Общество и культура | LAMPA

В процессе своей жизнедеятельности общество создаёт материальные блага и духовные ценности, т.е. творит культуру.

Общество отражает систему взаимоотношений людей, а культура — образ жизни людей, который рождается в результате этих взаимоотношений. Таким образом, общество напрямую влияет на формирование культуры.

Культура (от лат. «cultura» — уход, обработка, возделывание земли) — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура (в широком смысле) — это исторически сложившаяся совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, которая влияет на окружающий мир и самого человека.

Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа». Т.е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что всегда существовало естественно. Поэтому культуру часто называют «второй природой» человека, то есть искусственно созданной средой, необходимой для его полноценной жизни.

Элементы культуры можно видеть повсюду — это и построенные здания, и технические приспособления, и написанные книги, и засеянные поля, и общепринятые нормы поведения, и многое другое.

Общество не может существовать без культуры.

Мы каждый день действуем на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняемся под воздействием культурных ценностей (мода, молодёжная субкультура), накапливаем и передаем другим поколениям достижения культуры (сокровища музейных коллекций), создаем ее новые формы (новые музыкальные жанры).

Без культуры жизнь общества мало чем отличалась бы от животного мира.

Давайте рассмотрим естественную потребность каждого живого существа в питании. Благодаря культуре, мы пользуемся разнообразными кулинарными рецептами, посудой, столовыми приборами, и этикетом — азбукой правил общепринятого поведения в определённых ситуациях. Таким образом, даже столь обычный процесс потребления пищи человеком также подчинён влиянию культуры.

Вследствие того, что выделяют два основных типа деятельности – материальную и духовную, то и культуру можно также подразделять на материальную и духовную. Но следует помнить, что это деление очень условно. Духовная культура тоже может воплощаться в материальных вещах, например, книгах, картинах или постройках: художественные образы оживают на страницах книги или на живописном полотне, религиозная идея воплощается в строительстве храма.

Общество воплощает в себе различные взаимодействующие формы объединения людей. Это могут быть целые нации, профессиональные или религиозные группы, творческие объединения, группы по интересам в социальных сетях. Все эти формы объединения людей отличаются друг от друга своей особой культурой. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, манере общения и предпочтениях. Но абсолютно всем культурам присуще общие черты или формы, которые принято называть «культурными универсалиями».

Во всех национальных культурах есть нормы, связанные с почитанием старших, заботой о детях и стариках, религиозные ритуалы, представления о семье и браке. Но в каждой культуре эти представления находят своё особое, ни на что не похожее, отражение.

Многие народы в мире празднуют приход весны и пробуждение природы от зимнего сна. В христианских странах сохранился языческий обычай сжигать чучело зимы в преддверии 40-дневного поста перед Пасхой, например, в России и Германии. Во многих мусульманских странах, например, в Иране, Афганистане, Узбекистане, Турции и Азербайджане – это языческий по своему происхождению праздник Новруз, который празднуется 21 марта каждого года. И в той, и в другой традиции празднество сопровождается разжиганием костров после захода Солнца, то есть огонь с языческих времен сохранил ритуальное значение как средство очищения от всего плохого и греховного

Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

Мир без культуры: gump_00geo — LiveJournal

Свершилось, я отсканировал доклад «моей любимой студентки» и делюсь им с вами. Не судите строго.

Каким будет мир без культуры?



       Для того чтобы ответить на вопрос, означенный в заголовке, необходимо сначала определить термин «культура». Это понятие в отечественной и зарубежной теоретической литературе трактуется неоднозначно. Можно привести семь основных значений слова «культура»:
              1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
             2. Уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа или класса общества. Уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.
             3. Совокупность всех результатов человеческой деятельности, не повторяющих природу, то есть являющихся чем-то качественно новым, так называемая развивающаяся культура.
          4. Просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных навыков поведения в обществе; воспитанность. Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.
             5. Разведение, выращивание какого-либо растения; культивирование. Обработка, возделывание.
             6. Разводимое, культивируемое растение.
             7. Микроорганизмы (или совокупность микроорганизмов), выращенные в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде.

       В данной части работы термин «культура» будет пониматься в первом из вышеприведенных значении. То есть будем рассматривать культуру в широком смысле этого слова, как все, что было некогда придумано и создано человеком.

       Культуру в этом смысле часто определяют как «вторую природу». Культура, прежде всего природный феномен потому, что ее творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, однако, только переступив пределы природы, человек стал способен создать культуру, то есть что-то необусловленное инстинктами, своеобразную «надстройку» над природой. Эпитет «вторая», подчеркивающий отличие культуры от «первой», изначальной и подлинной природы, содержит намек на искусственное происхождение культуры.

       В отличие от мира животных, где каждое животное может что-то созидать, но это будет происходить по велению инстинкта, человеческая деятельность характеризуется как осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности. Только такая деятельность способна на создание культурных ценностей.

       Говоря о ценностях, стоит упомянуть об аксиологическом подходе к рассмотрению культуры. Одно из распространенных пониманий культуры состоит в рассмотрении ее как мира воплощенных ценностей. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они наделены особым свойством — быть ценностями. Некоторая часть вещей, создаваемых человеком, не является ценностями, он их создает только с определенной пользой для себя, для удовлетворения своих естественных потребностей; такие же вещи он находит и в природе. Но отличие ценности от полезности в том, что через ценность человек раскрывает свою сущность, реализует ее, в том числе для передачи следующим поколениям. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Ценности — регулятор человеческого поведения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы.

