ЕГЭ. Человек. Тема 2. Социализация |

Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет?  Разберёмся в этом.

Социализация

Социализация  (от лат. socialis, общественный) —  это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю  жизнь, с первых её дней.Человек общается  с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят  сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы  именно родители, близкие формируют характер  ребёнка,  то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья.  Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.

Институты социализации

Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте здесь.

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

  • семья
  • школа
  • вуз
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты ( семья, школа)и вторичные( СМИ, армия, церковь).

Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью  с индивидуальными, только ему свойственными чертами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

11 класс. Обществознание. Социализация. — Социализация

Комментарии преподавателя

Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

    Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

    Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

    В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

    Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

    Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

    Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. 

    Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

    Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

    1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
    2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
    3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
    4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
    5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

    Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

    Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

    Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

    Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его игр

    www.kursoteka.ru

    Социализация индивида: понятие

    Социализация индивида – это процесс освоения личностью культурных норм, получения жизненного опыта, новых знаний с целью применения и развития. Всё это нужно для того, чтобы человек смог построить полностью удовлетворяющие его контакты с окружающими. Процесс социализации продолжается всю жизнь, потому что индивидуум постоянно усваивает новые знания и новые социальные роли.

    Стадии социализации

    Если рассматривать понятие социализации по обществознанию, то в нём можно выделить несколько этапов. Итак, первичный – это детство и юность. На самой ранней стадии социализация личности полностью зависит от родителей. В окружение ребёнка могут попасть и другие люди, однако только с разрешения взрослых, отвечающих за малыша.

    Ситуация несколько меняется, когда в процессе социализации ребёнок попадает сначала в детский сад, а потом в школу. Здесь он сталкивается с тем, что его родители не могут контролировать. На него начинает влиять окружение, первые друзья, преподаватели, уроки.

     

    Подростковый период

     

    В юности количество контактов возрастает. Происходит активное воздействие, которое оказывают средства массовой информации на человека. В современном мире это будет длиться в течение всей жизни, но взрослый человек может выработать критическое отношение к тем сведениям, что к нему поступают. У подростка тоже есть такая возможность, но уже сильно ограниченная.

    Так что на этой стадии очень важно обеспечить позитивное влияние СМИ на социализацию. Правильный, грамотно составленный журнал с хорошими примерами поведения, отношения к окружающим способен направить энергию подростка в конструктивное русло. И заодно познакомить его с интересными достопримечательностями, с оригинальными хобби, с яркими личностями.

    И здесь начинается вопрос: верны ли следующие суждения о социализации, касающиеся того, что подростку нужна цензура или же какие-то ограничения в том, что он читает, смотрит в Интернете? На самом деле нет.

    Во-первых, должно присутствовать уважение индивидуального (личного) пространства. Во-вторых, интерес к запретному не проходит так просто. А оградить в современном мире от информации просто нереально. И это хорошо, потому что человек должен уметь выбирать, а не жить в вакууме.

    Молодость и зрелость

    Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

    Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

    Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

    Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

    Старость

    Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.

    Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.

    Агенты социализации

    Агенты социализации – это то, что оказывает непосредственное влияние на сам процесс. СМИ уже упоминались, но вообще подразумевается учебный план, окружение, литература, произведения искусства, поп-культура, политика государства. Большое значение имеет и самовоспитание.

    Фактически, человек, начиная с молодого возраста, способен сам руководить процессом своей социализации. Он может составить план повышения уровня собственной образованности, начать фильтровать поступающую к нему информацию, разбираться в том, какие именно контакты ему нужны, а какие – нет.

    Расширение и углубление социализации

    Как и любой другой процесс, понятие социализации весьма динамично на практике. Оно постоянно расширяется и качественно преобразуется. В отношении сферы деятельности это увеличение количества разных видов, вычленение главного и второстепенного, постепенное приобретение большего числа навыков.

