Этнос и нация — материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

К этническим общностям, как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.

С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации.

Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.

Первая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.

В другой интерпретации нация означает этнос.

Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.

Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.

Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.

Факторы этногенеза:


1) Демографический. Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический. Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой. Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический. Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.

В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.

Россия — страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

РОД — это… Что такое РОД?

коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнская или отцовская) от общего предка, носящих общее родовое имя; в Р. обычно соблюдалась экзогамия. Для обозначения этого социального института в этногр. лит-ре употребляются также и др. термины — клан, генс, но содержание их но всегда равнозначно понятию Р. Возникает Р. из первобытного человеческого стада, как предполагают, одновременно с возникновением человека совр. вида (Homo sapiens), по-видимому, на рубежа ниж. и верх. палеолита. В силу закона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями родов — фратрий. Позднее путем сегментации Р. во фратрию входило неск. Р.

Т. к. ученые имеют возможность непосредственно изучать лишь сравнительно поздние формы родовой организации, в науке по ряду вопросов истории развития Р. существуют различные точки зрения. Большинство сов. ученых (Ю. П. Аверкиева, А. М. Золотарев, М. О. Косвен, С. П. Толстов, Ю. И. Семенов и др.) считают, что в своем развитии родовое общество проходит два последовательных этапа: матриархат и патриархат. В свойственном эпохе матриархата материнском Р. производств. отношения людей в осн. совпадали с отношениями между кровными родственниками. Эти отношения характеризуются коллективным трудом и потреблением, общеродовой собственностью на осн. средства произ-ва, равноправием сородичей в обществ. делах вне зависимости от пола. Т. о., Р. в это время являлся осн. экономич. и социальной ячейкой первобытного общества. Человек еще не был обособленной личностью, он только частица своей обществ. группы, слит с ней во всех проявлениях жизни и деятельности.

С развитием производит. сил совершается переход ко второму этапу родового строя — патриархату. У значит. части народов этот переход был связан с развитием кочевого скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Осн. экономич. ячейкой общества становится большая патриархальная семья.

В этот период производств. отношения перестают совпадать с кровнородственными. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.-обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют соседскую общину. Это эпоха сосуществования кровнородственных и терр. связей, остатков первобытного коллективизма, возникающей социальной дифференциации и частного присвоения. Постепенно складывается малая семья, как осн. экономич. ячейка общества (хотя на первых порах она входит в крупные терр. объединения — сельские общины), что постепенно приводит к окончат. распаду родовых отношений и формированию клас. отношений (см. Первобытнообщинный строй). Пережиточно различные родовые объединения часто сохраняются и после возникновения клас. общества (в особенности у кочевых и горских народов — бедуинов, туарегов, туркмен, курдов и др.). Как правило, у них существует на этом этапе развитая иерархия Р., с господством одних Р. над другими. Особенно долго родовое деление сохраняется у аристократич. верхушки кочевых народов.

Нек-рые сов. ученые (Н. А. Бутинов и др.) считают, что уже на раннем этапе родовых отношений Р. как таковой был лишь экзогамным кровнородств. коллективом, имевшим брачно-регулирующие функции. Экономич. ячейкой общества была родовая община, включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р. (при матрилокальном браке мужчины входили в родовую общину жены, при патрилокальном — женщины входили в родовую общину мужа). Ядро такой общины составляли представители одного Р., причем разные члены общины в процессе обществ. произ-ва выполняли различные функции и имели различные права и обязанности. Т. о., по мнению этих ученых, Р. и родовая община были разными, но сосуществующими коллективами. Однако эта точка зрения в науч. лит-ре не получила еще достаточного обоснования.

Фактич. сведения о Р. у древних семитич. народов встречаются в Библии; сведения о Р. греков, римлян, галлов, германцев сохранились в антич. лит-ре (Аристотель, Т. Ливий, Ю. Цезарь, К. Тацит и др.). Сведения о родовых делениях и экзогамии у нек-рых народов Азии (у китайцев и др.) сообщает Масуди. В 18 в. были описаны родовые отношения у индейцев Сев. Америки Ж. Ф. Лафито. Теоретич. постановка вопроса о Р. относится к 1-й пол. 19 в., когда возникла т. н. родовая теория, впервые поставившая вопрос о роли Р. в древней истории греков, римлян, славянских, германских и нек-рых др. народов. В 60-х гг. 19 в. Фюстель де Куланж рассматривал рим. Р. как естественно возникшую группу семей (в противоположность Б. Г. Нибуру, к-рый в нач. 19 в. высказал мнение, что генс — искусственно созданный семейный союз). В 60 — 70-х гг. 19 в. Дж. Мак-Леннан высказал точку зрения, что в развитии общества Р. предшествует семье.

