Читать онлайн «Русский язык. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА», И. Н. Добротина – Литрес

Предисловие

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности. Среди видов контроля важную роль играет тематический контроль, который проводится по завершении изучения большой темы. Назначение (функция) тематического контроля – систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей с материалом предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Предлагаемое пособие является логическим продолжением пособий для 7 и 8 классов, может оказать учителю помощь при планировании и составлении проверочных и контрольных работ по курсу русского языка в 9 классе.

В чем особенность данной книги? Содержание включает в себя шесть тем, повторение и изучение которых предусмотрено программой в 9 классе. Каждая работа включает задания с выбором ответа (ВО), задания с кратким ответом (КО), проверяющие языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать предложение или фрагмент текста с использованием знаний по орфографии, пунктуации и синтаксису), задание с развернутым ответом (РО).

Для каждой темы составлен план теста: задания, проверяющие определенный элемент содержания, находятся в каждом варианте на одной и той же позиции. Задания с развернутым ответом предполагают проверку умения рассуждать на предложенную лингвистическую тему (кроме темы № 5, где предлагается написать о литературной сказке с опорой на предложенный для анализа текст). Лингвистические сочинения предполагают рассказ об изобразительных возможностях словообразования; о роли прилагательных в текстах художественного стиля речи; функции запятой или тире в предложении; функциях знаков конца предложения. В ряде вариантов предлагается необходимый материал для наблюдений и аргументации. Таким образом, варианты этих работ, построенных во многом по аналогии с заданиями ГИА, могут служить для учителей и учащихся индикатором уровня подготовки по предмету.

Первые три темы предусматривают систематизацию и обобщение знаний по темам, изученным до 9 класса; включают задания по фонетике, морфемике, словообразованию, морфологии и орфографии. Наличие четырех вариантов в каждой теме позволяет организовать учителю проверочную работу по вариантам, при выявлении пробелов в знаниях учащимся рекомендуется выполнить задания, стоящие на этой же позиции в других вариантах. Учитывая необходимость анализа предложений в тексте, задания для тем «Предложение», «Сложное предложение» (темы 3–6) предлагаются на основе текста.

Мы предлагаем варианты контрольных работ по всем темам курса в 9 классе как в тестовой форме, так и в форме заданий, направленных на разноаспектный анализ текста.

Отмечаем, что задания части А в ГИА представляют собой задания с выбором ответа, связанные с содержательным анализом текста и проверяющие умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности. Формат пособия не рассчитан на предъявление учащимся текстов (или их фрагментов) для содержательного анализа, поэтому в пособии нет заданий, аналогичных части А. Задания представляют собой часть В – задания с выбором ответа (ВО), задания с кратким ответом (КО), проверяющие языковую и лингвистическую компетенции, и часть С – задание с развернутым ответом (РО).

Варианты контрольных работ по темам курса в тестовой форме

Тема № 1


Фонетика и орфоэпия. Морфемика и словообразование
Вариант 1

1. Укажите строчку, в которой буква Д обозначает звонкий звук.

1) бесеДка

2) склаД

3) поДсадил

4) сДаться

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) прИбыв, придАное, призЫв

2) созЫв, тамОжня, тортЫ

3) опломбировАть, опОшлят, освЕдомиться

4) партЕр, перезвонИт, перелИла

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

Баклажаны бока отлежали.

Н. Н. Матвеева

В предлагаемом отрывке поэт использует звукопись, а именно

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) особый подбор однокоренных слов

4) лексическое средство выразительности

4. Укажите строчку, все слова которой образованы

приставочным способом.

1) задумать, продублировать, сдерживать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, проехать

5.  Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) смирение, примирять, мирный, умиротворение

2) сгорели, загар, угореть, предгорье

3) раствор, притворщик, отварить (крупу), растворитель

4) клонировать, преклонение, кланяться, склоненный

6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке

Эстет – … – эстетичный – эстетичность.

1) эстетика

2) эстетизм

3) эстетический

4) эстетично

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) уничтожитель – суффиксальный

2) упразднение – суффиксальный

3) преувеличить – приставочный

4) растроганный – приставочно-суффиксальный

8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Встреча

 
За горушкой, за речушкой илистой,
Где до дому по тропе извилистой
Столько, да полстолько, да чуть-чуть еще,
Великанчик встретил Лилипутище.
Было Лилипутище немолодо,
Поросло густым зеленым волосом,
Выло Лилипутище от голода
Тонким заплетающимся голосом.
Выло так тревожаще и вяжуще,
Что на сердце отзывалось режуще.
Великанчик пожалел бедняжище,
Пригласил его в свое убежище…
 
В. Лейкин
Вариант 2

1. Укажите строчку, в которой буква С обозначает звонкий звук.

1) косьба

2) степной

3) сказка

4) фокус

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) прИнял, прирУчённый, процЕнт

2) нЕдруг, нЕдуг, некролОг

3) плодонОсить, повторЁнный, поднЯв

4) нЕнависть, ненадОлго, новостЕй

3.  Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

 
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей,
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей.
 
А. Н. Майков

В предлагаемом отрывке поэт использует

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) лексическое средство выразительности – эпитет

4) лексическое средство выразительности – гиперболу

4. Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.

1) задержание, передержка, десятичный

2) вдесятером, детективный, предвесенний

3) отвращение, осязаемый, ответственно

4) праотец, неотъемлемый, неотлучно

5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) смирение, примирять, примерить, примерка

2) сгорели, загар, угореть, угарный

3) раствор, притворщик, отварить (крупу), растворитель

4) клонировать, преклонение, кланяться, склоненный

6.  Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Шут – … – шутливый – шутливость.

1) шутить

2) шутник

3) шутливо

4) шутовство

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) уничтожитель – суффиксальный

2) упразднение – приставочно-суффиксальный

3) преувеличить – приставочный

4) тронуть – суффиксальный

8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

 
Петь о весне смолкаем мы с годами:
Чем ближе к старости, тем все ясней,
Что сердцу ближе весен с их садами
Несытая пустынность осеней…
 
И.  Северянин
Вариант 3

1. Укажите строчку, в которой все согласные звуки глухие.

 

1) бумажка

2) косьба

3) ползти

4) сказка

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) озлОбить, оклЕить, окружИт

2) опломбИровать, опОшлят, освЕдомиться

3) срЕдствами, статУя, столЯр

4) прИнял, прирУчённый, процЕнт

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

 
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
 
И. А. Бунин

В предлагаемом отрывке поэт использует звукопись, а именно

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) особый подбор однокоренных слов

4) лексическое средство выразительности

4.  Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.

1) задержание, передержка, подберезовик

2) вдесятером, детективный, предвесенний

3) отвращение, осязаемый, ответственно

4) салатник, посадка, пророкотать

5. Укажите строчку, все слова которой

однокоренные.

1) раствор, сварка, отварить (крупу), растворитель

2) замереть, замерший, меркнет, перемирие

3) растение, выросли, выращенный, росток

4) предводитель, водит (машину), нефтепровод, водолечебница

6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Чистый – … – расчистить – расчищать.

1) чисто

2) чистить

3) чистка

4) расчистка

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) трудяга – суффиксальный

2) по-весеннему – приставочно-суффиксальный

3) несладко – приставочно-суффиксальный

4) прискорбный – приставочно-суффиксальный

8.  Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

 
Объявление
Внимание!
Розжиг костров,
выгул собак,
отлов рыбы и отстрел дичи,
выпас и выгон скота, а также
выполз змей,
выпорос свиней,
вымет икры,
вылуп птиц из яиц,
выкур курей и выпрыг кенгурей…
ЗАПРЕЩЕН И ПРЕКРАЩЕН…
 
(Пример из книги К. Ф. Седова «Основы психолингвистики в анекдотах»)
Вариант 4

1. Укажите строчку, в которой все согласные звуки звонкие.

1) ложь

2) молотьба

3) упряжь

4) ползти

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) портфЕль, пОручни, послалА

2) срЕдствами, стАтуя, столЯр

3) нЕнависть, ненАдолго, новостЕй

4) озлОбить, оклеИть, окружИт

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

 
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
 
А. С. Пушкин

В предлагаемом отрывке поэт использует

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) лексическое средство выразительности – эпитет

4) лексическое средство выразительности – гиперболу

4. Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом.

1) проехать, задумать, продублировать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, вдесятером

5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) гористый, огорчение, загар, угореть, угарный

2) касательная, прикосновение, коса, косвенный

3) растение, выращенный, росток, водосток

4) сварка, вареный, приварить, сварщик

6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Этика – … – неэтичный – неэтично.

