Русь Киевская (великие князья русские, князья всей Руси, великие князья киевские) | ||||||||
1 | Рюрик I (?*) | Русский | 862-879** | Ладога, Новгород | н. д. | н. д. | Согласно легенде, призван славянами на княжение | Умер; возможно, погиб в походе |
2 | Игорь I Рюрикович | Старый | 879-945 (самостоятельно с 921)** | Киев, Новгород | Примерно 34-44 | Примерно 67-77 | Унаследовал престол в малолетнем возрасте, реально страной по просьбе Рюрика до совершеннолетия великого князя правил опекун, князь Олег (Вещий) | Убитдревлянами (привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое) |
3 | Святослав I Игоревич Рюрикович | 945-972** | Киев, Новгород | 3 или 6 | 30 или 33 | Унаследовал престол в малолетнем возрасте, до совершеннолетия реальным правителем была мать, княгиня Ольга (Святая) | Убит печенегами | |
4 | Ярополк I Святославич Рюрикович | 972-978 (или 980) | Киев, Новгород | Ок. 17 (или 19) | Ок. 23 (или 25) | Получил власть по распоряжению отца | Убит дружинниками брата, князя новгородского Владимира | |
5 | Владимир I (в крещении — Василий) Святославич Рюрикович | Великий, Святой, Креститель, Красное Солнышко | 978 (или 980)- 1015 | Новгород, Киев | Ок. 18-20 | Ок. 55-57 | При поддержке скандинавской дружины отвоевал захваченный братом Ярополком Новгород, а затем завоевал Киев | Умер от болезни |
6 | Святополк I Владимирович (фактически — Ярополчич) Рюрикович | Окаянный | 1015-1016 | Киев | 34 или 36 | 35 или 37 | Вышел из тюрьмы и взял власть после смерти великогокнязя Владимира | Бежал в Польшук своему тестюкнязю Болеславу после военного поражения от брата Ярослава |
7 | Ярослав I (в крещении — Георгий) Владимирович Рюрикович | Мудрый | 1016-1018 | Киев, Новгород | Ок. 38 | Ок. 40 | Захватил Киев, нанеся военное поражение брату Святополку | Бежал в Новгород после поражения в битве на Буге |
8 | Болеслав I Пяст (князь Польши) | Храбрый | Недолгое время в1018 | Гнезно, Киев | Ок. 51 | Ок. 51 | Захватил Киев,оказывая военную помощь зятю Святополку | Вывел войска из Киева после гибели многих польских дружинников от рук местных жителей |
9 | Святополк I Владимирович (фактически — Ярополчич) Рюрикович | Окаянный | 1018-1019 | Киев | Ок. 40 | Ок. 42 | Остался в Киевепосле отбытия польских войск | Бежал к печенегам, узнав о наступлении дружины брата Ярослава |
10 | Ярослав I (в крещении — Георгий) Владимирович Рюрикович | Мудрый | 1019-1054 | Киев, Новгород, Вышгород | Ок. 41 | Ок. 76 | Одержал военную победу над братом Ярополком, после его смерти получил титул великого князя, в 1026 году по мирному договору с братом Мстиславом получил русские земли к востоку от Днепра | Умер от болезни |
10а | Мстислав (в крещении — Константин) Владимирович Рюрикович | Храбрый | 1026-1036(см. 12) | Киев (формально) | Ок. 43 | Ок. 53 | По мирному договору с братом Ярославом получил русские земли к западу от Днепра | Погиб на охоте, после его смерти произошло воссоединение русских земель |
11 | Изяслав I (в крещении — Дмитрий) Ярославич Рюрикович | 1054-1068 | Киев | 30 | 44 | Получил престол по наследству от отца в соответствии с его завещанием | Бежал в Польшук своему племяннику князю Болеславу II Смелому после народного восстания в Киеве | |
12 | Всеслав Брячиславич Полоцкий | Вещий, Волхв, Чародей | 1068-1069 | Полоцк, Киев | Ок. 38 | Ок. 39 | Освобожден из тюрьмы и возведен на княжеский престол восставшими киевлянами | Вернулся в Полоцк, когда к Киеву подошел князь Изяслав с польскими войсками |
13 | Изяслав I (в крещении — Дмитрий) Ярославич Рюрикович | 1069-1073 | Киев | 45 | 49 | Вернулся на престол из изгнания при поддержке польских войск | Бежал в Польшу, а оттуда в Германию после осады Киева войсками братьев Святослава и Всеволода | |
14 | Святослав II (в крещении— Николай) Ярославич Рюрикович | 1073-1076 | Киев | 46 | 49 | Захватил Киев при поддержке брата Всеволода | Умер при операции на шейных железах | |
15 | Всеволод I (в крещении — Андрей) Ярославич Рюрикович | 1076-1077 | 46 | 47 | Пришел в Киев на престол после смерти брата Святослава | Отдал великое княжение брату Изяславу | ||
16 | Изяслав I (в крещени |
Как королевич Владислав на престол Московского царства права предъявлял?
В истории Московии существовал период, когда титулом русского царя в течение почти 24 лет владел будущий великий литовский князь Владислав IV. Правда, фактически управлять царством на востоке он так и не смог.В 1598-1613 годы в Московском государстве наступил период «смутного времени», сопровождавшийся тяжелейшим социально-экономическим и политическим кризисом. После свержения в 1610 году царя Василия Шуйского переходное правительство, состоящее из семи самых влиятельных членов казалось бы всесильной Боярской думы (Семибоярщины), желая укрепить свою власть и одновременно наладить отношения с Речью Посполитой, решило возвести на престол королевича Владислава.
Это был продуманный шаг, который обеспечил бы измученным войнами землям Московии мир и благоденствие. Польско-литвинские законы могли бы защищать любого жителя государства от произвола, который свирепствовал после дикой авантюры Ивана Грозного с опричниной, после трехлетнего голода и кровавых расправ в правление Бориса Годунова.
О союзе с Польшей и Литвой в рамках единой державы московская аристократия мечтала еще при царе Иване Четвертом. Но Грозный хотел править цивилизованной европейскими странами, какими тогда были ВКЛ и Польское королевство, не с помощью законов, но только своей личной волей. Его абсолютизм ничем не мог быть ограничен. И такой государь не нужен был полякам и литвинам. Затея Ивана Грозного с обретением трона Польши и Литвы провалилась, несмотря на усилия боярской дипломатии.
О намерении отдать московскую корону представителю Речи Посполитой Боярская Дума заявляла еще и в 1606 году после провала короткого царствования на Москве «доброго царя» Лжедмитрия Первого. К 1610 году московским боярам надо было поторопиться с выбором – на горизонте маячил приход к власти нового самозванца ( так называемого Тушинского вора Лжедмитрия II).
Королевич Владислав и его родные
Основным условием получения русского трона было принятие будущим царем православия. В официальном приглашении, отправленном боярами польскому королю Сигизмунду и его сыну, было особо подчеркнуто, что Владислав должен почитать чудотворные мощи местных святых и охранять права русской церкви. Причем храмов иной веры в Московском государстве быть не должно.
Таким требованием Дума ограждала страну от новых потрясений. В 1605 году первый Лжедмитрий пытался распространить католическую веру в царстве. Такое обещание он давал своему благодетелю Юрию Мнишеку. Но мечтания Лжедмитрия Первого таки и остались пустым звуком. Церкви в Москве не были перестроены в костелы.
В 1610 году под Москвой стояли польско-литовские войска. Но если Лжедмитрий распустил своих западных наемников, полагаясь на бояр, то Дума 1610 года уже не могла просто так избавиться от хоругвей Речи Посполитой.
Король Владислав IV Ваза
Избранием Владислава на престол Московии бояре хотели добиться сразу двух целей – освободить Москву от западных отрядов (поляков, немцев, литвинов) и взять власть в свои руки. Так как Владислав был достаточно молод (в те годы ему исполнилось лишь 15 лет), члены Думы надеялись, что его власть будет номинальной, а все полномочия перейдут к старым аристократическим родам.
Между Речью Посполитой и Россией должен быть заключен вечный союз. Но при одном важном условии. Литовским и польским панам управлять земскими делами, быть воеводами или наместниками запрещалось. Не допускались к участию в общественной жизни Московии и католики.
Несмотря на серьезные разногласия, в итоге между Сигизмундом и московским двором в 1610 году все же был заключен договор. В августе этого же года Владислав присягнул Москве. Бояре даже заказали для коронации корону с 255 драгоценными камнями. Но на церемонию крещения и венчания королевич Владислав физически не явился. Естественно, и на московский трон он не был венчан шапкой Мономаха.
Серьезным препятствием на пути к русскому трону, было, конечно, требование принятия православия. Будущий русский царь категорически от него отказался. Напротив, отец Владислава Сигизмунд III пожелал, чтобы Московия начала исповедовать католичество. Вдобавок он заявил, что регентом желает стать сам.
