Обществознание, 10 класс
Урок 7. Наука и образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Наука и образование.
- Функции образования как социального института.
- Общественная значимость и личностный смысл образования.
Глоссарий по теме
Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
«Большая наука» — новая обширная сфера научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок.
Образование – педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.
Универсальность – всеобщность, разносторонность.
НТП – поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.
Дифференциация науки – выделение новых научных дисциплин (из биологии выделились генетика, экология, физиология, микробиология).
Интеграция науки – синтез знания, объединения ряда наук, возникновение новых научных дисциплин (физическая химия, химическая биология, кибернетика).
Ключевые слова
Наука, функции науки, «большая наука», образование, функции образования, универсальность, НТП, дифференциация и интеграция науки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017.
С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.
С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.
С.139-140
Интернет- ресурсы:
https://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=26
Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего, наука – система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук: естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология, правоведение, политология). Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний представляет собой процесс приобретения новых знаний.
Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.
Наука является одним из важных социальным институтов и выполняет ряд функций. Познавательно-прогностическая: связана с приобретением людьми объективных знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать риски.
Культурно-мировоззренческая: связана с систематизацией знаний и представление их в определённых картинах мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной личностью.
Социально-производственная: связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это легло в основу технологического развития.
Научные знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых лекарств.
Новую широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука».
Наука охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.
В наука существует дифференциация и интеграция исследований (около 15 тысяч дисциплин).
Основное правило этики – «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность человека науки.
НТП — одна из главных факторов, приведших к экологическому кризису. Учёные стали создавать профессиональные и массовые экологические движения, они первыми подняли проблему гонки вооружений.
Еще одним важным социальным институтом является образование. Образование -это способ становления личности путем получения людьми знаний.
Пути получения образования: обучение, самообразование. Главная функция образования – социализация личности, выступая каналом социальной мобильности. Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты.
Современное образование имеет ряд черт: 1) информационные технологии стали неотъемлимой частью образовательного процесса; 2) образование носит непрерывный характер.
Функции образования: экономическая, социальная, культурная.
В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Во многих странах высшая школа имеет два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер.
Система образования РФ включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование.
Тенденции в развитии образования на современном этапе
- демократизация
- непрерывность и рост продолжительности образования
- гуманизация
- гуманитаризация
- интернационализация
- компьютеризация
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о науке
1) Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.
2) Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.
3) Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.
4) Наука представляет собой отрасль духовного производства.
5) Наука создаёт материальные ценности.
Правильный вариант/варианты: 1,3,4
Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что _____ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ______ (Б) на основе неоспоримых ______ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ______ (Г) или _______ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _______ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) факты 4) выводы 7) возврат
2) ошибки 5) науки 8) личность
3) психика 6) контакты 9) история
Правильный вариант: науки, выводы, факты, ошибки, возврат, история.
роль в современном мире и самообразование
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира.
Наука: ее роль в современном мире
Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности.
Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования.
Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.
Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей.
Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека.
Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.
Классификация современных наук
Классифицировать современные науки можно по предмету. Существуют естественно-технические науки, которые изучают всевозможные законы природы и способы ее преобразования и освоения.
Также выделяют общественные науки, предметом изучения которых можно назвать человека, как социальную фигуру, и различные общественные явления.
В эту категорию входят и философские дисциплины, изучающие законы развития мышления человека, общества и природы.
Важно отметить, что основным приемом исследования в естественных науках считается эксперимент тогда, когда для общественных наук характерна статистика, как главный прием исследования.
Также используются такие приемы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. В науке выделяют два уровня – теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень представляет собой обобщение материала, который был собран при помощи эмпирических методов. А эмпирический уровень – это материал, состоящий из итогов экспериментов и наблюдений, то есть – фактический материал.
Среди многочисленных функций науки выделяют три основные: технологическая, мировоззренческая и функция рационализации человеческой деятельности.
