Социализация личности — Обществознание — Презентации
Социализация
Чтобы использовать этот слайд анимированного заголовка с новым изображением: 1) Переместите верхнюю полупрозрачную фигуру в сторону. 2) Удалите изображение. 3) Щелкните значок рисунка, чтобы добавить новый рисунок. 4) Верните полупрозрачную фигуру в исходное положение. 5) Измените текст на слайде.
Видеоурок
https://www.youtube.com/watch?v=JeXOpHT3elc&t=2s
Понятие «социализация»
В социальной психологии было введено в 40-е годы ХХ в. психологом Альбертом Бандурой.
В современном понимании социализация имеет несколько значений, т.к. – понятие междисциплинарное. Используется в социологии, психологии, педагогике, философии.
Социализация сегодня
Определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду, но иногда он
Понятие «социализация»
В самом общем виде:
социализация – это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни.
Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает знания, умения и навыки (ЗУНы), необходимые для жизни среди людей
Стадии социализации
Первичная
(стадия адаптации) – от рождения до 12-13 лет. На этой стадии ребёнок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.
Первичная
Вторичная
усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.
Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации
Вторичная
Индивидуализации – от 12-13 лет до 22. Характерно желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.
Стадии социализации личности
1
2
3
4
- Интеграция – желание найти своё место в обществе.
- Интеграция – желание найти своё место в обществе.
- До трудовая –Период жизни человека до начала трудовой детальности: Ранняя социализация – от рождения ребёнка до школы Юношеская социализация – обучение в школе, техникуме, колледже и ВУЗе
- До трудовая –Период жизни человека до начала трудовой детальности:
- Ранняя социализация – от рождения ребёнка до школы
- Юношеская социализация – обучение в школе, техникуме, колледже и ВУЗе
- Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.
- Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.
- После трудовая – передача социального опыта новым поколениям.
- После трудовая – передача социального опыта новым поколениям.
ПРОЦЕССЫ
1
2
3
- по своей сущности РАЗЛИЧНЫ
- по своей сущности РАЗЛИЧНЫ
- Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения
- Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения
- Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга
- Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга
ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
Сравнение процессов
Воспитания
Социализации
Воспитание – это целенаправленный процесс
Социализация – процесс стихийный : хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них
ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
Сравнение процессов
Воспитания
Социализации
Воспитание – дискретный , т. е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования.
Социализация – процесс непрерывный
ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации
Сравнение процессов
Воспитания
Социализации
Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания
Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни
1/4/22 03:45 PM
Два понятия «социализации»
Социализация как адаптация к определенным социальным условиям.
Представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна , человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако, изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворённости, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2014. Все права защищены. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ (ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ) В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
1/4/22 03:45 PM
Два понятия «социализации»
Социализация – не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду.
Как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора , когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя . Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции все же проявляются.
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2014. Все права защищены. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ (ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ) В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Феномен «выученной беспомощности»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Выученная беспомощность
Кто | явление открыл Мартин Селигман в 1967 году
Что | До этого мотивация в основном рассматривалась исключительно как сила желания, которая влияет на наше поведение
Почему | дело не просто в силе желаний и импульсов, в том, что и насколько сильно мы хотим, а ещё и в том, каковы наши шансы достичь желаемого , от чего это зависит в нашем понимании, от готовности вкладываться в достижение результата и так далее.
Когда | 1954 г. открыт так называемый локус контроля
Оказалось, что мотивация — сложное явление, она не сводится к желаниям и потребностям.
Совет.
Если используется сложное изображение в качестве фона без полей, добавьте слой прозрачной (70–90 %) заливки, чтобы придать тексту контрастность.
1/4/22 03:45 PM
Ситуация успеха
Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2014. Все права защищены. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ (ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ) В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Социализация
ДЕЙСТВИЕ
Составление синквейна
Объедините изображение и несколько ключевых высказываний с помощью сетки.
Социализация
ДЕЙСТВИЕ
Составление синквейна
Первичная Вторичная
усваивается адаптируется
интегрируется
Объедините изображение и несколько ключевых высказываний с помощью сетки.
