Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество как форма жизнедеятельности людей
План урока
- Что такое общество?
- Основные сферы жизни общества
- Ступени развития общества
Цели урока
- раскрыть основные характеристики научного понятия «общество», научиться называть сферы общественной жизни и давать им краткую характеристику
- знать понятия: общество, общественные отношения, социальная норма, основные сферы жизни общества, ступени развития общества
- уметь выделять существенные признаки общества, называть сферы общества, уметь их характеризовать и показывать на примерах взаимосвязь между сферами, определять ступени развития общества и давать им пояснения
Вступление
С появлением человека появилось и общество. Этот процесс является единым. Ведь если не будет человека, то не будет и общества.
Что такое общество?
В повседневном обиходе под обществом мы понимаем некую группу людей или объединения людей для какой-либо совместной деятельности. В широком смысле под обществом мы понимаем всё человечество, которое живёт сейчас и когда-либо жило: древнее общество, феодальное общество, средневековое общество, современное общество. Если объединить данные понятия, то можно выделить одно, более точно описывающее понятие общества.
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Структура общества сложна, ведь в неё входят большие и малые группы людей, коллективы. Когда человек рождается, он попадает в первичный коллектив, малую группу — семью. Затем он осваивает учебную и трудовую группу, а также другие неофициальные коллективы, например компанию друзей.
По мере развития общества всё сложнее становятся и взаимоотношения, складывающиеся между членами общества. Взаимоотношения и взаимодействия между индивидами, группами и слоями населения становятся всё более многообразными. Это называется «общественные отношения».
Общественные отношения — это взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности.
Основные сферы жизни общества
В обществе мы выделяем четыре основные сферы. Под словом «сфера» понимается не естественно-научная область, а часть (см. рис. 1).
Экономическая сфера отвечает за хозяйственную деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Социальная сфера — совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальная структура общества, слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания и медучреждения.
Политическая сфера представляет собой государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти, отношения между гражданами и государством, завоевание и использование власти, соответствующая государственная деятельность.
Духовная сфера включает в себя науку, научные организации, религию, религиозные организации, искусство, театр, музыку, изобразительное искусство и соответствующую деятельность людей.
Все четыре сферы деятельности неразрывно связанны между собой, они взаимодействуют друг с другом.
Для сохранности целостности общества и регулирования взаимоотношений между людьми существуют социальные нормы (см. рис. 2).
Социальные нормы — это правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Рис. 2 Формы социальных норм
Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие нет. Для общества социальные нормы служат неким критерием оценки поведения. Обществом осуждается нарушение социальных норм, а нарушение законов влечёт за собой соответствующие негативные санкции, вплоть до лишения свободы.
Ступени развития общества
Общество в своём формировании прошло долгий путь. Наука выделяет три ступени развития общества: традиционное/аграрное, индустриальное/промышленное и постиндустриальное/информационное (см. рис. 3).
Рис. 3. Ступени развития общества
Традиционное или аграрное общество: основой хозяйства является сельское хозяйство, гармония с природой, сословная иерархия, низкий уровень социальной мобильности, общество основано на обычаях, традициях, высокая значимость религиозный ценностей, решающая роль в государстве принадлежит хранителям культа, священнослужителям и армии. Исторический пример: общества Древнего и Средневекового Востока, античный Рим и Греция, средневековое феодальное общество, древнерусское и средневековое российское общество, современные племена Африки, Амазонии, народы Крайнего Севера.
Индустриальное общество: преобладание промышленного массового производства, высокая социальная мобильность, повышение значимости науки, решающая роль в государстве принадлежит промышленникам, а не крупным землевладельцам, рост городов — процесс урбанизации, стремление общества подчинить себе природу, начало складывания среднего класса. Исторический пример: Великобритания, Франция, США в XIX — п. п. XX вв., СССР в 1930–1980-е гг., современные Индия, Китай, Иран и др.
Постиндустриальное или информационное общество: активная преобразовательская деятельность, упор на качество труда, ценится квалификация работника, его творческий потенциал, личные качества, преобладает сфера услуг, информационно-коммуникационные технологии, очень высокая социальная мобильность, доминирование идей гражданского общества, правового государства, демократии, контролируемое отношение к природе, охрана природы, преобладание среднего класса.
Подведём итог
С изменением общества меняется и жизнь людей. Каждый исторический виток в развитии общества приносил новые полезные ему свойства и отношения. Всё более отчётливо стали прослеживаться социальные нормы, ведь они являются для каждого из нас руководством к поведению, а для общества являются критерием оценки отдельного человека.
Практическое задание 1
Основу экономики страны Z составляет скотоводство. Большие семьи совместно владеют стадами, ухаживают за животными. Старший по возрасту мужчина является главой семьи: его воле подчиняются все члены семьи. К какому типу относится общество страны Z? Назовите любые два признака, по которым вы это определили. Назовите любой другой признак этого типа, не указанный в условии задания.
Практическое задание 2
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно с информацией о сферах жизни общества и одно раскрывающее значение общества в широком смысле.
Контрольные вопросы:
- Каково значение научного понятия «общество»?
