Жанр «Грозы» Островского – каково определение жанра этой пьесы

Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского.

Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться.

Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза» как драма. Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.

Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.

Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку. Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.

Единственный персонаж, который по силе характера может сравниться с Катериной – Марфа Игнатьевна.

Её желание подчинить себе всё и всех делает женщину настоящим диктатором. Её тяжёлый характер в итоге привёл к тому, что дочь сбежала из дома, невестка покончила с собой, а сын винит в неудачах. Кабаниху в некоторой степени можно назвать антагонистом Катерины.

Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.

Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лариса Маслова

    19/19

  • Ирина Ниценко

    19/19

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

Жанр «Грозы» Островского – каково определение жанра этой пьесы

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

Рассуждение 2

Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским, это отражение действительности того времени. Автор обращает внимание читателя на темную сторону, которая убивает положительные отношения между людьми и чистейшие сердечные порывы. Все действия происходят в период реформаций. Островский был сторонником реалистичного метода, и использовал его в своих произведениях. Очень сложно однозначно определить жанр пьесы. В самом начале создания драмы, автор предполагал, что напишет ее как «комедию», но непредсказуемая развязка, сложный сюжет повлияли на жанр произведения. Из-за этого начальную задумку пришлось изменить. Ключевой идеей драмы выступает личная жизнь человека.

Название пьесы содержит трагические нотки. По смысловой нагрузке, гроза у Островского — это не только природное явление, а еще и состояние души главных героев. Для кого-то гроза — это предвестник счастливых перемен, а для кого-то предстоящие неприятности.

Образ главной героини – Екатерины сочетает в себе необычные черты. Она бескомпромиссная и незаурядная личность. Образ девушки, отличается от всех других действующих лиц. Екатерина не может договориться с совестью, так как она не такая, как все, она не может лгать. В противовес девушке демонстрируется образ Кабанихи, она выступает с позиции старого уклада жизни. Детальное описание персонажей, житейская сюжетная линия легки в представлении. Из-за того, что конец произведения трагичен, многие критики утверждают, что по жанру эта пьеса – трагедия. Отчасти это так, ведь жизнь главной героини обрывается. Но для трагедии не свойственно детальное описание жизни и быта людей.

Социально-бытовая драма – жанр, определенный автором. Нельзя не согласиться с драматургом. Ведь все присущие драматические элементы присутствуют: не разрешенный конфликт в конце произведения, трудные взаимоотношения с Борисом, пренебрежительное отношение Кабанихи к людям.

До сих пор вопрос о жанре этой пьесы не решен, но я полностью солидарен с мнением автора и считаю, что это социально-бытовая драма.

Доступность и простота персонажей заставляют сопереживать им как настоящим людям. А. Н. Островский безусловно смог передать весь реализм произведения, а применение литературных приемов позволяет раскрывать всю полноту пьесы. «Гроза» — непревзойденное произведение, в которое заложена душа самого автора.

Другие темы: ← Тема греха в пьесе Гроза↑ ОстровскийЖертвы тёмного царства →

`

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

К какому жанру можно отнести пьесу А.Н. Островского «Гроза»?

Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского.

Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться. Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза» как драма. Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.

Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.

Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку. Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.

Единственный персонаж, который по силе характера может сравниться с Катериной – Марфа Игнатьевна. Её желание подчинить себе всё и всех делает женщину настоящим диктатором. Её тяжёлый характер в итоге привёл к тому, что дочь сбежала из дома, невестка покончила с собой, а сын винит в неудачах. Кабаниху в некоторой степени можно назвать антагонистом Катерины.

Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.

Далеко не всем стал виден масштабный смысл этой пьесы. Некоторые восприняли её просто как семейную драму о том, как темная, забитая, запуганная женщина изменила своему жалкому мужу. Такие мысли выказывали не только консерваторы, но и даже такой революционно и радикально настроенный литературный критик как Д. Писарев.

В своей статье «Мотивы русской драмы» он упрекал Катерину в том, что она не ушла от мужа, и вообще считал, что её поведение нелепо и бестолково, и не стоило её ставить в центр пьесы. Но уже в 1860 году в журнале «Современник» выходит статья Добролюбова.

Надо сказать, что мы теперь пересматриваем творчество Добролюбова и не во всех пунктах можем с ним соглашаться. Но надо учитывать, что самому Островскому статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» чрезвычайно понравилась. Он неоднократно говорил, что Добролюбов абсолютно верно понял замысел его пьесы.

Чем же отличается драма от трагедии? В первую очередь, масштабностью проблематики. Трагедия затрагивает универсальные вопросы о жизни и смерти, о мире и судьбе человека в нем. Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, и более мелко: человек и общество, человек и его социальное окружение, человек и его разнообразные общественные связи, которые завязываются у человека с окружающими его людьми. Добролюбов настойчиво называл пьесу Островского трагедией:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского…»

«В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели…»

«Характер Катерины – шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…»

Добролюбов неслучайно говорит о новой фазе народной жизни. Что же происходило в России в конце 50-х годов? Это трудное и переломное время. Только что отгремела Крымская война, оказавшаяся для России полным позором, умер Николай I,и речь зашла о реформах, неизбежность которых понимало и руководство страны. Уже в 1857 году было объявлено об освобождении крестьян.

Архаический, антигуманный, совершенно отсталый общественный строй в России предстояло сломать полностью. Но тут перед обществом вставал масштабный вопрос: готов ли к этим переменам народ, сможет ли он стать субъектом истории, идти к высоким целям и т. п.? Ведь несколько столетий угнетений и пребывания в рабстве могли убить в нем волю к самостоятельности и свободе. На эти вопросы отвечали по-разному, в обществе велись напряженные споры, и именно в этот момент появляется пьеса «Гроза», которая и призвана ответить на этот вопрос так, как понимает его Островский.

Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы

.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Предыдущая

Сочинения«Свои люди – сочтемся» анализ пьесы Островского – история создания, название, проблематика, конфликт произведения

Следующая

Сочинения«Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, чему учит, тема, план рассказа

Популярные сочинения

  • Сочинение Роль родителей
    Формирование человека как личности начинается с детских времен. Ребенок, который только недавно попал в социум , не знает как себя вести, и он начинает наблюдать за окружающими его людьми. Конечно, первыми людьми
  • Любовная лирика Пушкина сочинение 9, 10 класс
    Любовь в творчестве всех поэтов разных стран и времён была и остаётся главной темой. Стихи А.С.Пушкина о любви это особое представление поэта о женщине, которая является для него источником вдохновения
  • Вид из окна — сочинение 6 класс
    Окно моей комнаты смотрит на восток. Поэтому с самого раннего утра в него заглядывает солнце. Когда я просыпаюсь, первое что вижу, это солнечные блики на потолке и стенах.

История создания «Гроза» Островского. Анализ произведения «Гроза»

«Гроза» А.Н. Островского — значительное и сильное произведение русской литературы второй половины XIX века. Привлекает внимание к интереснейшим событиям, происходящим в спектакле, и его непростым проблемам. Сама драма много раз экранизировалась, пользовалась немалым успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не ранив сердца и души.

История «Гроза» Островского

Иван Тургенев отзывался об этом произведении очень положительно, с особым трепетом и воодушевлением, подчеркивал огромный писательский талант Александра Островского. История создания «Гроза» Островского восходит к общественно-политической обстановке в стране пятидесятых-шестидесятых годов XIX века. Это был поворотный момент в истории и общественной мысли. В этот период все больше стало появляться литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островскому нужно было время. Темы, которые были тогда популярны и вызывали немалые споры: крепостное право, положение женщины в обществе и интеллигентность интеллигенции. А.Н. Островский в «Грозах» поднимает не менее актуальную тему — домашнюю тиранию, господство денег над жизнью и смыслом человека.

Годом написания драмы считается 1859 год, тогда же были поставлены первые пьесы в лучших театрах Москвы и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Гроза» Островского показывает, что произведение наиболее полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Значение названия

Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, что бывает и при ожидании грозы как явления природы: везде духота, не хватает свежего воздуха. Столь же мучительна и жизнь городских жителей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашнего произвола. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, прислушиваются к голосу собственного сердца. В изображении таких персонажей А.Н. Островский («Гроза»). История драмы подчеркивает невозможность решения проблемы мирным путем и тщетность подобных попыток.

Композиционно-идеологическая составляющая

Драма состоит из пяти актов, между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу можно разделить на четыре части: томительное ожидание, сопровождающееся томлением и страданием, подготовка к кульминации, кульминация, развязка. Много споров среди исследователей вызывает смерть Катерины. Сможет ли она продолжать жить в обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Гроза» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, поэтому он наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и силой духа. .

Действительно, смерть Кэтрин предрешена. Если бы она не умерла по собственному решению, то была бы раздавлена ​​жестокими нравами, царящими в городе Калинове. Ей придется сломить свою свободолюбивую натуру и приспособиться к порядкам общества. Все ее внутреннее существо и душа были против этих приказов. Поэтому смерть для нее становится бегством, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Екатерины — вольная птица, которую она отпускает на волю.

Катерина

Приватно рисует непростую картину жизни главного героя Островский (Гроза). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина потеряла связь со своей семьей и лишилась свободы. От того, что она так одинока и больна в доме Кабановых, оттого, что не может свыкнуться с его устоями, она вспоминает воспоминания о прошлом: «Была ли я такой? Я жила, ни о чем не тужила, как птица в дикой природе!»

Главный герой сильный или слабый? Был ли у нее выбор? Какое решающее событие привело ее к самоубийству? Неспособность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому поступку. Мы видим, что самоубийство совершается от безысходности, это не обдуманное и хладнокровное решение, а намеренное. По отношению к себе, своим мечтам героиня проявляет слабость, в то время как осуждающему ее обществу она не подчинилась и покончила жизнь самоубийством, подчеркнув индивидуальность своего характера.

«Темное царство»

Сюда входят представители старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикий, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди никогда не изменятся: они настолько укоренились в старых привычках и мировоззрении, что находят смысл жизни в обучении молодежи, поругании современных нравов.

Дикарь любит тиранить свою семью: никто не смеет сказать ему и слова. Он всем недоволен, и никто не может ему угодить. Кабанов (Кабаниха) навязывает сыну и невестке свою волю, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от своей.

Тихон Кабанов

Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, человек слабый и безвольный. От маменького слова ни шагу, самостоятельного решения принять не может. Беззащитный, трусливый рисует его Островский. Об этом свидетельствует характеристика характера «Гроза», подчеркивающая приспособительные качества характера Тихона и его полное растворение под волей матери.

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Его девизом является утверждение: «Делай, что хочешь, но чтобы это было шито-накрыто».

Особо не различает Островского. «Гроза», об этом свидетельствует анализ произведения, всячески противостоит волюнтаристскому характеру Варвары и чистоте души Катерины. Варвара делает ее хитрой и вольнодумной, а Катерина во всем предпочитает правду.

Борис

Племянник Дикого, живет в своем доме из милосердия. Молодой парень привык выслушивать выражение неудовольствия и наставления своего дяди, но если быть внимательным, то можно увидеть, как глубоко ранят его упреки Дикого, как неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле обладающей Диком силой как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, царящих в городе Калинове.

Образы в «Гроза» Островского Не отличаются особым разнообразием: Кабаних, Дикий, Варвара, Тихон, Борис — они могут приспособиться как одно целое. Одни подавляют, другие подчиняются. Все они противопоставлены Катерине — молодой женщине, сохранившей цельность натуры и силу духа. Таким образом, получается очень неоднозначно Работа «Гроза». Островский оправдывает слабость Катерины тем, что она жертвует своей жизнью, но наделяет мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, но и гибель России, ее неспособность жить по старому порядку, ведущая к краху, представлена ​​автором.

Лес А. Островского — Драматический кружок

Лес (1870)
Александр Островский

Островский был, по-видимому, единственным профессиональным русским драматургом XIX века. Все остальные были поэтами, романистами и т. д., но Островский посвятил себя писательству для театра. Любимый в России, он видимо до сих пор там производится. Его работы не так хорошо переводятся, так как его персонажи кажутся более русскими типажами. Из-за их русскости они кажутся несколько непонятными как типовые персонажи, и все же их плоскостность как характерных типов не позволяет нам узнать о них что-либо универсальное. (Мне интересно, кем был бы современный американский эквивалент Островского.)

Это суждение основано на том, что я читал о нем и дважды прочитал одну из его пьес: Лес . Это поздняя пьеса, и она не считается его шедевром. Буря (или Гроза ) имеет это отличие. Написание кажется мешаниной жанров, похожей на американские пьесы 19 или начала 20 века. В нем есть и комедия, и мелодрама, и трагедия, но во всем этом есть своего рода народный юмор и местный колорит, которые, я уверен, были ключом к его успеху. [Я решил прочитать Лес из-за кажущегося сходства сюжета с чеховским Вишневый сад, для того, чтобы противопоставить и сравнить.]

Богатая вдова-землевладелица продает часть «леса» в своем имении амбициозному купцу . У нее есть женская палата и гость помоложе. Ее племянник — немного бездельник-актер, который появляется и утверждает достойный вид, который его образ жизни и кошелек не оправдывают. Торговец подлый, а его сын обожает милую, но фатальную юную подопечную. Вдова положила глаз на гораздо более молодого мужчину, и он отзывчивый и похожий на рептилию. У племянника-актера оказывается доброе сердце, поскольку он жертвует своей частью богатства вдовы ради молодой подопечной, которая является родственницей, чтобы обеспечить ее приданым, чтобы обеспечить ее счастливый брак с сыном купца. Этот племянник — самый интересный персонаж в пьесе, но его немного трудно понять, по крайней мере, с точки зрения современной американской чувствительности.

У вдовы и купца нет обаяния Раневской и Лопахина, а ставки за поместье не особенно высоки. Вдова, кажется, просто копит деньги, чтобы щедро потратить их на своего мальчика-игрушку. В пьесе из пяти актов есть достоинства сцен на открытом воздухе, и, как и в случае с Вишневый сад , 2-й акт разыгрывается на опушке леса. ( Месяц в деревне также имеет 2-й акт под открытым небом.)

Честно говоря, мне пришлось прочитать эту пьесу дважды, чтобы понять ее смысл. Его медлительный и непрозрачный сюжет на самом деле не развивается до середины.