Рабочая программа по географии (9 класс) на тему: Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии» | скачать бесплатно

ПРОГРАММА

элективного курса «Подготовка к ОГЭ по географии». 9 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по географии» предназначен для учеников 9-х классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования и рассчитан на 35 часов учебной нагрузки (один год изучения).

Программа курса разработана с учётом уровня подготовки обучающихся по курсу географии и позволяет углубить содержание данного учебного предмета, а также обеспечить высокий уровень подготовки обучащихся к государственной итоговой аттестации по географии в форме ОГЭ.

Программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

В результате курса учащиеся должны:

Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Знать специфику географического положения России.

Знать и понимать особенности природы России.

Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем.

Знать и понимать особенности населения России.

Уметь находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами.

Уметь анализировать в разных источниках информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами.

Понимать географические явления и процессы в геосферах.

Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли.

Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений.

Уметь определять на карте географические координаты.

Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Знать и понимать основные термины и понятия; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания

Уметь определять на карте расстояния.

Уметь определять на карте направления.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания

Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени.

Знать и понимать особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран.

Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах.

Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли.

Уметь выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические зависимости.

Понимать географические следствия движений Земли.

Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений.

2. Содержание учебного курса

1. Источники географической информации

Определение на карте расстояний, определение на карте направлений.

Знакомство со способами нахождения информации, необходимой для изучения разных территорий. Нахождение в разных источниках информации, необходимой для изучения географических объектов и явлений. Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами. Анализ разных источников данной информации.

Определение на карте географических координат объектов.

2. Природа Земли и человек

Изучение географических явлений и процессов в геосферах.

Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений

Объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.

Изучение географических следствий движения Земли.

3. Материки, океаны, народы и страны

Изучение географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли. Изучение различий в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий. Знакомство с результатами выдающихся географических открытий и путешествий.

Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли (таблиц, диаграмм (в том числе климатограмм), карт). Выявление на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирических зависимостей.

Изучение связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран.

4. Природопользование и геоэкология

Знакомство с природными и антропогенными причинами возникновения геоэкологических проблем.

Изучение мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Нахождение в разных источниках информации, необходимой для изучения экологических проблем.

5. География России

Знакомство со спецификой географического положения России, особенностей природы России.

Изучение особенностей основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов.

Примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания.

Знакомство с особенностями населения России.

Определение поясного времени.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Наименование темы

Тема урока

Количество часов, отводимых на её освоение

  1. Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в форме ОГЭ по географии

1

1. Источники географической информации

  1. Определение на карте расстояний и направлений.

5

  1. Определение на карте расстояний и направлений.
  1. Определение на карте географических координат объектов.
  1. Знакомство со способами нахождения информации, необходимой для изучения разных территорий.
  1. Анализ источников географической информации

2. Природа Земли и человек

  1. Изучение географических явлений и процессов в геосферах.

6

  1.  Изучение географических явлений и процессов в геосферах.
  1. Выделение существенных признаков географических объектов и явлений
  1. Объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.
  1. Объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.
  1. Изучение географических следствий движения Земли.

3. Материки, океаны, народы и страны

  1. Изучение географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли.

10

  1. Изучение географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли.
  1. Изучение географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли.
  1. Изучение различий в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий.
  1. Знакомство с результатами выдающихся географических открытий и путешествий.
  1. Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли: таблиц карт.
  1. Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли: климатограммы.
  1. Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли: климатограммы..
  1. Выявление на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирических зависимостей.
  1. Изучение связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран.

4. Природопользование и геоэкология

  1. Знакомство с природными и антропогенными причинами возникновения геоэкологических проблем

4

  1. Изучение мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
  1. Изучение мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
  1. Нахождение в разных источниках информации, необходимой для изучения экологических проблем.

5. География России

  1. Знакомство со спецификой географического положения России.

