Разбор задания №8 ОГЭ по русскому языку


Грамматическая основа предложения


В восьмом задании ОГЭ по русскому от нас требуется указать грамматическую основу предложения. Задание простое и требует только базовых знаний. Разберем немного теории.


Теория к заданию №8 ОГЭ по русскому языку


Подлежащее отвечает на вопрос кто? что?

Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? каков предмет? какой предмет? что такое предмет? как?

Существует два типа предложений:

  • Двусоставные (где есть и подлежащее и сказуемое).

Пример: День клонился к закату. (Что?) день — подлежащее, (что делал?) клонился — сказуемое.

Иногда один из главных членов может быть выпущен из предложения, но при этом подразумеваться, быть понятным из контекста. Такие предложения называются двусоставными неполными:

Пример: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению.

Предложение сложное, состоит из двух частей.

Первая часть представлена грамматической основой Ермолай стрелял – двусоставное полное предложение.

Вторая часть сложного предложения представлена только подлежащим – я – предложение двусоставное неполное с пропуском сказуемого (оно очевидно из контекста).

  • Односоставные предложения (в качестве грамматической основы выступает только подлежащее или только сказуемое).

Среди односоставных выделяют:

  • Назывные (грамматическая основа выражена подлежащим). Например: Мороз за окном. Подлежащее – мороз. Предложение односоставное, назывное.
  • Определенно-личные предложения – предложение, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом 1 и 2 лица. В таких предложениях можно с легкостью определить, кто совершает действие. Например:
    Пишу письмо бабушке
    . Грамматическая основа – пишу – глагол 1 лица (я пишу). Предложение односоставное, определенно-личное.
  • Неопределенно-личные – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом 3 лица. Сложно определить, кто именно совершает действие. Например: Бабушке принесли письмо. Грамматическая основа – принесли – глагол 3 лица (они). Предложение односоставное, неопределенно-личное.
  • Обобщенно-личные – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом 2 лица. Деятель не определен или представляется неким обобщенным образом. Например: С тобой каши не сваришь. Грамматическая основа – не сваришь – глагол 2 лица. К обобщенно-личным обычно относятся пословицы и поговорки.
  • Безличные
    – предложения, в которых грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом (безличным глаголом, глаголом 3 лица единственного числа, инфинитивом, причастием, частицей «нет», словом категории состояния. Деятель при этом вообще не подразумевается. Например: Вечереет. Грамматическая основа – вечереет – глагол 3 лица единственного числа. Деятель не подразумевается. Предложение односоставное безличное.

Зная все вышесказанное, вы безошибочно определите грамматическую основу любого предложения.

Помните! Предложение может быть осложнено однородными подлежащими и сказуемое. Каждое из них будет входить в грамматическую основу.

Алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно читаем предложение. Находим деятеля (того, кто совершает действие). Это подлежащее (отвечает на вопрос кто? что?). выясняем, какое действие совершается – сказуемое (отвечает на вопросы что делает? каков? И др.).
  • Внимательно смотрим, не входят ли в состав сказуемого модальные слова:

рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден

являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть

надо, нужно, необходимо

Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищем к ним продолжение (еще одно слово), и определяем границы составного сказуемого

Пример: я рад побывать на конференции

  • Если предложение односоставное, пытаемся определить его тип, чтобы убедиться в правильности своих предположений.
  • Проверяем, нет ли в предложении однородных подлежащих и сказуемых.
  • Записываем ответ.

spadilo.ru

ОГЭ русский задание 8 100 примеров с ответами

№ 8

1. Выпишите грамматическую основу предложения (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже.

2. Выпишите грамматическую основу предложения (35)С появлением Ларисы многое изменилось.

3. Выпишите грамматическую основу предложения (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.

4 Выпишите грамматическую основу предложения (21)Произнесёт тост за мир во всём мире.

5.Выпишите грамматическую основу предложения (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

6. Выпишите грамматическую основу предложения . (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

7. Выпишите грамматическую основу предложения (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.

8. Выпишите грамматическую основу предложения – (14)Вот скажите мне, Ваня.