1) этически

2) этично

3) этичный

4) этичность

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) зачислить – приставочно-суффиксальный

2) чешуйчатый – суффиксальный

3) преузкий – приставочный

4) четырнадцать – сложение

8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку, тестовая часть (9 класс)

Похожие презентации:

Научный стиль речи

Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Язык и профессии. Культура речи

Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»

Роль русского языка в многонациональной России

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10

Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий

Художественный стиль речи

Урок-практикум
Подготовка к ОГЭ по
русскому языку
Тестовая часть
Подготовила презентацию учитель русского языка и
литературы
Т.И.Верзилина
МОУ СОШ п Мирный
Дергачёвского района
Саратовской области
Цель урока: 1) повторение, обобщение и систематизация
полученных знаний, умение применять их на практике,
подготовка к сдаче экзаменов;
2) отработать навыки решения заданий в тестах
ОГЭ; развивать культуру речи; творческих способностей
учащихся; монологическую речь учащихся; память;
логическое мышление и образное мышление.
3) воспитывать осознанное отношение к изучаемому,
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову,
бережное отношение к русскому языку;
4) закрепить основные лингвистические понятия.
Эпиграф
Самая большая ценность
народа – язык,
на котором он пишет, говорит,
думает.
Д.Н. Лихачев
Нет таких звуков, красок, образов и
мыслей, для которых не нашлось бы в
нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
Синтаксический анализ
. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно
определена грамматическая основа в одном из
предложений или в одной из частей сложного
предложения текста. Запишите номера ответов.
№2
Пунктуационный анализ
№3
• Расставьте знаки препинания в
предложении. Укажите цифры. на месте
которых в предложении должны стоять
запятые.
• Опершись(1) на лыжные палки (2) долго
любуешься(3) как шустрые птички клювиками
теребят шишки(4) выбирая из них семена(5) как
(6) кружась в воздухе(7) тихо сыплются (8)на
снег лёгкие шелушинки.
Синтаксический анализ
№4
• Замените словосочетание бесконечная
равнина синонимичным, основанном на связи
управление
• Замените словосочетание горное село
синонимичным, основанном на связи
управление
• Замените словосочетание голос отца
синонимичным, основанном на связи
согласование
• Замените словосочетание яростно хлестали
синонимичным, основанном на связи
управление
Орфографический анализ
№5
1) ДЕРЕВЯННЫЙ — правописание суффикса в
прилагательном не определяется правилом
(является исключением)
2) СЖАТЬ — в приставке перед звонким
согласным корня пишется
3) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило —
частица пишется с причастием раздельно при
наличии зависимого от причастия слова
4) НЕ С КЕМ – неопределённое местоимение
с предлогом пишется раздельно
5) ЗАМУЖ — имя существительное м. р.
пишется без –Ь
Делу — время,
потехе – час.
Прочтите текст и
выполните задания 6–8
№ 6-8
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — российский
писатель. Герой Социалистического Труда (1989),
лауреат двух Государственных премий СССР.
Текст
1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого
разбитого хутора подальше и увести с собою остатки
взвода.
Терминологический диктант Задание 7
1) Преувеличение.
2) Употребление слова в переносном значении.
3) Яркое, красочное прилагательное.
4) Уподобление одного предмета или явления
другому.
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по
значению выражение.
6) Неживой предмет приобретает свойства живого.
Фразеологическая
дуэль
Проверяем:
1. Считать ворон
2. Кот наплакал
3. Писать как курица лапой
4. Зарубить на носу
5. Витать в облаках
Объясните фразеологизмы:
Сесть в калошу
Совать нос.
Сматывать удочки
Как снег на голову
Через час по чайной ложке.
Как кошка с собакой
Надуться как мышь на крупу
Кот наплакал.
Путаться под ногами
Объясните фразеологизмы:
Сесть в калошу. (Попасть в неудобное
положение)
Сматывать удочки. (Убежать)
Как снег на голову. (Неожиданно)
Через час по чайной ложке. (Медленно)
Как кошка с собакой. (Жить не дружно)
Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)
Кот наплакал. (Очень мало)
Путаться под ногами. (Мешать)
№ 6-8
Проверяем:
6 -123
7 – 13
8- орал
Правилу следуй упорно:
чтобы словам было тесно, а
мыслям — просторно.
Н. А. Некрасов
Что повторили?
С какими заданиями возникли сложности?
На что необходимо обратить внимание?
Домашнее задание:
Сочинение 9.3.
Как Вы понимаете значение слова МЕСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему: «Что такое месть», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй –
из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения
должен составлять не менее 70 слов.
Спасибо за работу на
уроке!

