Что делать на ОГЭ по литературе? Задания 3, 4

Текст: Татьяна Шипилова

Продолжаем разбираться со структурой ОГЭ по литературе. Про задания 1, 2 уже говорили здесь. Теперь поговорим про задания 3, 4, в которых нужно анализировать лирическое произведение. Ориентироваться будем опять на демо-версию ОГЭ по литературе, в которой в качестве образца для заданий дано стихотворение «Внимая ужасам войны…» Некрасова. Оно небольшое, приведем его здесь:

  • Внимая ужасам войны,
  • При каждой новой жертве боя
  • Мне жаль не друга, не жены,
  • Мне жаль не самого героя…
  • Увы! утешится жена,
  • И друга лучший друг забудет;
  • Но где-то есть душа одна —
  • Она до гроба помнить будет!
  • Средь лицемерных наших дел
  • И всякой пошлости и прозы
  • Одни я в мир подсмотрел
  • Святые, искренние слезы —
  • То слезы бедных матерей!
  • Им не забыть своих детей,
  • Погибших на кровавой ниве,
  • Как не поднять плакучей иве
  • Своих поникнувших ветвей. ..

Задание 3

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

К стихотворению даны две темы на выбор – по содержанию/идее и по терминологии:

  • 3.1. Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?
  • 3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?

Снова та же схема: вне зависимости от того, какую тему выбрали, всё равно взглянули на вторую и сделали мысленно галочку, что для темы войны и образа матери явно важны эпитеты, в то время как эпитеты должны осветить тему войны и образ матери. Т.е. всё взаимосвязано.

Прочитали стихотворение, поняли всю бренность бытия, смирились с тем, что никуда от анализа лирики не деться, и приступили к анализу.

Вопрос про войну и матерей. Про что пишет автор, в чём идея стихотворения?

В том, что война отнимает детей, которых матери никто не вернёт. Говорится, что все остальные, будь то друг или жена, долго горевать по погибшему не будут, потому что замену найти всегда можно. Но любовь матери и её скорбь – вот самое страшное последствие войны, потому что никто и никогда не заменит ребёнка. Суть поняли? Отлично. Смотрим, а благодаря каким художественным средствам это всё сделано?

Про эпитеты вам уже подсказали в теме 3.2. Ищем эпитеты:

  • Средь лицемерных наших дел
  • Святые, искренние слёзы –
  • То слёзы бедных матерей!
  • Им не забыть своих детей,
  • Погибших на кровавой ниве,
  • Как не поднять плакучей иве
  • Своих поникнувших ветвей. ..

Какую роль играют? Собственно, они и создают этот святой образ матери, потерявшей своего ребенка «на кровавой ниве».

Помимо эпитетов что ещё есть?

Анафора – т.е. повтор в начале строки:

  • Мне жаль не друга, не жены,
  • Мне жаль не самого героя…

Зачем нужны? Чтобы подчеркнуть, как глубоко лирический герой пропускает через себя эту скорбь по погибшему.

Риторическое восклицание: «Увы!»

Метафора: «кровавая нива», т.е. понятно, что говорится про поле боя, но как увеличивает эта метафора само значение – это уже не просто поле, это необъятный простор (нива), окрашенный кровью, что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

Ну и сравнение матери с плакучей ивой. Зачем оно нам нужно? Вспомним, как выглядит плакучая ива: всегда печальное дерево, как будто согбенное под тяжестью потерь и невзгод.

Вот и пишем по той же самой схеме:

  • Первое предложение – переформулировка вопроса + ответ на вопрос;
  • Второе-третье предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст.

Обратите внимание: и в первом варианте, и во втором вполне уместно использовать одни и те же формулировки, дополняя или сокращая их в зависимости от задания.

3.1. В стихотворении Н.А. Некрасова тема войны и образ матери связаны мотивом огромных потерь, которые несет не только страна, но и отдельно взятая женщина. Особенное звучание глубокой печали стихотворению придают эпитеты («святые, искренние слёзы», «поникнувшие ветви»), которые и создают образ страдающей женщины, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет. Анафора «мне жаль» показывает искреннее сочувствие лирического героя, а метафора «кровавая нива» ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

3.2. В стихотворении «Внимая ужасам войны…» эпитеты создают образ страдающей матери, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет и утешиться не сможет. Лирический герой глубоко сочувствует женщинам, страдание которых на фоне «лицемерных наших дел» особенно выделяется, что подчеркивает эпитет «поникнувшие ветви» при сравнении тоскующей женщины с плакучей ивой. Особенную трагичность придает эпитет внутри метафоры «кровавая нива», что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

В обоих ответах по три предложения. Емких, лаконичных, без лишней воды.

