мысль.

2) Какие четыре причины маргинализации общества названы в тексте?

Ответы на тест по обществознанию Социальная сфера 8 класс
Часть 1
1-3
2-1
3-3
4-1
5-3
6-3
7-3
8-1
9-2
10-1
11-3
12-2
13-3
14-2
15-4
16-3
17-3
18-1324
19-3
20-21121
21-134
22-2211
23-134
24-211
Часть 2
25.
1) Основная мысль текста, его заглавие может звучать как «Социальная дифференциация российского общества» или в близких по смыслу формулировках.
2) Автор называет следующие слои российского общества: верхний, средний, базовый и нижний, а также… «социальное дно».
26.
1) Основная мысль текста, его заглавие может звучать как «Маргинальность» или в близких по смыслу формулировках.
2) Автор называет следующие причины маргинализации общества: разрыв социальных, экономических и духовных связей, общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, миграция.

Страница не найдена (ошибка 404)

  • Родителям и ученикам
    • Полезная информация
      • Информационная безопасность
      • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
      • Помощь в трудной ситуации
      • Правила приема, перевода, отчисления
      • Детям с ограниченными возможностями здоровья
      • Безопасность учеников
    • Мероприятия
    • Платные образовательные услуги
    • Новости
    • Каникулы
    • Итоговая и промежуточная аттестация
    • Секции и кружки
      • Школьный спортивный клуб
      • Школьный театр
    • Олимпиады и конференции
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Услуги и сервисы
  • Наша школа
    • О школе
    • Администрация
    • Педагогический состав
    • Профильные направления
      • История
      • Математика
      • Русский язык
    • Наши классы
    • Достижения и победы
      • Доска почета
  • Официально
    • Противодействие коррупции
  • Педагогам и сотрудникам
    • Электронный журнал
    • Образовательные ресурсы
    • Профессиональные стандарты
    • Аттестация педагогических работников
    • Повышение квалификации
    • Профсоюзная организация
    • Вакансии
  • Независимая оценка качества образования
    • Независимая оценка качества условий образовательной деятельности
    • Независимая оценка качества подготовки обучающихся
  • Расписание
  • Вопросы и ответы
  • Контакты

25 примеров и определений (2023)

Девиантность — это социологическое понятие, относящееся к поведению, нарушающему социальные нормы и законы.

Примеры отклонений включают воровство, вандализм, ложь, нарушение социальных табу и неподчинение закону.

Изучение девиантности позволяет нам понять границы, разделяющие допустимое, преступное и девиантное поведение. Понимание девиантности также важно для изучения других соответствующих социологических концепций, таких как социальный контроль, который используется для предотвращения девиантности.

Определение отклонения

Отклонение — это понятие, используемое для описания отклонений от норм, ценностей, правил и ожиданий общества.

Вот одно четкое научное определение:

« Девиантное поведение относится к поведению, которое значительно отклоняется от норм, установленных для людей в их социальном статусе » (Merton, 1966, стр. 805).

В каждой культуре и обществе существуют нормы и ожидания относительно того, как должны вести себя люди из определенных социальных групп и статусов.

Таким образом, поведение, отклоняющееся от культурно приемлемых моделей, приводит к отклонениям. Точно так же девианты — это люди, которые нарушают социальные соглашения по поводу норм и ценностей (Herman, 1995).

Важно понимать связь между преступностью и девиантностью. В то время как преступление относится к отклонению от формальных правил и законов, отклонение также включает отклонение от неформальных норм и ценностей (Deflem, 2015).

Таким образом, многие преступные действия, такие как воровство и мошенничество, также являются девиантным поведением. Однако все девиантное поведение не обязательно является незаконным или преступным деянием. Например, опоздание на работу или грубость не являются преступлением, но считаются девиантным поведением.