       Оно указывает на границу различения культурного и природного миров: ценности как ядро культуры не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху и другим необходимым для его биологического существования условиям, а возникли в результате его культурной деятельности и стали ее регулятором.

       Таким образом, человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Тогда же закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Природное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культурное же состояние начало оцениваться как более высокая ступень человеческой эволюции, на которой он представал творчески продуктивным существом.

       Нужно заметить опять же, что споры о том, чем человек руководствуется в большей мере — сознательными порывами или инстинктами, что преобладает в нем — рациональное или иррациональное, культурное или природное длятся уже давно, и в рамках гуманитарных дисциплин скорее всего никогда не могли бы быть разрешены.

       Итак, собственно человеческое в человеке — это сверхприродное, идеальное, надстроенное над реальностью. Человек обладает «второй природой». «Вторая природа» культуры сопричастна «второй природе» человека. Следовательно, человек является человеком постольку, поскольку он погружен в культуру, выступает субъектом культурных преобразований, обладает возможностью, навыком, необходимостью находиться в двух мирах, сопрягать их в каждом акте своей жизни.

       В пространственной плоскости роль культуры состоит в том, чтобы удовлетворять те потребности людей, которые она сама порождает, и одновременно формировать новые потребности, посредством этого окультуривая, облагораживая, одухотворяя, «возвышая» биологические нужды — в пище, отдыхе, сексуальных ощущении и т.д. — и привнося в жизнь новые, чисто культурные: в чтении, слушании музыки, изучении наук, философском умозрении, путешествиях, интеллектуальном общении с себе подобными. В целом эту роль культуры можно определить как последовательное и всестороннее очеловечивание жизни человека.

       Роль культуры во временной плоскости состоит в том, чтобы заменить утративший силу механизм генетического кодирования и передачи из поколения в поколение программ поведения и деятельности своими созданиями — предметными носителями, хранителями и трансляторами накапливаемого человечеством культурного опыта. Этот опыт охватывает все основные аспекты человеческой деятельности: в него входят знания о мире, о человеке и о самом знании; ценности, приписываемые всему сущему, и вне культуры, и в ее собственном пространстве; проекты, предназначены для претворения в жизнь как идеальные предвосхищения плодов деятельности, но остающиеся мечтами, фантазиями, невыполнимыми «моделями потребного будущего»; формы общения, способные объединить людей общими ценностями, проектами, знаниями; художественные образы, в процессе создания которых сливаются воедино все четыре вида деятельности и которые становятся одновременно и нераздельно знаниями-ценностями-идеалами-способами общения.

       Так же необходимо упомянуть, что развитие культуры, согласно Гердеру, составляет содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура является не невесть откуда возникшим состоянием, а раскрытием сущности человека в историческом движении.

       Теперь, когда мы установили, что такое есть культура, можно, отталкиваясь от ее определения, представить каким будет мир без культуры. Логично предположить два пути: первый — мир был бы таким же, как до появления культуры, второй — мир был бы похож на описанные в многочисленных антиутопиях миры.

       Если говорить о первом варианте мира без культуры (и, по моему мнению, этот вариант наиболее приемлем), то можно сказать, что человек в этом мире будет просто еще одним ребенком природы, он не станет чем-то отличаться от своих «братьев меньших», которые в этом мире были бы ему «братьями равными». Выше уже было написано, что культура есть «вторая природа» человека, то, что его делает человеком и отличает от животных. Без культуры он был бы просто еще одним зверем.

       Если психика как способ мозгового управления поведением свойственна уже высшим животным в связи с усложнением их поведения по сравнению с образом жизни насекомых, пресмыкающихся, рыб, то интеллект является таким уровнем работы психики, который достигается только человеком. Поскольку он формируется в процессе практической деятельности человека и в соответствии с ее нуждами, интеллект должен быть признан феноменом культуры. Такой вывод находит свое подтверждение в онтогенезе: ребенок от рождения обладает психикой, как высшие животные, но интеллект формируется у него в процессе инкультурации — обучения речи и счету, чтению и общению со взрослыми и далее в ходе образования в средней и высшей школе. В филогенезе развитие интеллекта лежит в основе истории культуры. Эта психическая сила осуществляла и знание мира, и самопознание человека, породила мифологические представления о бытии, а затем поднялась на уровень научного, художественного и философского постижения действительности, сформировала систему образования — одним словом, поднимала человечество из темной первобытности на высокий уровень цивилизации.

       Согласно Марксу, чисто природный тип порождается генетически транслируемым инстинктом (созидание пчелы или паука), а культурный выражается в том, что человек, прежде чем что-либо создать практически, делает это «в своей голове», и потому «в конце процесса труда «получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально»; этот идеальный прообраз предмета, т.е. его проект, создаваемый воображением, порождается «сознательной целью» человека, «которая, как закон, определяет характер и способ его действий».

       Существует много концепций, в рамках которых их создатели пытаются объяснить феномен возникновений культуры. Среди известных концепций это концепция вмешательства бога, трудовая концепция, концепция приспособления и другие. Все они довольно хорошо известны и нет смысла раскрывать их подробнее в рамках этой работы.

       В итоге все концепции приходят к тому, что в определенный момент культура стала тем внегенетическим способом передачи информации, благодаря которому совершился скачок в развитии обезьяноподобных существ и появился Человек Умелый (Homo Habilis, первый представитель рода Homo), который уже был способен на более-менее сознательную деятельность.

       На самом деле, нельзя относиться однозначно к миру без культуры. Можно сказать, что здесь есть и свои плюсы (которые были описаны ранее по ходу работы), и минусы.

       Например, представители клинического направления античной философии доказывали, что культура и общество с их законами и требованиями есть главные источники зла, поскольку они искажают естественную сущность человека. В Новое время Ж.-Ж. Руссо доказывал, что культура сделала человека несчастным, обременив его тяготами, неравенством, социальными бедами, т.е. всем тем, что отсутствует в мире природы и там, где человек еще сохранил с ней непосредственную связь.

       Диалектика человеческого бытия приводит к выработке человечеством не только таких форм поведения и опосредующего их сознания, гуманистическая ценность которых, безусловно, превосходит агрессивность, жестокость, кровожадность диких зверей и отсутствие у них разума, совести, идеалов, духовности, эстетических чувств, но и таких, в которых людьми проявляются качества более звериные, чем у самих животных,— ограбление и убийство ближнего, военные способы разрешения социальных противоречий, пытки, обман, предательство, измена.

       С другой стороны, если рассматривать культуру как человеческий способ приспособления к природе, то можно заключить, что без нее он бы и не выжил, поскольку больше никаких выдающихся приспособлений для удачного существования в этом мире у него не было.

       Теперь обратимся к другому варианту мира без культуры — к антиутопическим мирам.

       Надо сразу оговориться, что здесь термин культура будет несколько ограничен. В каждой культуре сочетаются две тенденции: рутинная деятельность, т.е. репродуцирующая уже достигнутый уровень культуры, и развивающаяся культура, отмеченная креативной, творческой, продуктивной способностью. Эта последняя и определяет прогресс культуры. В антиутопиях обычно описываются миры, где отсутствует полностью или частично элемент развивающей культуры.

       Любой тоталитарный режим стремится подчинить себе культуру, не останавливаясь перед грубым насилием, физическим уничтожением инакомыслящих в ходе сталинского террора, гитлеровского геноцида, маоцзедуновской «культурной революции», полпотовского истребления национальной интеллигенции т.д.

       В знаменитой антиутопии «1984» Дж. Оруэлла так же был описан метод избавления от любого инакомыслия, заключенный в замене обычного языка новоязом (кроме того, что людей карают за мыслепреступления смертью, но новояз — это привентивная мера). Как было написано выше, именно слово, идея, явились тем, от чего пошло развитие человечества. И если это исключить, убрать саму возможность мыслить как-то иначе, по новому, нестандартно, можно исключить и развитие на корню. Искусство как таковое в этой антиутопии создавалось машинами, и вряд ли можно было назвать песни для пролов действительно искусством. В «1984» у людей сохранялись духовные потребности, но в конечном итоге оно было втиснуто в определенные очень узкие рамки, в которых творчество практически невозможно. Такое общество может казаться вполне стабильным, но оно не развивается, или даже деградирует с каждым поколением.

       Естественно, в этом обществе отсутствуют духовные ценности, как впрочем, и какие-либо ценности вообще, кроме тех, что навязывает «партия». Отобрав у людей возможность самостоятельно мыслить, министерство пропаганды может заставить людей делать фактически что угодно и при этом вовсе не из под палки, а с улыбкой на лице и с непрошибаемой уверенностью, что все делается правильно (на что способна и религия, что она много раз доказывала). Например, в «1984» описываются неоднократные случаи уличения детьми своих родственников в мыслепреступлении и сдавание их Полиции Мысли (это есть аллюзия на Павлика Морозова и отношение советских людей к его поступку).

       Такое поведение для человека как биологического существа невозможно, ибо животное прежде всего старается защитить свой род, это природный инстинкт. Здесь же мы видим пагубное влияние именно культуры в общем смысле слова на человека, что подводит нас опять же к выводу, что культура несет не только добро и свет.

       Но при этом следует иметь ввиду, что при рассмотрении антиутопий мы под культурой понимаем результаты творческой, свободной, сознательной деятельности человека. И культура в антиутопии «1984» нисколько не соответствует этому описанию, максимум на что способны люди в этом произведении — это воспроизводить то, что уже есть, ни о какой креативности или сознательности мы не можем говорить.

       Поэтому, исходя из более узкого определения культуры, можно заключить, что миры антиутопии могут быть восприняты как миры без культуры. И если регресс до состояния homo habilis или еще дальше вряд ли произойдет, то оказаться героем антиутопии, разворачивающейся у нас на глазах, мы вполне можем.

======
PS Сервис «Антиплагиат» показывает, что текст является оригинальным на 64%.

Общество и культура

Культура – это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой – человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном обществе понятие культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень развития личности и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и индивидуальном сознании людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура – это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем виды связи между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и духовная жизнь общества находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура – это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же – духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона – это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация моральных принципов, подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО — Студопедия

В культурологическом контексте общество можно определить как социокультурный феномен, совокупность двух начал — куль­туры и социальной системы. Оно охватывает исторически сложив­шиеся формы и нормы жизнедеятельности людей. Поэтому куль­туру общества следует рассматривать только во взаимодействии и развитии социальных систем и личности, как систему норм чело­веческой деятельности.