English     Русский Правила

Новости | Государственные школы Блумингтона

Весна 2023 г. Встречи родителей с учителями

Опубликовано 07.02.2023

Пора записываться на весенние родительские собрания!

Узнать больше

Информационная ночь в детском саду на 2023-24 учебный год

Опубликовано 18.01.2023

Скоро информационная ночь в детском саду на 2023-24 учебный год!

Узнать больше

Осенние конференции родителей и учителей Зарегистрироваться

Опубликовано 27 сентября 2022 г.

Осенние конференции — отличная возможность встретиться с учителем вашего ребенка!

Узнать больше

2022-23 Оценка чтения Зарегистрироваться

Опубликовано 16 августа 2022 г.

Оценка чтения «Снова в школу» запишитесь для своего ребенка!

Узнать больше

2022-23 Снова в школу и приветственное письмо от директора Клайн

Опубликовано 10 августа 2022 г.

Начальная школа Оук-Гроув рада приветствовать вас в 2022-23 учебном году!

Узнать больше

2022-23 Детский сад Приветственная информация

Опубликовано 08.08.2022

Добро пожаловать в ОГЭ! Получите всю необходимую информацию о детском саду.

Узнать больше

Весна 2022 г. Встречи родителей с учителями

Опубликовано 23 февраля 2022 г.

Пришло время записаться на весенние родительские собрания!

Узнать больше

Информационная ночь в детском саду на 2022-23 учебный год

Опубликовано 13 декабря 2021 г.

Скоро информационная ночь в детском саду на 2022-23 учебный год!

Узнать больше

Книжная онлайн-ярмарка ОГЭ

Опубликовано 14.10.2021

Покупайте на книжной онлайн-ярмарке ОГЭ! Получайте удовольствие, просматривая все замечательные названия книг, которые вашему ребенку понравится читать!

Узнать больше

Walk-A-Thon 2021 и Spirit Week

Опубликовано 23 сентября 2021 г.

Ознакомьтесь с веселыми мероприятиями, запланированными на Неделю духа в начальной школе Оук-Гроув!

Узнать больше

Запись на осеннюю конференцию

2021–2022 гг.

Опубликовано 21 сентября 2021 г.

Осенние конференции не за горами. Ознакомьтесь с информацией, чтобы записаться на конференцию с учителем вашего ребенка.

Узнать больше

Oak Grove Elementary Виртуальное приветственное видео

Опубликовано 24 августа 2021 г.

Посмотрите презентацию директора Брайана Клайна, в которой представлена ​​важная информация на 2021–2022 учебный год в начальной школе Оук-Гроув.

Узнать больше

2021-22 Детский сад Приветственная информация

Опубликовано 17.08.2021

Добро пожаловать в ОГЭ! Получите всю необходимую информацию о детском саду.

Узнать больше

Снова в школу 2021-22 Приветственное письмо от директора Брайана Клайна

Опубликовано 17 августа 2021 г.

Наша преданная команда готова приветствовать наших студентов обратно в ОГЭ.

Узнать больше

Регистрация оценки чтения

Опубликовано 17 августа 2021 г.

Мы приглашаем наши семьи записаться на повторную оценку чтения в школе с учителем вашего ребенка.

Узнать больше

Заполните заявку на получение образовательных пособий

Опубликовано 30 июля 2021 г.

Заявки, соответствующие требованиям, приносят столь необходимые средства на образование для всех наших школ, поэтому мы просим все семьи ежегодно заполнять заявку.

Узнать больше

Списки школьных принадлежностей на 2022–2023 годы

Опубликовано 2 июня 2021 г.

Получите списки на 2022-2023 учебный год!

Узнать больше

Виртуальная художественная выставка в Блумингтоне

Опубликовано 30 апреля 2021 г.

Добро пожаловать на виртуальную художественную выставку начальной школы в Блумингтоне!

Узнать больше

ОГЭ Детский сад Информация

Опубликовано 03 февраля 2021 г.

У вас есть ребенок, который будет готов к детскому саду? Узнайте все, что может предложить начальная школа Oak Grove!

