Цивилизация без культуры / Стиль жизни / Независимая газета

Человек массы ориентирован на массовые зрелища.
Фото Reuters

Названием своей поэмы Грибоедов сразу дает понять читателю, что не надо умничать.

Образ проститутки Сони Мармеладовны раскрыт нормально. Да и про киллера Раскольникова тоже написано нормально. Короче, Достоевский нормальный писатель.

Евгений влюблен в обыкновенную Парашу.

Из школьных сочинений

В последнее время в России, особенно в Москве, появилось множество людей, которые хотя и равнодушно, а то и агрессивно относятся к качественной культуре и вопросам бытия, но сами по себе неглупы, овладевают, а то и уже владеют хорошими, полезными профессиями (программисты, рекламисты, юристы и т.п.), зарабатывают приличные деньги┘

Казалось бы, они и есть основа современного общества. Залог того, что страна успешно впишется в постиндустриальный мир и не будет прозябать в разрухе и нищете. Казалось бы, появление таких людей нужно восторженно приветствовать. Ведь это и есть люди нового поколения, интеллигенция информационного общества┘

Интеллигенция? Постойте. Что такое интеллигенция? Как заверяет словарь Ожегова – люди, занимающиеся любым умственным трудом? Но в таком случае большинство россиян – рафинированные интеллигенты. Вы в это верите?

В январе 2007 года я подходил в Иерусалиме к тому месту, где почти две тысячи лет назад произошла Тайная вечеря. Я не без доли юмора обратился к своему знакомому из нашей группы – как раз из тех, кого я только что описал:

– Слышь, мужик, Тайную вечерю дают!

– Чё? – не понял он.

– Мы подходим к тому месту, где две тысячи лет назад была Тайная вечеря, – пояснил я уже серьезно.

– Чё? – Он все так же не мог ничего понять.

– Две тысячи лет назад Иисус Христос устроил здесь последнюю трапезу со своими учениками, – терпеливо разжевал я. – А потом его распяли. Прояснилось?

– Чё? – повторил он снова. – Смотри вон лучше, какая Daewoo стоит!

Вы действительно считаете, что это интеллигентные люди?..

А один мой приятель, услышав от меня эту историю, на полном серьезе сказал про того человека:

– Вот совок! На «Дэу» в такой ситуации загляделся. Я еще понимаю – на «Субару»┘

Причем приятель этот – человек тоже по жизни умный, вменяемый, ответственный, работящий, успешный┘ Именно поэтому я попытался что-то втолковать хотя бы ему:

– Да при чем тут марка!.. Тут же Тайная вечеря!..

– Ах, ты в этом смысле, – ответил он. – Ну это да, люди у нас мало в своей религии разбираются, а многие и вообще не верят.

– Да при чем тут вера! Я и сам не знаю, есть ли Бог.

Более того, для меня это непринципиально. Просто эта история с Христом, Тайной вечери – это же основа всей европейской и американской культуры!..

На мой взгляд, определение интеллигенции следует срочно пересмотреть. Интеллигенция – это не люди умственного труда. Это люди, интересующиеся качественной культурой и вопросами бытия. Трудом же при этом они могут заниматься каким угодно.


Владение новыми технологиями еще не есть культура.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Термины «цивилизация» и «культура» часто употребляют как синонимы. Впрочем, крупный немецкий историк, философ и культуролог XX века Освальд Шпенглер видел в них, напротив, чуть ли не антонимы. Культура для него – дух жизни и творчества. Цивилизация – бездушный и серый техницизм, в который вырождается культура с течением столетий, после чего погибает.

В определении культуры я, конечно, согласен со Шпенглером. Но и цивилизацию не спешу так уж сильно осуждать. Цивилизация – техническая и правовая основа общества. Она позволяет создавать Daewoo, снабжать их бортовыми компьютерами, судиться с теми, кто крадет твои технологии, строить бизнес и т.д. Цивилизация дает деньги и технику, не затрагивая душу.