- Что представляют собой общественные отношения?
- Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?
- Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?
- Какую роль в жизни человека играют социальные нормы?
- Как изменилась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?
Ответ на практическое задание 1
Тип общества — традиционное/аграрное
Признаки: патриархальная семья — старший мужчина является главой семьи, коллективная форма собственности — совместное владение стадами.
Дополнительный признак: преобладание сословной иерархии.
Ответ на практическое задание 2
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Существует четыре сферы жизни общества: социальная, экономическая, политическая, духовная.
Общество в широком смысле — всё население планеты в её прошлом, настоящем и будущем.
СУНЦ УрФУ
Расписание
Электронный журнал
Поступающим
Олимпиады, турниры, конкурсы
Планы работы
Подготовительные курсы
Новости:
01.04.2023
СУНЦ теперь на виниловой грампластинке!
Выпущена грампластинка «СУНЦ УрФУ. Исторические аудиозаписи».
26.03.2023
Рыбы, амфибии, рептилии…
В весенние каникулы в СУНЦ прошел практикум по зоологии позвоночных животных.
23.03.2023
Лицеисты-биологи в «Сириусе»
В образовательном центре «Сириус» проходит мартовская образовательная программа по биологии.
22.03.2023
«Февромарт» в общежитии
В общежитии традиционно «Битвой века» отметили День защитника Отечества и 8 Марта.
13.03.2023
Мы и гвозди забивать умеем!
Команда СУНЦ УрФУ победила в студенческих инженерных соревнованиях.
10.03.2023
Успех на региональном этапе
Учащиеся СУНЦ УрФУ получили 330 дипломов победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Больше новостей
Видеогалерея:
Мужчины СУНЦ о 8 Марта (2023)
Концерт к 8 Марта (2023)
Поздравление с Днем защитника Отечества (2023)
Больше видео
О нас:
Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) — структурное подразделение ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», созданное в 1990 году как нетиповое структурное подразделение вуза, осуществляющее углубленное дифференцированное обучение по программам основного общего и среднего общего образования. Всего в России 10 СУНЦев. До мая 2011 года СУНЦ работал в составе Уральского государственного университета имени А. М. Горького (УрГУ).
В настоящее время СУНЦ имеет в своем составе 8 кафедр, укомплектованных профессорско-преподавательским составом УрФУ и учителями. Обучение производится по авторским программам, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; в составе СУНЦ — 8–11 классы различных профилей.
Иногородние обучающиеся проживают в уютном общежитии.
Прием производится в 8, 9, 10 и 11 классы. Работают подготовительные курсы.
Подробнее о правилах приема в СУНЦ можно узнать в отделе конкурсного отбора
по телефону +7 343 367-82-22 и в разделе нашего сайта «Поступающим».
Как нас найти:
Данилы Зверева ул., 30, Екатеринбург. N56°52´4˝ E60°39´16˝
Проезд:
- автобусами № 48, 52, 81 до остановки «Фирма Авангард»;
- автобусами № 28, 58 до остановки «Данилы Зверева», далее 7 минут пешком по улице Данилы Зверева;
- троллейбусом № 18 до остановки «Данилы Зверева», далее 14 минут пешком по улицам Сулимова, Данилы Зверева;
- троллейбусами № 4 до остановки «Сулимова», № 19, 32 до остановки «Боровая», далее 15 минут пешком по улицам Боровая, Вилонова, Данилы Зверева.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
- 4″>
социализм политическая теория, отстаивающая государственную собственность на промышленность
обществознание отрасль науки, изучающая общество и отношения индивидов в обществе
добросовестный характеризуется крайней осторожностью и большими усилиями
ученый-медик ученый, изучающий болезненные процессы
зоотехник специалист в области биологии, занимающийся животными
социальный статус положение в социальной иерархии
39″>естествоиспытатель биолог, знающий естествознание
ученый-ракетчик умный мыслитель
общественный договор соглашение, результатом которого является организация общества
Христианский ученый, член протестантской церкви, основанной в США Мэри Бейкер Эдди
политолог социолог, специализирующийся на изучении государственного управления
ученый-прикладник человек, использующий научные знания для решения практических задач
56″>социалист, выступающий за государственную собственность на промышленность
самодовольный, довольный собой или своими действиями
ученый человек с углубленными знаниями в области эмпирики
социальный контроль контроль, осуществляемый (активно или пассивно) групповыми действиями
нейробиолог биолог, специализирующийся на изучении мозга
социолог эксперт в области изучения человеческого общества и его личных отношений
социолингвист лингвист, изучающий социальные и культурные факторы, влияющие на языковую коммуникацию
биолог (биолог) ученый, изучающий живые организмы
Промышленное общество | Encyclopedia.com
oxford
просмотров обновлено 11 июня 2018 г.