25 Примеры отклонений

  • Вербальные оскорбления: Вербальные оскорбления, ругательства или другие виды словесной агрессии являются нарушением неформальных правил общения. В зависимости от контекста, например оскорбления кого-либо на публичной платформе, словесные оскорбления также могут считаться преступлением.
  • Членовредительство: Поведение, причиняющее себе вред, варьируется от преднамеренного причинения себе вреда до самоубийства. Поскольку социальные нормы требуют от людей избегать боли и травм, членовредительство считается девиантным поведением.
  • Кража и кража: Получение собственности, информации или услуг незаконным путем и без их согласия называется кражей. Все формы воровства, включая воровство, грабеж и кражу личных данных, нарушают как социальные нормы, так и законы. Таким образом, воровство и воровство являются как девиантным поведением, так и преступными действиями.
  • Опоздание: В западных обществах ожидается, что люди будут приходить на свои встречи, работу или занятия вовремя. В то время как случайные задержки часто терпимы, постоянное опоздание на работу без уважительной причины является девиантным поведением.
  • Публичная нагота: Несмотря на разные стили одежды в разных культурах, социальные нормы и правила утверждают, что люди должны быть одеты в общественных местах. Следовательно, публичное обнажение является девиантным поведением и часто наказуемо как уголовное преступление.
  • Парафилия: Парафилия — это понятие, состоящее из всех сексуальных отклонений, таких как вуайеризм, садизм или мазохизм. В то время как некоторые сексуальные парафилии нарушают только неформальные социальные нормы, некоторые другие, например, включающие несовершеннолетних или несогласных взрослых, являются преступлениями.
  • Банды: Банды — это группы людей со структурой лидерства, которые пытаются контролировать районы или сообщества с помощью насилия. Насилие, совершаемое бандами, является одновременно девиантным и преступным. В Канаде 20% убийств в 2020 г. были связаны с групповым насилием и организованной преступностью (правительство Канады, 2021 г.).
  • Вандализм: Преднамеренное повреждение общественной или частной собственности обычно называется вандализмом. Это одновременно и отклонение, и преступное деяние из-за социальных норм и правил, касающихся владения и защиты собственности.
  • Фаворитизм:  Фаворитизм означает преднамеренное предпочтение человека на рабочем месте, в школе или политической организации. Хотя это не всегда считается преступным деянием, фаворитизм является девиантным поведением, поскольку он угрожает социальным ценностям и консенсусу в отношении равного и справедливого обращения.
  • Нарушение табу: Во всех обществах есть табу, негласные правила, относящиеся к вещам, которые люди считают нескромными. Простой пример — табу на разговоры о религии или политике за обеденным столом.
  • Голодовки: Многие заключенные, полностью лишенные прав и возможностей, устраивают голодовки, чтобы привлечь к себе внимание. Это заставит власти принять меры, чтобы человек, находящийся под их опекой, не умер.
  • Непотизм: Непотизм относится к найму кого-либо не по заслугам, а потому, что он является членом семьи. Это осуждается в большинстве обществ.
  • Грубость: Простое проявление грубости рассматривается как отклонение от нормы, особенно в таких условиях, как школа, где учитель может сделать вам выговор.
  • Отказ от подарка: Отказ от подарка — это табу, которое воспринимается как оскорбительное и, следовательно, считается девиантным, то есть нарушением социальных норм.
  • Ложь: Ложь — это девиантное поведение, которое нас учат не делать в детстве, и тем не менее это поведение, которое люди совершают еженедельно или даже ежедневно.
  • Мусор: Мусор считается отклонением от нормы, потому что общество согласилось с тем, что это вредно для окружающей среды, и это то, о чем общество все больше заботится.
  • Неуважение: Неуважение к родителям или учителям в школах явно считается девиантным. Но когда вы находитесь на рабочем месте, неуважение к коллегам или вашему начальнику может привести к тому, что вас уволят. Точно так же неуважение к судье может быть расценено как неуважение к суду.
  • Протест: Протест обязательно является девиантным, потому что он включает в себя позицию против властных структур в обществе, чтобы добиться перемен. Во многих западных демократиях к этому относятся как к свободе слова.
  • Уклонение от уплаты налогов: Уклонение от уплаты налогов демонстрирует отсутствие социальной ответственности и поэтому рассматривается как акт отклонения.
  • Прогулы в школе: Прогулы — серьезное девиантное поведение школьников, которое может привести к задержанию, отстранению от занятий или исключению из школы.
  • Смеяться над чужим несчастьем: Это табу в большинстве культур, поскольку считается грубым и оскорбительным для людей, которые пострадали от несчастья.
  • Дискриминация: Хотя исторически дискриминационные действия были в рамках социальных норм, общества все чаще рассматривают это как неприемлемое отклонение от новых общественных ожиданий.
  • Наличие опасных идей: Опасные идеи во время Реформации, такие как вера в личную свободу или нерелигиозная философия, могли привести вас в тюрьму, но сегодня они превозносятся как важные вехи в развитии человечества.
  • Говорит вне очереди: Говорить вне очереди в школе или на рабочем совещании считается оскорбительным, поскольку подрывает общественный порядок.
  • Превышение скорости на автомобиле: Езда быстрее, чем разрешено законом, является одним из основных способов контакта обычных людей с полицией, которая предлагает небольшие штрафы за нарушение.
  • Списывание на экзаменах: Списывание на экзаменах подрывает концепцию меритократии и поэтому считается неприемлемым.

Типы отклонений

Подробнее: Типы отклонений

1. Первичное отклонение

Первичное отклонение — это термин, используемый в рамках теории маркировки отклонений. Это поведение, которое общество считает неприемлемым. Однако, в отличие от вторичной девиантности, человек, проявляющий девиантное поведение, еще не заклеймен обществом как девиант.