В подобной терминологии эти молодые люди представляют собой цивилизацию без культуры. Но если культура им на фиг не нужна, кто осмелится впихивать ее в них насильно? Да и нужно ли это делать?..

Кстати, по словам моего друга – сотрудника Российской государственной библиотеки, бывшей Ленинки, подобная же тенденция наблюдается и в современных библиотеках. Из храмов культуры они стремительно превращаются в служанок цивилизации. Их целью провозглашается уже не просвещение, как это было тысячелетиями, а осведомление. В типичном посетителе библиотеки видят теперь – возможно, справедливо – не человека, который стремится вырасти над собой, а служащего, желающего получить деловую или техническую информацию, чтобы справиться с обязанностями и заработать побольше денег.

Опять же я не против того, чтобы люди успешно работали и увеличивали свое благосостояние. Напротив, такое желание можно только приветствовать. Но мне не нравится то, что этот мотив становится у многих из них единственным мотивом, побуждающим обратиться к книге.

Сходным образом я не против газет вроде «СПИД-инфо». Они не несут в себе никакого зла. Напротив, они даже просвещают людей в плане секса. Что само по себе, конечно, полезно. Но опять же мне не нравится то, что у большинства людей чтение подобного рода становится единственным.

Впрочем, социологи установили, что около 95% людей в любом обществе в любую эпоху – закоренелые обыватели. Каким бы трудом они при этом ни занимались. Не знаю, нормально ли это. Но привычно и, по-видимому, неизбежно.

Но кто такие эти обыватели – любимый предмет сатиры российских и зарубежных классиков? Всегда ли это плохие, вредные, злобные люди? А если так, то каким образом может существовать общество, если на 95% оно из них и состоит? И не будет ли мизантропией ненависть к 95% человечества?

Для меня обыватель – это просто ограниченный человек.

Но вовсе не обязательно плохой, злой, достойный ненависти. Обыватель вполне может быть и добрым, и полезным для общества.

Еще любопытный вопрос. Если социологи установили, что люди, интересующиеся качественной культурой и вопросами бытия, в любой стране составляют около 5% населения, то почему фильмы вроде «Идиота» и «Острова», когда несколько лет назад их показывали по телевизору, смотрела чуть ли не вся страна? Нет ли тут противоречия?

На мой взгляд, все же нет. И дело тут не только в массированной раскрутке обоих этих фильмов перед началом их показа и в процессе его. Дело не только в том, что часть людей посмотрели эти фильмы затем, чтобы не прослыть отсталыми и немодными. Это скорее внешняя причина.

Внутренняя же, более важная, состоит в том, что обыватель, пусть даже и в повседневной жизни, он уверенно предпочтет банальную массовую культуру, к вопросам бытия равнодушен все-таки не полностью. У обывателя тоже могут быть всплески интереса к глубокой культуре – особенно если как-то их провоцировать. Если обещаете не толковать это по Фрейду, то скажу, что раз в год и палка стреляет.

Обществознание 5.1

 


1. Культура и её основные компоненты. Типы культур.
2. Функции культуры.


 

Культура — это элементы человеческой жизни, которые отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то обществознание изучает и ее.

Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Когда в повседневном разговоре заходит речь о роли культуры в жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением.

Понятие культуры является фундаментальным для общества, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями, и отличает одно общество от другого.

Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду – культуру, вне которой он не может существовать. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “

вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени.

Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает «культивировать (возделывать) почву». В Средние века это слово стало обозначать метод возделывания зерновых, что привело к возникновению термина «agriculture» (искусство земледелия).

В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.

В узком смысле культура — система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

В предельно широком понимании «культура» охватывает все, созданное людьми и если использовать термин «культура» в этом значении, то и формы жизни человека могут рассматриваться как продукт культуры. Ведь и семья, и религия, и хозяйство и политическая власть — все это не дано «от природы», но возникло в результате человеческой деятельности и взаимодействия. Можно сказать, что социальные формы жизни человека — продукт культуры. Но и культура – продукт общества, продукт человеческой деятельности. Культура – это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания. И здесь ключевая роль принадлежит языку.

Язык – базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы существовать. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения поколению. Язык – это посредник между человеком и окружающей его реальностью, как природной, так и социальной.

Язык и культура – явления, по сути своей социальные. Они возникают и существуют лишь благодаря постоянному взаимодействию между людьми. В процессе взаимодействия складываются культурные значения, которые передаются от поколения к поколению, переосмысливаются, корректируются и изменяются.

К базисным элементам культуры также относятся ценность и культурная норма.

Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, к чему следует стремиться. Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь – все это примеры ценностей. Ценности – это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения человека в обществе. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей.

В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей — защита и сохранение целостности социальной группы — носителя данной культуры. Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (добро, красота, истина, справедливость, свобода и т.д.).

Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.

Нормы – это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. В нормах содержится требование поступать опреде-лённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. Совокупность норм образует нормативную систему. К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.

Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой. Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима.

В зависимости от того, кто производит культурные эталоны, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу.

Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура может быть очень высокой и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации сделали доступными массовые образцы культуры для всех слоев общества. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но у массовой культуры самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми.

С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Малые культурные общества получили название субкультур. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, мане-рами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными.

Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве. Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):
1) развитие творческого потенциала человека.
2) культура обеспечивает приспособление к среде, к обществу, и по отношению к индивиду.
3) познавательная функция.
4) информационная функция.
4) коммуникативная функция.
5) регулятивная функция.
6) оценочная функция.
7) функция «социализации».

Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.

Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой — реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.

Мир человека — это мир культуры. Культура — это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих — актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какимито проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 10
§ 33 стр. 230-235

Составление конспекта по плану:

1. Основные особенности научного мышления.
2. Научное познание, методы научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое «социальная культура»?
2. Перечислите основные компоненты культуры?
3. Перечислите виды культуры.
4. Обоснуйте, в чем заключаются общечеловеческие ценности?
5. Что входит в понятие функций культуры?
6. Чем различаются элитарная, народная и массовая культура?
7. Что такое субкультура и контркультура?
8. В чем заключаются культурные заимствования?

Может ли общество существовать без культуры?

Мы видим культуру каждый день и везде. Культура является частью нашей жизни и частью нашего бытия. Это запутывает нас на индивидуальной основе и на групповой основе. Но может ли общество существовать без культуры?

Понимание культуры

Культура в идеале представляет собой набор из норм, ценностей и идей , который определяет или иллюстрирует общество.

Но опять же, как конкретное общество приобретает эти атрибуты? Как они формируются?

Ответ лежит в преобладающей динамике в конкретном обществе. Точнее, во взаимных характеристиках, общих для всех обществ.

Начнем с того, что любое другое существующее общество имеет какие-то отношения. В других обществах эти отношения невелики, в то время как в других они огромны и охватывают несколько поколений.

Другие общества демонстрируют патриархат , например, в некоторых обществах мужское происхождение является наиболее значимым, в то время как другие практикуют матриархат, где очень важно женское происхождение.

В сущности, в каждом обществе существует « имущих » и « неимущих », причем в других наблюдаются огромные различия между блестяще богатыми и крайне бедными, а в других различия не так велики.

Может ли общество существовать без культуры?

Чтобы дать правильный ответ на это, нужно будет разработать открытое определение термина культура.

При этом культура в социальных науках подразумевает все о человеческом обществе , который выходит за рамки не биологических аспектов.

Более того, культура спускается от искусства к еде, правительству и охотничьим приемам. Якобы единственными исключительными вещами, не связанными с культурой, являются биологические вещи, такие как тот факт, что люди умирают, а также то, что женщины рождают новых людей.

С более глубокой точки зрения, если мы посмотрим на культуру более точно, то сможем понять, почему культура необходима для общественного прогресса.

Без аспекта культуры не было бы общества

Опять же, лишенные культуры, люди окажутся животными, движущимися и делающими вещи на основе человеческого инстинкта, превосходящего биологически.

Проще говоря, единственная культура может иметь абсолютную способность создавать общество с другими традициями, обычаями и ценностями.

Размышления об обществе и культуре

Каждое общество имеет аспект религии. В других случаях это подразумевает строгие законы, применяемые влиятельными священнослужителями, в то время как в других случаях это подразумевает чувство свободной духовности, с которым религиозные лидеры служат только в качестве полезных лидеров.

Культура — это давнее понятие, восходящее к Древней Греции и Риму, можно, например, узнать, что репутация человека привязана к обществу или городу происхождения, который в большинстве случаев применялся непосредственно как фамилия, для Например, афинский законодатель.

Если копнуть глубже, Сократа, например, обвинили присяжные в нежелательном убеждении афинской молодежи. Он предпочел наказание изгнанию, поскольку последнее раскрыло бы ему все его афинское гражданство, аспект, который считался неотъемлемой частью его соответствующей культуры и идентичности.

Он стремился к тому, чтобы потомство поняло его и напомнило о нем как об афинском или греческом философе, но не как о человеке, который в изгнании ассимилировался другой культурой.

Современные, мы склонны подчеркивать индивидуальное место происхождения, общество и культуру, к которым человек принадлежит, в приоритетном порядке, чтобы идентифицировать и помочь понять их.

Другими словами, культура — это прежде всего то, что скрепляет данное общество и выступает своего рода точкой отсчета в любом данном обществе. Здесь без культуры «общество» еще не может быть обществом.

Связь между культурой и обществом

Общество и культура во многом сосуществуют.

Удивительно, но одно не может существовать без присутствия другого. Культура и общество включают в себя некоторые общие принципы, даже если они не могут быть похожими или идентичными, ключевое различие заключается в том, что общество состоит из людей, в то время как культура включает в себя знания, обычаи, идеи, традиции, верования, народные обычаи, навыки, институты, артефакты и организации.

Интересно, что общество представляет собой сочетание людей с разными культурами. И наоборот, культура имеет дело с языком, едой, поведением и деятельностью конкретных людей в аспекте окружающей среды.

Общество — это в основном группа индивидуумов, существующих коллективно, тогда как культура — это, по сути, все, что впоследствии сделано из вышеупомянутых людей. Примечательно, что культура рассматривается как институт, который привлекает сплоченность и выносливость.

Он может иметь пул различных значений и отношений , но формирует черты и поведение населения, убеждения и ценности.

На глубинной стороне отношения между этими двумя явлениями, следовательно, очень сильно сохранились, поскольку культура влияет на то, как люди реагируют на мысли и изменения, в то время как общество является более или менее «внешней структурой».

Никакой культуры! Нет общества!

В ретроспективе через культуру можно выразить личную уникальность во всех аспектах человеческой жизни, таких как убеждения, еда, образование, а также спорт среди многих других.

С другой стороны, любое человеческое существо, существующее в данном обществе, то это общество включает в себя свою культуру и ценности, таким образом, каждый человек является культурным существом.

Культура – ​​виновник разделения общества 

Культура служит объединению людей, но в то же время служит инструментом разделения по тем же принципам. В гармонии всеобщий союз превосходит тысячи ограниченных культур, поскольку они притягивают избыточность.

Возможно, у нас больше не будет желания высвобождать нашу человеческую сущность высшими средствами через обычаи, религии и/или языки, в то время как наши традиции и обычаи прославляют наши человеческие различия.

Заключительные слова о сосуществовании общества и культуры

Подводя итог, всегда факт! Любое данное или существующее общество не может функционировать без аспекта культуры. Аспект анархии, возможно, ближе всего к тому, чтобы мы как раса могли быть лишены культуры, и, поскольку нет собрания людей, которое поддерживало бы просто анархию в течение длительного периода времени, анархия, следовательно, невозможна.