Новый этап в развитии учения о Р. начинается с выхода книги Л. Г. Моргана «Древнее общество» (рус. пер., Л., 1934). «В этом роде, организованном согласно материнскому праву, он открыл первичную форму, из которой развился более поздний род, организованный сообразно отцовскому праву, — тот род, какой мы находим у культурных народов античности» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Марксистская теория родового строя, согласно к-рой Р. в своем развитии прошел два последовательных этапа — матриархат и патриархат, была создана Ф. Энгельсом (см. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», там же, т. 21, с. 23-178) на основе исследований Моргана. Сов. наука на данных самых различных народов подтвердила правильность осн. положений марксистского учения о Р. и разработала ряд кардинальных вопросов истории Р.: становление и разложение родового строя, формы перехода от материнского к отцовскому Р. и др.

Бурж. этнография 20 в. чаще всего отвергает учение об универсальности родовой организации и значение Р. как осн. ячейки первобытного общества. Ф. Гребнер, напр., считал, что в основе первобытного общества лежала малая семья, а В. Шмидт признавал такое значение и за большой семьей, но только не за Р. Р. Лоуи рассматривал семью и терр. общину как древнейшие универсальные социальные институты, а Р. как институт, имевший лишь ограниченное распространение и только на поздних этапах развития первобытного общества. Совр. бурж. этнографы — неоэволюционисты считают, что родовая организация лишь одна из многих параллельных линий развития общества (Дж. Стьюард). Среди многих амер. бурж. этнографов распространена также теория о том, что Р. присущ только обществам определенного среднего размера и потому его нет ни в малочисл. общинах, таких, как у эскимосов, ни у крупных народов Зап. Европы (К. Оберг, П. Боханнан). Все эти построения, в конечном итоге, имеют одну общую цель: доказать первичность семьи, а тем самым извечность частной собственности и других институтов буржуазного общества.

См. также Первобытнообщинный строй, Матриархат, Патриархат, Община, Семья.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 9, (М.), 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Энгельс Ф., К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки, Тр. Ин-та этнографии, т. 70, М., 1961; Бутинов Н. A., Письмо в редакцию, «СЭ», 1965, No 3; Золотарев A. M., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Ковалевский М. М., Первобытное право, в. 1-2, М., 1886; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; Кнышенко Ю. В., История первобытного общества и основы этнографии, Ростов н/Д., 1965; Першиц А. И., Проблемы истории первобытного общества в советской этнографии, М., 1956; его же, Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, Тр. Ин-та этнографии, т. 54, М.-Л., 1960; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобытного общества, «СЭ», 1946, No 1; Mac Lennan J. F., Primitive marriage. An inquiry into the origin of the form of capture in marriage ceremonies, Edin., 1865; Lowie R. H., Primitive society, N. Y., 1920; Murdóск G. R., Social structure, N. Y., 1949; Steward J. H., Theory of culture change. The methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955; Kirchhof, The principles of clanship in human society, «Davidson Journal of anthropology», 1955, v. 1; Bohannan P., Social anthropology, N. Y., 1965; Leach E., Rethinking anthropology, L., 1961.

Л. А. Файнберг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru

Человек определение в обществознании

Человек

Эту страницу предлагается объединить со страницей Человек разумный. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/29 марта 2017#Человек и Человек разумный.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.
Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.
У этого термина существуют и другие значения, см. Человек (значения). Запрос «люди» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о философском понимании; о биологическом виде см.: Человек разумный. Изображения мужчины и женщины на бортах космического аппарата «Пионер-10»

Челове́к — общественное существо[2], обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь[3].

Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства[3].

По сведениям «Новой философской энциклопедии», можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек»:

  1. Человек в естественной систематике животных;
  2. человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему;
  3. человек в смысле «человеческий род»;
  4. человек как индивид, личность[4].

Отличительные черты человека: возможность мыслить и способность к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. Описывая человека, отмечают его биологическую неприспособленность, отсутствие специализации его органов для какого-либо конкретного простого животного существования, способность производить орудия труда, огонь, и использовать их, дар речи, пластичность поведения. Не известно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции, традиции, способность мыслить, утверждать, отрицать, считать, планировать, знает о своей смертности, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора, осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создаёт что-то новое[4].

