ЕГЭ. Познание Тема 7. Самопознание |

Самое трудное — познать самого себя. Так говорили древние. Да, действительно, понять человеку, каков он, с каких позиций подходить к самооценке – это очень сложно, но необходимо. Человек должен стремиться к самосовершенствованию, а значит, нужно научиться познавать себя самого.

Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.

Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.

Я-концепция(или образ « Я»)  — это представления человеке о самом себе.

Я-образы:

  • Я-открытое ( я знаю о себе, все знают обо мне)
  • Я- закрытое ( я знаю, другие не знают этого обо мне)
  • Я- слепое ( другие знают, а я не знаю)
  • Я- непознанное (никто не знает этого обо мне, даже я )

Самооценка – оценка человеком своих способностей и возможностей. Может быть адекватной, завышенной или заниженной .

Этапы самопознания

  • Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
  • Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
  • Вторичный этап. Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.

Методы самопознания

  • Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
  • Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.
  • Метод единства противоположностей. Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
  • Самоанализ
    – анализ своих поступков, поведения, слов. Самооцениваниеоценивание своих действий. Не всегда оно бывает объективным, самокритичным.

 

Средства самопознания

  • Самоотчёт и самоисповедь (дневник, блог, устные размышления)
  • Сопоставление себя с героями книг, театральных постановок, кинофильмов, стремление оценить свои возможности.
  • Изучение психологической литературы
  • Консультации психологов, которые помогают понять себя, причину конфликтов, например, наметить пути решения.
  • Участие в различного рода тестировании с целью выявления уровня развития своих способностей и возможностей.
  • Участие в социально-психологических тренингах, что значительно ускоряет процесс самопознания.

Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку. Это помогает ему самореализовать  себя, радоваться жизнью, быть счастливым человеком.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

Самопознание

Человек — существо познающее и сознающее, но не только окружающий мир, но и себя самого, т.е. способное себя поправлять и самосовершенствоваться. Важнейшие роли в этом процессе принадлежат
самооценке и самопознанию
.В человеке заложено стремление к познанию не только окружающего мира, но и самого себя. Философы мира придерживаются мудрости, высеченной несколько веков назад на колоне Дельфийского храма: «Познай самого себя и ты познаешь мир».

Самопознание — форма самостоятельного изучения личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект совпадают — человек познаёт сам себя.

  • Виды самопознания:
    Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности.
  • Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения.
Методы самопознания

На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».

Я-концепция — это комплекс представлений человека о самом себе, определение своего места в обществе, самооценка.

Другими словами Я-концепция представляет собой и осознание человеком себя как личности, и оценка себя, своих действий, и осмысление своего прошлого, настоящего и будущего. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности.

Я-концепция включает в себя три компонента:

  • когнитивный компонент (самосознание) — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т.д.;
  • эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.;
  • поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «идеального Я» (каким я хотел бы быть) и «зеркального Я» (каким меня видят другие). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценки, но существенные противоречия могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны.

Самооценка — это эмоциональное отношение к собственному образу, мыслям и поступкам.

Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение других людей, отношение к собственным успехам и неудачам, требовательность к себе, сопоставление «идеального Я» и «реального Я». 

Типы самооценки личности:

  • Адекватная самооценка;
  • Заниженная самооценка;
  • Завышенная самооценка;

Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками и влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

Конспект по обществознанию на тему «Сознание и самосознание личности»

Сознание и самосознание личности.

Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Итак, сознание как самосознание — это такое состояние человека, в котором он, зная о содержании своего сознания, одновременно связывает его не только со своим Я, но и с некими предметами и событиями, находящимися вне него.

что это, структура и функции, формы и уровни, развитие самосознания.

Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.

Самосознание

Что такое самосознание

Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

  • с одной стороны, он являются для себя объектом познания;
  • с другой – сознание выступает как субъект для изучения объекта.

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

  • Отличительные особенности от других субъектов и объектов.
  • Понимание собственных эмоций, наличие самооценки.
  • Осознание себя в качестве субъекта деятельности.

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

  1. Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).

  2. Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.

  3. Примерка на себя видимых качеств других людей.

  4. Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.

  5. Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Психология

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

  2. самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Индивидуальность

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

  • Самонаблюдения за итогами своей деятельности, результатов общения с окружением и анализа соответствия результатов с принятыми нормами.
  • Понимания оценок окружающих людей своей личности и действий, их отношения.
  • Анализа своих чувств, эмоций и потребностей, и их трансформаций.

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

  • Принятие себя как уникальной личности, без неоправданной критики и самоуничижения.
  • Самоуважение.

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

  • Чувственный. Это низшая ступень, на которой происходит понимание своих психологических особенностей, переживаний, физиологических процессов. Это этап самоидентификации.
  • Образно-личностный. Дает признание себя как субъекта активной деятельности. Происходит самоактуализация, поддержание идентичности «Я».
  • Аналитический (иначе-рефлексивный). Человек проводит анализ и уточнение своих мыслей и поступков, наблюдает за проявлением эмоций в критических состояниях, анализирует совершенные промахи и неудачи, делает выводы.
  • Деятельный. На основе результатов и опыта первых трех стадий происходит саморегуляция, мотивация, коррекция поведенческих структур и самоконтроль. Это этап личностных изменений на основе самопознания.

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

Психика ребенка

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

Если притязания на признание не удовлетворяются со стороны взрослых, у ребенка формируются отрицательные качества — ложь, агрессия, неуверенность в себе, появляются комплексы.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

  • стиль и образ жизни;
  • культурные и этические ценности;
  • нормы морали;
  • отношение к религии и т.д.

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Смотреть видео

Самосознание — это… Что такое Самосознание?

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

«Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.»

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

См. также

Презентация по обществознанию на тему: Самосознание и социальное поведение

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Самосознание и самопознание Самооценка и самоисповедь Социальное поведение Описание слайда:

Самосознание и самопознание Самооценка и самоисповедь Социальное поведение

3 слайд Самосознание и самопознание Самооценка и самоисповедь Социальное поведение Описание слайда: 4 слайд Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю к Описание слайда:

Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя.

5 слайд Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На само Описание слайда:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной,— Не я один. Нас много. Я — живой.

6 слайд Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает о Описание слайда:

Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

7 слайд Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и « Описание слайда:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности.

8 слайд восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и др.) социальные ценнос Описание слайда:

восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и др.) социальные ценности, ожидания, идеалы самоанализ опыт социального поведения Внешние данные, ощущения силы и здоровья Я

9 слайд сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активног Описание слайда:

сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок.

10 слайд Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение Описание слайда:

Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения.

11 слайд Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тож Описание слайда:

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения

12 слайд самооценка = успех притязание Описание слайда:

самооценка = успех притязание

13 слайд самооценка = успех притязание Описание слайда: 14 слайд самооценка = успех притязание Описание слайда: 15 слайд Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного вза Описание слайда:

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более субъектами.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного вза

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного вза

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного вза

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-382814

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация к уроку по обществознанию на тему: Самосознание и социальное поведение

Слайд 1

Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Елецкий медицинский колледж» Подготовил: Преподаватель Проскурина Н.В.

Слайд 2

План Самосознание и самопознание Самооценка и самоисповедь Социальное поведение

Слайд 3

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Слайд 4

Франсуа Вийон Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя.

Слайд 5

Н. Заболоцкий Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной,— Не я один. Нас много. Я — живой.

Слайд 6

Стадии развития самосознания : Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя ( самооценка ). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя , своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

Слайд 7

На формирование самосознания влияют : Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности.

Слайд 8

восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и др.) социальные ценности, ожидания, идеалы самоанализ опыт социального поведения Внешние данные, ощущения силы и здоровья Я

Слайд 9

Компоненты самосознания по В.С. Мерлину : сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок.

Слайд 10

Функции самосознания Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения.

Слайд 11

Значение самосознания Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения

Слайд 12

Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. самооценка = успех притязание

Слайд 13

Самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой о том, что происходит с нами и в нас.

Слайд 14

Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Слайд 15

Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более субъектами.

Самосознание | SkillsYouNeed

Самосознание — один из ключевых компонентов эмоционального интеллекта (ЭИ).

Дэниел Гоулман, гуру эмоционального интеллекта, определил, что самосознание состоит из эмоционального осознания, точной самооценки и уверенности в себе. Другими словами, все дело в знании своих эмоций, личных сильных и слабых сторон и сильном чувстве собственной значимости.

Людям, не обладающим самосознанием, трудно жить по-настоящему счастливой и продуктивной жизнью.Это может быть трудно преодолеть, поскольку многие общества и культуры поощряют нас игнорировать наши чувства и эмоции — « Сохраняй спокойствие и продолжай, ».

Примеры этого включают людей, которые остаются на работе, которую они считают невыполнимой или делающей их несчастной, или в отношениях, в которых им некомфортно.


Эмоциональная осведомленность

Эмоциональная осведомленность — это способность распознавать собственные эмоции и их эффекты. Люди с этой способностью будут:

  • Знайте, какие эмоции они испытывают в любой момент времени и почему;
  • Понимать связи между своими эмоциями и мыслями и действиями, включая то, что они говорят;
  • Понять, как их чувства повлияют на их работу; и
  • В своих чувствах руководствуйтесь личными ценностями.

Осознание своих эмоций и того, как они влияют на ваше поведение, имеет решающее значение для эффективного взаимодействия с другими. Но это также может иметь решающее значение для вашего личного здоровья и благополучия.

Жизнь без эмоциональной осведомленности


Некоторые люди находят способы скрыть свои эмоции, а не слушать их.

Пристрастие к определенному поведению часто связано с маскировкой эмоций. К ним относятся чрезмерное употребление алкоголя и / или еды, переутомление, компьютерные игры, азартные игры, упражнения и любые другие действия, которые эффективно отвлекают разум.

Людям трудно анализировать свои эмоции, особенно если они подавляли их долгое время. Людям может быть сложно точно распознать свои эмоции и еще труднее понять, почему они их чувствуют.

Однако самоанализ — жизненно важный навык, который необходимо изучить и развить для хорошего эмоционального интеллекта.

Хорошей отправной точкой является осознание своих ценностей, которые также можно рассматривать как ваш личный «моральный компас ».Для получения дополнительной информации см. Нашу страницу Развитие вашего морального компаса . Эти ценности имеют для нас эмоциональную ценность, а это значит, что многие эмоциональные реакции возникают в результате какого-либо действия или события, затрагивающего эти ценности.

Если вы знаете свои ценности, вы можете быстро понять, почему у вас могла быть особенно эмоциональная реакция на событие или человека.

Самое главное, что после этого вы сможете предпринять действия для решения проблемы, лучше понимая ее.


Точная самооценка

Понимание своих собственных и чужих эмоций также требует хорошего понимания своих личных сильных и слабых сторон, внутренних ресурсов и, что, возможно, наиболее важно, своих ограничений.

Может быть особенно трудно признать свои слабости и ограничения, особенно если вы находитесь в конкурентной и быстро меняющейся рабочей среде, но это имеет решающее значение для эмоционального интеллекта и вашего собственного благополучия.

Люди, которые хорошо оценивают самооценку, обычно не только хорошо понимают свои сильные и слабые стороны, но и демонстрируют хорошее чувство юмора в отношении себя и своих ограничений.Обычно они очень рефлексивны, учатся на собственном опыте и открыты для обратной связи.

Чтобы больше узнать об опыте и обратной связи, посетите наши страницы Рефлексивная практика и Предоставление и получение обратной связи .

ВНИМАНИЕ! Слепые зоны


Может быть очень трудно признать свои слабости, и многие люди вполне могут быть в состоянии отрицания их наличия. Получить искреннюю конструктивную обратную связь особенно сложно, особенно тем, кто занимает руководящие должности.Это приводит к появлению «слепых пятен», проблемных участков, которые полностью невидимы для человека.

Распространенные «слепые пятна», выявленные в исследовании руководителей высшего звена, включают:

  • Постановка нереалистичных целей для себя или организации и наличие нереалистичных представлений о том, насколько легко задачи могут быть выполнены;
  • «Слепое честолюбие», когда человек всегда должен быть «правым»; и
  • Непрекращающийся тяжелый труд, многочасовая работа и в результате риск сгорания.

Эти слепые зоны могут сделать людей очень устойчивыми к обратной связи, что еще больше усложняет преодоление проблемы.


Решение? Возьмите за правило получать регулярную и честную обратную связь от окружающих, а затем действовать в соответствии с ней.

Если вам нужна помощь в проведении собственной оценки своих сильных и слабых сторон, почему бы не попробовать нашу самооценку межличностных навыков?


Уверенность в себе

Последняя область самосознания — это уверенность в себе, сильное чувство собственного достоинства и отказ от полагаться на других при оценке себя.

Люди с хорошей самооценкой:

  • В целом способен хорошо себя представить, и его часто называют харизматичным. Подробнее об этом читайте на нашей странице Что такое харизма? и стать харизматичным .
  • Готовы высказывать непопулярные мнения и не всегда «плыть по течению». Подробнее об этом читайте на нашей странице Напористость . Вам также может быть интересна наша страница о Courage , необходимом для подготовки к выделению из толпы.
  • В целом решительные, способность принимать правильные решения, основанные на собственных ценностях. См. Нашу страницу Эффективное принятие решений для получения дополнительной информации.

Уверенность в себе абсолютно необходима для выполнения работы.

Без способности « сказать, что это », когда это необходимо, и отстаивать непопулярные позиции, очень трудно чего-либо добиться, особенно в трудные времена.

Подробнее о том, как развить уверенность в себе, читайте на наших страницах, посвященных укреплению уверенности и повышению самооценки.


Understanding and Developing Emotional Intelligence

Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Понимание и развитие эмоционального интеллекта

Узнайте больше об эмоциональном интеллекте и о том, как эффективно управлять личными отношениями дома, на работе и в обществе.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и они полны простой и понятной практической информации.


В заключение

Самосознание — важнейшая часть эмоционального интеллекта.

Не случайно Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект », определил его как первую из пяти компетенций, составляющих эмоциональный интеллект.

Без осознания и понимания самих себя и без чувства собственного достоинства, основанного на наших собственных ценностях, трудно, если не невозможно, осознавать эмоции других и реагировать на них.

,

Самосознание — Социальное и эмоциональное обучение

Социальное и эмоциональное обучение питает самосознание: способность определять наши собственные чувства, ценности, сильные стороны и ограничения, а также то, как наши чувства и мысли влияют на то, что мы делаем. Ниже вы найдете ресурсы, которые помогут повысить самосознание молодежи в каждой из следующих областей:
  • Определение и использование сильных сторон
  • Изучение личности
  • Изучение личности и стилей обучения
  • Развитие эмоционального интеллекта
  • Понимание стресса и факторов стресса
Вы также можете посетить соответствующие страницы SEL Toolkit Самоуправление и социальная осведомленность для получения соответствующих ресурсов.

Определять сильные стороны и опираться на них

Часто молодые люди не знают своих сильных сторон или еще не могут сформулировать свои интересы и навыки. Помощь молодежи в выявлении и использовании своих сильных сторон имеет решающее значение: это способ мотивировать их развивать навыки, необходимые для достижения успеха.

Питер Бенсон: Искры: Как процветает молодежь

В этом вдохновляющем выступлении на TED Talk Питер Бенсон, бывший президент Search Institute в Миннеаполисе, описывает силу искр и необходимость в чемпионах по искрам.

TED Talk (22 минуты)

Шаг вперед 2 Thrive: Sparks

Thrive Foundation for Youth предлагает ресурсы, основанные на работе Питера Бенсона, в том числе справочные материалы, задания, планы уроков и советы о том, как помочь молодым людям выявлять свои искры и развивать их.

Интернет сайт

вдохновил: самосознание

Разработанные подростками, педагогами и экспертами SEL, вдохновляющие мероприятия дают учащимся возможность работать вместе, чтобы создать более благоприятный школьный климат и способствовать большему благополучию в своих школах и сообществах.Многие занятия также можно адаптировать для использования вне школы.

мероприятия

Каково ваше возможное «я»?

В этой статье Psychology Today описывается позитивное психологическое упражнение, подтвержденное исследованиями.

Деятельность

Изучите личности

Колесо личной идентичности, Колесо социальной идентичности, Спектральная активность

Эти упражнения были разработаны для использования в кампусах колледжей, но могут подходить для некоторых групп подростков.Они доступны на веб-сайте инклюзивного обучения Мичиганского университета.

мероприятия

Таблицы идентификации

В этом упражнении из серии «Столкнувшись с историей и самим собой» используется графический инструмент, который помогает молодым людям учитывать многие факторы, которые формируют нас.

Деятельность

Биопоэма

Это задание из серии «Столкнувшись с историей и самим собой» помогает учащимся прояснить важные элементы своей личности, написав стихотворение о себе.Биопоэмы помогают учащимся выйти за рамки аспектов идентичности, которые часто являются более очевидными и знакомыми (такими как этническая принадлежность, пол и возраст), предлагая им сосредоточиться на факторах, формирующих идентичность, таких как опыт, отношения, надежды и интересы.

Деятельность

Изучите личность и стили обучения

Специалисты по работе с молодежью могут помочь молодым людям лучше понять себя, давая обратную связь о том, как они, по-видимому, лучше всего учатся, или предлагая молодежи оценить свой собственный стиль обучения и типы личности.Понимая стили обучения, профессионалы могут адаптировать стратегии обучения с учетом различий в этих стилях.

Множественный интеллект Говарда Гарднера

В этом раздаточном материале кратко описаны характеристики различных стилей обучения.

Рекламный проспект

Literacyworks: множественный интеллект

Этот веб-сайт содержит ресурсы, практические стратегии и онлайн-тестирование для взрослых, которое также подходит для подростков.

Инструмент и ресурсы для оценки

Interaction Talks: тест личности для подростков

Interaction Talks — это сайт онлайн-сообщества для подростков, родителей, опекунов и учителей по всем вопросам, связанным со здоровьем и благополучием подростков. Он содержит онлайн-тест личности для молодежи на основе теста Майерс-Бриггс.

Инструмент оценки

VIA Survey

VIA Institute on Character проводит оценку силы характера для молодежи и взрослых.Требуется регистрация.

Инструмент оценки

Стили мышления и подводные камни

Этот раздаточный материал обобщает пессимистический и оптимистический стили мышления, а также общие ошибки мышления.

Рекламный проспект

Автоматические мысли Wellcast

Этот анимационный ролик демонстрирует обычные автоматические негативные мысли и ловушки мышления. Wellcast также предлагает рабочий лист, чтобы помочь молодежи справиться с автоматическими мыслями.

Видео (5 минут)

рабочий лист

Мыслительные ловушки

Этот ресурс Ассоциации тревожных расстройств Британской Колумбии помогает молодежи понять различные типы ловушек мышления.

Рекламный проспект

Полезные знания: биология положительных привычек

В этой статье и коротком видео из Гарвардской высшей школы образования обсуждается, как человеческий мозг сконцентрирован на негативе и как мы можем его «перепрограммировать».

Страница интернета

Развитие эмоционального интеллекта

Пособие по лаборатории персонажей: эмоциональный интеллект

Сборники игр «Лаборатория персонажей» предлагают основанные на исследованиях советы, рекомендации и задания, помогающие детям развить определенные сильные стороны характера.

Пособие по эмоциональному интеллекту

Учебная программа по эмоциональному интеллекту

Расширение Университета Иллинойса предлагает занятия по развитию эмоционального интеллекта для трех разных возрастных групп.

Возраст 8–10 лет

Возраст 11–12 лет

Возраст 13–18 лет

Положительные эмоции: рабочий лист

Заполнение этого рабочего листа TeensHealth побудит подростков задуматься о том, как они могут получать «ежедневные порции положительных эмоций».

рабочий лист

Понимание напряжений и стрессоров

Предложите себе подумать о стрессе и поведении. Когда молодежь чувствует стресс, у вас может быть возможность спросить:
  • Как ваше тело чувствует себя в стрессе? Ваши мышцы или живот напряжены или болят? Ваши руки сжаты? Как ваше дыхание?
  • Что ты чувствуешь? Злой или грустный?
  • О чем вы думаете?
  • Когда вы чувствуете это, что вы можете сделать, чтобы успокоиться?

Молодежная сеть ACT: у вас стресс?

Этот раздел веб-сайта ACT for Youth для молодых людей помогает молодежи изучить цель стресса, сигналы стресса, стратегии выживания и способы снижения стресса.

Молодежные веб-страницы

KidsHealth: История о стрессе (Детские страницы)

Эти интерактивные веб-страницы, написанные для молодежи младшего школьного возраста, предоставляют информацию и рекомендации о том, как определять факторы стресса и справляться с ними. Сайт поддерживается фондом Nemours Foundation.

Детские веб-страницы

KidsHealth: Центр стресса и преодоления трудностей (Teen Pages)

Эти интерактивные веб-страницы, написанные для подростков, содержат информацию и рекомендации о том, как определять факторы стресса и справляться с ними.

Молодежные веб-страницы

AnxietyBC Youth

Ассоциация тревожных расстройств Британской Колумбии поддерживает этот интерактивный веб-сайт со специальными страницами для молодежи. Эти веб-страницы, использующие мультимедиа и различные стратегии взаимодействия, включают ресурсы, посвященные страхам, факторам стресса, навыкам преодоления трудностей и личным историям.

Молодежный сайт

.

7 советов лидерам по повышению самосознания

fizkes / Getty Images
  • Самосознание — это способность контролировать свои эмоции и реакции.
  • Исследования показывают, что благодаря этому люди с большим самосознанием становятся лучшими лидерами.
  • Есть много способов улучшить самосознание. От установления границ до практики самодисциплины вы можете стать более осознанными разными способами.

Какая самая важная характеристика лидера? Некоторые могут сказать, что это целостность; другие могут сказать, что это хороший мотиватор. Но психолог и писатель Шерри Кэмпбелл считает, что самосознание является ключевым фактором успеха лидерства.

Что такое самосознание?

Самосознание — это способность контролировать свои эмоции и реакции. Самосознание позволяет вам узнать свои сильные и слабые стороны, триггеры, мотиваторы и другие характеристики.Самосознание означает, что вы глубже анализируете свои чувства, почему вы чувствуете определенное чувство и как ваши чувства могут превратиться в реакции.

Насколько важно самосознание в руководстве и бизнесе?

Без самосознания лидеры могут показаться немного высокомерными. Если вы не можете выглядеть представительно или знаете, что переходите черту, как вы можете возглавить компанию?

Потребность в самосознании распространяется и на другие деловые ситуации. Подумайте о том, насколько важно самосознание, например, при предоставлении коммерческих предложений или обратной связи; если вы не знаете, как вы отреагируете, или у вас нет способа предотвратить негативную реакцию, вы можете попасть в беду.

Самосознание также полезно для презентаций. Многие люди нервничают, выступая с презентациями, речами или даже заметками на собрании. Однако самосознание может помочь вам в этих ситуациях. Например, если вы используете слишком много слов-заполнителей во время презентаций, потренируйтесь в своей презентации и попросите кого-нибудь хлопать в ладоши каждый раз, когда вы используете слово, которое вы хотите избежать. Или, если вы склонны раскачиваться или шагать во время презентации, попробуйте ограничить свою способность двигаться, сядя за стол со своим клиентом или даже просто используя подиум.Самосознание может привести к самосовершенствованию в этих областях.

Что такое навыки самосознания?

В дополнение к осознанию собственных эмоций самосознание включает в себя знание того, как вы будете реагировать на других. Когда вы отточите свои способности к самосознанию, вы станете более чуткими из-за повышенного эмоционального интеллекта, который приходит с самосознанием. Вы также будете более приспосабливаемыми. Если вы знаете, как вы отреагируете, вы сможете избежать сложной ситуации, совершив прогулку или даже сделав несколько глубоких вдохов.Самосознание также может повысить вашу уверенность. Открыто рассказывая о своих недостатках, потребностях и сильных сторонах, вы укрепите свою уязвимость, что позволит укрепить отношения на рабочем месте.

«Самосознание сохраняет нас заземленными, настроенными и сфокусированными», — сказал Кэмпбелл, автор книги Любить себя: Мастерство быть самим собой (AuthorHouse, 2012). «Когда лидеры обоснованы, они могут действовать эффективно и осознанно, не отвлекаясь от задачи и настроившись на окружающих.Лидеры, обладающие способностью контролировать свой разум и эмоции, помогают направлять окружающих к развитию их собственного самопознания и успеха ».

Научиться осознавать себя не всегда легко, но овладение этим навыком может помочь вам стать гораздо более эффективным лидером. Кэмпбелл поделился этими семью советами по улучшению самосознания. [4 совета по обучению навыкам лидерства]

  • Сохраняйте непредвзятость. Когда вы можете регулировать свой эмоциональный мир, вы можете настраиваться на эмоции других.Чтобы быть успешным лидером, вам нужно интересоваться новыми людьми и всем, что они могут предложить. Это показывает, что вы можете быть командным игроком и вам необязательно быть №1. Чем более вы открыты для других, тем более креативными вы становитесь.
  • Помните о своих сильных и слабых сторонах. Самосознательные люди знают свои сильные и слабые стороны и могут работать, исходя из этого. Помнить об этом означает, что вы знаете, когда обратиться за помощью, а когда вы справитесь сами.
  • Оставайтесь сосредоточенными. Важная часть лидерства — это налаживание связей, но вы не можете установить эти связи, если вас отвлекают. Приучите себя сосредотачиваться на длительное время, не отвлекаясь на социальные сети, электронные письма и другие мелкие отвлекающие факторы.
  • Установить границы. Лидер должен иметь четкие границы. Будьте добры по отношению к другим, но говорите «нет», когда вам нужно. Относитесь серьезно к своей работе и своим увлечениям и твердо держите свои границы, чтобы сохранить целостность своих целей и работы, которую вы вкладываете в них.
  • Знайте свои эмоциональные триггеры. Самосознательные люди могут определять свои эмоции по мере их возникновения. Не подавляйте свои эмоции и не отрицайте их причины; вместо этого уметь сгибаться и сгибаться вместе с ними и полностью обрабатывать их, прежде чем общаться с другими.
  • Примите свою интуицию. Успешные люди доверяют своим инстинктам и идут на связанный с ними риск. Ваши инстинкты основаны на выживании наиболее приспособленных и на потребности добиться успеха.Они говорят вам, что делать дальше; научитесь доверять своей интуиции.
  • Практикуйте самодисциплину. Хорошие лидеры склонны быть дисциплинированными во всех сферах своей жизни. Это черта характера, которая дает им постоянное внимание, необходимое для сильного лидерства.
,

Развитие навыков самосознания | Социально-эмоциональное обучение

TV Reflect Icon

Цель обучения: самосознание

Помогите учащимся развить способность к размышлениям, вдумчивости, внимательности и самостоятельности с помощью ресурсов FutureFit, собранных в области «Рефлексия». Навыки самосознания, выделенные в этой области, включают здравый смысл, позитивный настрой, способность саморегулировать эмоции и способность брать на себя ответственность за индивидуальный и групповой процесс обучения.

На практическом уровне Reflect фокусируется на навыках и способностях, которые хорошо сочетаются как с основными академическими концепциями, так и с более широкими социально-эмоциональными целями обучения, сформулированными организациями по стандартизации, штатами и исследователями. Мы объединили лучшие, наиболее актуальные концепции и подходы в доступный список навыков, который легко понять и сформулировать для учащихся, в том числе:

  • Саморегулирование : Способность понимать, управлять и отображать эмоции социально приемлемым и достаточно гибким образом
  • Внимательность : способность сосредоточиться на задаче или объекте, выполняемом в настоящий момент; осознание важности настоящего
  • Самостоятельное обучение : Способность метакогнитивно преобразовывать умственные способности и остроту ума в академические навыки
  • Позитивное отношение : Способность поддерживать и развивать оптимистический настрой или внутренний локус контроля, внутренне склонный к ориентированному на решение поведению, которое стремится к желаемым результатам, несмотря на внешние обстоятельства
  • Хорошее суждение : Способность объективно рассматривать варианты, мнения, последствия и действия, используя осведомленность, сострадание и здравый смысл

Обзор ресурсов Reflect

,