Составить план » Общество как открытая система»

Нужно составить тезисный план?

Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).

Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.

Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.

 

schoolmaks.ru

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 1 Общество как система План ответа и эссе

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Подробнее

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2015

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2015 1 Цели творческой работы: пробудить интерес к литературе как к предмету, выявить уровень развития коммуникативной компетенции (умение строить развёрнутое аргументированное высказывание),

Подробнее

Обществознание. класс. Вариант Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Конвенция о правах ребенка. «Статья. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения

Подробнее

Требования к подготовке выпускников

Обществознание Аннотация Статус документа: рабочая программа Предмет: обществознание Уровень: базовый Классы: 10-11 Количество часов по учебному плану: 140 Реализуется в классах: 10-11 Учебно-методический

Подробнее

Аннотация к программе по обществознанию.

Аннотация к программе по обществознанию. 10-11 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Рабочая программа по курсу обществознания в 10-11 классе (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента Государственного

Подробнее

1. Перечень и содержание разделов курса.

1. Перечень и содержание разделов курса. Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные

Подробнее

Инструкция по выполнению работы

Обществознание. 11 класс. Вариант ОБ10401 2 Инструкция по выполнению работы Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «СОЦИОЛОГИЯ» 5 декабря 2013 года 11 класс Вариант

Подробнее

Обществознание 10 класс

Обществознание 10 класс Автор программы Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев Год издания 2011 Издательство Просвещение Количество учебных часов 70 Количество учебных часов для выполнения:

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Волгоградский государственный университет ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по дисциплине Методология экономических исследований Направление подготовки аспирантов 38.06.01 Экономика. Профиль подготовки 08.00.05 «Экономика

Подробнее

Рабочая программа. 8, 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа 20» Рассмотрена на заседании ШМО руководитель ШМО /Факаева З.Р./ «24» августа 205

Подробнее

Введение в политологию (64 часа)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска Гимназия 9 Утверждаю Директор../ Еремина О.В./ МБОУ г. Мурманска гимназии 9 Приказ от. Платные образовательные услуги Введение в политологию

Подробнее

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ

Единый государственный экзамен, 2016 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант 10 от 26.12.2015 1 / 16 Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа

Подробнее

Теория измерений социальных проблем молодежи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Управление персоналом и психологии» Методические

Подробнее

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ

Единый государственный экзамен, 2016 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант 6 от 31.10.2015 1 / 17 Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа

Подробнее

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ

Единый государственный экзамен, 2016 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант 11 от 16.01.2016 1 / 18 Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа

Подробнее

Глава 1. Человек и общество

Глава 1. Человек и общество 1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Вопрос о человеке является самым важным в обществознании, поэтому его

Подробнее

Екатеринбург 2014 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подробнее

Номинация 1 и номинация 2

выявление лучших педагогов ШСК; привлечение членов ШСК к деятельности по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни; формирование всероссийской базы данных ШСК и инновационных разработок

Подробнее

Технология подготовки реферата

Технология подготовки реферата Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или

Подробнее

ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Экономических и математических дисциплин» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика обучения математики» ВВЕДЕНИЕ Целью

Подробнее

ЧАСТЬ 1. Класс Фамилия, имя (полностью)

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы по обществознанию отводится 90 минут. К каждому из заданий 1-20 приводится 4 варианта ответов, из которых

Подробнее

docplayer.ru

План Что такое общество? Общество как система

Тема: Общество как сложная динамичная система. Строение общества.

Цель урока:

Обучающая – усвоить основные понятия: общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная(духовная) сфера.

Развивающая – развивать знания, что такое общество и каково его строение, каковы основные сферы и соответствующие им институты.

Воспитательная – способствовать формированию у учащихся патриотических чувств и воспитание гражданственности.

Эпиграф к урокам: Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.

И.Кант, немецкий философ(1724-1804)

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала(лекция).

План

1.Что такое общество?

2.Общество как система.

3.Основные сферы общественной жизни.

4.Институты общества. Функции и структурные элементы основных институтов общества.

1.Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной, совместной деятельности многих поколений людей. И само общество есть продукт взаимодействия людей.

Существует множество определений общества. В узком смысле этого слова, под обществом можно понимать определенную группу людей, связанных обычно определенными интересами.

В широком смысле, обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Применяется и другое определение: Общество- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием , и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

2.В широком философском смысле обществом называют динамическую саморазвивающуюся систему, то есть такую систему, которая способна, изменяясь, развиваясь, сохранять свою сущность.

Итак, общество- система, определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Элемент – это то, из чего состоит система. Если рассматривать общество как сложноорганизованную систему, то необходимо выделить то, что называется подсистемой. Подсистемами ученые называют «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. В таком случае подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни.

3.Таким образом, рассматривая строение, структуру общества, его разделяют на четыре основные сферы: Экономическую, политическую, социальную и культурную.

Необходимо дать краткую характеристику этим сферам:

Экономическая сфера— это базис, фундамент существования, жизнедеятельности общества. Элементами этой сферы(подсистемы) являются: материальное производство и производственные отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Политическая сфера— это управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование.

Социальная сфера— как бы отвечает за социально-демографические процессы в обществе и состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом.

Культурная, или духовная сфера — отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Таким образом, каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы(общества), в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Однако, благодаря такому условному разделению, нам будет легче изучать общество как весьма сложную систему.

4.Четырем сферам общественной жизни соответствуют четыре института общества.

Учащиеся записывают в тетрадь определение: социальный институт— это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Работа с учебником.

Далее учащиеся выписывают из учебника четыре основных социальных института и выполняют схему «Функции и структурные элементы основных социальных институтов общества «Функции и структурные элементы основных социальных институтов общества»

III. Закрепление изученного.

Учитель дает учащимся задание: составьте краткое описание одного или двух социальных институтов общества, например, образования и семья. Использовав общедоступную литературу, охарактеризуйте их историческую эволюцию, функции, социальные организации, в него входящие; традиции, обычаи и роли.

Вопросы для обсуждения:

1.Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

2.Какова взаимосвязь общества и природы?

3.Что дает основание характеризовать общество как систему?

4.Каковы основные сферы общественной жизни; охарактеризуйте их.

5.Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни.

6.Определите, какие науки изучает общество.

? Проблемный вопрос: существует точка зрения, что обществознание, науки об обществе (например, такие, как история) нельзя отнести к строгим наукам, то есть они зависимы от взглядов, интересов ученых, идеологических направлений, школ и т. д. Каково ваше отношение к этой проблеме?

Одним из основных методов познания, научного исследования является эксперимент. Как вы считаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании?

Должен ли быть учитель обязательно беспристрастным или он имеет право на свою точку зрения, свою позицию и может излагать ее учащимся?

Далее в качестве закрепления материала можно провести уже традиционную для учащихся и достаточно высокопродуктивную работу над основными понятиями этого урока и обсудить мысли по поводу эпиграфа к уроку.

Задание на дом:

1.Изучить материал по теме в учебнике, ответить на вопросы и выполнить задания.

2.Можно написать сочинение или сочинение — миниатюру по одному из вопросов для обсуждения или по эпиграфу. (Это весьма полезная работа для учащихся, которая способствует их развитию как личностей свободного общества.)

uchebana5.ru

С8.1.2.

19

Темы планов по разделу «Общество»

  1. Общество как система.

  2. Общество и природа.

  3. Социальные институты.

  4. Формы общественных изменений.

  5. Революция как форма социальных изменений.

  6. Общественный прогресс.

  7. Традиционное общество и его особенности.

  8. Информационное общество и его особенности.

  9. Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.

  10. Социально-демографические проблемы современности.

  11. Процесс глобализации и его противоречия.

С8.1.1.

«Общество как система».

1) Понятие об обществе

2) Признаки общества как системы:

а) сложная система;

б) открытая система;

в) динамичная система;

г) саморегулирующаяся система.

3) Системное строение общества.

а) подсистемы и институты;

б) социальные нормы;

в) социальные коммуникации.

4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).

5) Специфика развития современного общества.

«Общество и природа

1) Общество и природа – органические части материального мира.

2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;

в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;

г) природные катаклизмы и их социальные последствия.

3) Воздействие общества на природную среду.

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;

б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;

в) использование флоры и фауны;

г) создание преобразованной человеком природной среды

4) Значение природы для человека и общества:

а) кладовая ресурсов;

б) естественная среда обитания;

в) источник вдохновения и красоты.

5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

.С8.1.3.

«Социальные институты».

1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений

г) институты удовлетворения материальных потребностей общества

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

С8.1.4.

«Формы общественных изменений»..

1) Многообразие форм общественных изменений.

2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.

3) Признаки революционных изменений в обществе:

а) радикальный характер;

б) слом старых общественных структур;

в) рождение качественно новых социальных отношений;

г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;

д) рождение новой социальной реальности.

4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов:

а) эволюционный характер;

б) органичность сочетания старых и новых структур;

в) постепенная замена старого новым;

г) затрагивание части общественных структур;

д) осуществление по инициативе властей.

5) Преимущественный характер эволюционных изменений.

6) Специфика общественных изменений в современную эпоху.

С8.1.5.

«Революция как форма социальных изменений».

1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

2) Основные признаки революционных изменений в обществе:

а) имеет радикальный характер;

б) сопровождается сломом старых общественных структур;

в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;

г) имеет катастрофический характер;

д) сопровождается значительными социальными издержками;

е) рождение новой социальной реальности.

3) Предпосылки социальных революций:

а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;

б) нежелание народа подчиняться существующим властям;

в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.

4) Разновидности социальных революций в истории:

а) буржуазные;

б) пролетарские.

5) Специфика революционных процессов в современную эпоху.

studfiles.net