Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Задание № 3 ОГЭ по русскому языку | скачать бесплатно
Слайд 1
Средства выразительности Задание 3 ОГЭСлайд 2
Вспомнить: Эпитет Сравнение (сравнительный оборот) Фразеологизм Метафора Гипербола Олицетворение Задание: опознать указанное в формулировке средство выразительности. Задания с выбором ответа и кратким ответом.
Слайд 3
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение и близкое по лексическому значению одному слову. Например: раз на раз не приходится (= разный результат) , не сводить глаз (= пристально , внимательно, неотрывно смотреть ) , буря в стакане воды (= большие волнения по ничтожному поводу), на краю земли (= где-то очень далеко), на седьмом небе (= быть в полном восторге), альфа и омега (= самая суть), бабушкины сказки (= какие-либо небылицы), балансировать на грани (= сильно рисковать). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
Слайд 4
Эпитет — художественное, образное определение (какой?), которое необычно, ярко называет признак предмета в переносном значении. Например: свежий ветер, могучий дуб, изумрудная трава Сравните: Хрустальный (прямое значение) бокал Хрустальные (переносное значение) слёзы . ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
Слайд 5
Сравнение (сравнительный оборот) — образное выражение (слово или словосочетание), в котором один предмет сравнивается с другим: присутствует прямое сравнение с другим признаком. Используются слова как, как бы, точно , словно, будто, как будто . Например: тонкий, как прутик; быстрый, точно ветер . Сравните: Сравнение — [По всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди ] . СПП с придаточным сравнительным — [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
Слайд 6
Метафора — употребление сочетания слов в переносном значении на основе сходства: скрывается (намёк) похожий признак другого предмета. Например: горит костёр рябины, кругом безбрежный океан пшеницы . Сравните: Гнездо (прямое значение) орла. Дворянское гнездо (переносное значение ). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
Слайд 7
Олицетворение — наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками: предметы показаны как живые существа. Например: вьюга поёт, дуб печалится . Сравните: Девочка плакала (прямое значение ). Ива плакала (переносное значение ). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
Слайд 8
Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества. Гипербола — преувеличение размера, признака, действия. Например: сто лет не виделись, тысячу раз тебе говорил . Литота — преуменьшение размера, признака, действия. Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
Слайд 9
Алгоритм выполнения задания : 1. Вспомнить, что означает лингвистический термин, указанный в задании . 2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов. 3. Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности. 4. Выбрать правильный ответ.
Слайд 10
Примерная формулировка задания: 1 ) –Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души , и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.
Слайд 11
Потренируемся… Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. 3)Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. 4 ) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. 4
Слайд 12
Потренируемся… 2 . Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1)Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. 2)Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. 3)Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. 4)Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. 3
Слайд 13
Потренируемся… 3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. Тусклое , едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. 4
Слайд 14
Потренируемся… 4 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1)Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. 2)Собаки , спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. 3)Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. 4)Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. 2
Слайд 15
Потренируемся… 5 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. Косматое нежаркое солнце садилось в леса. Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. 2
Слайд 16
Потренируемся… 6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ . И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. 2
Слайд 17
Потренируемся… 7 . Укажите предложение, в котором используется ЭПИТЕТ. Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. Майское утро дышало особенной прелестью. До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. 4
Слайд 18
Потренируемся… 8 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. 1
Слайд 19
Потренируемся… 9 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. 3)Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. 4)Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. 3
Слайд 20
Потренируемся… 10 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Дикий , торжествующий крик огласил пустынные берега. До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. 4
nsportal.ru
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Готовимся к ОГЭ. Задание 3 | скачать бесплатно
Слайд 1
Готовимся к ОГЭ Задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.Слайд 2
Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например : Спит земля в сиянье голубом. . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
Слайд 3
Эпитет Образное определение , отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
Слайд 4
Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки , И берёзы стоят, как большие свечки . б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Слайд 5
Гипербола излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. В сто тысяч солнц закат пылал. Я сто раз звонил теьбе по телефону, пока ты спал!
Слайд 6
Литота чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Например, мальчик-с-пальчик; Ниже тоненькой былиночки пригнуться нужно.