Например, ребенок, который время от времени лжет своим родителям, вряд ли будет считаться лжецом. Здесь отклонение равно первичный , потому что это не применяется в качестве ярлыка: «ты лжец». Скорее, это: «вы солгали».

2. Вторичное отклонение

Вторичное отклонение представляет собой интернализацию веры в то, что вы являетесь отклонением. На этом этапе человек принял свой девиантный ярлык как центральную черту личности (он же главный статус).

Это обычно происходит в школах, когда ребенок усваивает идею о том, что он «плохой» ученик.

Согласно теории навешивания ярлыков, этот ученик, который начинает верить, что он плохой ученик, склоняется к своей личности и начинает вести себя девиантно, потому что именно этого от него и ожидают.

3. Формальное отклонение

Формальное отклонение относится к девиантному поведению, которое закодировано в законах. Если вы совершаете формальное отклонение, вы нарушаете либо правила учреждения, либо законы суверенного региона.

Например, человек, совершивший формальное отклонение в школьной обстановке, мог нарушить правила класса и, следовательно, подвергнуться наказанию, например, задержанию или дополнительной домашней работе.

Точно так же во взрослом возрасте слишком быстрое вождение приведет к штрафу за превышение скорости; в то время как более серьезные нарушения могут привести вас к суду или даже в тюрьму.

4. Неформальное отклонение

Неформальное отклонение относится к нарушению социальных норм без нарушения кодифицированных законов или правил.

Это происходит, когда вы придерживаетесь табу, ведете себя культурно нечувствительным образом или делаете что-то, что нарушает другие типы норм.

Это может быть так же просто, как отказаться от учебы в колледже, несмотря на ожидания ваших родителей, бабушек и дедушек. Или это может быть грубость по отношению к официанту или разговор вне очереди в школе.

Все эти акты отклонения не принесут вам формальных неприятностей, но могут в конечном итоге сделать вас изгоем в вашем сообществе.

5. Субкультурная девиация

Субкультурная девиация относится к девиантному поведению, которое люди внутри субкультурной группы не считают девиантным.

Это происходит потому, что субкультуры имеют нормы и убеждения, отличные от норм господствующей или доминирующей культуры.

Примером субкультурного отклонения является татуировка на лице. В хипстерских субкультурных кругах это считается крутым и формой самовыражения. В доминирующей культуре это может рассматриваться как оскорбление, и на вас смотрят с подозрением.

6. Ситуационное отклонение

Ситуационное отклонение относится к девиантному поведению, которое является девиантным только в определенной ситуации или контексте.

Например, нецензурная брань часто является отклонением только в определенных ситуациях. Если вы будете ругаться у костра со своими школьными друзьями, никто и глазом не моргнет. Но ругань за ужином с семьей вашей девушки, скорее всего, приведет к тому, что вы поймаете жемчуг!

Чтобы избежать ситуационного отклонения, вам потребуется ситуационная осведомленность и культурная компетентность, чтобы знать, что уместно, а что нет в различных ситуациях.

Теории отклонений в социологии

См. нашу основную статью: Теория культурных отклонений.

1. Теория ярлыков девиаций

Теория ярлыков девиаций утверждает, что девиантность может быть результатом навешивания ярлыков на людей как на девиантов.

Возьмем, к примеру, ребенка в классе, который плохо себя ведет. У его учителя есть два варианта: назвать поведение девиантным («Джонни, мы так не делаем, и я знаю, что ты лучше этого») или назвать ребенка девиантным («Джонни, ты непослушный маленький мальчик». »).

Согласно теории навешивания ярлыков, когда Джонни говорит, что он непослушный, это означает, что Джонни усваивает уверенность в себе, что он девиант. Когда это становится частью его личности, он использует свое отклонение, чтобы сыграть роль.

Это, в свою очередь, ведет мальчика по пути неподобающего поведения, нарушения правил, борьбы с авторитетами и, в конце концов, становится взрослым, нарушающим закон.

2. Конфликтная теория девиантности

Конфликтная теория девиантности утверждает, что люди склонны к девиантному поведению из-за угнетающих их социальных систем.

Если системы власти, такие как капитализм, угнетают социальную группу, то эта группа имеет повышенную вероятность того, что они будут заниматься девиантным поведением, потому что они:

  • хотят продемонстрировать свое недовольство существующей структурой власти
  • хотят подорвать существующую структуру власти
  • не уважайте людей, которые их угнетают
  • не получают никакой выгоды от существующей системы, поэтому они не испытывают к ней привязанности
  • бедны и нуждаются в девиантном поведении, чтобы удовлетворить свои потребности
  • И т. д.

В качестве примера теории конфликта мы видим, что в некоторых странах формируются группы повстанцев, которые поднимают оружие против своего правительства, если оно слишком деспотично. Точно так же многие люди присоединятся к насильственным протестам, если они недовольны правительством.

3. Структуралистская теория отклонения

В социологии функционализм рассматривает общество как создающее нормы и правила поведения для обеспечения безопасной и функционирующей социальной системы.

Для них девиантность — это предохранительный клапан, через который люди будут совершать незначительные девиантные поступки, чтобы выпустить пар и не совершать худших поступков в будущем.

Девиантное поведение также может быть положительным моментом, если оно заставляет общество переоценивать свои нормы, например, когда люди участвуют в ненасильственном протесте, который вызывает изменения в законах.

Как правило, структурный функционализм включает в себя закон, порядок и сильную социальную иерархию, а отклонения ожидаемы, но их можно контролировать, устанавливая четкие и недвусмысленные нормы.

См. больше примеров функционализма

Примеры девиантного поведения

1.

Прогулы

Регулярное отсутствие на работе, в школе или по другим делам без уважительной причины называется прогулом.

В контексте работы прогулы классифицируются как девиантное поведение сотрудников (Everton et al., 2007).

Прогул считается вредным для работы и образовательных организаций. Часто это рассматривается как признак отсутствия последовательности и ответственности отсутствующего, что не соответствует социальным ожиданиям.

Несмотря на то, что прогулы сотрудников рассматриваются как следствие плохой трудовой этики, они часто являются результатом предполагаемого отсутствия поддержки и несправедливости руководителей организации (Everton et al., 2007).

2. Фаворитизм

Фаворитизм возникает, когда авторитетное лицо преднамеренно отдает предпочтение человеку на рабочем месте, в школе или в другой организации.

Например, чрезмерная терпимость к опозданиям и прогулам сотрудника без уважительных причин будет проявлением фаворитизма по отношению к этому сотруднику (Anasiz & Püsküllüoglu, 2018).

Фаворитизм на рабочем месте и в школе считается политическим отклонением, поскольку он приводит к несправедливому обращению с людьми (Anasiz & Püsküllüoglu, 2018).

Следовательно, это противоречит общественным ценностям и широко распространенным представлениям об организационной справедливости.

Заключение

Отклонения от норм, ценностей, правил и положений общества называются отклонениями.

Девиантное поведение – это действие, которое противоречит социальным ожиданиям относительно статуса человека. Девиантные люди — это те, кто совершает девиантные действия и поведение.

Девиантное поведение включает относительно распространенные действия, такие как фаворитизм, невыход на работу или опоздание на более серьезные действия, такие как вандализм, групповое насилие или воровство.

Хотя большинство преступных деяний также считаются девиантным поведением, эти два понятия не всегда пересекаются. Например, такое поведение, как опоздания или прогулы, являются просто девиантными действиями, а не преступлением.

Ссылки

Анасиз, Б. Т., и Пюскюллюоглу, Э. И. (2018). Феноменологический анализ опыта организационных отклонений учителей в сельской начальной школе в Турции. Journal of Education and Training Studies , 6 (1), 70–79.

Дефлем, М. (2015). Девиантность и социальный контроль. В Э. Гуд (ред.), Справочник по отклонениям (стр. 30–44). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.

Диксон-Гомез, Дж., Пачелла, М., Броддус, М. Р., Куинн, К., Галлетли, К., и Ривас, Дж. (2017). Конвенция против девиантности: моральный фактор в принятии решений членами подростковой банды. Употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими , 52 (5), 562-573.

Эвертон, В.Дж., Джолтон, Дж.А., и Мастранжело, П.М. (2007). Будьте милы и справедливы, иначе: понимайте причины девиантного поведения сотрудников. Журнал развития менеджмента , 26 (2), 117-131.

Правительство Канады. (2021, 2 декабря). Саммит по борьбе с применением огнестрельного оружия и бандитизма . Общественная безопасность Канады / Sécurité publique Canada. Получено 6 ноября 2022 г. с https://www.publicsafety.gc.ca/cnt/cntrng-crm/gn-crm-frrms/index-en.aspx

9.0002 Герман, Нью-Джерси (1995). Девиантность: символический интеракционистский подход . Роуман и Литтлфилд.

Клонски, Э. Д., Олтманнс, Т. Ф., и Туркхаймер, Э. (2003). Умышленное членовредительство в неклинической популяции: распространенность и психологические корреляты. Американский журнал психиатрии , 160 (8), 1501-1508.

Мертон, Р.К., и Нисбет, Р.А. (ред.). (1966). Современные социальные проблемы . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович.

