Поделят ли ЕГЭ по русскому на профиль и базу?

Министерство образования и науки завершило обсуждение концепции преподавания русского языка.
Одним из важных вопросов являлся вопрос о разделении ЕГЭ по русскому языку на профильный и базовый уровень.

Исходя из важной роли русского языка в нашей стране и в мире, участники обсуждения пришли к выводу, что выпускной экзамен делить на уровни не стоит.

То есть предполагалось, что при появлении уровней ЕГЭ существующий контрольно-измерительный материал выйдет на уровень профиля, а базу придётся ещё больше упростить. Такой подход к изучению родного языка, конечно, был бы неприемлем.

Благодаря знанию русского языка, благодаря пониманию его структуры, его истории, его эволюции, русский человек приобретает ценные знания, которые являются залогом успешного старта в любой профессиональной сфере. И это не только о грамотности. Культура поведения, богатство речи, широта кругозора во многом основываются именно на лингвистических знаниях.

Поэтому нам остается только порадоваться мудрому решению Министерства образования.

Смотрите также:

Опубликовано Автор bukvaРубрики Новости

repetitor-nk.ru

В фас и в профиль. В России ЕГЭ по русскому языку разделят на два уровня | ОБЩЕСТВО: Архив | ОБЩЕСТВО

После ежегодных школьных экзаменов даже Минобрнауки России, наконец, рассталось с приятным заблуждением о довольно высоком уровне начитанности и грамотности «среднестатистического» молодого человека, оканчивающего школу. 

Не всё благополучно в плане овладения школьниками русским языком. Новая концепция, предложенная министерством, призвана улучшить  общую грамотность и кругозор юных россиян. 

Ликбез для Маугли

В книжном магазине у стенда, где предлагаются пособия в помощь изучению русского языка в начальной школе, замерла респектабельного вида дама, листая справочник по правописанию. На вопрос продавца: «Сколько лет вашему ребёнку?», последовал ответ: «Семнадцать. Но в вопросе письма он совершенный Маугли. Так что мне нужен учебник для начинающих. Возможно, вообще для иностранцев».  

Это при том, что в 2015 г. по результатам ЕГЭ Адыгея перебралась из красной неблагополучной зоны в жёлтую: 13 человек набрали по русскому языку 100 баллов, число двоечников сократилось с 209 до 71. 

«А чему радуемся, собственно? По новым стандартам, школа гарантирует школьнику и его родителям стопроцентное овладение знаниями, в том числе и по русскому языку. Поэтому 100-балльников и тех, кто сдал единый экзамен на 90 баллов, должно быть в разы больше. А у нас есть те, кто в сентябре с горем пополам сдавал экзамен по русскому», — подчеркнула

специалист по допобразованию Адыгейского филиала Университета РАО Лариса ГУТОВА. 

Вернуть стране грамотность призвана единая концепция преподавания русского языка. 

Новая концепция преподавания русского языка и литературы затронет несколько направлений: преподавание русского языка как государственного, преподавание русского языка как иностранного и преподавание литературы в школе. 

Над концепцией работали представители Института русского языка им. В. Виноградова, Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, а также Государственного литературного музея. 

Однако, несмотря на громкие названия, проект концепции преподавания русского языка и литературы, созданный специалистами Минобрнауки России, вызвал горячие споры в педагогической среде. 

Мало того, что в новом году школьники перейдут на новые учебники, которые будут соответствовать такой же новой концепции, так ещё изменится преподавание самого предмета: подобно математике, ЕГЭ по русскому языку будет теперь разделён на два уровня — базовый и профильный. 

Ненадёжный уровень

По мнению разработчиков концепции, «необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку — базовый и профильный. На базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью. Профильный уровень ЕГЭ по русскому языку предназначается для учащихся, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях филологической и лингвистической направленности». 

«Я как-то не совсем понимаю, что значит базовый русский язык, что значит профильный? Как делить будем? Опять упрощать, чтобы большинство не заморачивалось и сдавало, что полегче? Не многовато ли упрощений в школах России?» — удивляется

победитель Нацпроекта «Образование» Алексей Стальной. 

Практика сдачи двухуровневого ЕГЭ по математике показала, что эксперимент с переходом на разные уровни провалился. 

Базовый уровень по математике был изначально предназначен для единиц — детей, откровенно слабых в математике, а сдавало базовый уровень ЕГЭ в Адыгее подавляющее число выпускников.  

«Я против разделения математики на уровни. Что такое базовый уровень? Это материалы 7-8-го класса, материалы для слабых детей. Базовый уровень должны сдавать единицы, а у нас его сдаёт подавляющее большинство выпускников. Это выглядит особенно дико, когда касается учащихся математических школ. В математических классах час профиля оплачивается, а учитель работает на базовом уровне, особо не заморачиваясь. Как это можно, чтобы из всего математического класса только двое сдавали профильный уровень математики? Но ещё страшней то, что многие не смогли сдать даже базового уровня!» — рассказала, подводя итоги ЕГЭ,

Лариса Гутова.

Как предрекают педагоги, та же ситуация ждёт российские школы с разноуровневым русским языком и литературой, особенно на фоне растущей безграмотности. Поэтому у новой концепции столько же сторонников, сколько противников. 

За Леди Гагу!

Менять, по мнению ведущих педагогов Адыгеи, необходимо всю школьную систему, а не заниматься косметическими преобразованиями отдельных предметов, тем более русского языка, в котором наши дети и так с трудом разбираются.

«Все учителя, с точки зрения знаний, посрамлены Интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети. Но речь идёт об энциклопедических знаниях, а не обучении. Поэтому школу надо менять, а не реформировать», — считает

доцент кафедры отечественной литературы и журналистики Адыгейского гос-университета Нелли Шишхова

К новым реформам неравнодушны и родители.  

«Школа забирает у детей десять самых лучших лет жизни. Все эти десять лет они учат поэзию Пушкина и Тютчева, штудируют историю Государства Российского, изучают физику и химию. А что родители и государство получают на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги? Вот о чём надо думать, а не сотрясать школу всё новыми и новыми реформами», — считает многодетная мать Анна Черкашина.

Года три назад отбирали слова-символы мира. Одним из важнейших стало «перезагрузка». В итоге пошёл обратный процесс. Неудивительно, что ректор МГУ Виктор Садовничий хватается за голову: абитуриент самого престижного вуза страны на экзамене слово «шёл» написал через «о».  

Надежда КАБАНОВА, первый замминистра образования и науки Адыгеи: 

«Пока в школах Адыгеи речь об изменении учебного процесса не идёт. Сейчас все российские школы только знакомятся с концепцией. Учебники, которые соответствуют единой концепции преподавания русского языка и литературы, пока только разрабатываются. 

Реформы коснутся преподавания русского языка в старших классах так же, как математики. В образовательных стандартах для начальной школы и среднего звена нет разделения математики на базовый и профильный уровни. Однако в старшей школе могут произойти изменения. Федеральные образовательные стандарты могут быть скорректированы с учётом единой концепции преподавания русского языка и литературы».

Ведь уже сегодня каждый старшеклассник вправе выбрать себе школу, класс, где на преподавание математики отводится больше или же, наоборот, меньше часов.

Задача новой концепции преподавания русского языка и литературы — сформулировать базовые основы по всему комплексу задач, которые касаются развития русской словесности.

Александра БАРАНОВА, кандидат филологических наук:

«Лично у меня, как у преподавателя-практика, вызывает сомнение разделение экзамена по русскому языку на базовый и профильный. При таком варианте многие ученики сдадут базовый уровень русского языка в 9-м классе. Профильный единый государственный экзамен останется лишь для будущих филологов. А таких сейчас и так-то немного. То есть в полном объёме русский язык будет изучать только небольшая часть школьников. 

Хотелось обратить внимание на то, что сегодня вопиющая высота безграмотности царит в обществе во всех сферах, даже высокопоставленные чиновники и журналисты пишут с грубыми ошибками. При этом Минобрнауки упрощает школьную программу, в результате чего школьники не получат необходимый объём знаний. Пока ЕГЭ сдают в форме тестов, мы не поймём, научился ли выпускник школы рассуждать, есть ли у него образность мышления, владеет ли он красивой русской речью или нет. Если не владеет, значит его обманули.

Не со старшей школы надо начинать борьбу с безграмотностью. Измените преподавание русского языка с начальной школы, и уже в средней школе дети не допустят большинства ошибок. Это будет настоящая система, нацеленная на грамотность ребёнка, которую преподаватели оттачивают с 1-го класса.

Если же говорить о литературе, то основной её прокол — насыщенность и несоответствие возрасту школьника. Содержание учебников ежегодно прирастает, в отличие от количества часов. Надо пересмотреть список авторов. За четверть столетия в литературе появились новые имена. И не лекциями старшеклассников надо загружать, а сделать так, чтобы на уроке звучало живое слово учителя».

Смотрите также:

www.adigea.aif.ru

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

В преддверии экзаменационного тестирования проблема подготовки к ЕГЭ по русскому языку становится особенно актуальной как для учащихся старших классов, так и для их родителей. Как показывает опыт предыдущих лет, зачастую занятия с выпускниками сводятся к выполнению определенного типа упражнений. Они представлены в демонстрационных версиях единого госэкзамена на разных сайтах. При этом столкнувшись с нестандартным заданием в ЕГЭ по русскому языку, учащиеся далеко не всегда могут решить его самостоятельно.

Другая проблема, которая существует в методике подготовки к аттестационному испытанию, — отсутствие четкого алгоритма. Многие педагоги и сами выпускники уверены, что для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку достаточно заучить правила по включенным в экзаменационные тесты темам. Такое утверждение ошибочно. Для качественной подготовки к аттестационному испытанию необходимо прежде всего выявить пробелы в знаниях старшеклассников. Делать это следует не только путем прохождения нескольких тестов, но и наблюдая за успехами учащихся в динамике. Без четкого механизма организовать такие занятия невозможно.

Опытные педагоги «Школково» предлагают принципиально новый подход к подготовке к аттестационному испытанию: от простого к сложному. Наш сайт выстроен таким образом, чтобы старшеклассники смогли в режиме онлайн определить разделы, нуждающиеся в повторном изучении, вспомнить необходимый теоретический материал и узнать все хитрости ЕГЭ по русскому языку. Освежив в памяти базовую информацию, учащиеся могут закрепить собственные навыки, попрактиковавшись в выполнении упражнений. Сделать это можно, перейдя в каталог заданий по русскому языку.

Заниматься на сайте «Школково» могут не только выпускники из Москвы, но и учащиеся, проживающие в других городах. Начните готовиться уже сейчас, чтобы претендовать на конкурентные баллы по итогам сдачи экзаменационного тестирования!

russkij.shkolkovo.net

ЕГЭ 2016 по русскому языку деления на базу и профиль не будет — 22 Августа 2015 — Блог

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал об изменениях, которые уже были внесены в ЕГЭ 2015 года, а также о тех, которые планируются к введению в последующие годы.

Фото: http://im.kommersant.ru

В первую очередь глава ведомства сообщил об отмене части А, которая получила расхожее название «угадайки», когда из нескольких предложенных вариантов ответа школьникам нужно выбрать один правильный. В этом году часть А была отменена в ЕГЭ по русскому языку, а по другим предметам было значительно уменьшено количество таких заданий. Он напомнил, что эта часть экзаменационных заданий и ранее отсутствовала в ЕГЭ по математике и литературе. Продолжение начатой практики по максимально возможному исключению тестовой части из контрольно-измерительных вариантов ЕГЭ планируется в 2016-2017 годах. Происходить это будет постепенно и поэтапно.

Еще одним изменением стало введение устной части в единый государственный экзамен по иностранным языкам. По мнению Кравцова, умение говорить – это одна из главных компетенций в данном учебном предмете, поэтому введение устной части призвано формировать у школьников навыки общения на иностранном языке, которые особо необходимы современному человеку.

Также по предложению ассоциации учителей математики ЕГЭ по данной дисциплине был разделен на базовый и профильный уровень. В этом году выпускники смогут сдать или профильный или базовый уровень, или сразу оба уровня.

Организационные моменты также претерпели изменения: июльской сессии сдачи ЕГЭ не будет. Это делается для того, чтобы снять дополнительную нагрузку с педагогов, за счет чего они смогут уже в июле пойти в отпуск, а общеобразовательные заведения смогут начать готовиться к новому учебному году. Зато в этом году вводятся, помимо досрочного в апреле и основного в мае-июне, два новых этапа сдачи ЕГЭ: в феврале и сентябре. Рособрнадзор предполагает и в последующие годы проводить ЕГЭ в данные четыре волны.

По поводу возможного разделения ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни Кравцов ответил однозначно, что, так как русский — это государственный язык, то в этом экзамене сохранятся единые требования для всех выпускников школ. Таким образом, по данному предмету останется один уровень, тем более что для поступления на любую специальность необходимо предоставить в ВУЗ результаты этого ЕГЭ. О базовом уровне не может быть и речи.

zentr-gia-ege.ucoz.ru

разделение ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровень не планируется

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал об изменениях, которые уже были внесены в ЕГЭ 2015 года, а также о тех, которые планируются к введению в последующие годы.

Фото: http://im.kommersant.ru

В первую очередь глава ведомства сообщил об отмене части А, которая получила расхожее название «угадайки», когда из нескольких предложенных вариантов ответа школьникам нужно выбрать один правильный. В этом году часть А была отменена в ЕГЭ по русскому языку, а по другим предметам было значительно уменьшено количество таких заданий. Он напомнил, что эта часть экзаменационных заданий и ранее отсутствовала в ЕГЭ по математике и литературе. Продолжение начатой практики по максимально возможному исключению тестовой части из контрольно-измерительных вариантов ЕГЭ планируется в 2016-2017 годах. Происходить это будет постепенно и поэтапно.

Еще одним изменением стало введение устной части в единый государственный экзамен по иностранным языкам. По мнению Кравцова, умение говорить – это одна из главных компетенций в данном учебном предмете, поэтому введение устной части призвано формировать у школьников навыки общения на иностранном языке, которые особо необходимы современному человеку.

Также по предложению ассоциации учителей математики ЕГЭ по данной дисциплине был разделен на базовый и профильный уровень. В этом году выпускники смогут сдать или профильный или базовый уровень, или сразу оба уровня.

Организационные моменты также претерпели изменения: июльской сессии сдачи ЕГЭ не будет. Это делается для того, чтобы снять дополнительную нагрузку с педагогов, за счет чего они смогут уже в июле пойти в отпуск, а общеобразовательные заведения смогут начать готовиться к новому учебному году. Зато в этом году вводятся, помимо досрочного в апреле и основного в мае-июне, два новых этапа сдачи ЕГЭ: в феврале и сентябре. Рособрнадзор предполагает и в последующие годы проводить ЕГЭ в данные четыре волны.

По поводу возможного разделения ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни Кравцов ответил однозначно, что, так как русский — это государственный язык, то в этом экзамене сохранятся единые требования для всех выпускников школ. Таким образом, по данному предмету останется один уровень, тем более что для поступления на любую специальность необходимо предоставить в ВУЗ результаты этого ЕГЭ. О базовом уровне не может быть и речи.

extern-mos.ru

Профильный ЕГЭ по русскому требует индивидуального обучения

— Ирина Петровна, когда говорят о ЕГЭ то непременно задают вопрос: кто составляет   экзаменационные материалы?

