Поурочный план по теме «гражданское общество и государство» (9 класс)

Тема: Гражданское общество и государство.

Цель: сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Государство как основной политический институт.

  2. Гражданское общество.

1) Государство – это политическое общность, имеющая определенная структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее является важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные изменения.

Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства.

Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства.

В теологической теории – это Божественная сила;

В договорной – сила разума, сознания;

В психологической – факторы психики человека;

В органической – биологические факторы;

В теории насилия – военно-политические факторы.

Государство возникает, существует и развивает как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства.

Функции государства

Внутренние Внешние

Учащиеся отмечают, что относится к внутренним и внешним функциям.

Признаки государства

  • Наличие публичной власти

  • Система, налогов, податей, займов

  • Территориальное деление население

  • Суверенитет

  • Право

  • Монополия на легальное применение силы

Типы государства

Правовое государство Социальное государство

Учащиеся дают определение понятиям «правовое государство»; социальное государство.

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

2) Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

  1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

  2. Совокупность независимых государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

  3. Общественные объединения и организация;

  4. Политические партии и движения;

  5. Сфера воспитания и негосударственного образования;

  6. Система негосударственных средств массовой информации;

  7. Семья;

  8. Церковь.

Признаки гражданского общества:

  1. Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

  2. Самоуправляемость

  3. Конкуренция

  4. Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

  5. Всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

  6. Жизнедеятельность базируется на принципе координации;

  7. Многоукладность экономики;

  8. Легитимность власти;

  9. Правовое государство;

  10. Сильная социальная политика государства.

Причины возникновения гражданского общества:

  1. Частная собственность;

  2. Свободная рыночная экономика;

  3. Государство признано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

  1. Социальная свобода, демократическое государственное управление существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;

  2. Гласность и высокая информированность граждан.

Условия формирования гражданского общества в Российской Федерации:

  1. Создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;

  2. Ликвидация основ любой безраздельной политической власти;

  3. Укрепление чувства личного достоинства.

  1. Закрепление.

  1. Что такое общество?

  2. Что такое гражданское общество?

  3. Признаки гражданского общества. Назвать их и объяснить смысл.

  4. Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

  5. Что такое государственное и местное управление? В чем различие?

  6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

Домашнее задание: §32.

План-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме: Гражданское общество и правовое государство.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Нурлат РТ

Конспект урока по обществознанию
в 11 классе

«Гражданское общество и правовое государство»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

Маркелов Сергей Александрович

г. Нурлат

 2013

Правовое государство и гражданское общество.

Урок является составной частью большого цикла уроков. Посвященных проблеме: «человек-общество-государство» в рамках блока  «Основы политологии». С другой стороны этот урок предваряет блок тем, связанных с основами правовых знаний, что составляет фундамент правовой и политической культуры граждан.

Цель урока.

Систематизировать знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Выделить характерные черты, выявить необходимые условия для их существования.

Задачи урока:

  1. Углубить знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Указав на их взаимосвязь и взаимообусловленность.
  2. Акцентировать внимание на социальных и правовых аспектах этих проблем: необходимости совместных усилий для формирования вышеназванных институтов.
  3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения  в группах.
  4. Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Приветствие: здравствуйте. Садитесь.

Тема урока:  «Правовое государство и гражданское общество».

Вопросы:

  1. Правовое государство: понятие, признаки
  2. Гражданское общество: понятие, взаимосвязь с государством

Интеллектуальная разминка.

Мы с вами живем в государстве, а что из себя представляет вышеназванный институт( необходимо дать определение государству, перечислить его признаки, функции, формы государства).

Ответы учеников.

А сейчас давайте вспомним, что такое общество и какой путь эволюции оно прошло.

Ответы учеников.

Все молодцы!

Ключевые понятия, связанные с государством и обществом мы вспомнили, а сейчас давайте разберем понятие «правовое государство».  У кого есть какие мысли на этот счет? Давайте вспомним, что мы изучали на уроках обществознания в 9-11 классе, на уроках истории.