Простояв в Смоленске во главе вооруженных отрядов, так и не зайдя в Москву, Сигизмунд вместе с сыном вернулись в Варшаву. Королевич Владислав начал раздавать своим приближенным вотчины в царстве Московском. Но фактически правила страной Семибоярщина.
Однако еще на этапе ведения переговоров в сентябре 1610 года бояре впустили в Москву польское войско. В итоге святейший Гермоген, вначале давший согласие на воцарение Владислава, поднял восстание среди народа. В 1613 году с помощью ополчения, возглавляемого Мининым и Пожарским, ему удалось низложить Боярскую думу. Царем Русского государства стал Михаил Федорович, первый представитель династии Романовых.
Московские бояре всегда цепко держались за власть
Амбициозный Владислав, мечтавший о великой славе, в 1616-1618 гг., поощряемый сеймом, попытался вернуть трон и даже сумел победить в нескольких сражениях. Но большего сделать ему не удалось – захватить Москву он не сумел. Однако титул русского царя он продолжал носить до 1634 года, пока не стал королем Речи Посполитой.
Значительно усилить королевскую власть Владиславу так и не удалось. Более того, после его смерти золотой век для Речи Посполитой закончился. Сразу после кончины короля Владислава в 1648 году началось восстание казаков в Украине. Этим воспользовались шведы, тут же начавшие вторжение. Польша и Литва вступили в полосу жестоких войн, последствия которых были губительны и отозвались в 18 веке распадом державы.
Владислав Жигимонтович — король Всея Руси
В многовековой истории российской монархии всегда хватало претендентов на царскую корону — и законных, и самозванцев. Но вот король Всея Руси случился лишь один. Владислав Жигимонтович — сын польского короля Сигизмунда III- целых 3 года официально числился русским правителем, а формально его царствование продолжалось почти четверть века. И при всем при том это самый неизвестный русский монарх.
Новый варяг
В начале XVII века легенда о призвании варяга Рюрика на Русь получила, что называется, второе дыхание. И вот почему. После убийства Лжедмитрия I скипетр и державу из его рук подхватили родовитые бояре. Они выбрали на царство князя Василия Шуйского. Однако в 1610 году он был захвачен в плен и вывезен в Польшу (где впоследствии и умер в заточении). И московиты осиротели — остались без царя-батюшки. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Кто же правил Московией целых 3 года — с 1610-го по 1613-й, когда на царство наконец-то избрали юного Михаила Романова? Князь Василий Голицын, вызвавшийся временно принять русский престол взамен плененного Шуйского, получил отказ. Вместо этого боярская элита Московии разорвала свои интересы с общенациональными и отправила делегацию в Польшу: призывать на царство нового царя — иноземца и иноверца.
Патриарх и митрополит
6 сентября 1610 года как русский царь принял присягу московского правительства и людей.Польская армия гетмана Жолкевского уже давно заняла Смоленск. И в январе 1610 года князь Мстиславский, бояре Салтыков и Валуев предложили отправить депутацию бояр в Смоленск и начать переговоры о призвании сына польского короля Сигизмунда III — 15-летнего королевича Владислава — на русский престол. Переговоры изменников с поляками велись секретно: в начале года в Москве еще царствовал Василий Шуйский. Но едва поляки вывезли его в Польшу, как в Смоленск прибыла делегация в составе 41 человека. В ней были князь Михаил Салтыков и сын его Иван, князь Василий Масальский-Рубец, князь Юрий Хворостинин, князь Федор Мещерский, дьяк Иван Грамотин.
В делегацию аристократов-изменников затесался и митрополит Филарет: в миру, до пострига, боярин Федор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова. Биографы Романовых утверждают, что он оказался в этой делегации вынужденно: ему угрожали расправой и иного выхода, кроме как отправиться в Польшу, у него не было. Если учесть, что в это же самое время патриарха Гермогена в польском плену морили голодом за отказ подписать воззвание к русскому люду, чтобы тот присягнул царевичу-католику, эта версия выглядит убедительной.
День национального позора
27 августа 1610 года — одна из самых позорных страниц в истории русского народа и Москвы. В тот день раскинулись шатры на огромном девичьем поле и более 300 тысяч москвичей и жителей ближайшей округи добровольно принесли присягу польскому королевичу: 15-летнему великому князю Владиславу Жигимонтовицу. А вскоре, помимо Москвы, Владиславу присягнули города Смоленск, Ржев, Можайск, Полоцк, Лигов… Государев монетный двор начал чеканить монеты с изображением великого князя Владислава.
В Смоленск отбыла депутация с войском в 1 000 человек под началом князя Василия Голицына — встречать и охранять молодого короля Руси по пути в Москву. Поехал туда и Филарет, опять-таки по принуждению князей Мстиславского и Голицына. В одном из смоленских храмов он должен был крестить юного поляка в православную веру и оговорить обстоятельства венчания «новопомазанного» с одной из представительниц аристократических родов Московии — выбор был большой. Смена веры и женитьба на православной боярышне являлись одними из ключевых условий начала царствования новой династии на русском престоле. Казалось, что объединение Московии и Речи Посполитой — свершившийся факт…
О пользе терпения
Сигизмунд остался достаточно противоречивой фигурой в истории Речи Посполитой.Но тут вмешался отец королевича Владислава. Терпение явно не было сильной стороной Сигизмунда III. Если бы процедура окончательного «вживления» его сына в организм русской государственности произошла, то Польша получила бы колоссальные пространства и ресурсы на востоке. Такие, какие и не снились Англии, Испании и Франции в Новом Свете. Сигизмунду нужно было всего лишь немного подождать. Однако царственному отцу самому вздумалось напялить на голову русскую корону. Потом он не пожелал исполнять договоренности о крещении сына в православие и его женитьбе на русской аристократке. Более того, он потребовал, чтобы русские подданные отреклись от православия, и перешли в католичество.
Дело застопорилось. Владислав православия не принял, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. Правда, в столице от имени нового великого князя Московского действовало боярское правительство. Но его положение, как, впрочем, и всех сторонников западного развития страны, присягнувших Владиславу, с каждым днем становилось все более щекотливым.
Сами-то они, конечно, были готовы принять любую веру — ради земель, титулов и денег. Но как весь русский народ убедить в том, что быть рабами чужестранцев на своей родной земле — это здорово?! Масла в огонь подлил старый упрямец патриарх Гермоген: перед смертью он сумел передать послание на волю всему православному люду — встать на защиту родной земли и изгнать оккупантов из Кремля! Да еще на Волге объявились патриоты Ляпунов, Минин и Пожарский, которые взялись собирать одно народное ополчение за другим.
И чем ближе к Москве подступали ополченцы, тем стремительнее менялись политические взгляды вчерашних подданных короля Владислава.
В 1612 году Москва и Кремль были очищены от поляков: боярское правительство королевича Владислава было низложено. Вновь встала проблема выбора нового царя. И тут митрополит Филарет предложил своего сына — Михаила. Дальше случилось то, что случилось: Россией стала править династия Романовых. А Филарет торжественно въехал в Москву патриархом при новом государе.
Параллельный царь
Патриарх Гермоген в польском плену.Избрав нового государя, жители Московии напрочь забыли о своей присяге королевичу Владиславу, данной ему в 1610 году. Бес попутал, бывает. Только вот обиженный королевич ее не забыл. В 1617-м он пошел с войском на Россию, стремясь вернуть престол, отнятый у него, по его убеждению, незаконно. Однако захватить Москву ему не удалось…
В 1632 году Владислав, унаследовав трон отца, стал королем Польши. Видимо, этим его амбиции были удовлетворены, и он сам — Указом от 23 апреля 1634 года — отказался от прав на московский престол. Но почти четверть века до этого он «числился» параллельным русским государем на монархической карте Европы и пользовался титулом великого князя Московского.
Он славный был король
Владислав как король познал и сладость побед, и горечь поражений. Но несомненно одно: это был один из самых толерантных монархов своего времени. Возможно, прояви его властный отец терпение, и крепостное право на Руси было бы отменено на 200 лет раньше. Известно, что Владислав планировал это сделать, причем не из гуманизма, а из практичности: со свободно работающих подданных можно больше взять податей, чем с рабов.
Да и с просвещением у нас бы дело поживее могло пойти. Владислав был хорошо образован, ценил живопись и музыку. Для Польши это вылилось в создание картинной галереи в Варшаве, появление оперного искусства и основание знаменитого Краковского университета. Впрочем, оставим эти фантазии авторам романов, посвященных виртуальной истории.
Права Владислава на московский престол.
По поводу сегодняшней даты репостну свой старый очерк.Повторю свои тезисы:
1. Призвание королевича Владислава на московский престол было осуществлено русским правительством (обычно пренебрежительно именуемое Семибоярщиной) и русским патриархом Гермогеном прежде всего по причине родства кандидата на престол с угасшей династией Рюриковичей.