Задание 4 – сопоставление двух стихотворений

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

Здесь уже объем ответа немного увеличивается: аж до восьми предложений. Почему? Потому что надо параллельно проанализировать уже два стихотворения. Но как показывает практика, лучше ориентироваться на лаконичность в пяти предложениях, чтобы опять-таки не сбиваться на пересказ и не повторять одни и те же мысли. Но, конечно, если вы сможете написать в восьми предложениях четкий, ясный, композиционно выверенный анализ, то не бойтесь увеличивать объем своего ответа. Предложений вообще может быть хоть десять, хоть два, главное – чтобы в них было проанализировано то, что нужно.

К тексту Некрасова прибавляется текст Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме», тоже приведем его:

  • Письма… Фотографии в альбоме.
  • Смотрят парни матерям в глаза.
  • Матери их мёртвыми не помнят —
  • Оттого и верят в чудеса.
  • Все они их видят молодыми,
  • Сильными,
  • Как двадцать лет назад…
  • А в округе на родное имя
  • Столько откликается ребят…
  • Разных —
  • Незнакомых и знакомых,
  • Никогда не знавшихся с войной,
  • Ждут их тезок матери домой
  • И глядят на карточки в альбомах.
  • Парни там —
  • Смешливы и красивы,
  • Где им было знать, что скоро в бой.
  • В двадцать лет они спасли
  • Россию!
  • Ну, а что свершили мы с тобой?

Задание звучит так: «Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?»

Естественно, если спрашивают про мотивы и образы, то исходя из темы 3.1. уже становится понятно, что совпадать будет мотив войны и образ матери. Оно и видим:

  • Письма… Фотографии в альбоме
  • Смотрят парни матерям в глаза.
  • Матери их мёртвыми не помнят
  • Оттого и верят в чудеса.
  • Все они их видят молодыми,
  • Сильными,
  • Как двадцать лет назад…
  • Парни там –
  • Смешливы и красивы,
  • Где им было знать, что скоро в бой.
  • В двадцать лет они спасли Россию!
  • Ну, а что свершили мы с тобой?

Ну то есть общий мотив: ужас войны, когда за страну погибали красивые, смешливые, совсем ещё молодые люди.

Общий образ: матери, которые не могут забыть своих сыновей и как будто даже до сих пор надеются, что они к ним вернутся.

Нашли две точки соприкосновения, пишем ответ:

4. Стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» со стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме» сближают мотив войны и образ любящей матери, не способной забыть погибшего ребёнка. Некрасов благодаря эпитетам и метафорам («святые, искренние слёзы», «кровавая нива») описывает глубокую печаль и трагедию, что приходит в дом к женщине, которая потеряла своего ребенка на войне. Она не сможет «утешиться», как жена, не сможет найти другого, как лучший друг. Так и Дементьев пишет о невозможности смириться с гибелью сыновей, которые «смотрят матерям в глаза» с фотографий в альбоме. Оба поэта отмечают, что жизнь продолжается («среди лицемерных наших дней»; «А в округе на родное имя / Столько откликается ребят…»), и только матери, как «плакучие ивы», всё «глядят на карточки в альбомах».

Пять предложений. И все сказали.

Что делать на ОГЭ по литературе? Задания 1, 2

Текст: Татьяна Шипилова

Начинается пора пробников перед ОГЭ и ЕГЭ, которые дают возможность школьникам понять, какие темы и задания стоит подтянуть, на что обратить внимание, а что получается уже вполне удачно. Уже на этой неделе начались пробники по литературе. Мы постараемся помочь разобраться со структурой КИМов и тем, как к ним подступиться, чтобы не терять время, делать все спокойно и уверенно.

Начнем с первых заданий ОГЭ по литературе. Легче всего ориентироваться по демо-версии экзамена, с которым можно ознакомиться здесь. По этой же ссылке можно скачать кодификатор по литературе, который поможет сориентироваться в обязательных для прочтения текстах.

КИМ ОГЭ по литературе состоит из двух частей и пяти заданий. Первая часть тоже разделена на две:

  • задания 1 и 2 – работа с эпическим или драматическим текстом – в этой части могут попасться только тексты из списка А в кодификаторе;
  • задания 3 и 4 – анализ лирики – стихотворения в этой части, как правило, не из кодификатора.

Сначала дается фрагмент эпического или драматического текста. В случае с демо-версией это отрывок из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина – диалог Гринева и Пугачева.

К этому фрагменту дано

задание 1:

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведенного фрагмента.

