ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы |

 Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания —  это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение)

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

 

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

 

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории,  человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

 

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

 

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

 

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

 

Виды знаний . Конспект по обществознанию, кратко.

Виды знаний

Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний



Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.

Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.

Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.

Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.

УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ

Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.

Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:

1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.

Формы чувственного познания:

  • ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
  • восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
  • представление — представление образа объекта познания.

2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.

Формы рационального познания:

  • понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
  • суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
  • вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.

  • Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
  • Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.

Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.

ФОРМЫ ЗНАНИЯ

Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.

  • Обыденно-практическое — основывается на личном опыте человека в его повседневной жизни. (Птицы летают с помощью крыльев).
  • Личностное — приобретается непосредственно отдельно взятой личностью и является её достоянием. (Соседского кота нельзя трогать).
  • Лженаучное — сознательное использование домыслов и предрассудков. (Все блондинки — глупые).
  • Антинаучное — даёт намеренное искажение реальной действительности. (Средние века воевали на танках).
  • Донаучное
    — прототип знания, составляющий основу для научного знания. (Всё большое состоит из мелких частей).
  • Паранаучное — не подтверждается научным знанием и идёт с ним вразрез. (В океане живут русалки).
  • Ненаучное — не соответствует научной картине мира, разрозненное и несистематизированное. (Земля плоская, потому что мы видим ровную линию горизонта).
  • Научное — соответствует истине. Объективная картина мира, существующая вне зависимости от человека. (Земля круглая).
КАЧЕСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • систематичность: знание получается на основе неоднократно повторяющихся фактов;
  • структурированность: знание имеет чёткую систему, а не разбросано хаотично. Обоснованно и доказано;
  • методологическая обоснованность: знание приобретается при использовании научных методов, подходящих к ситуации;
  • независимость от субъекта выработки: знание лишено личностных оценок.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

1) Эмпирические.

  • Наблюдение — целенаправленное восприятие предметов и явлений со стороны, без вмешательства. (Миграция животных).
  • Эксперимент — изучение предметов и явлений в специально созданных условиях. (Поведение мышей в клетке с крысами).
  • Сравнение — сопоставление изучаемого объекта с другим для выявления общего и различного. (Сравнение тигра и льва).
  • Измерение — сопоставление изучаемого объекта с эталоном. (Измерение веса в килограммах).

2) Теоретические.

  • Обобщение — выделение общих черт у изучаемых объектов. (Кот и мышь — млекопитающие).
  • Анализ — мысленное и фактическое разложение предмета изучения на составляющие части и исследование каждой по отдельности. (Разбор слова по составу).
  • Синтез — мысленное и фактическое соединение частей предмета изучения в одно целое. (Исследование всех произведений Даниила Ивановича Хармса).
  • Аналогия — выявление у изучаемого объекта качеств, похожих на качества другого объекта, и их изучение по этому сходству. (Решение примеров по образцу).
  • Отвлечение (абстрагирование) — рассмотрение объекта с выделением только интересующих исследователя свойств. (Изучение кровообращения без учёта других систем организма).

Вы смотрели конспект «Виды знаний»

 

ЕГЭ. Познание Тема 2. Многообразие форм и видов человеческих знаний |

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

Знание — это многозначное понятие:

  • Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
  • Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
  • Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание  имеет несколько форм и видов  в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Формы человеческого познания

  • научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
  • ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира)

Ненаучное  в свою очередь делится на следующие формы:

Формы ненаучного знанияОсобенности
ДонаучноеОснова научного знания, оно  возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки.
ПаранаучноеОт  греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней.
ЛженаучноеЗнание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки .
АнтинаучноеУтопичное,  искажающее действительность.
Квазинаучное«Квази» —  от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном  режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть  критика и гонения на генетику как науку.
Псевдонаучное«Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях,  например, о снежном человеке, о древних астронавтах.

Виды знаний

НаименованиеОсобенности, сущность
НаучноеОбъективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов.
ЖитейскоеЗнание, которое основано на здравом смысле , обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом.
ПрактическоеПреобразование мира, овладение вещами.
ХудожественноеОбразное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа.
РациональноеСвязано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях.
ИррациональноеОсновано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции
ЛичностноеЗнание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний  о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью.