Интеграция в определённую
среду
Непрерываемый процесс
ВЫВОД
Социализация – это…. /предлагайте варианты/
Объедините изображение и несколько ключевых высказываний с помощью сетки.
https://www.canva.com/design/DAE0eyfmYLo/gAyo_cMRxrtEcDpiYy4XhQ/view?utm_content=DAE0eyfmYLo&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=publishsharelink
Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающий стать ему личностью, включённой в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.
Социализация является удавшейся, если человек гармонично включён в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемлённым, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности
ВЫВОД
Социализация – это…. /предлагайте варианты/
Объедините изображение и несколько ключевых высказываний с помощью сетки.
Источники:
- https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html
- https://postnauka. ru/faq/96814
- https://pomoschryadom.ru/news/pamyatka-vyuchennaya-bespomoshhnost
- https://pikabu.ru/story/fenomen_vyiuchennoy_bespomoshchnosti_prichinyi_formirovaniya_i_puti_preodoleniya_ch2_5539403
- https://business.rin.ru/cgi-bin/search.pl?action=view&num=341439&razdel=25&w=0
Социализация это процесс…
Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм, а также новых социальных ролей, в ходе которого индивид становится личностью. Важно помнить, что она продолжается всю жизнь, начиная с детства и заканчивая старостью. Разберем детальнее это определение.
Это ключевая тема в обществознании без усвоения которой невозможно понять ни что такое социальная роль, ни что такое нормы и почему люди более менее себя правильно ведут. Также из этой темы органично вытекает тема про отклоняющееся поведение. Поэтому без должного рассмотрения этой темы, невозможно сдать ЕГЭ по обществознанию на действительно высокие баллы.
Понятие
Итак, понятие социализации было приведено выше. Оно справедливо как в социологии, так и в педагогике и психологии.
То есть все мы рождаемся индивидами — представителями биологического организма, под названием человек. Нас с детства начинают приучать к простым социальным вещам: кушать ложкой, а не руками; ходить на горшок, а не где попало. С течением времени социальное влияние — социализация становятся жестче: детей начинают ругать, шлепать по пятой точке, ставить в угол в качестве наказания за проступки.
Таким образом, к 18 годам мы становимся продуктом того общества, в котором и прошла наша социализация. Если до 3 лет на ребенка не оказано социальное влияние, то он так и останется — биологическим организмом и не сможет жить в обществе. Процесс этот будет не обратим. Почему?
Потому что сознание — социальный продукт, формируется через постижение языка общения и связанных с ними образом. А именно это и происходит от рождения ребенка до достижения 3-х летнего возраста.
Примеров не социализации множество: разных частях света постоянно находят детей-маугли, воспитанных не людьми, а животными. Далее перейдем к характеристике этого процесса.
В самом раннем возрасте первичная социализация фактически сливается с воспитанием — ребенка приучают к самому необходимому: к языку общению, к соблюдению первичных, базовых социальных норм. Многие ученые считают, что она продолжается до совершеннолетия. Тут важно понимать, что осуществляют все это агенты социализации — конкретные люди, представители тех или иных социальных институтов.
Далее происходит вторичная социализация, которая, зачастую, связана с профессиональной. Она происходит как правило в профессиональных учебных заведениях и связана с усвоением личностью профессиональной этики, а также профессиональных компетенций.
Важно помнить, что существует еще ресоциализация — это отбрасывание старых социальных ролей и усвоение новых. Она происходит, к примеру, когда личность прекращает трудовые отношения на одном месте — и начинаем в другом — привыкая к местным, новым для нее обычаям, традициям, нормам.
С выходом на пенсию, происходит полная ресоциализация — то есть предполагается, что пенсионер не будет больше усваивать новые нормы и роли. И конечно такая вещь вызывает психологический кризис и бабушек и дедушек, ещё вчера, возможно бывшими начальниками на производстве, а то и директорами крупных корпораций.