Образование и самообразование
Образованием принято считать специфическую деятельность человека, которая направлена на приобретение систематизированных взглядов, умений и представлений в конкретной области.
Процесс образования происходит при помощи специальных социальных институтов.
В современном мире образование – это основа развития человека. Но современное образование не может ограничиваться только процессом учебы в школе или университете. Для полноценного развития и познания мира необходимо самообразование.
Приобретение умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами называют самообразованием. Для самообразования нет надобности посещать специальное учебное заведение, человек может изучать интересующий его предмет по специальным пособиям, учебникам, на примере жизненных ситуаций и при помощи друзей или знакомых.
Наиболее характерен процесс самообразования для зрелого возраста, так как этот способ признается главным путем повышения уровня образованности каждого человека.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Духовная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры
Следующая тема:   Мораль и религия: понятия и роль в жизни общества
Все неприличные комментарии будут удаляться.
Урок: «Наука и образование»
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Цели урока:
Что такое наука в современном обществе
Этика науки
Роль образования в современном мире
Попробуйте дать определение науки. Что это такое?
НАУКА – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний об окружающем мире.
Или
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Какое определение вам кажется наиболее точным?
1-ое более лаконичное, общее;
2-е уточняющее.
В широком смысле – особая сфера человеческой деятельности, направленная на выработку новых знаний, а также совокупность этих знаний, особым образом упорядоченных и систематизированных.
Наука – это совокупность систематизированных знаний.
Назовите известные вам науки?
Ответ: математика, биология, медицина.
Какая главная задача у этих наук?
Ответ: изобретение новых средств лечения, измерения и т. д.
Поэтому, можно сказать, главная цель науки — получение новых знаний.
Функции науки:
1) практико-действенная
2) познавательная
Наука делится на:
1) фундаментальную (исследование универсальных законов природы, общества и мышления) — отсутствует прямая ориентация на практику
2) прикладную (поиск способов наиболее эффективного использования данных фундаментальной науки для решения насущных производственно-технических и гуманитарных проблем общественной жизни) — присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания.
приведите примеры
Ответ:
Фундаментальная — история
прикладная – химия
Научные знания являются систематизированными.
Выделяют несколько элементов современного научного знания:
естествознание (учение о природе, естественные науки)
технознание (технические науки)
обществознание (общественные науки)
человековедение (гуманитарные науки.
Но в рамках одной науки происходит дробление, например, в медицине объединяются более 300
дисциплин.
Как вы думаете, что входит систему научного знания?
— научные факты, подтвержденные наблюдениями, экспериментами;
— законы и теории;
— методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.
В современном обществе вся информация науки обрабатывается, накапливается с помощью современных информационных технологий.
Чем отличается наука от, например, искусства? Откуда мы знаем, что математика, например, это наука? В чем заключаются особенности науки?
Особенность науки – это стремление объяснить мир, используя особый язык.
Математика – цифры; химия, физика – формулы, условные обозначения. Язык науки — система категорий, понятий, принципов, законов.
В отличие от мифологии, наука предполагает доказательность и проверку полученных результатов.
А каковы функции науки?
Познавательно-объяснительная (осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития).
Прогностическая (осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира).
Культурно-мировоззренческая (помогает человеку объяснить знания о мире и выстроить их в целостную систему).
В настоящее время научными исследованиями в мире заняты более 5 млн. человек. Люди, которые заняты научной деятельностью, называют учеными «производства» научного знания. Отрасль науки называют наукоемкое производство.
Оценка места науки в жизни общества (это можно не давать или записать термин и сказать, что дома найти определение, выяснить, что он означает; или сказать, что такое сциентизм, а дома — антисциентизм).
Сциентизм – абсолютизация стиля и общих методов «точных» наук, как единственно заслуживающих доверия инструментов ориентации человека в окружающем мире и его практического освоения.
Точные науки – высшая культурная ценнность.