Таким образом, форм и видов  знаний достаточно много. Это свидетельствует  об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но  в то же время подтверждает огромную силу воздействия  знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Формы и методы научного познания / Блог :: Бингоскул

Обществознание: понятие, формы и методы научного познания

Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

Методы научного познания

Методы познания — это система принципов и правил практической и теоретической деятельности.

Методы познания обобщают по двум уровням:

  1. Эмпирический уровень
  2. Теоретический уровень
Эмпирический уровень
Эмпирические (опытные) методы познанияпознание научных фактов, открытие эмпирической закономерности.
Формы
  1. Наблюдение, эмпирические законы.
  2. Научный факт.
Методы
  • Наблюдение (опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов)).
  • Эксперимент/моделирование (исследование происходит в специальных условиях).
  • Измерение (количественные и качественные характеристики).
  • Классификация.
  • Систематизация.
  • Описание (фиксация сведений).
  • Сравнение (сопоставление по критериям).
  • Интервьюирование.
Теоретический уровень
Теоретический (рационально-логический) уровень

— познание существенных связей, принципов и законов.

Формы
  1. Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не опознано человеком, но что необходимо познать. Вопрос требующий ответа.
  2. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы (предположение, догадка).
  3. Теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний.
Методы
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция — от общего к частному.
  10. Индукция – от частного к общему.
  11. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. (идеальный газ).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях (химические формулы).

Универсальные методы научного познания:

  1. Анализ
  2. Синтез
  3. Индукция
  4. Дедукция
  5. Абстрогирование
  6. Идеализация
  7. Обобщение
  8. Аналогия
  9. Системный подход
  10. Структурно-функциональный подход
  11. Моделирование: предметное, математическое, идеальное.

Формы познания

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.

 

 

Решай задания и варианты ЕГЭ по обществознанию с ответами.

ЕГЭ. Познание Тема 5. Социальное познание |

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания

  • Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
  • Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
  • Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
  • Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
  • Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Принципы социального познания

  • Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.
  • Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
  • В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.

 

Источники социального познания

  • Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
  • Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
  • Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.

Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности  в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

  • Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
  • Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
  • Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.

Цели социального познания

  • Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
  • Стремление понять место и роль человека в обществе
  • Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».

Методы социального познания

Эмпирические

  • Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
  • Опрос (анкетирование, интервью)
  • Тестирование
  • Экспертная оценка
  • Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
  • Эксперимент
  • Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

  • Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
  • Обобщение
  • Классификация
  • Умозаключение
  • Статистический метод
  • Выдвижение гипотезы
  • Научная абстракция

Итогом социального познания является знание

 

Типы социального знания

  • Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)
  • Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
  • Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия  основана на вере  в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

  • Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
  • Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
  • Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

Методы социального прогнозирования

  • Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
  • Экспертиза — изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
  • Экстраполяция – (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид  деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

Виды знаний

Новые знания о мире человек (или другой субъект познания: общество, группа, коллектив) получает путем познания. То есть познание – процесс деятельности, направленный на приобретение субъектом новых знаний. Объектом познания называют область реальности, в рамках которой знание находится. Это может быть сам человек, его внутреннее состояние, или окружающий мир в целом.

Существуют различные способы осуществления познавательной деятельности: 

  •  Чувственное познание – получение знаний осуществляется через органы чувств. Формами такого познания являются:
  1. Ощущение – воссоздание отдельных частностей предмета или явления, возникающее в результате деятельности органов чувств;
  2. Восприятие – отражение цельного объекта, а не его деталей. Так, человек воспринимает предмет как совокупность его свойств.
  3. Представление – создание образа предмета в сознании человека, осуществляемое благодаря памяти или воображению человека.
  •  Рациональное познание – получение знание происходит при помощи мыслительной деятельности. Фундаментальные формы познания:
  1. Понятие – положение, выделяющее общие, значимые черты или свойства признака.
  2. Суждение – связующее между понятиями, отрицающее или подтверждающее что-либо.
  3. Умозаключение (вывод) – некое новое суждение, образованное из совокупности суждений, обозначенных ранее, объединенных общей тематикой. Умозаключения делятся на различные категории: индуктивное — обобщающий вывод происходит из частностей; дедуктивное — вывод о  частном извлекается из вывода об общем; по аналогии — вывод достигается схоже подобным выводам.
Рациональное и чувственное познания взаимозависимы и неотделимы друг от друга, поэтому нельзя говорить об одном из этих способов познания как о единственно верном.