Важно: не надо растекаться мыслью по древу. Написано 3-5 предложений – значит, 3-5 предложений. Можно даже 2 больших, если не запутаетесь с запятыми. Помните: в ОГЭ грамматика оценивается во всех сочинениях. Почему не надо больше: потому что, как правило, большинство начинает «лить воду», не расширяя анализ, а топчась на одной и той же мысли.

Внимательно читаем фрагмент, потом внимательно читаем к нему вопросы.

Вопросы чаще всего строятся по одной и той же схеме:

  • темы 1.1. – вопрос по содержанию фрагмента;
  • темы 1.2. – вопрос по какому-то литературоведческому термину.

В данном случае темы даны такие:

  • 1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?
  • 1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?

Всегда помните, что каждый из этих вопросов дополняет друг друга. Т.е., если вы останавливаетесь на теме 1. 1. про нравственный выбор, то всё равно заглядываете в тему 1.2 и обращаете внимание на термин «контраст», который в данном вам фрагменте в любом случае есть, а значит, возможно, поможет вам ответить на первый вопрос (но можно обойтись и без него).

То же самое и наоборот: если решаете отвечать на вопрос 1.2. про роль контраста, смотрите в тему 1.1. и понимаете, в какую содержательную сторону должен двигаться ваш ответ, т.е., по всей видимости, прием контраста нужен в этом фрагменте для того, чтобы показать, кому из главных героев сложнее сделать нравственный выбор.

Схема ответа очень проста

Если выбирать тему 1.1.:

  • 1 предложение – переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например: «С моей точки зрения, нравственный выбор сделать сложнее Гринёву, поскольку от того, как он поведет себя в сложившейся ситуации, зависит его дальнейшая судьба».
  • 2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Что значит «опора на текст» – обращение к эпизоду и/или цитирование. Например: «Для главного героя романа вопрос чести и достоинства является самым важным в жизни, и поскольку он «присягал государыне императрице», то предать присягу ему не позволяет совесть. Также герою претит любая ложь, так что даже несмотря на явную угрозу жизни он смело отвечает, что, если «велят идти против тебя – пойду», тем самым подчеркивая свои твердые моральные принципы, хотя понимает, что его жизнь и свобода находятся во власти Пугачева».

Итого 3 предложения. Всё.

Если выбирать тему 1.2.:

  • 1 предложение – всё то же самое: переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например: «Прием контраста нужен в приведенном фрагменте для того, чтобы показать, кому из главных героев сложнее сделать нравственный выбор».

Осложняется ответ тем, что если у вас в задании конкретный термин, то вы должны найти его в самом фрагменте и проанализировать. Ищем приём контраста:

«Наконец он засмеялся««спросил он меня, нахмурясь«
«я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему»«Я смутился«
«Я колебался««отвечал я с твёрдостию«
«Пугачёв задумался««Моя искренность поразила Пугачёва»

Видим, как меняется настроение и Гринева, и Пугачёва на протяжении этого не сказать чтобы очень длинного диалога. А почему меняется: потому что оба понимают, что сейчас решается их судьба. Особенно Пётр. Соответственно, в аргументации так и пишем:

  • 2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Например: «То, как меняется настроение Пугачёва (он сначала смеётся, потом хмурится) в зависимости от ответов Гринёва, показывает, что самозванец сомневается в правильности своего поступка, обдумывая, как быть с молодым дворянином, для которого честь и достоинство оказываются самыми важными добродетелями. Гринёв тоже балансирует между страхом («я колебался») и уверенностью («отвечал я с твёрдостию»), потому что понимает, что от его поведения зависит его дальнейшая судьба. Поскольку в данной ситуации именно Пугачёв волен решать, как поступать с Петром, то, безусловно, смелость, которую проявляет Гринёв в данном фрагменте, несмотря на опасность, показывает, насколько он решителен в принятии непростого нравственного выбора».

Итого 4 предложения. Усё 😊

Далее 2-е задание

Почему важно прочитать все эпические и драматические (т.е. сюжетные) тексты из категории А в кодификаторе – потому что 2-е задание строится на том, что нужно подбирать другой фрагмент из данного текста и анализировать его:

Выполните ОДНО из заданий: 2. 1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

Внимательно читаем сами вопросы:

  • 2.1. Укажите другой фрагмент романа с участием Гринёва. Какие черты характера Гринёва проявились в выбранном Вами фрагменте?
  • 2.2. Укажите другой фрагмент романа, в котором Гринёв попадает в ситуацию выбора. Какими жизненными принципами он руководствуется в сложившейся ситуации?

Темы часто бывают похожи, но отличие всегда есть. В данном случае:

  • первый вопрос о чертах характера – и фрагмент может быть выбран любой, главное, чтобы демонстрировал эти черты характера;
  • второй вопрос – нужно выбрать именно тот фрагмент, где перед Гринёвым встаёт выбор – и опираясь на этот фрагмент, анализировать его жизненные принципы.

В общем-то фрагмент и к 2.1., и к 2.2. можно выбрать один и тот же, но формулировка ответа всё равно будет зависеть от самого задания.

Например, выбираем фрагмент, когда Гринёв отдаёт долг Зурину. Подходит и под первую, и под вторую тему. Ответы будут похожи, но всё же формулировать нужно немного по-разному.

Схема та же:

  • 1 предложение – переформулировка вопроса + прямой ответ;
  • 2-3 предложение – доказательство мысли с опорой на текст.

Например:

2.1. Во фрагменте романа, когда Гринёв отдаёт долг Зурину после проигрыша на бильярде, проявляются такие черты характера героя, как решительность и честность. Для Петра важно принять самостоятельное взрослое решение и нести ответственность за свои поступки, поэтому он даже ссорится с Савельичем, не поддаваясь его уговорам сказать, что «родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи». Молодой дворянин понимает, что игровой долг – это долг чести, а потому его нужно обязательно отдать, чтобы заслужить уважение окружающих.

2.2. Гринев попадает в ситуацию выбора, когда перед ним встаёт вопрос о необходимости вернуть долг Зурину после проигрыша на бильярде. Для Петра важно принять самостоятельное взрослое решение и нести ответственность за свои поступки, поэтому он даже ссорится с Савельичем, не поддаваясь его уговорам сказать, что «родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи». В своей жизни он руководствуется принципами чести и достоинства и понимает, что для того, чтобы заслужить уважение окружающих, любые долги всегда нужно отдавать.

В каждом ответе по 3 предложения. Лаконично, ёмко, правильно.

Литературный анализ и интерпретация (LAI)

Тексты двигают мир: меняют законы, устраивают революции, порицают несправедливость и восхищаются красотой.

3 кредитных часа | Эта книга служит введением в теории и методы текстового анализа.

 

 

Значение литературного анализа и интерпретации

Литературный анализ и интерпретация необходимы для понимания нюансов текстов вокруг нас. Эти тексты могут быть литературными, кинематографическими, музыкальными или художественными по своему характеру — классическими или экспериментальными — и/или могут включать телерепортажи, новости, шоу, постеры, темы в социальных сетях и тому подобное. Это гуманистическое обучение необходимо для развития инклюзивных сообществ, критического мышления и демистификации заинтересованных дискурсов. Эти навыки уходят корнями в культуру, историю и различные социальные и политические теории и требуют, чтобы учащиеся оценивали первичные и вторичные источники, чтобы поддерживать тезис на протяжении всего анализа.

 

Результаты обучения учащихся

Учащиеся смогут анализировать тексты посредством внимательного чтения и продемонстрировать понимание лежащих в основе текста исторических, социальных, политических и культурных контекстов в стремлении к индивидуально разработанному, хорошо аргументированному анализу и интерпретации.

Сведения о требованиях

class=»accordion-title»>

Курсы можно найти на факультетах английского языка, кино и медиа, театра, мировых языков и литературы и других.

  • ENGL 1330 – Мир Шекспира
  • ENGL 3318 – Литература как данные
  • MDVL 3351 – Паломничество: Средневековье
  • WL 3318 – Миграция, убежище и права человека
  • WL 3393 – Поэтическое видение Данте

Поиск курса

Студенты будут:

  1. Определять тексты по форме, жанру, типу и/или традиции, используя язык, характерный для данной дисциплины.
  2. Контекстуализировать релевантные тексты в их исторических и/или культурных рамках.
  3. Предлагайте анализ и интерпретацию посредством внимательного чтения первичного текста с использованием особого критического подхода.

Курсы данной категории:

  1. Основное внимание уделяется изучению текстов разных жанров и традиций.
  2. Подход к текстам через определенный критический подход.
  3. Используйте первичные и вторичные источники для анализа текстов.
  4. Познакомьте учащихся с каноническими и/или экспериментальными текстами.
  5. Способствовать развитию критического мышления, понимания прочитанного, анализа и интерпретации текста.
  6. Включите оценочное задание, требующее от учащихся демонстрации каждого из навыков, указанных в рубрике оценки литературного анализа и интерпретации (ниже). Это оценочное задание должно быть одним из следующих: исследовательская работа, краткое эссе или экзаменационный вопрос.

Есть вопросы? Не знаете, какой маршрут выбрать? Мы здесь для этого.

Контакты Общее образование

OGE 1517 : 1517 — Remington College

1517 Вопросы и ответы

1517 Документы

Показаны с 1 по 27 из 27

Сортировать по:

{[$select.