Антисциентизм – исходит из принципиальной ограниченности науки в решении коренных проблем человечества, а в некоторых крайних формах даже видит в науке враждебную человеку силу, ведущую к дегуманизации человека, расщеплению его духовной целостности и встраиванию человека в созданный им техногенный мир в качестве носителя функции.
Из истории формирования науки.
С XVII века – наука самостоятельный социальный институт. Но сама наука начала создаваться еще в древние времена. Например: Древняя Греция – Академия, основанная философом Платоном в роще Академа.
Рубеж XIX-XX вв. – новое качества функционирования науки:
крупные научные институты и центры, лаборатории, оснащенные технической материальной базой.
Наука – разновидность современного индустриального труда.
Конец ХХ века – наука проникает во все сферы жизни общества. Наука — важнейший фактор социально экономического потенциала современного общества.
В современном обществе объединение ученых называют академией.
В современном мире создана научная инфраструктура: университеты, институты, лаборатории, испытательные станции, музеи, ботанические сады, библиотеки и т.д.
28 января 1724 г. По распоряжению Петра I была учреждена Российская академия наук. 21 ноября 1991 г. Указом Президента РФ воссоздана как высшее научное учреждение России. Российская академия наук (РАН) включает 9 отделения по областям наук, 3 региональных отделения (например, ДВО РАН) и 14 научных региональных центров. Президиум академии в Москве.
Наука в современном мире.
Кто из вас знает, что такое технопарк?
Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.
В чем смысл создания подобных технопарков?
Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Учёные могут в технопарке проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований. Управление технопарком осуществляет внешняя управляющая компания.
Международная ассоциация технологических парков дает свое определение объекту инновационной инфраструктуры. По мнению ассоциации, технопарк — это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками.
Кто-нибудь знает, где и когда возник первый технопарк?
Первый научно-производственный парк был организован в начале 50-х г. XX века в Стэнфордском университете, штат Калифорния.
А в России? Есть ли технопарки в России?
В 1956 г. В СССР в г. Новосибирске создан Академгородок, который на данный момент является образцом научного поселения, претворяя в жизнь принципы инновационных технологий.
Сколково.
В настоящее время в РФ в 25 регионах действует более 50 технопарков. В них размещено более 1000 инновационных предприятий.
ВЫВОД: Доминирует точка зрения, что НАУКА – способ человеческой деятельности, требующий, как и другие виды деятельности, постоянного совершенствования и согласования с интересами человека с потребностями общественной жизни.
Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Самая высокая — Нобелевская премия. НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ, ежегодные международные премии, названные в честь их учредителя, шведского инженера-химика, изобретателя и промышленника Альфреда Бернхарда Нобеля.
Назовите советских и российских нобелевских лауреатов. Можно дать на дом короткие выступления о некоторых из этих ученых или о Нобеле.
Шолохов,
Павлов Иван Петрович, русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.
Мечников Илья Ильич, российский ученый, биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии
СЕМЕНОВ Николай Николаевич, российский ученый, один из основоположников химической физики, основатель научной школы.
Андрей Дмитриевич Сахаров российский физик и общественный деятель, академик АН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР.
Петр Леонидович Капица российский физик и инженер, член Лондонского Королевского общества (1929), академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1945, 1974). Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы.
АЛФЁРОВ Жорес Иванович, российский ученый-физик, вице-президент Академии наук СССР (с 1990, с 1991 РАН), специалист в области физики полупроводников, полупроводниковой и квантовой электроники
ПРОХОРОВ Александр Михайлович российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН.
Пастернак, Черенков, Тамм, Франк, Ландау, Басов, Шолохов, Солженицын, Канторович, Горбачев, Абрикосов, Гинсбург, Новоселов, Бунин (не имел гражданства).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, занимающийся наукой?
Настоящие ученые – это не просто образованные, талантливые люди, это люди с высокими моральными принципами.
Где прививаются человеку эти качества?
Наука и образование тесно связаны между собой. Без образования нет науки.
Функции образования:
1) компенсирующая –восполняет пробелы в общем образовании
2) адаптивная –помогает ориентироваться в быстро меняющемся мире
3) развивающая—для саморазвития, творчества
Сейчас мы учимся в школах бесплатно. Но, к сожалению, не все могут продолжить обучение после завершения школы.
Задание( в тетрадях)
Каким, по вашему мнению, должно быть обязательное(школьное) образование в России?
Что бы вы изменили в действующем законодательстве?
В Японии обязательным считается 2 высших образования. Как вы на это смотрите?
ИТАК, ЧТО ДАЕТ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
Тема: Наука и образование в жизни современного общества
План объясняющего модуля:
1. Наука: что это такое
2. Научно-технический прогресс (НТП)
3. Значение термина «образование»
4. Образование в России
5. Непрерывность образования
6. Роль современной науки и образования в жизни общества
Словарь:
Самообразование — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения.
Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основой научной картины мира, поскольку описывает законы его развития.
Научно-технический прогресс — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.
Технополис — научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий.
Основные имена: И. П. Павлов, И. И. Мечников, Л. Д. Ландау, А. Д. Сахаров, П. Л. Капица, Ж. И. Алферов, В. Л. Гинзбург, А .А. Абрикосов
Основные даты:
1724 г. — учреждение РАН
Основные выводы:
Наука и образование — сферы человеческой деятельности, требующие постоянного совершенствования и согласования с интересами человека и постоянно меняющимися потребностями общественной жизни. Образование и наука активно воздействуют на жизнь людей. Чем выше образованность граждан страны, чем выше уровень науки и научных кадров научных учреждений, тем успешнее развивается экономика, культура, тем успешнее укрепляется на мировой арене конкурентоспособность России, вступившей на путь инновационного развития.
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Боголюбов Л.Н, Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др. — М.: Просвещение, 2017.
Наука и образование в современном обществе
Зададимся вопросом: что представляют собой современные образование и наука в контексте формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира?
Наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности. Наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека. Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.
Образованием принято считать специфическую деятельность человека, которая направлена на приобретение систематизированных взглядов, умений и представлений в конкретной области.
В современном мире процесс образования происходит не только при помощи специальных социальных институтов, но также и посредством самообразования, т.е. приобретения умений и знаний в определенной сфере самостоятельными силами. Для самообразования нет необходимости посещать специальное учебное заведение, человек может изучать интересующий его предмет по специальным пособиям, учебникам, на примере жизненных ситуаций или при помощи друзей и знакомых.
Социальное здоровье личности и общества определяется многими факторами и условиями, в том числе уровнем образованности человека. Образование позволяет человеку успешно адаптироваться к социальной жизни, является инструментом улучшения ее. Отчетливо выделяются следующие социально-адаптационные уровни современного образования: микроуровень – самообразование; мезоуровень – образование в семье, индивидуальное образование; макроуровень – образование в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования; мегауровень – образование в рамках международных образовательных программ, в системе межгосударственного сотрудничества и т.п.
Устойчивое функционирование и развитие образования на всех социально-адаптационных уровнях обеспечивает динамичное обновление человека и общества.
Изучение современных социальных проблем молодежи показало, что в последнее столетие роль образования в развитии общества заметно упрочилась. Но сегодня ключевая проблема заключается в том, что в реформируемом социуме не только произошел структурный кризис ценностей, но и качественно изменилась их роль в развитии общества – новая структура общественных представлений о добре и зле, о поощряемых и осуждаемых нормах поведения приобретают хаотический характер. По своей природе люди свободны, общительны, способны к созиданию. Но они лишаются этих естественных свойств, если возникающие условия препятствуют проявлениям человеческой природы. Именно это мы наблюдаем в современном обществе. Человек, лишенный контроля над своим трудом, зарплатой, становится отчужденным, отдаленным от работы, окружающих и, в конечном счете, от самого себя. Отчуждение произошло в образовании, культуре, искусстве, семье и других сферах. На вступающего в жизнь человека оказывают психологическое воздействие с одной стороны, СМИ, с другой – реальный мир. Забота о развитии, выживании, защите и социализации молодых людей постепенно становится государственным делом, предполагающим четкую организацию и планирование, рост государственной заботы о молодежи.
Преобразования в современном российском обществе, как социально-политические, так и экономические, стимулируют модернизацию системы национального образования. С одной стороны, система национального образования испытывает непосредственное влияние социальных преобразований, с другой стороны, становится все более необходимой для решения государственных проблем. Образование становится важнейшим фактором динамичного обновления российского общества. Оно существенно влияет на глобальные системные преобразования, происходящие в России по всем стратегическим направлениям его развития – в политике, экономике, социальной сфере. Интенсивная интеграция российского образования в мировую образовательную систему позволяет целенаправленно усиливать влияние российской культуры и в процессе развития человеческой цивилизации, при этом способствуют сохранению национального менталитета.
В последнее десятилетие в России произошел переход от унифицированного к вариативному образованию. Основу в новой образовательной стратегии составляет инновационная модель управления образованием, а именно управление с опорой на гибкие стандарты образования и гарантированные бюджетные нормативы, стратегическое планирование, широкое сотрудничество центра с регионами, новые информационные технологии. Реализация данных позиций позволит эффективно управлять системой интенсивно обновляющегося образования.
К числу основных задач образования в настоящей период развития российского государства можно отнести повышение качества образования, создание социально-педагогических программ развития молодежи как ключевого условия повышения социальной мобильности личности и изменения социально-психологической атмосферы в обществе. Внутри самой системы отечественного образования сложились предпосылки для перехода к новым моделям образовательной политики.
Важную роль в этом процессе играет наука как инновационный резерв развития системы образования, включая системы управления образованием. Особое значение приобретает организация и полноценное финансирование научного обеспечения государственной стратегии развития образования.
Отечественная наука должна решать задачи по осуществлению программы переподготовки и повышения квалификации педагогов, обеспечить реальную базу для фундаментализации подготовки преподавателя, развития мотивации педагогических кадров. Социологические исследования показали важность решения таких проблем, как оказание материальной поддержки педагогам, модернизации материально-технической базы образовательного учреждения, повышение уровня квалификации педагогов, улучшение методического обеспечения педагогического процесса, развитие научных исследований, обновление учебно-методической литературы.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом. Сегодня она представляет собой органическое единство трех основных концепций науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.
Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Это привело к необходимости изучения деятельностных и социальных аспектов науки.
Рассмотрение науки как деятельность позволяет учитывать масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован в середине прошлого столетия, когда был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего наука стала трактоваться как особая сфера профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства.
Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Невозможно переоценить роль науки в современном обществе. XX век стал веком победившего научно-технического прогресса. Технологии меняли способы производства, происходило все большее повышение наукоемкости продукции, большое распространение получила автоматизация. Благодаря развитию науки и техники к концу XX века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
В результате, во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный научно-техническим прогрессом рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру людей в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического прогресса, скорого решения проблем голода, болезней и т. д.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция – она выступает в качестве социальной силы. В решении глобальных проблем современности, таких как экология например, функции науки как социальной силы очень важны. Развитие научно-технического прогресса составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов радикальных и опасных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Потому науке отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Рассмотрим основные функции научного знания. Познавательная функция представляет собой познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение различных явлений и процессов, производство нового научного знания. Мировоззренческая функция – разработку научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. Производственная функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др.
И, наконец, культурная, образовательная функция заключается в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Достижения, идеи и рекомендации науки заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.
В сегодняшних условиях состязательности и соперничества производства нашей страны нужны конкурентоспособные творческие специалисты, т.е. способные достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.
В последнее время в нашей стране интенсивно разрабатываются инновационные образовательные технологии, соответствующие новой модели образования. Главным в образовательном процессе признается развитие креативной личности в самом широком смысле, включая ее когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностную составляющие. Это призывает специалистов предпринимать серьезные меры по изменению образовательных стратегий.
На основе успешно опробованных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей молодых людей, планируется введение креативности в образовании, где большое внимание будет уделяться личностному развитию обучаемых для подготовки их к жизни в новом столетии.
Поэтому основная цель образовательной системы страны формулируется предельно конкретно. Это – обеспечение возможностей для формирования индивидуального образовательного маршрута, раскрытия творческого потенциала личности с целью наиболее полной самореализации, достижения наивысшего качества образовательных стандартов и уровня профессиональной подготовки.
Основная роль при этом отводится образовательным учреждениям, для которых важно осознание значимости и преимуществ креативного подхода, когда развитие воображения, целеустремленности, индивидуальности обучаемых будет мотивировать их к образовательной деятельности. Интересно, что при этом креативность и результаты обучения не противопоставляются, а рассматриваются как две стороны одной медали — креативность воспринимается как путь к достижению очередной ступени в освоении знаний.
Задача реализации креативного потенциала общества для сохранения и укрепления главенствующих позиций в глобальном пространстве очень четко осознается в разных странах. В США например, ключевым направлением стратегии развития креативности в образовании является расширение преподавания изобразительного и исполнительского искусств и гуманитарных наук на всех уровнях системы образования. Креативное мышление, эффективную коммуникацию и работу в команде сегодня рассматривают в качестве компетенций, необходимых молодому человеку наряду с традиционными навыками в чтении, письме и счете. Образование в области искусств и гуманитарных наук развивает культурную компетентность, отражающую как умение воспринять чужое или создать свое произведение искусства, так и способность к постижению себя и других. В последнее десятилетие наблюдается научный, технологический и экономический прорыв в этом направлении и в странах Юго-Восточной Азии. В отличие от американцев, японцы акцентируют внимание на максимально эффективном использовании того, что уже есть – раннее включение в познавательную деятельность, созерцательность, использование интуиции, образного мышления, эмпирического опыта. Еще одной особенностью японского образования, способствующей непрерывному творческому развитию личности, является культ учебы.
Одной из главных задач современной системы образования, таким образом, является воспитание творчески мыслящих специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом. Актуальность этой задачи усиливается еще и тем, что в настоящее время в мире происходит постоянное удорожание технологий, сырья, оборудования, энергоресурсов и ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь приводит к глобальным социальным проблемам в обществе. Решение этих проблем с одной стороны вызывает необходимость в новых технологиях, новых идеях, новых знаниях, с другой стороны требует создания новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а самое главное – требует от каждого человека нового мышления.
В системе образования в настоящее время происходят важные изменения: поэтапно реализуется философия открытого образования, которое в значительной мере будет базироваться на технологиях дистанционного обучения, экстернате и т. п. Эти технологии и виды обучения характеризуются пониженной интерактивностью, низкой регламентацией действий обучаемого и требует дополнительных усилий для упорных и планомерных занятий. Применению данных технологий и видов обучения будет способствовать креативная, творческая педагогика. В отличие от традиционной, опора в ней делается на самостоятельный поиск путей решения задачи. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. Ведь основным капиталом настоящего и будущего станет не технология, а интеллект и креативное мышление.
Подводя итоги, хочется отметить, что в данном контексте новое столетие превращается в век большой интеллектуальной битвы, участниками которой предопределено стать сегодняшним школьникам и студентам. Одной из основных задач образовательной системы становится подготовка молодежи к жизни в XXI в., к тому, чтобы они могли контролировать силы глобализации, стремительно прогрессирующее развитие новых технологий, демографические и социальные сдвиги, которые становятся реалиями сегодняшнего дня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. Философские науки. М., Гуманитарий, 2014 г.
2. What Work Requires of Schools: A SCANS Report for America 2000. — Washington, DC: The Secretary’s Commission on Achieving Necessary Skills.
3. Личные конспекты и записи.
Доклад «Наука и образование»
Наука и образование
Сколько бы ты не жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека
Наука-сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний об окружающем мире.
Наука- это совокупность систематических знаний .
Главная цель науки- получение новых знаний.
Функции науки:
практико-действенная
познавательная
Наука делится на:
1.фундаментальную-отсутствует прямая ориентация на практику
2.прикладная- присутствует непосредственно ориентация на применение результатов в научном познании.
Из истории формирования науки
С 17века-наука самостоятельный социальный институт. Но сама наука начала создаваться ещё в древние времена. Например: Древняя Греция- Академия, основанная философом Платоном в роще Академа.
Рубеж 19-20вв.-новое качество функционирования науки: крупные научные институты и центры, лаборатории, оснащенные технической материальной базой.
Наука-разновидность современного индустриального труда.
Конец 20 века-наука проникает во все сферы жизни общества.
Наука-важнейший фактор социально-экономического потенциала современного общества.
В современном обществе объединение ученых называется академией. В современном мире создана научная инфраструктура : университеты, институты, лаборатории, испытательные станции, музей, ботанические сады, библиотеки и т.д.
28 января 1724г. По распоряжению Петра 1 была учреждена Российская академия наук.21 ноября 1991г. Указом Президента РФ воссоздана как высшее научное учреждение России. Российская академия наук (РАН) включает 9 отделений по областям наук, 3 региональных отделения и 14 научных региональных центров. Президиум академии в Москве.
Задачи научной деятельности
1.Описание ( происходит выделение отдельных областей природы ,существующих признаков объектов, качеств и свойств различных явлений)
2.Систематизация накопленного материала.
3.Объяснение.
4.Предсказание.
5.Применение полученных знаний в общественной жизни.
Отрасли научного познания
1.Естественные науки
2.Гуманитарные науки
3.Технические науки.
Наука и образование тесно связаны между собой. Без образования нет науки.
Образование- целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию .Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно без помощи других, то говорят о самообразовании.
Функции образования
1.компенсирующая-восполняет пробелы в общем образовании
2.адаптивная-помогает ориентироваться в быстроменяющемся мире
3. развивающаяся -для саморазвития, творчества.
Пять тысяч лет назад в Шумере имелась система образования. Воспитание было семейным, обучение – общественным. Выделялись основные направления образования: религиозное, гуманитарное, естественно- научное , техническое. В школах использовались задачники с решениями и ответами, словари. Классическая форма образования сложилась в античности. Это древнегреческие гимназии, лицеи, римские школы. В них изучали письмо, чтение, счет, риторику, философию. В 7-8 веках появились университеты. Основными формами обучения были чтение, разбор текста и диспут. Занятия велись по принципу «вопрос-ответ».
В 13 в. Создаются специальные профессиональные учебные заведения, технические и инженерные школы.12-19вв.- складывается педагогика,- отдельная отрасль научных знаний о воспитании и обучении.
В нашем обществе развитие системы образования проходило по тому же пути, что и в других странах, -от семьи к церкви и государству, с выделением образования в самостоятельную сферу общественной жизни в тесной связи с наукой.
Современная наука составляет важнейший компонент научно- технической революции (НТР) , её движущую силу.
НТР-это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.
Этапы НТР
50-е гг. XX- Начало НТР, появление самого термина.
60-70-е гг.- 1 этап. Автоматизация производственных процессов; появление ещё одного звена в машине, осуществление контроля за её работой.
С конца 70-ч гг.-2 этап. Компьютерная (микропроцессорная, информационная революция; успехи в электроники (размер, мощность, легкость, энергоёмкость, удешевление)
Что даёт наука и образование современному человеку?
Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться. Как известно, существует несколько ступеней образования: начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Каждый имеет право выбирать, что ему подходит, чего он хочет добиться… Но нуждаемся ли мы в образовании? Может быть, не стоит тратить столько сил и времени на изучении теории, сколько приходится просиживать современному молодому человеку за учебниками, пока он наконец-то приобретет диплом специальность в той или иной области.
В современном мире существует конкуренция, причем во всех сферах деятельности, образование –не исключение. Сейчас в престижные ВУЗы поступить нелегко, там проходит жесткий отбор абитуриентов. Это происходит в связи с желанием людей иметь высокооплачиваемую работу. А её может получить лишь специалист обладающий высокими профессиональными качествами, которые приобретает во время обучения в ВУЗе, а затем совершенствуется на практике.
В настоящее время очень многие люди в нашей стране имеют высшее образование, а значит, общий уровень образования россиян должен быть достаточно высок. Но так ли это? Статистика подтверждает, что уровень образования снижается. Пороги проходных баллов ЕГЭ по ряду предметов снижается, так как выпускники школ просто не могут выполнить задания на удовлетворительные оценки. Из этого следует вывод, что мы, молодое поколение, нуждаемся в образовании, причем нужно повышать его качество. А это возможно лишь тогда, когда школьники и студенты осознают личную ответственность за качество своих знаний. Ведь учёба- это нелегкий труд, поэтому, входя в класс или в студенческую аудиторию, всегда необходимо об этом помнить.
Но, несмотря на данные неутешительные факты, РФ является одной из самых образованных стран мира. Наше правительство заинтересовано в том, чтобы молодежь , которой предстоит Россию будущего, постоянно пополняла запас знаний невозможно идти в ногу со временем в полной мере овладеть всеми современными технологиями. Не секрет, что сейчас в мире идет информационная война, и кто быстрее овладеет информацией, тот и окажется победителем. Правительство создаёт все условия для образования молодого поколения. Образование всегда было одной из важнейших частей государственной политики, так как от его качества зависит будущее страны.
Наука также шагает в ногу со временем- сколько всего было создано (машины, компьютеры, телефоны, и это за последние 20-30 лет), какой прорыв в медицине и других областях. Это также должно демонстрироваться, и к этому надо привлекать талантливую молодежь.
Литература:
1.Зиневич Ю,А. Гуревич П.С. Широкова В.А. Философские науки.М. Гуманитарный, 2014г.
2.Пуанкаре А. О науке. Мю1983г.
3.Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М. 1988г.
Наука и образование | PhD в России
Реклама от Google
Роль науки в современном образовании
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности. Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования. Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.
Наука — это особая система знаний и вид деятельности, а также специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ). Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Классифицировать современные науки можно по предмету. Существуют естественно-технические науки, которые изучают всевозможные законы природы и способы ее преобразования и освоения. Также выделяют общественные науки, предметом изучения которых являются различные социальные явления. Предметом исследования гуманитарных наук является человек. В эту категорию входят и философские дисциплины, изучающие законы развития мышления человека, как общественного и природного существа.
Ценности науки и образования являются краеугольным камнями проекта Просвещения, уходящего своими корнями в древнегреческую парадигму пайдейи (др.-греч. παιδεία — воспитание детей; от παιδος — мальчик, подросток), а своей кроной и ветвями — в ведущие цивилизационные потоки постиндустриального общества.
Образование — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, меняя профессию, род занятий, мы всю жизнь пополняем и обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность. Чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося мира, необходимо пожизненное образование людей, «обучающееся общество».
Наука и образование в России
По ряду причин наука и образование в России уже перестали быть островками культуры. В них процессы деградации и разложения достигли того порога необратимости, за которым следует кризис с непредсказуемыми последствиями.
Реклама от Google
В России действуют более трех тысяч НИИ и десятки сотен крупных вузов, в том числе федеральных исследовательских университетов. В них работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.
Российские наука и образование начинают развиваться новыми темпами, на основе совершенно иного отношения государства к этим жизненно важным сферам деятельности. В российском госбюджета практически появились новые возможности финансирования развития науки, и это начинает чувствовать на себе отечественное научное сообщество.
©
Вместе с этим читают:
• Методология построение теорий
• Основы научных исследований
• Методология научного исследования
Leave A Comment