Ответы учеников.

Хорошо.

Да. Именно право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Работа в тетрадях: записать определение

Правовое государство это государство в котором все граждане и должностные лица, и государственные органы подчинены праву.

Все правовые акты должны соответствовать Конституции.

Перед вами на столе выдержки из Конституции РФ (глава 1 «Основы конституционного строя». Найдите положения характеризующие государство как правовое(3-4 позиции).

Работа с о статьями Конституции РФ

Работа в тетрадях: записать признаки.

Признаки правового государства:

  1. Народ- единственный источник власти
  2. Народ осуществляет власть непосредственно и опосредованно
  3. Референдум – высшее выражение власти народа
  4. Принцип разделения властей

Отлично.

Давайте добавим еще следующие признаки:

  1. Верховенство закона
  2. Гарантия прав личности
  3. Правовая культура личности
  4. Законность и правопорядок

А скажите мне ребята. Соответствует ли то, что  записано в Конституции современным российским реалиям и если да или нет. То приведите примеры.

Вывод: Понятие правовое государство носит в России декларативный характер. А почему? Да, это связано с тем, что в России только зарождается гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество отражают разные стороны жизни общества.

Гражданское общество это сфера абсолютной свободы частных лиц

Правовое государство это система регламентации деятельности граждан и государственных структур.

Гражданское общество это совокупность межличностных отношений( семейных, культурных, религиозных, экономических и др.) которые развиваются в обществе без вмешательства государства.

Ребята, приведите примеры  институтов гражданского общества ( могут быть названы: семья, творческие союзы, негосударственные СМИ, церковь и тд.)

Перед вами на доске приведены разные термины, относящиеся как к государству, так и к гражданскому обществу. Запишите в тетрадях слева понятия, относящиеся к государству, а справа к обществу.

Учащиеся работают индивидуально. Поисковая работа

Что необходимо для формирования гражданского общества в России?

Беседа.

Давайте обыграем ситуацию: вы президент России, а это ваша команда. Какие необходимо предпринять шаги с целью формирования в России правового государства и гражданского общества.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления

Проблемно-поисковое задание.

Может ли существовать правовое государство без гражданского общества?

Вывод: Нет. Они взаимосвязаны

Наш урок подходит к логическому завершению. Вопросы поставленные в начале урока разрешены.

Дома напишите эссе по теме: «Правовое государство это право обуздавшее государство». Либо по теме: «Гражданское общество и государство- две взаимодополняющие друг друга социальные формы».

Спасибо за урок. До свидания.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. М., 2013.

2. Мухаев Р. Т. Политология. М., 1997.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  к http://www.yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/stati/tgp/036.php
2.  http://www.be5.biz/pravo/tmav/26.htm

Гражданское общество и правовое государство План Ø
  • Главная
  • О сайте
  • Политика защиты авторских прав
  • Контакты

Advertisements

Конспект урока гражданское общество и государство (9 класс)


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Цель: сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

Задачи: Задачи урока:

  1. Углубить знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Указав на их взаимосвязь и взаимообусловленность.

  2. Акцентировать внимание на социальных и правовых аспектах этих проблем: необходимости совместных усилий для формирования вышеназванных институтов.

  3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

  4. Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

  • знать основные черты государства как политического института общества;

  • продолжить формирование умения работать с различными источниками

Оборудование:

  • учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова

  • раздаточный материал

  • схемы

  • презентация

Тип урока: изучение нового материала (урок-практикум с элементами презентации и беседы) Форма урока: урок-размышление.

Ход урока

План

  1. Государство как основной политический институт.

  2. Гражданское общество.

Перед изучением новой темы повторить:

  1. Признаки государства

  2. Функции государства

  3. Точки зрения по вопросу возникновения государства

Х о д у р о к а

I. Фаза вызова . Актуализация знаний Работа в парах

1гр. Государство как основной политический институт. Его признаки.(кластер)

2гр . Правовое государство и его признаки.(кластер)

Учитель дает право учащимся высказаться о государстве и правовом государстве.