индустриальное общество Важно различать описательное и аналитическое использование этого термина. На описательном уровне индустриальное общество — это просто общество, демонстрирующее характерные черты индустриализма, перечисленные под этим заголовком. Однако этот термин употребляется и абстрактно для обозначения положения о существовании определенного типа общества, культура, институты и развитие которого определяются его промышленным производственным процессом. Таким образом, теории индустриального общества составляют разновидность технологического детерминизма или научного эволюционизма. Утверждается, что логика прикладной науки или технических процессов, основанных на научных знаниях и ценностях, требует определенных фундаментальных и необратимых модификаций традиционной культуры и институтов общества. Эта точка зрения выражена в трудах Клода-Анри де Сен-Симона и многих социальных теоретиков девятнадцатого века, включая Огюста Конта, Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма. Но самый влиятельный пример в классической социологии можно найти в интерпретации Максом Вебером модернизации западного мира как прогрессивной рационализации и разрушения традиционных магических и сверхъестественных систем верований и ценностей, которые когда-то придавали смысл человеческой жизни. Однако для критиков Вебера глубокий метафизический пафос — глубоко пессимистическая, но необоснованная моральная философия — лежит в основе его заявления о том, что бюрократия неизбежна в современном индустриальном обществе и политике.
Тезис об индустриальном обществе приобрел гораздо более осязаемую форму в трудах послевоенных, в основном американских, функционалистских социологов и специалистов по трудовым отношениям. Эти авторы утверждали, что вслед за Дюркгеймом утверждали, что сплоченность и сходство индустриальных обществ зависят от социального консенсуса, в каждом случае вокруг одного и того же набора организующих ценностей и норм. Но говоря о содержании этих норм, они находились под влиянием Вебера и подчеркивали рационалистические, безличные (или универсалистские) аспекты этих обществ, примат, который они отдавали рационализированному производству материальных благ и услуг, и акцент, который они делали на отсроченном удовлетворение. Утверждалось, что такие общества со временем будут основывать распределение людей на должности на основе их достижений, особенно их образования и технической компетентности, а не на традиционных атрибутивных характеристиках, таких как семейные связи, раса или пол. В то же время механизация и техническое развитие повысят уровень жизни и сделают многие неприятные виды ручного труда ненужными, что приведет к обуржуазиванию ручного рабочего класса. Совокупный эффект всех этих факторов будет заключаться в том, что дихотомическая классовая структура, типичная для раннего капиталистического индустриализма, будет заменена более дивергентной и менее поляризованной системой профессиональной стратификации. Заметный классовый конфликт на рабочем месте и в промышленности при зрелом индустриализме будет заменен институционализированным трудовым конфликтом и коллективными переговорами. За этим последуют политические последствия, поскольку сложность и разнообразие промышленной стратификации предполагает рассредоточение власти, именуемое этими теоретиками плюрализмом. По сути, это означает упадок авторитарных политических систем и замену их репрезентативными неидеологическими массовыми партиями. Эти предсказания были синтезированы в работе группы так называемых теоретиков конвергенции, которые утверждали, что из-за предполагаемой логики индустриализма и его технологии как капиталистическое, так и коммунистическое общества разовьются в нечто, напоминающее идеальную модель зрелого плюралистического индустриализма, описанную выше. .
Критики этой теории отмечают, что общие черты, которые она приписывает зрелому индустриализму, очень близко соответствуют идеальной картине, которую пропаганда времен холодной войны нарисовала в Соединенных Штатах. Однако можно разработать альтернативные и менее откровенно идеологические модели зрелого индустриализма путем пересмотра предположений, сделанных в отношении логики процесса индустриализации. Исследователи японского общества, например, отметили сохранение в индустриальной культуре этой страны аскетических элементов, элементов, которые оказались совместимыми с высокими темпами технического прогресса, способствовали организационному функционированию и предотвращали промышленные беспорядки. Они утверждали, что зарождающиеся тенденции на рынках труда, в трудовых отношениях и в промышленных предприятиях таких обществ, как Соединенные Штаты и Великобритания, предполагают, что эти страны вполне могут конвергироваться на квазияпонской модели зрелого индустриализма. Модель японского индустриализма и промышленного управления поддерживает поиск универсальных и конвергентных тенденций, затрагивающих ряд высокоиндустриальных обществ в форме теорий постиндустриализма.
Представление об абстрактном типе индустриального общества, имеющее каузальные последствия для изучения современных социальных изменений, вызывает те же возражения, что и его знаменитый соперник — теория капиталистического общества. Возможно, оба они слишком обобщены и охватывают слишком большой промежуток времени и пространства, чтобы иметь ценность для строгого анализа. Даже в уменьшенном масштабе они, как правило, игнорируют специфику истории и культуры. В частности, сходные технологии, внедренные в различные социальные и культурные смысловые системы, могут означать, что отдельные нации сосуществуют как одинаково промышленно развитые государства, но в большинстве других аспектов остаются совершенно разными образованиями. Рассмотренное выше аналитическое использование индустриального общества также вызывает возражения на том основании, что его происхождение как разновидности эволюционной теории подразумевает следующее: основные процессы социальных изменений являются эндогенными, а не экзогенными; что наиболее решающие процессы социальных изменений носят экономический или материальный, а не культурный, политический или военный характер; и что общество — это то же самое, что и национальное государство.
Leave A Comment