Учитель года Кочережко: Почему ЕГЭ по обществознанию — «могила семи наук»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

22.05.2021 09:00

Поделиться

Ирина Ивойлова

ЕГЭ по обществознанию в 2021 году будут сдавать больше 350 тысяч человек. Он нужен прежде всего для поступления на экономические и юридические факультеты вузов, направления «менеджмент», «социология», «государственное и муниципальное управление», «реклама», «политология» и другие. Одним словом, обществознание — самый массовый экзамен. Как успешно его сдать? Рассказывает преподаватель истории и обществознания, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 2015» Сергей Кочережко.

Владимир Аносов / РГ

Сергей Сергеевич, каждый год обществознание сдают более 300 тысяч школьников. Многим кажется, что ЕГЭ по обществознанию — это легко. Это так?

Сергей Кочережко: Нет, но есть несколько причин, по которым многим кажется, что так. Во-первых, долгое время было так, что в 6-х, 7-х, 8-х классах школьная программа по обществознанию страдала излишней упрощенностью, весьма далекой от того, что потом ждет выпускника на ЕГЭ. Во-вторых, у ученика формируется мнение, что обществознание — простой предмет, ведь он состоит из понятий, которые меня окружают каждый день. Что, я не знаю, что такое религия? Я в церкви был, отвечу что-нибудь. Что, не знаю, что такое выборы? Видел, как проходит общероссийское голосование. А когда тебя просят назвать три причины и три способа борьбы с абсентеизмом — этот уже совсем другой вопрос.

Обществознание — профильный предмет, ЕГЭ по обществознанию — сложный экзамен. Чем это объясняется? Это интегрированный предмет, который включает в себя больше шести учебных областей: политологию, социологию, экономику, правоведение, раздел философии. А еще психологию, культурологию и другие науки.

Учителя в шутку называют этот предмет «могилой семи наук». Почему «могилой»? В вузе все это изучают отдельно. А в школе все приходится упрощать, времени на все не хватает, а спрашивают-то на ЕГЭ вполне серьезные вещи.

Какие разделы в ЕГЭ по обществознанию труднее всего даются ученикам?

Сергей Кочережко: Политология, правоведение и экономика- вот три самых серьезных раздела, которые вызывают трудности у школьников. Правовой блок в ЕГЭ усиливается и усложняется больше всего. Это связано не столько с тем, что меняется законодательство, сколько с уровнем детализации требований к ответам. Вот один из вопросов пробной версии экзамена, который был несколько лет назад: «Назовите и проиллюстрируйте примерами три основания замены срочной службы на альтернативную гражданскую службу». Чтобы ответить, нужно знать закон о воинской службе и закон об альтернативной гражданской службе.

Слава богу, что в ЕГЭ нет пока заданий по экономике на математические расчеты, но зато есть задания на графики. А оно оказывается сложным для многих.

Выпускники не умеют читать графики или это задание математически сложное?

Сергей Кочережко: Математически это задание не сложное. Часть школьников не умеют читать графики. Не понимают, например, зависимость между ценой и величиной спроса. От выпускника не требуется производить расчеты, надо понять уменьшился или увеличился спрос или предложение, надо знать факторы изменения спроса или предложения. А это сложная тема. Дело в том, что многих пособиях эти факторы спроса приводятся с ошибкой. У нас есть расхожая фраза, что спрос рождает предложение, но если вы поговорите хоть с одним серьезным экономистом, он вам скажет, что это совсем не так. Вот примерно такой уровень упрощения есть в некоторых учебниках, когда там рассказывается о факторах спроса. Выпускник в задании на график решает тройную задачу: надо увидеть график, вспомнить тему из раздела «Экономика», о которой спрашивается, и определить факторы, оказавшие влияние на изменение спроса или предложения, сформулировав в научном или публицистическом стиле. А у многих школьников мышление бытовое: «а мой папа», «а моя мама», «а в моем селе». Но на ЕГЭ по обществознанию нужно показать знание истории, литературы, географии, рассказа на завалинке недостаточно. В итоге 15-20% школьников не набирают нужного порогового балла.

Все задания ЕГЭ по обществознанию имеют однозначный ответ? Спорных вопросов на ЕГЭ нет? Скажем, на какой-то вопрос можно ответить и так, и так?

Сергей Кочережко: Это касается часто детей-олимпиадников. Почему дети, которые занимают призовые места на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию, не всегда могут написать ЕГЭ на 100 баллов? Они знают предмет шире и глубже, чем требуется для упрощенных формулировок, используемых на ЕГЭ.

Возьмем концепцию правового государства. Олимпиадник знает, что у Джона Локка — одна, у Шарля Монтексье — другая, у Ивана Александровича Ильина — третья и т. д. А на ЕГЭ ему дают вопрос: назовите признаки правового государства. И олимпиадник может потеряться. Когда мы готовимся к ЕГЭ, мы используем два блока знаний: для науки так, а для ЕГЭ — так. И желательно, чтобы у учителя был опыт работы в экзаменационной комиссии, чтобы он понимал, что потребуется от ученика на экзамене, как это должно потом проверяться и оцениваться. Именно работа в региональный экзаменационной комиссии позволяет учителю познакомиться с типичными ошибками обучающихся, понять их причины и успешно решать задачи подготовки к ЕГЭ. Но, конечно, работа учителя не сводится к подготовке к ЕГЭ.

Расскажите о самых распространенных ошибках на ЕГЭ по обществознанию?

Сергей Кочережко: Посмотрим на вторую часть экзаменационной работы. Для того, чтобы ответить правильно на задание, надо понять, что у тебя спрашивают и не забыть ответить. Например, 21-е задание. Оно включает в себя два или три вопроса. Ученик их прочитал, ответил на один или два из них, забыл про один или два вопроса и пошел дальше к 22-му заданию. Каждое задание надо всегда прочитать три раза. Та же история с 26-м заданием, когда ученика просят назвать признаки того или иного понятия или проиллюстрировать их примерами. Там, где надо назвать признаки, выпускники часто приводят примеры и получают ноль баллов, а где надо указать примеры, часто называют признаки. И тоже получают ноль баллов.

Надо правильно оформлять ответ на задание. Можешь ответить правильно, но неверно оформить и получишь ноль баллов. Например, есть задание 28, где надо составить план. Нарисованная схема или сплошной текст не принимаются, потому что план — это пункты и подпункты.

Многие годы в 25-м задании была формулировка, которая ставила некоторых детей в тупик: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие инфляция? Составьте два предложения: о типах инфляции и об отрицательных последствиях инфляции». Когда ты впервые видишь такую формулировку вопроса, кажется, что от тебя хотят только два предложения. Оказывается, что ты сначала должен раскрыть смысл понятия, а уже потом составить два предложения. Если определения нет, ты получаешь ноль баллов, даже если составил предложения без ошибок. Один раз ученик ответил так: «обществоведы вкладывают в понятие инфляции глубокий смысл». Какой вопрос, такой и ответ. Но потом эту формулировку изменили.

Как успешно написать эссе на ЕГЭ?

Сергей Кочережко: Эссе (обществоведческое мини-сочинение), это 29-е задание, пишется по цитате. На экзамене дается пять цитат известных людей, цитаты относятся к различным разделам курса обществознание. Ученик выбирает одну и должен первым делом интерпретировать ее. Что это значит? Перевести на язык обществоведческих понятий и определить, какую проблему поднимает автор. Например, цитата, приписываемая Аристотелю: «Человек вне общества либо бог, либо зверь». Школьник должен понять, о какой проблеме говорит автор. Скорее всего, автор говорит о социальной сущности человека, это первый вариант. Второй вариант — он говорит о влиянии общества на развитие, воспитание и жизнь человека, о важности процесса социализации. Без общества человек может превратиться в зверя. Если интерпретация неправильная, ребенок поднимает проблему, о которой автор вообще не говорит, работа дальше не проверяется.

На экзамене надо проявить межпредметные связи и привести примеры из истории, литературы или другой области. Допустим, возьмем понятие «текст». Можно посмотреть на него с точки зрения литературы, истории, с точки зрения художника, и даже математика, рассказав, что такое текст в информационных системах. Мир ведь не делится на учебные предметы, а школьная программа для удобства делится.

Поделиться

ОбразованиеЕГЭ в России

2 Определение религии для социально-научного изучения религии | Религия в Китае: выживание и возрождение при коммунистическом правлении

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия в Китае: выживание и возрождение при коммунистическом правленииИстория КитаяРелигии Восточной АзииРелигия и политикаСоциология и антропология религииOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия в Китае: выживание и возрождение при коммунистическом правленииИстория КитаяРелигии Восточной АзииРелигия и политикаСоциология и антропология религииOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Ян, Фэнган, «2 Определение религии для социально-научного изучения религии», Религия в Китае: выживание и возрождение при коммунистическом правлении (2011 г. ; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 января 2012 г.), https:/ /doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199735655.003.0002, по состоянию на 26 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия в Китае: выживание и возрождение при коммунистическом правленииИстория КитаяРелигии Восточной АзииРелигия и политикаСоциология и антропология религииOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРелигия в Китае: выживание и возрождение при коммунистическом правленииИстория КитаяРелигии Восточной АзииРелигия и политикаСоциология и антропология религииOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Глава вторая представляет определение религии в сочетании со схемой классификации, которая необходима для политико-экономического подхода в социально-научном исследовании религии, которое исследует религию и ее конкурентоспособные альтернативы в более широком обществе. «Религия — это единая система верований и практик о жизни и мире по отношению к сверхъестественному, которая объединяет верующих или последователей в социальную организацию или моральное сообщество». «Это определение включает в себя четыре основных элемента религии: (1) вера в сверхъестественное; (2) набор убеждений относительно жизни и мира; (3) набор ритуальных практик, выражающих верования; и (4) отдельная социальная организация или моральное сообщество верующих и практиков. Он отличает развитую религию от квазирелигии народной религии и гражданской религии, а также от псевдорелигии культов личности и политических идеологий.