Узнать больше

Регистрация на весеннюю конференцию

Опубликовано 29 января 2021 г.

Зарегистрируйтесь на виртуальную родительскую конференцию!

Узнать больше

Может ли Европа жить без российского природного газа?

На этой фотографии, сделанной 15 июля, трубы и манометры для газопроводов изображены на Open Grid Europe (OGE), одном из крупнейших в Европе операторов газотранспортных систем, в Верне, западная Германия. AFP-Yonhap

Европа столкнулась с энергетическим кризисом еще до того, как газопровод Nord Stream 1 из России в Германию был отключен для планового технического обслуживания.

Несмотря на то, что в четверг поступали сигналы о том, что по крайней мере некоторое количество газа, вероятно, будет поступать, это все еще было неопределенно, и правительственные чиновники приготовились к возможности того, что ключевой трубопровод не будет перезапущен в соответствии с графиком. Они говорят, что президент России Владимир Путин использует энергию для политических рычагов в своей конфронтации с Европейским Союзом из-за Украины.

Россия уже сократила поставки природного газа в Европу, используемого для электроснабжения заводов, выработки электроэнергии и отопления домов зимой, и Путин предупреждает, что они могут продолжать сокращаться. Поставки по «Северному потоку-1» были сокращены на 60 процентов еще до начала ремонта.

Даже если трубопровод возобновит работу на пониженном уровне, этой зимой Европе будет сложно поддерживать тепло в домах и промышленность.

Вот что нужно знать об энергетическом кризисе:

Россия отключила газ в Европу?

Значительно сократил поставки. Еще до вторжения в Украину Россия не продавала газ на краткосрочном спотовом рынке. После того, как ЕС ввел жесткие санкции против российских банков и компаний и начал поставки оружия в Украину, Россия отключила газ шести странам-членам и сократила поставки еще шести.

Потоки в Германию, крупнейшую экономику ЕС, по «Северному потоку-1» сократились на две трети, при этом Россия обвинила часть, которая была отправлена ​​в Канаду на техническое обслуживание и не возвращена из-за санкций. Европейские лидеры отвергли это заявление, заявив, что это политический гамбит в ответ на санкции.

Это заставило 27 членов ЕС изо всех сил пытаться заполнить хранилища газа в преддверии зимы, когда спрос растет, и коммунальные предприятия сокращают свои резервы, чтобы поддерживать тепло в домах и работать электростанции.

Цель ЕС состоит в том, чтобы сейчас использовать меньше газа для строительства хранилищ на зиму. Запасы газа в Европе заполнены лишь на 65 процентов, по сравнению с целевым показателем 80 процентов к 1 ноября. газ для безопасной зимы» в штаб-квартире ЕС в Брюсселе 20 июля. AFP-Yonhap

Почему российский природный газ так важен?

До войны Россия поставляла около 40% природного газа в Европу. Он упал примерно до 15 процентов, что привело к взлету цен и увеличению нагрузки на энергоемкие отрасли.

Газ используется в целом ряде процессов, о которых большинство людей даже не догадываются: для ковки стали для производства автомобилей, изготовления стеклянных бутылок и пастеризации молока и сыра.

Компании предупреждают, что они часто не могут в одночасье переключиться на другие источники энергии, такие как мазут или электричество, для производства тепла. В некоторых случаях оборудование, в котором находится расплавленный металл или стекло, выходит из строя при отключении нагрева.

Высокие цены на энергоносители уже угрожают рецессией в Европе из-за рекордной инфляции, когда потребители вынуждены меньше тратить, поскольку растут цены на продукты питания, топливо и коммунальные услуги. Полное отключение может нанести еще более тяжелый удар по и без того проблемной экономике.

Что такое газопровод Nord Stream 1?

Это крупнейший европейский газопровод, который проходит по дну Балтийского моря из России в Германию и является основным источником российского газа для Германии.

Глава сетевого регулятора Германии Клаус Мюллер написал в Твиттере, что российская государственная компания «Газпром» уведомила в четверг о планах поставить по «Северному потоку-1» около 530 гигаватт-часов газа — около 30 процентов пропускной способности трубопровода, по сравнению с примерно 800 гигаватт-часов, о которых он уведомил несколькими часами ранее. Он отметил, что «возможны дальнейшие изменения» 9.0003

В дни, предшествовавшие закрытию на техническое обслуживание, подача газа составляла около 700 гигаватт-часов в день.