НАБДД. (2017, октябрь). Данные за 2016 г.: Вождение в нетрезвом виде . CrashStats — НАБДД. Получено 7 ноября 2022 г. с https://crashstats.nhtsa.dot.gov/Api/Public/ViewPublication/812450

.

Санам Вагефи (аспирант)

Веб-сайт | + посты

Санам Вагефи (бакалавр, магистр наук) — социолог, педагог, кандидат наук. Она имеет многолетний опыт работы в Университете Виктории в качестве ассистента преподавателя и инструктора. Ее исследования по социологии миграции и психического здоровья были отмечены наградами за эссе Канадской социологической ассоциации и IRCC. В настоящее время она сосредоточена на поддержке студентов онлайн в рамках своего академического коучинга и репетиторства Lingua Academic Coaching OU.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Deviance in Sociology: Definition, Theories & Examples

By

Charlotte Nickerson

Updated on

Updated on

Шарлотта Никерсон

Ассистент-исследователь Гарвардского университета

Бакалавриат Гарвардского университета

Шарлотта Никерсон — студентка Гарвардского университета, помешанная на пересечении психического здоровья, продуктивности и дизайна.


Узнайте о нашем редакционном процессе

, рассмотрено

Saul McLeod, PhD

Saul McLeod, PhD

, Исследователь

BSC (Hons) Psychology, Mres, PhD, Университет Manchester

SAULE (Hons), MRES, PhD, Университет Manchester

SAUL 2

SAULE (Hons). Кандидат психологических наук, квалифицированный преподаватель психологии с опытом работы в системе дополнительного и высшего образования более 18 лет.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Ключевые выводы

  • Девиантное поведение – это любое поведение, не соответствующее общественным нормам. Существует множество различных типов девиантного поведения, включая невежливость, насилие и злоупотребление психоактивными веществами. Такое поведение может быть, а может и не быть преступным.
  • В то время как некоторые формы девиантного поведения могут считаться вредными или опасными, другие могут просто рассматриваться как странные или необычные.
  • В некоторых случаях это можно рассматривать как положительный момент. Например, многие культуры поощряют своих членов бросать вызов статус-кво и раздвигать границы, чтобы добиться перемен.
  • Дюркгейм предположил, что современным индустриальным обществам, следовательно, свойственна моральная неразбериха или «аномия». Это означает, что некоторые члены общества были более склонны оспаривать и отвергать общие ценности и нормы поведения, и эта «беспредельность» часто приводила к преступлениям и девиациям.
  • Теория аномии с тех пор была развита другими теоретиками, такими как Роберт Мертон, который использовал ее для объяснения отклонений в своей теории деформации.
  • Основные постулаты современных теорий аномии заключаются в следующем: (i) люди подчиняются общественным нормам, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания; (ii) Когда существует несоответствие между целями, которых люди хотят достичь, и средствами, доступными им для достижения этих целей, возникают аномические результаты, мотивирующие отклонения.

Содержание

Что такое девиантное поведение?

Девиантность — это поведение, черта или убеждение, которые отходят от социальной нормы и вызывают негативную реакцию в определенной группе. Другими словами, это поведение, не соответствующее нормам определенной культуры или общества. Он включает в себя то поведение, которое вызывает негативные реакции и социальный контроль. Сюда же относятся преступления, совершенные в обществе.

То, что считается приемлемым или грубым, зависит от культуры, в которой вы живете. Например, есть левой рукой в ​​арабских странах считается грубым.

Некоторые виды поведения приемлемы для определенных возрастных групп, а некоторые действия незаконны для некоторых возрастных групп.

Например, некоторые люди, склонные к девиантному поведению, делают это, чтобы бросить вызов существующим социальным нормам и добиться перемен.

Кроме того, девиантность также может быть способом самовыражения и самовыражения.

Примеры

Любое поведение, нарушающее закон или противоречащее общественным нормам, может считаться девиантным. Одним из примеров девиантного поведения является употребление наркотиков. Употребление запрещенных наркотиков считается девиантным поведением в большинстве социальных групп.

Совершение актов насилия, таких как нападение или убийство, также считается девиантным поведением.

Другие примеры девиантного поведения включают, но не ограничиваются: воровство, вандализм, граффити, опьянение в общественных местах, праздношатание и мусор.

Прогулы могут рассматриваться как форма отклонения от нормы. Прогулы — это поведение, при котором учащийся регулярно избегает занятий в школе без ведома родителей или учителей.

Поскольку девиантность социально сконструирована (не возникает естественным образом, а создается обществом, в котором она обнаруживается), не существует действий, которые сами по себе были бы ненормальными или повсеместно осуждались всеми обществами во все времена. Таким образом, девиация ситуативна и контекстуальна.