    Что касается сферы общения, то со временем она обогащается, переходит на новый уровень, трансформируется. Количество контактов начинается заменяться на качество. Приобретаются новые навыки коммуникации. Постепенно желание потреблять переходит в стремление давать, по крайней мере, у тех, кто психологически взрослеет. В то же время потребность получать, конечно же, никуда не уходит.

    Меняется и сфера самопознания. Человек всё глубже познаёт собственное я. Он осмысленно подходит к пониманию собственной социальной роли, того, чем именно занимается, что и почему делает.

    При этом в процессе социализации каждый человек проходит определённые отправные точки. Он получает образование, становится самостоятельным и независимым, заводит собственную семью, пересматривает имеющиеся у него взгляды на жизнь и т. д. На это непосредственно влияет социализация. И в то же время то, как человек переживает кризисы, сложные периоды, переходные моменты, тоже впоследствии будет сказываться на его общественной позиции, на отношении к окружающему.

    Фактически, здесь очень много взаимосвязанных моментов. Их понимание даёт возможность лучше разобраться с тем, как происходит социализация в целом.

    Похожие статьи

    Рекомендуем почитать:

    karate-ege.ru

    13. Социализация индивида

    Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

    Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

    Этапы социализации

    Этап

    Его содержание

    Начальный

    Социализация ребенка, преимущественно в семье

    Средний

    Обучение в школе

    Завершаю­щий

    Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

     

    Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

     

    Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.

     

    Расширение и углубление социализации происходит:

    в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

    в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.

    в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

    humanitar.ru

    Социализация это процесс…

    Социализация — это ключевая тема в обществознании без усвоения которой невозможно понять ни что такое социальная роль, ни что такое нормы и почему люди более менее себя правильно ведут. Также из этой темы органично вытекает тема про отклоняющееся поведение. Поэтому без должного рассмотрения этой темы, невозможно сдать ЕГЭ по обществознанию на действительно высокие баллы.

    Понятие

    Социализация — это процесс усвоения личностью социальных норм, а также социальных ролей, а также в котором личность приобретает свой социальный опыт. Важно помнить, что она продолжается всю жизнь, начиная с детства и заканчивая старостью. Разберем детальнее это определение.

    В самом раннем возрасте первичная социализация фактически сливается с воспитанием — ребенка приучают к самому необходимому: к языку общению, к соблюдению первичных, базовых социальных норм. Многие ученые считают, что она продолжается до совершеннолетия.

    Далее происходит вторичная социализация, которая, зачастую, связана с профессиональной. Она происходит как правило в профессиональных учебных заведениях и связана с усвоением личностью профессиональной этики, а также профессиональных компетенций.

    Важно помнить, что существует еще ресоциализация — это отбрасывание старых социальных ролей и усвоение новых. Она происходит, к примеру, когда личность прекращает трудовые отношения на одном месте — и начинаем в другом — привыкая к местным, новым для нее обычаям, традициям, нормам.

    С выходом на пенсию, происходит полная ресоциализация — то есть предполагается, что пенсионер не будет больше усваивать новые нормы и роли. И конечно такая вещь вызывает психологический кризис и бабушек и дедушек, ещё вчера, возможно бывшими начальниками на производстве, а то и директорами крупных корпораций.

    Виды

    В социологии выделяют следующие виды социализации в социологии.

    Первичная — охватывает период взросления, от рождения до 18 лет. В ее процессе возникает усвоение индивидом базовых социальных норм: в раннем детстве — что надо ходить на горшок, а не где попало; кушать ложкой, а не руками. В более позднем детском возрасте ребенка учат нормам морали, отчего потом у него возникает уровень нравственности — степень соответствии поведения ребенка нормам морали. 

    В результате первичной социализации ребенок становится личностью — у него развивается сознание и осознание, черты характера и социальные навыки, которые необходимы для жизни в обществе.

    Вторичная — процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей в более позднем возрасте. После 18 лет человек обычно получает первую профессию. То есть наряду со вторичной происходит профессиональная социализация — усвоение норм своей профессии.