  1. Государствополитическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории (слайд 1).

Опираясь на схему (слайд 2) дать характеристику государства как политического института.

При рассмотрении типов государства (слайд 3)– правовому государству дают определение ученики, социальному –учитель. Данное определение записать в тетрадь:

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации из талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Это государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия (примеры создания социальных государств могут привести ученики).

Рассматриваем схему-обобщение (слайд 4):

Государство

Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные изменения.

Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства.

Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства.

В теологической теории – это Божественная сила;

в договорной – сила разума, сознания;

в психологической – факторы психики человека;

в органической – биологические факторы;

в теории насилия – военно-политические факторы.

Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства

hello_html_m119ec681.png

Учащиеся отмечают, что относится к внутренним и внешним функциям.

hello_html_52038abb.png

hello_html_m9c6d672.png

Учащиеся дают определение понятиям «правовое государство; социальное государство».

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

2 Общество ( что знаете?) Кластер

! в паре

2 в паре определение

Проверяем через характеристику.

Этап мотивации : . Организационный момент.

а) Вступительное слово:

— Сегодня тема нашего урока: «Правовое государство и гражданское общество».

Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

-В чем смысл притчи?

Вывод:

Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество .

Представлена ситуация. Как ситуации связаны с темой нашего урока.

В них показана взаимодействие государства и проявление самостоятельности и активности населения независимо от государства.

2 Фаза осмысления. Как вы думаете что предстоит нам выяснить по теме Урока?

А) ( План)- кластер -Мозговой штурм

Назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия Гражданское общество

Что такое?

Условия возникновения?

Структура и компоненты(элементы) гражданского общества

Значение и функции Гражданского общества.

  1. Б) Работа в парах Гражданское общество- формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.(слайд 5)

Структура гражданского общества(слайды 6,7,8):

  • Политические партии

  • Общественно-политические организации и движения: экологические, правозащитные

  • Союзы предпринимателей

  • Независимые средства массовой информации

  • Научные и культурные организации, спортивные общества

  • Семья

  • Церковь

Ученики в качестве примера могут назвать партии, которые они знают, а также средства массовой информации и спортивные общества, общественно-политические и научные организации

Все это обобщается в схеме(слайд9):

Гражданское общество

Сфера реализации повседневных интересов граждан

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи

Свободный человек с неотъемлемыми правами и неполитические организации

Признаки гражданского общества (слайд 10)

  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

  • Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм

  • Осуществление права человека на информацию

  • Многоукладность экономики

  • Легитимность власти

  • Правовое государство

  • Сильная социальная политика государства

Разобрать и объяснить каждый признак, желательно чтобы сначала это попытались сделать ученики.

Функции гражданского общества(слайд 11)

  • Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.

  • Защита частных сфер жизни людей.

  • Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.

  • Стабилизация общественных отношений и процессов.

Запись в тетради:

Общественные отношения (социальные отношения) — различные взаимодействия урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Условия возникновения и развития гражданского общества (слайд 12)

  • Социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии

  • Гласность и высокая информированность граждан

Обсудить с классом:

  • Есть ли в России гражданское общество?

  • Что нужно для того, чтобы в России сформировалось гражданское общество?

Обобщив все сказанное учениками, открываем следующий слайд

Условия формирования гражданского общества в России (слайд 13)

  • Развитие всех форм собственности (особенно частной), развитие экономической конкуренции

  • Ликвидация основ любой безраздельной политической власти

  • Укрепления чувства личного достоинства

Обсудить: насколько каждое из условий развито на данный момент

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты;

2) совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь.

Признаки гражданского общества:

1) полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) самоуправляемость;

3) конкуренция;

4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

5) всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

6) жизнедеятельность базируется на принципе координации;

7) многоукладность экономики;

8) легитимность власти;

9) правовое государство;

10) сильная социальная политика государства.