Например, хотя кража считается девиантным поведением в большинстве обществ, она не считается девиантным поведением в некоторых культурах коренных народов, где «воровство» рассматривается как способ перераспределения ресурсов.

Подобным образом, в то время как договорные браки являются нормой во многих культурах, они считаются отклонением от нормы в западных культурах, где люди имеют свободу выбирать себе партнеров.

Некоторые виды поведения приемлемы для определенных возрастных групп, а некоторые действия запрещены для некоторых возрастных групп.

В конечном счете, то, что считается девиантным поведением, варьируется от культуры к культуре и даже от одной социальной группы к другой. В то время как отклонения в обществе часто имеют негативные коннотации, отклонения в культуре не обязательно плохи.

Типы девиантного поведения

Формальное девиантное поведение

Формальное девиантное поведение определяется как поведение, нарушающее официально принятые законы. Этот тип девиантного поведения часто носит преступный характер и может привести к таким наказаниям, как штрафы, тюремное заключение или даже смерть.

Примеры формального девиантного поведения включают, помимо прочего: убийство, грабеж, нападение, изнасилование и растление малолетних (Griffiths et al., 2012).

Неформальное девиантное поведение

Неформальное девиантное поведение определяется как поведение, нарушающее неформальные социальные нормы. Этот тип девиантного поведения часто считается более незначительным, чем формальное отклонение, и обычно не влечет за собой судебного наказания.

Вместо этого, люди, практикующие неформальное девиантное поведение, могут подвергнуться насмешкам или остракизму со стороны сверстников.

Примеры неформального девиантного поведения включают, но не ограничиваются: мусорить, переходить дорогу неположенным дорогам, находиться в состоянии алкогольного опьянения и слоняться без дела (Griffiths et al., 2012).

Хотя неформальное девиантное поведение часто считается менее серьезным, чем его формальный аналог, оно может иметь серьезные последствия. Например, опоздание на работу является актом неформального отклонения, которое может привести к увольнению с работы.

Субкультурное девиантное поведение

Субкультурное девиантное поведение определяется как поведение, нарушающее нормы определенной субкультуры. Субкультура — это социальная группа в рамках более крупной культуры, которая имеет свои собственные ценности, убеждения и поведение.

Примеры субкультурного девиантного поведения включают, но не ограничиваются: групповым насилием, употреблением наркотиков и проституцией.

Хотя субкультурное девиантное поведение часто считается преступным или вредным, оно также может быть способом выражения своей идентичности и солидарности с другими членами своей группы.

Например, многие банды используют насилие как способ установить свою территорию и защитить своих членов, а также создать общее ощущение себя «сильными» и готовыми действовать (Copes & Williams, 2007).

Серийное девиантное поведение

Серийное девиантное поведение определяется как образец повторяющегося девиантного поведения. Например, судимость за несколько преступлений.

Например, подросток, который совершает кражу каждый раз, когда входит в универмаг ради удовольствия, совершает серийное девиантное поведение.

Те, кто обычно демонстрирует неформально девиантное поведение, также могут считаться демонстраторами серийного девиантного поведения.

Например, у кого-то, кто громко рыгает и стоит слишком близко к другим, может сформироваться образ, характеризующийся этим неприемлемым поведением, что приведет к социальному наказанию (Chercourt, 2014).

Ситуационное отклонение

Ситуационное отклонение определяется как поведение, которое считается девиантным в определенной ситуации, но не в других.

Например, публичная нагота считается отклонением от нормы в большинстве общественных мест, но ожидается на нудистских пляжах. Точно так же использование ненормативной лексики считается девиантным только в том случае, если оно происходит в условиях, где ругань не разрешена или осуждается, например, на работе или в школе (Chercourt, 2014).

Даже в этих условиях отношение окружающих к человеку, совершающему девиантный поступок, влияет на то, насколько девиантным считается его поведение.

В то время как некоторые формы ситуационного отклонения могут рассматриваться как безобидные или даже забавные, другие могут иметь серьезные последствия.

Например, хотя состояние алкогольного опьянения во многих ситуациях может быть воспринято другими как развлечение или юмор, вождение в нетрезвом виде может привести к несчастным случаям, травмам и даже смерти.

Типология социального напряжения

(Роберт К. Мертон)

Типология социального напряжения — это теория отклонений, разработанная социологом Робертом К. Мертоном. Теория предполагает, что существует четыре типа девиантного поведения: субкультурное, серийное, ситуативное и культурное.

Теория Мертона основана на идее о противоречии между целями и средствами в обществе. Цели — это то, чего люди хотят достичь, например богатство или успех. Средства — это способы, с помощью которых люди достигают этих целей, например, усердно работают или получают образование.

Когда люди не могут достичь своих целей законными средствами, они могут прибегнуть к девиантному поведению, чтобы получить желаемое. Например, кто-то, кто хочет быть богатым, но не может законным образом заработать достаточно денег, может заняться воровством или грабежом.

Типология социального напряжения помогает понять, почему люди склонны к девиантному поведению. Это также помогает объяснить, почему одни формы отклонений встречаются чаще, чем другие.

Например, субкультурное отклонение чаще встречается в бедных районах, где законные средства достижения целей ограничены. Серийное отклонение чаще встречается у людей, которые в прошлом были вовлечены в девиантное поведение.

А ситуационное отклонение чаще возникает, когда люди оказываются в ситуациях, когда у них возникает соблазн нарушить правила.

Структурный функционализм

Структурный функционализм — это социологическая теория, рассматривающая общество как систему взаимосвязанных частей, которые работают вместе для обеспечения стабильности и порядка.

Теория основана на идее о том, что общество организовано таким образом, что позволяет ему удовлетворять потребности своих членов.

Дюркгейм предположил, что современные индустриальные общества, следовательно, характеризуются моральным беспорядком или «аномией» — некоторые члены общества были более склонны бросать вызов и отвергать общие ценности и нормы поведения, и эта «беспредельность» часто приводила к преступлениям и отклонениям.

Функционалистская точка зрения утверждает, что девиантное поведение выполняет положительную функцию для общества, предоставляя предохранительный клапан для людей, которые не могут справиться с требованиями повседневной жизни.

Например, люди, проявляющие незначительное девиантное поведение, такое как грубость или вспышки гнева, с меньшей вероятностью совершат более серьезные преступления, такие как убийство или изнасилование (Parsons, 1985).

Функционалистская точка зрения также утверждает, что девиантное поведение может привести к социальным изменениям. Например, люди, которые бросают вызов статус-кво и раздвигают границы, могут способствовать позитивным изменениям, таким как повышение равенства или улучшение условий труда.

Ганди, например, часто приписывают помощь в прекращении британского правления в Индии благодаря его девиантному поведению, когда он возглавлял мирные протесты и акции гражданского неповиновения.

Публичное наказание преступников также укрепляет социальную конформность, напоминая членам общества о том, что считается приемлемым и неприемлемым поведением. Другими словами, он функционирует для социального контроля над обществом, усиливая правила.

Теория конфликта

Теория конфликта — это социологическая теория, которая рассматривает общество как систему отношений власти, находящихся в конфликте друг с другом. Теория основана на идее, что общественный порядок поддерживается за счет принуждения и силы, а не согласия или соглашения.

Сторонники теории конфликтов утверждают, что девиантное поведение является результатом социального неравенства. Они считают, что люди, обладающие меньшей властью в обществе, более склонны к девиантному поведению как способу бросить вызов существующему порядку.

Например, бедные люди или представители меньшинств могут прибегать к преступлению, чтобы получить ресурсы, необходимые им для выживания (Bartos & Wehr, 2002).

Эта теория восходит к работам Карла Маркса, который утверждал, что социальные конфликты являются необходимой частью экономических изменений. Маркс считал, что капитализм в конечном итоге приведет к революции, в которой рабочий класс свергнет правящий класс и установит более эгалитарное общество.

Хотя теория конфликта берет свое начало в марксизме, она была адаптирована и расширена другими социологами, такими как Макс Вебер и Рэндалл Коллинз.

Теория конфликта в настоящее время используется для объяснения широкого круга социальных явлений, включая преступность, насилие и дискриминацию (Bartos & Wehr, 2002).

Теория ярлыков

Теория ярлыков — это социологическая теория, рассматривающая отклонения как результат того, как общество навешивает ярлыки на людей. Теория основана на идее о том, что люди, которых называют девиантными, с большей вероятностью будут вести себя девиантно.

Лемерт был одним из первых, кто определил понятие первичной и вторичной девиантности (1951). Первичная девиация – это девиантные действия, которые происходят без навешивания ярлыков на лицо, совершающее действие.

Например, подросток, который пьет алкоголь в обществе на вечеринке и попадается, но получает лишь мягкий выговор от родителей, совершает первичное отклонение.

Вторичное отклонение, тем временем, является результатом ярлыков, которые навешиваются на кого-либо за совершение девиантных действий.

Человек переходит от первичной девиантности (то, что в первую очередь навешивает на него ярлык) ко вторичной девиантности (девиантная идентичность или карьера).

Важность различия между первичными и вторичными отклонениями заключается в том, что все время от времени совершают первичные отклонения с небольшими социальными последствиями.