    К примеру, врач проходит курс врачебной этики, или ребята, поступившие в вуз, проходят курс Введения в специальность и профессиональной этики. Благодаря таким дисциплинам будущие специалисты должны усвоить, к чему, к примеру, приводит халатность в их профессии, или коррупция.

    Если же говорить о примерах вторичной социализации, то можно привести пример усвоения норм общения в коллективе. К примеру, молодого человека призвали в армию — ну не поступил он в вуз. А он человек городской, да и мало того — избалованный мамой и папой лентяй. Ему и другим ребятам сержант дает приказ — выкопать траншею. Остальные ребята — деревенские — за 10 минут справились — стоят курят. А наш лентяй не знает даже, как лопату держать.

    Сержант говорит остальным, уже закончившим ребятам, чтобы они помогли своему сослуживцу. Ну, они раз помогут, другой. А в третий раз тупо сослуживца изобьют, потому как заколебал. Понятно, что после ощутимого удара «поддых» наш городской лентяй будет уже думать — учиться в следующий раз самому копать траншею или как? Жестко? А иначе никак — такова цена избалованности.

    Также различают в социологии полную социализацию. Это когда гражданин прошел и базовую и вторичную: этакий пай-мальчик, который знает, когда и как себя надо вести с другими людьми на основании этических, гуманитарных и других норм.

    Понятно, что также есть неполная социализация, когда у гражданина наблюдается пробелы и провалы в этом процессе. Например, гражданин вырос на улице, и для него норма матерится где бы то ни было. Даже если он поступит в вуз, привычка матерится вряд ли искоренится, поскольку сегодня мало кто из профессорско-преподавательского состава вообще делают замечания.

    У всех хамов, грубиянов, малолетних дебилов, гопников наблюдается, как нетрудно понять, именно неполная социализация.

    Также нашел интересное видео, которое позволит вам набраться примером для аргументации своей точки зрения на рассматриваемый процесс. А это, как вы понимаете, необходимо для решения части 2 теста ЕГЭ по обществознанию. Также рекомендую прочесть статью про агенты социализации.

     

    Обращаю Ваше внимание на то, что все темы курса обществознания детально, подробно и доступно на наших курсах подготовки к выпускным экзаменам в школе. Вы можете попробовать их бесплатно. Чтобы зарегистрироваться, щелкните по этой кнопочке:

    С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

    ege59.ru

    Социализация в обществе

    Социализация человека в современном обществе

    Общество является достаточно сложным организмом, в котором все элементы очень тесно связаны друг с другом. От каждого элемента напрямую зависит эффективность жизнедеятельности как всего общества в целом, так и по отдельности каждого человека, который является неотъемлемой частью общества.

    Замечание 1

    Человек, становясь частью общества, нуждается в том, чтобы получить всевозможные знания о нормах и ценностях, а также об образцах поведения. Процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, называется его социализацией в обществе.

    Социализация включает в себя передачу знаний, умений и навыков, формирование ценностей и общественных, а также личностных идеалов, правил социального поведения. Сегодня в социологической науке принято выделять два ключевых типа социализации:

    • Первичная социализация в обществе – это непосредственное усвоение норм и ценностей в детском возрасте. Здесь важную роль играет семья, поскольку от родителей напрямую зависит, какие нормы и как будут восприняты ребенком, и как они повлияют на его дальнейшую жизнь;
    • Вторичная социализация в обществе – это процесс усвоения норм и ценностей уже во взрослом возрасте. Здесь на человека оказывает влияние его положение в обществе, роль, которую он играет в том или ином трудовом коллективе, а также то, как к нему относятся другие члены общества.

    Социализация – это взаимодействие агентов социализации и институтов, которые отвечают за формирование, направление и стимуляцию личности человека. Также агенты могут ограничивать становление личности человека, затормаживать эти процессы, что приведет к тому, что человек перестанет воспринимать нормы и ценности, будет проявлять признаки асоциального (девиантного) поведения.