Причины возникновения гражданского общества:

1) частная собственность;

2) свободная рыночная экономика;

3) государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

1) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;

2) гласность и высокая информированность граждан.

Условия формирования гражданского общества в Российской Федерации:

1) создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;

2) ликвидация основ любой безраздельной политической власти;

3) укрепление чувства личного достоинства.

! в паре Гражданское общество?

2 Условия возникновения? Проверяем через самопроверку. Самопроверка и самооценка в рабочем листе вопрос №

В) Компоненты структуры гражданского общества?(Кластер)

Проилюстрируйте .

Г) Самоуправление. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 200-201) или учебник 2 (с. 46-50).

Задание для учащихся: выяснить основные черты гражданского общества. (Гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.) Заполнить таблицу.

Сферы жизни общества

Примеры

Экономическая сфера

 

Социальная сфера

 

Сфера духовной культуры

 

Политическая сфера

 

 

3.  Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и Конституцией РФ

Учебник 1 (с. 203-204) или учебник 2 (с. 46-50), текст Конституции РФ.

Задание для учащихся: какую роль в жизни государства и общества играет местное самоуправление?

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1.  Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2.  Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1.  Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2.  Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1.  Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2.  Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [29]

4.  Беседа по прочитанному тексту

—     Как формируются органы местного самоуправления? (Органы местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.)

—     Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? (Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.)

—     Какие вопросы легче решить местным властям, а не федеральному правительству? (Например: ремонт дорог, освещение улиц, вывоз мусора и т. Э.)

IV. Закрепление изученного на уроке

—     Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаивании своих прав и свобод?

—     Выполните задание 2 на с. 205 учебника 1.

—     Как связаны органы местного самоуправления и гражданское общество?

—     Какие органы самоуправления существуют в вашем муниципальном образовании?

V.  Подведение итогов урока

—     Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства?

—     Может ли жизнь общества происходить без участия государства?

Форма сотрудничества государства и гражданского общества(слайд14)- Общественная палата

В соответствии с Федеральным законом [6] она «обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Целями и задачами Общественной палаты является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведение общественной экспертизы законопроектов и проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления; осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; привлечение граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработке по данным вопросам рекомендаций.

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы законопроектов и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления; руководители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Казалось бы, столь серьезные задачи и правомочия Общественной палаты должны были бы вселить уверенность в том, что новый общественный орган придаст новый импульс развитию гражданского общества и повысит эффективность его взаимодействий с государством при решении общих задач. Однако создание Общественной палаты вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Определенная его часть, в том числе, экспертного сообщества, расценила его «как движение в никуда», как очередную попытку создания «видимости наличия демократических институтов в стране» .

Обсуждаем диаграмму: Данные опросов (и особенно их динамика) подтверждают скептицизм населения в отношении нового общественного органа. По данным ВЦИОМ на январь 2006 г., 11% опрошенных прогнозировали, что через несколько лет роль Общественной палаты возрастёт; тогда как 27% полагали, что её роль будет второстепенной, и 28% – что «вообще никакой». Ещё 33% затруднялись оценить её будущее. В октябре 2005 г., когда Общественная палата ещё не была окончательно сформирована, оптимистов было больше: тогда 18% предрекали ей значительную роль, и 23% –незначительную

(О современных формах взаимодействия гражданского общества и государства
(к вопросу о развитии новых форм институционализации общественного диалога в современной Россиию. Кулинченко Александр Викторович )

Вывод(слайд 15)

  • Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

  • Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Закрепление (слайд 16)

Ученики отвечают на вопросы:

  • Что такое гражданское общество?

  • Признаки гражданского общества

  • Какова взаимосвязь гражданского общества и государства?

Д/З . Заполнить таблицу

Общественные организации гражданского общества

Сферы общественной

жизни

Примеры организаций

Экономическая

Социальная

Культурная

Политическая

(правозащитная)

Признаки правового государства:

  1. Народ- единственный источник власти

  2. Народ осуществляет власть непосредственно и опосредованно

  3. Референдум – высшее выражение власти народа

  4. Принцип разделения властей

Отлично.