Культура охватывает все стороны общественной жизни, влия­ет на формирование мировоззрения и общественного сознания членов общества. Категории Истины, Добра и Красоты всегда и во все времена были предметом особого внимания. Не только че­рез познание материальной жизни, но и через нравственные цен­ности формировались мироощущение и мировоззрение человека. Между культурой и мировоззрением существует тесная связь, под­черкивал А. Швейцер. «Культура является продуктом оптимисти­чески-этического мировоззрения. Лишь в той мере, в какой дей­ственно миро- и жизнеутверждающее, и одновременно этическое мировоззрение, идеалы культуры выкристаллизовываются и зани­мают доминирующее положение во взглядах индивида и обще­ства».

Взаимосвязь культуры и, мировоззрения представляет одну из объективных закономерностей историко-культурного развития че­ловечества. Понятие «мировоззрение» появилось в конце XVIII в. В предельно сжатой форме оно означает представление об окружа­ющем мире. При этом не сами по себе знания — теоретические, практические и др. о мире и человеке составляют особенность ми­ровоззрения, а их обращенность на человека, на его проблемы, воз­можность ответить благодаря этим знаниям на насущные вопросы о смысле, месте, назначении и перспективах Человека в мире.


Мировоззрение личности неповторимо, как неповторим каж­дый человек. Оно формируется прежде всего под воздействием ок­ружающей культурной среды, личного опыта, образования, вос­питания, особенностей его характера. Но в разных индивидуаль­ных мировоззрениях наряду с серьезными различиями есть и нечто общее, иначе люди просто не понимали бы друг друга. И если общество принимает определенную концепцию устройства и ви­дения мира, то мировоззрение становится достоянием больших общественных групп, основой их мировосприятия и последующего социального поведения.

Трагично для общества, если ему насильно внедряют то или иное мировоззрение. Примеров тому в истории немало, но два из них наиболее характерны: засилье идеологии реакционно-воинствую­щего католицизма в эпоху средневековья и внедрение идей марк­сизма-ленинизма в СССР и бывших странах народной демокра­тии. Естественно, что мировоззрение, державшееся на насилии, рассыпалось.


Современная цивилизация в центр мировоззренческих идей выдвигает Человека как высшую ценность и главное богатство об­щества. Актуален не только вопрос «Какой человек нужен обще­ству?», но и «Какое общество нужно человеку?». Общечеловечес­кий разум ищет ответ на этот вопрос. Но он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем среда.

Мировоззренческая идея ценности человека,

его жизни заставля­ет сегодня выделять в культуре, традиционно понимаемой как вме­стилище общечеловеческих ценностей, ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму воз­можность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

В основе нравственности всегда лежит несовпадение, порой трагическое, двух начал — стремления к собственному благу и сознания ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравственности нацелена на соединение воли каждого человека < волей бесчисленного количества других людей. Во всяком обществе (точнее, во всякой культуре) существует некое согласие, сво­еобразный консенсус относительно того, что считать

моралью. Например, в рамках христианской традиции образ морали зада­вался Нагорной проповедью Иисуса Христа. Новое время выра­ботало идеал, в котором моральная личность предстает в качестве свободного гражданина.

Этический консенсус общества может меняться или видоизме­няться. Но есть устоявшиеся и всеми признающиеся понятия. Какие же нравственные ценности можно считать общечеловеческими? Те, которые должны действовать в любом обществе: доб­рота, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, совесть, мужество, справедливость, достоинство. Этот перечень можно продолжить. Но главным стержнем в нем должна проходить

идея гуманизма и уважения личности.

В противовес коммунистическому лозунгу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» академик Д. С. Лихачев выдвинул идею не­коего Интернационала интеллигенции, сформулировав «Десять за­поведей человечности»:

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой вра­гом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата сво­его.

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится все мыслимое.

10. Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным.

Ориентированность на общечеловеческие ценности —характер­ная черта духовно развитого человека. Еще одна грань духовности человека связана с понятиями прекрасного и гармоничного, с зако­номерностями художественного освоения им мира, со всем тем, что дает возможность людям творить «по законам красоты».

Таким образом, культура как органическая часть охватывает нравственно-эстетические принципы и нормы существования чело­века и общества. Не может быть безнравственной культуры, нравственность формируется только в рамках культуры. Главным в понятии «духовная культура личности» следует считать активное творческое и вместе с тем ответственное отношение человека » жизни, природе, обществу, другим людям и самому себе, облада­ние способностью к самосовершенствованию.

Нравственность в обществе неотделима от права. Следователь но, актуально встает вопрос о правовой культуре. Она представ­ляет собой разновидность общей культуры, отражающей опреде­ленный уровень, правосознания, законности, совершенства зако­нодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура складывается из таких элементов, как правовые знания (знания о сущности права и его нормах, о законнос­ти, правовых учреждениях), правовые убеждения (правовое чувстве и правовая воля, основанные на нравственных факторах) и правовая деятельность (правотворческая, правоприменительная, правореализующая). Правовая культура пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей. Правовая культура личности и общества рассматривается как одна из категорий обще человеческих ценностей, как главный результат общедемократических завоеваний человечества.

Она становится неотъемлемые компонентом правового государства и правового общества.

На протяжении тысячелетий просматривалась взаимосвязь культуры и религии.Как одна из форм духовной жизни человек; религия, в частности христианская, оказывала огромное влияние на развитие культурных процессов, на социально-политическую и духовную жизнь общества.