    Агенты первичной социализации и агенты вторичной социализации могут отличаться друг от друга. Агенты первичной социализации – это родители, братья и сестры человека, его бабушки и дедушки, а также другие родственники, которые играют не последнюю роль в становлении личности. Сюда же следует отнести друзей и педагогов, лидеров молодежных группировок, если человек состоит в них и социализируется за их счет. Что касается термина «первичная», то в этом случае он относится к тому, что составляет ближайшее окружение человека и влияет на него с самых первых дней жизни.

    Вторичная социализация предполагает, что к этой группе будут относиться представители администрации школьного учебного заведения, высшего учебного заведения, предприятия, на котором осуществляет свою трудовую деятельность человек. Важно отметить, что не самую последнюю роль в социализации индивида играют средства массовой информации. Они выступают главным источником, из которого люди узнают последние события, и благодаря которым могут формировать свое мнение о происходящем.

    Этапы социализации в обществе

    Социализация – это процесс очень многогранный и многоаспектный. Он предполагает, что человек проходит несколько основных этапов, в соответствии с которыми развивается, переходит на совершенно новые уровни своего развития. Все этапы должны быть последовательными, так как, при нарушении привычного порядка человек может столкнуться с проблемами и в детском возрасте во время первичной социализации, и в зрелом возрасте, находясь на стадии вторичной социализации.

    Первый этап социализации – стадия адаптации. Она охватывает период с рождения до достижения человеком подросткового возраста. На этой стадии по сути происходит максимально некритическое освоение уже имеющегося в обществе социального опыта. Главный механизм – это подражание, когда человек не воспроизводит свои формы поведения, но перенимает чужие в качестве особого примера. За первым этапом следует второй этап социализации, при котором человек проявляет желание выделяться среди остальных. Эту стадию принято называть стадией идентификации. Если в начале он стремился подражать окружающим, считая их формы поведения единственно правильными, то теперь, на основе имеющегося опыта он может самостоятельно создавать новые ценности и нормы, чтобы в дальнейшем воспроизводить их и передавать другим.

    Следующая стадия социализации – это интеграция. Она предполагает внедрение в жизнь общества, которая может происходить с достаточно разрозненным характером. Она может пройти и благополучно, и неблагополучно, все зависит напрямую от характера человека, а также от того, насколько он сам готов быть привлеченным к социальным нормам, и сможет ли он в дальнейшем быть в ответе за свое поведение и изменения, которые были предложены им. стадия интеграции плавно перетекает в трудовую стадию. Здесь перед человеком открываются возможности трудоустройства, а также происходит воспроизведение социального опыта. Он постепенно воздействует на окружающую среду, адаптируется к ее изменениям, но при этом привносит в нее новые элементы. Среда также воздействует на человека, и поэтому следует говорить о взаимном влиянии.

    Последняя, очень важная стадия социализации – послетрудовая стадия. Она охватывает пожилой возраст человека. Характеризуется данная стадия передачей социального опыта новым поколениям, трансляция накопленных знаний, возможность оставить после себя память в своих детях и потомках. Для пожилых людей эта стадия очень важна, поскольку некоторые отмечают, что в старшем возрасте человек не может постигать новые социальные ценности, так как он уже очень стар. Но исследования доказывают, что даже в таком возрасте человек может успешно социализироваться и узнавать что-либо новое, что ранее было не известным.

    Замечание 2

    Таким образом, социализация в обществе – это сложный и многоэтапный процесс, который происходит с человеком на протяжении всей его жизни. Социализируясь, личность развивается, постигает новый опыт, а также может транслировать уже имеющийся опыт своим потомкам.

    Здесь необходимо также учитывать особенности установок человека, поскольку воздействие и опыт могут быть как положительными, так и отрицательными.

    spravochnick.ru

    Социализация индивида

    В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

    Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

    На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».

    Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.

    Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

    В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.2

    Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

    Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

    Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.3

    Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

    Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.4

    Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

    Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

    Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общнотсти. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

    Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

    Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

    Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

    studfiles.net