Давайте добавим еще следующие признаки:

  1. Верховенство закона

  2. Гарантия прав личности

  3. Правовая культура личности

  4. Законность и правопорядок

А скажите мне ребята. Соответствует ли то, что записано в Конституции современным российским реалиям и если да или нет. То приведите примеры.

Вывод: Понятие правовое государство носит в России декларативный характер. А почему? Да, это связано с тем, что в России только зарождается гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество отражают разные стороны жизни общества.

Гражданское общество это сфера абсолютной свободы частных лиц

Правовое государство это система регламентации деятельности граждан и государственных структур.

Гражданское общество это совокупность межличностных отношений( семейных, культурных, религиозных, экономических и др.) которые развиваются в обществе без вмешательства государства.

Ребята, приведите примеры институтов гражданского общества ( могут быть названы: семья, творческие союзы, негосударственные СМИ, церковь и тд.)

Перед вами на доске приведены разные термины, относящиеся как к государству, так и к гражданскому обществу. Запишите в тетрадях слева понятия, относящиеся к государству, а справа к обществу.

Учащиеся работают индивидуально. Поисковая работа

Что необходимо для формирования гражданского общества в России?

Беседа.

Давайте обыграем ситуацию: вы президент России, а это ваша команда. Какие необходимо предпринять шаги с целью формирования в России правового государства и гражданского общества.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления

Проблемно-поисковое задание.

Может ли существовать правовое государство без гражданского общества?

Вывод: Нет. Они взаимосвязаны

Наш урок подходит к логическому завершению. Вопросы поставленные в начале урока разрешены.

Дома напишите эссе по теме: «Правовое государство это право обуздавшее государство». Либо по теме: «Гражданское общество и государство- две взаимодополняющие друг друга социальные формы».

4.6. Гражданское общество и государство » Социалтьюторс Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.

Гражданское общество
можно определить также как совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового.
Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.
Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

1) Общностей людей:
  • политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
  • научные и культурные организации, спортивные общества
  • муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы (ассоциации избирателей, политические клубы)
  • независимые СМИ
  • церковь
  • семья
2) Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер
семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения

3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
  • Защищает граждан и из объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
  •  Сдерживает политическую власть от абсолютного господства;
  •  Поддерживает стабильность общественных отношений;
  •  Утверждает принципы правового государства.

Возникновение гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной, личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих предпосылках.
  • Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.
  • Большой удельный вес в обществе среднего класса.
  • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности
  • Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа
  • Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.
  • Справедливость законов и неукоснительность их исполнения
  • Осведомленность граждан о деятельности государства и общества
  • Свобода формирования общественного мнения
  • Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.
Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Предпосылки создания правового государства: 

  • Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства (Экономическая независимость и самостоятельность индивида)
  • Режим демократии; суверенитет народа
  • Внутреннее единая и непротиворечивая система законодательства
  • Гражданское общество
  • Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества
Признаки (принципы) правового государства
  • Верховенство права во всех сферах жизни общества
  • Деятельность государства ограничена рамками права
  • Легитимность власти
  • Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. 
  • Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона. Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи (от фр. — посредничество) и т. д.
  • Реальное разделение властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»)
  • Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека. Признание прав и свобод человека высшей ценностью)
  • Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищённости
  • Взаимная ответственность государства и личности. Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами
  • Единство права и закона. Соответствие любого нормативного правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека
  • Политический и идеологический плюрализм. Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов
  • Равноправие, равные права и для президента и для рабочего. 
  • Правовая культура граждан – знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться. 
Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Функции правового государства

  • обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
  • предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства и неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организации законов государства.
  • основано на верховенстве закона, политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами.

Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

  • Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого
  • Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения
  • Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка
  • Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних

Как гражданское общество взаимодействует с государством? 

Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп. Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство – SOOCIETY

Основные компоненты гражданского общества

Гражданское общество и государство

Гражданское общество — та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Функции гражданского общества

• Является главным каналом связи граждан с государством.

