Видеоурок: “Закономерности существования биосферы. Круговорот веществ в биосфере”

Что такое общество

 

План урока

  • Общество как совместная жизнедеятельность людей
  • Взаимодействие общества и природы
  • Общество и культура
  • Науки, изучающие общество

Цели урока

  • знать основные понятия: общество (в узком и широком смысле), природа, культура, общественные отношения
  • уметь объяснять природу общественных отношений, называть отличия активности животного от деятельности человека, оценивать влияние природы на общество и общества на природу, характеризовать основные общественные науки

Разминка

Герой популярной книги Робинзон Крузо на необитаемом острове много лет живёт в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть всё необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна тёплая одежда, на разрушенном корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, ни одно занятие не радует его. Какое событие сделало его пребывание на острове не таким тоскливым?

 

Общество как совместная жизнедеятельность людей

 

Представим, человек уехал в чужую страну и принимает гражданство другого государства. Ему приходится приспосабливаться не только к иному климату, языку, традициям, но и к обществу. В данном случае мы имеем дело с узким смыслом понятия общества, главная составляющая которого — люди. Кроме такого определения под обществом в узком смысле понимается группа людей, созданная на основе общего социально значимого признака (общество фанатов «Зенита», общество автолюбителей, российское общество), а также исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, рабовладельческое общество) и многие другие.

 


В широком, философском, смысле общество  это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.


 

В любом из этих значений общество — продукт совокупной совместной деятельности людей, которая является способом существования человечества. Взаимодействие людей является главным условием и способом существования общества, а человек — главное действующее лицо в обществе. Жизнь человека во многом определяется участием в общественной деятельности: общением, сотрудничеством, совместными усилиями по созданию материальных и духовных благ.

Люди постоянно взаимодействуют друг с другом в процессе общения, труда, игры, обучения. Между отдельными людьми, группами, классами, различными общностями происходит взаимодействие, т. е. общественные отношения. Представим ситуацию. Вы сидите на скамейке в парке, слушаете музыку. Мимо вас проходят люди, но у вас нет отношений ни с кем. Но стоит вам, например, поздороваться с другом и заговорить, такие отношения складываются, т. к. вы общаетесь, обмениваетесь информацией. Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными отношениями, а только те, в результате которых возникает взаимодействие.

 

Часто можно услышать выражение «общественные животные». Так мы называем, например, пчёл и муравьёв. В детских мультфильмах (например, «Муравей Антц») насекомые общаются, выполняют совместные работы, создают семьи и выбирают род деятельности. Но такое сходство насекомых с людьми обманчиво. Нельзя забывать, что их активность обусловлена инстинктами, они эволюционируют как один организм. У человека всё не так.

 

Деятельность человека 

Активность животного

Преобразование природы и создание искусственной среды существования (изобретение одежды, строительство домов и т. д.)

Приспособление к условиям среды путём перестройки собственного организма (изменение цвета шкурки, впадение в спячку и т. д.)

Осознанно ставит цели

Подчиняется инстинкту

Создание орудий труда, искусственных объектов

Использование природных материалов

Творческий характер (создается то, чего в природе не было)

Потребительский характер (ничего нового не создаётся)

 


Практическое задание 1
 

Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Проиллюстрируйте примерами любые три её черты.


 

Взаимодействие общества и природы

 

Философское определение общества в широком смысле показывает связь общества с другим широким и многозначным понятием — природа .

Само понятие природа может употребляться в различных значениях. Нередко под природой понимается весь окружающий нас мир, в этом случае человек и общество — часть природы. Воздух, вода, почва, растения и животные являются источником ресурсов для жизни общества, и вне природы существование человечества невозможно.

В другом случае понятием «природа» обозначают природно-географическую среду Земли, внешнюю по отношению к человеку. Общественная жизнь устроена по иным правилам нежели законы дикой природы. Например, детёныши всех млекопитающих рождаются способными к самостоятельной жизни, а ребёнок человека — нет. Законы природы существуют сами по себе, вне наших желаний, их нельзя отменить, изменить, переписать, отодвинуть в сторону, забыть о них.

Законы общества меняются в зависимости от исторических реалий, от желаний конкретных людей.  

Будучи неразрывно связанными с природой и существуя в ней, люди активно воздействуют на природную среду, преобразуют её в своих интересах. Результаты этих воздействий могут иметь самые разные последствия как для природы, так и для человеческого общества. С одной стороны, люди создают заповедники и заказники, с другой, загрязняют природу промышленными и бытовыми отходами. Природные условия тоже влияют на общество, например, определяют хозяйство и быт людей: земледелие развито там, где тёплый климат, страны Аравийского полуострова процветают благодаря залежам нефти. При этом природная среда может тормозить развитие общества и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племён и народов.

В целом природа как географическая среда влияет на:

  • размещение и развитие различных отраслей производства;
  • производительность труда;
  • развитие способностей человека;
  • темпы развития общества в целом;
  • экономику и политику;
  • социально-психологический облик и настрой общества, т.
    е. его менталитет.

 


Практическое задание 2

 

Приведите собственные примеры негативного и позитивного взаимовлияния общества и природы. 


 

Общество и культура

 

Общество существует в природной среде, а люди взаимодействуют друг с другом через эту среду. В этом процессе формируется культура . В самом широком понимании культуру составляет вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и её результаты, доступные для восприятия другими людьми. Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая её в качестве ближайшего к обществу «слоя» окружающей среды, которую люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей. 