Памятники христианской культуры: Библия, Евангелие, иконография, духовная музыка, искусство, архитектура — непреходящие ценности человечества. Как бы ни относиться к религии вера как внутренняя потребность людей, лежащая в основе религиозного мировоззрения, не только в течение тысячелетий питала культуру, но и остается одним из консолидирующих и стабилизирующих факторов общественной жизни.

Неотъемлемой частью культуры является наука. Наука как производство знаний представляет собой специфическую форму действительности, существенно отличную не только от функционирования в сфере материального производства, но и от других видов собственно духовного производства. Нередко науку характеризуют как «мышление в понятиях, а искусство – «мышление в образах», подчеркивая, что первое развивает в основном интеллектуально-понятийную сторону творческой способное человека, а вторая — преимущественно чувственно-образную Однако эти различия не означают непроходимой грани мех наукой и искусством, которые объединяет творчески познавательное отношение к действительности.

Кроме производства знаний наука выполняет и такую гуманистическую функцию, как борьба за психическое здоровье народа, за ясность его ума, столь необходимого для успешного функционирования механизмов демократии и цивилизованной рыночной экономики. Все это особенно актуально для новой России, поскольку в период упадка фундаментальных наук их «экологические ниши» в сознании рядового потребителя средств массовой информации все больше занимает всяческая антинаука.

Наука, ориентированная на критерии разума, в принципе противоположна религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные начала. Если наука изучает действительность исходя из нее самой, требует рационального обоснования и практической подтверждения получаемых ею знаний, то религия свою главную опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и непререкаемости авторитета канонических текстов. Однако, писал академик

Н. Н. Моисеев (1917—2000), «по моему мнению, неправомерно противопоставлять рациональное и религиозное мышление. Наука вполне совместима с религиозным убеждениями, а тем более с религиозным чувством — основе любой веры. Они никак не противоречат друг другу, отражая сущности двух кардинальных вопросов. Один из них порожден практикой человеческой деятельности, требованиями сохранения род человеческого, заложенными в нашем генетическом единстве, другой возник вместе с духовным миром человека».

Значение религии для образованного человека и ученого хорошо показал создатель теории относительности Альберт Эйнштейн. Он считал себя религиозным человеком, хотя и в особом, «эйнштейновском» понимании: «… каждый, кто серьезно занимается наукой приходит к убеждению, что в законах природы проявляется дух значительно превосходящий наш человеческий. Перед лицом это го высшего духа мы с нашими скромными силами должны ощутить смирение. Так, занятия наукой приводят к благоговейном чувству особого рода, которое в корне отличается от наивной ре­лигиозности. А. Эйнштейн утверждал, что вера в осмысленное мироздания вдохновляет исследователя. Религиозный ученый раскрывая мировые закономерности в просторах Вселенной или глубинах атома, видит в них проявления Мирового Разума К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, И. П. Павлов, Л. Пастер Н. Фарадей, А. М. Бутлеров, Н. Бор, Н. И. Пирогов, Д. С. Лихачев М. Планк, А. Д. Сахаров —список далеко не полный, и в нем без дна верующих блистательных умов.

В принципе разжигание антагонизма между религией и наукой верующими и неверующими как со стороны церковных фанатиков фундаменталистов, так и со стороны «воинствующих атеистов» столь же безнравственно и свидетельствует об отсутствии культуры, сколь и разжигание межличностной, межсословной, а тем более классовой и расовой ненависти. Не случайно периоды религиозной или атеистической нетерпимости совпадают с наиболее мрачными страницами истории человечества, как это показывают инквизиционные трибуналы средневековья и безбожные революционные катаклизмы, жертвой которых становится культура.

Важной характеристикой общей культуры человека, его личности, его отношения к миру, обществу и другим людям служи уровень философской культуры. Философия и философские дисциплины учат анализировать различные явления и процессы окружающего мира, находить причинно-следственные связи, формируют культуру мышления. Философия помогает выработать целостный взгляд на общество, на связь права с экономикой 1 политикой, духовной сферой общественной жизни.

Культура обусловливает эффективность и такой глобальной сферы общественной жизни, как политика. Политическая культура выражает совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. Принято разделят политическую культуру общества и политическую культуру личности. Первая — является показателем духовного уровня преимущественно доминирующих социальных групп, она отражает главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вт рая — проявляется на уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности формируется по схеме: знания — убеждения — практические действия.

Исходя из общего определения культуры, политическую культуру кратко можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих данному социально субъекту.

В российском обществе, ориентирующемся на демократический путь развития, одной из актуальнейших выступает проблема взаимосвязи культуры и демократии. Эта взаимосвязь проявляется в том, что демократия способствует развитию культуры и, наоборот, культура содействует формированию демократии.

Однако здесь следует обратить внимание на тот аспект, что по проблемам взаимосвязи культуры и демократии нет однозначного мнения. Например, по этому поводу Н. Бердяев писал: «Демократизация неизбежно ведет к цивилизации. Высшие подъемы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие утонченно культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века. Никогда еще не было такого острого конфликта между избранным меньшинством и большинством, между вершинами культуры и средним ее уровнем, как в наш буржуазно-демократический век… Демократизация и социализация человеческих обществ вытесняет высший культурный слой. Но без существования такого слоя и без уважения к нему культура невозможна. Это нужно сознать и сделать отсюда все неотвратимые выводы».

Сегодня едва ли не общим местом политологии и культурологии стал бесспорный тезис о невозможности полной свободы и демократии там, где отсутствует культура. В данном соотношении демократия как одна из форм власти есть высший продукт и достижение культуры. Следовательно, сколько бы ни называли себя некоторые режимы «свободными», «демократическими», «социалистическими» и т. п., в силу недостаточной общекультурной основы их государственности они таковыми не являются.

Главные требования демократии в межличностном и межпартийном отношениях — взаимная терпимость, уважение к колле­гам и оппонентам, критическое отношение к самому себе и, ко­нечно, суверенитет личности. Кроме того, в современном мире одним из определяющих показателей социокультурного уровня общества является соблюдение прав человека.

В настоящее время особую актуальность приобретают пробле­мы культуры межнациональных отношений. У каждого человека есть национальные, специфически социальные по своей природе, про­исхождению и функциям духовные устои, так называемые ценно­стные ориентации: нравственная, идеологическая, эстетическая, по­литическая, правовая и другие компоненты сознания, «задающие» личности программу деятельности и поведения, а также отноше­ние к другому человеку, другой нации, другой культуре, духовной и материальной. Ядром культуры межнациональных отношений должны стать: гуманизм, признание приоритета личности, уваже­ние человеческого достоинства, толерантность, бережное отноше­ние к национальным традициям и обычаям. В цивилизованном об­ществе считается антигуманным ограничение духовной, политичес­кой и экономической свободы по этническим признакам.

Собственно культура может выражаться не только в достиже­нии полезных для всех людей результатов, но и в совершенство­вании личности самого человека. Внутренне преобразуясь, полноценная личность не ограничивается лишь освоением прошлого опыта, а обретает способность к творческому познанию матери­ального и духовного наследия.

Поэтому взаимосвязь культуры и общества включает также проблему сохранения культурных ценностей и культурного наследия. Что входит в содержание понятий «культурных ценностей» и «культурного наследия»? Их определение дается в Конституции Российской Федерации (1993 г. ) и Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» принятом 9 октября 1992 г. В статье 3 «Основ законодательства… говорится: «Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры национальные традиции и обычаи…, произведения культуры искусства, результаты и методы научных исследований культур ной деятельности, имеющие историко-культурную значимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Культурные ценности — это особый вид ценностей, способный в той или иной мере удовлетворить духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащий в себе художественную либо научную, мемориальную или иную культурную ценность. Под культурными ценностями, в том числе и памятниками культуры, природы, понимаются как движимые, так и недвижимые объекты. Памятники истории и культуры являются стоянием народа и составляют неотъемлемую часть его истории культурного наследия, свидетельствуя об огромном вкладе в развитие не только национальной, но и мировой цивилизации. «Смертный грех народа, — пишет один из патриархов российской культуры академик Д. С. Лихачев, — продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог (ростовщичество все считалось у народов европейской цивилизации самым низким делом). Культурными ценностями не может распоряжаться только правительство, парламент, но вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим».

«Культурное наследие» народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» («Основы законодательства РФ о культуре», ст. 3). Еще раз обратимся к размышлениям Д. С. Лихачева. В указанной статье он подчеркивает, что культура это святыни народа, святыни нации. «Что такое, в самом деле, старое и уже несколько избитое, затертое (главным образом от произвольного употребления), понятие «Святая Русь»? Это, разумеется, не просто история нашей страны со всеми присущими ей соблазнами и грехами, но и религиозные ценности России: храмы, иконы, святые места, связанные с исторической памятью. «Святая Русь» — это святыни нашей культуры: ее наука, ее тысячелетние культурные ценности, ее музеи, включающие ценности всего человечества, а не только народов России. Ибо хранящиеся в Росси памятники античности, произведения итальянцев, французов, немцев, азиатских народов также сыграли колоссальную роль в развитии российской культуры и являются российскими ценностями поскольку, за редким исключением, они вошли в ткань отечественной культуры, стали составной частью ее развития».

«Как связана культура общества и культура отдельного человека?» – Яндекс.Кью

Нет, не считаю. Это вообще не проблема, уж менее всего для «капитализма». 

Капитализм — это все мы, и мы все участвуем в том или ином качестве в производстве товаров и услуг, с одной стороны, и их потреблении — с другой. Мы это делаем сами для себя. Мы хотим потреблять, нам нужны разнообразные товары — одежда, обувь, гаджеты, автомашины, мебель.

В доме хочется поменять обои, купить новые стулья на кухню, а к ним и стол. Пора менять машину — какую новую выбрать? Лето — нужны новые джинсы, кроссовки, рубашки. На местном стадионе рядом есть секция тенниса — чего бы не поиграть и купить для этого ракетки и мячи?

Дети растут — нужны новые вещи.

У друзей день рождения — надо выбрать подарок.

Всё время появляются новые вещи — интересно. Люди ходят по магазинам и выбирают себе вещи. Кто-то тратит на это мало времени, кто-то больше. Как хорошо, что есть, из чего выбирать!

Наивно думать, будто походы по магазинам отвлекают от чтения Толстого. Тот, кто хочет читать Толстого, будет читать его с магазином или без него, равно как так же будет поступать тот, кто ни при каких обстоятельствах не хочет читать Толстого или сходить на Репина в Третьяковку или на концерт в консерваторию.

Нет проблемы противостояния потребительства и культуры или образования — это разные виды увлечений.

Нет, я, конечно, неправ. Проблема с потреблением существует — она существует у тех, кто всё время ищет проблемы, особенно у капитализма. Это те люди, которые в упор не хотят видеть проблем коммунизма — репрессий и дефицита. Таких раздражает, что люди могут жить нормально, без партсобраний, без очередей, беззаботно. Завистью это называется.

То же самое и с культом успеха: если Вы считаете успех важным для своей жизни — добивайтесь его и сравнивайте себя с другими. Но многие так не считают, и вполне спокойно и счастливо проводят свою жизнь.

Главное — человек должен иметь выбор прожить свою жизнь так, как он(а) того хочет, а не как этого хочет вождь или местный идеолог.

Культура – результат деятельности общества за все время его существования.

Понятие общества

 

Понятие общество является одним из ключевых. У него существует множество определений. Для егэ важно понимать, в каких из определений это понятие рассматривается в узком смысле, в каком – в широком. Понять это несложно: в узком смысле – общество это либо какой-то круг людей, объединенных общностью целей, интересов, либо отдельное конкретное общество (город, регион, страна, государство), причем первое из определений более узкое, чем второе. А общество в широком смысле – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Важно понимать, что общество складывается в процессе взаимодействия людей. Его обязательными признаками являются наличие целей и задач, а также деятельность, направленная на их осуществление. Таким образом, общество – это не просто хаотичное множество людей, недостаточно сказать, что общество состоит из индивидов, нужно подчеркнуть их единство и связи между собой.

Общество является системой.Ниже вы увидите признаки системы и доказательства того, что общество обладает этими признаками. 

1. Целостность. Очевидно, что общество в широком смысле слова является единым и целостным. Все сферы общества взаимодействуют между собой, индивиды, входящие в общество, взаимодействуют между собой.

2. Наличие разветвленной структуры. На этом стоит остановиться подробнее. Общество делится на подсистемы, которые также называют сферами общества. Это экономическая сфера (включает в себя производство, распределение, обмен и потребление благ, необходимых для жизни людей), социальная сфера (отношения между классами, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий), политическая (отношения между государством и людьми, политические партии), духовная (отношения, возникающие в процессе создания и потребления духовных ценностей). На каждой из сфер подробнее мы остановимся позже. Сейчас главное просто понять их суть.


3. Взаимосвязь сфер. Все перечисленные выше сферы взаимосвязаны между собой. На егэ в части С довольно часто попадаются вопросы о конкретных примерах взаимосвязей тех или иных подсистем. Поэтому на этом тоже стоит остановиться.

Экономика-политика. Примером взаимосвязи могут служить какие-либо реформы государства в сфере экономики (снижение налогов для предпринимателей способствует росту производства).


Социальная сфера – политика. Ведущую роль в государстве играют специалисты, которые и формируют политические силы общества. Также государство может проводить реформы в сфере социальной жизни: повышать пенсии, зарплаты, устанавливать прожиточный минимум. Как видите, здесь проиллюстрирована взаимосвязь даже не двух, а трех сфер жизни общества: экономики, политики, социальной сферы.

Экономика-духовная сфера. Фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производственных сил. Люди перешли от ручного труда к машинному благодаря сделанным научным открытиям. Это привело к росту производства в экономике.

 

 

Общество и природа

Природа – среда обитания общества, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желания человека.

В древности люди полностью зависели от окружающего мира. В ранних религиях провозглашалось единство человека и природы. Хозяйство было присваивающим, то есть люди ничего не производили сами, они пользовались только тем, что давала им природа.

Потом люди стали изменять мир: сжигать леса, приручать животных, развивать земледелие, выводить новые сорта растений, строить города. Таким образом, человек стал воздействовать на природу, приспосабливая ее к своим потребностям.

Качественные изменения во взаимодействии общества и природы получили название техногенных революций.Их было три.

1. Неолитическая. В результате нее зародилось производящее хозяйство, то есть люди уже не просто пользовались тем, что давала природа, но и производили что-то сами. Появилось скотоводство, земледелие.

2. Индустриальная – переход от ручного труда к машинному. Именно в ходе этой революции влияние человека стало для природы губительным.

3. Постиндустриальная. Появление «умных машин» — компьютеризация общества, появление электронных средств связи, интернета.

Человек является частью природы. Общество не может существовать вне ее. Природа и человек воздействуют друг на друга.Климат, географические условия даже сейчас во многом определяют пути развития регионов, занятия живущих там людей. В древние же времена люди полностью зависели от природы, строя города только на берегах рек. Человек от природы получает необходимые ресурсы: уголь, нефть, металлы и многое другое.

В ходе индустриальной революции люди возомнили себя хозяевами природы. Пагубное воздействие на окружающий мир (вырубка лесов, осушение рек, загрязнение воды и воздуха из-за выбросов заводов и фабрик) привело в частности к ухудшению здоровья людей.

Важно запомнить, что общество и природа зависят друг от друга. Человек не может существовать без природы, а вот природа может существовать без человека. Поэтому к ней нужно относиться бережнее. Правда, к сожалению, люди поняли это совсем недавно.

 

Общество и культура

 

Культура – результат деятельности общества за все время его существования.

Именно культура выделяет человека из природы, из животного мира. Это все то, что возвышает человека надо животными.

Люди творят культуру и сами меняются под ее влиянием, осваивая нормы, ценности, обычаи своих предков и создавая собственные.

Культура влияет и на биологические (физиологические) потребности людей. К примеру, человек придумал все нормы этикета за обеденным столом. Мы не едим сырое мясо мамонта, разрывая его ногтями. Мы тщательно готовим разные вкусняшки, а потом аккуратно их поедаем, используя при этом всякие там ножички и вилочки. Это и является проявлением культуры, и именно это отличает нас от животных.

Культура связывает нас с предками и потомками. Традиции, обычаи, нормы передаются из поколения в поколение.

Каждый народ создает свою культуру, у них различаются традиции, обычаи и ценности. Но существует такое понятие как культурные универсалии – элементы, присущие всем культурам. Это грамматический строй языка (совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения предложений или словосочетаний), нормы воспитания детей, заповеди мировых религий.

Существует такое понятие, как эрзац-культура, т. е. подделка, мнимая культура, мнимые духовные ценности. Она удобна для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами и потребностями, для людей, которые не стремятся развиваться. К эрзац-культуре можно отнести многие из популярных сейчас сериалов, «мыльные оперы», пошлые комедии, поп-музыку. Одной из проблем современного общества является рост любителей именно поддельной культуры, что естественно снижает интеллектуальный уровень людей.

Виды культуры:

1. Материальная – то, что создается руками человека (здания, орудия труда)

2. Духовная – плоды мысли, творчества человека.

Данное разделение условно. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, и порой нельзя сказать к какому виду относится то или иное творение человека. Например, токарный станок создан руками человека и по идее является частью материальной культуры. Но ведь его изобретение – дело человеческого интеллекта, плод мысли. Картина Малевича «Черный квадрат», разумеется относится к духовной культуре: художник выразил на холсте свои мысли, это плод его разума. Но ведь он создал эту картину своими руками. В общем, в большинстве случаев, вопрос к какому виду культуры отнести что-то, созданное человеком, является спорным.

 

 

Социальные институты

 

Может ли общество существовать без закона Эссе

МОЖЕТ ЛИ ОБЩЕСТВО СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ЗАКОНА

Вопрос о том, может ли общество существовать без закона, является в некоторой степени интересным вопросом, потому что в зависимости от того, в каком контексте вы, возможно, захотите взглянуть на этот вопрос, могут быть мнения и аргументы, которые имеют тенденцию различаться из-за того, как люди относятся к закону и общество, указывая за или против, действительно ли общество может существовать без законов.Это может быть отличная дискуссия, но сначала нам нужно ответить на такие вопросы, как что такое общество? Что такое закон ?. Согласно юридическому словарю Блэка, общество определяется как ассоциация или компания значительного числа лиц, заинтересованных в общем объекте, или группа людей, живущих в одном месте, в соответствии с одними и теми же законами и постановлениями и имеющих общие права и привилегии. Возможно, общество может существовать до определенной степени без закона, а с другой стороны, я считаю, что оно не может существовать без закона. Закон определяется как совокупность официальных правил и положений, обычно содержащихся в конституциях, законодательных актах и ​​других, которые используются для управления обществом и контроля над поведением его членов.

Одна из основных причин, по которой у нас есть законы, в основном, для всеобщего блага, чтобы никто не пострадал и все были защищены. Без этих законов точно будет анархия. Законы в определенной степени повлияли на наше общество и человеческую природу, потому что большую часть времени люди следуют закону, потому что боятся наказания, которое следует за нарушением закона. Некоторые люди следуют законам из-за своих моральных ценностей. По этой причине я считаю, что основная роль закона состоит в том, чтобы действовать как сдерживающий фактор, чтобы контролировать поведение людей в целом и поддерживать дисциплину в обществе.Эта роль гарантирует права лиц, более слабых физически или социально. Совершенно невозможно для каждого в обществе иметь чистую свободу, поэтому законы ограничивают нашу свободу, чтобы защитить свободу других людей. Например, мы можем водить машину по дороге, но только если у нас есть …

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

,

Очерки культуры

Культура — это совокупность традиционных верований, социальных форм и материальных качеств, которые вместе составляют группу людей, выполняющих действие. У меня ирландское происхождение, и ирландская культура, передаваемая из поколения в поколение, теперь передалась мне. Чтобы поделиться своими мыслями о культуре и ирландском народе, я должен дать краткий урок истории Ирландии и людей, которые теперь населяют эту страну.
Начнем с того, что Ирландия по мировым стандартам лишь недавно была заселена человеком: ее первые поселенцы, однако, повлияли на нынешний ландшафт и создали значительную часть основы для нынешнего населения.Первыми настоящими людьми, населявшими Ирландию, были кельты. Кельты прочно обосновались в Ирландии за столетие до Рождества Христова, и они доминировали на острове почти тысячу лет, сопротивляясь вызовам и впитывая влияния других культур на протяжении многих столетий. По сей день ядро ​​наследия Ирландии остается несомненно кельтским. После периода изоляции Ирландия в XII веке снова оказалась в русле западной истории. Агентами этого были норманны, которые должны были оказать глубокое влияние на социальную и экономическую жизнь страны и способ управления ею.
В конце восьмого века в Ирландию прибыли викинги. Викинги возвестили о первом притоке новых народов в Ирландию с тех пор, как в последние века до нашей эры было завершено крупное поселение кельтов. Примерно со второго века до нашей эры до конца восьмого века нашей эры Ирландия пользовалась свободой от внешних нападений или поселений. Традиционное восприятие викингов как мародеров и грабителей ирландских монастырей неполно. Он концентрируется на первых годах деятельности викингов, игнорируя тот факт, что викинги в конечном итоге мирно поселились, интегрировались в ирландское общество и внесли положительный вклад в качестве торговцев и горожан.
После викингов англичане и шотландцы заселили
г. …

,