2022. Русский язык. Пробный вариант № 29. С ответами

ЕГЭ -2022

Тренировочный вариант №29

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Согласитесь, всегда интересно узнать, на какой литературе росли известные исторические личности. Сегодня подробнее расскажем о Наполеоне Бонапарте. Он имел сильную тягу к чтению с раннего возраста. При этом у него был личный библиотекарь. Полководец всегда путешествовал с книгами и мечтал создать огромную библиотеку. Книги сопровождали его почти во всех военных кампаниях. Он любил классическую литературу. Как вспоминал его товарищ Луи Антуан Фовель де Бурьенн, император с особенным наслаждением читал книги по истории, в частности Полибия и Плутарха. Всю жизнь сохранял привязанность к Гомеру и Оссиану. Прочитал множество английских романов в переводе.

В военной школе в Париже и будучи молодым артиллерийским офицером, Наполеон продолжал читать классических ученых, а также более поздних французских и итальянских авторов. Он прочитал и ряд английских работ в переводе. Об образе его фаворитов можно судить по тому, что он привез с собой во время отпуска на Корсике в 1786-1787 годах. (…) брат Джозеф рассказывал: «Наполеон был тогда страстным поклонником Жан-Жака Руссо, почитателем шедевров Корнеля, Расина и Вольтера. Он перевел на французский язык произведения Плутарха, Платона, Цицерона, Корнелия Непота, Ливия и Тацита. Все эти работы заполняли сундук, который был больше, чем тот, в котором хранились его туалетные принадлежности. Я не отрицаю, что у него также были стихи Оссиана, но я отрицаю, что он предпочитал их Гомеру». (По материалам Интернета)

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Для подтверждения информации автор использует цитирование.

2) В синтаксисе текста следует отметить ряды однородных членов, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, а также много простых предложений.

3) Текст принадлежит к публицистическому стилю, это статья, рассчитанная на широкую аудиторию.

4) Цель приведённого отрывка – рассказать читателям о том, какие книги любили читать фавориты Наполеона.

5) Ведущий тип речи приведённого отрывка текста – описание.

Ответ: __________________________.

2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ: __________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛЬНЫЙ, -ая, -ое

1) Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.

2) Сведущий, талантливый. Сильный специалист. Сильный ученик. Силён в математике.

3) Значительный (по величине, степени). Сильный ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.

4) полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.

5) Обладающий твёрдой волей, стойкий. Сильный характер. Сильная натура.

6) Обладающий большой физической силой, мощный. Сильный. человек. Сильный. удар. Сильная машина. Сильная армия.

Ответ: __________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

аэропОрты

шофЁр

нАчав

нарвалА

крАла

Ответ: __________________________.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Нам задали выучить любое из поэтических стихотворений Николая Гумилёва.

Ответ: __________________________

6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Диктор ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

Перед установкой нового МАСЛЯНОГО фильтра следует смазать маслом его резиновую уплотнительную прокладку и налить немного масла в его полость.

Дизайнер разработал ЭФФЕКТНЫЕ, красочные иллюстративные материалы, благодаря чему презентация нового проекта прошла успешно.

Новый закон призван ОГОРОДИТЬ граждан от сомнительных лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке.

Покупая АБОНЕМЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести концертов по цене одного входного билета.

Ответ: __________________________.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СИЛЬНЕЕ всего

ЛЯГТЕ на пол

ПРОМОК под дождем

горячие СУПЫ

ШЕСТИСТАМИ учениками

Ответ: __________________________.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

2) Все, кто изучал творчество М.Ю. Лермонтова, знают стихотворение «Жалобы турка».

3) Анюта любит играть на фортепиано и петь в хоре.

4) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали блаженство.

5) В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака.

6) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

7) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной̆ игре актёров.

8) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

9) В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) добежали, редчайший, доверительно

2) берёзовый, правительство, озарило

3) простейший, темно, классический

4) багаж, снимать, заклинание

5) запираются, приготовить, оформлять

Ответ: __________________________.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..интересный, пр..успеть, пр..следовать

2) об..ект, из..ездить, фел..етонный

3) ра..жать, ни..падать, чере..чур

4) под..скать, сверх..зысканно, об..грать

5) бе..чувственный, не..добровать, во..пламениться

Ответ: __________________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) врем..чко, настойч..вый

2) милост..вый, юрод..вый

3) питом..ц, претерп..вать

4) проветр..вать, увид..л

5) кресл..це, масл..це

Ответ: ____________________

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) хвал..щегося успехами, звери чу..т

2) он вылет..т, недвиж..мый

3) дежур..щий по классу, они ма..тся от жары

4) кол..щегося предмета, сосульки быстро та..т

5) беспоко..щаяся за детей, снега застел..т поля

Ответ: __________________________.

13.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В осенней, (НЕ)ТРОНУТОЙ пахарем степи расхаживают дрофы.

Собаке пришло в голову: «А (НЕ)ПРОЙДЁТ ли хозяин между домами?»

Как-то осенью пришлось мне ехать по (НЕ)БОЛЬШОМУ, но разбитому просёлку.

(НЕ)ВИДЯ несколько дней градоначальника, граждане взволновались.

Сочинение по этому тексту (НЕ)НАПИСАНО.

Ответ: __________________________.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Экзамен был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) успешно, (ПО)ЭТОМУ выпускники были очень довольны.

Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории его освободили от занятий по фортепиано.

Свои стихи, (В)ОТЛИЧИЕ от многих других поэтов, Мандельштам сочинял интуитивно, ТАК(ЖЕ) как композитор сочиняет музыку.

Для Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других, (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него – не бесцельное скитание по морю житейской суеты.

Ответ: __________________________

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Деревя(1)ая постройка находилась в самой чаще листве(2)ого леса, поэтому краше(3)ые в зелё(4)ый цвет стены полностью сливались с деревьями, и невольный путник не смог бы разглядеть в этой непроходимой чаще невооружё(5)ым взглядом избушку.

Ответ: __________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Постепенно меняются как зелёные краски леса так и цвет водной глади в озёрах и реках.

2) Произведения этого автора не столько занимательны сколько легки в чтении.

3) С дороги можно было видеть только выкрашенную тёмной краской крышу да старый тополь.

4) Бессистемная заготовка лекарственных растений может привести к уменьшению их запасов в том или ином районе.

5) Полярники открывали арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Ответ: __________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Запрыгнувший ко мне на стол (1) кот и крики детей (2) доносящиеся со двора (3) мешали мне готовиться к экзамену.

Ответ: __________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Капли жемчужные (1) капли прекрасные (2)

Как хороши (3) вы (4) в лучах золотых,

И как печальны (5) вы (6) капли ненастные (7)

Осенью чёрной на окнах сырых.

(С.А. Есенин)

Ответ: __________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.

Ответ: __________________________

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (4) нет ли весточки из дома.

Ответ: __________________________

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Особенно красив, печален русский лес в ранние осенние дни.

(2)На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин.

(3)Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. (4)От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

(5)Тихо в осеннем лесу.

(6)Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

(7)Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу.

(8)Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях.

(9)Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. (По И.

Соколову-Микитову)

Ответ: __________________________

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.

(2)Конфликт возник на охоте. (3)Они гнали зайца, бежали по окончательно раскисшему осеннему полю. (4)Заяц широко, активно прыгал – и вдруг сел, развернувшись лицом к преследователям. (5)Нечаев так и написал: лицом, не мордой. (6)Когда охотники подбежали и приподняли зайца, стало ясно, почему он не убежал: у него на каждой лапе налипло по килограмму грязи, и он не мог скакать. (7)Заяц это понял и остановился. (8)Но сидеть спиной к преследователям ещё страшнее, и он развернулся, чтобы «встретить смерть лицом к лицу».

(9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. (12)Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. (14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм.

(16)По заданию редакции Веронике надо было побеседовать с участниками конфликта и написать статью. (17)Она начала с Зубаткина.

(18)Зубаткин был похож на Кирибеевича из «Песни о купце Калашникове» – та же обаятельная наглость, лучезарная улыбка хозяина жизни. (19)Он смотрел на Веронику с таким видом, будто она сидела в его кабинете, а не он – в её. (20)Зубаткин знал, что юридические законы на его стороне, а морально-нравственные категории – это что-то весьма неопределённое и неосязаемое, как облако. (21)Нравственность у каждого своя. (22)Как почерк.

– (23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило? – (25)Согласен, примерно так.

– (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас убежать? – (27)Охота – это охота.

– (28)Охота – это охота, а не убийство. (29)Зверь и охотники должны быть на равных.

– (30)Вы хотите, чтобы у зайца было ружьё?

– (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться. – (33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите?

– (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим. (36)Или чтобы Вас не было вообще.

(37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета. (38)Вероника некоторое время смотрела на дверь.

(39)Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя.

(40)В конце концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных. (41)Когда у тебя ружьё, а у него ноги и лес.

(42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не интересовали. (43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве? (44)Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами. (46)А нечаевы ничего не могут сделать… (По В.С. Токаревой*)

*Виктория СамойловнаТокарева (род. в1937 г.) – российский прозаик и сценарист.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Зубаткин смотрел на Веронику с таким видом, будто она сидела в его кабинете, а не он – в её.

2) Зубаткина очень интересовали природа и самоуглублённость.

3) Человек в современном мире набит информацией, нагрузками, стрессами, поэтому он и уходит к деревьям, к тишине, в лес.

4) Вероника начала беседу с Нечаева.

5) После ухода Зубаткина из кабинета Вероника сразу начала смотреть в окно.

Ответ: __________________________

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-7 содержат повествование.

2) В предложениях 9-15 перечислены последовательные действия персонажей.

3) В предложениях 39-41 представлено рассуждение.

4) В предложениях 9-10 представлено рассуждение.

5) Предложения 42-46 содержат описание.

Ответ: __________________________

24. Замените синонимом слово «сдёрнул» из предложения 9. Запишите этот синоним.

Ответ: __________________________

25. Среди предложений 16-22 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

26. «Виктория Токарева стремится выразить свою мысль предельно чётко и ясно, для чего использует приём – (А)______ (предложения 9, 28). Но за частным случаем автор видит более серьёзную проблему. Связанное с этим настроение тревоги и озабоченности достигается использованием такого тропа, как – (Б)_______(«лучезарная улыбка» в предложении 18). Рассуждая о том, что необходимо осознать современному человеку, автор в предложении 39 использует лексическое средство выразительности – (В)_______ («информацией, нагрузками, стрессами») и такой троп, как (Г)_______ («слиться с природой» в предложении 39)».

Список терминов:

1) гипербола

2) метафора

3) эпитет

4) разговорная лексика

5) парцелляция

6) вопросно-ответная форма изложения

7) противопоставление

8) ряд однородных членов предложения

9) контекстные синонимы

Ответ:

А

Б

В

Г

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика)

. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

задания

Ответ

1

123

2

ЕГО

3

3

4

НАЧАВ

5

ОГРАДИТЬ

6

ПОЭТИЧЕСКИХ

7

ШЕСТЬЮСТАМИ

8

19658

9

13 или 31

10

15 или 51

11

235 или любая последовательность этих цифр

12

24 или 42

13

НЕБОЛЬШОМУ

14

причемпоэтому или поэтомупричем

15

1235 или любая последовательность этих цифр

16

12 или 21

17

23 или 32

18

1267 или любая последовательность этих цифр

19

123 или любая последовательность этих цифр

20

1234 или любая последовательность этих цифр

21

127 или любая последовательность этих цифр

или

39 или 93

22

13 или 31

23

123 или любая последовательность этих цифр

24

СНЯЛ

25

21

26

7392

Часть 2

Информация о тексте

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Пренебрежительное отношение к природе

1. Люди, подобные Зубаткину, — циничные потребители природы, не чувствуют вину за то, что губят природу

2. Бережное отношение к природе

2. Следует отличать охоту от безжалостного убийства и беречь природные ресурсы, жизнь животных, которые не могут выстрелить в ответ

Русский язык ЕГЭ 2021: вариант 29

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Об имитации звездного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён, достаточно вспомнить, <…>, Архимеда, который предположительно построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». (2)Изобретение в начале XVII века телескопа и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира, и прежде всего начали строить механические модели гелиоцентрической системы с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника: так как все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.

(3)Эти модели называли коперниковскими планетариями.


Задание 1 13304

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Стимулом для строительства планетариев, первый из которых предположительно был построен и описан ещё Архимедом, стало связанное с созданием в начале XVII века телескопа развитие астрономии, и прежде всего создавались механические модели гелиоцентрической системы, названные коперниковскими планетариями.
  2. С целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника в начале XVII века создавались модели гелиоцентрической системы: с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
  3. Предположительно первый планетарий построил и описал ещё Архимед, но развитие астрономии было вызвано созданием в XVII веке телескопа, обусловившего строительство планетариев, и сначала были созданы коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы.
  4. В начале XVII века создавались коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы, представляющие собой устройства, в которых шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
  5. Ещё Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы», что подтверждает существование ещё в древние времена идеи создания звёздного неба в закрытом помещении.

Задание 2 13305

Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту конструкцию.

Задание 3 13306

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕРЕДАЧА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЕРЕДАЧА, -и, ж.

  1. Действие по значению глагола «передать».
    П. приказа. П. телефонограммы. П. знаний и опыта. П. эстафетной палочки. П. мысли на расстояние. П. земли в собственность.
  2. Механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой.
    Гидравлическая п. Червячная п.
  3. То, что передаётся по радио, телевидению.
    Интересная п. Слушать передачу. Программа передач.
  4. Вещи, продукты, передаваемые кому-н. (в больницу, тюрьму).
    Принести передачу.
  5. Бросок мяча, шайбы от игрока к игроку одной команды (спорт.).
    Точная п. Голевая п. П. полузащитника. П. с центра поля.

Задание 4 13307

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

донЕльзя
накренИтся
зАнятый
перелилА
тортОв

Задание 5 13308

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТБОРОЧНЫЙ тур уже прошёл, и подготовка к концерту шла полным ходом.

Нужно соблюдать правила этикета, чтобы нечаянно не поставить человека в УНИЖЕННОЕ для него положение.
Комлев уже не испытывал ненависти и понимал, что не сможет ОТПЛАТИТЬ своему врагу.
Во ВРАЖЕСКОМ лагере царила неразбериха.
Ежегодно библиотека получает от своих АБОНЕНТОВ около тысячи заказов, поступающих в том числе и по электронной почте.

Задание 6 13309

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.

Задание 7 13310

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ВАФЛЕЙ
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

ОЗЯБ на ветру
движение БОЛЕЕ РЕЗКОЕ
много БАКЛАЖАНОВ

Задание 8 13311

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B)  ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление имени числительного

 

1) Когда закончилась война, о которой бабушка рассказывала, не скрывая боль в душе, жить стало ещё труднее: вырытые из последних сил окопы приходилось зарывать, но опаснее всего были минные поля.
2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
3) Когда смотришь на памятник М. Ю. Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
4) Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.

5) В 1970-е годы все мальчишки страстно любили детские фильмы, а кинотеатр «Надежда» в центре города уже с утра осаждалась ребятами, жаждущими увидеть приключения своих сверстников.
6) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.
7) Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет.
8) Пчёл привлекают цветы, не только издающие благоухающий аромат, но и обладающие яркой окраской.
9) Город Сочи стал столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр.

Задание 9 13312

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

Запишите номера ответов.

  1. застилать (пол ковром), вычитание, нанимать
  2. разгорелся (спор), (на) заре, протереть
  3. пловец, семинар, равняться (на других)
  4. посвятить (в рыцари), закаать, отскочить
  5. возраст, навевать (воспоминания), затворить (окно)

Задание 10 13313

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. сверх..дея, под..скать, из..мать
  2. пр..брежный, пр..добрый, пр..ступить (к делу)
  3. меж..гровой, мед..нститут, дез..нформация
  4. бе..болезненно, и..бавиться, и..желта-красный
  5. пр..сытиться, пр..граждать, (достойный) пр..емник

Задание 11 13314

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. сосредоточ..вать, марл..вая (повязка)
  2. глянц..вый, овлад..вать
  3. талантл..вый, предвид..ть
  4. земл..ные (работы), вод..нистые (краски)
  5. находч..вый , нов..нький

Задание 12 13315

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (это) противореч..т (правилам), зачист..вший
  2. (друзья) вышл..т (посылку), дежур..щий (по классу)
  3. перекин..шь, сломл..нный
  4. тревож..щийся (напрасно), (они) рошц..т (на судьбу)
  5. произнос..шь, преобразу..мый

Задание 13 13316

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Спасение пришло неожиданно и именно в тот момент, когда казалось, что помощи ждать (НЕ)ОТКУДА.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)ШИРОКОЙ, а узкой речки.
Оседает пыль, и взору открываются вовсе (НЕ)ВЫСОКИЕ пирамидальные тополя.
Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Кажется, что весны давно уже (НЕ)БЫЛО, все её ждали с нетерпением.

Задание 14 13317

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне довелось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(ИЗ)ПОД снега показались первые весенние цветы, и (С)РАЗУ повеяло радостью обновления природы.