Помимо такого общего понятия культуры существует ещё несколько определений культуры в узком смысле. Самым распространённым будет то, что подразумевает художественные достижения человечества. Если вы слышите выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», то это именно такое понимание культуры. Иногда термин культура используют также в узком значении — для обозначения степени воспитанности человека.

В другом случае культурой (национальной культурой) называют особенности тех или иных народов мира: русская, арабская, американская и др.

Культура каждого народа имеет некоторых устойчивые черты. Именно они и называются культурными универсалиями . К примеру, брачные обычаи, грамматика языка, ритуалы религиозного характера. Однако даже единые для всех народов универсалии могут изменяться в зависимости от народа.

Культура может носить как материальный, так и духовный характер. Под материальной культурой принято понимать вещи, созданные руками человека. А в свою очередь, под духовной понимаются нематериальные блага, которые удовлетворяют духовные потребности людей. В качестве примера материальной культуры можно привести стол, стул, автомобиль, здание, а примером духовной культуры станет традиция, фильм, музыка.

 


Практическое задание 3

 

Многие животные могут создавать приспособления для жизни в природном мире. Например, птицы строят гнёзда, бобры — плотины, пчёлы — соты. Означает ли это, что указанные существа создают культуру? Приведите аргументы в обоснование своего мнения. 


 

Науки, изучающие общество

 

Общество — очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, которая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой сложную организованную систему, и возникло несколько наук, которые его изучают. Вот только некоторые из них. 

 

История

наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и развитие в хронологической последовательности

Культурология

наука, которая изучает «вторую природу», созданную руками человека — культуру, во всём многообразии форм её проявлений

Политология

отрасль знания о политике, структуре, закономерностях функционирования и развития политической жизни государства и общества

Правоведение

наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функционирование и развитие общества в целом

Социология

наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отношения и их закономерности

Философия

наука, стремящаяся исследовать бытие и смысл человеческой жизни

Экономика

наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции

философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания

Эстетика

философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания

 

 

Многие социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изучения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. Политика изучается не только политологией, но и исторической наукой, философией, социологией и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. 

 


Практическое задание 4

 

Чем отличаются общественные науки от естественных наук?


ИТОГИ
 

Общество представляет собой не только совокупность индивидов. Они должны взаимодействовать друг с другом. Если всех индивидов изолировать друг от друга, то общества не получится. 

 

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, являются частью природы, но эта часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остаётся тем фундаментом, на котором основывается общество, они постоянно взаимодействуют друг с другом.

 

Люди никогда не жили вне культуры. Культура — это общественное достояние, которое создают люди и передают дальше. Культура — свидетельство человеческих усилий и результат деятельности.

 

Общественные науки — это широкая область исследований, направленных на понимание того, как общество работает, развивается и организуется. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогнозировать будущее, сознательно воздействовать на общественные отношения. 


Упражнение 1

 

1. Выберите верные суждения об обществе. 

1) общество является частью природы

2) природа полностью определяет развитие общества

3) современное общество не нуждается в природе

4) совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество

5) обществом можно назвать определённый этап исторического развития человечества

 

2. В каких из приведённых ниже фраз понятие «общество» использовано в наиболее узком смысле?

1) современное общество должно объединиться перед лицом глобальных проблем
2) древневосточное общество развивалось в долинах великих рек
3) общество любителей кошек повело очередную выставку
4) общество включает в себя прошлое, настоящее и будущее человечества

5) члены общества автолюбителей инициировали парад ретроавтомобилей

 

3. Выберите в приведённом ниже списке примеры влияния природы на развитие общества 
1) загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей
2) ликвидация последствий стихийного бедствия
3) очистка парка от бытового мусора
4) принятие закона о природных заповедниках
5) сокращение рабочего дня в условиях аномальной летней жары
6) специализация региона на производстве кофе

Упражнение 2

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют _________(А) какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас _________(Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа — синоним понятия «материальный мир», точнее, весь материальный мир, не созданный __________(В). Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных __________(Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным _________(Д) между природой с одной стороны и обществом — с другой. Природа и культура неразрывны. Природа — древнейший и наиболее постоянный _________(Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения.

Список терминов: 

1) деятельность, 

2) условие,

3) сущность,

4) преобразование, 

5) человек,

6) объект,

7) естественная среда, 

8) общественные отношения, 

9) посредник.


Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте определение общества в узком и широком смыслах.

2. Какое воздействие оказывает общество на природу? 

3. Почему культуру называют «вторая природа»? 

4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, которые можно было бы назвать культурными универсалиями.

5. В чём важность социальных (общественных) наук?


Словарь урока

 

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Природа — естественная среда обитания общества во всём бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Культура — все виды преобразовательной деятельности, а также результаты духовной и материальной деятельности.

Культурные универсалии — общие явления, присущие всем человеческим культурам на всех этапах развития.

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их, в процессе жизни и деятельности.


Ответ на практическое задание 1

Сознательность (зная об угрозе для жизни молодой человек бросился спасать тонущего ребёнка)

Создание орудий труда (в строительстве дачных домиков активно используются 3D-принтеры)

Творческий характер (кондитер придумал новый дизайн торта)

Ответ на практическое задание 2

Позитивное влияние природы на общество: цивилизация Древнего Египта возникла в долине реки Нил, жизнь египтян напрямую зависела от разливов Нила, поэтому они создали ирригационные системы для задержки воды на полях.  