2. Восшествие на престол нового царя способствовало бы установлению в России парламентской монархии и интеграции страны в европейскую политическую систему.
Как написал френд danieldefo
Мне кажется, что в иноземном царе из европейского правящего дома русские видели несколько возможностей:
— Ограничение власти самого царя.
— Интеграцию в политическую жизнь Европы.
Россия тогда уже настолько окрепла, что все более пристально вглядывалась в динамично развивающуюся Европу, желая играть в европейской политике на равных. Это, безусловно, говорит о все более европейской ментальности русских того времени. Те реформы, которые мы связываем с Петром, как правило зарождались и готовились еще при его отце, Алексее Романове.
Если взглянуть под таким углом, то Владислав на русском престоле ничуть не мешал, а напротив, помогал решать русским новые задачи.
3. Благодаря династическая уния России и Речи Посполитой возникла бы могущественная Славянская империя — государство, равному которому не было бы во всей тогдашней Европе. Перефразируя Пушкина «славянские ручьи сольются в польском море».
Взгляните на карту:
Перед мощью объединённого русско-польско-литовского государства не устояли бы ни германские недогосударства на Западе (напомню, что ещё в 1466 году великий и ужасный Тевтонский орден признал себя вассалом польского короля), ни Османская империя с Крымским ханством на юге.
4. Многообещающий русско-польский союз погубили католический фанатизм короля Сигизмунда III (не позволившего сыну хотя бы для виду принять Православие) и его фанатичное стремление вернуть себе во что бы то ни стало шведский престол, а также хамское поведение поляков в Москве, неуважение их к религии национальным традициям московитов, вызвавшее всеобщее антипольское восстание.
Прямо скажем, история Славянства — это прежде всего история Русских и Поляков. Остальные славянские народы (при всём уважении к сербам, болгарам или чехам) большую часть своего бытия были не субъектами, а объектами мировой истории (про славяно-тюркское «окраинное» недоразумение, ныне именуемое «украинцами» вообще молчу). И очень жаль, что вековая вражда, «спор славян между собою», только ослабила эти две великие ветви Славянского Древа.
Оригинал взят у serg_slavorum в Права Владислава на московский престол.
На написание поста натолкнули комментарии о Смутном времени 17 века одного господина, претендующего на роль истинно-русской интеллектуальной элиты:На самом же деле, давайте вспомним, почему именно королевич Владислав «этнический швед» рассматривался как один из главных претендентов на опустевший престол Московского царства в противовес всевозможным «чудесно спасшимся царевичам Димитриям». Даже несмотря на то, что он был католиком, а к католикам в Московии относились хуже, чем к мусульманам или протестантам.
Начнём с того, что московские бояре, недовольные тем же Лжедмитрием I, тайно отправили переговорщиков к польскому королю Сигизмунду III.
См. у Костомарова:
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kostom/kostom24.htm
Услыхавши, что Сигизмунд не любит Димитрия, бояре поручили гонцу Безобразову передать втайне польским панам, что они недовольны своим царем, думают его свергнуть и желают, чтобы в Московском государстве государем был сын Сигизмунда, королевич Владислав.
После свержения Василия Шуйского семибоярщина опять таки обратилась к королю Речи Посполитой с просьбой отправить в Москву его сына для избрания на престол.
Почему так? В советских учебниках истории объяснялось всё очень просто — бояре, угнетатели простого народа, боясь простой народ, вступили в сговор с польско-литовскими феодалами, чтобы те спасли их от народного гнева. Т.е. используя лексику новейшего времени, стали на путь национал-предательства.
Пусть так. Но почему то же бояре обратились именно к польскому королю, а не к какому-нибудь другому европейскому правителю. Неужели только из-за близости Речи Посполитой?
Или вот, например, оборона Смоленска преподносилась в советской историографии как борьба с польско-литовской интервенцией. Cемобоярщина де снюхалась с интервентами, а смоляне им сопротивлялись до последнего.
Однако ж, у Костомарова читаем:
Смоленск защищался упорно, благодаря мужеству воеводы Шеина. И воевода, и все смольняне охотно присягали Владиславу, но не хотели ни за что, по требованию Сигизмунда, сдавать польскому королю русского города, который король хотел присоединить к Польше
То есть защитники Смоленска не хотели видеть свой город под поляками и литвой, но против самого Владислава в качестве Царя не возражали.
Ранее у того же Костомарова:
Русские города один за другим присягали Владиславу, кроме некоторых, все еще державшихся вора. [Лжедмитрия II]
И наконец, патриарх Гермоген, ревностный противник всяческой иноземщины, до последнего защищавший низвергнутого Василия Шуйского, всё-таки скрепя сердце, согласился с кандидатурой Владислава.
При участии Гермогена, боярской верхушкой были сформулированы следующие условия вступления польского королевича на вакантный престол:
Московское государство избирало царем своим Владислава, с тем, что власть его была ограничена по управлению боярами и думными людьми, а по законодательству думою всей земли. Владислав не имел права изменять народных обычаев, отнимать имущества, казнить и ссылать без боярского приговора, обязан был держать на должностях только русских, не должен был раздавать по польским обычаям полякам и литовцам староств, но мог жаловать их деньгами и поместьями наравне с иноземцами, не мог строить костелов и не должен был дозволять насилием и хитростью совращать русских в латинство, обязывался оказывать уважение к греческой вере, не отнимать церковных имений и отнюдь не впускать жидов в Московское государство.
Итак, мы видим, что камнем преткновения было только вероисповедание Владислава и хищные поползновения его отца (в конце концов и приведшие к краху проекта по утверждению на троне Московской Руси династии Ваза). Во всём остальньм «этнический швед» Владислав московитян устраивал.
В чём же причина?
А причина в кровном родстве династии Ваза с … Рюриковичами.
Кратко приведу выжимку из родословного древа Ваза.
Начнём с отца королевича Владислава Сигизмунда III.
Мать: Екатерина Ягеллонка, дочь польского короля и великого князя литовского Сигизмунда I Старого.
Отец Сигизманда I Старого — король Польши и вел. князь Литвы Казимир IV Ягеллончик
Отец Казимира Ягеллончика — Великий князь литовский и король Польши — Ягайло.
Мать Ягайло — тверская княжна Иулиания.
Отец Иулиании — Великий князь Тверской Александр Михайлович — Рюрикович вот они и появились в родовом древе.
Если дальше вглубь веков проследить родословную то:
Отец Александра Михайловича — святой великий князь Михаил Тверской, мать — святая княгиня Анна Кашинская .
И по отцовской и по материнской линии Александр Михайлович был потомком Всеволода Большое Гнездо (младшего брата Андрея Боголюбского), а через него — основателя Москвы Юрия Долгорукого, в конечном счёте род восходил к Владимиру Святому.
Так что, как видим, с родством с Рюриковичами у Владислава было всё в порядке. И об этом факте знали и московские бояре и сами Ваза. У того же Юхана Витекинда есть упоминание о том, что польский король считал себя родственником прежней московской династии по материнской линии (точную цитату сейча
Что, если бы Владислав Польский стал русским царем
Что произошло?
Положение Московского царства летом 1610 года было бедственным. И начать нужно с того, что в тот момент оно: во-первых, не являлось царством, ибо уже не имело царя, во-вторых, не контролировало собственную территорию за исключением собственно столицы. Кратко описать события последних восьми-девяти месяцев можно было так: полная катастрофа. К Москве стремительно приближался с одной стороны Лжедмитрий II, стоявший лагерем в Тушино, с другой стороны — польский гетман Станислав Жолкевский. Влиятельный митрополит Филарет Романов, которого Лжедмитрий II признавал своим патриархом, вел переговоры с поляками о приглашении на царство Владислава — сына Сигизмунда III.
Единственным спасением был юный воевода Михаил Скопин-Шуйский, родственник царя Василия IV. Увы, в мае 1610-го этот талантливый полководец внезапно умер на пиру в доме князя Воротынского. То есть как умер… Только ленивый не обвинил тогда царя Василия в отравлении молодого воеводы, который, благодаря своим победам, обрел такую популярность, что многим очень захотелось видеть его на троне.
Портрет Владислава Вазы. Рубенс. (Pinterest)
Дни Василия IV были на этом сочтены. Уже в июле 1610-го в Москве поднялось восстание, в результате которого царь был низложен, насильно пострижен в монахи и, вскоре, выдан Жолкевскому в качестве чего-то вроде дара уважения. Трон опустел, а оперативное руководство ситуацией взяло на себя, по сути, самопровозглашенное правительство, вошедшее в историю как Семибоярщина. Путей у него было, по сути, два: признать царем Лжедмитрия II или как-то договориться с поляками. Еще, конечно, можно было попытаться удержать Москву самим, но этот вариант, похоже, даже и не рассматривался. Лжедмитрия II бояре откровенно боялись. Не говоря уже о том, что, признав его, они выглядели бы полными идиотами.