Ключевые слова: вера, ритуал, сверхъестественное, моральное сообщество, религиозная организация, магия, народная религия, гражданская религия, Дюркгейм

Предмет

Религии Восточной АзииСоциология и антропология религииИстория КитаяРелигия и политика

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Саентология, социальные науки и определение религии

Саентология, социальные науки и определение религии — Джеймс А. Бекфорд, доктор философии.

Следующий

Введение

Саентология, социальные науки и определение религии

Джеймс А. Бекфорд, профессор социологии, Уорикский университет, Англия

Социальные изменения и новые религиозные движения

Брайан Р. Уилсон,
заслуженный научный сотрудник в области социологии, Оксфордский университет

Церковь Саентологии

Юха Пентикайнен, Марья Пентикайнен, Университет Хельсинки, Финляндия

Связь между Саентологией и другими религиями

Фумио Савада, Восьмой хранитель секретов Ю-итсу Синто, древнейшей религии Японии; Президент, Центр Ахлул-Бейт

Религиозная природа Саентологии

Джеффри Парриндер, священник-методист, профессор сравнительного изучения религий Лондонского университета

Религиозная философия, религия и церковь

Г. К. Остуизен, профессор религиоведения, Университет Дурбан-Вествилль, Натал, Южная Африка

Саентология — новая религия

М. Дэррол Брайант, факультет религиоведения, Ренисон-колледж, Университет Ватерлоо, Онтарио, Канада

Отступники и новые религиозные движения

Брайан Р. Уилсон,
Почетный научный сотрудник в области социологии, Оксфордский университет

Саентология: анализ и сравнение ее религиозных систем и доктрин

Брайан Р. Уилсон,
Почетный научный сотрудник в области социологии, Оксфордский университет

Достоверность отступнических свидетельств о новых религиозных движениях

Лонни Д. Кливер, доктор философии, профессор религиоведения

Морская организация и ее роль в Церкви Саентологии

Фрэнк К. Флинн, доктор философии. Адъюнкт-профессор религиоведения

Краткий анализ религиозной природы Саентологии

Дж. Гордон Мелтон, Университет Бейлора, Сэмюэл Хилл, Гэри Баума, Ирвинг Хексхэм

Конгрегациональные службы Церкви Саентологии

Брайан Р. Уилсон,
Почетный научный сотрудник в области социологии, Оксфордский университет

Является ли Саентология религией?

Алан В. Блэк, доцент социологии Университета Новой Англии, Армидейл, Новый Южный Уэльс, Австралия

Является ли Саентология религией?

Дин М. Келли, Национальный совет церквей

Религиозная терпимость и религиозное разнообразие

Брайан Р. Уилсон,
Почетный научный сотрудник в области социологии, Оксфордский университет

Саентология Религия в Южной Африке

Дэвид Чидестер, профессор сравнительного религиоведения, Кейптаунский университет, Южная Африка

Саентология: истинная религия

Урбано Алонсо Галан, профессор философии и теологии, Григорианский университет Рима

Саентология: путь духовной самоидентификации

Михаил Сиверцев, Московская академия наук

Саентология: сообщество верующих

Лонни Д. Кливер, Южный методистский университет, Даллас, Техас

Саентология и современные определения религии в социальных науках

Алехандро Фрихерио, профессор социологии, Католический университет Аргентины, Буэнос-Айрес

Саентология и ислам — аналогичное исследование

Фумио Савады, восьмого хранителя секретов Ю-итсу Синто, древнейшей религии Японии; Президент, Центр Ахлул-Бейт

Саентология и религия

Христиан Вонк, ректор факультета сравнительного изучения религии, Антверпен, Бельгия

Саентология: сравнение с религиями Востока и Запада

Пер-Арне Бергли, профессор истории религии Стокгольмского университета

Саентология, ее космология, антропология, система этики и методологии

Режи Дерикбур, профессор социологии религии, Университет Лилля III, Франция

Саентология – ее историко-морфологическая структура

Дарио Саббатуччи, профессор истории религий Римского университета

Саентология: ее истинная природа

Харри Хейно, профессор теологии, Университет Тампере, Финляндия

Саентология: признаки религии

Фрэнк К.