Задание 15 13318

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

Задание 16 13319

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
  2. Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
  3. Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
  4. Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
  5. Нападки главного героя на людей неуместны и в чрезмерной требовательности к людям он выглядит комично.

Задание 17 13320

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза в траву.

Задание 18 13321

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Задание 19 13322

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран (4) на развитые и развивающиеся.

Задание 20 13323

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

Задание 21 13324

Найдите предложения,  в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кандалакшский залив Белого моря в Мурманской области прекрасен своей строгой красотой. (2)Неспешно и тихо перекатываются волны по его водной глади. (3)Временами только слышится неожиданный всплеск — это уточки гаги поднялись с воды. (4)Суровый северный край завораживает простотой и бесхитростностью. (5)Тут нет яркой зелени и роскошных цветов, наоборот: скалистые берега, редкие скромные растения, прозрачный холодный воздух создают атмосферу отстранённости от жизненной суеты. (6)Здесь хорошо думается: на фоне великой природы можно правильно определить приоритеты, отделить главное от пустого, принять важные решения. (7)К Кандалакшскому заливу выходит второй по величине горный массив Кольского полуострова — Домашние горы. (8)У них изрезанные выветриванием скалистые склоны. (9)Посмотришь на склоны гор — глаза слепит от увиденного!

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

(1)Наконец я приехал в Одессу. (2)Этот огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился, имея весьма смутные представления о морской жизни.

(3)Я проводил дни на улицах, рассматривая витрины или бродя в порту, где на каждом шагу открывал Америку. (4)3десь бился пульс мира.

(5)«Береговой командой» были матросы, кочегары и другие мелкие служащие, почему-либо неспособные временно находиться на корабле. (6)Можно здесь было встретить также отставшего от рейса молодого матроса или живущего в ожидании места какого-нибудь старого служащего.

(7)Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом свободного синего Чёрного моря. (8)Я жил в полусне новых явлений. (9)Тогда один случай, может быть незначительный в сложном обиходе человеческих масс, наполняющих тысячи кораблей, показал мне, что я никуда не ушёл, что я не в преддверии сказочных стран, полных беззаветного ликования, а среди простых, грешных людей.

(10)В казарму привезли раненого. (11)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (12)Поссорились они или не поделили чего-нибудь — этого я не помню. (13)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (14)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (15)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (16)Рана была не опасна. (17)Температура немного повысилась, но больной, хотя и лежал, ел с аппетитом и даже играл в карты с соседями.

(18)Вечером раздался слух: «Доктор приехал, говорить будет».

(19)Доктор? (20)Говорить? (21)Я направился к койке раненого.

(22)Доктор, пожилой человек, по-видимому сам лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (23)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал.

(24)Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (25)Он послан им, пришёл по его просьбе. (26)У него жена, дети, сам он военный матрос. (27)Он полон раскаяния. (28)Его ожидают каторжные работы.

— (29)Вы видите, — сказал доктор в заключение, — что от вас зависит, как поступить: «по закону» или «по человечеству». (30)Если «по человечеству», то мы замнём дело. (31)Если же «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват.

(32)Была полная тишина. (33)Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (34)Что скажет раненый? (35)Какой приговор изречёт он? (36)Я ждал, верил, что он скажет: «По человечеству». (37)На его месте следовало простить. (38)Он выздоравливал. (39)Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо. (40)Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (41)От него несло океаном, родиной больших душ. (42)И он был так симпатично мужествен, как умный атлет…

(43)Раненый помолчал. (44)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (45)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс:
— Пусть… уж… по закону.

(46)Доктор, тоже помолчав, встал.

— (47)3начит, «по закону»? — повторил он.

— (48)По закону. (49)Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза.

(50)Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл на двор. (51)Мне казалось, что у меня что-то отняли.

(52)С этого дня я стал присматриваться к морю и морской жизни с её внутренних, настоящих сторон, впервые почувствовав, что здесь такие же люди, как и везде, и что чудеса — в самих нас.

(По А. Грину)

Задание 22 13327

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Раненый, рассказывая о случившемся, был преисполнен гнева, поскольку обидчик нанёс ему опасную для жизни ножевую рану.
  2. Доктор случайно оказался давним знакомым обидчика, поэтому решил замолвить слово за него и за его семью.
  3. Раненый не задумываясь принял решение судить обидчика в соответствии с законом.
  4. Обидчик, которого ожидали каторжные работы, раскаивался в случившемся.
  5. Для рассказчика, до приезда в Одессу плохо представлявшего себе морскую жизнь, понятия «моряк» и «рыцарь» были неразделимы.