Россия возобновляет критически важные поставки газа в Европу по «Северному потоку»

Аналитики Rystad Energy заявили, что, если «Северный поток-1» действительно останется бездействующим, Европа достигнет лишь около 65% своих хранилищ, что создает реальный риск того, что газ закончится в течение отопительный сезон.

Еще три газопровода поставляют российский газ в Европу, но один через Польшу и Белоруссию закрыт. Другой, через Украину и Словакию, по-прежнему доставляет меньше газа, несмотря на боевые действия, как и один через Турцию в Болгарию.

Что за игра у Путина?

Хотя российские экспортеры нефти и газа продают меньше энергии, скачок цен означает, что доходы Путина фактически увеличились, по данным Международного энергетического агентства. Со времени вторжения доходы России от экспорта нефти и газа в Европу удвоились по сравнению со средними показателями последних лет и достигли 95 миллиардов долларов, сообщает базирующееся в Париже МЭА.

Рост доходов России от энергоносителей всего за последние пять месяцев в три раза больше, чем обычно при экспорте газа в Европу в течение всей зимы.

Итак, у Путина есть наличные в руках, и он может рассчитать, что болезненные счета за коммунальные услуги и энергетический кризис могут подорвать общественную поддержку Украины в Европе и усилить стремление к урегулированию путем переговоров в его пользу.

«Исходя из того, что мы видели за последний год, было бы неразумно исключать возможность того, что Россия может решить отказаться от доходов, которые она получает от экспорта газа в Европу, чтобы получить политическое влияние», — исполнительный директор МЭА. — сказал Фатих Бироль.

Действительно, Путин сказал, что объем газа, прокачиваемого по «Северному потоку-1», упадет еще с 60 млн до 30 млн кубометров в сутки, или примерно пятую часть его мощности, если турбина, отправленная в Канаду на ремонт, не будет быстро заменили. Канада заявила, что отправила деталь обратно, но Германия отказалась сообщить, где она находится.

«Наши партнеры пытаются переложить вину за совершенные ими ошибки на Россию и «Газпром», но это абсолютно необоснованно», — заявил Путин во вторник российским журналистам в ходе переговоров в Тегеране с лидерами Ирана и Турции.

На этой фотографии из архива, сделанной 8 ноября 2011 г. , показан вид газопровода перед церемонией открытия первого из двух газопроводов Nord Stream протяженностью 1224 км через Балтийское море в Любмине, ул. северо-восток Германии. AFP-Yonhap

Что может сделать Европа?

ЕС перешел на более дорогой сжиженный природный газ, или СПГ, который доставляется на кораблях из таких мест, как США и Катар. Германия ускоряет строительство терминалов по приему СПГ на побережье Северного моря, но на это уйдут годы. Первый из четырех плавучих приемных терминалов должен быть введен в эксплуатацию в конце этого года.

Но один только СПГ не может восполнить этот пробел. Мировые экспортные мощности СПГ работают на полную мощность в условиях жесткого рынка энергоносителей, и газа больше нет. Взрыв на американском терминале во Фрипорте, штат Техас, который отправил большую часть своего газа в Европу, за одну ночь отключил 2,5 процента поставок в Европу.

Сохранение и другие источники энергии имеют ключевое значение. Например, Германия дольше эксплуатирует угольные электростанции, создает систему газовых аукционов, призванную стимулировать сохранение, и переустанавливает термостаты в общественных зданиях.

В среду Европейский союз предложил странам-членам добровольно сократить потребление газа на 15 процентов в ближайшие месяцы. Европейская комиссия, исполнительный орган ЕС, добивается полномочий для введения обязательных сокращений по всему блоку, если существует риск острой нехватки газа или исключительно высокого спроса.

Страны-члены ЕС обсудят меры на экстренном заседании министров энергетики в следующий вторник.

Страны пытаются обеспечить альтернативные источники энергии, а лидеры Италии, Франции и Европейского Союза на этой неделе заключают сделки со своими коллегами в Алжире, Азербайджане и Объединенных Арабских Эмиратах.

Могут ли люди замерзнуть этой зимой?

Маловероятно, что дома, школы и больницы потеряют тепло, потому что правительства должны сначала ввести нормирование для предприятий.