— Созданием  контрольных измерительных материалов занимается Федеральный институт педагогических измерений. Именно здесь работает федеральная предметная комиссия по русскому языку. Но это вовсе не означает, что в состав комиссии входят исключительно московские  специалисты. В 2012 году в утверждённом составе комиссии специалисты из  Москвы, Санкт- Петербурга, Северодвинска, Омска, Челябинска и других регионов. Это кандидаты наук, учителя высшей квалификации, сельские педагоги, методисты, преподаватели вузов, научные сотрудники. В обязанности комиссии  помимо апробирования и экспертизы новых КИМов входит и разработка направлений  совершенствования. Но прежде чем проекты разработанных материалов, например, на 2012 год,  будут утверждены, идет широкое обсуждение с педагогическим сообществом. Так, подготавливая материалы ЕГЭ на 2012 по русскому языку, комиссия провела пять конференций, на которых обсуждались все изменения.

— В последнее время одним из дискуссионных вопросов стал вопрос о профильном экзамене по русскому языку в системе ЕГЭ. Какое мнение у федеральной предметной комиссии?

— В Стандарте 2004 года действительно есть базовый и профильный уровни обучения по русскому языку. Специфика профильного обучения заключается в выдвижении на первый план задачи подготовки к дальнейшему получению филологического образования в вузе. Оно включает в себя содержание базового уровня. Помимо этого предусматривается углубление и систематизация знаний о лингвистике, расширяются сведения о ее связях с другими науками, совершенствуются умения анализировать языковые и речевые факты. Усиливается внимание к вопросам истории языка и его связей с историей народа, политическим и экономическим развитием общества, развитием просвещения и культуры. Следовательно, нужен двухуровневый экзамен по русскому языку.

Но, с другой стороны,  давайте рассмотрим реальную картину, и будем рассуждать не в логике документов, а в логике ребенка и реальной ситуации с профильной подготовкой.

К индивидуальным учебным планам школы переходят медленно и неохотно. По данным Института управления образованием РАО по индивидуальным планам работает только 4% школ. Очень остро стоит в России проблема неравенства условий для получения профильного образования. Помимо тех школьников, которых относят к слабоуспевающим, профильное образование (лингвистическое) малодоступно для учащихся школ сельских регионов, небольших школ малых городов России. В небольших школах (400-600 учащихся) возникают проблемы с формированием профильных классов. В связи с отсутствием кадровых и других ресурсов часть школ входят в частичную профилизацию, например, по одному из предметов. Эффективность такого метода при отсутствии целостной системы профильной подготовки невысока.

Ещё одна реальность — уже существующая система сдачи экзаменов, я имею в виду ЕГЭ. Если выпускник поступает в вуз на филологический профиль, какие предметы он выбирает? Русский язык, литература, иностранный язык или история. Все предметы, кроме русского языка в этом списке профильные. Следовательно, мы предполагаем, что абитуриент обладает достаточным уровнем сформированности специфических компетенций по этим профильным дисциплинам.

— То есть, как я понимаю, в решении этого вопроса важно понять, какую подготовку получает выпускник старших классов, и определяющим ли является профильный русский язык в системе экзаменов?

— Да, я говорю, скорее, об абитуриенте,  с его компетенциями, необходимыми для дальнейшего обучения по профилю. Это следует изучать. При этом  обратите внимание на то, что состав выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку на высокие баллы, — это не только, а, скорее, и не столько ученики профильных гуманитарных классов. Кроме этого необходим прогноз востребованности профильного экзамена вузами, а также необходимо решить вопрос шкалирования результатов подобного экзамена.