9

  1. Особенности природы России.
  1. Изучение особенностей основных отраслей хозяйства России
  1. Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.
  1. Особенности природно-хозяйственных зон и районов России.
  1. Примеры природных ресурсов, их использования и охраны,
  1. Примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания.
  1. Знакомство с особенностями населения России
  1. Определение поясного времени

nsportal.ru

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №201 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

естественно-научного цикла

Руководитель _______ / А.М. Елатонцева/

Протокол № 1 от « » августа 2016г

РЕКОМЕНДОВАНО

к использованию

Педагогическим советом

Протокол № 1 от « » августа 2016г

УТВЕРЖДАЮ

директор МАОУ

«Школа №201 города Белогорск»

___________ /Ж.В. Винникова/

Приказ № от « » августа 2016г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ / Е.Л.Коврижко/

« » августа 2016г

Рабочая программа

по подготовке к ОГЭ по географии

9 класс

Уровень образования: основное общее

2016-2017 учебный год

Составитель: Елатонцева Анна Михайловна

учитель биологии

г. Белогорск

2016 год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме.

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 30 часов 1 час в неделю.

День занятий – вторник

Время занятий – 15.00-15.40.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА — ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме» (Барабанов В.В.) и рабочих тетрадей-тренажеров «География: 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА» (Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела«Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В первых двух столбцах таблицы приведены коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки выпускников, соответствующие этим кодам.

Знать/понимать:

— основные географические понятия и термины;

— различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

— результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;

— географическую зональность и поясность;

— географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

— специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;

особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

-определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

-выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

-описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

-объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

-приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

— находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

2.9 представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения поясного времени;

-чтения карт различного содержания;

-решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

консультаций по географии учащихся 9 классов по подготовке к ОГЭ

 

Класс: 9

Учитель: Елатонцева Анна Михайловна

Количество часов: всего __30 часов; в неделю __1 час.

Планирование составлено на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ГЕОГРАФИИ.

Пособия: учебное пособие «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме» (Барабанов В.В.) и рабочая тетрадь-тренажер «География: 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА» (Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова)

Кол-во

часов

Дата

Введение.

1

1

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

1

04.10

Раздел I. Источники географической информации

5

2-

3

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

1

1

11.10

18.10

4

5

6

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

1

1

25.10

08.11

15.11

Раздел II. Природа Земли и человек

5

7

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.

1

22.11

8

Гидросфера. Атмосфера.

1

29.11

9

Биосфера. Географическая оболочка

1

06.12

10

11

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

1

13.12

20.12

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны

9

12

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

1

27.12

13

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

1

10.01

14

15

16

17

18

Материки и страны. Основные черты природы Африки.

Основные черты природы Австралии, Антарктиды.

Основные черты природы Южной Америки.

Основные черты природы Северной Америки.

Основные черты природы Евразии.

1

1

1

1

1

17.01

24.01

31.01

07.02

14.02

19

20

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

1

21.02

28.02

Раздел IV. Природопользование и геоэкология

2

21

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

1

07.03

22

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

14.03

Раздел V. География России

8

23

Особенности ГП России

1

28.03

24

Природа России

1

25

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

26

Население России

1

27

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

28

Хозяйство России

1

29

Природно-хозяйственное районирование России

1

30

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу

1

ИТОГО

30

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.

  3. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.

  4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.

  5. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.

  6. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009

  7. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  8. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  9. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

  10. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010

  11. Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010

  12. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.

  13. Ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

infourok.ru

Рабочая программа (9 класс) на тему: Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии (9 класс). | скачать бесплатно

Частное общеобразовательное учреждение «Лотос»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО.

УТВЕРЖДАЮ:

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

Учителей естественно-математического цикла

по учебной работе

            _________(О.Е.Антипова)

Протокол №1

Приказ №                ___________

от «…» августа 2016г.

«…» августа 2016 г.                                                

от «…» августа2016 г.

Руководитель МО ____________

                           (Бороздина Ю.Н.)

_____________________________

(Карпова Н.И.)

                                                  М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА      

«Решение и анализ теоретических заданий

при подготовке к ОГЭ по географии»

ступень обучения — основное общее образование

уровень — базовый

                                                         Составитель: Бороздина Ю.Н., учитель географии первой квалификационной категории

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

 

     Пояснительная записка

   

    Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 г. № 413.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года».
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2017 года по географии, который является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ОГЭ.

Первый блок «Источники географической информации» включает материал о географических моделях: глобусе, географических картах, планах

местности, их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также — о выдающиеся географических исследованиях, открытиях и путешествиях.

Второй блок «Природа Земли и человек» содержит задания о Земле, как планете; форме, размерах и движении Земли; об географических оболочках.

Третий блок «Материки, океаны, народы и страны» контролирует усвоение знаний о современном облике планеты, происхождении материков и океанов, населении Земли, материках и странах.

В четвёртом блоке «Природопользование и геоэкология» проверяются знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на природу, основных типах природопользования, стихийных явлениях.

Пятый блок «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний о географическом положении, природе, населении и хозяйстве России.

Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

1.

Географические модели.

2.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

3.

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

4.

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли.

5.

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и

подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

6.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

7.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.

8.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

9.

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

10.

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

11.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы.

12.

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

13.

Основные типы природопользования.

14.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

15.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

16.

Часовые пояса.

17.

Административно-территориальное устройство России.

18.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

19.

Типы климатов, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

20.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

21.

Природно-хозяйственные различия морей России.

22.

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

23.

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

24.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.

25.

Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции.

26.

Народы и основные религии России.

27.

Городское и сельское население. Крупнейшие города.

28.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

29.

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

30.

География отраслей хозяйства.

31.

Природно-хозяйственное районирование России. 

32.

Россия в современном мире.

33.

Итоговая диагностическая работа.

34.

Анализ диагностической работы, коррекция знаний.

Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса:

  1. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2016-2017 года.
  2. Соловьёва Ю.А.: ОГЭ-2017. География. Сборник заданий. Эксмо-Пресс, 2016 г.
  3. Барабанов В.В: ОГЭ-2017. География. Интеллект-Центр, 2017 г.

nsportal.ru

Рабочая программа по географии 9 класса для подготовки к ГИА

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №1133»

_______________________________________________________________________________

121609 Москва, Крылатские холмы 15, корп.1,

телефон (495) 413-02-24

факс (495) 413-02-24 e-mail: [email protected]

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа №1133

_____________М.В.Малхосян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Консультация по географии (подготовка к ГИА)

9 «А» класс

Учитель Товаренко Елена Викторовна

Москва 2017 год

Аннотация к рабочей программе

Полное наименование программы

Консультация по географии 9 «А» класс (подготовка к ГИА)

Дата принятия, утверждения рабочей программы

Принята МО учителей естественнонаучного цикла 31.08.2017г.

Утверждена директором ГБОУ «Школа №1133» М.В. Малхасян 31.08.2017г.

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы

Основное общее образование.

Консультация по географии (подготовка к ГИА): 9 класс – 1 час в неделю;

Документы, лежащие в основе составления рабочей программы

  1. Министерство образования и науки РФ ФГОСООО;

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Количество часов для реализации программы

Консультация по географии:

9 класс – 1 час в неделю, 35 часов за год.

Итого: 35 часов за год обучения

Учебники и учебныепособия

ОГЭ -2018 география 20тренировочных вариантов, под редакцией А.Б.Эртель. Издательство «Легион»2018 год.

Используемые технологии

Предметно – ориентированные, личностно – ориентированные

Методы и формы оценки результатов освоения

Не предусмотрены

Основные требования к результатам освоения дисциплины

Личностные результаты, достигнутые при изучении предмета географии, должны позволить учащимся сформировать представление о географии как части общечеловеческой культуры, о значимости географии в развитии цивилизации и современного общества; сформировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном

обществе.

Метапредметные результаты, достигнутые при

изучении географии, должны обеспечить развитие представлений о науке как форме описания и методе познания действительности, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для географии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных

сфер человеческой деятельности.

Предметные результаты отражают необходимый минимум теоретических знаний и практических умений в объёме, предусмотренным ООО , и конкретизированных в кодификаторе ФИПИ:http://www.fipi.ru(география)

Рабочая программа

индивидуальной работы с учащимися

по подготовке к ОГЭ по географии

в 9 классе

Пояснительная записка.

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена форме ОГЭ.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в постепенном освоении учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

— основные географические понятия и термины;

— различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

— результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

— географические следствия движений Земли, географические

явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

— географическую зональность и поясность;

— географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

— специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

— определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

— выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

— описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

— объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

— составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

— приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

— находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— определения поясного времени;

— чтения карт различного содержания;

— решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.

Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел V. География России (10 ч).

Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.

Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Обобщение (1 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.

География

34 ч в год, 1 ч в неделю

Резерв – 2 ч

Дата

неделя

№ в теме

Название раздела, темы

1.

4-8 сент.

1.

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков.

2.

11-15 сент.

2.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.

3.

18-22 сент.

1.

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

Глобус, географическая карта.

4.