Вышеперечисленные способы познания мира определяются как научные. В этом случае уместно говорить и о ненаучном способе получения знаний. 

Интуиция — бессознательное получение знания, не имеющее под собой свидетельства и обоснования.

Однако  возможность познания мира остается вопросом нерешенным, а потому и главным вопросом философии. Существуют разные мнения на этот счет:

Мнение

Сущность

Агностицизм

Отрицание даже частичного познания реальности

Скептицизм

Не опровергает, но и не принимает познание мира. Сомнение в достоверности любого полученного знания

Оптимизм

Познание мира возможно и достижимо

Рационализм

Предполагает познание мира исключительно мыслительной деятельностью и объективностью

Сенсуализм (обратно рационализму)

Познание осуществимо только органами чувств, эмоциями и интуицией.

Виды знаний:

  • Житейское – формируется на основе личного опыта.
  • Научное – отличается высокой степенью объективности и логичности.
  • Религиозное – базируется на вере, принимается человеком целостно и безоговорочно.
  • Художественное – основывается на художественном образе.   
  • Рациональное – строится исходя из рационального мышления, отличается достоверностью,
  • Иррациональное – опирается на чувственное познание, интуицию.
  • Практическое – включает в себя  подчинение окружающего мира человеческим потребностям.
  • Личностное – знание зависит от качеств и характеристик конкретного человека. 
 Знания достигаются в зависимости от вида познания, в результате которого были получены, поэтому виды знаний и виды познания качественно одинаковы.

Помимо видов знаний выделяют различные формы знания:
  1. Научное – рациональное, истинное знание.
  2. Ненаучное – знание, диаметрально противоположное существующему научному знанию.
  3. Донаучное – прообраз научного знания.
  4. Паранаучное – околонаучное, однако несовместимое с научным знанием.
  5. Лженаучное – априори невозможное знание, состоящее из заблуждений.
  6. Антинаучное – фантастическое знание, нереальное по отношению к действительности.
 

Что такое социальное познание? (с иллюстрациями)

Социальное познание — это аспект социальной психологии, связанный с изучением того, как люди взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой. В частности, социальная психология фокусируется на том, как информация кодируется и хранится мозгом, чтобы ее можно было извлечь позже. В процессе хранения социальной информации и при связывании фрагментов связанной информации используется ряд когнитивных процессов, чтобы их можно было извлечь, когда они могут быть ценными.

Social cognition includes creating associations about the people we meet that may sooth future social interactions. Социальное познание включает в себя создание ассоциаций о людях, с которыми мы встречаемся, что может облегчить будущее социальное взаимодействие.

Когда люди взаимодействуют друг с другом, они постоянно находятся в процессе сохранения новой информации, вспоминая существующую информацию, которая может быть полезна для взаимодействия.Например, при встрече с кем-то новым мозг человека будет использовать базовую предоставленную информацию, такую ​​как возраст, раса и пол нового знакомого, для создания ассоциаций, которые могут сгладить социальное взаимодействие. Эта информация вызывается и используется на бессознательном уровне.

Researchers of social cognition may study people who lack social skills. Исследователи социального познания могут изучать людей, которым не хватает социальных навыков.

Люди также хранят социальную информацию, которая, по их мнению, может быть ценной. Это может включать воспоминания о социальном опыте, информацию о конкретных людях и информацию о социальных группах.Эта информация используется в будущих социальных взаимодействиях и при дальнейшей обработке социального опыта. Ряд когнитивных процессов вступает в игру с социальным познанием, включая формирование стереотипов и других сокращений для обработки информации.

Social cognition explores the ways in which people meet. Социальное познание исследует способы, которыми люди встречаются.