Слайд 7
Метафора перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Например: Пустых небес прозрачное стекло . (небеса сравниваются со стеклом, союза нет) Багровый костер заката . (закат сравнивают с костром, союза нет)
Слайд 8
Градация расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального) Например, Сейте разумное, доброе, вечное …
Слайд 9
Риторический вопрос это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: И какой же русский не любит быстрой езды? Кто из нас в детстве не рвал штанов?
Слайд 10
Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Например: Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , матушка- Русь!
Слайд 11
Фразеологизм Это устойчивое сочетание слов, употребленное в переносном значении
Слайд 12
Деньги как вода — имеется в виду та легкость, с которой они тратятся Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся Из пустого в порожнее (переливать) — заниматься пустыми, бессмысленными рассуждениями Как две капли воды — похожи, неотличимы Как в воду глядел — предвидел, точно предсказал события,как будто знал заранее Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез Как в воду опущенный – печальный, грустный Дождь как из ведра — сильный дождь Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Слайд 13
Контекстные антонимы Это слова, которые тольк о в данном предложении являются антонимами : Они сошлись волна и камень , Стихи и проза, лед и пламень …
Слайд 14
Тренировочные упражнения
Слайд 15
Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 1) Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! А)эпитет; Б)олицетворение; В)метафора; Г)сравнительный оборот. А
Слайд 16
Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 2) Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. А)метафора; Б)олицетворение; В)гипербола; Г)эпитет. Б
Слайд 17
Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 3)Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. А)олицетворение; Б)метафора; В)инверсия; Г)сравнительный оборот. Б
Слайд 18
Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 4)Золотые искры цветов потухли навсегда. А)олицетворение; Б)метафора; В)гипербола; Г)гротеск. Б
Слайд 19
Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 5)Я знаю в лесу одно дерево: сколько лет уже оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. А)олицетворение; Б)метафора; В)эпитеты; Г)метонимия. А
Слайд 20
Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 6)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. А)эпитет; Б)олицетворение; В)синтаксический параллелизм; Г)фразеологизмы. Г
nsportal.ru
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.»ПОДГОТОВКА К ОГЭ» РУССКИЙ ЯЗЫК .3 ЗАДАНИЕ.ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.ФИПИ.2017г
ПОДГОТОВКА К ОГЭ.
3 ЗАДАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ. ФИПИ
2017год
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
3) Здорово, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…
Пояснение
Сравнение — сопоставление предметов, явлений по принципу сходства. Сравнение присоединяется посредством союзов. В предложении 1 сравнение — как первый тёплый день.
Правильный ответ указан под номером 1.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул…
Пояснение
Метафора — «план лопнул».
Правильный ответ указан под номером 4.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать.
Пояснение.
Метафора — скрытое сравнение предметов, явлений на основе сходства. В предложении 2 метафора: чистил кровь.
Правильный ответ указан под номером 2.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) — Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
Пояснение.
Противопоставление представлено в предложении 1 (могла свободно войти — другие дети не могли попасть).
Правильный ответ указан под номером 1.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
Пояснение.
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым значением. В предложении 3 фразеологизм — провалиться сквозь землю.
Правильный ответ указан под номером 3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм
1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Пояснение.
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым значением. В предложении 2 фразеологизм: «приходят за его счет».
Правильный ответ указан под номером 2.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
Пояснение.
В предложении 2 фразеологизм: телячьи нежности.
Правильный ответ указан под номером 2.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
Пояснение.
Эпитет — образное определение. В предложении 3 эпитет: «холодные, пустые глаза».
Правильный ответ указан под номером 3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
Пояснение.
В предложении 4 фразеологизм: лезут в голову мысли.
Правильный ответ указан под номером 4.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм
1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой…
2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак…
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4) Пришло время удивляться Валерке.
Пояснение.
В предложении 3 используется фразеологизм ПЕРЕВЕЛ ДУХ. Фразеологизм — это устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым смыслом.
Правильный ответ указан под номером 3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
ПОЯСНЕНИЕ.
В предложении 4 фразеологизм: на седьмом небе.