Так был выбран польский путь. На него, пусть и скрепя сердце, согласился даже Московский патриарх Гермоген, преданный сторонник Шуйского и яростный враг Семибоярщины. Его главным условием было принятие Владиславом православия. Того же требовал и Филарет, начавший переговоры чуть ранее. По договору между Сигизмундом и московским правительством Владислав должен был получить шапку Мономаха в обмен на принятие православия. Впрочем, не факт, что королевич не сдал бы древнюю русскую корону в музей. Его отец заказал для сына новую. Короче говоря, путь в Москву был королевичу расчищен. И тут…
Могло ли быть иначе?
Вряд ли. Семибоярщина официально объявила Владислава царем. В Москве даже началась чеканка новой монеты. Не до конца ясно, действительно ли бояре так хотели иметь царем Владислава или это была уловка, но свои обязательства по договору они выполняли старательно и четко. Проблема возникла с польской стороны. Сигизмунд III арестовал членов Великого посольства, включая и Филарета, и князя Василия Голицына (убийцу Годуновых), отправив их в качестве пленников в Польшу. Король хотел полной капитуляции на своих условиях.
Филарет Романов. (Pinterest)
Любопытно, что Владислава в Москве продолжали ждать. Проблема упиралась в две вещи: во-первых, принятие православия очевидно означало отказ королевича от будущих претензий на польский трон, во-вторых, в 1610-м Владиславу было всего 15 лет, то есть он еще не был совершеннолетним. Поэтому Сигизмунд требовал, чтобы его, пока, признали регентом Московского царства. На такое унижение не могла пойти даже Семибоярщина, не говоря уже о гневном Гермогене, который распространял по всей Руси послания с требованием вооружаться против поляков. Ситуация запуталась, переговоры были в целом сорваны, в Москве засели поляки, которые, формально, принимали решения от имени Сигизмунда, а на деле творили, что хотели. Семибоярщина процесс не контролировала. В декабре 1610-го она отправила Гермогена под арест, видимо, чтобы тот не мешал переговорам, но патриарх продолжал рассылать свои послания во все уголки страны.
В 1612-м люди Владислава были из Москвы изгнаны, а еще через год Земский собор избрал царем Михаила Романова. При этом Владислав продолжал пользоваться титулом русского царя. В 1617-м он неожиданно заявил свои претензии на престол и попытался силой забрать то, что за семь лет до этого ему предлагали взять практически даром. Королевич вторгся в Московское царство, но добраться до столицы не смог. Итогом его интервенции стало Деулинское перемирие. Россия потеряла Смоленск, Чернигов, Рославль, Дорогобуж и еще целый ряд территорий, а взамен получила обратно Филарета Романова с другими арестованными послами, икону Святого Николая и отказ Владислава от претензий на трон. Правда, в официальных польских бумагах он так и продолжал именовать себя русским царем до 1634 года.
Что изменилось бы?
В 1632 году Владислав был избран польским королем. Именно избран, ибо в Речи Посполитой власть по наследству не передавалась. Историкам король Владислав IV скорее нравится. Он оказался прозорливым стратегом, незаурядным полководцем, меценатом и толковым антикризисным менеджером. Не дал Михаилу Романову вернуть Смоленск, лихо остановил наступление турок, не позволил втянуть Польшу в Тридцатилетнюю войну и проявлял удивительную для католического короля того времени веротерпимость. Плюс Владислав оказался поклонником высоких искусств и всячески поощрял живопись, а также оперу и театр. В любом случае выдающихся успехов он на польском троне не добился: не сладил со шляхтой, не простроил флот, о котором мечтал, часто менял внешнеполитический курс, чем, в итоге, только ослабил Речь Посполитую.
Деулинское перемирие. Источник: pinterest.comСлучись Владиславу стать одновременно и русским царем, и польским королем (это было бы сложно, потому что ему, каким-то образом, нужно было бы быть для этого и православным, и католиком), он, несомненно, заявил бы свои права и на третью корону — шведскую. Королем Швеции Владислав себя тоже титуловал. Его отец принадлежал к династии Ваза и в конце XVI века правил Швецией. Правда, его, в конце концов, низложили. Владислав хотел вернуть корону отца, объединив силы Московского царства и Речи Посполитой, он повысил бы свои шансы, но не более того. В конце концов, он не обладал железной волей, необходимой для создания подобной империи. России он мог принести стабильность, но мог и посеять в ней хаос. Так точно было бы в том случае, если бы заняв престол, он не принял бы православия. Да и вообще не ясно, готова ли была Семибоярщина, призывавшая его на царство, признать Владислава на самом деле. Скорее всего многие бояре увидели свою выгоду в том, чтобы сыграть на религиозных настроениях. Ведь духовенство, казаки и народ не горели желанием видеть в Москве иноверца. Это наглядно продемонстрировало ополчение Минина и Пожарского.
Сколько царей в истории России отреклось от престола
Насильственная смена власти была довольно частым явлением в истории русской монархии, как и всякой другой. Но не каждое такое свержение обставлялось формальными признаками «законности». С другой стороны, были случаи фиктивного отречения, без утраты власти.
Два фиктивных отречения Ивана Грозного
В декабре 1564 года царь Иван Грозный неожиданно, с малым числом приближённых, выехал из Москвы в Александровскую Слободу. В Москву он отправил два послания, из которых явствовало, что он оставляет трон, так как не может больше исполнять царские функции: бояре-де расхитили его власть. Это притворное отречение, скорее даже – угроза отречением, имела известные последствия в виде молений к царю вернуться на престол и проведения им террористической политики под названием Опричнины.
В 1575 году царь Иван Грозный внезапно для подданных снова отрёкся от царского венца и велел митрополиту короновать на царство бывшего касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Этот шаг Ивана Грозного остаётся одним из самых загадочных в его жизни, и без того полной незаурядных событий. Симеон подписывал грамоты как «великий князь московский», а Иван Грозный обращался к нему с челобитными, как простой подданный. Большинство историков считает, что это был маскарад неуравновешенного царя. В любом случае, реальная власть оставалась в руках Ивана IV. Одиннадцать месяцев спустя Иван Грозный снова вернулся на престол. Впрочем, какая-либо грамота царя об отречении в этом случае даже неизвестна.
В Смуту от престола не отрекался никто
В Смутное время власть менялась часто, но большинство переворотов проходило без юридических формальностей. «Воскрешение» убитого в Угличе сына Ивана Грозного, Дмитрия, делало в глазах русских незаконным избрание на царство Бориса Годунова и передачу им власти сыну Фёдору. Последнего, перед вступлением в Москву самозванца в июне 1605 года просто задушили. Самого же Лжедмитрия в мае следующего года убили тоже без всяких грамот и актов, так как его самозванство, обличённое перед всеми, делало излишним его отречение.
Избранный вслед за этим царь Василий Шуйский был свергнут в 1610 году в результате дворцового переворота и принудительно пострижен в монахи. Письменная грамота об отречении составлена тоже не была, но её как бы заменили монашеские обеты Шуйского. Впрочем, и их изрекали за него (сам Шуйский отказался их произносить). Очевидно, что Василий Шуйский продолжал считать себя законным царём. Это подтверждает и то, что, когда его в сентябре того же года выдали полякам, Шуйский пребывал в мирской, не в монашеской одежде.
Царь Михаил Романов своими действиями подтвердил, что Шуйский, умерший в плену в 1612 году, сохранял свой царский сан вплоть до смерти, а династия Романовых была избрана на уже освободившийся престол. Прах Василия Шуйского был в 1635 году вывезен из Польши и перезахоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, вместе с предыдущими законными царями.
Так кто же из царей Смутного времени формально отрёкся от престола? Как ни удивительно, но это был один лишь польский король Владислав. В 1610 году боярская дума и освящённый собор призвали его (тогда ещё принца) на московский трон вместо Шуйского. Хотя Владислав так и не прибыл в Москву, но продолжал гордо именоваться «царём московским» до тех пор, пока в 1634 году, после Смоленской войны, не согласился сложить этот титул.
Эпоха дворцовых переворотов
В 18 веке монархи на престоле менялись часто. Но и в эту эпоху дело обычно обходилось без юридических формальностей. Когда в 1741 году власть захватила дочь Петра I Елизавета, формально царствовал её внучатый племянник Иван VI, которому шёл всего второй год. Понятно, что Иван не мог подписать отречение от престола. Не подписывал он ничего и впоследствии (его вообще хотели изолировать от информации о его царском статусе, но он в тюремном заключении узнал о нём). Не подписывала за Ивана VI никаких актов об отречении и его мать, регентша Анна Леопольдовна, свергнутая вместе с ним.