Задание 23 13328

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 9 объясняет, раскрывает содержание предложения 8.
  2. В предложениях 12-14 представлено описание.
  3. В предложениях 40—42 содержится описание.
  4. Предложение 44 объясняет содержание предложения 43.
  5. В предложениях 45, 46 представлено повествование.

Задание 24 13329

Из предложений 5, 6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 25 13330

Среди предложений 32-42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 13331

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«А. Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа «По закону» жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)_______ («южный порт был… дверью мира» в предложении 2, «пульс мира» в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_______ (в предложении 7). Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп — (В)_______ («горячее участие» в предложении 22, «ядовитым воспоминанием» в предложении 44), а также синтаксическое средство — (Г)_______ (в предложениях 34, 35)».

Список терминов:
1) метонимия
2) восклицательные предложения
3) метафора
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) сравнительный оборот
7) парцелляция
8) эпитет
9) вопросительные предложения

Источник: 

Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 23

латвийских русских обращаются в Москву «НЕ помогать» им после принятия закона о языке

Граждане России, проживающие в Латвии, должны будут до осени сдать экзамен по латышскому языку или лишиться права постоянного проживания в декабре. Это, как и ожидалось, вызвало негативную реакцию Москвы, но на этот раз русские, живущие в Латвии, предпочитают держаться Родины, а не «Родины».

Президент Латвии Эгилс Левитс во вторник подписал закон об обязательной воинской повинности. Первые добровольцы могут пойти в армию уже этим летом,…

подробнее

Этнические русские составляют около одной трети населения страны, насчитывающего почти 1 900 000 человек. Из них около 50 000 граждан России, проживающих в Латвии.

Необходимость сдачи экзамена будет касаться только граждан России, да и то не всех. Обязателен для лиц, ранее отказавшихся от гражданства, или «неграждан», т.е. лиц, которые никогда не были натурализованы.

Латвийское новостное агентство LSM сообщает, что многие люди, которые отказались от своего латвийского гражданства в пользу российского, сделали это, чтобы выйти на пенсию раньше, поскольку Латвия постепенно повышает пенсионный возраст до 65 лет, в то время как Россия сохранила пенсионный возраст 55 лет для женщин и 60 мужчин.

В 2018 году Россия немного повысила размер пенсий, но этот шаг вызвал массовое недовольство населения, и повышение было меньше, чем планировалось изначально.

Теперь, согласно LSM, некоторые из тех, кто принял решение сменить гражданство, сообщают, что чувствуют себя «наказанными». Но закон о языке допускает освобождение также на основании старости или немощи.

Это означает, что в конечном итоге закон распространяется примерно на 18 000 человек, из которых около половины уже записались на экзамены к концу марта. Экзамены стартовали в апреле.

Не похоже, чтобы экзамен был особенно сложным и для тех, кто удосужился хотя бы попытаться выучить латышский. Экзамен должен быть сдан на уровне A2, одном из двух уровней, описывающих языковую компетенцию начинающего учащегося.

A2 требует, чтобы человек «понимал предложения и часто используемые выражения, относящиеся к областям, имеющим непосредственное отношение, «общался в простых и рутинных задачах, требующих простого и прямого обмена информацией по знакомым и повседневным вопросам», и «описывал простыми словами аспекты их биографии, непосредственного окружения и вопросов в областях, в которых есть насущная потребность».

Можно ли провалить экзамен?

Российские граждане должны предоставить подтверждение владения языком к началу сентября, иначе они потеряют вид на постоянное жительство и покинут страну после 2 декабря, если только они не успешно подадут заявку на временное проживание.

Ингмарс Лидака, председатель парламентской комиссии по миграции, выразил надежду, что не будет необходимости депортировать тех, кто не сдал экзамен, но в то же время призвал обладателей российского гражданства приспособиться к требованиям латвийского государства .

Вейко Сполитис, бывший заместитель министра обороны, был менее дипломатичен и опечален тем, что латвийское государство должно заботиться о латвийских гражданах, а «дело, касающееся российских граждан, — это дело России».

«Гражданство — это не нижнее белье, которое можно снять и надеть другую пару», — сказал Сполитис, добавив, что те, кто отказался от латвийского гражданства, должны столкнуться с последствиями своего выбора и «учить язык, и если они не надо, они должны ехать в Россию».