Правильный ответ указан под номером 4.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) (3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси — (4) «Как в доме Ростовых! — поясняла Оленька. — (5) Или Болконских».
2) (7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
3) (23) А она обиделась… (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
4) — (35) Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце…
Пояснение.
Метафора — это перенос свойств одного предмета на другой предмет на основе их сходства. В предложении 36 есть метафора «найти (место) в сердце».
Правильный ответ указан под номером 4.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) (36) А осложнения, как он понимал, грядут.
3) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
4) (40) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
Пояснение.
«Оксану как ветром сдуло».
Правильный ответ указан под номером 3.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад.
4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
Пояснение.
: «пройти тернистый путь».
Правильный ответ указан под номером 3.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгатерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
2) (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) (17) Смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
Пояснение.
Олицетворением называется перенос признаков одушевленного предмета на неодушевленный.
В предложении 11 содержится олицетворение «музыка ушла».
Правильный ответ указан под номером 1.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
Пояснение.
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, обладающее неделимым значением и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде. В предложении фразеологизм — оторвать глаз.
Правильный ответ указан под номером 2.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.
2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
3) (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…
4) (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»…
Пояснение.
«вдоль и поперек».
Правильный ответ указан под номером 2.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
2) (2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
3) (21) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
4) (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
ПОЯСНЕНИЕ:
«(сочинять) на ходу».
Правильный ответ указан под номером 1.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм
1) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
3) — Ну, дают! — разозлился Пашка. — Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…
Пояснение.
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, обладающее неделимым значением и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде. В предложении фразеологизм — все обойдется.
Правильный ответ указан под номером 3.
В каком варианте ответа средством выразтельности речи является гипербола?
1) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.
2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.
3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
Пояснение.
Гипербола — преувеличение.
Правильный ответ указан под номером 2.
УСПЕХОВ НА ЭКЗАМЕНЕ!!!
multiurok.ru
«Решаем 10 заданий — ОГЭ по русскому языку»
Решаем 10 заданий Трен ОГЭ 2019 Галина Николаевна Харичева й
1. Из предложений 9—14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
– Смотри, это твой отец…
(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
(14)И мальчик поверил.
1
2. Из предложений 37—45 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, — тихо сказала она и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
3. Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь — спроси у киномеханика.
4. Замените словосочетание «немецкие танки» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(20)Появились немецкие танки.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 42.
(42)Ему хотелось плакать.
6. Среди предложений 31—38 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь — спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ему было не очень страшно,(1) а иногда даже,(2) наоборот,(3) весело,(4) когда падали фашисты. А когда падали наши,(5) ему казалось,(6) что они потом встанут.
8. Укажите количество грамматических
основ в предложении 17. Ответ запишите
цифрой.
(17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И мальчик поверил. Он уже думал о солдате как о своём отце,(1)и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. Как он гордился своим отцом,(2)а война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, так как(3) ничего весёлого не было в том, как падали люди.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
Проверь себя!
- вСПомнила
- наполнеНо
- кричишь
- танки немцев
- хотелось плакать
- 31
- 23
- 3
- 12
- 25
Оцени себя!
- «5» – 10 баллов
- «4» – 7 – 9
- «3» – 5 – 6
- «2» — до 4-ёх и 4
1)Прочитайте текст ещё раз. 2) Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне».
Пример сочинения 15.2.
15.2 Война не щадила никого: гибли миллионы, оставались без родителей сотни тысяч ребят военной поры. Вот и герой текста Чингиза Айтматова представил во время фильма своего погибшего отца, и невидимая нить соединила его с отцом. Теперь он будет с честью нести свою фамилию и стараться жить так, как учил бы его отец. Об этом финальные строки текста.
Авалбёку очень не хватало отца, хотя он своим детским умом ещё и не осознавал этого в полной мере. В предложении номер 18 находим подтверждение этому.
В предложении номер 15 говорится о том, что мальчик наполнился новым чувством – он ощутил свою связь с отцом.