Единственным русским монархом в 18 веке, подписавшим документ об отказе от прав на престол, стал Пётр III. Это произошло на следующий день после переворота, в котором он был свергнут своей женой, Екатериной II. Письменный отказ от власти не спас, однако. Петра от расправы со стороны заговорщиков.
19 век и революция
В ночь на 12 марта 1801 года заговорщики, свергавшие Павла I, пытались заставить его подписать акт об отречении. Но император наотрез отказался, за что и был убит на месте.
Его второй сын Константин, обладавший правом на престол при бездетной кончине Александра I, не хотел царствовать и заранее, в 1823 году, составил секретный манифест об отречении. С оглашением манифеста в 1825 году произошла заминка. Армия и правительственные учреждения успели принести присягу на верность Константину. Тому пришлось снова письменно подтверждать свой отказ от трона. В связи с этим возникают споры: можно ли считать, что Константин формально царствовал эти несколько дней.
Александр II, женившийся в 1880 году морганатическим браком на княжне Екатерине Долгоруковой, рассматривал перспективу отречения от престола и ухода в частную жизнь. Ещё раньше, в 1865 году его сын и наследник, будущий Александр III, также грозился отречься от прав на трон, если отец не разрешит ему жениться на княжне Марии Мещерской. Однако до реализации этих намерений дело не дошло.
В мартовские дни 1917 года Николай II подписал два манифеста об отречении. Согласно первому, престол переходил его 12-летнему сыну Алексею при регентстве брата Михаила. Но царь приостановил его обнародование и подписал второй манифест – об отречении за себя и сына в пользу брата. Михаил отказался принять корону без санкции Учредительного Собрания, которое так никогда и не состоялось. Спорным с юридической точки зрения является вопрос, может ли Михаил Александрович считаться последним русским царём.
***
Таким образом, подписи об отказе от прав на русский престол оставили в истории только пять человек. Это: Владислав, Пётр III, Константин, Николай II и Михаил. При этом только двое из них реально царствовали: Пётр III и Николай II, и им обоим царский венец стоил в итоге жизни. Михаила, брата Николая, отказ от власти тоже не спас. Повезло в этих случаях лишь тем, кто находился вдали от русских столиц.
Без всяких юридических формальностей было насильственно лишено власти больше русских монархов. С момента учреждения царского титула такая неприятная процедура была проделана над Фёдором Годуновым, Лжедмитрием I и его женой – венчанной царицей Мариной Мнишек, Василием Шуйским, Иваном VI, Павлом I и Александром II. Из них один только Шуйский умер естественной смертью.
Читайте также:
О правлении короля Владислава IV Ваза. — Реальное время
Крымское ханство и Речь Посполитая в правление Владислава IV Ваза
Фото: портрет Владислава Вазы работы Питера Пауля Рубенса, 1624 г.Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил цикл статей о взаимоотношениях татарских государств (Золотой Орды и постордынских ханств) со странами нынешнего Европейского союза. В рамках цикла наш автор описывает историю взаимодействия Орды и Великого княжества Литовского и Польши. Сегодня речь пойдет о правлении короля Владислава IV Ваза.
Крепость стоила жизни казаку
Одним из интереснейших аспектов истории является вопрос отношений крымских татар с Речью Посполитой в правление императора Владислава IV. В отличии от периода правления Сигизмунда III Ваза этот период небогат на события политической истории. Походы крымцев отслеживаются по немногим источникам. Королевич Владислав IV Ваза принял власть в сложный период. Перед самой смертью Сигизмунда III русский царь договаривался с крымским ханом о совместных действиях против Речи Посполитой. Гетман Петржицкий в 1632 г. предупреждал приграничных старост о возможности татарских набегов.
Нужно сказать, что в 1632 г. новый-старый хан Джанибек-Гирей II уже не ссылался на обычаи предков и, называя себя правителем Большого Улуса и Большого Юрта, крымского трона, кыпчакской степи, неисчислимых ногаев, горных черкесов, татов и тавгачей, обращался к королю Владиславу как к великому падишаху и правителю многих христианских владений. Сообщалось, что гетман Бара (С. Конецпольский) предлагал крымцам мир. Упоминалось, что крымский визирь Мехмед Ага предлагал С. Конецпольскому изгнать казаков с Днепра и заплатить большое хазине (дань, то есть харадж, который в славянских источниках обозначался как выход). Это предложение мира, скорее, походило на вызов. Формула титулов хана в анд-намэ восходила к переписке Мехмед-Гирея I с Сигизмундом I Старым.
Казацкий вопрос для Крыма обострился в 30-х годах XVII в. В 1635 г. казаки пять раз беспокоили татар и турок своими набегами, и татарский и турецкий послы в Варшаве требовали казнить гетмана Ивана Сулиму. Тот, возвращаясь из похода, уничтожил польскую крепость Кодак. Против него была отправлена карательная экспедиция во главе с С. Конецпольским, и он был выдан своими же людьми.
Паша поплатился головой за поход на Украину
В 1634 г. хан все также обращался к королю с пышным титулом. Сообщалось, что С. Конецпольский обращался с просьбой мира к Османской Империи. В ответ было отправлено посольство Хассан Мирзы. Он клялся сохранять дружбу с королем. За это требовал уплаты большого хазине. В ультимативной форме требовалось изгнать казаков и не позволять их чайкам плавать на Черном Море. Со своей стороны хан обещал не отправлять крымские войска во главе с калгой и нурредином на польские земли. Он обещал, что удалит Кантемира из Аккермана и переселит мирз в Крым. По словам Джанибека-Гирея II Владислав IV обещал удалить казаков с Днепра, не позволить спускать их чайки на воду и послать дары (vergü) хану, если тот удалит Кантемира из Аккермана. К полякам был отправлен с посольством Муртазы-паши. Также сообщалось, что хан был готов запретить походы беш-баш за ясырем.
Татарский и турецкий послы в Варшаве требовали казнить гетмана Ивана Сулиму. Тот, возвращаясь из похода, уничтожил польскую крепость Кодак. Фото day.kyiv.ua
Крымский хан Джанибек II помогал Османам и в 1631 г. его войска также воевали в Восточной Анатолии против кызылбашей. Польский дипломат Голански в 1633 г. писал о нападении буджакцев на Подолье и большом ясыре. Нападение было предпринято турецким Абазой Мехмедом пашой, который сместил на посту Очаковского паши Муртазу-пашу. В 1633 г. в октябре войска Кантемира перешли Днестр и атаковали войска С. Конецпольского у Каменца-Подольского. Гетьман С. Конецпольский разбил татар под Сасовым Рогом. Это сражение было частью большой кампании. По сведениям польских источников в ней принимало учасие 4 тыс. янычар, а также 18 тыс. в других частях. Кроме того, на Подолье воевали 17 тыс. турок, 500 молдаван и 14 тыс. крымцев.
Экспедиция турок Абазы-паши организированная вместе с ногайцами Кантемира провалилась, а сам паша был казнен после нее. Об этой кампании упоминал Павел Пясецкий. Татарский посол Ибрагим прибыл в Краков в марте 1633 г., когда уже правил Владислав IV. Посол предлагал королю дружбу со стороны хана. Еще одно посольство прибыло в ноябре 1633 г. Хан желал даров от поляков и не получив их попробовал установить союз с Михаилом Романовым, предлагая свою помощь в Смоленской войне. Не получив желаемого результата ханские послы пошли на перемирье с поляками и получили от них посольские дары от польского посла С. Нарайовского. В 1634 г. татары выступили на стороне Османов в войне с Ираном. В 1635-1637 гг. в Крымском ханстве была очередная усобица. 9 марта 1637 г. крымцы хана Инает-Гирея и запорожцы П. Павлюка под Аккерманом воевали против буджакцев Кантемира. Халим-Гирей указывал, что в 1634/1635 г., воспользовавшись уходом крымского войска в иранский поход мирза Кантемир напал на крымские владения. Хан, услышав об этом, сразу же развернул войска и направил их против буджакцев. Он сражался с ними под Аккерманом. Хан принудил братьев Кантемира Урака и Кельмамета принести присягу на верность ханству и конфисковал их имущество. В Османскую Империю написали жалобу на действия Кантемира, который вероятно принял участие в авантюре Абаза-паши.