9. Выпишите грамматическую основу предложения (18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

10. Выпишите грамматическую основу предложения (6)Тревожно на душе у Динки.

11. Выпишите грамматическую основу предложения (20)Мне ничего не сулили.

12. Выпишите грамматическую основу предложения . (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.

13. Выпишите грамматическую основу предложения . (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно…

14. Выпишите грамматическую основу предложения (4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.

15. Выпишите грамматическую основу предложения (26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей.

16. Выпишите грамматическую основу предложения (24)Было ли это следствием гадания?

17. Выпишите грамматическую основу предложения (15)Медленно гасят свет.

18. Выпишите грамматическую основу предложения (21)Сыграйте, Яков Ильич.

19. Выпишите грамматическую основу предложения (35)Это понимать надо!

20. Выпишите грамматическую основу предложения (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.

21. Выпишите грамматическую основу предложения (13)Через неделю всё повторилось.

22. Выпишите грамматическую основу предложения (5)У Мешкова от роду не было внутренних тормозов. 

23. Выпишите грамматическую основу предложения – (19)Игрушки, вы ожили?

24. Выпишите грамматическую основу предложения (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

25. Выпишите грамматическую основу предложения (13)Детское ликование не остановить.

26. Выпишите грамматическую основу предложения (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак!

27. Выпишите грамматическую основу предложения (1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин!

28. Выпишите грамматическую основу предложения (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

29. Выпишите грамматическую основу предложения (21)Это было в начале последнего урока.

30. Выпишите грамматическую основу предложения (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами.

31. Выпишите грамматические основы предложения (24)Только знай: подхалимов нигде не любят!

32. Выпишите грамматическую основу предложения . (16)И я стал звать её.

33. Выпишите грамматическую основу предложения (1)Девочку звали Алиса.

34. Выпишите грамматическую основу предложения (44)Из-за этого всем не верить?

35. Выпишите грамматическую основу предложения (10)Меня же не было в школе, я болел.

36. Выпишите грамматическую основу предложения (13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.

37. Выпишите грамматическую основу предложения (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут.

38. Выпишите грамматическую основу предложения (12)И он оделся и пошёл на работу.

39. Выпишите грамматическую основу предложения (4)Это случилось в начале июня.

40. Выпишите грамматическую основу предложения (2)Снегу навалило до половины валенка.

41. Выпишите грамматическую основу предложения – (29)Хоть одну-то извилину надо иметь!

42. Выпишите грамматическую основу предложения (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

43. Выпишите грамматическую основу предложения – (8)Заходите, товарищ лейтенант.

44. Выпишите грамматическую основу предложения (18)Его как бы и не было.

45. Выпишите грамматическую основу предложения (26)Нина сбегала в ближайший салон сотовой связи, купила там новую сим-карту.

46. Выпишите грамматическую основу предложения (8)На дворе светает.

47. Выпишите грамматическую основу предложения (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

48. Выпишите грамматическую основу предложения (33)Его охватила холодная, как вода, тьма.

49. Выпишите грамматическую основу предложения (42)Ему хотелось плакать.

50. Выпишите грамматическую основу предложения (4)Но ведь это только начало!

51. Выпишите грамматическую основу предложения (31)Тебе понравился мой голос?

52. Выпишите грамматическую основу предложения (2)Вокруг пахло вечерней прохладой.

53. Выпишите грамматическую основу предложения (9)И в один прекрасный день их купили в подарок девочке Маше.

54. Выпишите грамматическую основу предложения (21)И обоим смешно!

55. Выпишите грамматическую основу предложения (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых  были неуютно темны.

56. Выпишите грамматическую основу предложения (12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

57. Выпишите грамматическую основу предложения (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое

58. Выпишите грамматическую основу предложения (10)У него не было отца.

59. Выпишите грамматическую основу предложения (9)Книга была дорогой.

60. Выпишите грамматическую основу предложения (15)Теперь всё было кончено!

61. Выпишите грамматическую основу предложения . (30)Тогда этому не придали значения.

62. Выпишите грамматическую основу предложения (40)Это кто же тебя так разукрасил?

63. Выпишите грамматическую основу предложения (10)С пятого класса по нему сохла.

64. Выпишите грамматическую основу предложения (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома…

65. Выпишите грамматическую основу предложения (23)Такого между друзьями ещё не бывало.

66. Выпишите грамматическую основу предложения (9)Надо остановить её!

67. Выпишите грамматическую основу предложения (4)Никогда не вижу его летом, только зимой.

68. Выпишите грамматическую основу предложения (17)Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную.

69. Выпишите грамматическую основу предложения (4)Пусто было в голове

70. Выпишите грамматическую основу предложения (46)И Асе не было страшно.

71. Выпишите грамматическую основу предложения (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет.

72. Выпишите грамматическую основу предложения (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.

73. Выпишите грамматическую основу предложения (1)По пути домой стало думаться о бабушке.

74. Выпишите грамматическую основу предложения (34)Нужно только не щадить себя.

75. Выпишите грамматическую основу предложения (25)Прославится сразу на весь лагерь!

76. Выпишите грамматическую основу предложения (20)Поэтому били её всегда очень жестоко

77. Выпишите грамматическую основу предложения (1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху.

78. Выпишите грамматическую основу предложения (11)Не нашлось ни слов, ни образов. 

79. Выпишите грамматическую основу предложения (1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.

80. Выпишите грамматическую основу предложения (17)Несколько минут стояла тишина.

81. Выпишите грамматическую основу предложения (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. 

82. Выпишите грамматическую основу предложения 1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и
фантастическими романами.

83. Выпишите грамматическую основу предложения (22)Надо срочно позвонить в милицию!

84. Выпишите грамматическую основу предложения (6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь.

85. Выпишите грамматическую основу предложения (12)Она была страшная плакса.

86. Выпишите грамматическую основу предложения (31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

87. Выпишите грамматическую основу предложения (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

88. Выпишите грамматическую основу предложения . (11)Корж таял  с неудержимой силой, и вскоре его не стало…

89. Выпишите грамматическую основу предложения (8)Ёлки были меньше Серого Волка.

90. Выпишите грамматическую основу предложения (32)Скорей бы несли обед.

91. Выпишите грамматическую основу предложения 19)Но он ведь был твоим лучшим другом!

92. Выпишите грамматическую основу предложения (25)Так они и скрылись за углом.

 93. Выпишите грамматическую основу предложения (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

94. Выпишите грамматическую основу предложения ». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу?

95. Выпишите грамматическую основу предложения . (28)Так оно и было на самом деле.

96. Выпишите грамматическую основу предложения (27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя  —   ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

97. Выпишите грамматическую основу предложения (11)Как же идти, не видя пути?  

98. Выпишите грамматическую основу предложения (47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль…», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.

99. Выпишите грамматическую основу предложения —   (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

100. Выпишите грамматическую основу предложения (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

Ответы на задание № 8.

  1. –прихоть дороже

  2. –многое изменилось

  3. –жизнь шла

  4. –произнесет

  5. –отец и мать писали

  6. –не ругают

  7. –нравилось бежать

  8. –скажите

  9. –организовали

  10. –тревожно

  11. –не сулили

  12. –я расхотел пускать

  13. хотелось учиться

  14. –повели

  15. –не вышло

  16. –это было следствием

  17. –гасят

  18. –сыграйте

  19. –понимать надо

  20. –студия есть

  21. –всё повторилось

  22. –не было

  23. –вы ожили

  24. –пропали пятна

  25. –не остановить

  26. пиджак не нужен был

  27. –не повезло

  28. –слезы текли

  29. –это было

  30. –они остаются мамами

  31. –знай не любят

  32. –я стал звать

  33. –звали

  34. –не верить

  35. –не было я болел

  36. –поколотили

  37. –не думают живут

  38. –он оделся пошел

  39. –это случилось

  40. –навалило

  41. –надо иметь

  42. –я улыбался утирал

  43. –заходите

  44. –не было

  45. –нина сбегала и купила

  46. –светает

  47. –нужно было внести

  48. –тьма охватила

  49. –хотелось плакать

  50. –это начало

  51. –голос понравился

  52. –пахло

  53. –купили

  54. –смешно

  55. –три окна были темны

  56. –он взял пошёл

  57. –двое из тридцати мужиков вернулись

  58. –не было

  59. –книга была дорогой

  60. –всё было кончено

  61. –не придали значения

  62. –кто разукрасил

  63. –сохла

  64. –цветы будут стоять

  65. –не бывало

  66. –надо остановить

  67. –не вижу

  68. –хочется покрутить

  69. –пусто было

  70. –не было страшно

  71. –вы думаете нет

  72. –мир разделён

  73. –стало думаться

  74. нужно не щадить

  75. –прославится

  76. –били

  77. –привезли

  78. –не нашлось

  79. –бомбили

  80. –стояла тишина

  81. –не сыщешь

  82. –веяло

  83. –надо позвонить

  84. –леша забил бы

  85. –она была плакса

  86. –сердце билось

  87. –мальчик поплелся

  88. –корж таял не стало

  89. –ёлки были меньше

  90. –несли бы

  91. –он был другом

  92. –они скрылись

  93. –он дышал

  94. –рассказывать

  95. –оно было

  96. –не было

  97. –идти

  98. –повесили

  99. –можно съесть

  100. –ты знаешь

infourok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (8, 9 класс) на тему: Задание № 8 ОГЭ по русскому языку | скачать бесплатно

Задание ОГЭ № 8. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

1. Выпишите грамматическую основу предложения «Что, мальчик, болен?»

2. Выпишите грамматическую основу предложения «На дворе светает».

3. Выпишите грамматическую основу предложения «Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух».

4. Выпишите грамматическую основу предложения «От батареи отопления тянуло теплом».

5. Выпишите грамматическую основу предложения «Никто так не обидит старую, больную женщину…».

6. Выпишите грамматическую основу предложения «А ее никак не пересаживали».

7. Выпишите грамматическую основу предложения «Кто тут полегче?»

8. Выпишите грамматическую основу предложения «Весь луг был в цветах».

9. Выпишите грамматическую основу предложения «Только через полгода мне удалось добиться назначения на Север».

10. Выпишите грамматическую основу предложения «Мое решение было тайной для всех».

11. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь».

12. Выпишите грамматическую основу предложения «Он у нас коновал».

13. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне стало страшно за дедушку».

14. Выпишите грамматическую основу предложения «Матвеев приказал всем построиться».

15. Выпишите грамматическую основу предложения «Автобуса опять нет».

16. Выпишите грамматическую основу предложения «Книга – источник знаний».

17. Выпишите грамматическую основу предложения «За окном быстро стемнело».

18. Выпишите грамматическую основу предложения «Вчера на весь день отключили свет».

19. Выпишите грамматическую основу предложения «Никто не хотел умирать».

20. Выпишите грамматическую основу предложения «Лучший из учеников решил эту задачу».

21. Выпишите грамматическую основу предложения «У князя собралось множество народа».

22. Выпишите грамматическую основу предложения «Она показалась мне смешной».

23. Выпишите грамматическую основу предложения «Учитель был строгим».

24. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне необходимо сойти на этой остановке».

25. Выпишите грамматическую основу предложения «Им всем нужны были книги».

26. Выпишите грамматическую основу предложения «Завтра утром встану, побегу в сад».

27. Выпишите грамматическую основу предложения «С часу на час можно было и нам ожидать нападения Пугачева».

28. Выпишите грамматическую основу предложения «Магнит находят в земле с железной рудой».

29. Выпишите грамматическую основу предложения «На клумбе росли анютины глазки».

30. Выпишите грамматическую основу предложения «Этому можно научиться».

Ответы к заданию 8

  1. болен
  2. светает
  3. клапан был заткнут
  4. тянуло
  5. никто не обидит
  6. не пересаживали
  7. кто полегче
  8. луг был в цветах
  9. удалось добиться
  10. решение было тайной
  11. хотелось помочь
  12. он коновал
  13. стало страшно
  14. Матвеев приказал
  15. нет

16 книга источник

17 стемнело

18 отключили

19 никто не хотел умирать

20 лучший из учеников решил

21 собралось множество народа

22 она показалась смешной

23 учитель был строгим

24 необходимо сойти

25 нужны были книги

26 встану, побегу

27 можно было ожидать

28 находят

29 росли анютины глазки

30 можно научиться

nsportal.ru

Задания 8 ОГЭ с Ответами

Задание №8 Выпишите грамматическую основу предложения:

  • Вот и мы трое идём на рассвете по зелёно-серебряному росному полю.________________________

  • Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг.__________________________________________________

  • Значит, и ты бы тоже украл.____________________________________________________________

  • Помните Крым в двадцать седьмом году?_________________________________________________

  • Никто так не обидит старую, больную женщину…_________________________________________

  • От батареи отопления тянуло теплом.____________________________________________________

  • Весь луг был в цветах._________________________________________________________________

  • Евгения, снимай иконы!________________________________________________________________

  • Но её приласкали._____________________________________________________________________

  • Все они погибли.______________________________________________________________________

  • И совсем ничего нет жуткого.___________________________________________________________

  • Этому можно научиться._______________________________________________________________

  • А теперь скажите мне вашу последнюю волю._____________________________________________

  • Его, должно быть, не чистили со времён Тициана.__________________________________________

  • Мне хотелось обдумать наш разговор.____________________________________________________

  • Жив, Иван Павлович!__________________________________________________________________

  • Ты, Катя, вообще его почти не знаешь.___________________________________________________

  • Узнала ли ты меня?___________________________________________________________________

  • На дворе светает._____________________________________________________________________

  • Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.______________________________________________________________________________

  • Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух._____________________________________________

  • Что, мальчик, болен?__________________________________________________________________

  • Моё решение было тайной для всех.______________________________________________________

  • Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север – и то совершенно случайно._____________________________________________________________________________

  • Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.__________________________________________

  • По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.__________________________________

  • Не обижайте его, люди.___________________________________________________________

  • Он у нас коновал._________________________________________________________________

  • Кто тут полегче?__________________________________________________________________

  • Третий, более взрослый, чем остальные, авторитетно заявил._____________________________

  • Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину._______________________________________________________________________

  • И ещё тише стал дождь._____________________________________________________________

  • Как-то раз пошёл Алёша с дедом в лес._______________________________________________

  • infourok.ru

    Тренировочные материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку. задание 8 с ключами


    ОГЭ. Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения
    1.(11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут.
    2. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
    3. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
    4. (13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября — несильно и назидательно — на большой перемене. 
    5.  (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. 
    6. (9)Книга была дорогой.
    7.  (29)Хоть одну-то извилину надо иметь!
    8. (1)Девочку звали Алиса. 
    9. (10)У него не было отца.
    10. 2)Вокруг пахло вечерней прохладой.
    11. (10)Меня же не было в школе, я болел.
    12.  (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.
    13.  (44)Из-за этого всем не верить?
    14.  (8)На дворе светает.
    15. (42)Ему хотелось плакать.
    16. (8)Заходите, товарищ лейтенант.
    17. (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! 
    18. (12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
    19. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
    20. (4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу
    21. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.
    22. (24)Было ли это следствием гадания?
    23. (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
    24.  (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно…
    25. (15)Медленно гасят свет.
    26. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире.
    27. (18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. 
    28. (20)Мне ничего не сулили.
    29. (35)С появлением Ларисы многое изменилось. 
    30. (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.
    31.  (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. 
    32. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
    33.  (14)Вот скажите мне, Ваня. 
    34. (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.
    35. (26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. 
    36. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
    37.  (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
    38. 35)Это понимать надо!39. (21)Сыграйте, Яков Ильич.
    40. (5)У Мешкова от роду не было внутренних тормозов.
    41. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак!
    42.  (19)Игрушки, вы ожили?
    43. (4)Это случилось в начале июня.
    44. (2)Снегу навалило до половины валенка.
    45. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма. 
    46. (21)Это было в начале последнего урока.
    47. (12)И он оделся и пошёл на работу.
    48. (31)Тебе понравился мой голос?
    49.  (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.
    50. (9)И в оди

    educontest.net

    ПОДГОТОВКА К ОГЭ ЗАДАНИЕ 8 ТЕОРИЯ

    ОГЭ Подготовка к заданию 8 (грамматическая основа предложения)