• Осуществляет социальный контроль по отношению к своим членам → располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать социальные нормы, обеспечить воспитание граждан.
• Создаёт прочные структуры, на которых держится всё общество.

Развитие гражданского общества предполагает наличие правового государства.

Образец задания

«…Исторический опыт развития либерально»демократических и авторитарно-тоталитарных систем XX века показывает, что именно от потенциала гражданского общества зависят коренные характеристики экономической системы государства. Гражданское общество, в свою очередь, влияет на политическую систему.

Полноценное гражданское общество по определению функционирует только в демократическом пространстве как широкая модель общественных и личностных
связей преимущественно горизонтального (неиерархического) уровня. Явно просматривается и такая зависимость: чем глубже и разностороннее негосударственные
общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

Конечно же, гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства. Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов. Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет.

В современной политологии структура гражданского общества предполагает учёт следующих показателей. Основу взаимосвязей составляют отдельные люди (индивиды), которые вступают в общественные отношения в процессе производственной деятельности. На производственные отношения как бы накладываются межличностные отношения. <…> Неотъемлемую составную часть отношений этого уровня являют этнические, культурные и религиозные связи. Наконец, «верхний слой» отношений внутри гражданского общества составляют объединения по интересам, отражающие стремление различных групп граждан добиться решения как индивидуальных и групповых, так и общезначимых целей» (Адаптировано по книге: Филатова М. Н., Светенко А. С. Политология).

1. (П) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ: пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) потенциал гражданского общества;
2) сущность гражданского общества;
3) соотношение государства и гражданского общества;
4) структура гражданского общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

2. (Б) В чём, согласно тексту, состоит потенциал гражданского общества? Какова зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов?

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) раскрыт потенциал гражданского общества: обусловливает коренные характеристики экономической системы государства; влияет на политическую систему;
2) раскрыта зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов: чем глубже и разностороннее негосударственные общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

3. (П) Какие уровни общественных отношений составляют структуру гражданского общества? Какие отношения являются его фундаментом? Объясните почему.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) перечень уровней общественных отношений, составляющих структуру гражданского общества: производственные; межличностные, этнические, культурные, религиозные связи; объединения по интересам;
2) наименование отношений, являющихся фундаментом гражданского общества: производственные;
3) объяснение: производственные отношения являются фундаментом гражданского общества, поскольку они удовлетворяют базовые человеческие потребности (в пище, одежде, жилье и т. д.), обеспечивают жизнедеятельность индивидов.

Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.

4. (В) Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните графы таблицы.

Ответ должен содержать заполненные графы таблицы:

Могут быть даны в графах таблицы иные, близкие по смыслу формулировки.

5. (П) В одном телевизионном ток»шоу, посвящённом тенденциям развития современного общества, была высказана точка зрения, согласно которой отделение гражданского общества от государства является естественным: государство и гражданское общество мешают друг другу. Как соотносятся между собой гражданское общество и государство? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: гражданское общество является условием существования демократического государства; политически развитое государство будет всегда стремиться поддержать гражданское общество и обеспечить все необходимые условия для его существования.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:
«…гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства. Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов. Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет».

6. (В) Авторы утверждают, что «полноценное гражданское общество функционирует только в демократическом пространстве». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу (объяснению) в защиту и опровержение этой точки зрения.

Ответ должен содержать следующие аргументы (объяснения):

1) в защиту этой точки зрения, например: только демократия обеспечивает подлинную свободу граждан в хозяйственной, религиозной, нравственной и других сферах общественной жизни, что раскрепощает индивидов, превращая их из подданных государства в свободных граждан, которые и составляют основу гражданского общества;

2) в опровержение этой точки зрения, например: гражданское общество охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства. Отсюда следует, что гражданское общество в той или иной мере всегда существовало (отношения в крестьянской общине, в семье, между друзьями, религиозные отношения и др.), принимая на каждом этапе развития общества конкретную форму.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство

Оценка

Гражданское общество и государство

 

 

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по теории государства и права

 

ТЕМА: «Гражданское общество и государство»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

очного отделения, 113 гр.