Другими словами, в Америке есть культура. Южная Америка тоже. У других народов тоже есть культура. Следовательно, в коллекциях каждого человека возникает потребность или желание терпеть какой-то порядок, что опять-таки требует культуры.

В конечном счете, культура — это не фиксированный и жесткий инструмент, а скорее способ действовать в определенных условиях, так что, если человек сталкивается с изоляцией от своей основной культуры, он, безусловно, будет существовать со своей собственной культурой.

Эта устойчивая культура снова будет звучать просто и заметно, что одни и те же очень разные будут сосуществовать в своих нынешних культурно сложных аналогах, и поскольку большинство людей создают культуру, и эта культура, в результате, формирует одного и того же человека, это можно рассматривать как сравнение массы материи. Всякий раз, когда материя формируется, она становится неотъемлемым свойством массы.

Точно так же, когда группа людей собирается инстинктивно, создается преднамеренная сознательная культура. Эта группа людей не изобретает своего рода культуру, а скорее борется и сотрудничает с внешним физическим миром в результате общего поведения в обращении с окружающей средой, которая просачивается в них.

Таким образом, вполне логично, что общество не может существовать без культуры, поскольку это подобно мыслящей материи без аспекта массы .

 

«Общество без культуры — общество нуждающееся»

На заседании конференции «Политика или культура?» проведенный IDI и Sapir Academic College, министр Чили Троппер говорил о том, что культура должна укреплять общество и не становиться жертвой раскольнических дискуссий. Flash 90

Двухдневная онлайн-конференция «Политика или культура?» посвящен культурной политике Израиля. Конференция является продуктом сотрудничества между Израильским институтом демократии и Академическим колледжем Сапир, факультет культурных исследований.

В рамках открытия сессии «Культурная политика – зачем?» – MK Chili Trooper , министр культуры и спорта, отметил, что «вопрос этатизма, конечно, очень широк и всегда актуален. Мне кажется, что он сверхактуален в наши дни, в свете недавних разногласий к тому, что подразумевает этот термин. Кроме того, культура не является островом.Это происходит в определенном обществе и атмосфере, и если есть трещины в этатизме и в принятии решений, основанных на соображениях большего блага, они также проникают и влияют на культура

«В такой атмосфере дело имеет тенденцию переходить в агрессивную политическую плоскость. Так трудно искоренить эпидемию» и так трудно сохранить солидарность. Я думаю, что одна из задач — а также возможность — культурного мир должен быть предвестником единства, а не разделения. Культура — арена, которая может укрепить солидарность, — к сожалению, стала жертвой разделяющего дискурса.

«Культура в Израиле сильно пострадала от коронавируса, но я думаю, часть нашей борьбы действительно принесла свои плоды — как в практическом смысле разрешения проводить культурные мероприятия, когда это возможно, и в выделении беспрецедентной финансовой помощи, так и на более высоком, ценностном уровне: общество без культуры — это нуждающееся общество. Общество не может себе позволить запретить культуру на год — оно должно бороться с такими последствиями вируса, как одиночество и социальное дистанцирование, — и для них нет лучшего лекарства, чем мир культуры». 0007

Конференция была проведена в ознаменование публикации нового исследования политики Adv. Эдна Харель-Фишер, научный сотрудник Израильского института демократии – «Статизм в культурной политике». Исследование закладывает основу для рассуждений о культурной политике в Израиле и дает политические рекомендации на фоне недавних публичных дебатов по этому вопросу, вопросу финансирования культурной деятельности и приверженности государства культурной арене.

Харел-Фишер отмечал: «В эти дни глубокого кризиса, когда институты культуры парализованы, а мир культуры находится в тяжелом положении, нам нужен новый договор между обществом, сферой культуры и творчества и государством, договор, который будет основываться на политике в отношении культуры. Это то, что лежит в основе моего исследования. Эти трехсторонние отношения претерпели очень тяжелые потрясения в последние годы, и их необходимо улучшить, чтобы мы могли более эффективно справляться даже с серьезными кризисами.