Негативное влияние общества на природу: в результате хозяйственной деятельности человека Аральское море сократилось по площади на три четверти, начались пыльные бури (почитайте об этой экологической катастрофе в интернете).

Ответ на практическое задание 3

Мнение: активность животных не относится к культуре, т. к. они действуют в рамках биологической программы.

Возможные аргументы:

  • поведение насекомых определяется инстинктом, пчёлы не могут изменить форму сот, например;
  • животные не способны к свободной творческой деятельности и вместо одной формы гнезда птицы не могут по своей воле сделать другую.

Ответ на практическое задание 4

Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нём, их мысли и стремления.  


Ответы

Упражнение 1

  1. 4, 5           2.  3, 5               3. 2, 5, 6

Упражнение 2           

3, 7, 5, 2, 9, 6


 

тест 8 класс обществознание глава «Личность и общество»

Тест по теме: «Личность и общество »  1 вариант.

 

Часть А.

1. Существуют различные значения понятия « общество ». Под обществом в узком смысле понимают                                             1) исторический этап развития человечества 2) верховенство государственной власти 3) форму государственного правления 4) вид политического режима                                                                                                                  2. Верны ли следующие суждения об обществе?

   А. Общество в широком смысле включает в себя весь материальный мир.

   Б. Общество является продуктом совместной жизнедеятельности людей.                                                  1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.                                                         3. Сферы общественной жизни:

1) равноценно важны и необходимы для жизни общества,

2) экономика является первичной по отношению к иным сферам,

3) автономны и независимы друг от друга,

4) духовная сфера детерминирует (определяет) жизнедеятельность общества.

4. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:

1) экологический кризис, 2) возрастание солнечной активности,

3) кризис перепроизводства, 4) усложнение общественной жизни.

5. Человек, согласно современным представлениям, есть существо:                                                                      1) биологическое, 2) социальное, 3) биологическое и социальное, 4) биосоциальное.

6. Какая из форм общественных изменений обладает следующими признаками: «кардинальное, скачкообразное преобразование всей системы общественных институтов и отношений»:                                                                     1) реформа,  2) революция,  3) регресс,  4) деградация.

7. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) индивид, 2) деятель, 3) творец, 4) индивидуальность.

8. Деятельность человека и поведение животного характеризуются

 1)выдвижением целей                  2)механизмом самоконтроля            

 3)осознанным выбором средств      4)удовлетворением потребностей    

9. Отличительной тенденцией развития современного общества является                                                        1) Механизация 2) Индустриализация  3) Модернизация 4) Глобализация                                                     10. Верны ли следующие суждения о личности?                                                                     А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.                                                            Б. Новорожденный человек является личностью.                                                                     1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.                                            11. В стране Р. Активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические права. К какому типу общества относится страна Р.?                       1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному    4) постиндустриальному

 

 

ЧАСТЬ В: (в 1)

В-1. В приведённом списке указаны черты сходства традиционного и  индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) Развитие промышленности   2) Наличие норм общественной жизни 3) Признание прав и свобод граждан   4) Создание культурных ценностей

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

 

В-2. .    Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество».

1) социальная группа, 2) способ взаимодействия людей, 3) природа, 4) общие интересы, 5) связи между людьми.

Укажите его номер.

В-3. Установите соответствие между фактами сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт

 

Г) оказание банковских услуг

Тест по теме: «Личность и общество »  2 вариант.

Часть А.                                                                                                                  1. Существуют   различные   значения   понятия   «обще­ство». Под обществом в широком смысле понимают                                                                    1) совокупность природных и социальных сил  2) неотъемлемую часть природы

3) весь окружающий человека мир   4) обособившуюся от природы часть мира

2. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

  А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.

  Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.

1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.                                                    3. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?

1) экономическую, 2) духовную,  3) социальную,  4) политическую.

4. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи:                              1) общества и природы,    2) науки и техники, 3) цивилизации и культуры,4) экологии и морали.                                        5. Человека объединяет с животными наличие:

1) языка,  2) разума,  3) инстинктов,  4) трудовой деятельности.

6. Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:  1) общественный прогресс стал невозможным в условиях глобализации.

2) общественный прогресс затрагивает только область  техники и технологии.

3) общественный прогресс неоднозначен и противоречив в своих  последствиях.

4) общественный прогресс возможен только в странах с развитой  экономикой.                                       7. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция,      2) физическое и психическое здоровье,

3) принадлежность к виду хомо сапиенс,  4) особенности внешности.

8. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?                                   1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному                   4) постиндустриальному                                                                       9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?   А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее развитыми странами.   Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.      1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.                     10. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как                                                                                                                         1) личности, 2) индивида, 3) индивидуальности,  4) гражданина.                                                      11. Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы»  . Процесс, в ходе которого человек усваивает правила жизни в обществе, приобретает моральные качества, называется:                                                                                                            1) взаимодействием 2) индивидуализацией 3) самооценкой  4) социализацией

ЧАСТЬ В. (в 2)

В-1. . В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) потребность в пище и воде  2) способность к творчеству

3) способность к чувственному познанию  4) наличие сознания

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

В-2. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к институтам, осуществляющим социализа­цию индивида. Укажите его номер.

1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.

 

В-3. Установите соответствие между фактами сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства

 

Г) предвыборная агитация избирателей

 

Тест по теме: «Личность и общество »  3 вариант.

ЧАСТЬ А:                                                                                                                                                      1. Общество — это:   1) материальный мир в целом, 2) часть природы,               

3) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, 4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связь с ней.