Виды
В социологии выделяют следующие виды социализации в социологии.
Первичная — охватывает период взросления, от рождения до 18 лет. В ее процессе возникает усвоение индивидом базовых социальных норм: в раннем детстве — что надо ходить на горшок, а не где попало; кушать ложкой, а не руками. В более позднем детском возрасте ребенка учат нормам морали, отчего потом у него возникает уровень нравственности — степень соответствии поведения ребенка нормам морали.
В результате первичной социализации ребенок становится личностью — у него развивается сознание и осознание, черты характера и социальные навыки, которые необходимы для жизни в обществе.
Вторичная — процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей в более позднем возрасте. После 18 лет человек обычно получает первую профессию. То есть наряду со вторичной происходит профессиональная социализация — усвоение норм своей профессии.
К примеру, врач проходит курс врачебной этики, или ребята, поступившие в вуз, проходят курс Введения в специальность и профессиональной этики. Благодаря таким дисциплинам будущие специалисты должны усвоить, к чему, к примеру, приводит халатность в их профессии, или коррупция.
Если же говорить о примерах вторичной социализации, то можно привести пример усвоения норм общения в коллективе. К примеру, молодого человека призвали в армию — ну не поступил он в вуз. А он человек городской, да и мало того — избалованный мамой и папой лентяй. Ему и другим ребятам сержант дает приказ — выкопать траншею. Остальные ребята — деревенские — за 10 минут справились — стоят курят. А наш лентяй не знает даже, как лопату держать.
Сержант говорит остальным, уже закончившим ребятам, чтобы они помогли своему сослуживцу. Ну, они раз помогут, другой. А в третий раз тупо сослуживца изобьют, потому как заколебал. Понятно, что после ощутимого удара «поддых» наш городской лентяй будет уже думать — учиться в следующий раз самому копать траншею или как? Жестко? А иначе никак — такова цена избалованности.
Также различают в социологии полную социализацию. Это когда гражданин прошел и базовую и вторичную: этакий пай-мальчик, который знает, когда и как себя надо вести с другими людьми на основании этических, гуманитарных и других норм.
Понятно, что также есть неполная социализация, когда у гражданина наблюдается пробелы и провалы в этом процессе. Например, гражданин вырос на улице, и для него норма матерится где бы то ни было. Даже если он поступит в вуз, привычка матерится вряд ли искоренится, поскольку сегодня мало кто из профессорско-преподавательского состава вообще делают замечания. Кстати, рекомендую вам мои статьи про девиантное поведение и асоциальное поведение.
У всех хамов, грубиянов, малолетних дебилов, гопников наблюдается, как нетрудно понять, именно неполная социализация. Кстати, про виды девиантного поведения тут.
Также нашел интересное видео, которое позволит вам набраться примером для аргументации своей точки зрения на рассматриваемый процесс. А это, как вы понимаете, необходимо для решения части 2 теста ЕГЭ по обществознанию. Также рекомендую прочесть статью про агенты социализации.
Обращаю Ваше внимание на то, что все темы курса обществознания детально, подробно и доступно на наших курсах подготовки к выпускным экзаменам в школе. Вы можете попробовать их бесплатно. Вся информация тут.
Поделиться в соц. сетях
Социализация | психология | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Понимание и изменение социального мира
Перейти к содержанию
Цель обучения
- Объяснить, почему социализация важна для полноценного существования человека.
- Объясните, как крайняя изоляция и исследования близнецов демонстрируют роль природы и воспитания в развитии человека.
- Определите различные вопросы, которые функционалисты, теоретики конфликта и интеракционисты могут задать о роли социализации в человеческом развитии.