Как татары с османами ссорились
Хан писал о Кантемире османскому султану, однако тот не стал наказывать вождя буджакцев, и в ответ на это Инает-Гирей разграбил Кефе. Пользуясь ситуацией, братья Кантемира убили калгу и нуреддина под Аккерманом. За правосудием хан обратился к султану и при личной встрече поругался с Кантемиром. Хан был казнен Османами. Отношения с турками настолько накалились, что в 1637 г. хан Бахадыр-Гирей отправил посла в Речь Посполитую просить о помощи против Османов. Он просил несколько тысяч воинов, а за то предлагал, чтобы польскими вассалами стали Трансильвания, Молдова, Валахия. Однако Речь Посполитая не согласилась на эти условия. Крымский хан подчинился султану, участвовал в экспедиции на Иран и в 1638 г. взял там большую добычу. В 1641 г. турки и крымцы выступили в поход для отвоевания Азака у донских казаков. В 1640 г. Бахадыр-Гирей воевал с черкесами. Халим-Гирей указывал, что Бахадыр-Гирей освободил Азак от казаков и умер в 1640 г. Реальная хронология опережала указанную в хронике на два года. Сообщалось, что Ислам-Гирей III собирал налоги (дань) с черкесов, а сам хан добился возобновления выплаты джизьи от русских, Кырым-Гирей прославился в войне с кызылбашами Сефевидов.
В 1635 г. новый крымский хан Инает-Гирей через своего посла Гази-Агу начал переписку с Владиславом IV. Он сохранил пышный титул посланий Джанибека II, но стал упоминать полный титул Сигизмунда III как польского и шведского короля, кроме того, к титулу был прибавлены титулы как правителя Чернигова и Смоленска. Хан ссылался на время Менгли-Гирея и Девлет-Гирея I, а также на время Сигизмунда II Августа как время дружбы. Крымский хан требовал денег и даров от поляков. Польский король отправил дары ханскому двору, и хан выражал удовлетворение от того, что Крым спокоен, не опасаясь нападений казаков. Дары и флорины были доставлены поляками в Джанкерман. Польскому королю предписывалось не нарушать мир с турецким султаном и удерживать своих людей от вторжений в Молдавию и Валахию. Хан приписывал себе как заслугу, что его войско из 100 тыс. не беспокоит польских земель. В конце письма крымский хан самодовольно заявлял, что в его воле находятся татары, ногайцы, черкесы, кабардинцы, кумыки, и указывал, что с ними его войско составляет 200 тыс. Конечно же, это очень большое преувеличение.
Владислав IV обещал удалить казаков с Днепра, не позволить спускать их чайки на воду и послать дары (vergü) хану, если тот удалит Кантемира из Аккермана. Фото wikiwand.com
Эшафот для крымского хана
Успехи польского и украинского оружия дали основания для подготовки общественного мнения к завоеванию территорий Крымского ханства. Ш. Старопольский, С. Жолкевский, В. Лубенецкий, А. Липский, Ф. Олешко говорили о возможности уничтожения Крымского ханства. Ш. Старовольский и Г. Щесны призывали к строительству оборонительных замков против татар. П. Грабовский призывал к колонизации Дикого поля. В 20—30-х годах XVII в. наметилось сближение крымцев с запорожцами. Нужно отметить, что в 1637 г. казацкие атаманы Павлюк, Полурус, Гудзан помогали под Аккерманом Бахадыр-Гирею против буджакцев. И, вероятно, именно за временный союз с запорожцами османы и решили казнить Инает-Гирея.
Крымцы все так же воспринимали этих казаков не как своих союзников, а как временных компаньонов. В 1637 г. запорожцы и донские казаки взяли Азак. Донцы находились в Азаке на протяжении 1637—1642 гг., а запорожцы, вернувшись на родину, начали очередное антиправительственное восстание. В декабре 1637 г. отряды казаков были разбиты под Кумейками и Боровицей. Я. Острянин бежал к русским на Слободскую Украину, а Д. Гуня — к донцам. Подавление казачьих восстаний было как нельзя кстати, поскольку отвечало требованиям турок и татар прекратить набеги казаков. Время с 1638 по 1648 гг. в Польше известно, как «Золотое спокойствие». Запорожцам была навязана «Ординация Войска Запорожского», ограничившая их количеством записанных в реестр, в Сечи на Мыкытыном Роге находился правительственный комиссар. Крымцы лишь иногда беспокоили Речь Посполитую своими набегами.
В то время в Крымском ханстве происходили не менее драматические события. Султан Мурад задумал сменить Инаета Бахадыром и отправил против крымцев свое войско. Инает писал Османам, что на его сторону перешли братья Кантемира Урак-мирза и Сельман-шах и что он готов выступить против турков, и требовал выдать знатных заложников. Навстречу туркам к Очакову было выслано войско во главе с калгой Хусам-Гиреем, но братья Кантемира около переправы у Очакова изменили хану: по приказу султана был задушен Инает-Гирей. Вслед за ним турецкий правитель казнил Кантемира, дабы устранить эту постоянную головную боль для ханства. Бахадыр-Гирей казнил Урак-мирзу и Сельман-шаха, а также начал репрессии против рода Мансур. Было казнено 25 мирз, и только 15 мирз спаслись бегством к русским и на Волгу. Речь Посполитая в 1639 г. укрыла у себя Азамат-мирзу. Он перешел на службу к полякам. В 1639 г. крымский хан получил дары от короля из рук польского посла К. Дзержека. Принял дары посол Кутлу-шах. Речь Посполитая платила крымцам сумму размером в 30 тыс. флоринов, одна часть была в деньгах, вторая — в одежде и мехах.
Худой мир лучше доброй ссоры
Походы казаков были зафиксированы и итальянцем Э.Д. д’Асколи. Он сообщал, что где-то 30 лет назад от 1634 г. росы, они же казаки, мстили набегавшим на них ежегодно татарам. Называл он их днепровскими казаками. Упоминались также казаки и на Тани (Дону). Упоминалось, что часть польских казаков подданных уходит на Дон, и что донцы и днепровцы дружны между собой, хотя их правители и враждуют. Сообщалось, что они нападают с моря и недавно опустошили Гезлев и Карасубазар. Указывалось, что казаки внушают страх и туркам, и татарам. Сообщалось, что поляки также начали строить против татар фортификации паланки (городок, укрепление из кольев, свай, палисад; иногда земляное укрепление, без бастионов). В 1639 г. запорожцы совершили поход на Джанкерман. Крымцы сильно опасались запорожцев. В 1640 г. крымцы в ответ совершили набег на польские владения. Воеводы пограничных русских городов сообщали о том, что в 1643 г. крымцы были разбиты наголову, а Тугай-бей ранен. Татары спасались бегством в Буджак или возвращались домой пешком.
Нужно сказать, что в 1637—1640 гг. крымцы активно переписывались с Речью Посполитой. В 1637 г. новый хан Бахадыр-Гирей продолжал традицию титуловать себя пышным титулом, а Владислава — титулами польского и шведского короля. Он все так же ссылался на времена стариной приязни. Сообщалось, что дары должны быть доставлены в Бахчисарай с сопровождением, чтобы с ними ничего не стало в Диком Поле. Ритуально повторялись фраза о цецорских договоренностях 1595 г. и отправке возов с дарами в Джанкерман. Хан уверял, что не угрожает владениям польского короля и что тот в свою очередь не должен угрожать данникам султана и владениям хана. Повторялось требование ликвидировать опасность со стороны казаков, в частности, указывалось на то, что нельзя, чтобы они атаковали Джанкерман и переходили Днепр. Бахадыр-Гирей с своей стороны обязался удерживать ногайцев от набегов. В том же году (в июле) прибывали послы от калги. Первое посольство возглавлял Хуссейн Чавуш. Калга ссылался на времена Сигизмунда III и недавнюю волю Бахадыр-Гирея. Повторялись требования обеспечить безопасность османских вассалов и городов, а также Крымского хана. Предписывалось уберечь владения крымского хана от вторжений казаков, в ответ обещал не допускать нападений татар и ногайцев. Польский король должен был отправлять упоминки.
Репродукция картины «Азовское сидение». Художник Н. А. Драгунов. Фото rusplt.ru
В ответ на это посольство Владислав IV отправил письмо, и оно было передано через крымского посла Арслана. В нем упоминалось о посольстве Хуссейна-чавуша. Польский правитель говорил, что уважает древние договоренности и намерен быть хану другом и отправил своих гетманов с войском, чтобы не допускать казацких нападений на турецкие и крымские владения. Однако до сведения хана доводился тот факт, что казаков невозможно уничтожить полностью потому, что те укрываются на реке.
В письме от 1640 г. Бахадыр-Гирей вместо пышного титула назвал себя правителем Большого улуса и Крымского трона, а Владислава IV правителем Польши, Литвы, Рутении и Пруссии, что контрастировало с более ранними документами. Хан выражал удовлетворение, что король выставил стражу и не допускает плавания казаков и их нападений, со своей стороны обещал не допускать набегов крымцев и ногайцев и указывал, что разбойников, ходивших в походы за ясырем, переселил из Аккермана и Джанкермана в Крым. Между тем хан упоминал, что ранее казаки совершали нападения на владения хана и султана, кроме того указывал, что король давал крымскому послу подарки vergü и hedaya, но не посылал большое хазине, много раз обещая послать эту дань, но так и не послав ее.