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

  А. Политические решения не влекут за собой социальные и экономические последствия.  Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.                                                  3. К какой сфере общества относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?

1) экономическую, 2) духовную, 3) социальную, 4) политическую.

4. Природа в отличие от общества:

1) существует объективно, независимо от человека, 2) является сложной развивающей системой, 3) является формой жизнедеятельности человека,

4) обладает не только объективными, но и субъективными закономерностями

5. И человек, и животные обладают:

1) социальными потребностями, 2) поведенческой активностью, 3) стремлением к саморазвитию, 4) сознательным отношением к действительности.

6. Какой из признаков характерен для общественного регресса?                                                                 1) развитие общества от менее совершенных форм к высшим 2) усложнение общественных отношений и взаимодействий  3) попятное, возвратное движение общества, распад определенных  учреждений и норм                4) смягчение общественных нравов и моральных норм

7. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

1) индивида, 2) индивидуальность, 3) организм, 4) личность.

8. В государстве Б. самостоятельность личности не поощряется. Человек почти полностью отчужден от политики, в то время как государство господствует в политической сфере. В целом, государство характеризуется стабильностью, но мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям. К какому типу относится общество Б.        1) информационному 2) индустриальному 3) аграрному 4) промышленному.                  9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира? А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее раз­витыми странами.      Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.  1) верно А 2) верно Б  3) верны оба 4)оба неверны                                   10. Верны ли следующие суждения о социализации?                                                                    А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социально­го опыта.                                           Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социаль­ную среду и приспособление к ней.              1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба, 4) оба  неверны.                                                                           11. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике  1) индивида,  2) личности,  3) человека, 4) индивидуальности.

 

ЧАСТЬ В. (в 3)

В1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) потребность в пище и воде    2) способность к творчеству

3) способность к чувственному познанию  4) наличие сознания

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

 

В-2. .    Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество». Выпишите его номер.

1) социальная группа, 2) способ взаимодействия людей, 3) природа, 4) общие интересы, 5) связи между людьми

 

В-3. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, к которой относится данный факт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ

А) открытие нового супермаркета

   1) экономическая

Б) выборы руководителя партии

   2) политическая

В) оказание парикмахерских услуг

 

Г) биржевые торги акциями фирм

 

 

Тест по теме: «Личность и общество »  4 вариант.

Часть А                                                                                                                    1. К какому понятию относится данное определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»:

1) культура, 2) цивилизация, 3) общество, 4) формация.

2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

  А. В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.

  Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.

1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.   

3. Одной из подсистем общества как целого является:

1) биосфера, 2) духовная культура, 3) природа, 4) трудовой коллектив.

4. Природа в отличие от общества:

1) испытывает влияние человечества деятельности, 2) является средой обитания человека, 3) изменяется в направлении от низшего к высшему,

4) способна развиваться независимо от человека.

5. Человек от животного отличается тем, что:

1) имеет природные инстинкты,       2) обладает большим объемом мозга,

3) не зависит от природных условий,   4) обладает членораздельной речью.

6. Какая из форм общественных изменений обладает следующим признаком «движение вперед к более совершенному и передовому, изменения к лучшему»:

1) регресс, 2) революция, 3) прогресс,  4) деградация.

7. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как:

1) индивидуальность, 2) индивида, 3) творца, 4) личность.

8. В ходе революции 1917 г. В России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:

1) политической сферы на духовную;  2) экономической на политическую

3) политической на экономическую;  4) социальной на экономическую

9. В стране Б. активно развиваются наукоёмкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество Б.                                        1) традиционному  2) индустриальному 3) информационному 4) аграрному.                                                   10. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?                                                                      А) В человеке самой природой заложено умения жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.                                                  Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества.                                                                                1) верно  А, 2) верно  Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.                                             11. Каждый человек как представитель человеческого рода:                                                                                                                            1) индивидуальность,  2) индивид,  3) личность, 4) гражданин.

ЧАСТЬ В. (в 4)

В-1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку  таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –порядковые номера черт отличия.  1) потребность в пище и воде  2) наличие сознания

3) способность к чувственному познанию 4) умение планировать деятельность

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

В-2. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к институтам, осуществляющим социализа­цию индивида. Укажите, какой из них не имеет отношения к социализации.

1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.

 

В-3. Установите соответствие между фактами сферами жизни общества.

 ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства

 

Г) предвыборная агитация избирателей

 

 

Вариант 1

1)    1;  2) 3;  3) 1;   4) 1;   5) 4;   6) 2;  7) 4;  8) 4;  9) 4; 10) 1; 11) 2.

В1) 2413;   В2) 3;   В3)  А- 1; Б- 2;  В-  2; Г- 1.

Часть А 11 баллов, В2 -1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего —16 баллов

оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.

 

 

Вариант 2

2)    4;  2) 3;  3) 2;   4) 1;   5) 3;   6) 3;  7) 1;  8) 1;  9) 1; 10) 3;  11) 4.

В1) 1324;   В2) 2;   В3)  А- 2; Б- 1;  В- 2;  Г- 2.

Часть А 11 баллов, В2 —1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего —16 баллов

оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.

 

 

Вариант 3

3)    4;  2) 2;  3) 3;   4) 1;   5) 2;   6) 3;  7) 4;  8) 3;  9) 1; 10) 3;  11) 4.

В1) 1324;   В2) 3;   В3)  А- 1; Б — 2;  В-  1;  Г- 1.