    Цель данного поста — научить вас справляться с экзаменационным заданием 8. В этой же статье я дам неколько советов по правильному оформлению ответа на это задание, а также продемонстрирую некоторые типичные ошибки, которые допускают 9-классники при выписывании грамматической основы из предложения.

    Итак, вспомним, как сформулировано задание 8 в КИМах: « Выпишите грамматическую основу предложения 11″.

    На первый взгляд, всё просто: нужно найти подлежащее и сказуемое и выписать их в бланк. Однако, как показала практика, когда начинаешь выполнять это задание, возникает множество вопросов.
    Но давайте по порядку!

    1
    Прежде чем приступать к заданию 8, необходимо внимательнейшим образом изучить теоретический материал, изложенный в следующих презентациях:

    Изучение материала этих презентаций не займёт у вас много времени, зато вы вспомните, что такое грамматическая основа, а также чем могут выражаться подлежащее и сказуемое и каким бывает сказуемое по строению. Конкретные примеры предложений продемонстрируют каждый теоретический случай.

    2
    Необходимо знать, как правильно оформляется ответ на задание 8 в бланке. Это крайне важно, так как неправильное оформление ответа обернётся для вас потерей балла. Ответом на задание 8 может быть слово или перечень слов.

    Напоминаю:

    • все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки

    • каждая буква записывается в отдельной клетке

    • между словами клетка не пропускается

    • запятая ставится в отдельной клетке

    Это общие правила, а теперь давайте рассмотрим частные случаи.

    ЧС1.  Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать по-разному: сначала подлежащее, потом — сказуемое или наоборот, т.е. это не принципиально.  

    Например:
     
    В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискритсяили искритсяогонёк. 

    ЧС2.  Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении

    Например:

    Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали. 
    В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.

    ЧС3. Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым

    Например:

    Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад. 
    Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетели
    Я хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.

    3
    Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:

    1. НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например: 

    • Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть — это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.

    • Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.

    2. Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложениянапример:

    • Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь — вводное слово, вы предете -грамматическая основа)

    • Я думаю, всё  у тебя получится. (Я думаю — вводное предложение, всё получится — грамматическая основа)

    3.  Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: 

    • Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка — это приложение, Леночка — подлежащее)

    4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:

    • Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья — обращение, союз прекрасен — грамматическая основа)

    5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:

    • Дом возводят строители. (Дом — это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят — грамматическая основа)

    6. В безличном предложении сказуемое может быть выражено одним словом — НЕТ.



    4

    Запомните также эти простые правила:

    1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок в словах!

    2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу!

    3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2.  То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:

    • Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо — 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть — 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения — хотелось есть)

    infourok.ru

    Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Задание № 8 ОГЭ по русскому языку | скачать бесплатно

    Слайд 1

    Подготовка к ОГЭ Задание 8

    Слайд 2

    Грамматическая основа предложения подлежащее сказуемое

    Слайд 3

    ПОМНИТЕ! 1) предложение может быть односоставным(обычно сказуемным, поэтому подлежащего в нем не будет) 2) главные члены могут быть однородными, то есть несколько подлежащих или несколько сказуемых

    Слайд 4

    При выявлении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже.

    Слайд 5

    Мне это не нравится. В этом предложении подлежащего нет!

    Слайд 6

    Подлежащее Существительное или местоимение в именительном падеже Прилагательное, причастие, инфинитив, выступающие в роли существительного. Синтаксически неделимое словосочетание.

    Слайд 7

    Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть. Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. Присутствующие не обратили на него никакого внимания. Решить этот вопрос – наша главная задача. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.