Хан требовал дань в 15 тыс. флоринов в деньгах. Бахадыр-Гирей, очевидно, этими требованиями хотел вернуть реалии правления Менгли-Гирея. Также оговаривалось, что кроме этого нужны подарки vergü и hedaya. Сообщалось, что к полякам отправлялось посольство Кувват-бея. Хан обязывался удерживать своих подданных от набегов и упоминал также, что польский король должен удерживать от походов своих казаков тоже.
Крымцы пошли в поход после Курбан-байрама
Позже, в том же году (1640) с похожими требованиями были отправлены письма от нуреддина Кырым-Гирея и калги Ислам-Гирея. Нуреддин требовал устранения даже возможности нападения и требовал, чтобы казаки убрались с Днепра. Нурредин употребил для себя пышный титул, назвав польского короля коротким титулом, требовал даров vergü и hedaya, а также дани хазине.
Сообщалось, что казаки ранее опустошали владения мусульманских правителей и что по воле хана татары и ногайцы не опустошают земли короля. Нуреддин сообщал, что отправил к королю посольство Девлет-Гази. Калга Ислам-Гирей называл полный титул польского короля, прибавляя к нему Чернигов и Смоленск. Сообщалось, что калга отправил посольство Арслан-Аги к королю. Все так же он требовал даров vergü и hedaya. Сообщалось, что он будет удерживать крымцев от нападений на королевские земли, если только король не будет допускать нападений днепровских казаков на мусульман. В январе-феврале 1640 г. крымцы совершили набег. В начале февраля они воевали у Василькова и Копачова, ограбили Германы и Обухов, перешли Днепр по льду и воевали у Переяслава и разорили много городов, принадлежавших И. Вишневецкому. Польские гетманы не успели их перехватить, и крымцы вернулись в свои степи с добычей.
В 1641 г. к власти пришел Мехмед-Гирей IV. В 1643 г. крымцы совершили поход на Речь Посполитую, став кошем у Камышна и опустошая земли между Сулой и Хоролом. И. Вишневецкий со своим войском вышел против них и нанес им поражение. Это была частная кампания одного из пограничных беев. В декабре 1643 г. была замечена концентрация войск татар под Очаковом. В ответ на это магнаты собрали войска и под командованием С. Конецпольского стали в Виннице. 30 января 1644 г. произошла битва между Тугай-беем и С. Конецпольским под Ахматовым. Станислав Освенцим сообщал, что от молдавского господаря и своих лазутчиков С. Конецпольский узнал о готовящихся походах татар. По его сведениям, татар возглавляли Тугай-мирза из клана Аргын и Темир-ага, казначей нуреддина. Нарушая религиозные запреты, крымцы пошли в поход после Курбан-байрама. В поход не пошел хан, уклонились от него и ногайцы, мотивируя опасностью со стороны калмыков. Трудности сопровождали поход крымцев с самого начала, от переправы через Днепр у Тавани, и они переправились через Днепр только в районе Кичкас в непосредственной близости от баз запорожских казаков. В битве под Ахматовым храбро сражались С. Чарнецкий и И. Вишневецкий. Отряд C. Чарнецкого рассеял отряд татар около переправы и обратил их в бегство. Крымцев гнали до Синих Вод, и в реке Синюха многие из крымцев потонули. Пленные татары сообщали, что у Тугай-бея была инструкция не идти в направлении Буджака и не давать генерального сражения. Польского войска было 20 тысяч (в том числе запорожцев в числе 6 тысяч), а татар порядка 20 тысяч. При этом в первой стычке у мельницы было 500 татар, а во второй — 6 тысяч. В плен было взято много татар, а их лошади зимой 1644 г. были изнурены из-за сложной зимы.
Репродукция картины «Возвращение казаков». Художник Йозеф Брандт. Фото rusplt.ru
Как казаки стали союзниками мусульман
По мнению польского исследователя Л. Подхородецки, крымцы в одной битве потеряли 4 тысяч воинов. До Хмельничины наметилось превосходство Речи Посполитой над Крымским ханством. С. Конецпольский разрабатывал план войны с крымцами на вражеской территории, Владислав IV пытался договориться с Венецией и Папой Римским об антимусульманской коалиции. Они были намерены раз и навсегда решить крымский вопрос. Об этих намерениях знали и в Крыму. Выступление крымцев на стороне казаков в 1648 г. в поэме Джан-Мухаммеда диктовалось опасностью со стороны поляков. Сенат Речи Посполитой отказался выплачивать крымцам упоминки. Неудача под Ахматовым привела к воцарению Ислам-Гирея ІІІ. Поражение войск Мехмеда IV Гирея обусловило его отставку. Зимой 1645—1646 гг. его нуреддин Гази-Гирей совершил поход против русских. С. Конецпольский в 1646 г. предложил русским союз. Предлагалось, чтобы русские заняли Крым, а поляки должны были занять причерноморские территории. Венецианский посол Джиованни Тьеполо искал союза с поляками против турок и вел переговоры по созданию антимусульманской лиги. Эти переговоры подвигли Гиреев искать союзников. И такие союзники вскоре появились. В июле 1647 г. крымские татары вели тайные переговоры c запорожскими казаками, которые готовили восстание против Речи Посполитой. Это было впервые в практике Крымского ханства, когда казаки при восстании против поляков заручились поддержкой крымцев. Прежние вожди казачьих восстаний и подумать не могли заключить с Гиреями союз против польского короля.
В 1646 г. новый хан Ислам-Гирей III отправил Владиславу IV очередное анд-намэ. Он подписался пышным титулом, а Владислава IV назвал королем Польши, правителем Рутении, Литвы, Ливонии, Киева, Мазовии. Сообщалось, что польский король удерживал казаков от нападений, а крымский хан обязывался удержать от этого и своих людей. Хан не требовал большого хазине, а только даров vergü и hedaya. В 1646 г. крымский посол Ислам-ага отказался от требований упоминков.
И только восстание украинцев во главе с Б. Хмельницком коренным образом изменило ситуацию. Крымцы, чтобы не спровоцировать поляков, подчеркнуто вежливо вели себя еще в 1647 г. Польский посол Г. Стемпковский в 1647 г. предлагал русским альянс против крымцев. В сентябре 1647 г. польские послы К. Пац и Г. Тиханович обсуждали с русскими союз против крымцев. Также за это выступал А. Кысиль. В 1644 г. крымцы нападали на русское пограничье и пришли под Тамбов, Путивль, Севск. Зимой в 1645 г. крымцы пришли под Валуйки и Курск. Нужно отметить, что крымцы не принимали участия в казачьих восстаниях, да и сами казацкие вожди до 1647 г. не призывали татар на помощь, поэтому и терпели поражения, поскольку казацкая кавалерия не могла сравниться с польской гусарией и они уступали в мобильности. Да и татарская конница на протяжении первой половины XVII в. часто проигрывала гусарии. Договор с Речью Посполитой в 1646 г. рассматривался в Крымском ханстве как временная и вынужденная мера. Невзирая на то, что Османы запретили крымцам воевать против поляков, те выступили на стороне восставших. Крымская знать хотела, чтобы поляки возобновили уплату упоминков. В самой Речи Посполитой события 1648 г. продолжали восприниматься как гражданская война (wojna domova), подобная рокоши (официальное восстание против короля, на которое имела право шляхта во имя защиты своих прав и свобод) в Речи Посполитой и прежним казачьим восстаниям.
Речь Посполитая в 1635 году. Фото wikipedia.org
Правда, от них война 1648 г. серьезно отличалась участием татар и перерастанием конфликта из междусословного в межэтнический после победы казаков и татар в Корсунской битве. В Речи Посполитой поняли серьезность происходящих событий только поражения под Корсунем. И. Ерлич воспринимал начало этого восстания не более чем разбой холопов. Сенатор польского сейма, православный магнат А. Кысиль национально-освободительную борьбу украинцев во главе с православной шляхтой воспринимал как восстание холопов, а победы Б. Хмельницкого — как триумф разбойников и поганых (то есть татар-мусульман). При этом он призывал отнестись к ним со всей серьезностью, поскольку считал, что в отличие от крестьян Подгорья (гуралей и украинцев-галичан) крестьяне Поднепровья привычны к войне и огнестрельное оружие позволяет им одерживать победы над польской конницей.
Ярослав Пилипчук
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
лет правления и интересные факты
Владислав IV родился 9 июня 1595 года. Его отцом был Сигизмунд III. Предполагалось, что он вступит на престол России в 1610 году. 27 августа (6 сентября) он присягнул на верность московскому двору и народу. Рассмотрим далее, чем стал сын польского короля, королевский сын Владислав.
Общие сведения
По договору 1610 года, заключенному под Смоленском между Московским двором и Сигизмундом, князь Владислав должен был получить власть.При этом практически сразу началась чеканка от его имени. В 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Однако православие преемник не принял и в Москву не приехал. Соответственно, он не был коронован на царском престоле. В октябре 1612 года поддерживающая его боярская группа была свергнута.
Королевич Владислав: краткая биография
Его мать скончалась через три года после его рождения. Большое влияние при дворе в то время использовала Урсула Мейерин. Вырастила Владислава.Примерно в 1600 году Урсула, по-видимому, потеряла часть своего влияния. У ее ученика появились новые учителя, вокруг него появились совсем другие наставники. Среди них, в частности, были Анджей Шолдрский, Габриэль Преванчуш, Марек Лентковский. Кроме того, князь Владислав дружил с Адамом и Станиславом Казановскими. Есть сведения, что он увлекался живописью, а позже стал покровительствовать художникам. Князь говорил только по-польски. Однако он умел читать и писать на латыни, итальянском и немецком языках.
Грамота Сигизмунду
Призыв князя Владислава носил сугубо официальный характер. Ему и его отцу было отправлено специальное письмо. В нем изложены основные условия избрания его королем. В частности, согласно документу, ему была дана власть над всеми городами после того, как он принял христианство. Поскольку он был протестантом, ему следовало креститься в Москве. Будущий царь должен был защищать церковь от разорения, поклоняться чудотворным реликвиям и чтить их. Запрещалось основывать церкви другой веры ни в одном городе.Не разрешалось насильно обращать людей в другую религию. Ни в коем случае нельзя было отбирать у храмов и монастырей землю, деньги, урожай. Напротив, князю приходилось выделять средства на жизнь министров.
Не разрешалось вносить какие-либо изменения в должности и должности, существовавшие в государстве, запрещалось вводить литовцев и поляков в управление земскими делами. Им не разрешалось назначать их воеводами, командирами, старейшинами и губернаторами.Были сохранены прежние вотчинные усадьбы и имения владельцев. Изменение государственных зарплат разрешалось только с согласия Думы. Аналогичное правило распространяется на принятие законов, вынесение приговоров, в частности смертных приговоров.
Речь Посполитая и Россия должны были жить в мире и заключить военный союз. Было запрещено мстить за усопших при свержении Лжедмитрия. Стороны также обязались вернуть заключенных без выкупа.Правила торговли и налоги не должны были меняться. Кроме того, крепостное право должно было стать взаимным. По казакам должно было быть принято особое решение. Вместе с Думой он должен был решить, находиться на российской земле или нет. После свадьбы нужно было очистить землю от воров и чужаков. Король имел право на возмещение. Судьба Лжедмитрия II также решалась письменно. Его нужно было либо поймать, либо убить. Марина Мнишек должна была быть возвращена в Польшу.
Семибоярщина и князь Владислав (Смута)
1610 год был для московского двора довольно тяжелым. Василий Шуйский был свергнут Семибоярщиной. 15-летний потомок Сигизмунда получил власть заочно. Однако отец выдвинул условия для избрания князя Владислава. Прежде всего, Сигизмунд хотел, чтобы люди обратились в католицизм из православия. Бояр, в свою очередь, попросили отправить Владислава в Москву для обращения в христианство. Сигизмунд ответил решительным отказом.Однако он предложил себя регентом-правителем страны. Это предложение было неприемлемо для бояр. Все это привело к враждебным действиям сторон. В частности, Владислав IV организовал военный поход. В 1616 году он попытался вернуть себе власть. Ему даже удалось выиграть в нескольких боях. Однако захватить Москву ему не удалось. Несмотря на приглашение князя Владислава на русский престол, он его не принял. Однако титул сохранялся за ним до 1634 года.
Свержение Семибоярского края
В сложившейся ситуации Святой Ермоген начал отговаривать Думу от призыва Владислава.Однако бояре стояли твердо. Дело в том, что они давно готовили государственный переворот. Довольно быстро был свергнут Шуйский, практически сразу же подписан договор с Сигизмундом. Оставалось только привести Владислава, крестить его и короновать. Гермоген, понимая, что ситуация в государстве развивается не так, как ожидалось, начинает беспокоить народ. Он рассылает письма по городам с призывом ехать в Москву и свергнуть власть поляков. За это его пытали. Однако волнения в народе не прекратились, а, наоборот, усилились.В результате произошло восстание под руководством Пожарского и Минина. Народ пошел в Москву и низложил Боярскую думу. Романов взошел на престол.
выводы
Стоит сказать, что 15-летний Владислав не мог быть каким-то грамотным королем. В то время он еще не мог принимать решения, и все действия за него выполнял его отец. Более того, Сигизмунд поставил условия против предложений Боярской думы. При этом польские послы уже находились в суде и не находились под влиянием тех или иных решений.Конечно, москвичам это не понравилось. Возможно, толчком к восстанию послужило игнорирование Владиславом традиций. Они сказали, что он не только молод и еще не может управлять государством, поэтому он не приехал на крещение и свадьбу. Следовательно, провозглашение его царем России не имело законного основания.
Военные походы
Перед тем, как начать править в Речи Посполитой, Владислав участвовал в нескольких сражениях. Среди них были поездки в Москву. Кроме того, он участвовал в войне с Османской империей в 1621 году, со Швецией — в 1626-1629 годах.За это время, а также во время своего путешествия по Европе (1624-1625) он познакомился со спецификой военного искусства. Королевич Владислав всегда считал военное дело самым главным. Особенными способностями ведения войны он не отличался, но проявил себя довольно искусным полководцем.
Политика
Сначала князь Владислав отказался от тесного взаимодействия с Габсбургами. В 1633 году он пообещал равенство православным подданным и протестантам, вынудив католика Радзивилла одобрить закон.Последнему ничего не оставалось, как пойти навстречу под угрозой передачи ключевых постов в Содружестве протестантам. В том же году Владислав назначил Ксыштофа Радзивилла на высокий пост губернатора Вильно. В 1635 году последний стал великим литовским гетманом. Протестантская шляхта заблокировала попытку Владислава начать войну со Швецией. В 1635 году было подписано Штумсдорфское перемирие. В связи с этим Владислав возобновил союз с Габсбургами, заключенный его отцом.
Браки
Польский король Владислав был дважды женат.Он попросил папу Урбана пообещать дать ему разрешение жениться на протестантской принцессе. Однако ему отказали. В начале 1634 года он отправил Александра Припковского к Карлу I с секретной миссией. Посланник должен был обсудить супружеские планы и помочь в восстановлении польского флота. На собрании 19 марта 1635 г. состоялось обсуждение брака. Однако только 4 би
.Король Георг VI — Первое обращение по радио (стенограмма-аудио-видео)
[ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: текстовая версия ниже транскрибируется прямо с аудио. (2)]
В этот тяжелый час, пожалуй, самый роковой в нашей истории, я отправляю в каждый дом моих народов, как дома, так и за рубежом, это послание, сказанное такая же глубина чувств к каждому из вас, как будто я смог переступить ваш порог и поговорить с вами сам.
Второй раз в жизни большинства из нас мы находимся в состоянии войны.
Снова и снова мы имеем пытался найти мирный выход из разногласий между мы сами и те, кто сейчас наши враги. Но это было в напрасно. Мы были втянуты в конфликт. Ибо нас зовут, с наших союзников, чтобы ответить на вызов принципа, который, если бы преобладание было бы фатальным для любого цивилизованного порядка в мире.
Это принцип, который позволяет государству в эгоистическом преследовании власть, чтобы игнорировать свои договоры и свои торжественные обещания; который санкционирует применение силы или угрозы силой против суверенитет и независимость других государств.
Такой принцип, лишенный всякой маскировки, несомненно, просто примитивное учение о том, что «сила — право»; и если бы этот принцип был во всем мире, свобода нашей страны и всего Британского Содружества Наций будет в Опасность. Но гораздо больше — народы мира были бы в рабстве страха, и все надежды на прочный мир и безопасность справедливости и свободы между народами будет прекращена.
Это главная проблема, которая стоит перед нами. Ради всего что мы сами дорожим, а мировой порядок и мир, это немыслимо, что мы должны отказаться от ответа на этот вызов.
Именно ради этой высокой цели я сейчас призываю своих людей дома и народы по ту сторону морей, которые сделают наше дело своим. я спрашиваю им оставаться спокойными, твердыми и едиными в это время испытаний. Задание будет тяжело. Впереди могут быть темные дни, и войны больше не может быть ограничены полем боя.Но мы можем делать только то, что видим правы, и с благоговением передайте наше дело Богу.
Если все и оставим решительно верен ему, готов к любой службе или жертве он может потребовать, тогда с Божьей помощью мы победим.
Да благословит и сохранит нас всех.
Статус авторских прав в США : Текст = Неизвестно.
.
Leave A Comment