Теория навешивания ярлыков утверждает, что навешивание ярлыка на кого-то как на девианта заставляет его восприниматься как отличающийся от других. Это различие может привести к дискриминации и социальной изоляции, что, в свою очередь, может привести к дальнейшему девиантному поведению.

Например, человек, заклейменный как преступник, может испытывать трудности с поиском работы или жилья. В результате они могут обратиться к преступлению, чтобы свести концы с концами.

Или человек, признанный психически больным, может быть исключен из общественной деятельности и с трудом заводит друзей. Эта изоляция может привести к дальнейшим проблемам с психическим здоровьем (Becker, 2018).

Теория навешивания ярлыков использовалась для объяснения широкого спектра девиантного поведения, включая преступность, психические заболевания и употребление наркотиков. Теорию критиковали за отсутствие эмпирических данных, но она остается влиятельной точкой зрения в социологии.

Часто задаваемые вопросы

Каковы основные причины девиантного поведения?

Некоторые из основных теоретических подходов, которые социологи используют для объяснения отклонений, включают функционализм, теорию конфликта и теорию навешивания ярлыков.

Социологи установили, что девиантное поведение часто является следствием социального неравенства.

Например, бедные люди или представители меньшинств могут прибегать к преступлению, чтобы получить ресурсы, необходимые им для выживания.

Кроме того, люди, которых общество считает девиантными, могут с большей вероятностью вести себя девиантно из-за дискриминации и социальной изоляции.

В чем разница между девиантным и преступным поведением?

Девиантность – это поведение, нарушающее социальные нормы и вызывающее негативную социальную реакцию. Преступление – это поведение, которое считается настолько серьезным, что оно нарушает формальные законы, запрещающие такое поведение.

Не всякое девиантное поведение является преступлением. Например, социальные нормы в отношении стилей одежды и причесок могут варьироваться от места к месту. Таким образом, тот, кто носит нетрадиционную одежду или делает нетрадиционную стрижку, может считаться девиантным в одном сообществе, но не в другом.

Точно так же люди, которые нарушают законы о несовершеннолетних, например, переходят улицу или мусорят, могут считаться девиантными, но не преступниками.

Точно так же не всякое преступное поведение является девиантным. Например, нарушение закона о запрете продажи алкоголя по воскресеньям не влечет за собой совершение девиантного поступка в обществе, где продажа и употребление алкоголя допустимы.


Является ли девиантное поведение формой несоответствия?

Девиантность – понятие, описывающее несоответствие социальным нормам, ценностям и гражданским ожиданиям. Следовательно, это форма несоответствия.

Тем не менее, не все несоответствия являются девиантными.

Социальные нормы различаются от места к месту, поэтому то, что считается девиантным в одном обществе, может не считаться девиантным в другом. Кроме того, социальные нормы со временем меняются, поэтому то, что когда-то считалось девиантным, может стать приемлемым (и наоборот).

Например, когда-то татуировки и пирсинг считались извращением, но теперь они широко распространены. Тем не менее там, где они остаются необычными, они могут быть нонконформистскими.

Ссылки

Бартос, О. Дж., и Вер, П. (2002). Использование теории конфликтов . Издательство Кембриджского университета.

Беккер, Х. С. (2018). Пересмотр теории навешивания ярлыков 1. В Девиантности и социальном контроле (стр. 41-66). Рутледж.

Шеркур, М. (2014). Энциклопедия социальных отклонений. Reference & User Services Quarterly, 54 (2), 83.

Коэн, А. К. (1955). Мальчики-правонарушители: культура банды. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Коэн, А. К. (2016) Kriminelle Subkulturen. В: Климке, Д. и Леньяро, А. (Hrsg.) Kriminologische Grundlagentexte. Спрингер VS: Висбаден. С. 269-280.

Коэн, А. К. (1957) Kriminelle Subkulturen. В: Хайнц, П. и Кениг, Р. (Hrsg.) Soziologie der Jugendkriminalität. Studien zur Sozialwissenschaft. Опладен: Westdeutscher Verlag. С. 103-117.

Коэн, Альберт К. и Шорт, Дж. (1968). Исследование субкультур правонарушителей. In: Journal of Social Issues , С.20–37.

Коупс, Х., и Уильямс, Дж. П. (2007). Техники утверждения: девиантное поведение, моральные обязательства и субкультурная идентичность. Девиантное поведение, 28 (3), 247-272.

Дюркгейм, Э. (1951). Социология и философия .

Гриффитс, Х., Кейрнс, Н., Страйер, Э., Сэдлер, Т., Коди-Рыдзевски, С., Скарамуццо, Г., … и Джонс, Ф. (2012). Девиантность и контроль. Введение в социологию 2 e.

Лемерт, Э. (1951). Первичное и вторичное отклонение.