Некоторых студентов, изучающих теорию социального познания, особенно интересует роль социального познания в развитии детей раннего возраста. Культура, в которой воспитывается ребенок, явно оказывает сильное влияние на его развитие, как показано в ряде исследований.Исследователи изучают, как дети обрабатывают социальную информацию и как социальная зрелость развивается с возрастом. Исследователей также могут интересовать люди, которым не хватает социальных навыков или которые взаимодействуют с людьми уникальными, незнакомыми или необычными способами.

Social cognition explores the way people interact with each other and their environment. Социальное познание исследует то, как люди взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой.

Важно знать, что большая часть социального познания происходит на подсознательном уровне. Многие термины, используемые в социальной психологии, имеют значение за пределами этой области; «Стереотип», например, часто рассматривается как негативное понятие, тогда как в социальной психологии это инструмент, помогающий людям обрабатывать социальную информацию.На подсознательном уровне у каждого формируются стереотипы; именно сознательное использование и отражение стереотипов может стать поводом для беспокойства. Классификация людей — это ярлык, используемый мозгом для группировки схожей информации, но людям не обязательно действовать в соответствии с классификациями, предоставляемыми мозгом.

Humans store social information about experiences to interpret then reference later. Люди хранят социальную информацию о своем опыте, чтобы интерпретировать ее и использовать позже.Social cognition may examine how people participate in extracurricular activities. Социальное познание может исследовать, как люди участвуют во внеклассной деятельности. ,

Что такое познание и какие навыки оно требует?

Познание . Это слово мы слышим постоянно. Однако, что именно означает познания и насколько большую роль оно играет в нашей жизни?

Короче говоря, познание — это наша способность обрабатывать информацию, а когнитивное мышление играет чрезвычайно ( в огромной степени ) важную роль в нашей жизни. Однако реальная реальность познания намного грандиознее и запутаннее, чем мы можем по праву выразить словами (тем не менее, одним предложением).

Однако в этой статье мы постараемся объяснить, что такое когнитивные способности, а также различные когнитивные навыки, которые мы можем улучшить со временем.

Что означает когнитивное функционирование?


Если это связано с вашим возбуждением, найдите время, чтобы представить себе все мысли, происходящие в вашей голове. Представьте их, как если бы они существовали в физической форме, кружились и кружились, быстро повсюду в вашем уме.

Довольно дико, правда? Что ж, это лишь малая часть действия.Это просто мысли, которые мы осознаем, — мы не осознаем или наших когнитивных функций. Однако каким-то образом наше сознание способно разобраться в этом головокружительном лабиринте электрических воспламенений и связно перемещаться по ним, по одному, в организованном потоке мыслей.

Вряд ли знакомство… Познание.

Познание отвечает за все наши мыслительные процессы; бесконечное восприятие, решение проблем, суждение, память, язык и приобретение знаний.

Что такое пример познания?

Примеры познания могут включать вербальные, пространственные, психомоторные способности и способности к скорости обработки.

Следовательно, познание будет:

  1. Делать суждение о чем-либо на основании полученной информации и обработанной вашим мозгом.
  2. Решение проблем на основе того, что мы уже знаем, и других подобных ситуаций, через которые мы прошли.
  3. Логические рассуждения, основанные на разных аргументах.

Что такое 8 когнитивных навыков?


Для нас в Mindvalley самое захватывающее в изучении познания — это то, что мы можем улучшить свои познавательные навыки и способности.Чем лучше мы понимаем основы когнитивного мышления и эти навыки, тем больше мы можем улучшить их и стать лучшими из возможных.

Итак, что такое когнитивные навыки?

Определение беговых когнитивных навыков выглядит следующим образом: Когнитивные навыки — это основные навыки, которые наш мозг использует, чтобы думать, учиться, запоминать, рассуждать, читать и поддерживать внимание.

Для полного познания все эти различные аспекты познания должны работать вместе. Поскольку каждый из этих навыков играет жизненно важную роль в обработке информации (познании), если он становится слабым, вся когнитивная система испытывает трудности.

Без лишних слов, вот список всех наших когнитивных навыков.

Примечание: поскольку познание — это такой сложный процесс, существует довольно много версий этого списка, поскольку у многих исследователей есть собственное словоблудие, категоризация и восприятие точного определения когнитивных навыков. Тем не менее, список, приведенный ниже, получил широкое признание.