Почему так важна социализация
имеет решающее значение как для отдельных людей, так и для обществ, в которых они живут. Это иллюстрирует, насколько тесно переплетены люди и их социальные миры. Во-первых, именно через обучение культуре новых членов общество увековечивает себя. Если новые поколения общества не усваивают его образ жизни, оно прекращает свое существование. Все отличительные черты культуры должны быть переданы тем, кто к ней присоединяется, чтобы общество выжило. Например, для сохранения американской культуры дети в Соединенных Штатах должны узнать о культурных ценностях, связанных с демократией: они должны изучить нормы голосования, а также научиться пользоваться материальными объектами, такими как машины для голосования. Конечно, некоторые могут возразить, что в американской культуре для молодого поколения так же важно научиться этикету приема пищи в ресторане или ритуалам вечеринок на заднем дворе во время футбольных матчей. На самом деле, есть много идей и предметов, которым люди в Соединенных Штатах учат детей в надежде сохранить образ жизни общества в следующем поколении.
Рис. 5.3 Социализация учит нас ожиданиям нашего общества в отношении ужинов вне дома. Нравы и обычаи разных культур (Когда можно есть руками? Как следует хвалить повара? Кто «глава» стола?) усваиваются посредством социализации. (Фото предоставлено Ниямом Бхушаном/flickr)
Социализация так же важна для нас, как и для отдельных людей. Социальное взаимодействие обеспечивает средства, с помощью которых мы постепенно становимся способными видеть себя глазами других, и как мы узнаем, кто мы и как мы вписываемся в окружающий нас мир. Кроме того, чтобы успешно функционировать в обществе, мы должны изучить основы как материальной, так и нематериальной культуры, от того, как одеваться до того, что подходит для определенного случая; от того, когда мы спим, до того, на чем мы спим; и от того, что считается уместным есть на ужин, до того, как использовать плиту для его приготовления. Самое главное, мы должны выучить язык — будь то доминирующий язык или распространенный в субкультуре, вербальный или с помощью знаков — чтобы общаться и думать. Как мы видели на примере Даниэль, без социализации у нас буквально нет «я».
Природа против воспитания
Лицензия Creative CommonsНекоторые эксперты утверждают, что то, кем мы являемся, является результатом воспитания — отношений и заботы, которые нас окружают. Другие утверждают, что то, кем мы являемся, полностью основано на генетике. Согласно этому убеждению, наши темпераменты, интересы и таланты заложены еще до рождения. С этой точки зрения то, кем мы являемся, зависит от природы.
Исследователи пытаются измерить влияние природы, изучая близнецов. В некоторых исследованиях изучались однояйцевые близнецы, выросшие отдельно. Пары имели одинаковую генетику, но в некоторых случаях социализировались по-разному. Случаи такого типа ситуаций редки, но изучение степени, в которой однояйцевые близнецы, выращенные порознь, одинаковы и различны, может дать исследователям представление о том, как наши темпераменты, предпочтения и способности формируются нашим генетическим строением в сравнении с нашей социальной средой.
Например, в 1968 году девочки-близнецы, рожденные от психически больной матери, были отданы на усыновление, разлучены друг с другом и воспитывались в разных семьях. Приемные родители и, конечно же, младенцы не знали, что девочки были одной из пяти пар близнецов, ставших объектами научного исследования (Flam 2007).
В 2003 году две тридцатипятилетние женщины воссоединились. Элиз Шейн и Паула Бернстайн сидели вместе в страхе, чувствуя себя так, будто смотрят в зеркало. Они не только выглядели одинаково, но и вели себя одинаково, используя одни и те же жесты рук и выражения лица (Spratling 2007). Подобные исследования указывают на генетические корни нашего темперамента и поведения.
Хотя генетика и гормоны играют важную роль в человеческом поведении, социологию больше всего волнует влияние общества на человеческое поведение, «воспитание» в споре о природе и воспитании. Какой расы были близнецы? Из какого социального класса были их родители? Как насчет пола? Религия? Все эти факторы повлияли на жизнь близнецов так же сильно, как и на их генетический состав, и их крайне важно учитывать, когда мы смотрим на жизнь через призму социологии.
Экстремальная изоляция
Мы только что отметили, что социализация — это то, как усваивается культура, но социализация важна и по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы нашли 6-летнего ребенка, который с самого рождения почти не контактировал с людьми. После рождения ребенка ее мать меняла ей подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не взаимодействовала с ней. Ребенок был оставлен один день и ночь в течение многих лет и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения и действий среднего 6-летнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы найдете.