Родина латышей над русскими «Родина»

Государственная Дума РФ высказала свое мнение, выпустив заявление «о недопустимости репрессивной политики руководства Прибалтики в отношении русскоязычного населения».

Но после «освобождения», которое пережило русскоязычное население востока и юга Украины в результате полномасштабного вторжения Кремля, несколько десятков русскоязычных жителей Латвии провели акцию возле посольства России в Риге на 29 апреля, призывая Россию «не защищать» их.

Mūsu izvele ir Eiropa, mūsu ceļš ir demokrātija, mūsu dzimtene ir Latvija. Диевс, свети Латвию! 💙🇱🇻

📸 Сергей Калининьш pic.twitter.com/u9e5A28Xt6

— Мартинс Левушканс 🇱🇻🫶🇺🇦 (@levuskans) 29 апреля 2023 г.
9000 8 Митинг был организован ассоциацией «Русский голос для Латвии». Присутствующие развернули флаги Латвии, ЕС и Украины, а также транспаранты и плакаты на русском языке «Нам нужна Европа, а не русский мир/мир» (слово «мир» в русском языке имеет двойное значение), «Латвия — родина, Россия — оккупант», «Не суйтесь в Латвию» , «Руки прочь от нашей страны».

Международный консорциум СМИ, в том числе Kyiv Independent, получил просочившийся документ, который предполагает, что Россия намерена…

подробнее

Глава организации Мартинс Левушканс (по-русски Мартин Левушкан) пояснил, что они хотят представить позицию тех русскоязычных латышей, которые выступают против политики Москвы в отношении стран Балтии и возмущены тем, что Кремль пытается использовать их в своих собственных политических целей и сеющих раскол в латвийском обществе.

«Нас не надо защищать, защищайся в Гааге. Наша родина — Латвия», — сказал Левушканс.

Опросы показали, что впервые с момента начала опроса русскоязычных в Латвии считают внешнеполитическую ориентацию страны на Запад более желательной, чем на Восток .

источник: WCN, YAHOO NEWS

Тестовые места и информация о вашей стране — KLM Россия

ВЫЕЗД В РОССИЮ

Для иностранных граждан

Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию ограничен. Пожалуйста, проверьте список исключений на TravelDoc. Вы можете въехать в Россию, если имеете право на исключение.

Пассажиры должны заполнить форму заявления о пересечении границы во время полета в Российскую Федерацию.

Пассажиры должны иметь отрицательный сертификат ПЦР-теста, полученный в течение 3 дней до прибытия.

Справка должна быть на английском или русском языке, а если на другом языке, то к ней должен быть приложен перевод, заверенный консульством РФ.

Вы едете в аэропорт Амстердама Схипхол или транзитом через Амстердам в другие пункты назначения из России? Ниже вы можете найти, где можно сдать анализы на коронавирус.

Москва

ПЦР-тесты

В Москве много пунктов, где можно сдать ПЦР-тест. Пожалуйста, ознакомьтесь с требованиями к тесту и ознакомьтесь с расписанием тестового места по вашему выбору. Пройти экспресс-тест можно в аэропорту Шереметьево. Нижеперечисленные лаборатории могут предоставить сертификаты испытаний на русском и английском языках. Пожалуйста, ознакомьтесь с часами работы и приезжайте заранее. Вы также можете зарегистрироваться и заполнить анкету онлайн, чтобы сэкономить время.

Терминал Аэроэкспресс

«клиника ORIS» (https://orisfirm.ru/anketa-svo/)

Уровень 3, общественная зона.

Рядом со Сбербанком и гостиницей Radisson Blu

Метод тестирования: АНТИГЕН

Время обработки: 60 мин. Метод тестирования: ОТ-ПЦР

Время обработки: 120–180 мин.

Помощь в оформлении документов (формы и результаты)

Режим работы: круглосуточно 7 дней в неделю

Для участников Flying Blue действует специальное предложение на ПЦР и тесты на антиген (COVID-19) в медицинском центре ORIS в аэропорту Шереметьево, терминал Аэроэкспресс . Пожалуйста, прокрутите вниз, чтобы ознакомиться с полными условиями.*

Терминал D

уровень прибытия, цокольный этаж, западный конец зала, общественная зона.

«Архимед Лаб» (https://labarhimed.ru/, arhimed@arhimedlab.