ЕГЭ. Экономика. Тема 1. Понятие экономики Экономика как наука |
Экономика. Это слово впервые употребил ещё до нашей эры древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-354 г. до н.э.). Так он назвал свою книгу о хозяйственной деятельности.
В переводе с греческого — это «искусство ведения домашнего хозяйства».
В активный оборот слово «экономика» вошло в 19 веке, благодаря экономистам У.Джевонсу и А.Маршаллу.
Сегодня слово употребляется в двух основных значениях: экономика как наука и как хозяйственная деятельность людей.
Экономика как наука
Экономика как наука изучает хозяйственную деятельность как в мировом и национальном масштабе (макроэкономика), так и деятельность отдельных хозяйственных субъектов (микроэкономика), использование разнообразных ресурсов для удовлетворения потребностей, отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.
Как отдельная наука экономика выделилась в 18 веке с появлением книги А.Смита «Богатство народов» в 1776г.
Понятие «экономика»- это общее название социальных наук, занимающихся изучением производства, распределения, и потребления товаров и услуг.
Экономические науки
Отраслевые экономические науки
- Экономика строительства
- Экономика сельского хозяйства
- Экономика промышленности и др.
Функциональные экономические науки
- Финансы
- Кредит
- Маркетинг и др.
Информационно-аналитические
- Статистика
- Бухгалтерский учёт
- Анализ и аудит и др.
Экономические науки на стыке с другими науками
- Экономическая география
- Экономическая история
- Демография
- Политэкономия и др.
Функции экономики как науки
- Познавательная — познание процессов и явлений экономической жизни
- Практическая – помогает развитию хозяйства, предлагая пути и методы решения тех или иных задач.
- Прогностическая – позволяет прогнозировать дальнейшее развитие процессов в экономике, рационально использовать ресурсы.
- Социальная — служит интересам всего общества, способствует повышению благосостояния людей.
- Мировоззренческая — формирует взгляды людей на роль экономической деятельности в жизни государства, о месте каждого человека в процессе общественного производства.
- Методологическая — открывая законы развития хозяйства, экономика даёт экономическим наукам методы изучения, то есть является своеобразным фундаментом, основой для изучения экономики.
- Идеологическая – способствует формированию в обществе идеологии, направленной на выражение коренных интересов людей, что служит важным стимулирующим фактором для экономической деятельности.
- Критическая— рассмотрение различных точек зрения, нахождение истины, доказательства несостоятельности или ценности суждений, мнений.
Методы экономики как науки
- Научная абстракция – то есть создание обобщённых понятий.
- Анализ и синтез — путём анализа хозяйственные процессы разделяются на отдельные и изучаются как единичные для получения обобщённых знаний.
- Индукция и дедукция – переход от изучения единичных, частных явлений и фактов в экономике к обобщениям и наоборот.
- Единство количественного и качественного анализа явлений и процессов
- Анализ общественной практики — проведение научного эксперимента с искусственным воссозданием явления с целью его изучения и другие методы.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Интересное обществознание/Что такое экономика? — Викиучебник
Основные понятия.[править]
Слово экономика имеет два значения. Во-первых, экономика или, другими словами, хозяйство — это способ организации деятельности людей по созданию благ, необходимых им для потребления. Во-вторых, экономика – это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. Название этой науки было дано греческим философом Аристотелем путём соединения двух слов: «эйкос» — хозяйство и «номос» — закон, так что «экономика» в буквальном переводе с греческого означает «законы хозяйства». :
В экономической жизни взаимодействуют три основных группы – семья, фирма и государство. Именно ради удовлетворения нужд человека и его семьи осуществляется хозяйственная деятельность фирм и государства. :[2]
В экономической науке существует два раздела – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика занимается исследованием следующих вопросов:
- Экономика семьи.
- Экономика фирмы.
- Экономика региона.
- Экономика рынков факторов производства, товаров и услуг.
Макроэкономика исследует общеэкономические процессы, влияющие не только на экономику семьи, фирмы, региона, рынок факторов производства, но и на экономическую жизнь страны в целом. :
Факторы производства.[править]
Факторы производства – это ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. Виды факторов производства:
- земля (ресурсы природы, вода, полезные ископаемые),
- капитал (специальные приспособления, орудия труда, инструменты, оборудование, станки, производственные помещения, дороги),
- предпринимательство.
Труд – это деятельность людей по производству экономических благ.
Экономические блага – это средства для удовлетворения человеческих потребностей. Примеры экономических благ: пища, одежда, обувь, жилище, средства передвижения, произведения искусства и т.д. При найме рабочей силы покупается право на использование трудовых услуг на протяжении определённого количества времени. Объём трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества рабочего времени, которое это население может отработать за год. Объём природных ресурсов можно измерить площадью земель того или иного назначения, объёмами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах. Объём капитала измеряют его суммарной денежной стоимостью. В любой стране доля людей, способных заниматься предпринимательством, не превышает 3-5%. :
Предприниматели должны быть наделены следующими способностями:
- Умением правильно оценить, какие новые товары можно предложить потребителю, какие новые выгодные технологии можно использовать при производстве товаров.
- Готовностью рисковать потерей своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект.
- Умением найти необходимые факторы производства для создания нужных обществу благ. :[5]
Социальный контроль в экономике.[править]
Любое производство требует создания малых групп и организаций людей. Но любая группа или организация построена на какой-то форме социального контроля. В истории экономики последовательно были применены четыре вида социального контроля. В первобытном обществе в экономике применялся нравственный контроль, при рабовладении – вооружённый (телесные наказания), при феодализме – административный, при капитализме – экономический. При социализме экономический контроль в области экономике был отменен государством, вместо этого экономические организации были построены на административном контроле с помощью системы государственного планирования и на вооружённом контроле в системе Гулага.
Вместо рыночной конкуренции при социализме была применена система государственного планирования и распределения товаров по карточкам и талонам. В результате произошёл регресс в области социального контроля в сфере экономики, что привело к исчезновению стимулов к труду и росту иждивенческих настроений. Отмена рынка (запрет экономических конфликтов) привёл к отсталости экономики по сравнению рыночной экономикой стран Запада, к падению конкурентоспособности продукции из-за её низкого качества, к тотальным дефицитам. В этом состоит причина кризисов социалистической командной экономики. Реформы, начатые при первом Президенте России Б.Н.Ельцине позволили вернуться в экономике к рынку и экономическим стимулам, хотя этот возврат и стоит стране немалых жертв.
Рыночная конкуренция как экономический конфликт[править]
Рыночная конкуренция – это экономический конфликт за право получения экономических ресурсов.
Примеры конкуренции:
- между наёмными работниками с разным уровнем квалификации и опыта работы за свободную вакансию;
- между фирмами, которые предлагают покупателю продукции различной цены и качества;
- между покупателями, например, на аукционе, которые пытаются купить один и тот же товар и предлагают более высокую цену за товар по сравнению с другими покупателями.
Таким образом, положительное значение конкуренции состоит в том, что она заставляет наёмного работника повышать свою квалификацию, частную фирму – снижать себестоимость и повышать качество продукции, покупателя – повышать свои доходы и предлагать наивысшую цену за товар. После введения рыночных цен в 1991 г. российские фирмы были в шоке от конкуренции со стороны иностранных производителей, но затем научились производить товары не хуже этих иностранных производителей. По качеству российские товары лучше китайских, а по цене – дешевле европейских и американских. От этого соотношения выиграли российские потребители и производители.
Проблема ограниченности природных и других ресурсов.[править]
Буровая платформа в Северном море Одна из самых крупных по выработке российская ГЭС — Братская ГЭС Оросительный каналОбъем потребностей всегда превышает объём экономических благ. Но на производство этих благ нужно потратить некоторое количество природных ресурсов – полезных ископаемых, земли, электроэнергии, нефти, газа, пресной воды и т.д. Таким образом, для удовлетворения всех потребностей человека обществу всегда не хватает природных ресурсов. Чтобы увеличить количество этих ресурсов, человечеству приходится искать новые месторождения полезных ископаемых, например месторождения нефти и газа на дне моря, месторождения сланцевой нефти и газа, и сокращать их расход на единицу продукции, строить гидроэлектростанции, искать новые источники энергии (например, строить термоядерные станции), осваивать целинные земли, строить ирригационные системы, использовать пищевые ресурсы мирового океана и т. д. Большинство войн произошло из-за споров за обладание природными ресурсами – землёй, золотом, нефтью и т.д.
Количество трудовых ресурсов в стране тоже ограничено. Эту ограниченность можно ослабить за счёт приглашения рабочей силы из-за рубежа, но этот шаг порождает новые острые проблемы. Например, так поступали многие европейские страны в 60-70 гг. 20 века.:[6] Французы пригласили граждан из своих бывших колоний — из северной Африки, а немцы – турок, в результате потомки тех мусульман сегодня предпочитают жить на пособие по безработице и иметь большую семью, устраивать бунты и погромы в Париже, а албанцы вообще выгнали коренных жителей – сербов — из края Косово.
Право собственности.[править]
Ограниченность ресурсов привела к тому, что люди стали закреплять ресурсы в собственность. Другие люди должны уважать право частной собственности. Любая попытка незаконно завладеть чужими ресурсами (кража, мошенничество, грабёж, разбой, вымогательство и т. д.) должна пресекаться правоохранительными органами. Владелец ресурсов может предоставить их в пользование за плату или использовать их самостоятельно ради получения прибыли.
Прибыль – это превышение суммы доходов от продаж товаров над суммой затрат на производство этих товаров.
Стоимость – это денежная сумма, которая уплачена или получена при покупке или продаже товара.
Когда владелец ресурсов выбирает блага, на производство которых он решает потратить свои ресурсы, то он теряет возможность произвести другие блага. Например, при советской власти большая часть ресурсов страны тратилась на производство оружия для защиты от внешнего врага, а для производства продовольствия и одежды ресурсов не хватало, в результате советский режим рухнул из-за постоянного дефицита продовольствия и одежды и порожденного этим недовольства большей части населения своей жизннью..
Производительность труда – это количество благ, производимых за единицу времени (за смену, месяц, год).
Производительность в натуральном хозяйстве ниже производительности в условиях существования специализации и торговли. Это заставило людей сделать обмен товарами регулярным, а не случайным занятием и превратить блага в товары и услуги.
Товар – это предмет для обмена на другие товары.
Услуги – это трудовая деятельность на основе найма или в обмен на товар.
Торговля – это добровольный обмен товаров и услуг на деньги в форме купли-продажи.
Если человек способен производить какой-то вид товара или услуги лучше других, то ему выгодно только этим и заниматься, обменивая свой товар или свои услуги на товары других товаропроизводителей. Умение обмениваться товарами отличает человека от других животных, как сказал шотландский экономист Адам Смит: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой».
Право частной собственности позволяет владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решение о том, как их использовать, и в зависимости от удачности этого решения получать прибыль или терпеть убытки, получать новые ресурсы или терять собственные. Рынок на деле определяет степень успеха той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину прибыли, которую приносит собственность её владельцам, диктует пропорции распределения ресурсов между сферами их расходования. Рынок заставляет каждого продавца думать об интересах покупателя — о качестве и максимально возможном снижении цены за товар, но и покупатель должен думать об интересах продавца и сможет получить товар только после уплаты сложившейся на рынке цены за товар. Рынок является самым удачным, хотя тоже не лишенным недостатков, способом распределения ресурсов по сравнению, например, с государственным распределением по талонам и карточкам. :[7]
Разделение труда.[править]
Разделение труда возникло всего лишь 12 тыс. лет тому назад, когда возникло земледелие, что позволило человеку отказаться от кочевого образа жизни и построить свой дом. Именно тогда произошло первое разделение труда на охотников, земледельцев и скотоводов. Затем произошло второе разделение труда – возникло ремесло и торговля. Дело в том, что возникновение разделения труда вызвало необходимость обмена товарами, иными словами, возникновение специализации вызвало необходимость торговли. Натуральное хозяйство – это экономика без обмена товарами и без торговли по принципу: сам вырастил, а затем сам и съел. Современная специализация привела к возникновению многих тысяч профессий. Чтобы их освоить, нужно пройти долгий курс обучения особым навыкам и приёмам труда, нужно иметь особые склонности для освоения данной профессии.
В чём состоит значение специализации?
- Она позволяет каждому человеку раскрыть свои способности, позволяет самореализоваться, получить богатство, престиж или власть, а значит добиться личного счастья.
- Специализация позволяет повысить качество производимой продукции, снизить затраты рабочего времени и стоимость товара, повысить производительность труда.. :[8]
Главные вопросы экономики:[править]
- Что и в каком количестве производить? Какие товары и услуги?
- Как производить? С помощью какой техники и технологии?
- Каким образом распределять произведённые товары?
В истории человечества третий вопрос решался с помощью следующих принципов:
- «Право сильного», когда товар получает тот, кто имеет оружие или деньги, как говорится «Кто сильный, тот и прав».
- «Принцип уравнительности», когда товары получают все поровну, например, по талонам. При этом исчезают стимулы к труду и наступает экономическая разруха.
- «Принцип очереди», когда товар достаётся тому, кто раньше занял место в очереди, при этом тоже исчезают стимулы к труду. И в этом варианте стимулы к труду тоже исчезают – важнее вовремя успеть в очередь.
Эти вопросы в командно-административной экономике решают центральные министерства, например Госплан, и решают плохо, что порождает постоянный дефицит (недостаток) отдельных товаров. В рыночной экономике эти вопросы решает рынок и решает значительно лучше. :[9]
Краткая история экономики[править]
Хижины пигмеев, которые занимаются только охотой и собирательством. Кочевник-туарег Земледелие. Использование в качестве тягловой силы лошадей Ремесло. Кузнец за работой Овощной рынок, Václav Malý сборочный конвейер на заводе Форда в Детройте, 1923 год.В 10 в. до н.э. произошла неолитическая революция в истории человечества, когда возникло земледелие, скотоводство и ремесло. Неолит – это конец каменного века. До этого момента люди добывали продовольствие только с помощью собирательства, охоты и рыбной ловли. Эта технологическая революция привела к переходу от присваивающего хозяйства к производящему . Сначала экономика была натуральной. Затем был изобретён обмен товарами. Сначала это был натуральный обмен (бартер), например, обмен зерна на скот между земледельцами и скотоводами. Затем были изобретены деньги, как средство обмена. При натуральном хозяйстве человек должен был иметь универсальные способности, он должен был уметь выращивать хлеб и скот, изготавливать нехитрые орудия труда и одежду, заниматься охотой и рыболовством.
Изобретение обмена товарами привело к возникновению разделения труда, большого количества узких специальностей. Например, средневековый ремесленник изготавливал товар с начала до конца. Изобретение мануфактур было построено на применении разделения труда, когда, например, при производстве сапог один рабочий выделывал шкуры животных, второй вырезал подошву, третий вырезал голенище, четвёртый шил сапог из готовых заготовок подошвы, голенища и т.д. Узкая специализация рабочих на мануфактуре позволяла увеличить скорость и количество произведенных товаров, что позволило снизить стоимость единичного товара. Мануфактуры были построены на ручном труде без использования станков и парового двигателя, которые были применены только на фабрике.
В начале 20 в. на чикагских бойнях, а затем на автомобильных заводах Генри Форда был изобретён и усовершенствован конвейер. Без конвейера рабочий тратил на сборку магнето 20 мин, а на конвейере – 5 мин, что повысило производительность труда в 4 раза. Время на сборку ходовой части автомобиля удалось сократить с помощью конвейера с 12,5 час до 1,55 час, что повысило производительность труда в 8,1 раз. Это позволило Форду понизить стоимость автомобилей и захватить рынок, его конкуренты были вынуждены тоже ввести конвейер. Сущность изобретения конвейера состоит в том, что разделение труда между рабочими достигает своего апогея, когда процесс сборки автомобиля разбит на самые мелкие операции, выполняемые разными рабочими. Раньше одна бригада рабочих вместе выполняла процесс сборки автомобиля с начала и до конца. По такому принципу до недавнего времени собирали автомобили марки Роллс-ройс, из-за этого автомобили этой марки были супердорогими, но имели очень высокое качество сборки. На конвейере в начале сборки к цепи или на резиновую ленту-транспортёр крепится автомобильная рама, цепь перемещает эту раму от одного поста к другому, на каждом посту рабочие прикрепляют к раме какой-нибудь узел – двигатель, колёса или кузов.
Рабочие вынуждены выполнять свою работу на конвейере очень быстро и шлифовать свои движения до автоматизма, т.к. около них стоит инженер с секундомером и измеряет время, необходимое для выполнения каждой операции. Инженер вправе уволить тех рабочих, которые работают медленнее, чем другие. Эта система получила название «потогонной». Однообразие и монотонность труда вызвало протесты рабочих. Чтобы хоть как-то удовлетворить эти требования, их стали периодически переводить с одного поста на другой, чтобы они имели возможность время от времени менять операции. Кардинальное решение этой проблемы – это замена на конвейере рабочих на роботов, которые не устраивают забастовок и пьянок на рабочем месте, не требуют отдыха.
Сначала человек использовал ручные орудия труда. Затем он изобрёл машины, использующие энергию мускульной силы домашних животных, ветра и падающей воды (колесо и повозка, плуг, парус, ветряная мельница, мельничное колесо). Первая промышленная революция произошла в Англии в 19 в., где были изобретены паровой двигатель (использующий энергию горения каменного угля) и станки. Затем в 20 веке в Западной Европе и США были изобретены автоматические системы, компьютер и роботы, которые позволили поручить машине задачу управления производством товаров вместо человека. Эти изобретения стали основой для второй промышленной революции.
Вопросы для размышления.
- Назовите несколько видов самых дорогих и редких ресурсов.
- Погоня за обладанием, какими ресурсами заставила португальцев и испанцев делать Великие географические открытия – открыть морской путь в Индию и Америку?
- Назовите отдельные недостатки производства автомобилей с помощью конвейера.
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 14. §1. Что такое экономика?. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 15-16. §1. Что такое экономика?. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 16-17. §1. Что такое экономика?. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 18-19. §2 Основы хозяйственной жизни человечества.. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 19. §2 Основы хозяйственной жизни человечества.. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 27-31. §3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 31-34. §3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 20-21. §2 Основы хозяйственной жизни человечества.. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
- ↑ Липсиц И. В. Экономика: В 2 книгах. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. 7-е издание, доработанное. Книга 1.. — М.: Вита-Пресс, 2002. — С. 34-37. §4. Главные вопросы экономики.. — ISBN 5-7755-0355-4 (Том 1).
2.1 Экономика и экономическая наука. » Социалтьюторс
Три главных вопроса экономики:
– что производить?
– как производить?
– для кого производить?
Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.
Экономика— наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Функции экономики как науки:
1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).
2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).
3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).
Субъекты экономики:
– семьи;
– фирмы;
– государства.
В зависимости от объекта исследования экономику разделяют на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику (мегаэкономику).
Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
Задачи экономической науки:
- поиск путей эффективного ведения хозяйства;
- поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.
Что изучает экономическая наука?
— экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.
Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.
Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.
К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.
Отличия:
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, ВВП, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют
Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.
Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.
Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.
К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы
человеческие ресурсы
капитал (деньги и средства производства)
Потребность— это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.
– исчерпаемость природных ресурсов;
– труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
количеством рабочего времени;
– капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
менения, выбытием по мере износа, использования.
Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.
Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.
Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.
Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.
Понятие «общественное воспроизводство»
Основные модели общественного воспроизводства:
– модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
– модель общественного воспроизводства К. Маркса.
Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
– простое;
– расширенное;
– суженное.
Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
– интенсивное;
– экстенсивное;
– смешанное
Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.
Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.
Сферы экономической деятельности:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.
1. Производство– процесс создания экономических благ и услуг.
Блага — это всё, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей.
Они делятся на:
- неэкономические (даровые блага) (например, солнечный свет, ветер) обычно носят природный характер, их не требуется производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей.
- экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затрат различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределенияэкономических благ.
- общественные блага
Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.
Признаки товара:
- предназначен для обмена;
- обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
- полезность — способен удовлетворять потребность человека;
- обладает способностью обмениваться на другой товар.
2. Распределение— определение доли каждого фактора, участвующего в производстве товара или услуги в произведённом продукте или доходе от его продажи.
3. Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества. Оно является главным стимулом развития производства.
4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.
Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон.
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).
Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
учение физиократов.
Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).
У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».
Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.
Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.
А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.
Мыслитель и общественный деятель К. Маркс стал основоположником теории «марксизма». Согласно Марксу, труд является единственным источником богатства. Развивая идеи трудовой теории стоимости, Маркс полагал, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности.
Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы – социализма. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма.
Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.
С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.
ЕГЭ по обществознанию — Экономика
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Экономика».
2.1 Экономика и экономическая наука
Основные понятия: экономика, производство, материальное производство, нематериальное производство, распределение, обмен, потребление, экономические блага, товар, услуга, макроэкономика, микроэкономика
2.2 Факторы производства и факторные доходы
Основные понятия: факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательство (предпринимательские способности), факторные доходы, заработная плата, рента, процент, прибыль
2.3 Экономические системы
Основные понятия: экономическая система, традиционная экономическая система, централизованная (командная) экономическая система, рыночная экономическая система, смешанная экономическая система
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Основные понятия: рынок, функции рынка, виды рынков, конкуренция, монополия, олигополия, цена, равновесная цена, спрос, величина спроса, цена спроса, закон спроса, предложение, величина предложения, цена предложения, закон предложения, нерегулируемое предложение, нерегулируемый спрос, нерегулируемая цена
2.5 Постоянные и переменные затраты
Основные понятия: затраты, постоянные затраты, переменные затраты, амортизация
2.6 Финансовые институты. Банковская система
Основные понятия: финансы, финансовый институт, банк, страховая компания, инвестиционная компания, пенсионный фонд, фондовая биржа, межгосударственный финансово-кредитный институт, банковская система, Центральный банк, коммерческие банки, банковские операции, кредит
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
Основные понятия: финансирование, источники финансирования, амортизация, банковский кредит, инвестиции
2.8 Ценные бумаги
Основные понятия: ценная бумага, акция, облигация, вексель, фондовая биржа, функции фондовой биржи
2.9 Рынок труда. Безработица
Основные понятия: рынок труда, рабочая сила, спрос на труд, предложение труда, безработица, безработный, структурная безработица, фрикционная безработица, циклическая безработица, естественный уровень безработицы, формы безработицы, последствия безработицы
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
Основные понятия: инфляция, основные источники инфляции, инфляция спроса, инфляция предложения (издержек), открытая инфляция, скрытая (подавленная) инфляция, умеренная (ползучая) инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция, последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
Основные понятия: экономический рост, экстенсивный путь, интенсивный путь, экономическое развитие, валовой внутренний продукт (ВВП), номинальный ВВП, реальный ВВП
2.12 Роль государства в экономике
Основные понятия: экономическая политика государства, экономические функции государства, стабилизационное направление государственной экономической политики, структурное направление государственной экономической политики, общественные блага, внешние эффекты, прямое государственное регулирование экономики, косвенное государственное регулирование экономики, денежно-кредитная (монетарная) политика, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2.13 Налоги
Основные понятия: налоги, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, основные принципы налогообложения, функции налогов
2.14 Государственный бюджет
Основные понятия: государственный бюджет, доходная часть государственного бюджета, расходная часть государственного бюджета, источники государственного бюджета, сбалансированный бюджет, бюджетный дефицит, профицит бюджета
2.15 Мировая экономика
Основные понятия: мировая экономика, международное разделение труда, международная специализация, международные экономические отношения, экспорт, импорт, сальдо, протекционизм, свободная торговля, таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенный союз, эмбарго, квота, экономическая интеграция, преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, общий рынок, экономический союз, валютный союз
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Основные понятия: потребитель, рациональное поведение потребителя, доход потребителя, номинальный доход потребителя, реальный доход потребителя, потребительские расходы, уровень жизни, качество жизни, производитель, рациональное поведение производителя
Общество и экономика
Общество и экономика – это институты, которые неразрывно связаны. Существование современного общества невозможно без определенной экономической концепции, учитывающей возникающие в последнем тенденции.
Потребности человека
Человек, как и любое другое существо, обладает потребностями. Их природа имеет разный характер: некоторые из них взывают к необходимости общения и контактов с другими людьми, некоторые связаны с саморазвитием и реализацией человека, некоторые имеют более простую природу и связаны с необходимостью поддержания личной гигиены, питанием и потреблением воды, чувством безопасности и пр. Эти потребности, по большей части, носят нематериальный характер. Однако, существует также большая группа потребностей, связанных с миром материальных вещей. В них, по сути, и скрыта роль экономики в обществе – удовлетворение материальных потребностей человека.
Блага, как инструмент удовлетворения потребностей
Несмотря на то, что человечество имеет более чем многовековую историю существования, аксиома о необходимости удовлетворения тех или иных потребностей остается неизменной. Пожалуй, меняются лишь инструменты, которые используются в этом процессе. Их можно назвать словом «благо». В простом понимании, этот термин охватывает все то, что сам человек считает полезным для себя.
Итак, желая обеспечить себя всем необходимым для нормальной и комфортной жизни, человек стремится получить те или иные материальные или нематериальные блага. В принципе, выше уже были указаны некоторые из них, такие как общение, самореализация и прочие. Если же речь идет именно о материальных благах, то имеются ввиду, в первую очередь, вещи первой необходимости, например, одежда, жилье, еда. Экономика и развитие общества обусловили модернизацию и усовершенствование материальных благ, и, если раньше человек мог покрасоваться перед своими собратьями ожерельем из ушей своих врагов, теперь для этого есть машины, роскошные особняки и украшения из драгоценных материалов. Природа явления осталась, по сути, той же: человек стремится визуализировать свой статус в обществе и показать, тем самым, свое превосходство. Изменились лишь атрибуты.
Главная проблема экономики
Выяснив, что человек имеет определенные потребности, для удовлетворения которых он использует блага, мы подбираемся к очевидному выводу. Экономика в жизни общества выполняет обеспечивающую функцию, отвечая на вопрос, какие блага необходимо создавать, тем самым, удовлетворяя человеческие желания и потребности. Но ведь для создания чего-либо требуются материалы и человеческие ресурсы. Это можно считать главной проблемой экономики и, в то же время, причиной ее существования.
Экономика современного общества, как и былого, пытается разрешить ключевую проблему, а именно, как правильно распределить ресурсы, чтобы произвести необходимое человечеству количество благ. Ведь, как мы можем знать из учебников по природоведению, не все ресурсы нашей планеты являются неисчерпаемыми. Конечно, солнце неизменно продолжает светить, а ветер – дуть, и так будет, если не всегда, то очень продолжительное время. Эти два ресурса можно считать неисчерпаемыми. Однако, есть и другая группа, ресурсы исчерпаемые. Они, в свою очередь, делятся на возобновляемые (представлены растительным и животным миром), не полностью возобновляемые (ресурсы, скорость потребления которых превышает скорость их восстановления) и не возобновляемые (минеральные, земельные, ископаемые ресурсы).
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу
С начала и до середины 20 в., в обществе просматривалась тенденция развития индустриальных направлений экономики. Большое распространение получила тяжелая металлургия, повальная вырубка лесов и старательный бум на шахтах и приисках. Однако, практически сразу начали всплывать те или иные проблемы общепланетарных масштабов. Загрязнение воздуха, вымирание отдельных видов флоры и фауны подняли вопрос об установлении определенного контроля за использованием природных ресурсов. Стало очевидно, что такая безответственная и наглая эксплуатация может всего через несколько сотен лет привести к полному истощению жизненно-важных материалов и ресурсов. Поэтому, экономический вектор ближе к концу 20 в. изменился, и общество старается перейти к постиндустриальной модели, в рамках которой на первый план выйдет непроизводственный сектор экономики.
Общество и экономика в государстве
Очевидно, что соблюдение какой-либо конкретной поведенческой модели требует жесточайшего контроля и надзора. В этом аспекте, очевидна связь экономики с государством. Последнее берет на себя функцию управляющего органа, стараясь урегулировать экономические отношения, учтя при этом потребности общества, живущего в данном государстве. Для этого, оно создает контролирующие органы и издает нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в этой сфере. Не стоит забывать, что самому государству выгодно поддержание экономики на должном уровне, ведь оно способно существовать только благодаря финансовой и политической поддержки общества.
Благодаря вышесказанному, можно понять, что такое экономика и ее роль в жизни общества. Обрисованная между ними взаимосвязь, как и с институтом государства, говорит о том, что человечеству просто необходимо находить правильный баланс, учитывая конечность большинства ресурсов нашей планеты. Можно сделать вывод, что, на данный момент, общество потребляет слишком большое количество благ и ресурсов. Это не так обязательно, ведь человеку не очень сложно обойтись без дорогостоящих телефонов и машин. Зато, намного сложнее ему придется без чистого воздуха и воды. А многие ученые трубят вовсю о том, что наша планета вот-вот окажется на грани техногенной катастрофы, если только человечество не сможет поумерить свои аппетиты. Хочется верить, что это все-таки произойдет, и мы сможем найти гармонию с собой и природой.
Экономика как наука и как хозяйство. Экономическая теория
Понятие экономика имеет два определения. С одной стороны, это сфера жизни, связанная с производством материальных благ. С другой стороны — наука, которая изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.
1. Экономика как система хозяйствования включает отрасли материального производства и нематериальные сферы, которые обеспечивают общество материальными и нематериальными благами.
Материальное производство — это промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п. Нематериальная сфера экономики — это образование, культура, здравоохранение и т.п.
2. Экономика как наука изучает производственно-хозяйственные отношения. Она исследует, каким образом люди в условиях ограниченность ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Три основных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? От того, каким образом общество отвечает на эти вопросы, зависит тип экономической системы в данном обществе.
Слово экономика происходит от древнегреческого οἰκονόμος — правила ведения домашнего хозяйства.
Экономическая теория. Экономика как наука
Экономика — общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей.
Экономика как наука — совокупность конкретных экономических дисциплин. В нее входят фундаментальные и прикладные дисциплины: экономика промышленности и сельского хозяйства, экономика труда, экономическая статистика и математика, финансы и кредит.
Синонимы экономики как теоретической науки — экономическая теория или экономикс.
Основная задача экономики — поиск путей эффективного ведения хозяйства и поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности. Для этого наука стремится объяснить события экономической жизни с помощью специальных моделей, отражающих реальную экономику.
Предмет исследования экономики — экономические отношения, связи и взаимозависимости, а также поведение человека в вопросах хозяйственной жизни.
Особенность экономической теории — акцент на функциональных, а не на причинно-следственных связях.
Экономика — одна из наиболее точных общественных наук, она широко использует математический аппарат, количественные методы исследования.
Функции экономической теории
Познавательная функция — исследование и объяснение сущности и результатов экономических процессов. Экономическая теория позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между явлениями, определяет свойства субъектов экономики.
Методологическая функция — определение методов работы и закономерностей экономического развития. Экономическая теория служит основой для таких дисциплин, как маркетинг, статистика, менеджмент.
Практическая функция — использование результатов теоретического анализа в моделировании и выработке экономической политики. Экономическая теория дает рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП, рационализации хозяйства.
Прогностическая функция — на основе анализа экономических явлений и процессов наука позволяет разрабатывать направления перспективного развития, предсказывать экономические кризисы и т.п.
Образовательная функция — предоставление человеку системных знаний об экономике и ее перспективах. Позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.
Идеологическая — обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества и государства.
Экономические учения и школы
Экономика как самостоятельная наука выделилась из философии в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
В современной экономической теории выделяют целый ряд школ и направлений: монетаризм, марксистскую политэкономию, кейнсианство, австрийскую школу, поведенческую экономику, нейроэкономику и т.п.
Макроэкономика и микроэкономика
В современной экономической теории выделяются макроэкономика и микроэкономика.
Макроэкономика — это наука о хозяйстве в целом, на уровне страны и мира. Макроэкономика изучает темпы роста экономики, ВВП, объемы производства, совокупный доход.
В макроэкономике действуют три субъекта: домохозяйство, фирма и государство.
Макроэкономика занимается проблемами повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы, кризисов.
Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.
Микроэкономика — это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях.
Микроэкономика исследует причинно-следственные и функциональные связи, влияющие на принятие решений людьми, фирмами, предприятиями.
В микроэкономике действуют два субъекта: фирма и домохозяйство.
Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены, изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.
Микроэкономика стремится к динамике и росту, подчиняется принципу рыночной целесообразности.
ЕГЭ. Экономика. Тема 3. Экономические и общественные блага Экономические потребности
Блага – это всё, что удовлетворяет потребности человека, приносит пользу людям.
Виды благ:
- Экономические (нефть, газ и пр., их запасы ограничены)
- Неэкономические (к ним имеется свободный доступ всех людей — воздух, солнце)
- Общественные (они предоставляются населению на безвозмездной основе, за счёт средств государства, например, образование, здравоохранение, дороги, мосты, уличное освещение и пр.)
Признаки общественных благ:
- Отсутствие конкуренции в их потреблении, то есть ими могут пользоваться все, от этого они не теряют своих качеств и свойств (например, любой может любоваться городским фонтаном)
- Неделимость, то есть человек не может ими пользоваться по своему усмотрению, делить благо на части ( например включать или выключать уличное освещение).
- Нерыночный характер стоимости благ, за них платит государство.
- Всеобщий и неисключаемый характер благ (то есть их нельзя запретить использовать какой- то группе населения, ими пользуются все, например, газоны, фонтаны, парки).
Виды общественных благ по масштабу распространения:
- Общегосударственные – они распространяются по всей территории государства: ФСБ, деятельность федеральных органов власти и т.д.
- Местные – они доступны только части населения страны: городские парки. Городское освещение и др.
Виды общественных благ по степени доступности:
- Исключаемые — этими благами можно пользоваться лишь при определённых условиях. Например, в театр могут пойти любые люди, но для этого нужно заплатить за билет.
- Неисключаемые – их использование ничем не ограничено, например те же городские парки.
Таким образом, за основную часть общественных благ платит государство, а для этого оно взимает налоги с населения.
Виды общественных благ на основании территориальных границ:
- Международные – они доступны всем людям, независимо от того, в каком государстве они живут, например, мероприятия на улучшение экологической обстановки, международная валютная система и др.
- Национальные – они производятся и используются в рамках конкретного государства, например, армия, флот, деятельность правоохранительных органов.
- Местные – уровень их производства и использования — местный, например, уборка мусора, концерты, театры и др.
Виды благ по характеру потребления
- Общественные — доступны любому человеку , ими пользуются все члены общества.
- Индивидуальные – направлены на удовлетворение потребностей конкретного человека.
Экономические блага
Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, способные удовлетворять экономические потребности человека.
Виды экономических благ по времени использования:
- долговременные— предназначены для использования длительное время, не один раз (автомобиль, книги, различного рода кухонная техника и т.д.)
- недолговременные – они предназначены для разового потребления (хлеб, молоко, рыба, спички и т.п.).
Виды экономических благ по периоду использования
- настоящие (используются в данный период времени)
- будущие (будут использоваться в будущем, например, строящийся дом)
Виды экономических благ по характеру их использования
- Прямые — могут прямо и непосредственно удовлетворить человеческие потребности – это предметы потребления.
- Косвенные — используются для производства будущих предметов потребления – это средствами производства.
В обществе люди испытывают, прежде всего, потребность в продуктах первой необходимости.
Блага служат для удовлетворения экономических потребностей.
Экономические потребности — то мотивы, то, что побуждает к экономической (производственной) деятельности.
Виды экономических потребностей:
- первичные (то есть в первую очередь необходимые для жизни человека) — потребности в пище, одежде, жилье и т.д. Данные потребности не могут быть заменены одна другой, нельзя потребность в пище заменить потребностью в одежде.
- вторичные (это потребности, которые удовлетворяются после первичных, в принципе, без них человек сможет жить ), например, потребности досуга (занятия музыкой, рисованием, спортом , искусством, различные путешествия, хобби и т.д.) Данные потребности можно заменить одну другой (например, вместо цирка пойти в театр)
По закону Эрнеста Энгеля ( это прусский статистик 19 века)- с ростом дохода постепенно уменьшаются расходы на покупку продуктов питания и увеличиваются на приобретение других товаров и услуг.
Подробно об экономических потребностях читайте ЗДЕСЬ.
Таким образом, вся экономическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, а удовлетворяют эти потребности — общественные и экономические блага.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Экономика
Что это такое
Экономическая дисциплина является ключом к пониманию и анализу экономики и ее составляющих. В последние десятилетия эта роль была усилена за счет внедрения математических, статистических и вычислительных методов в предмет экономики. Тщательный анализ, эмпирическая проверка экономических гипотез и вклад в бизнес и государственную политику были основными столпами, на которых строилась репутация дисциплины.
Учебная программа бакалавриата, предлагаемая Департаментом экономики, основана на сильном ядре теоретического анализа и эмпирических методов экономики и охватывает широкий спектр специализированных подразделов дисциплины. Департамент подчеркивает важность сильной учебной программы и хорошего преподавания. Основная задача кафедры — готовить выпускников, которые будут отвечать разнообразным потребностям и требованиям всех секторов национальной экономики и за ее пределами. Его цель — привить студентам важные передаваемые навыки для непрерывного обучения и трудоустройства.
Департамент экономики имеет репутацию одного из крупнейших и ведущих департаментов экономики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Области исследований преподавателей охватывают широкий спектр экономических областей, особенно в основных областях микроэкономики, макроэкономики и эконометрики, а также в таких конкретных областях, как теория игр и организация производства, экономика труда, образование, финансовая экономика и рост. теория и развитие с особым упором на Азию.Признание вкладов факультета, в частности, приняло форму редакции; избрание в члены научных обществ; приглашения на научные конференции; и консультации с международными организациями и правительствами Сингапура и других стран АСЕАН. Из-за размера и разнообразия преподавательского состава и диапазона его учебных программ студенты могут специализироваться практически в любой области, представляющей интерес в экономике.
Уникальные программы
Помимо хорошо структурированных основных и дополнительных программ по экономике, Департамент также приступил к реализации нескольких совместных программ бакалавриата.Совместная программа с отличием Австралийского национального университета и Национального университета США по актуарным исследованиям и экономике, двойная диплом с отличием по экономике и праву и двойная диплом по экономике и инженерии являются первыми из таких совместных программ.
Карьерные перспективы
Выпускникам факультета не составляет труда найти хорошую работу как в государственном, так и в частном секторе. Экономическая дисциплина является ключом к пониманию роли и стимулов в поведении человека в обществе.Таким образом, изучение экономики дает студенту полезные передаваемые навыки, такие как решение проблем, эффективное письмо, основные эмпирические навыки и знания о ключевых экономических институтах.
Существует высокий спрос на экономистов в государственном и частном секторе, и наши выпускники обычно работают в банках, финансовых учреждениях и службах безопасности, коммерческих предприятиях, средствах массовой информации и различных других коммерческих организациях.
,Экономика — это наука? — Econlib
Введение
Все признают, что физика — это наука. Все также признают, что экономика — «социальная наука» — это как-то не совсем то же самое, что физика в своей способности быть научным. Но что такое , — наука и чем отличается экономика? На первый взгляд, наука — это способ мышления, при котором упор делается на выдвижение основных гипотез, а затем на проведение контролируемых экспериментов, цель которых — с абсолютным облегчением различить, верна каждая гипотеза или нет.Ясно, что экономисты обычно не могут проводить контролируемые эксперименты в лаборатории. Экономисты часто застревают в использовании исторических данных или данных из разных стран, чтобы выявить то, что может просто предполагать результат. Политические точки зрения и повседневный язык, используемый в экономике, делают беспристрастные утверждения или интерпретацию результатов или понимание идей неточными и легко неверно истолкованными. В определенном смысле экономика — это наука, а в других — нет.
Однако, на первый взгляд, даже самые фундаментальные научные аспекты физики сложнее идеала.Физические эксперименты в реальной жизни не всегда можно поставить для проверки ключевых гипотез. Экспериментальные результаты в физике никогда не бывают окончательными и могут быть оспорены даже спустя столетия после того, как факт. Идеал создания гипотезы физики до рассмотрения доказательств часто является скорее искусством, чем описывается в учебниках физики.
В чем экономика похожа на идеализированную науку? в отличие от идеализированной науки? Делает ли математическое моделирование экономику ближе к науке, чем, скажем, психологию? Как экономисты могут сдерживать свои собственные предубеждения — а должны ли они ? Есть ли идеи, с которыми согласны все экономисты? Могут ли разногласия предположить, что экономика — это увлекательная жизнеспособная академическая дисциплина или постоянно неразрешимый спор?
Определения и основы
Лайонел Роббинс, биография, из Краткой экономической энциклопедии
Самой известной книгой Роббинса была книга «Очерк природы и значения экономической науки» , одна из лучших произведений прозы по экономике.Эта книга содержит три основные мысли. Во-первых, это знаменитое всеобъемлющее определение экономики Роббинса, которое до сих пор используется для определения предмета: «Экономика — это наука , которая изучает поведение человека как взаимосвязь между заданными целями и редкими средствами, имеющими альтернативное применение»…
Розенберг о природе экономики, подкаст EconTalk. 26 сентября 2011г.
Алекс Розенберг из Университета Дьюка беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о научной природе экономики.Розенберг, философ науки, говорит о том, является ли экономика наукой. Он анализирует изменения в экономике за последние 25 лет — рост экспериментальной экономики и поведенческой экономики — и утверждает, что экономика стала более научной и что экономисты стали лучше осознавать недостатки экономической теории. Но он также утверждает, что экономика не может делать точных прогнозов о последствиях различных изменений в политике и поведении. Беседа завершается обсуждением роли, которую философия науки может сыграть в эволюции экономики …
В новостях и примерах
Дайан Койл о душевной науке, подкаст EconTalk.
Дайан Койл разговаривает с ведущим Рассом Робертсом об идеях, изложенных в ее новой книге Душевная наука: что на самом деле делают экономисты и почему это важно. Обсуждение начинается с вопроса о проблемах измерения роста и того, что экономисты узнали и еще не узнали о том, почему одни страны растут быстрее, чем другие, а некоторые вообще не растут. Последующие темы включают исследование счастья, политику и экономику неравенства, роль математики в экономике и области политики, в которые экономика внесла наибольший вклад….
Хендерсон о неприятных экономистах. Подкаст EconTalk, 30 июля 2007 г.
Дэвид Хендерсон, редактор «Краткой энциклопедии экономики » и научный сотрудник Стэнфордского института Гувера, беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о том, когда и почему экономисты расходятся во мнениях. Гарри Трумэн мечтал об одноруком экономисте, готовом пойти на уступки и занять однозначную позицию, не добавляя «с другой стороны…». Точка зрения Трумэна часто находит отражение в мнении общественности о том, что экономическое знание по своей сути неоднозначно и что экономисты никогда ни в чем не соглашаются.Хендерсон утверждает, что эта точка зрения ошибочна — между экономистами существует существенное согласие по многим научным вопросам, — в то время как Робертс задается вопросом, не претерпевает ли этот консенсус какой-то крайности. В ходе беседы подчеркиваются проблемы, с которыми сталкивается обычный человек, пытаясь понять, когда и чему верить, когда экономисты занимают политические позиции, основанные на исследованиях. Это предвзятость или наука?
Предвзятость подтверждения: взгляд философа на политическую предвзятость Youtube. Видео LearnLiberty.
Крис Фрейман, профессор философии Колледжа Уильяма и Мэри, описывает феномен «предвзятости подтверждения»: как люди ищут доказательства, чтобы подтвердить свои существующие убеждения. Он показывает, как предвзятость подтверждения играет важную роль в решениях граждан при голосовании.
Вернон Смит о рынках и экспериментальной экономике, подкаст EconTalk. 21 мая 2007 года.
Вернон Смит, профессор экономики Университета Джорджа Мейсона и лауреат Нобелевской премии 2002 года по экономике, рассказывает об экспериментальной экономике, рынках, рисках, поведенческой экономике и эволюции своей карьеры …
Дерман по теории, моделям и науке, подкаст EconTalk. 12 марта 2012 г.
Эмануэль Дерман из Колумбийского университета и автор моделей. Поступая. Плохо, что беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о теориях и моделях, а также о неуловимой природе истины в естественных и социальных науках. Дерман, бывший физик и количественный аналитик Goldman Sachs, противопоставляет поиск истины в науке поиску истины в финансах и экономике.Он критикует попытки сделать финансы более научными и применяет эти идеи к финансовому кризису. Разговор завершается обсуждением совета по карьере для тех, кто стремится работать в сфере количественных финансов….
Вайнбергер в подкасте EconTalk «Слишком большой, чтобы знать». 27 февраля 2012 г.
Дэвид Вайнбергер из Центра Беркмана Гарвардского университета по вопросам Интернета и общества и автор книги Too Big to Know, беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом об идеях, изложенных в книге, о том, как используются знания, данные и наше понимание мира вокруг нас. изменено интернетом.Вайнбергер обсуждает, как знания и способы их получения изменились с течением времени, особенно с появлением Интернета. Он утверждает, что Интернет рассеял власть и знания. И он обсуждает, делает ли нас интернет умнее или глупее, а также о затратах и преимуществах возможности адаптировать информацию к собственным интересам и предубеждениям.
Не верьте каждому научному докладу, который вы читаете. Йонг о науке, репликации и журналистике. Подкаст EconTalk.
Эд Йонг, научный писатель и блогер из журнала «Not Exactly Rocket Science» на Discover Magazine, , беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о проблемах науки и научной журналистики. Юн недавно был вовлечен в полемику из-за того, что исследователи не смогли воспроизвести широко цитируемое и влиятельное психологическое исследование. Он обсуждает проблемы, стоящие за неудачной репликацией, и проблему репликации в целом в других областях, утверждая, что репликация недооценивается и мало вознаграждается.После обсуждения стимулов, с которыми сталкиваются ученые, разговор переходит к проблемам, с которыми сталкиваются научные журналисты, когда рецензируемая работа все еще может быть ненадежной.
Leamer on Macroeconomic Patterns and Stories, подкаст EconTalk. 4 мая 2009 г.
Эд Лимер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и автор книги Macroeconomic Patterns and Stories, беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о том, как нам следует использовать закономерности в макроэкономических данных и рассказах об этих моделях, чтобы улучшить наше понимание экономики.Лимер утверждает, что экономика — это не наука, а, скорее, способ мышления, и что экономические модели не являются ни истинными, ни ложными, но либо полезными, либо бесполезными. Он обсуждает различные модели рецессий и подъемов в Соединенных Штатах с 1950 года. Беседа завершается обсуждением надежности эконометрического анализа….
Немного истории: первоисточники и источники
Экономику иногда называют каталлархией или каталлактикой, что означает науку об обменах.Откуда впервые появился этот термин? Лекция I, Вводные лекции по политической экономии , Ричард Уэйтли.
Я высказал свои возражения против названия политической экономии с целью предостеречь вас от создаваемых таким образом предрассудков (и вы, вероятно, встретитесь со многими людьми, находящимися под их влиянием). Мне кажется, что сейчас слишком поздно думать об изменении этого. А. Смит действительно обозначил свою работу как трактат о «Богатстве народов»; но это дает название только предмету, а не самой науке.Название, которое я предпочел бы как наиболее описательное и в целом наименее вызывающее возражения, — это КАТАЛЛАКТИКА, или «Наука обменов».…
Разве экономику не называют «мрачной наукой», потому что все дело в исчерпании ресурсов и неизбежном упадке жизни, какой мы ее знаем? Кто придумал выражение «мрачная наука»? Тайная история мрачной науки: экономика, религия и раса в XIX веке, Дэвид М. Леви и Сандра Дж.Пирт. Econlib, 22 января 2001 г.
Всем известно, что экономика — мрачная наука. И почти все знают, что это описание дал Томас Карлайл, вдохновленный мрачным предсказанием Т. Р. Мальтуса, что население всегда будет расти быстрее, чем еда, обрекая человечество на бесконечную нищету и лишения.
Хотя эта история хорошо известна, она также неверна, настолько ошибочна, что трудно представить историю, более далекую от правды.На самом тривиальном уровне целью Карлайла был не Мальтус, а такие экономисты, как Джон Стюарт Милль, который утверждал, что именно институты, а не раса, объясняют, почему одни нации были богатыми, а другие бедными …
Дополнительные ресурсы
Вернон Смит о рациональности в экономике, подкаст EconTalk. 3 марта 2008 г.
Нобелевский лауреат Вернон Смит из Университета Чепмена и Университета Джорджа Мейсона беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом об идеях, изложенных в его новой книге Рациональность в экономике: конструктивистские и экологические формы. Они обсуждают социальную и человеческую стороны обмена, устойчивую природу равновесия в экспериментах и реальном мире, кажущееся противоречие между двумя великими работами Адама Смита, непредсказуемость появления инноваций и их рациональность, то, что нейробиология может рассказать нам об экономических принятие решений, а также проблемы интимного обмена в малых группах и нашего взаимодействия с незнакомцами в расширенном рыночном порядке….
Манзи о знаниях, политике и неконтролируемом.Подкаст EconTalk.
Джим Манци, автор Uncontrolled, , беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о надежности научных данных и идеях, изложенных в его книге. Манзи утверждает, что в отличие от науки, которая может давать полезные результаты с помощью контролируемых экспериментов, социальная наука обычно включает сложные системы, в которых общесистемные эксперименты встречаются редко, а статистические инструменты ограничены в их способности изолировать причинные связи. Из-за сложности социальной среды даже узкие эксперименты вряд ли найдут широкое применение, которое можно найти в законах, обнаруженных экспериментами в физических науках.Манзи выступает за метод проб и ошибок с использованием рандомизированных полевых испытаний для проверки полезности многих политических предложений. И он выступает за смирение и заниженные ожидания, когда дело доходит до понимания причинно-следственных связей в социальных условиях, связанных с государственной политикой.
Носек об истине, науке и академических стимулах. Подкаст EconTalk.
Брайан Носек из Университета Вирджинии беседует с ведущим EconTalk Рассом Робертсом о том, как стимулы в академической жизни создают противоречие между поиском истины и профессиональным ростом.Носек утверждает, что эти стимулы создают подсознательную предвзятость к принятию исследовательских решений в пользу новых результатов, которые могут быть неверными, особенно в эмпирической и экспериментальной работе в социальных науках. Во второй половине беседы Носек подробно рассказывает о некоторых практических нововведениях, происходящих в области психологии, с целью воспроизвести установленные результаты и опубликовать неопубликованные результаты, которые недостаточно интересны, чтобы заслужить публикацию, но тем не менее продвигают понимание и знания.К ним относятся Open Science Framework и PsychFileDrawer.
Связанные темы
Что такое экономика?
Дефицит
Эффективность
Экономические системы
Анализ затрат и выгод
Права собственности
,
Leave A Comment