— Вы говорите о конкретном выпускнике, экзаменуемом, как пишут в отчётах. Но есть и общая статистика. О чём она говорит?

— Статистика — это всегда числа. В ситуации с результатами ЕГЭ важно понимать, что мы имеем дело с числами,  которые зачастую лишь косвенно указывают на характер измеренного качества. Для полноты картины необходимо изучение если не всех, то максимально возможных факторов, которые влияют  на ту или иную цифру отчёта.

— Какой в таком случае должна быть технология интерпретации полученных данных?

 В принципе, это работа для всего педагогического сообщества. Но главное — интерпретация результатов не может находиться в одной плоскости: плохо учим — хорошо учим. Анализ должен быть многоаспектным. В частности, необходимо чётко осознавать, что регионы очень разные по языковому и социальному составу, а следовательно, и основания для результатов ЕГЭ и их интерпретации различны.

— Кроме перечисленных, какие есть еще проблемы у ЕГЭ по русскому языку?

— Самая большая проблема — недостаточный уровень осмысления сути происходящих перемен в образовании, связанных с ведением единого государственного экзамена.  С введением  ЕГЭ претерпевают изменения все компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы, средства, формы организации учебного процесса, так как контроль оказывает влияние на все составляющие обучения.  Поэтому сегодня важно понять: нельзя «работать» только на экзамен. Нельзя в расписание поставить 5, 12 часов русского языка и решить все проблемы ребёнка и образования в целом только при подготовке к ЕГЭ. Не получается. Должна быть продуманная, хорошо спланированная работа по повышению эффективности работы всей системы.

Блог ЕГЭ — ЕГЭ 2011

rcoi12.ru

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Готовые эссе на разные темы. … Продолжить чтение →

Это бесплатный тест для проверки вашей подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Продолжить чтение →

Здесь собрана самая большая коллекция аргументов к проблемам для сочинений по русскому языку. … Продолжить чтение →

Метки Сочинение.

На этой странице собрано около пятисот слов с правильным ударением. … Продолжить чтение →

А1. Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение). … Продолжить чтение →

Лексические нормы (употребление слова). … Продолжить чтение →

А3. Морфологические нормы. … Продолжить чтение →

А5. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. … Продолжить чтение →

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. … Продолжить чтение →

Синтаксический анализ предложения (обобщение). … Продолжить чтение →

А12. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи … Продолжить чтение →

А13. Правописание корней. … Продолжить чтение →

Правописание приставок. … Продолжить чтение →

А15. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. … Продолжить чтение →

А16. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н/-НН-). … Продолжить чтение →

Правописание НЕ и НИ. … Продолжить чтение →

А18. Слитное, раздельное, дефисное написание. … Продолжить чтение →

Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах). … Продолжить чтение →

Знаки препинания в простом осложненном предложении … Продолжить чтение →

А23. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. … Продолжить чтение →

А25. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. … Продолжить чтение →

Информационная обработка … Продолжить чтение →

А29. Стили и функционально-смысловые типы речи. … Продолжить чтение →

В1 Основные способы словообразования. … Продолжить чтение →

В3. Словосочетание. … Продолжить чтение →

В4. Предложение. Грамматическая основа предложения. … Продолжить чтение →

В8. Речь. Анализ средств выразительности. … Продолжить чтение →

С1. Сочинение. Информационная обработка текста. … Продолжить чтение →

Метки Сочинение.

Шаблоны сочинения-рассуждения (часть С, ЕГЭ, 11 класс) … Продолжить чтение →

Метки Сочинение.

План написания С1 по русскому языку … Продолжить чтение →

Метки Сочинение.

Проблема и позиция. Часть С. … Продолжить чтение →

Метки Сочинение.

Много полезных советов для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку. … Продолжить чтение →

Метки Сочинение.

Если материалов этого сайта вам недостаточно, то рекомендуем воспользоваться этой ссылкой: … Продолжить чтение →

Метки другие сайты.

5-ege.ru