Внимание

  • Устойчивое внимание позволяет оставаться сосредоточенным в течение определенного периода времени
  • Выборочное внимание позволяет сосредоточиться на конкретной задаче, не отвлекаясь.
  • Разделенное внимание позволяет вам выполнять несколько задач одновременно — сосредотачиваться на более чем одном деле

Обработка

  • Визуальная обработка позволяет мыслить и воспринимать визуальные образы
  • Обработка звука позволяет обрабатывать, смешивать, анализировать и сегментировать звуки
  • Скорость обработки позволяет получать доступ к информации и выполнять задачи быстро и точно

Память

  • Долговременная память позволяет запоминать информацию, которая была сохранена в предыдущий раз
  • Рабочая / кратковременная память длится около 15-30 секунд за раз, это позволяет вам сохранять информацию, пока вы в процессе ее использования в данный момент

Рациональное мышление против.Логическое рассуждение


Есть два когнитивных навыка, которые мы не упомянули выше: логическое мышление и рациональное мышление. Мы сохранили их для отдельных разделов, потому что эти два термина часто оставляют людей в некотором замешательстве — какая разница?

Хотя эти два навыка когнитивного мышления обычно объединяются в одно целое, это совершенно разные процессы.

Рациональное мышление

Рациональное мышление намного гуманистичнее, чем логическое мышление.Рациональное мышление — это состояние рассуждения (или разумных ), о котором могут судить только люди. Как правило, очень «рациональный человек» — это тот, кто способен принимать решения, не позволяя предубеждениям и эмоциям встать на пути.

Например, судьи суда должны мыслить очень рационально. Тот, кто способен отойти от драмы ситуации и ясно подумать о справедливом результате, считается очень рациональным. Рациональное мышление способствует свободе и справедливости.

Логические рассуждения

Логика, с другой стороны, представляет собой тип рассуждений, абсолютную правильность которых можно показать с помощью математического доказательства.Даже словесные утверждения и аргументы можно анализировать математически. Логические рассуждения холодны, расчетливы и абсолютны.

Часто утверждают, что слишком логичное мышление может подавлять изобретательность и творческие достижения. Однако логическое мышление — полезная черта для ученых и математиков.


У вас проблемы с запоминанием имен?

Может быть, вам сложно вспомнить важные даты или даже основные факты и цифры, необходимые для презентации?

Если да, не волнуйтесь — это обычная проблема.

Но также распространен миф о том, что некоторые люди просто рождаются с хорошей фотографической памятью, а остальным просто приходится бороться.

По правде говоря, память похожа на мышцы — вы можете тренировать ее, чтобы стать на сильнее .

Работаете ли вы профессионалом, желающим овладеть новыми навыками, студентом, готовящимся к экзаменам, или просто старшим специалистом, который хочет оставаться в тонусе — есть методы, которые вы можете применить, чтобы активно и постоянно улучшать свою память.

Если вы хотите воспользоваться этой секретной силой, о которой вы не знали… Тогда присоединяйтесь к Джиму Квику, эксперту по производительности и гуру памяти, в этом БЕСПЛАТНОМ мастер-классе

Из него вы также узнаете:

Самая большая ложь, которую нам всем рассказывали о нашем мозге , которая удерживает нас от реализации нашего потенциала. Вопреки расхожему мнению, ваша память на самом деле не фиксирована. Как только вы поймете, насколько у вас есть контроль, вы начнете понимать, на что вы действительно способны.

10 мощных ментальных приемов, которые вы можете применить, чтобы разблокировать своего внутреннего супер-ученика . Небольшие хитрости в этих областях могут помочь вам стать забывчивым человеком или человеком с почти идеальной памятью.

Мощная техника запоминания , которую можно использовать в любой ситуации. Вы сможете произнести речь, не используя свои заметки, и даже запомнить весь свой список покупок, не записывая его!

Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы открыть для себя мощные уловки, чтобы разблокировать свой сверхмозг (почувствуйте результаты через 1 час)

Какие из этих когнитивных навыков вы считаете самыми сильными? Что бы вы могли улучшить? Поделитесь с нами в комментариях ниже!

,

Какая связь между языком и познанием?

Язык и познание тесно связаны, практически и концептуально, хотя между экспертами существуют значительные разногласия относительно точной природы этой связи. Споры между лингвистами и психологами во многом похожи на споры о курице и яйце: они задаются вопросом, стоит ли на первом месте способность думать или способность говорить.Есть три основных позиции относительно взаимосвязи между языком и познанием: язык развивается в значительной степени независимо от познания, познание влияет как на язык, так и на темп языкового развития, а язык предшествует познанию и является основным влиянием на развитие мышления.

Cognitive therapy is based on the idea that the way a person cognitively perceives him or herself determines how he or she feels. Когнитивная терапия основана на идее, что то, как человек когнитивно воспринимает себя, определяет его или ее чувства.

Все три теории относительно природы связи между языком и познанием считаются обоснованными. Существуют обширные исследования и доказательства, подтверждающие каждую позицию. Среди экспертов по развитию детей большая часть разногласий связана с вопросом «когда», а не «если».”

Language is the use of sounds, grammar and vocabulary according to a system of rules that is used to communicate knowledge and information. Язык — это использование звуков, грамматики и словарного запаса в соответствии с системой правил, которая используется для передачи знаний и информации.

Язык — это использование звуков, грамматики и словарного запаса в соответствии с системой правил, которая используется для передачи знаний и информации. Хотя многие нечеловеческие виды обладают коммуникативными способностями, которые можно условно назвать языком, только люди используют систему правил, включающую грамматику и словарный запас.Слово «познание» часто используется как синоним «мысли» или «мышления», но его общее значение более сложное. Это относится к процессу или акту получения знания не только посредством восприятия, но и посредством распознавания и суждения. Познание также включает такие мыслительные процессы, как рассуждение, запоминание, категоризация, принятие решений и решение проблем.

Лингвистика занимается научным изучением языка во всех его проявлениях, и есть несколько разделов социальных наук, которые сосредоточены на познании.Например, когнитивная антропология изучает культурные различия в мышлении и восприятии. Когнитивная наука — это формальное исследование разума, а модели и теории из этой дисциплины послужили основой для зарождения теорий искусственного интеллекта.

Раздел психологии, изучающий психические процессы, такие как память и внимание, называется когнитивной психологией.В сфере психологии когнитивная терапия — это поведенческая терапия, основанная на идее о том, что то, как человек когнитивно воспринимает себя в мире, определяет его или ее чувства. Когнитивные терапевты считают, что люди могут изменить свои эмоции, сначала изменив свое когнитивное восприятие.

Проще говоря, связь между языком и познанием для нормальных взрослых людей, независимо от их этнической принадлежности или культуры, является глубокой.Речь озвучивает мысли. Хотя отдельные когнитивные процессы являются внутренними и, следовательно, безмолвными, язык — устный или письменный — позволяет обмениваться знаниями и информацией.

,

Роль образования и интеллектуальной деятельности в познании

Хотя уровень образования постоянно связан с познанием во взрослом возрасте, механизмы все еще не ясны. Раннее образование и другие виды социального обучения могут дать навыки, знания и интерес для решения интеллектуальных задач на протяжении всей жизни. Следовательно, познание в зрелом возрасте может отражать постоянное взаимодействие с когнитивно сложной средой. Используя исходные данные из исследования Baltimore Experience Corps, были применены несколько моделей посредничества для изучения комбинированного и уникального вклада интеллектуальной, социальной, физической, творческой и пассивной активности в образ жизни на взаимосвязь между образованием и познанием.Отдельные модели были протестированы для каждого когнитивного результата (например, способности читать, скорости обработки данных, памяти). Результаты показывают, что за исключением задач на память, отношения обучения и познания частично объясняются частым участием в интеллектуальной деятельности. Однако связь между образованием и познанием не была полностью устранена, что позволяет предположить, что другие факторы могут управлять этими ассоциациями.