25-28 сент.

2.

План местности. Масштаб. Градусная сеть.

5.

2-6 окт.

3.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

6.

9-13 окт.

1.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

Земля как планета Солнечной системы.

7.

16-20 окт.

2.

Движения Земли.

8.

23-27 окт.

3.

Литосфера и геологическая история Земли.

9.

7-10 ноября.

4.

Гидросфера. Атмосфера.

10.

13-17 ноября

5.

Биосфера. ГО.

11.

20-24 ноября

6.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

12.

27-1 ноября

1.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

13.

4-8 декабря

2.

Население и численность населения Земли. Расы, этносы.

14.

11-15 декабря

3.

Материки и страны.

15.

16-22 декабря

4.

Африка. Австралия.

16.

25-29 декабря

5.

Антарктида. Южная Америка.

17.

10-13 января

6.

Северная Америка.

18.

15-19 января

7.

Евразия.

19.

22-26 января

8.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

20.

29-2 февраля

1.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

21.

5-9 февраля

2.

Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.

22.

12-16 февраля

1.

Раздел V. География России (10 ч).

Особенности ГП России.

23.

19-22 февраля

2.

Природа России.

24.

26-2 марта

3.

Природные особенности России.

25.

5-9 марта

4.

Население России.

26.

12-16 марта

5.

Демографические показатели России.

27.

19-23 марта

6.

Хозяйство России.

28.

26-30 марта

7.

Отрасли хозяйства РФ.

29.

9-14 апреля

8.

Природно-хозяйственное районирование России.

30.

16-20 апреля

9.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

31.

23-27 апреля

10.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

32-34

30-4 мая

7-24 мая

1.

2.

Обобщение (1 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену.

Резерв – 2 недели

Резерв – 2 ч

multiurok.ru

Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ по географии.

в рамках подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ-2017»

Количество часов

Тема, содержание

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1

1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план

местности, их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения,

градусная сеть)

2

1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и

путешествия

3

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная

поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения

земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и

оценка

4

2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,

взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и

подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные

ресурсы Земли

5

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и

влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

6

2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие

растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование.

Условия образования почв разных типов

7

2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и

высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.

Территориальные комплексы: природные, природно-

хозяйственные

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

8

3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и

впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле

9

3.2 Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие

расы, этносы

10

3.3 Материки и страны. Основные черты природы Африки,

Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Население материков. Природные ресурсы и их использование.

Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

11

4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу

12

4.2 Основные типы природопользования

5 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

13

5.1 Особенности географического положения России

14

5.1.1Территория и акватория, морские и сухопутные границы

15

5.1.2 Часовые пояса

16

5.1.3 Административно-территориальное устройство России

5.2 Природа России

17

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

18

5.2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя

мерзлота

19

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения

на территории страны

20

5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России

21

5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия

почв

22

5.2.6 Растительный и животный мир России. Природные зоны.

Высотная поясность

5.3 Население России

23

5.3.1 Численность, естественное движение населения

24

5.3.2 Половой и возрастной состав населения

25

5.3.5 Народы и основные религии России

5.3.6 Городское и сельское население. Крупнейшие города

26

5.4 Хозяйство России

5.4.1 Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства

России

27

5.4.2 Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные

сочетания природных ресурсов

28

5.4.3 География отраслей промышленности

29

5.4.4 География сельского хозяйства

30

5.4.5 География важнейших видов транспорта

31

5.5 Природно-хозяйственное районирование России.

Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг

Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный,

человеческий и хозяйственный потенциал

32

5.6 Россия в современном мире

kopilkaurokov.ru

Рабочая программа по географии (9 класс) на тему: Рабочая программа по географии по подготовке к экзамену в 9 классе | скачать бесплатно

Рабочая программа

индивидуальной работы с учащимися

по подготовке к ОГЭ по географии

в 9 классе

Пояснительная записка.

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

— основные географические понятия и термины;

— различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

— результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

— географические следствия движений Земли, географические

явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

— географическую зональность и поясность;

— географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

— специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

— определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

— выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

— описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

— объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

— составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

— приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров

производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

— находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— определения поясного времени;

— чтения карт различного содержания;

— решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.

Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел V. География России (10 ч).

Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.

Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Обобщение (1 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.

География

34 ч  в год, 1 ч в неделю

Резерв – 2 ч

Дата

№ в теме

Название раздела, темы

1.

