Задание 23 ЕГЭ по русскому языку

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку представлено двумя видами формулировок. Одна группа вопросов связана с определением типа речи (объяснение и практическая работа представлены ниже), другая группа – с установлением смысловой, логической связи между предложениями.  Подобную работу вы делали, выполняя задание 2.

 

 

Формулировка задания:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится

в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45–47 содержится повествование.

 

Задание 21 содержит два вида формулировок. Чтобы проанализировать утверждение 1, 2, 5, нужно уметь определять  типы речи.

 

Повествование – это связный рассказ о событии, которое протекает во времени, о действии, которое  развивается последовательно. Повествование можно перевести в ряд зрительных образов (увидеть кадры кинофильма), к предложениям можно подставить слова: сначала – затем – потом – после этого.

 

Описание – изображение предмета, лица, явления путем перечисления его характерных признаков. Описание – это один зрительный образ (фотография, картина). Мы встречаемся с описанием человека (портрет), жилища (интерьер), природы (пейзаж). Даже если на картине изображены действия, «кадры» не меняются перед глазами, а значит, вы имеете дело с описанием. (Например, картины Айвазовского наполнены движением, но, описывая то, что вы видите, вы используете такой тип речи, как описание.)

 

Рассуждение традиционно вызывает затруднение. Дело в том, что в школе мы привыкли иметь дело с классическим видом рассуждения: тезис – доказательства – вывод. Да, рассуждение строится именно так, и вы таким же образом построите свое экзаменационное сочинение. Но в этом задании вам предлагается проанализировать маленький фрагмент текста. Это может быть лишь небольшая часть рассуждения, вы не найдете здесь тезиса, не увидите вывода. Перед вами – мысль автора, его размышление, раздумье. Вы не сможете создать зрительный образ фрагмента, зато сможете сформулировать тему: над чем размышляет автор, о чем он думает, что говорит.

 

Выполним эту часть задания:

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

Перед нами раздумье автора о своеобразии живописи Берга. Вы не сможете изобразить то, о чем говорится во фрагменте, в виде картинки. Это

рассуждение.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой.

Извлеченные таким образом из контекста, предложения оказываются не связанными по смыслу. Читая предложение 14, вы зрительно представляете глубокое озеро с чёрной водой, предложение 13 тоже позволяет воображению рисовать картину жаркого, безветренного  августа. Не представляя собой единого описания, фрагмент содержит его элементы.

 

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

Перед нами цепочка действий, которые разворачиваются во времени. Фрагмент можно представить в качестве кинофильма: Берг вернулся в город – обнаружил извещение – сел к столу – написал. Это

повествование.

 

Вторая группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания. Вспомните: выполняя задание 1, вы уже устанавливали эти смысловую, логическую связь.

Напомним, какие вопросы могут прояснять эту связь:

— условие (при каком условии?)

— цель (для чего? с какой целью?)

— причина (почему? по какой причине?)

— следствие, вывод (итак, следовательно)

— пояснительные отношения (то есть, а именно)

— объяснение (чем это объясняется?)

— противопоставление (наоборот, но, а)

— аргументация (во-первых, во-вторых)

— уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)

 

Выполним эту часть задания:

(22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг.                                Задаем вопрос: Почему? По какой причине?  

Потому что (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями.

Как видите, предложения потеряли логическую связь, в предложении 23 не содержится указание на причину.

 

(27)Берг рассердился.

Задаем вопрос: Чем это можно объяснить?

(28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?

Ответ верный: предложение 28 объясняет, почему рассердился Берг.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2019: теория и практика

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ–2019 по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания к нему

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?

(6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана…

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда… (10)Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать… (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19)Сохранно… – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать… (45)Пошёл доход… (46)Щи варили… (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*)

Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 12–14 содержится повествование.
  2. В предложениях 18–23 представлено описание.
  3. В предложении 24 перечислены последовательные действия персонажа.
  4. Предложение 41 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 42.
  5. В предложениях 52, 53 представлено рассуждение.
Рекомендации

Задание 23 связано с такими понятиями, как типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Вот несколько практических советов по различению их в речи.

В тексте-повествовании основной частью речи является глагол. Мы наблюдаем, как одно действие сменяет другое. Такой текст можно проиллюстрировать серией картинок. Текст-повествование даёт ответ на вопрос: «Что происходит?»

В тексте-описании основной частью речи является прилагательное. Мы наблюдаем одну картинку, но по ходу чтения она дополняется деталями. Текст-описание даёт ответ на вопрос: «Какой предмет?»

В тексте-рассуждении нет главной части речи. Основное в нем авторская мысль. Мы ничего не видим, а только слышим. Автор общается с нами напрямую, а не через картины. Текст– рассуждение даёт ответ на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем?»

Распространённой ошибкой является смешение двух текстов – рассуждения и повествования. В тексте-рассуждении тоже есть движение, но только это движение связано с развитием авторской мысли. В тексте-повестовании динамика определяется действиями какого-то героя.

Разбор задания

1. (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

Тип речи – повествование (+).

2. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19)Сохранно… – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами…

(21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся.

Тип речи – описание. (–)

3. (24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

Перечислены последовательные действия персонажа. (+)

4. (41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

Предложение 41 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 42. (–)

5. 52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

Тип речи рассуждение (+)

Ответ: 1, 3, 5.

ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Купить

ЕГЭ русский язык задание 23

Типы речи

Видеоурок по теме уже готов: