Мышление и деятельность

 Мышление – это процесс отражения субъективной действительности в обобщенных чертах в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений.

К особенностям мышления относятся:

  • Субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных , эмоциональных и волевых характеристик человека, совершающего мыслительный процесс.
  • Единение  с языком, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли. Язык выполняет функцию знаковой системы, в которую входят описания и названия предметов действительности, которые человек использует в повседневной жизни.
  • Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий. А затем выведение нового знания через умозаключение. Так, в случае если человек увидит девушку в белом платье с букетом, а возле нее – мужчину в костюме, не зная наверняка, что это свадьба, человек придет к этому умозаключению посредством цепочки фактов.
  • Обобщенность мышления, то есть не только непосредственные понятия, такие как «яблоко», «велосипед», но и способность воспринимать образы целостно и собирательно.
  • Возможность строить прогнозы благодаря сравнению и обобщению свойств предметов.

Стоит упомянуть также такую особенность мышления, как принадлежность к социокультурным условиям развития общественных установок. Таким образом, мышление человека напрямую зависит от туже известных научных достижений, законов, или предшествующих им закономерностей. К примеру, человек пришел к выводу, что при нагревании некоторые химические реакции протекают быстрее, но он бы не узнал этого, если бы прежде люди не научились бы использовать огонь и тепло в своих целях, не были бы знакомы с химией как наукой.

Особенностью можно также назвать типологию мышления:

Тип мышления

Трактовка

Обусловлено

Образное

Мыслительный процесс осуществляется образными представлениями

Неимением у древних людей знаний о понятиях и теориях; примитивный способ мышления

Теоритическое

Использование понятий, суждений; теоритическое разрешение задачи

Появлением более усложненного способа мыслить, логически рассуждать

Знаковое

Сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено.

Интеграцией точных наук в жизнь человека.
 

Деятельность

Деятельность – система действий человека по отношению к окружающему миру, состоящая в преобразовании его человеческим потребностям.
Составляющие деятельности как системы:
  • Субъект – человек (группа людей или общество в целом), совершающий деятельность
  • Объект – направленность деятельности, ее предмет
  • Мотив – побуждающее к деятельности условие или их совокупность
  • Цель – образец желаемого результат
  • Методы/средства – вспомогательные предметы, способствующие достижению результата
  • Процесс – осуществление деятельности как таковое, цепочка действий, предшествующая результату
  • Результат – конечный итог

Пример: девушка Эля пошла в фитнес-центр. Субъектом здесь будет, в любом случае, сама Эля, объект – тело девушки. Мотив – в общественном транспорте Эле уступили место, решив, что она беременна; исходя из этого, логично установить, что цель девушки – похудеть и привести свое тело в форму, подходящую под эстетические нормы Эли или общества. Методами и средствами являются тренажеры в фитнес-центре, упражнения, диета и т.п. Процесс представляет собой регулярное посещение зала Элей и соблюдение диеты в течение, к примеру, полугода. Результат – Эля сбросила  лишние килограммы и обрела рельефные мышцы.

Деятельность бывает двух видов:

Практическая, цель которой состоит в преобразовании материальных объектов и создании имущественных благ (материально-производственная), ценностей или изменении общества (социально-преобразовательная).

Духовная – преобразование совершается над сознанием людей. Духовная деятельность делится на:

  • познавательную  (формирование представления о мире)
  • ценностно-ориентировочную (создание ценностных ориентиров, воспитание)
  • прогностическая (предугадывание, просчет возможных путей развития окружающего мира)
  • практическая (использование и поддержание духовных ценностей)

Помимо этого, имеет место быть следующий классификатор деятельности.

  1. Творчество – вид деятельности, результат которого определяется созданием качественно нового.
  2. Труд – вид деятельности, сосредотачивающийся на непосредственном преобразовании природы в удовлетворяющие человеческие потребности блага.
  3. Игра – вид деятельности, при котором цель состоит не в создании каких-либо благ, а в извлечении пользы из самого процесса. Как правило, условия игры выдуманы или подразумевают использование воображения.
  4. Учение – вид деятельности, процесс которого заключается в обретении знаний и умений. Учение может осуществляться намеренно или бессознательно.
  5. Общение
    — вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен знаниями и эмоциями между людьми. В случае, если обмена не происходит, а поток информации идет в одну сторону – это коммуникация. Общение, в свою очередь, разделяется на непосредственное и посредственое, прямое и косвенно, а также по субъектам, вовлеченным в деятельность:

Субъект + субъект

Субъект + воображаемый собеседник (внутренний голос)

Воображаемые партнеры (литература)

Субъект + иллюзорный партнер (животное)

Человеческая деятельность уникальна. В частности в силу различий с активностью животного:

Человек

Животное

Изменяет окружающей мир при помощи мозговой деятельности, создает искусственную среду

Приспосабливается, причем точнее будет сказать, что животное делает это телом – процесс эволюции, мутации и т.п.

Отталкивается от  целеполагания

Отталкивается от целесообразности

Предрасположен в том числе к творческой деятельности

Способно лишь к потребительской деятельнгсти

Сознательно ставит цели

Руководствуется инстинктами

Мышление и деятельность / Справочник :: Бингоскул

Мышление

Мышление стало объектом изучения ещё в античные времена такими учёными, как Парменид, Эпикур, Аристотель, Протагор. В Средние Века интерес вызывал эмпирический характер. А уже во времена Возрождения рационалисты считали мышление актом, лишённым чувств и эмоций. В 20в. появились такие течения, рассматривающие мышлении, как бихевиоризм, психоанализ, психологическая теория деятельности.

Мышление – процесс отражения действительности через понятия, тезисы, теории. Характеризуется переходом границ эмоционального отражения, это обуславливает получение рационального знания об объектах. Мышление проявляется личностным началом — в том, какие цели и задачи привлекают человека и каким путём достигаются.

 Этапы мышления:

  1. Формулировка цели;
  2. Решение;
  3. Получение новой информации.

Типы мышления

Выделяют 3 базовых типа:

  1. Образное. Цели решаются при помощи практической деятельности. Присуще первобытным людям и цивилизациям.
  2. Теоретическое. Решение путём использования теоретической базы, абстрактных понятий. Характерно для научного познания.
  3. Знаковое. Знание определяются через систему знаков (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые носят познавательные образы тех или иных явлений, предметов в действительности.

Виды мышления

Виды мышления

 

Деятельность

Деятельность – форма человеческого отношения к окружающему миру, базирующаяся на потребностях в преобразовании действительности. Отличительной чертой от жизнедеятельности животных выступает то, что деятельность человека предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и оказывающего воздействие на него.

Структура деятельности

Структура деятельности

Цель – стремление субъекта выполнить поставленную задачу.

Средства –  те элементы и предметы, с помощью которых осуществляется достижение цели.

Действия – элемент, носящий самостоятельную задачу. 

Результат – конечный итог проделанного, в результате которого потребность удовлетворяется или не удовлетворяется. 

Субъект – действующее лицо (человек, коллектив)

Объект – то, на что направлена деятельность человека. Объектами выступают природные ресурсы, другой человек, сам субъект.

 

Классификации деятельности

Основа классификацииВиды деятельности
Субъект деятельности
  • индивидуальная
  • коллективная
Характер самой деятельности
  • репродуктивная (деятельность по образцу
  • творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Соответствие правовым нормам
  • законная
  • незаконная
Соответствие моральным нормам
  • моральная
  • аморальная
Соотношение с общественным прогрессом
  • прогрессивная
  • реакционная
Зависимость от сфер общественной жизни
  • экономическая
  • социальная
  • политическая
  • духовная

Типы деятельности

Типы деятельности

Игра – вид деятельности, целью которого приходится не результат, а сам процесс.

Учение – деятельность, направленная на получение новых знаний, сведений, навыков. Разделяется на организованное – процесс обучение происходит в специализированных учреждения, и неорганизованное – носит характер самообразования.

Труд – сознательная деятельность, направленная на получение материальных благ. 


Смотрите также:

Понятие «мышление». Виды мышления.

Мышление — это процесс восприятия окружающей действительности, анализ происходящего на основе личного приобретенного опыта, выстраивание логических связей между предметами и явлениями.

Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. 

Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс.

Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Средство мышления – язык.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объекта.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу, в форме реакций на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т.д.), в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Процесс мышления проходит ряд этапов:

  • Наличие: потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить; интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; умения отделить новое, необычное от известного; стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
  • Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
  • Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.
  • Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Человек и человеческое сообщество — постоянно развивающиеся системы. На разных этапах их исторического развития доминировали разные типы мышления, а именно образное, понятийное (теоретическое) и знаковое.

Виды мышления

Образное мышление.

Задача дана наглядно, в конкретной форме, а способом её решения будет практическое действие

Понятийное мышление, те. мышление в форме понятий.

В процессе мышления человек переводит образы мира в слова (понятия). Понятие включает в себя определенные характеристики и свойства предмета или явления. Например, при произнесении понятия «кубик», у каждого в мыслях возникнут различные образы с одинаковыми характерными особенностями — квадрат, игровая кость, кубик Рубика и т д.

Знаковое мышление.
Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности (связано с развитием науки).

В чистом виде те или иные виды мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Мышление и деятельность 🐲 СПАДИЛО.РУ

Мышление

Эволюция мышления
Первобытный человекСовременный человек
Предметное мышление, большая роль чувственных впечатлений.Большое значение обобщений, развитый понятийный аппарат.

Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:

Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.

Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.

Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.

Мышление – это…

  • Естественный процесс, функция мозга;
  • отражение объективной действительности в понятиях, суждениях и теориях, которые и составляют высшую ступень познания мира человеком.

Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.

Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.

Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.

Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.

Этапы мышления

Процесс мышления условно делится на три этапа:

  • Постановка задачи (формулирование вопроса).
  • Поиск оптимального решения.
  • Достижение нового знания (то есть принятие решения о дальнейших действиях или окончательное/частичное решение вопроса).
Формы мышления
ПонятиеСуждениеУмозаключение
Выделение и обобщение объектов с помощью указания на их общий отличительный признак.Утверждение или отрицание чего-либо о предмете.Выведение из нескольких известных суждений (посылок) нового суждения (следствия).

Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ

Типы мышления
ОбразноеПонятийноеЗнаковое
Основано на получении чувственных впечатлений. Решение проблемы – конкретное действие. Свойственно первобытному человеку.Теоретическое знание, основанное на использовании абстрактных понятий. Свойственно современному человеку.Знание в форме языковых знаков (сигналов, признаков), каждый из которых заключает в себе познавательный образ того или иного явления, процесса (например, «+» — означает процесс сложения, «-» — процесс вычитания). Применяется в науке.

Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:

Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.

Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.

Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).

Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.

Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.

Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.

Деятельность

Деятельность – это…

— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.

— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.

Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:

  1. Создание искусственной среды обитания человека путем приспособления к природным условиям и преобразования их.
  2. Сознательное целеполагание.
  3. Воздействие на окружающий мир с помощью специальных орудий труда, с помощью которых расширяются и преумножаются возможности человека.
  4. Созидательность, продуктивность и творческий характер деятельности.

Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:

   
Структура деятельности
Субъект – тот, кто действует, от кого исходит активность.
Объект – то, на что направлено действие.
Мотив – сознательное побуждение/потребность, оправдывающее деятельность.
Цель – представление об идеальном результате деятельности.
Средства – предметы и способы действия, которые используются в ходе деятельности.
Действие – составной элемент деятельности, относительно автономный, имеющий конкретную задачу. (Вся деятельность в целом состоит из отдельных действий: поступков, деяний и так далее).
Результат – конченый итог деятельности, состояние, в котором удовлетворяется потребность (может отличаться от цели деятельности).

Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:

Типы деятельности
ИграУчениеТрудОбщение
Цель – сама деятельность, отдых и моральное удовлетворение от процесса. — не предполагает создания материального продукта; — происходит в условной ситуации; — в процессе деятельности используются замещающие предметы; — способствует развитию личности.    Цель – приобретение новых знаний. Формы учения: — Организованное (в образовательных учреждениях). — Неорганизованное (в других видах деятельности). — Самообразование.Цель – достижение практического результата. Характерные черты: — Целесообразность; — Нацеленность на конкретный результат; — Необходимость знаний и умений; — Преобразование внешней среды.Цель – обмен деятельностью, опытом, информацией. Общение – одно из необходимых условий для развития общества, в процессе общения передается социальный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, происходит формирование личности и ее социализация личности.

Мышление и деятельность | LAMPA

Виды деятельности

Можно выделить несколько видов деятельности, с которыми сталкивается каждый человек.

Игра — это вид деятельности, для которого целью является сам процесс, развлечение, отдых; как правило, в ходе игры используются условные предметы и вымышленная обстановка.

Соседи по парте играют на уроке в морской бой не потому, что они хотят одержать победу над соперником, а потому что им скучно и они хотят как-то развлечься. Здесь главное не результат игры, а сам процесс. В ходе игры они используют условные обозначения, замещающие реальные объекты — корабли, а все действие игры, где корабли могут быть «ранены» или «убиты», происходит в воображении игроков.

Помимо развлечения, игра является мощным инструментом обучения. В ходе игры ребенок или взрослый может получить новые знания и навыки, примерить на себя социальные роли и отыграть отдельные модели поведения. Для ребенка игра — это способ узнать мир, но и во взрослом возрасте игры и игровые форматы имеют большой образовательный потенциал.

Общение — это коммуникация, взаимодействие между людьми, в ходе которого они обмениваются информацией.

В зависимости от того, какие субъекты принимают участие в процессе, общение может происходить

1) между реальными субъектами,

Петя разговаривает с Машей на перемене.

2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером (игрушки, домашние животные и т.д.),

Отчаявшись понять причину проблем в работе принтера, Иван пытается заставить его работать путем настоятельных просьб.

3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («голос в голове», образ другого человека),

Индивидуальное общение с Богом — это пример такого общения, независимо от того, верим мы в него или нет. Образ Бога существует в этот момент в воображении человека, и во время молитвы человек обращается к этому личному образу у себя в голове, а не к реальному объекту в пространстве.

4) между воображаемыми партнерами (образами художественных произведений).

Разговор Онегина и Татьяны в конце романа происходит только в голове у читателя, ведь оба героя существуют в данный момент только в его воображении.

Общение играет важную роль в жизни человека, это одна из базовых человеческих потребностей. Кроме того, общение дополняет и другие виды деятельности, так как многие задачи человеку приходится решать совместно с другими (организационная функция). Общение способствует социализации индивида, ведь большую часть норм поведения в обществе мы узнаем и запоминаем в ходе межличностного общения, часто «методом проб и ошибок». Общение дает человеку возможность узнать о внутреннем мире других людей, тем самым выполняя также познавательную функцию.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком определенных компетенций (знаний, умений, навыков).

Учение может быть организованным (в школе, вузе и других образовательных учреждениях) или неорганизованным (происходить само собой, в ходе другой деятельности).

Труд — вид деятельности, напрвленный на достижение практически полезного результата.

Трудовая деятельность характеризуется наличием явной цели и важностью ее достижения, то есть результат здесь важнее, чем процесс. Выполнение такой деятельности предполагает также наличие определенных компетенций, позволяющих с ней справиться.

Чтобы спланировать избирательную кампанию, человеку необходимо иметь как базовые знания о том, как функционирует общество, так и точные знания актуальной политической ситуации в регионе. Также ему необходимо обладать пониманием в области стратегии и тактики кампании, то есть знать, какие вообще задачи нужно будет решать и какие уже существуют способы их решения. Ему необходимо иметь развитые аналитические навыки, а также, скорее всего, хорошие социальные навыки. В ином случае он будет недостаточно компетентен для выполнения этой деятельности.

Познание — активное отражение действительности в сознании человека, процесс получения им новых знаний.

В некоторых источниках познание выделяется в качестве отдельного вида деятельности. Однако познавательную деятельность можно также рассмотреть как учебную (для студентов и школьников) или трудовую (для исследователей и аналитиков) без выделения в особый вид. Подробнее познание рассматривается в другой статье.

Мышление и деятельность

Cogito ergo sum! «Мыслю, следовательно существую», — утверждал  Рене Декарт. Разберем теоретический аспект взаимосвязи мышления и активности человека, выражающейся в деятельности.

Мышление и деятельность. Разбор темы кодификатора ЕГЭ

КОДИФИКАТОР ЕГЭ по обществознанию с анализом здесь.

Полный авторский курс от эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича по всем темам кодификатора.

Для занятий в группе сайта  #5_Мышление_и_деятельность

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности: 

😼Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей .
💭Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
✒Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы. Действия — это проявление волеизъявления людей.
🏁 Результат – это конечный итог, завершающий деятельность.
🏃Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек,группа людей,общество в целом.
🍃Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир (природа).

Мотивы деятельности:
🔆Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития.
🔆Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
🔆Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности.
🔆Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами.
🔆Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость).

Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.

Мышление как предпосылка деятельности присуща только человеку!

📌Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием, а также с речевой и трудовой деятельностью человека. Формы мышления: суждения, понятия, представления, теории.

📌Мышлению свойственны такие процессы, как:

анализ (разложение понятий на части),
синтез (объединение фактов в понятие),
абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»),
постановка задач,
нахождение путей их решения,
выдвижение гипотез (предположений) и идей.

Мышление неразрывно связано с речью; именно результаты мышления отражаются в языке. Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог.

Внутренняя речь, диалог человека с самим собой

Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.

Видео-лекцию на тему «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» от эксперта ЕГЭ вы можете получить, подписавшись на бесплатный мини-видеокурс по основным темам ЕГЭ по обществознанию.

В топике группы по эссе онлайн  вы можете закрепить свои знания по разобранной теме и написать эссе по высказыванию Декарта, а также получить экспертную оценку эссе:

Мыслю, следовательно существую! Декарт Р.

Мыслю, следовательно существую!

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию с нами, мысля и действуя!!!

Урок обществознания по теме «Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.»

Тема: Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Цели урока:

образовательная – дать характеристику понятиям деятельность, мышление, творчество;

воспитательная – способствовать воспитанию уважения к личности и человеку;

развивающая – развивать умения систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Тип урока: освоение знаний на основе имеющихся.

Методы ведения урока: лекция с элементами беседы.

Межпредметные связи: история, право, экономика.

Материально – техническое оснащение:

  1. Оборудование: мультимедийная установка

  2. Литература: учебник: «Обществознание» А.А. Горелов, Т.А. Горелова М., 2013

Ход урока:

  1. Орг момент (3 мин.)

    1. проверка присутствующих по рапорту старосты

    2. сообщение темы и целей урока

    3. мотивация студентов на урок.

  1. Проверка дом. задания (5 мин.)

Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению свой ответ аргументируйте.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

а) лидер;

б) деятель;

в) индивид;

г) человек;

д) личность.

2. На знание основных признаков, характеризующих личность:

Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

а) победитель конкурса эрудитов;

б) человек высокого роста;

в) “душа” коллектива;

г) готов прийти на помощь в любую минуту

  1. Объяснение нового материала (20 мин.)

План изложения:

Вопрос студентам: Что такое человеческая деятельность?

Деятельность – любой вид активности

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Вопрос студентам: чем деятельность человека отличается от деятельности животного?

Если они попали в неблагоприятную природную среду (летом очень жарко)

Человек – кондиционер (изменяет среду), животное – линька (изменяет себя)

Возникла потребность (в еде)

Человек – его деятельность осмыслена контролирует себя в соответствии с ситуацией, животное – действует инстинктивно

Человек – создаёт новое (творчество), животное — ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека.

Субъект и объект деятельности

Структура деятельности:

1) цель;

2) средства;

3) мотивы;

4) действия.

5) результат

Вопрос студентам: всегда ли деятельность связана с физической активностью?

Виды деятельности.

Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата. 

Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).

Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.

Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Творчество — это процесс создания чего то нового

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

  • процесс создания субъективных ценностей.

  1. Закрепление материала (3 мин.)

Назовите объект и субъект деятельности:

Ребёнок играет в мяч

Писатель пишет рукопись

Повар нарезает морковь

Водитель меняет колесо

  1. Подведение итогов (2 мин.) выставление оценок, запись дом. задания ваше мнение о высказывании цель оправдывает средства.

социальных наук | История, дисциплины и факты

Эффекты теологии

Те же самые импульсы, которые побуждали людей в то время исследовать Землю, звездные регионы и природу материи, побудили их также исследовать окружающие их институты: государство, экономику, религию, мораль и, прежде всего, саму человеческую природу. Это была фрагментация средневековой философии и теории, а вместе с ней и разрушение средневекового мировоззрения, о котором глубоко думали примерно до 16 века, что явилось непосредственной основой для возникновения нескольких направлений специализированной мысли, которые были со временем стать общественными науками.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

Средневековое богословие, особенно в том виде, в каком оно появляется в книге Св. Фомы Аквинского Summa theologiae (1265 / 66–1273), содержало и формировало синтез идей о человечестве и обществе — идей, которые действительно можно рассматривать как политические, социальные, экономические, антропологические и географические по своей сути. Но отчасти именно эта тесная связь между средневековым богословием и идеями социальных наук объясняет то, что этим идеям потребовалось больше времени — по сравнению с идеями физических наук — для достижения того, что сегодня можно было бы назвать научным характером.Со времен английского философа Роджера Бэкона в 13 веке существовали по крайней мере некоторые зачатки физических наук, которые в значительной степени не зависели от средневекового богословия и философии. Историкам физической науки нетрудно проследить продолжение этой экспериментальной традиции, примитивной и нерегулярной, хотя по более поздним стандартам, в средние века. Наряду с экспериментами, отмеченными Бэконом, происходили впечатляющие изменения в технологиях в период средневековья, а затем, в поразительной степени, в эпоху Возрождения.Усилия по повышению производительности сельского хозяйства; рост использования пороха с последующим развитием оружия и проблем, которые они представляют для баллистики; рост торговли, ведущий к более широкому использованию кораблей и усовершенствованию искусства навигации, включая использование телескопов; и весь спектр таких механических искусств в Средние века и Возрождение, как архитектура, инженерия, оптика и производство часов — все это придавало большое значение прагматическому и практическому пониманию хотя бы более простых принципов механики. , физика, астрономия и, со временем, химия.

Бэкон, Роджер Роджер Бэкон, английский ученый-экспериментатор, философ и францисканский монах. © Photos.com/Thinkstock

Короче говоря, ко времени Коперника и Галилея в 16 веке существовал довольно широкий субстрат физической науки, в основном эмпирический, но не без теоретических выводов, на которых можно было построить здание современной физической науки. Примечательно, что эмпирические основы физиологии закладывались в исследованиях человеческого тела, проводившихся в средневековых медицинских школах и, как ярко показывает карьера Леонардо да Винчи, среди художников эпохи Возрождения, чей интерес к точности и Детали живописи и скульптуры привели к их тщательному изучению анатомии человека.

Совершенно иным было начало социальных наук. Во-первых, Римско-католическая церковь в средние века и даже в эпоху Возрождения и Реформации была гораздо внимательнее к тому, что ученые писали и думали о человеческом разуме и человеческом поведении в обществе, чем к тому, что изучается и написано в области физических наук. С точки зрения церкви, хотя, возможно, было важно следить за тем, чтобы мысли о физическом мире соответствовали, насколько это возможно, тому, что сказано в Писании — свидетелем, например, в знаменитом допросе Галилея, — было гораздо важнее, чтобы такое соответствие существует в вопросах, затрагивающих человеческий разум, дух и душу.Почти все предметы и вопросы, которые легли в основу социальных наук в последующие века, были прочно вплетены в ткань средневековой схоластики, и даже самым смелым умам было нелегко сломать эту ткань.

Эффекты классики и картезианства

Затем, когда власть схоластики действительно начала ослабевать, на сцену вышли два новых влияния, столь же мощных, чтобы помешать чему-либо, сопоставимому с прагматическими и эмпирическими основами физических наук, сформироваться в изучении человечества и общества.Во-первых, это была огромная привлекательность греческих классиков эпохи Возрождения, особенно философов Платона и Аристотеля. Большая часть общественной мысли эпохи Возрождения была не более чем толкованием или комментарием к греческой классике. Это можно увидеть на протяжении 15 и 16 веков.

Во-вторых, в 17 веке проявилось мощное влияние философа Рене Декарта. Картезианство, как называлась его философия, провозгласило, что правильный подход к пониманию мира, включая человечество и общество, основан на нескольких простых, фундаментальных идеях реальности, а затем — на строгом, почти геометрическом выводе более сложных идей и, в конечном итоге, большие, всеобъемлющие теории, основанные на этих простых идеях, все из которых, как настаивал Декарт, были основой здравого смысла — разума, общего для всех людей при рождении.Трудно преувеличить влияние картезианства на социальную, политическую и моральную мысль в течение полутора веков после публикации его Рассуждения о методе (1637) и Размышлений о первой философии (1641). В эпоху Просвещения в конце XVIII века картезианство околдовало почти всех, кого интересовали проблемы человеческой природы и человеческого общества.

Рене Декарт Рене Декарт. Национальная медицинская библиотека, Бетесда, Мэриленд

Оба этих великих влияния, благоговение перед классиками и увлечение геометрически-дедуктивными процедурами, отстаиваемыми Декартом, должны рассматриваться с сегодняшней точки зрения как одно из основных факторов, сдерживающих развитие науки об обществе, сопоставимой с наукой о физике. Мир.Нельзя сказать, что данных о 17-18 веках не было. Возникновение национального государства повлекло за собой рост бюрократии, занимавшейся сбором информации, главным образом для целей налогообложения, переписи населения и торговли, которые могли использоваться почти так же, как ученые-физики использовали свои данные. Обширные и широко опубликованные отчеты о великих путешествиях, начавшихся в 15 веке, записи солдат, исследователей и миссионеров, которые по волеизъявлению часто вступали в длительные и тесные контакты с коренными и другими незападными народами, предоставили еще один огромный резервуар данных, все из которых можно было бы использовать в научных целях, поскольку такие данные должны были быть использованы столетие или два спустя в социальных науках.Однако до конца XIX века эти и другие эмпирические материалы использовались, если вообще использовались, исключительно в рационалистических, исключительно дедуктивных процедурах картезианцев. в иллюстративных целях в трудах социальных философов.

.

Каковы важность и преимущества «навыков критического мышления»?

  • Критическое мышление — это способность анализировать то, как вы думаете, и представлять доказательства своих идей, а не просто принимать ваши личные рассуждения как достаточное доказательство. Вы можете получить множество преимуществ от освоения навыков критического мышления , таких как лучший контроль над своим собственным обучением и сочувствие к другим точкам зрения.
  • Критическое мышление — это, вкратце, самостоятельное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление.Это предполагает согласие со строгими стандартами качества и внимательное отношение к их использованию. Это влечет за собой способность к эффективному общению и решению проблем, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.

  • Critical Thinking — это ценный навык, которым студенты могут овладеть, от решения задач в классных заданиях до решения реальных ситуаций.
  • Критическое мышление Навыки обучают разнообразным навыкам, которые можно применить в любой жизненной ситуации, требующей размышлений, анализа и планирования.
  • Критическое мышление — это навык общего мышления. Способность мыслить ясно и рационально важна, что бы мы ни делали. Если вы работаете в сфере образования, исследований, финансов, менеджмента или юриста, то критическое мышление , безусловно, важно. Но критического мышления навыков не ограничиваются определенной предметной областью. Умение хорошо мыслить и систематически решать проблемы является преимуществом для любой карьеры.
  • Критическое мышление очень важно в новой экономике знаний. Движущей силой глобальной экономики знаний являются информация и технологии. Нужно уметь быстро и эффективно справляться с изменениями. Новая экономика предъявляет повышенные требования к гибким интеллектуальным навыкам и способности анализировать информацию и объединять различные источники знаний при решении проблем. Хорошее критическое мышление способствует развитию таких навыков мышления и очень важен на быстро меняющемся рабочем месте.
  • Критическое мышление улучшает языковые навыки и навыки презентации. Ясное и систематическое мышление может улучшить способ выражения наших идей. При обучении анализу логической структуры текстов критическое мышление также улучшает способности понимания.
  • Критическое мышление способствует творчеству. Придумать творческое решение проблемы — это не просто новые идеи.Также должно быть так, чтобы генерируемые новые идеи были полезны и соответствовали поставленной задаче. Критическое мышление играет решающую роль в оценке новых идей, выборе лучших и изменении их при необходимости
  • Критическое мышление имеет решающее значение для саморефлексии. Для того, чтобы жить осмысленной жизнью и соответствующим образом структурировать свою жизнь, нам необходимо обосновывать свои ценности и решения и размышлять над ними. Критическое мышление предоставляет инструменты для этого процесса самооценки.
  • Хорошо Критическое мышление — основа науки и либерально-демократического общества. Наука требует критического использования разума в экспериментах и ​​подтверждении теории. Для надлежащего функционирования либеральной демократии необходимо, чтобы граждане, которые могут критически относиться к социальным вопросам, обосновывали свои суждения о надлежащем управлении и преодолевали предубеждения и предубеждения.
  • Критическое мышление — это то, что ценится как в университетской среде, так и в профессиональных ситуациях, в которых вы окажетесь после выпуска, и является частью непрерывного обучения. Критическое мышление важно в жизни. Помогает мыслить творчески — «нестандартно» . Это не дает вам сузиться. Критическое мышление ожидается от вас в высшем образовании. Это может привести к развитию ваших способностей к суждениям, оценке и решению проблем.
  • Learning Critical Thinking Навыки также могут улучшить вашу успеваемость. По словам Линды Элдер и Ричарда Пола , авторов книги «Развитие критического мышления: Теория стадии», студенты, которые знают, как анализировать и критиковать идеи, способны устанавливать связи между дисциплинами, видеть знания как полезные и применимые в повседневной жизни. и понимать контент на более глубоком и долговременном уровне.
  • Вместо того, чтобы полагаться на учителей и время в классе для обучения и руководства, ученики с навыками критического мышления становятся более независимыми, самостоятельными учениками. Исследователь Джейн Циньцзюань Чжан пишет, что критическое мышление позволяет учащимся оценить свой стиль обучения, сильные и слабые стороны и позволяет им брать на себя ответственность за свое образование.
  • Все вступительные экзамены проверяют способность студентов мыслить критически.По сути, разделы экзаменов GRE, посвященные навыкам аналитического и вербального мышления, представляют собой прямые экзамены, основанные на проверке навыков Критическое мышление . То же самое и с письменным тестом на анализ и общение на втором этапе вступительных экзаменов IIMA. Навыки, развиваемые в Critical Thinking , напрямую помогают учащимся лучше сдать экзамены даже по математическому мышлению.
  • Сегодня одним из важнейших критериев успеха в колледже является способность мыслить независимо и в то же время быть логичными.Часто студентов просят представить работы по их предмету или гуманитарным наукам. Знание Навыки критического мышления позволяет учащимся не только последовательно обрисовывать свои работы с логической структурой, но и помогает им рассуждать и излагать свои мысли организованным и убедительным образом.
  • хороший критический мыслитель знает, как отделить факты от мнений, как исследовать проблему со всех сторон, как делать рациональные выводы и как воздерживаться от личных суждений или предубеждений.
  • Рационально критически мыслящих обычно являются голосами разума во времена массовой истерии или паники. Как сказал Франклин Д. Рузвельт , «Нам нечего бояться, кроме самого страха». Критический мыслитель обычно обладает всесторонними навыками, чтобы рассмотреть все возможные варианты и решить проблему.
  • Критический мыслитель сохраняет спокойствие и знает, когда он прав. Критически мыслящие люди с меньшей вероятностью станут жертвами мошенничества или уловок, потому что они подходят ко всему со здоровым скептицизмом.Те, кому не хватает навыков критического мышления , часто предполагают, что все, что они слышат, правда, независимо от источника.
  • Критически мыслящие рассматривают все варианты, прежде чем действовать. Если время является важным фактором, они рассматривают самый быстрый способ достижения цели. Они могут даже найти ярлык. Критические мыслители воплощают фразу «работайте умнее, а не усерднее». Они мастера эффективности.
  • Критический мыслитель обладает самосознанием, чтобы знать разницу между рациональной мыслью, основанной на тщательном рассмотрении, и эмоциональной реакцией, основанной на личных предубеждениях. Эмоции — враг разума. Понимая свою точку зрения, вы также можете учитывать точку зрения других и делать выводы, основанные на фактах, а не на чувствах.
  • Все больше и больше работодателей ищут сотрудников не с узкоспециализированными академическими навыками, а с хорошим мышлением и коммуникативными навыками.Сотрудники, которые быстро учатся и могут решать проблемы, творчески мыслить, собирать и осмысленно анализировать информацию.
  • Многие из наиболее высокооплачиваемых должностей требуют критического мышления навыков, таких как генерирование эффективных идей и принятие важных решений. Собеседники часто задают кандидатам вопросы, которые проверяют их способность критически мыслить. Критическое мышление навыков также могут быть решающим фактором, когда сотрудник стремится к продвижению по службе.

  • Когда вы принимаете важное решение или аргументируете свое мнение, легко позволить эмоциям взять верх, особенно если вы лично в это заинтересованы.Однако «Почему критическое мышление?» , отчет Йоркского университета, утверждает, что критическое мышление может помочь вам эффективно использовать эмоциональную привлекательность, позволяя своим чувствам влиять на ваши рассуждения, но не контролировать их.
  • В конечном счете, C ritical Thinking Skills поможет вам лучше понять опыт и взгляды других, повысив вашу способность работать с разными людьми.

*********************************************** ************************************************* **********

Артикул:

.

4 Обучение и изучение пространственного мышления | Учимся мыслить пространственно

4,3 ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Научные явления, которые имеют физическое представление в космосе, такие как репликация ДНК, погодные условия, распространение океанического дна и траектории самолетов, немедленно поддаются пространственному мышлению. Однако физическое проявление объяснительных научных понятий, таких как энтропия, тепловой поток и синтез, часто скрыто от прямого исследования.Соответствующие явления могут быть микроскопическими или могут быть скрыты другой информацией, как в случае молекул, складок Земли, движения плит и химических реакций.

Для развития научных знаний требуются время и практика. Задача преподавателей состоит в том, чтобы предоставить учебное время, надлежащим образом разработанные материалы и занятия (особенно представления), а также благоприятную среду, которая позволит учащимся приобретать знания по конкретным школьным предметам и, в то же время, развивать навыки пространственного мышления.Следовательно, чтобы узнать о сложных системах в науке, студентам необходимы три вещи: (1) знание широкого круга научных концепций, (2) навыки создания и интерпретации пространственных представлений информации и (3) возможности практиковать навыки пространственного мышления. в сложных, но хорошо поддерживаемых проектах.

Концепции и представления имеют смысл для экспертов, потому что у них было множество возможностей использовать их в течение длительного времени. Чтобы эти концепции и представления стали полезными для студентов, требуется много времени на обучение.Однако, учитывая нехватку такого времени, студенты часто оказываются постоянными новичками, всегда сталкиваясь с новым набором тем и новым набором представлений, которые они должны объединить и использовать при решении другого набора сложных вопросов.

4.3.1 Развитие экспертных знаний посредством приобретения знаний

В главе 3 представлены примеры специалистов в области наук о Земле, географии и астрономии, использующих пространственное мышление в процессе научных открытий и объяснений.Для достижения понимания эксперты связывают различные источники данных, используют свои знания о таких процессах, как вулканизм или эволюция, и включают свое понимание таких принципов, как тепловое равновесие или биоразнообразие. Успешные исследователи реорганизуют, комбинируют, расставляют приоритеты, сравнивают, ставят под сомнение и обсуждают свои идеи в течение длительных периодов времени. Эксперты развивают профессиональные навыки в своих областях с годами и часто находят методы, которые они используют для оценки сложных отображений данных, трудными для объяснения и, следовательно, для обучения других.Квалифицированные программисты, например, могут проверить программу из 300 строк и быстро выявить ошибки, тогда как новички могут смотреть на те же 300 строк практически вечно, не обнаруживая проблемы (Soloway and Spohrer, 1989).

Эксперты специализируются на отдельных аспектах своей области. Им нужно время и опыт не только для понимания представлений, используемых в новых аспектах области, но и для изучения принципов и идей, специфичных для предметной области, для интерпретации и критики этой информации. Эксперты переформулируют представление сложной информации, такой как движения пластин или конфигурации кристаллов, и участвуют в дисциплинарных спорах о подходящих способах сведения данных в форматы, максимально открытые для проверки (см.работают над геномом человека, молекулярными путями и материалами для электронного микроскопа). Ежегодно журнал Science отмечает исследователей, создающих визуализации, которые приветствуются их коллегами (Bradford et al., 2003). Однако для тех, кто не входит в конкретную научную область, эти представления могут сбивать с толку и сбивать с толку. Некоторые представления, такие как модели землетрясений, наложенные на очертания континентов, передают информацию, которую было бы трудно передать словами, тогда как другие, такие как методы представления структуры кристаллов, могут сбить с толку даже экспертов (глава 3). как неспециалистов.Даже гениальные представления, такие как современные алгебраические системы, иногда мешали, а также ускоряли научное открытие (например, diSessa, 2000).

.

3 Обучение и передача | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание

исследований концептуальной репрезентации включают Браун (1986), Бассок и Холиоук (1989a, b) и Сингли и Андерсон (1989). Будут ли студенты переходить из одной области в другую — например, формул расстояния от физики к формально эквивалентным задачам биологического роста, — зависит от того, воспринимают ли они рост как непрерывный (успешный перенос) или дискретный (неудачный перенос) (Bassok and Olseth , 1995).

Сингли и Андерсон (1989) утверждают, что переход между задачами является функцией степени, в которой задачи разделяют когнитивных элементов. Эта гипотеза также была выдвинута на очень раннем этапе развития исследований переноса идентичных элементов, упомянутых ранее (Thorndike, Woodworth, 1901; Woodworth, 1938), но ее было трудно проверить экспериментально, пока не появился способ идентифицировать компоненты задачи. Кроме того, современные теоретики включают когнитивные представления и стратегии как «элементы», которые варьируются в зависимости от задачи (Singley and Anderson, 1989).

Сингли и Андерсон обучали студентов нескольким текстовым редакторам, один за другим, и стремились спрогнозировать перенос, определяемый как экономия времени на изучение нового редактора, когда он не был обучен первым. Они обнаружили, что студенты быстрее осваивают последующие текстовые редакторы и что количество процедурных элементов, совместно используемых двумя текстовыми редакторами, предсказывает объем этой передачи. Фактически, произошел большой переход между редакторами, которые сильно различались по структуре поверхности, но имели общие абстрактные структуры.Сингли и Андерсон также обнаружили, что аналогичные принципы управляют передачей математической компетенции между несколькими областями, когда они рассматривали передачу декларативных, а также процедурных знаний.

Исследование Бидермана и Шиффрара (1987) является ярким примером преимуществ абстрактного обучения. Они изучали задачу, которую обычно трудно освоить в ролях учеников: как обследовать суточных цыплят, чтобы определить их пол. Бидерман и Шиффрар обнаружили, что двадцать минут инструкций по абстрактным принципам помогли новичкам значительно улучшить свои навыки (см. Также Anderson et al., 1996). Научные исследования, как правило, убедительно подтверждают преимущества помощи учащимся в представлении своего опыта на уровнях абстракции, выходящих за рамки специфики конкретных контекстов и примеров (Национальный исследовательский совет, 1994). Примеры включают алгебру (Singley and Anderson, 1989), компьютерные языковые задания (Klahr and Carver, 1988), моторные навыки (например, метание дротиков, Judd, 1908), рассуждения по аналогии (Gick and Holyoak, 1983) и визуальное обучение (например, , определение пола цыплят, Biederman and Shiffrar, 1987).

Исследования показывают, что абстрактные представления не остаются изолированными экземплярами событий, а становятся компонентами более крупных связанных событий, схем (Holyoak, 1984; Novick and Holyoak, 1991). Репрезентации знаний создаются благодаря множеству возможностей для наблюдения сходств и различий в различных событиях. Схемы позиционируются как особенно im-

.