В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не сможет говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забьется в угол. В-третьих, ребенок не умел бы играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей еду и посуду, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она может плакать, но не умеет смеяться. В-пятых, ребенок не был бы знаком с материальными объектами нашей культуры, включая мобильные телефоны и телевизоры, и, вероятно, боялся бы их. В этих и многих других отношениях этот ребенок резко отличался бы от среднего 6-летнего подростка в Соединенных Штатах. она бы выглядит человеком, но она не будет вести себя как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя скорее как испуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.
Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полноценно функционировать как человеческие существа. Без социализации у нас не было бы нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но, к сожалению, имели место реальные примеры таких детей, часто называемых дикими детьми, и они служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.
Одним из самых известных диких детей был Виктор Авейронский, которого нашли блуждающим в лесах на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и он был брошенный несколькими годами ранее его родителями; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в интернате, а потом в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конце концов было не лучше, чем у малыша, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Лейн, 19 лет). 76).
Другого такого ребенка, найденного более полувека назад, звали Анна, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческого ухода почти все свои первые шесть лет жизни» (Davis, 1940, стр. 554). После того, как Анну перебрасывали из одного места жительства в другое в течение первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего дедушки и содержалась в маленькой душной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее внебрачным рождением. что он ненавидел ее видеть. Из-за того, что мать работала весь день, а по ночам уходила, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто едва живая. Ее единственной пищей все эти годы было молоко.
Когда Анну нашли в возрасте 6 лет, она не могла ни говорить, ни ходить, ни «делать что-либо, что свидетельствовало бы об интеллекте» (Davis, 1940, p. 554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть сама и запоминать лица, но не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого младенца, чем на семилетнего ребенка, каким она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь 2-летнего ребенка.
Вскоре после того, как была обнаружена Анна, в аналогичных обстоятельствах была найдена еще одна девочка по имени Изабель в возрасте 6 лет. Она также родилась вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя и общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя с незнакомцами как дикое животное, а в остальном она вела себя скорее как шестимесячный ребенок, чем как ребенок старше 6 лет. Когда ей впервые показали мяч, она посмотрела на него, подержала в руке, а затем потерла им лицо взрослого. Интенсивные тренировки впоследствии помогли Изабель восстановиться, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Дэвис, 19 лет).40).
Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, иначе говоря, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, делающих их людьми, а в других отношениях тормозит их социальные, познавательные и эмоциональное развитие. Серия знаменитых экспериментов, проведенных психологами Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow, 1962), подтвердила последний тезис, показав, что он справедлив и для обезьян. Харлоу изучали макак-резусов, которых отобрали у матерей при рождении; некоторых воспитывали в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми можно было обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимающиеся с фальшивыми матерями, чувствовали себя несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. Как правило, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, а младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше была их изоляция, тем больше страдало развитие обезьян. Показав пагубные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу усилил значение социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами диких детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.
Все социологи признают важность социализации для здорового индивидуального и общественного развития. Но как к этой теме подходят ученые, работающие в трех основных теоретических парадигмах? Структурные функционалисты сказали бы, что социализация необходима обществу как потому, что она обучает членов успешно действовать в нем, так и потому, что она увековечивает культуру, передавая ее новым поколениям. Без социализации культура общества погибла бы по мере вымирания его членов. Теоретик конфликта может утверждать, что социализация воспроизводит неравенство от поколения к поколению, передавая разные ожидания и нормы людям с разными социальными характеристиками. Например, люди по-разному социализируются в зависимости от пола, социального класса и расы. Интеракционист, изучающий социализацию, занимается личным обменом и символической коммуникацией. Например, одевая мальчиков в синее, а девочек в розовое — это небольшой способ передать информацию о различиях гендерных ролей.
Основные выводы
- Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают свою культуру и становятся полноценными людьми.
Leave A Comment