1. Роль образования и интеллектуальной деятельности на познание

Когнитивное обогащение в раннем возрасте может объяснить некоторые вариации когнитивных способностей во взрослом возрасте.Соответственно, более высокий уровень образования связан с более высокими уровнями когнитивных способностей [1–5], а также со сниженным риском деменции и болезни Альцгеймера [6–9]. Хотя точные механизмы неясны, одна из возможностей заключается в том, что образовательный опыт обеспечивает основу для непрерывной интеллектуальной стимуляции на протяжении всей жизни, что приводит к улучшению когнитивных функций в позднем взрослом возрасте. Предыдущие результаты исследований подтверждают правдоподобие этого предположения. Во-первых, уровень образования часто ассоциируется с более активным участием в различных образах жизни [10, 11], особенно в тех, которые требуют когнитивных способностей [12–14].Во-вторых, положительные эффекты от поддержания активного образа жизни были продемонстрированы в нескольких исследованиях, даже когда занятия начинаются в более позднем возрасте [15–19].

Образование может способствовать развитию знаний, навыков и способностей, необходимых для продолжения участия в интеллектуальной деятельности (например, чтение, прохождение курсов) и в более зрелом возрасте. Согласно гипотезе вовлеченности, люди, которые постоянно предъявляют значительные требования к своим интеллектуальным ресурсам (т.е., посредством множественных и сложных решений, нечеткое решение проблем) может поддерживать или даже усиливать когнитивный потенциал [3, 20, 21]. Следовательно, по сравнению с другими формами жизнедеятельности, более активное участие в интеллектуальной деятельности может быть особенно полезно для когнитивной функции [3, 10, 14, 20–24]. Например, Hultsch et al. [10] обнаружили, что люди, которые чаще участвовали в обработке новой информации, с меньшей вероятностью демонстрировали снижение когнитивных функций с течением времени.Точно так же Гислетта и его коллеги [25] обнаружили, что такие действия, как чтение книги и игры, были связаны с изменениями скорости восприятия, тогда как другие формы взаимодействия (например, физическая, социальная и религиозная деятельность) не были связаны с такими изменениями. И наоборот, деятельность с низким уровнем когнитивной стимуляции, например просмотр телевизора, связана с повышенным риском когнитивных нарушений [26]. Более того, виды деятельности с низким уровнем когнитивного спроса могут быть более распространены среди лиц с более низким уровнем образования [27].

Хотя в нескольких исследованиях изучается независимый вклад образования или деятельности в познание, лишь немногие исследования изучали эти факторы в сочетании. В текущем исследовании изучается, влияют ли образовательные достижения и деятельность в позднем возрасте независимо на когнитивные способности, или отношения между образованием и познанием могут быть хотя бы частично объяснены участием в деятельности во взрослом возрасте. В частности, наша работа основана на следующих предположениях: (1) образование будет связано с познанием, так что люди с более высоким уровнем образования будут демонстрировать лучшие результаты по когнитивным показателям; (2) пожилые люди с более высоким уровнем образования сообщают, что они более активны, особенно в интеллектуальной деятельности; (3) интеллектуальная деятельность будет влиять на познание, так что участие в интеллектуальной деятельности (по сравнению с другими формами деятельности) будет связано с лучшими познавательными способностями, независимо от образования.Следовательно, мы ожидаем, что связь между образованием и познанием будет ослаблена (не полностью устранена), как только будет рассмотрен вопрос об участии в самых разнообразных образах жизни [28, 29]. Кроме того, мы также ожидаем, что наибольший эффект будет иметь деятельность, требующая интеллектуальных усилий, поскольку она может быть более тесно связана как с образованием, так и с познанием [1–5, 10, 12–14].

Мы хотим прояснить, что это перекрестное корреляционное исследование не позволяет нам установить временной порядок между переменными и признать, что взаимные отношения возможны.Следовательно, мы не можем сделать никаких выводов относительно причинно-следственных связей между образованием, деятельностью и познанием, как это подразумевается нашей теоретически обоснованной моделью (т.е. образование ведет к большему участию в деятельности, что, в свою очередь, способствует познанию). Однако в отсутствие продольных данных установление связей между образованием, активностью и познанием позволяет нам лучше концептуализировать правдоподобные механизмы для укрепления когнитивного здоровья в зрелом возрасте.

2. Методы

Мы сообщаем данные, собранные в рамках исследования Baltimore Experience Corps (подробности см. В Fried et al. [30]).