Война – испытание, война – разрушение, война – разлука. Но ничего не сможет сделать она, потому что ей противопоставлена великая сила духа нашего народа, где даже маленький мальчик будет сверять свою жизнь по жизни своего отца-героя.
kopilkaurokov.ru
Презентация «Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)»
Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью) Костюкова Людмила Тихоновна учитель русского языка и литературыТема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)
Цель урока:
повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными», «Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» — умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Разминка. Задание ОГЭ 3. Игра-конкурс «Фразеологическая дуэль»- Продолжите как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите: «Дальше».
- Два сапога…….
- буря в…….
- топтаться на…..
- кусать…..
- зарубить себе ….
- как две капли…..
- крокодиловы…..
- от корки…..
- ждать у моря….
- принять за чистую…..
- овчинка…..
- проще пареной….
- .обвести вокруг……
- .как бельмо……
- не в бровь……..
- сулить золотые…..
- кисейная…..
- свежо предание…..
- рог……
- на сон……
- голод не……
Объясните фразеологизмы
Сесть в калошу
Совать нос.
Сматывать удочки
Как снег на голову.
В час по чайной ложке.
Как кошка с собакой.
Надуться как мышь на крупу
Кот наплакал.
Путаться под ногами
ОГЭ задание 3
2.«Кто быстрее и правильнее?» Задание (с комментарием) ОГЭ 12.
В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. |
И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка,(3) палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9) тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам хрипло… (Ответ: 1,2,7) |
1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.
4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.
5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.
6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.
9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.
10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
ОТВЕТЫ:- ОТВЕТЫ:
- 1 -3
- 2-3
- 3-4
- 4-2
- 5-4
- 6-6
- 7-3
- 8-3
- 9-2
- 10-3
.
1. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая, подернутая серебристой паутиной.
2. В корчме не было ни одной женщины.
3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения.
4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи.
5. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе.
6.Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.
7. Фродо тяжко клевал носом.
8. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы.
9. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.
10. Вверху плавно покачивалась сплошная завеса желто-серой листвы.
ОТВЕТ
. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая, подернутая серебристой паутиной.
2. В корчме не было ни одной женщины.
3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения.
4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи.
5. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе.
6.Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.
7. Фродо тяжко клевал носом.
8. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы.
9. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.
10. Вверху плавно покачивалась сплошная завеса желто-серой листвы.
III. Повторение задания III. Повторение задания ОГЭ 13ОГЭ 13.Типы СПП по структуре
- Последовательное подчинение – каждая последующая часть зависит от предыдущей;
- параллельное подчинение – придаточные относятся к разным словам одной главной части;
- Однородное подчинение – придаточные относятся к одному и тому же слову в составе главной части или поясняют всю главную часть, отвечают на один и тот же вопрос;
- Неоднородное подчинение – придаточные относятся к одному и тому же слову в составе главной части, но отвечают на разные вопросы;
- Комбинированное подчинение может объединять разные типы подчинения.
Алгоритм определения типа подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными
Выделить грамматические основы
Указать предикативные части
Указать средства связи. Указать характер связи частей сложного предложения
Определить характер отношений между частями СПП (что поясняет придаточное, на какой вопрос отвечает)
Определить вид придаточной части. Сделать вывод о типе подчинения.
ОГЭ задание 13
Анализ предложений 1. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы ты смог увидеть красоту, которая тебя окружает. 2. Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья. (Когда… ), [ ], (которые…).[ ], (чтобы… ), (которая…).
1) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.- (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Яковлев Ю.)
(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (Гайдар А.)
3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (Зверев М.)
1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.- 1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
- 2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
- 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
- 4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
- 5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.
Запись в тетрадях:
последовательное –
параллельное –
однородное –
ОГЭ задание 13. Определить вид подчинения
- Самостоятельная работа Текст для анализа.
- 1) Кто не/боит…ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр…ским утром. (2) Много не/без…нтересных встреч… ож…дает его в пр…тихш..м но по/прежнему живом лесу.
- В/начале зимы без особого труда вы от…щ…те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр…дательски выделяет…ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр…нарядился косой!
- Задания:
- 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
- 2.Запишите номер предложения, в котором есть обособленное распространённое согласованное определение.
- 3.Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.