1-09

1.

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков.

2.

2-09

2.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.

3.

3-09

1.

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

Глобус, географическая карта.

4.

4-09

2.

План местности. Масштаб. Градусная сеть.

5.

1-10

3.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

6.

3-10

1.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

Земля как планета Солнечной системы.

7.

4-10

2.

Движения Земли.

8.

5-10

3.

Литосфера и геологическая история Земли.

9.

2-11

4.

Гидросфера. Атмосфера.

10.

3-11

5.

Биосфера. ГО.

11.

5-11

6.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

12.

1-12

1.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

13.

2-12

2.

Население и численность населения Земли. Расы, этносы.

14.

3-12

3.

Материки и страны.

15.

4-12

4.

Африка. Австралия.

16.

2-01

5.

Антарктида. Южная Америка.

17.

3-01

6.

Северная Америка.

18.

4-01

7.

Евразия.

19.

5-01

8.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

20.

1-02

1.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

21.

2-02

2.

Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.

22.

4-02

1.

Раздел V. География России (10 ч).

Особенности ГП России.

23.

1-03

2.

Природа России.

24.

2-03

3.

Природные особенности России.

25.

3-03

4.

Население России.

26.

4-03

5.

Демографические показатели России.

27.

1-04

6.

Хозяйство России.

28.

3-04

7.

Отрасли хозяйства РФ.

29.

4-04

8.

Природно-хозяйственное районирование России.

30.

5-04

9.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

31.

2-05

10.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

32.

3-05

1.

Обобщение (1 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену.

Резерв – 2 ч

nsportal.ru

Программа элективного курса по подготовке к ОГЭ 9 класс по географии

Рабочая программа элективного курса по географии

Подготовка к ОГЭ

для учащихся 9 классов.

.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

 Нужно уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ.  Дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала.

  Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.

Объем программы – 35 часов (1 час в неделю).

Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.

 

Задачи курса:

  • повторить теоретические основы курса географии;

  • отработать практические навыки и умения;

  • закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;

  • повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

  • анализировать природные, экономические и социальные явления;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:

Знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

  •  выявлять причинно-следственные связи;

  •  выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

  • составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;

  • решать практические задачи разной степени сложности;

  • сравнивать различные явления, территории и делать выводы

  • развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли промышленности.


Тематический план

Содержание программы


Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Источники географической информации

Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

Природа Земли и человек

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. 

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на   Земле.  Погода и климат.  Изучение элементов погоды. 

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы:   природные,     природно-хозяйственные. 

Материки, океаны, народы и страны

Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 

Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  

Основные типы природопользования. 
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

География России 

Природа России

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. 

Население России 

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Хозяйство России

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. 

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия. 

Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Требования по окончании курса: 

Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. 

Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА 

Календарно-тематический план

Дата

Тема занятия

Практика

ВЕДЕНИЕ 1 ч.

1

Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии 

Источники географической информации. 7 часов

2

Географические модели

1

3

Масштаб 

1

4

Условные знаки

1

5

Способы картографического изображения

1

6

Градусная сеть

1

7

Географические координаты

1

8

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия


1

Природа Земли и человек – 4 часа

9

Земная кора и литосфера

1

10

Гидросфера, ее состав и строение

1

11

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция

1

12

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка

1

13

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

Материки, океаны, народы и страны 4 часа

14

Основные черты природы Африки. Австралии

15

Основные черты природы Северной и Южной Америки

1

16

Полярные области Земли 

1

17

Основные черты природы Евразии

1

Природопользование и геоэкология – 3 часа

18

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

1

19

Основные типы природопользования

1

20

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1

География России — 12 часов

21

Рельеф России

1

22

Полезные ископаемые России

1

23

Климат России 

1

24

Политико-административное устройство России

1

25

Численность и естественный прирост населения

1

26

Городское и сельское население

1

27

Миграции населения

28

Важнейшие МОК России и их география

1

29

Западный макрорегион

1

30

Восточный макрорегион

1

31

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

Итоговое тестирование – 4 часа

32

Работа по КИМам

1

33

Работа по КИМам

1

34

Работа по КИМам

1

35

Работа по КИМам

1

Практические работы.

Тема «Источники географической информации».

Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.

Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану;

Построение профиля рельефа местности

Тема «Природа материков».

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».

Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам;

Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.

infourok.ru