Часть А 11 баллов, В2 —1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего -16 баллов

оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.

 

 

Вариант 4

4)    3;  2) 1;  3) 2;   4) 4;   5) 3;   6) 3;  7) 4;  8) 3;  9) 3; 10) 2; 11) 2.

В1) 1324;   В2) 2;   В3)  А- 2; Б- 1;  В — 2;  Г- 2.

частьА 11 баллов, В2 -1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего -16баллов

оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.

 

 

Демократия в образовании Глава 1

1. Обновление жизни путем передачи.

Самое заметное различие между живыми и неодушевленными вещами состоит в том, что первые поддерживают себя путем обновления. Камень при ударе сопротивляется. Если его сопротивление больше силы нанесенного удара, то внешне он остается неизменным. В противном случае он разбивается на более мелкие кусочки. Камень никогда не пытается отреагировать таким образом, чтобы устоять против удара, тем более сделать удар фактором, способствующим его собственному продолжающемуся действию. Хотя живое существо легко может быть раздавлено превосходящей силой, оно тем не менее пытается обратить воздействующие на него энергии в средства своего дальнейшего существования. Если он не может этого сделать, он не просто распадается на более мелкие части (по крайней мере, в высших формах жизни), но теряет свою идентичность живого существа.

Пока он терпит, он изо всех сил пытается использовать окружающую энергию в своих интересах. Он использует свет, воздух, влагу и материал почвы. Сказать, что он использует их, значит сказать, что он превращает их в средства своего собственного сохранения. Пока он растет, энергия, которую он тратит на обращение к окружающей среде, более чем компенсируется полученной отдачей: он растет. Понимая слово «управление» в этом смысле, можно сказать, что живое существо подчиняет и контролирует для своей собственной постоянной деятельности энергии, которые в противном случае израсходовали бы его. Жизнь — это самообновляющийся процесс посредством воздействия на окружающую среду.

Во всех высших формах этот процесс не может продолжаться бесконечно. Через некоторое время они поддаются; они умирают. Существо не годится для задачи бесконечного самообновления. Но непрерывность жизненного процесса не зависит от продолжительности существования какого-либо отдельного индивидуума. Воспроизведение других форм жизни происходит в непрерывной последовательности. И хотя, как показывает геологическая летопись, вымирают не только особи, но и виды, жизненный процесс продолжается во все более сложных формах. По мере того как некоторые виды вымирают, возникают формы, лучше приспособленные к преодолению препятствий, с которыми они тщетно боролись. Непрерывность жизни означает постоянную реадаптацию среды к потребностям живых организмов.

Мы говорили о жизни в ее самом низком смысле — как о физической вещи. Но мы используем слово «Жизнь» для обозначения всего диапазона опыта, индивидуального и расового. Когда мы видим книгу под названием «Жизнь Линкольна», мы не ожидаем найти в ее обложке трактат по физиологии. Мы ищем описание социального прошлого; описание раннего окружения, условий и занятий семьи; главных эпизодов в развитии характера; сигнальных сражений и достижений; индивидуальных надежд, вкусов, радостей и страданий. Точно так же мы говорим о жизни дикого племени, афинского народа, американской нации. «Жизнь» охватывает обычаи, институты, верования, победы и поражения, развлечения и занятия.

Мы употребляем слово «опыт» в том же глубоком смысле. И к ней, как и к жизни в чисто физиологическом смысле, применим принцип непрерывности через обновление. С обновлением физического существования, в случае людей, происходит воссоздание верований, идеалов, надежд, счастья, страданий и практик. Преемственность любого опыта через обновление социальной группы есть буквальный факт. Образование в самом широком смысле есть средство этой социальной непрерывности жизни. Каждый из составных элементов социальной группы в современном городе, как и в диком племени, рождается незрелым, беспомощным, без языка, верований, идей и социальных стандартов. Каждый индивидуум, каждая единица, являющаяся носителем жизненного опыта своей группы, со временем уходит. Но жизнь группы продолжается.

Первичные неизбежные факты рождения и смерти каждого из составляющих членов социальной группы определяют необходимость образования. С одной стороны, существует контраст между незрелостью новорожденных членов группы — ее будущих единственных представителей — и зрелостью взрослых членов, обладающих знаниями и обычаями группы. С другой стороны, необходимо, чтобы эти незрелые члены были не просто физически сохранены в достаточном количестве, но чтобы они были посвящены в интересы, цели, информацию, навыки и практики зрелых членов: в противном случае группа прекратит свою деятельность. характерная жизнь. Даже в диком племени достижения взрослых намного превосходят то, на что были бы способны незрелые члены, если бы их предоставили самим себе. С ростом цивилизации разрыв между изначальными способностями незрелых людей и стандартами и обычаями старших увеличивается. Простого физического взросления, простого овладения элементарными жизненными потребностями недостаточно для воспроизводства жизни группы. Требуются преднамеренные усилия и вдумчивые усилия. Существа, которые рождаются не только не осведомленными, но и совершенно равнодушными к целям и привычкам социальной группы, должны осознавать их и активно интересоваться ими. Образование, и только образование, восполняет этот пробел.

Общество существует посредством процесса передачи точно так же, как и биологическая жизнь. Эта передача происходит посредством передачи привычек действия, мышления и чувств от старшего к младшему. Без этой передачи идеалов, надежд, ожиданий, стандартов, мнений от тех членов общества, которые уходят из групповой жизни, к тем, кто в нее входит, социальная жизнь не могла бы выжить. Если бы члены, составляющие общество, жили непрерывно, они могли бы обучать новорождённых членов, но это была бы задача, направляемая личным интересом, а не общественной потребностью. Теперь это работа по необходимости.

Если бы чума унесла всех членов общества сразу, очевидно, что группа была бы уничтожена навсегда. И все же смерть каждого из его составных членов столь же несомненна, как если бы эпидемия поразила их всех сразу. Но ступенчатая разница в возрасте, тот факт, что одни рождаются, а другие умирают, делают возможным посредством передачи идей и практик постоянное переплетение социальной ткани. Однако это обновление не происходит автоматически. Если не будут предприняты усилия для обеспечения подлинной и полной передачи, самая цивилизованная группа снова впадет в варварство, а затем и в дикость. Фактически, молодые люди настолько незрелы, что, если бы они были предоставлены сами себе без руководства и помощи других, они не смогли бы приобрести рудиментарные способности, необходимые для физического существования. Молодняк человеческих существ так мало сравним по изначальной работоспособности с детенышами многих низших животных, что даже силы, необходимые для физического существования, приходится приобретать в процессе обучения. Насколько же более это относится ко всем технологическим, художественным, научным и нравственным достижениям человечества!

2. Образование и общение. Действительно, настолько очевидна необходимость преподавания и обучения для дальнейшего существования общества, что может показаться, что мы чрезмерно останавливаемся на трюизме. Но оправдание находится в том факте, что такой акцент является средством отвлечь нас от чрезмерно схоластического и формального понятия образования. Школы действительно являются одним из важных способов передачи, формирующих склонности незрелых; но это только одно средство, и, по сравнению с другими учреждениями, средство относительно поверхностное. Только когда мы осознаем необходимость более фундаментальных и настойчивых методов обучения, мы можем быть уверены, что поместим учебные методы в их истинный контекст.

Общество не только продолжает существовать через передачу, через сообщение, но можно справедливо сказать, что оно существует через передачу, через сообщение. Между словами «общее», «сообщество» и «коммуникация» существует нечто большее, чем словесная связь. Люди живут в сообществе благодаря тому, что у них есть общего; а общение — это способ, которым они приходят к обладанию вещами общими. Что у них должно быть общего, чтобы образовать сообщество или общество, так это цели, верования, стремления, знания — общее понимание — единомыслие, как говорят социологи. Такие вещи нельзя физически передавать от одного к другому, как кирпичи; ими нельзя поделиться, как люди поделили бы пирог, разделив его на физические части. Коммуникация, обеспечивающая участие в общем понимании, обеспечивает сходные эмоциональные и интеллектуальные диспозиции — например, способы реагирования на ожидания и требования.

Люди не становятся обществом, живя в физической близости, точно так же, как человек не перестает подвергаться социальному влиянию, находясь на расстоянии стольких футов или миль от других. Книга или письмо могут установить более близкие отношения между людьми, разделенными тысячами миль друг от друга, чем между обитателями одной крыши. Люди даже не составляют социальную группу, потому что все они работают для достижения общей цели. Части машины работают с максимальной согласованностью ради общего результата, но не образуют сообщества. Если бы, однако, все они осознавали общую цель и все были заинтересованы в ней, так что они регулировали свою специфическую деятельность с учетом этой цели, то они образовали бы сообщество. Но это будет связано с общением. Каждый должен был бы знать, чем занимается другой, и должен был бы каким-то образом информировать другого о своих собственных целях и прогрессе. Консенсус требует общения.

Таким образом, мы вынуждены признать, что даже внутри самой социальной группы существует много отношений, которые еще не являются социальными. Большое количество человеческих отношений в любой социальной группе все еще находится на машиноподобном уровне. Люди используют друг друга для получения желаемых результатов, независимо от эмоционального и интеллектуального расположения и согласия тех, кого они используют. Такое использование выражает физическое превосходство или превосходство в положении, навыках, технических возможностях и владении инструментами, механическими или финансовыми. Поскольку отношения родителя и ребенка, учителя и ученика, работодателя и работника, управляющего и управляемого остаются на этом уровне, они не образуют подлинной социальной группы, как бы тесно ни соприкасались друг с другом их соответствующие действия. Отдача и принятие приказов изменяет действия и результаты, но сами по себе не приводят к разделению целей, обмену интересами.

Не только общественная жизнь тождественна общению, но всякое общение (а значит, и всякая подлинная общественная жизнь) воспитательна. Быть получателем сообщения означает иметь расширенный и измененный опыт. Один разделяет то, что думал и чувствовал другой, и в той или иной мере, в незначительной или значительной степени, его собственное отношение изменялось. Не остается равнодушным и тот, кто общается. Попробуйте поэкспериментировать, сообщая с полнотой и точностью какой-либо опыт другому, особенно если он несколько сложен, и вы обнаружите, что ваше собственное отношение к вашему опыту меняется; в противном случае вы прибегаете к ругательствам и восклицаниям. Опыт должен быть сформулирован, чтобы его можно было передать. Чтобы сформулировать, нужно выйти за ее пределы, увидеть ее так, как ее увидел бы другой, рассмотреть, какие точки соприкосновения она имеет с жизнью другого, чтобы она могла быть принята в такой форме, чтобы он мог оценить ее значение. За исключением общих мест и крылатых фраз, человек должен в воображении усвоить кое-что из чужого опыта, чтобы осмысленно рассказать ему о своем собственном опыте. Всякое общение подобно искусству. Таким образом, можно справедливо сказать, что любое социальное устройство, которое остается жизненно социальным или жизненно разделяемым, является воспитательным для тех, кто в нем участвует. Только когда она отливается по шаблону и работает рутинно, она теряет свою воспитательную силу.

Таким образом, в конечном счете, не только социальная жизнь требует обучения и обучения для своего собственного постоянства, но и сам процесс совместной жизни воспитывает. Это расширяет и просвещает опыт; стимулирует и обогащает воображение; она создает ответственность за точность и живость высказываний и мыслей. У человека, действительно живущего в одиночестве (одинокого как ментально, так и физически), будет мало или вообще не будет повода размышлять о своем прошлом опыте, чтобы извлечь его чистое значение. Неравенство достижений между зрелыми и незрелыми не только делает необходимым обучение молодых, но необходимость этого обучения дает огромный стимул к приведению опыта к такому порядку и форме, которые сделают его наиболее легко передаваемым и, следовательно, наиболее полезным.

3. Место формального образования. Следовательно, существует заметная разница между образованием, которое каждый получает от жизни с другими, пока он действительно живет, а не просто продолжает существовать, и преднамеренным воспитанием молодежи. В первом случае образование носит случайный характер; это естественно и важно, но не является явной причиной ассоциации. Хотя можно без преувеличения сказать, что мерилом ценности любого социального института, экономического, домашнего, политического, правового, религиозного, является его влияние на расширение и улучшение опыта; тем не менее это действие не является частью его первоначального мотива, который ограничен и более практичен. Религиозные объединения зародились, например, в желании заручиться благосклонностью господствующих сил и отвратить злые влияния; семейная жизнь в желании удовлетворить аппетиты и обеспечить вечность семьи; систематический труд большей частью из-за порабощения других и т. д. Лишь постепенно стал замечаться побочный продукт учреждения, его влияние на качество и объем сознательной жизни, и лишь еще более постепенно это воздействие рассматривалось как направляющий фактор в деятельности учреждения. Даже сегодня в нашей промышленной жизни, если не считать определенных ценностей трудолюбия и бережливости, интеллектуальная и эмоциональная реакция форм человеческих ассоциаций, в которых осуществляется мировая работа, получает мало внимания по сравнению с физической отдачей.

Но при общении с молодежью приобретает значение сам факт ассоциации как непосредственный человеческий факт. Если в общении с ними легко игнорировать влияние наших действий на их настроение или подчинить это воспитательное воздействие какому-то внешнему и осязаемому результату, то это не так просто, как в общении со взрослыми. Необходимость обучения слишком очевидна; давление, направленное на изменение их отношения и привычек, слишком неотложно, чтобы полностью игнорировать эти последствия. Поскольку наша главная задача с ними состоит в том, чтобы дать им возможность участвовать в общей жизни, мы не можем не задуматься над тем, формируем ли мы силы, которые обеспечат эту способность. Если человечество добилось некоторого прогресса в понимании того, что конечная ценность каждого института заключается в его характерном человеческом эффекте — его влиянии на сознательный опыт, — мы вполне можем полагать, что этот урок был усвоен в основном благодаря общению с молодежью.

Таким образом, мы приходим к тому, чтобы различать в широком образовательном процессе, который мы до сих пор рассматривали, более формальный вид образования — прямое обучение или обучение. В неразвитых социальных группах мы находим очень мало формального обучения и обучения. Группы дикарей в основном полагаются для привития нужных склонностей молодежи на тот же вид ассоциации, который поддерживает лояльность взрослых к своей группе. У них нет никаких специальных устройств, материалов или учреждений для обучения, кроме как в связи с церемониями инициации, посредством которых молодежь становится полноправным членом общества. По большей части они зависят от того, что дети узнают обычаи взрослых, усвоят их эмоциональный набор и запас идей, разделяя то, что делают старшие. Отчасти это совместное использование является непосредственным, принимая участие в занятиях взрослых и, таким образом, выполняя функции ученичества; отчасти косвенно, через драматические пьесы, в которых дети воспроизводят действия взрослых и таким образом учатся узнавать, на что они похожи. Дикарям показалось бы нелепым искать место, где не происходит ничего, кроме обучения, для того, чтобы учиться.

Но по мере развития цивилизации разрыв между способностями молодежи и заботами взрослых увеличивается. Обучение путем непосредственного участия в занятиях взрослых становится все более трудным, за исключением менее продвинутых занятий. Многое из того, что делают взрослые, настолько отдалено по пространству и по смыслу, что игровое подражание все менее адекватно воспроизведению его духа. Таким образом, способность эффективно участвовать во взрослой деятельности зависит от предварительной подготовки, проведенной с этой целью. Разрабатываются преднамеренные агентства — школы — и явный материал — исследования. Задача обучения определенным вещам делегируется специальной группе лиц.

Без такого формального образования невозможно передать все ресурсы и достижения сложного общества. Это также открывает путь к опыту, который был бы недоступен молодым, если бы они могли получать образование в неформальном общении с другими, поскольку книги и символы знания осваиваются.

Но при переходе от непрямого к формальному образованию сопутствуют очевидные опасности. Участие в реальном стремлении, будь то непосредственно или опосредованно в игре, является, по крайней мере, личным и жизненно важным. Эти качества в какой-то мере компенсируют узость доступных возможностей. Формальное обучение, напротив, легко становится отдаленным и мертвым — абстрактным и книжным, если использовать обычные слова осуждения. То накопленное знание, которое существует в низкоуровневых обществах, по крайней мере применяется на практике; оно превращается в характер; она существует с той глубиной смысла, которая связана с тем, что она связана с насущными повседневными интересами.

Но в развитой культуре многое из того, что нужно выучить, хранится в символах. Это далеко от перевода в привычные действия и объекты. Такой материал относительно технический и поверхностный. Принимая за меру обычный стандарт реальности, он искусственен. Ибо эта мера связана с практическими заботами. Такой материал существует в мире сам по себе, не ассимилированный обычными обычаями мысли и выражения. Существует постоянная опасность того, что материал формального обучения будет просто предметом школьного обучения, изолированным от предмета жизненного опыта. Постоянные социальные интересы, вероятно, будут потеряны из поля зрения. Те из них, которые не были перенесены в структуру общественной жизни, но которые остаются в основном предметами технической информации, выраженной в символах, выдвигаются в школах. Таким образом, мы приходим к обычному понятию образования: понятию, которое игнорирует его социальную необходимость и его тождество со всеми человеческими ассоциациями, влияющими на сознательную жизнь, и которое отождествляет его с сообщением информации о отдаленных вещах и передачей обучения через словесные знаки: приобретение грамотность.

Таким образом, одной из самых серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться философии образования, является метод сохранения надлежащего баланса между неформальным и формальным, случайным и намеренным способами образования. Когда овладение информацией и техническое интеллектуальное мастерство не влияют на формирование социальной диспозиции, обычный жизненный опыт не обретает смысла, а школьное образование создает пока лишь «острых» в обучении, т. е. эгоистичных специалистов. . Избежать раскола между тем, что люди знают сознательно, потому что они осознают, что усвоили это посредством определенной работы по обучению, и тем, что они знают бессознательно, потому что усвоили это при формировании своего характера в общении с другими, становится все более деликатной задачей. с каждым развитием специальной школы.

Резюме. Стремиться к продолжению существования — сама природа жизни. Поскольку это продолжение может быть обеспечено только постоянным обновлением, жизнь есть самообновляющийся процесс. Что питание и воспроизводство для физиологической жизни, образование для социальной жизни. Это образование состоит прежде всего в передаче через общение. Коммуникация – это процесс обмена опытом до тех пор, пока он не станет общим достоянием. Он изменяет расположение обеих сторон, которые в нем участвуют. То, что скрытое значение каждого способа человеческого общения заключается в том вкладе, который он вносит в улучшение качества опыта, — это факт, который легче всего распознать, имея дело с незрелыми людьми. Иными словами, в то время как каждое социальное устройство имеет воспитательный эффект, воспитательный эффект сначала становится важной частью цели ассоциации в связи с ассоциацией старшего с младшим. По мере того как общества становятся более сложными по структуре и ресурсам, возрастает потребность в формальном или целенаправленном обучении и обучении. По мере роста масштабов формального обучения и обучения возникает опасность возникновения нежелательного разрыва между опытом, приобретаемым в более непосредственных ассоциациях, и тем, что приобретается в школе. Эта опасность никогда не была большей, чем в настоящее время, из-за быстрого роста знаний и технических навыков за последние несколько столетий.

Программа бакалавриата | Кафедра социологии

Факультет социологии является основной базой для двух специальностей — социологии и менеджмента и общества — и дополнительной специальности по социальной и экономической справедливости. Специальность по социологии — это специальность гуманитарных наук, призванная предложить своим студентам широкое образование в области критического мышления, аналитического решения проблем, обоснованных суждений и эффективного общения. Лишь несколько специальностей становятся профессиональными социологами со степенью доктора философии в этой области. Что важно в специальности социология, так это то, что вы можете с ней сделать, так это то, что она может сделать со студентами: она может помочь вам стать всесторонне развитой личностью, оснащенной универсальными навыками и способностями гуманитарного образования, хорошо готовы преодолевать сложности современного общества, чтобы вести вдумчивую, целеустремленную жизнь и заниматься различными профессиональными делами и карьерой.

Специальность факультета социологии предназначена для обучения студентов основам социологии, но она восприимчива к различным точкам зрения и междисциплинарным подходам. Специалисты факультета обычно сочетают свои интересы в социологии с курсами других дисциплин и программ, таких как психология, история, афроамериканские исследования, антропология, политология, религиоведение и бизнес. Департамент поощряет своих студентов изучать вопросы с разных точек зрения, а его учебная программа достаточно гибкая, чтобы студенты могли адаптировать свою программу к индивидуальным потребностям и интересам. Основные требования дают учащимся существенную гибкость в удовлетворении их индивидуальных интеллектуальных интересов и целей.

Программа бакалавриата по социологии построена так, чтобы предоставить студентам возможность применять социологические идеи на практике посредством исследований посредством независимых исследований, диссертаций и стажировок. Департамент также призывает студентов применять полученные знания на практике, служа другим. В самом широком смысле специальность социология предлагает сильную подготовку в области аналитических навыков и обширных знаний о человеческих отношениях и социальных системах, предоставляя множество полезных инструментов для развития различных карьер.

Менеджмент и общество — это междисциплинарная специализация, которая фокусируется на институциональном контексте и внутренней работе организаций. Он готовит студентов к различным должностям в организациях частного или государственного сектора. Кроме того, многие студенты считают, что учебная программа является отличной подготовкой к широкому спектру бизнес-ориентированных программ для выпускников и профессиональных программ.