- 4.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.
- 5.Определите количество грамматических основ 1-го предложения
- 6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «неполнота действия»
- 7.Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
- 8.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
- 9.Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление»
- Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ
- Что повторили?
- С каким заданием возникли сложности?
- На что обратить внимание на следующем занятии?
uchitelya.com
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3 | скачать бесплатно
Слайд 2
Проверяемый элемент содержания (по спецификации) : выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности . Задание типа: поиск средства выразительности в данных предложениях из текста. Задание, проверяющее знание изобразительно – выразительных средств. Обычно это слова в переносном значении. Умей узнавать изобразительно – выразительные средства по характерным признакам.
Слайд 3
Прочитай задание. Вспомни, что обозначает термин, данный в задании, каковы его характерные особенности. Ищи в каждом варианте ответа эти характерные признаки, сопоставляя с примером. Отсекай ненужное слово по заданию.
Слайд 4
5 класс Аллегория, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, ритм, олицетворение, ассонанс, аллитерация, сравнение, метафора, ирония, эпитет, антитеза, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, фразеологизмы 6 класс Рифма, иносказание, антитеза, инверсия, архаизмы , историзмы 7 класс Гипербола, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, ирония, юмор, сарказм, градация, аллегория, гротеск, художественная деталь 8 класс сарказм, градация, гротеск, экспрессия 9 класс эпитет, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, парцелляция, художественная деталь, перифраз, оксюморон, эллипсис
Слайд 5
Слайд 6
5 класс Троп /Фигура речи Определение Роль в тексте Примеры Олицетворение Изображение неодушевленного предмета как одушевленного в баснях, поэмах, сказках Воплощаются отдельные человеческие качества «к ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина» (А.Блок) Аллегория Иносказание. Условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа Показать определенность аллегорического образа или социального явления В изобразительном искусстве женщина с повязкой на глазах и весами в руках – правосудие; в литературе из сказок: волк – олицетворение жадности, лиса — хитрости Антитеза Стилистический прием контраста, противоречие, противопоставление Служит для усиления выразительности речи путем резкого противопоставле-ния понятий Они сошлись: волна и камень, Стих и проза, лед и пламень, Настоль различны меж собой. (А.С.Пушкин)
Слайд 7
– это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления его с другим (образом сравнения). В отличие от метафоры есть объект сравнения. Пример: Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце , снег лежит. А она за мною мчится и кусает , как волчица . Роль в языке: придает тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.
Слайд 8
-это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Пример: Воздух чист и свеж , как поцелуй ребенка. Поют голосистые дрозды. Ночевала тучка золотая …, по лазури весело играя . Роль в языке : дают образную характеристику предмета.
Слайд 9
— это иносказательное изображение явления. Близок локоть, да не укусишь. Дорога ложка к обеду. Соловья баснями не кормят.
Слайд 10
это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. Пример: Белка песенки поёт. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана.
Слайд 11
— это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Пример: Волшебный сон. Лёгкая пуховая цепь. Разрываюсь на части. Роль в языке : придает речи особую выразительность,эмоциональность. Используется для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности.
Слайд 12
это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями (скрытое сравнение). Пример: Волка ноги кормят. Бить челом. Я три тарелки съел. Его перо любовью дышит. Роль в языке : позволяет кратко выразить мысль,служит источником образности.
Слайд 13
это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(единственное-множественное, часть-целое, определённое-неопределённое количество. Пример: Одну минуточку. Делу время, а потехе час.
Слайд 14
-это художественное преувеличение. Пример: Пир горой. Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером.
Слайд 15
— Определение предмета путем отрицания противоположного. Пример: Не дорого ценю я громкие слова, От коих не одна кружится голова. — Художественное преуменьшение (обратная гипербола). Пример: В больших сапогах, а сам с ноготок.
Слайд 16
-это необычный порядок слов в предложении. Пример: Идёт Жилин, всё тени держится. Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную.
Слайд 17
в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску. Пример: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!» И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки…
Слайд 18
это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов. Пример: Вблизи- вдали, вверху- внизу, белое- чёрное, толстый- тонкий.