Биологические особенности

См. также: Человеческое тело и Анатомия человека Характерные анатомические характеристики мужчины и женщины. У изображённых моделей удалены волосы на теле женщины и на лице мужчины. У женщины ногти на ногах покрашены в красный цвет и надето обручальное кольцо.

В современной систематике биологический вид Человек разумный (лат. Homo sapiens) относится к роду Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов класса млекопитающих[5].

Относительно крупный головной мозг, пятипалая хватательная кисть руки с плоскими ногтями и противопоставляющимся большим пальцем и некоторые другие особенности являются общими для человечества и большинства приматов. По результатам исследований сравнительной анатомии, физиологии, молекулярной биологии, иммуногенетики, патологии наиболее близкими к человеку современными являются африканские человекообразные обезьяны — шимпанзе и в несколько меньшей степени горилла[5]. ДНК человека и шимпанзе имеют не менее 98,5 % схожих генов.[6][7]

Тело человека имеет ряд отличий от обезьян

zna4enie.ru

РОД — это… Что такое РОД?

        см. в ст. Вид ирод.

 

        II

        группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), но большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия. Возникает Р. из «первобытного человеч. стада», вероятнее всего, на рубеже ниж. и верх. палеолита. В силу закона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р. Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Р., объединявшихся во фратрии.         Ф. Энгельс, опираясь на большой фактич. материал в области истории, этнографии и археологии и в особенности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал науч. мате-риалистич. освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д.         Согласно одной из распространённых в сов. науке т. зр. родовое общество проходит последовательно два этапа развития — эпоху материнского и эпоху отцовского Р. В материнском Р. производств. отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Р. в это время был экономич. и социальной ячейкой первобытного общества. Переход ко второму этапу родового строя — эпохе отцовского Р. связан с тем, что экономич. ячейкой общества становится большая патриархальная семья. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных Р. образуют соседскую общину. Складывается малая семья как экономич. ячейка общества. Все эти изменения постепенно приводят к окончательному распаду родовых отношений, которые сменяются классовыми.         Согласно другой т. зр. уже на раннем этапе родовых отношений Р. не был производств. ячейкой, а имел гл. обр. лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р. выступал в материнской или отцовской форме в зависимости от конкретных условий, а не от этапа развития. Экономич. ячейкой общества и важнейшим социальным организмом была община, включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р.         Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [M.J, 1941;Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество…, пер. с англ., Л., 19352; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М, 19742; Первобытное общество, М., 1975; Боpисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792 Файнберг Л. А., У истоков социогенеза, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

общество — Викисловарь

В Википедии есть страница «Общество (значения)».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.о́бществоо́бщества
Р.о́бществао́бществ
Д.о́бществуо́бществам
В.о́бществоо́бщества
Тв.о́бществомо́бществами
Пр.о́бществео́бществах

о́б-ще-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -общ-; интерфикс: -е-; суффикс: -ств; окончание: [Тихонов, 1996].

Корень: -общ-; суффикс: -еств; окончание: [

ru.wiktionary.org

ЕГЭ. Человек. Тема 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность |

Приступаем к изучению теоретического материала по второму разделу курса

« Обществознания»- «Человек».

Дадим определения основным понятиям данной темы.

«Человек – это звучит гордо!»- как часто вспоминаются нам эти слова, произнесённые Сатиным  – героем пьесы М.Горького « На дне». Да, произнося это слово, мы прежде всего имеем в виду нравственные качества человека, его способность отвечать за свои дела и поступки. Именно поэтому часто на ЕГЭ путают два понятия — человек и личность, считая, что это одно и то же. Однако в философии эти термины не являются синонимами. В каждый вложен свой определённый смысл. Какой же? Разберёмся  в этом.

Человек

Философское понятие « человек» включает в себя то, что это не животное. Поэтому даже предлагаются вопросы, в которых нужно найти что-то общее между человеком и животным и  различное.

Человек  — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный , конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

ЗАПОМНИТЕ:

  • Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -« маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.
  • Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя , отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то,  что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической, нравственной и философской точек  зрения. Мы все хотим быть самими собой, чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться.

В конце я хочу пожелать каждому из вас, ребята, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества. И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru