Тесты по обществознанию в четырех вариантах (10 класс)

Вариант № 1

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

На темпы роста и со­зре­ва­ния ока­зы­ва­ют вли­я­ние образ жизнй фор­ми­ру­ю­ще­го­ся че­ло­ве­ка, спо­со­бы де­я­тель­но­сти — иг­ро­вой, спор­тив­ной, учеб­ной, — тру­до­вое и об­ще­ствен­ное по­ве­де­ние, ги­ги­е­ни­че­ские усло­вия ре­жи­ма жизни, пи­та­ния, сна и бодр­ство­ва­ния, тесно свя­зан­ные со ста­ту­сом лич­но­сти, на­ли­чие или от­сут­ствие стрес­со­ров, глав­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся кон­фликт­ные си­ту­а­ции и т. д. Все эти фак­то­ры имеют зна­че­ние не толь­ко сами по себе как мо­мен­ты ста­нов­ле­ния лич­но­сти субъ­ек­та, но и как силы, воз­дей­ству­ю­щие на ор­га­ни­че­ское раз­ви­тие че­ло­ве­ка в опре­де­лен­ные мо­мен­ты его он­то­ге­не­за. В ка­че­стве де­тер­ми­нан­тов этого раз­ви­тия они иг­ра­ют роль сти­му­ля­то­ров (спо­соб­ству­ю­щих про­цес­сам роста и со­зре­ва­ния) или, на­о­бо­рот, стрес­со­ров и де­прес­со­ров (за­дер­жи­ва­ю­щих, даже из­вра­ща­ю­щих эти про­цес­сы), а в ряде слу­ча­ев — ка­та­ли­за­то­ров (уско­ря­ю­щих дей­ствие дру­гих фак­то­ров, в том числе и фи­зи­ко-хи­ми­че­ских, на эти про­цес­сы) <.

..>

 

Весь­ма важ­ным на­прав­ле­ни­ем вли­я­ния жиз­нен­но­го пути (био­гра­фии) че­ло­ве­ка на его он­то­ге­не­ти­че­скую эво­лю­цию яв­ля­ет­ся все воз­рас­та­ю­щая ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция этой эво­лю­ции. Дело в том, что воз­раст­ная из­мен­чи­вость все более опо­сре­ду­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ной из­мен­чи­во­стью. Зна­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-ти­пи­че­ских осо­бен­но­стей че­ло­ве­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся в сред­ние и позд­ние фазы че­ло­ве­че­ской жизни. Ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти, спе­ци­аль­ные спо­соб­но­сти и уро­вень общей ода­рен­но­сти вли­я­ют на то или иное на­прав­ле­ние раз­ви­тия жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и на его свой­ства (жиз­не­спо­соб­ность, ра­бо­то­спо­соб­ность, тру­до­спо­соб­ность). По­сто­ян­ная ум­ствен­ная де­я­тель­ность, вы­со­кая со­ци­аль­ная ак­тив­ность, труд и твор­че­ство — фак­то­ры, про­ти­во­сто­я­щие ин­во­лю­ци­он­ным про­цес­сам, ре­гу­ли­ру­ю­щие ход ор­га­ни­че­ско­го раз­ви­тия.

 

Б.  Г. Ана­ньев. Че­ло­век как пред­мет по­зна­ния

С1 Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

С2. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.

С3. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.

С4. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.

 

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

С6. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Понятие и механизм рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

 

 

 

Вариант № 2

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

«Са­мо­со­зна­ние — не толь­ко по­зна­ние себя, но и из­вест­ное от­но­ше­ние к себе: к своим ка­че­ствам и со­сто­я­ни­ям , воз­мож­но­стям, фи­зи­че­ским и ду­хов­ным силам, то есть са­мо­оцен­ка.

 

Че­ло­век как лич­ность — са­мо­оце­ни­ва­ю­щее су­ще­ство. Без са­мо­оцен­ки труд­но или даже не­воз­мож­но са­мо­опре­де­лить­ся в жизни. Вер­ная са­мо­оцен­ка пред­по­ла­га­ет кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к себе, по­сто­ян­ное при­ме­ри­ва­ние своих воз­мож­но­стей к предъ­яв­ля­е­мым жиз­нью тре­бо­ва­ни­ям, уме­ние са­мо­сто­я­тель­но ста­вить перед собой осу­ще­стви­мые цели, стро­го оце­ни­вать те­че­ние своей мысли и ее ре­зуль­та­ты, под­вер­гать тща­тель­ной про­вер­ке вы­дви­га­е­мые до­гад­ки, вдум­чи­во взве­ши­вать все до­во­ды «за» и «про­тив», от­ка­зы­вать­ся от не­оправ­дав­ших­ся ги­по­тез и вер­сий <.

..>

 

Вер­ная са­мо­оцен­ка под­дер­жи­ва­ет до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка и дает ему нрав­ствен­ное удо­вле­тво­ре­ние. Адек­ват­ное или не­адек­ват­ное от­но­ше­ние к себе ведет либо к гар­мо­нич­но­сти духа, обес­пе­чи­ва­ю­щей ра­зум­ную уве­рен­ность в себе, либо к по­сто­ян­но­му кон­флик­ту, порой до­во­дя­ще­му че­ло­ве­ка до нев­ро­ти­че­ско­го со­сто­я­ния. Мак­си­маль­но адек­ват­ное от­но­ше­ние к себе — выс­ший уро­вень са­мо­оцен­ки».

 

С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.

С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.

 

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.

С6.  Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономика и её роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 3

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

Со­зна­ние и де­я­тель­ность

 

Как и ак­тив­ность жи­вот­ных, де­я­тель­ность пред­став­ля­ет собой ин­фор­ма­ци­он­но на­прав­лен­ный про­цесс, пред­по­ла­га­ю­щий спо­соб­ность ори­ен­ти­ро­вать­ся в среде — вос­при­ни­мать зна­чи­мые со­об­ще­ния, пе­ре­ра­ба­ты­вать их в ко­манд­ные коды по­ве­де­ния, ко­то­рые вы­зы­ва­ют, на­прав­ля­ют и кон­тро­ли­ру­ют фи­зи­че­скую ре­ак­цию си­сте­мы. ..

Ин­фор­ма­ци­он­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся со­зна­ни­ем, ко­то­рое пред­став­ля­ет собой выс­шую форму раз­ви­тия пси­хи­ки жи­вот­ных, об­ла­да­ю­щих нерв­ной си­сте­мой, спо­соб­ных ощу­щать, вос­при­ни­мать и пред­став­лять окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность…

Со­зна­ние че­ло­ве­ка ос­но­ва­но на спо­соб­но­сти к сло­вес­но-ло­ги­че­ско­му, «вер­баль­но­му» мыш­ле­нию, ко­то­рая над­стра­и­ва­ет­ся над си­сте­мой услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов по­ве­де­ния и за­вер­ша­ет собой про­стей­шие формы «про­ло­ги­че­ско­го» — на­гляд­но-дей­ствен­но­го и на­гляд­но-об­раз­но­го мыш­ле­ния.

…Любой «став­ший» че­ло­век в от­ли­чие от жи­вот­но­го об­ла­да­ет не­ко­то­рым ми­ни­му­мом аб­стракт­но­го мыш­ле­ния, поз­во­ля­ю­ще­го ему отоб­ра­жать среду путем ло­ги­че­ских мо­де­лей, иде­аль­ных об­ра­зов дей­ствий, от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ных, не­за­ви­си­мых от сию­ми­нут­ных по­ве­ден­че­ских си­ту­а­ций.

Ре­зуль­та­том по­доб­ной ра­бо­ты со­зна­ния ока­зы­ва­ет­ся на­ли­чие в че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти осо­бо­го рода целей, от­лич­ных от объ­ек­тив­ных целей адап­тив­ной де­я­тель­но­сти жи­вот­ных. Речь идет о со­зна­тель­ных целях де­я­тель­но­сти, свя­зан­ных со спо­соб­но­стью че­ло­ве­ка ана­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию, т. е. рас­кры­вать не­яв­ные, не под­да­ю­щи­е­ся «жи­во­му на­блю­де­нию» при­чин­но-след­ствен­ные связи ее зна­чи­мых ком­по­нен­тов… Эта спо­соб­ность поз­во­ля­ет людям за­ра­нее пред­ви­деть ре­зуль­та­ты своей де­я­тель­но­сти, пла­ни­ро­вать их, т. е. про­ду­мы­вать наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ные в дан­ных усло­ви­ях спо­со­бы их до­сти­же­ния.

 

К.Х. Мо­мд­жян

С1. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

С2. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

С3. Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

С4. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.

 

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

С6. Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рациональное поведение потребителя». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Вариант № 4

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Об­ра­зо­ва­ние в об­ще­стве

 

Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго?..

Пер­вой из ко­рен­ных пе­ре­мен стала де­мо­кра­ти­че­ская ре­во­лю­ция. Как видно на при­ме­ре Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции конца XVIII в., она была вы­зва­на рас­ту­щим стрем­ле­ни­ем не­а­ри­сто­кра­ти­че­ских клас­сов… участ­во­вать в по­ли­ти­че­ских делах. В ответ на это тре­бо­ва­ние были пре­жде всего рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния: ведь новые ак­те­ры на по­ли­ти­че­ской сцене не долж­ны пред­став­лять «не­ве­же­ствен­ные на­род­ные массы». По­это­му в 30-е гг. XIX в. ре­фор­ма­то­ров об­ра­зо­ва­ния в США вол­но­ва­ла про­бле­ма по­вы­ше­ния гра­мот­но­сти бу­ду­щих из­би­ра­те­лей, их осве­дом­лен­ность в со­ци­аль­ных во­про­сах и спо­соб­ность при­ни­мать ра­зум­ное ре­ше­ние при го­ло­со­ва­нии… Идеал об­ще­ства рав­ных воз­мож­но­стей пред­став­ля­ет собой дру­гой ас­пект де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции. .. Рав­ные со­ци­аль­ные воз­мож­но­сти стали почти си­но­ни­мом рав­ных воз­мож­но­стей по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния…

Важ­ней­шим со­бы­ти­ем… стала про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция… Раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти в ши­ро­ких мас­шта­бах по­тре­бо­ва­ло рас­ши­ре­ния си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния для под­го­тов­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бот­ни­ков, ко­то­рые могли бы вы­пол­нять новые, более слож­ные виды де­я­тель­но­сти… В стра­нах, кон­ку­ри­ру­ю­щих между собой в борь­бе за ми­ро­вой рынок, быст­ро осо­зна­ли, что пре­вос­ход­ство в про­мыш­лен­ном раз­ви­тии тесно свя­за­но с более вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния…

Важ­ная пе­ре­ме­на… была свя­за­на с раз­ви­ти­ем са­мо­го ин­сти­ту­та об­ра­зо­ва­ния. Когда со­ци­аль­ный ин­сти­тут укреп­ля­ет свое по­ло­же­ние, его члены обыч­но об­ра­зу­ют груп­пу, объ­еди­нен­ную об­щи­ми за­кон­ны­ми ин­те­ре­са­ми, и предъ­яв­ля­ют тре­бо­ва­ния к об­ще­ству — на­при­мер, от­но­си­тель­но под­дер­жа­ния сво­е­го пре­сти­жа или ма­те­ри­аль­ной под­держ­ки со сто­ро­ны го­су­дар­ства. .. [К тому же] аме­ри­кан­цы все­гда были склон­ны ве­рить: чем выше уро­вень их об­ра­зо­ва­ния, тем боль­ше ве­ро­ят­ность до­бить­ся успе­ха в жизни.

 

 

Н. Смел­зер

С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.

С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

С4. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго?..

 

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

С6. Слово «общество» используется для обозначения всех существующих и существовавших социально- исторических организмов вместе взятых, а также конкретных социально – исторических образований (стран) и тех или иных организаций. Приведите по два примера использования понятия «общество» в каждом из этих трёх значений (обществознание Лазебникова скачено дома)

С7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек в системе экономических отношений». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Тренировочный вариант ЕГЭ

6

1. Запишите слово, пропущенное в схеме. 

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий

Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.

3. Приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию. Найдите два признака, относящихся к рациональному познанию 

1) ощущение цвета, вкуса, запаха

2) абстрактность

3) наглядность

4) обобщённость

5) предметность

6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

 

4. Выберите верные суждения об особенностях социального познания

1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.

2) Объективная истина в социальном познании не достижима.

3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.

4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.

5) Одной из социальных наук является филология.

5. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (

ПРИЗНАКИ

 

УРОВНИ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

A) доказательство положений

Б) сбор фактов

B) описание наблюдаемых явлений

Г) формулирование научной проблемы

Д) выдвижение гипотез

 

1) эмпирический

2) теоретический

 

6. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите эмпирические методы исследования, используемые Петровым.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

7. Найдите операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП 

1) оплата услуг салона красоты

2) пособие по безработице

3) покупка «пиратского» издания

4) гонорар композитора

5) покупка корпоративных облигаций

8. Установите соответствие между видами расходов и ситуациями:

СИТУАЦИЯ

 

ВИДЫ РАСХОДОВ

А) Семья получает пособие на рождение ребенка

Б) Жильцы платят коммунальные платежи

В) Муниципалитет строит новый стадион

Г) Семья покупает бытовую технику

Д) Завод покупает новые станки

 

1) расходы потребителей

2) инвестиции

3) расходы государства или муниципального образования

 

9. В стране был принят закон, регулирующий передачу крупных предприятий в частную собственность. Какие дополнительные факторы позволят сделать вывод о том, что в стране осуществляется переход к рыночной экономической системе?

 1) В стране был повышен размер минимальной оплаты труда.

2) В стране была отменена уголовная ответственность за покупку валюты.

3) В стране значительно вырос реальный ВВП на душу населения.

4) Государственный бюджет страны Z стал публиковаться в открытых источниках.

5) В конституции страны Z было закреплено существование различных форм собственности.

6) В стране частные инвесторы стали привлекаться к разработке мест полезных ископаемых.

10. На графике изображено изменение предложения саженцев плодово-ягодных растений на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)  

1) Наступление весеннего сезона

2) Рост числа агрофирм

3) Увеличение цен на минеральные удобрение

4) Увеличение поставок импортных фруктов и ягод на потребительский рынок

5) Развитие системы льготного кредитования приусадебных хозяйств

11. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите характерные признаки семьи

1) демократическая

2) патриархальная

3) партнерская

4) нуклеарная

5) моногамная

12. В стране служба проводила опросы родителей для выявления отношения к системе школьного образования. Какой вывод можно сделать на основе приведённых данных?

Варианты ответов

1998 г.

2010 г.

Учащиеся получают необходимые знания и навыки

75

48

Система образования не соответствует требованиям современной жизни

25

30

Ряд важных предметов в школе изучаются недостаточно

34

35

Необходимо шире использовать в преподавании новейшие технические средства

60

43

Учебный план школы перегружен

40

47

Увлечение техническими средствами отвлекает от главного в преподавании: доходчивого донесения материала

28

45

 1) Большинство опрошенных по-прежнему рассматривает образование как основной канал социальной мобильности.

2) Ожидания, связанные с внедрением в обучение технических средств, не во всём оправдались.

3) Большинство родителей заинтересованы в изучении их детьми дополнительных предметов.

4) Необходимо повышать воспитательный потенциал школьного образования.

5) Критическое отношение к результатам школьной подготовки усилилось.

13. Найдите признаки, отличающие демократические выборы 

1) тайная подача голосов

2) наличие возрастного ценза

3) доступность правдивой информации о кандидатах

4) равноправие избирателей

5) наличие альтернативных кандидатов

6) регистрация избирателей на избирательных участках

14. Установите соответствие между социальными ситуациями и институтами 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

А) Ликвидация последствий стихийного бедствия сотрудниками МЧС.

Б) Проведение общественной экспертизы законопроекта о пенсиях.

В) Работа попечительского совета школы.

Г) Предъявление обвинения опасному преступнику.

Д) Публичные слушания по проекту перспективной застройки микрорайона.

 

1) деятельность государства

2) деятельность гражданского общества

3) совместная деятельность государства и гражданского общества

15. В государстве Z сторонники вновь созданной политической партии разделяют идею сохранения привилегий отдельных социальных слоёв. Какие из признаков свидетельствуют о том, что партия стоит на консервативных позициях?

1) Власть не должна вмешиваться в отношения собственности.

2) Важнейший приоритет общества — полная экономическая свобода.

3) Первостепенное значение имеет принцип социальной справедливости.

4) Следует поддерживать традиционные ценности.

5) Государство должно помогать наиболее обездоленным группам населения.

6) Незыблемой ценностью является семья.

16. Какие социально-экономические права граждан закреплены в Конституции РФ?

1) право на участие в референдуме

2) свобода предпринимательской деятельности

3) право наследования

4) право на неприкосновенность жилища

5) право на забастовку

17. Выберите верные суждения об уголовной ответственности в соответствии с УК РФ

1) Уголовной ответственности подлежат только вменяемые лица.

2) Субъектами уголовной ответственности являются физические и юридические лица.

3) По общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет.

4) Лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, подлежат уголовной ответственности.

5) Закон, отменяющий или смягчающий уголовную ответственность, обратной силы не имеет.

18. Установите соответствие между видами сделок и формой, в которой они должны проводиться:

ВИД СДЕЛКИ

 

ФОРМА СДЕЛКИ

А) заём

Б) завещание

В) дарение

Г) розничная купля-продажа

Д) брачный договор

 

1) простая письменная

2) письменная нотариальная

 

19. Во время экскурсии в управу учащиеся познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из его функций и особенностей названы ниже?

1) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.

2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.

3) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления.

5) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.

6) Органы местного самоуправления входят в систему органов гос.власти.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ______ (В). В-третьих, способствуют _____ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ______ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы- _______(Е)…Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных». 

1) санкция

2) группы

3) интеграция

4) идеал

5) контроль

6) эталон

7) правило

8) управление

9) стабильность

 

«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям , возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

 Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий  

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».

 

21. Какие две составляющие самосознания называет автор?

22. Какое понятие, по мнениию автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».

23. Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления влияния низкой самооценки на жизнь человека.

24. Опираясь на знание курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Укажите любые три жизненные ситуации и дайте пояснения к каждой из них, в чем заключается важность адекватной самооценки.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «индустриальное общество»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об особенностях социальной структуры индустриального общества;

− одно предложение, содержащее информацию о роли науки в индустриальном обществе. 

26. Укажите и проиллюстрируйте примерами три вида политических отношений в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

27. Фирма «Иванов и К. » находится в собственности трех лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите еще признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семейная экономика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Философия: «Люди не в состоянии изменить свою природу» (Д. Юм)

Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

Социология, социальная психология: «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор)

Политология: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую» (Наполеон Бонапарт)

Правоведение: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем» (Ш.  Монтескье)

Изучение социальных наук с помощью онлайн-курсов и программ

Социальные науки исследуют общества и отношения между людьми в них. Изучая культурную значимость индивидуальных взаимодействий, мы можем лучше понять человеческий опыт. Исследуйте уроки социальных наук, проводимые через edX.

Что такое социальные науки?

Общественные науки — это широкая категория академических дисциплин, изучающих человеческое общество и социальные отношения. Эти темы включают культурную антропологию, экономику, политологию, социологию, криминологию, социальную психологию, сравнительное право и сравнительное религиоведение. Сноска 1

В каждой социальной науке специалисты изучают поведение человека как с макро-, так и с микроперспективы. Это может включать изучение того, как индивидуальное поведение может повлиять на общество в целом, и наоборот. Профессионалы в этой области подпитываются любопытством и желанием способствовать внедрению инноваций, которые приносят пользу обществу.

Хорошее знание одной или нескольких социальных наук может привести к личному и профессиональному росту. Понимание вашего вклада в ваши отношения с другими людьми и вашим сообществом может помочь вам стать лучшим гражданином. А получение степени в области социальных наук может привести к успешной карьере во всем, от социального обеспечения до консультирования.

Прикладная социальная наука является движущей силой таких областей, как психическое здоровье, поведенческий анализ, образование, экономика, политология и управление программами. Эти темы исследуют, как люди управляют собой, как развиваются экономики, проблемы неравенства и другие социально-культурные и экономические факторы во всем мире. Сноска 2

Просмотреть онлайн-курсы по общественным наукам

Просмотреть все курсы

Просмотреть все курсы

Учебная программа онлайн-курса по общественным наукам

Прохождение курса социальных наук может помочь вам преуспеть в существующей карьере, дополнить ваше текущее образование или направить вас на путь получения вашей первой работы. В дополнение к специальным навыкам, которые вы приобретете по конкретной теме, вы также можете приобрести навыки межличностного общения, необходимые для достижения успеха в любой из социальных наук. Например, многие курсы могут потребовать от вас сотрудничества с другими людьми, что улучшит ваши навыки межличностного общения.

Прохождение вводных онлайн-курсов по общественным наукам может дать вам базовые знания, которые вы сможете развить на более продвинутых курсах или программах. Ваша полная курсовая работа будет зависеть от вашего предыдущего образования и профессионального опыта, а также от вашей темы обучения и целей. Учебные программы курса могут охватывать такие темы, как:

  • Экономика : изучите, почему рынки терпят неудачу, как работают банковские системы и основные инструменты анализа, используемые в этой области.

  • Социальная работа : изучите основные ценности, принятые в этой области, концепции социальной справедливости и практические примеры.

  • Психология : изучение психических расстройств, основной роли стресса и состояния человека.

  • Социология : изучите социальные теории, бедность и неравенство, а также различия между первичными и вторичными группами.

  • Политология : узнайте о различных формах правления, о том, как общественное мнение влияет на выборы, и о движущих силах международной политики.

Курсы различаются по продолжительности и интенсивности в зависимости от целей обучения. Некоторые могут потребовать, чтобы учащиеся приобрели опыт в полевых условиях, где они могут практиковать взаимодействие с предметами. Другие могут уделять больше внимания анализу данных.

Профессии, связанные с социальными науками

От профессий, ориентированных на науку, до ролей, ориентированных на сообщества, рабочие места, в которых используются навыки социальных наук, можно найти во многих секторах. Общие условия работы для социологов включают школы, кабинеты практикующих врачей, офисы государственного сектора, юридические конторы и многое другое. Ниже приведены некоторые примеры профессий, которыми могут заниматься люди, изучающие определенные социальные науки: Сноска 3

Поскольку социальные науки настолько широки и охватывают целый ряд областей, важно помнить, что каждая из этих должностей может иметь разные требования к упражняться. Например, некоторым может потребоваться 9степень бакалавра 0074 или степень магистра . То, как стать социальным работником, будет отличаться от того, как стать психологом.

Прежде чем выбирать образовательную траекторию, изучите профессиональную роль, которую вы надеетесь получить, чтобы адаптировать свое обучение к навыкам, которые вам необходимы для работы. edX предлагает широкий спектр онлайн-курсов по общественным наукам для учащихся всех уровней. Развивайте ценные навыки в удобном для вас формате.

Последнее обновление

Разница между социальными и гуманитарными науками (со сравнительной таблицей)

Социальные науки — это отрасль знаний, предметом которой является общество и взаимоотношения между людьми как членами общества. Гуманитарные науки тесно связаны с социальными науками в том смысле, что эти две дисциплины имеют дело с людьми и их культурой. Гуманитарные науки относятся к предмету, который стремится понять, признать и проанализировать человеческое поведение во всей его глубине и масштабе.

Практически для человека нет более значимой области исследований, чем общественные науки. Это помогает человеку понять общество в целом, то есть условия, которые ограничивают наш рост и развитие, и возможности, которые можно использовать для улучшения средств к существованию. Это помогает в создании общества, в котором люди могут жить свободно и счастливо.

В этом обсуждении мы поговорим об основных различиях между гуманитарными и общественными науками.

Содержание: Гуманитарные и социальные науки

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Социальные науки Гуманитарные науки
Значение Социальные науки относятся к реалистическому курсу обучения, который касается различных аспектов жизни человека в группе или обществе. Гуманитарные науки относятся к области обучения, которая охватывает такие области, как искусство, классика, философия, история, антропология и т. д.
Природа Объективный Субъективный
Подход Научный подход Аналитический подход
Относится к Основные элементы человеческой культуры Отличительные элементы человеческой культуры.
Концепция истины Позитивист Релятивист
Сосредоточен на Изучение шаблонного поведения Глубокое понимание конкретных случаев или событий
Область исследования Традиции, культура и наследие общества Фактические различия между человечеством и чистой наукой

Определение социальной науки

Социальная наука, как следует из названия, является наукой об обществе или, скажем, наукой, изучающей социокультурные аспекты человеческой деятельности. Это та отрасль знания, которая занимается изучением общества, его межличностных отношений с индивидуумами (членами) и его функционированием.

Другими словами, социальная наука посвящена людям, живущим в группах, семьях и сообществах, то есть тому, как они живут, как взаимодействуют, как ведут себя, на каком языке общаются, каким традициям следуют, что носят , какова их религиозная принадлежность, какую идеологию они пропагандируют и т. д.

Исследование основано на происхождении, организации и развитии человеческого общества, в контексте отношений между людьми в обществе.

Его цель — понять все грани общества, а также найти решения проблем, с которыми сталкивается общество.

Социальные науки основаны на интерпретации и качественных методах исследования. Он охватывает такие предметы, как социология, социальная психология, политология, экономика, география, демография, история и антропология.

Определение гуманитарных наук

Гуманитарные науки — это популярная область изучения, связанная с человеческим обществом и культурой, в которой используются качественные методы, в основном аналитические, критические или спекулятивные. Предметом гуманитарных наук являются мысли, творения, развитие и действия человечества в прошлом и настоящем.

Способен определить недостатки человечества, а также пути их исправления. По сути, гуманитарные науки пытаются сделать человека более человечным. И для этого она предписывает идеальное поведение для того, чтобы человека можно было назвать культурным человеком.

Гуманитарные науки объясняют человеку его происхождение, генезис, соседей, предков, а также самого себя. Он знакомит нас с живыми существами, которых мы никогда не видели, местами, где мы никогда не были, историями, которые мы никогда не слышали, и идеями, которыми мы никогда не удивлялись.

Это многогранная область, охватывающая антропологию, археологию, историю, лингвистику и языкознание, литературу, философию, психологию, право и политику, искусство и т. д. Гуманитарные исследования дополняют существующую базу знаний о мире. Он показывает различия в культуре и сообществах по всему миру и во времени.

Основные различия между гуманитарными и социальными науками

Различие между гуманитарными и социальными науками можно четко определить по следующим основаниям:

  1. Социальные науки — это систематическое изучение социальных, культурных, психологических, политических и экономических факторов, которые определяют действия и решения человека. В отличие от этого, гуманитарные науки предполагают область исследований, принадлежащих человеческой культуре, прежде всего литературе, антропологии, истории, искусству, музыке и философии.
  2. Поскольку изучение социальных наук основано на реальности, независимо от времени, в которое проводится исследование, т. е. относится ли исследование к древнему времени или к текущей ситуации. Следовательно, социальная наука объективна по своей природе. И наоборот, гуманитарные науки субъективны в том смысле, что они опираются на предположения и философии.
  3. В то время как социальные науки используют научный подход для решения проблем, гуманитарные науки используют аналитический подход.