Слайд 19
-это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример: Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут .
Слайд 20
— сочетание несовместимых понятий в одном художественном образе, создающем новое понятие или представление (соединение несоединимого). Пример: Честный вор. Грустная радость. Сволочь ненаглядная. О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин)
Слайд 21
изобразительные средства языка, которое служат для выражения сильного чувства. Пример: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Слайд 22
Тропы создаются поэтами и писателями. Но просто придумать метафору или метонимию нельзя. Чтобы создать удачный, выразительный троп, нужно очень внимательно наблюдать за жизнью, уметь видеть связи между самыми различными предметами и явлениями.
Слайд 23
а) метонимия; гипербола; эпифора; олицетворение; перифраза б) метафора; анафора; сравнение; олицетворение; ирония в) метафора; эпитет; метонимия; гипербола; аллегория
Слайд 24
И скучно, и грустно, И некому руку подать (М.Лермонтов) а) градация; б) умолчание; в) эпифора
Слайд 25
а) Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному. б) Аллегория – иносказание, намёк, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе. в) Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением.
Слайд 26
а) метонимия; б) риторическое обращение; в) эллипсис
Слайд 27
Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому? 1) сравнение 2) эпитет 3) метафора Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету 1) олицетворение 2) ирония 3) эпитет Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия 1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение
Слайд 28
Часть В Задание части В Определите, какое изобразительное средство использовано в данном тексте («начинает терять силы», «черпал силы у матери»), и запишите его название. Проверяемый элемент Умение определять вид использованного в тексте тропа
Слайд 29
В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными … («точно серебром, распустились кисти белой бахромой»). Выразительности образа способствуют и … («горят снежинки, обсыпает серебром»). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», «в золотом огне»)
Слайд 30
Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А.Пушкин: Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… Выпишите из 4 строфы стихотворения яркий цветовой эпитет. Название какого цвета ни разу не звучит в стихотворении А.Пушкина, хотя именно этот цвет традиционно присутствует в описаниях картин зимы? Укажите название изобразительно-выразительного средства, которое использует А.Пушкин для одушевления картин природы, наделения их человеческими чувствами и переживаниями: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…
Слайд 31
1 вариант ТУЧИ Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. М.Ю. Лермонтов 2 вариант ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М.Ю. Лермонтов
Слайд 32
№ Термин Определение Примеры 1. Градоначальник с фаршированной головой. (М.Е.Салтыков – Щедрин) 2. Противоречие, противопоставление 3. Олицетворение 4. Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Оно не требует ответа. 5. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов) 6. Метафора
Слайд 33
Служить бы рад, прислуживаться тошно ( А.Грибоедов ) 1) ирония 2) фразеологизм 3) синонимы 4) антитеза Прощально благодарили родную землю за тепло и ласку улетающие птицы, и голоса их звучали печально и чуточку виновато (В.Колесов) 1) олицетворение 2) фразеологизм 3) метафора 4) антитеза Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто (О.Берггольц) 1) олицетворение 2) метонимия 3) метафора 4) инверсия
Слайд 34
1) Пришел, увидел, победил. (Ю. Цезарь) 2) Волков бояться – в лес не ходить. 3) …Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов) 4) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь. 5) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (Чехов) 6) Творец Макбета.( Шекспир) 7) У каждого человека в жизни есть цель. Единственная и большая. Ей подчиняются все мысли, поступки. 8) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка. (Салтыков-Щедрин) 9) Мертвая тишина, черная тоска, добрый молодец, мороз-воевода. 10) Мужик изловчился: суп в пригоршне научился варить. (Салтыков-Щедрин ) 1 — эллипсис 2 — градация 3 — анафора 4 — инверсия 5 — эпитет 6 — гипербола 7 — многосоюзие 8 — парцелляция 9 — бессоюзие 10 — перифраз (парафраз) Литературоведческие и лингвистические термины (9 класс) Найдите соответствия. Дайте определения терминам 2, 7, 8.
Слайд 35
Прочитайте стихотворение С. Есенина. Озаглавьте его. В тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Какие средства художественной выразительности есть в этом стихотворении? Приведите примеры. Какое средство художественной выразительности встречается в стихотворении чаще всего? С какой целью его использует автор? Задр…мали звёзды з…л…тые Задр…жало зеркало затона. Бре(з,ж)жит свет на заводи реч(?)ные И румянит сетку неб…склона. Улыбнулись со(н,нн)ые берё…ки Растр…пали ш…лковые косы. Ш…лестят з…лёные серё…ки И г…рят серебря(нн,н)ые росы. У плетня зар…сшая крапива Обр…дилась ярким перламутром И качаясь, шепч…т шаловливо С добрым утром!
Слайд 36
Как называются выделенные слова в следующих отрывках из «Сказки о спящей царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина? Подбери к ним близкие по смыслу слова, которые употребляются в современном языке А) Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Б) Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. В) Коль старушка, будь нам мать, Таки станем величать. Г) В миг по речи те спознали, Что царевну принимали.
Слайд 37
«Своя игра» (по заданиям ОГЭ А3, ЕГЭ В8)
Слайд 38
Тропы 100 200 300 500 700 1000 Фигуры речи 100 200 300 500 700 1000
Слайд 39
эпитет инверсия сравнение метафора олицетворение метонимия Назовите лишнее: синекдоха перифраз олицетворение гипербола литота
Слайд 40
Назовите троп по его определению: разновидность метафоры, состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. а) эпитет б) сравнение в) метонимия г) олицетворение
Слайд 41
Назовите троп и объясните оценочную функцию, которую он выполняет в обоих примерах: а) его глаза сияли, как яркие звёзды на тёмном небосводе; б) его глаза сияли, как медяки на заскорузлой купеческой ладони.
Слайд 42
Определите вид тропа в предложении: В Новый год гуляло всё село. а) олицетворение б) метафора в) метонимия г) перифраз
Слайд 43
Укажите троп, использованный в предложении, назовите противоположный по значению троп, приведите пример. Таких глаз не было на всём белом свете.
Слайд 44
Найдите соответствия (замените одним словом) и назовите троп: солнце русской поэзии весна человеческой жизни прикованный к скале Титан бессмертный творец «Илиады» седая чародейка
Слайд 45
Что не является фигурой речи: а) параллелизм б) многосоюзие в) эллипсис г) синекдоха д) антитеза е) оксюморон ж) парцелляция
Слайд 46
Назовите фигуру речи по её определению: одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана.) а) эллипсис б) парцелляция в) анафора г) параллелизм
Слайд 47
Назовите фигуру речи, использованную в данном отрывке: Родная земля! Прости нас, твоих неразумных детей!
Слайд 48
Назовите фигуру речи, используемую в предложении: Ответом на вопрос было красноречивое молчание. а) эпитет б) антитеза в) оксюморон г) эллипсис
Слайд 49
Какие 2 фигуры речи представлены в этих предложениях? а) Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. б) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари…
Слайд 50
Прочитайте отрывок и определите фигуры речи: Позади большие заботы лета. Хлеб – в закромах. Сено – в скирде. Можно распрямиться. Передохнуть. Что может быть лучше для крестьянина, чем выйти на убранное поле и послушать звонкую тишину?
Слайд 51
Укажи, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «гибкое тело хищника дышало мощью и грацией» 1) Метонимия 2) Эпитет 3) Метафора 4) Сравнительный оборот
nsportal.ru
Презентация по русскому языку «Задание ОГЭ №3 Практикум» скачать
Задание ОГЭ №3 Практикум- Автор работы:
- учитель русского языка и литературы
- МБОУ СОШ № 154
- г. Екатеринбург
- Марина Юрьевна Горбачёва
- 1.2
- 2.4
- 3.2
- 4.2
- 5.2
- 6.1
- 7.4
- 8.1
- 9.1
- 10.3
- 11.3
- 12.2
- 13.4
- 14.3
- 15.4
- Использованная литература: Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./С.В.Драбкина, Д.И.Субботина.-2-е изд.,испр.-Москва:Интеллект-Центр,2017.
uchitelya.com
Leave A Comment