    Слайд 8

    Сказуемое Простое составные глагольное глагольное именное

    Слайд 9

    Простое глагольное сказуемое (ПГС) ПГС является сказуемое, выраженное глаголом любого наклонения, времени и лица Потонула деревня в ухабинах (гл.изъяв. накл., прош.вр) Дай , Джим, на счастье лапу мне… (гл. повелит. накл) Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду петь (гл. изъявит. накл., будущ.вр.)

    Слайд 10

    Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду петь Буду петь – сложная форма будущего времени.

    Слайд 11

    Буду, будешь, будут и т.д. Инфинитив ПГС

    Слайд 12

    Составное глагольное сказуемое (СГС) Вспомогательная часть Инфинитив СГС

    Слайд 13

    а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия ( начать, начинать, стать, продолжать, кончать, прекратить и др.). Например: Он начал кашлять . Она продолжает смеяться . Мы закончили выполнять упражнение. Вспомогательная часть

    Слайд 14

    б) модальные глаголы, обозначающие намерение, волеизъявление, способность, желание ( хотеть, уметь, мочь, намереваться, суметь, готовиться, мечтать, надеяться, думать и др.) Например: Я хочу много путешествовать . Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Вспомогательная часть

    Слайд 15

    в) глаголы, выражающие эмоциональное состояние ( бояться, страшиться, стыдиться, стесняться, осмелиться, остерегаться, решиться, любить, ненавидеть и др. ) Например: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать . Вспомогательная часть

    Слайд 16

    Краткое имя прилагательное + инфинитив = СГС Например: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж . Вы должны немедленно уехать. НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО+инфинитив. Например: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать . Вам необходимо сдать работу к сроку.

    Слайд 17

    Составное именно сказуемое (СИС) Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену . Связка Именная часть СИС

    Слайд 18

    а) глагол быть в различных формах времени и наклонения Например: Поэт поэту есть кунак . Имя существительное есть часть речи , которая… В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме. Например: Он директор . Он студент. Глагол-связка

    Слайд 19

    Глагол с ослабленным лексическим значением — ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, ЗВАТЬСЯ, СЛЫТЬ, СЧИТАТЬСЯ, СТАТЬ и др. Например: Её сестра звалась Татьяна. Онегин жил анахоретом. Сюжет романа оказался оригинальным . Она является хозяйкой этой машины. Глагол-связка

    Слайд 20

    Глагол-связка со значением движения, положения в пространстве – ИДТИ, БЕЖАТЬ, БРОДИТЬ, СИДЕТЬ, ВЕРНУТЬСЯ, ЛЕЖАТЬ, РАБОТАТЬ и др. Например: Изба паромщика стояла брошенная, нежилая. Осень пришла дождливая. Глагол-связка

    Слайд 21

    Способы выражения именной части Чем выражена именная часть СИС ПРИМЕРЫ Имя существительное Мой брат стал экономистом Имя прилагательное(полное, краткое, в форме срав.степ.) Этот процесс интенсивен. Иллюминация во время карнавала была великолепной. Имя числительное Дважды два- четыре . Местоимение Твои слова – ничто. Кто же он на самом деле? Причастие Воздух сегодня опьяняющий. Наречие Как некстати было это воспоминание.

    Слайд 22

    Потренируемся

    Слайд 23

    Выпишите грамматическую основу предложений. Я перестал бегать по утрам. Она стремится много тренироваться. Они думали прийти вовремя. Они вынуждены жить далеко от Родины. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

    Слайд 24

    Выпишите грамматическую основу предложений. Задача оказалась сложной. Мой папа-врач. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. На улице становится холодно. Характер у него изменился: стал тяжелым, раздражительным. Он ушел успокоенный.

    Слайд 25

    Выпишите грамматическую основу предложений. Только не сжата полоска одна. А ей теперь нужен только покой. Мы ввели ей тонизирующее средство. Теперь выражение их было нежным и спокойным. Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.

    Слайд 26

    Выпишите грамматическую основу предложений. Я перестал бегать по утрам. Она стремится много тренироваться. Они думали прийти вовремя. Они вынуждены жить далеко от Родины. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

    nsportal.ru