Корсакова

Юлия Сергеевна.

 

Проверил:

к.ю.н. доцент Талянин

Валерий Викторович

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004 г.

План.

 

 

Введение………………………………………….……….…………………..3-4

I Развитие учения о гражданском обществе…….…………………………..5-9

II Гражданское общество: структура, признаки,

современное понимание………………………………………………..……..10-17

III Соотношение правового государства и гражданского общества………18-24

Заключение…………………………………………………………………….25-26

Список использованной литературы…………………………………………27-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Эта проблема актуальна и сейчас. В течении долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Гражданское общество это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.

То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия «гражданское общество», в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.

В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:

  • тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
  • сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;

Так же, в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени.

“Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Развитие учения о гражданском обществе.

 

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Многие великие умы политической мысли подробно исследовали данное понятие.

Античные мыслители не разделяли «общество» и «государство».

Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех…». Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений, т.е. примитивной формой разделения труда, начальным этапом развития товарно-денежных отношений, огосударствлением общественной жизни.

Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского

В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVIXVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия … несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

— человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

— столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

— гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Кант, делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества».

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

— из системы государственных институтов;

— позитивного права, издаваемого государством;

— гражданина.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

Гражданское общество по Гегелю — результат разложения кровнородственных связей и объединения людей на иной — обменной — основе в народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество «посторонних» людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении» , которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность субъектов.

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, к

Гражданское общество

Date: 09/23/2010 Description: Civil Society 2.0 logo - State Dept Image

Civil Society 2.0 — это инициатива по оказанию помощи неправительственным организациям (НПО) и организациям гражданского общества (ОГО) в использовании новых цифровых инструментов и технологий для увеличения охвата и эффективности их работы.

Государственный департамент созвал технологов, ОГО и тех, кто понимает взаимодействие двух групп. Посредством конкретных региональных мероприятий мы собираем понимание проблем, с которыми сталкиваются ОГО, и привлекаем технологическое сообщество, чтобы помочь решить их соответствующим образом.В ноябре 2010 года мероприятие Tech @ State: Civil Society представило эту идею, и ее первое приложение TechCamp состоялось в Сантьяго, Чили.

Для TechCamp Santiago Государственный департамент и его партнер, Форум личной демократии (PdF), собрал технологов и лидеров гражданского общества со всей Америки для выявления и внедрения улучшений. Цели программы включают повышение цифровой грамотности региональных организаций гражданского общества, обмен информацией, создание сетей и поиск единомышленников среди организаций.Расширяя потенциал в целом через цифровую сферу, организации смогут более эффективно работать для достижения своих целей.

Глобальные и региональные эксперты в области технологий и социальных сетей работали вместе с региональными представителями гражданского общества, чтобы определить конкретные потребности и разработать практические приложения по следующим темам:

  • содействие социально-экономическим возможностям;
  • обеспечение безопасности наших граждан;
  • укрепление эффективных институтов демократического управления;
  • и решение проблем энергетической безопасности и изменения климата.

Проблемы, выявленные в ходе TechCamp Chile, были включены в глобальное мероприятие Random Hacks of Kindness в декабре 2010 года. Сочетание обучения TechCamp и программирования Random Hacks позволило технологическим добровольцам со всего мира помогать в разработке решений для организаций гражданского общества, присутствующих в Сантьяго. ,

TechCamp, ключевая программа Civil Society 2.0, представляет собой двухдневное учебное мероприятие, в рамках которого Государственный департамент объединяет лидеров технологического сообщества с организациями гражданского общества для обучения, ресурсов и помощи, которые позволяют организациям гражданского общества использовать новейшие технологии. технологии соединения для наращивания их потенциала и продвижения их миссий.

,

Гражданское общество | Вне непостижимости

By
Charles (Chip) Hauss

августа 2003 г.

Гражданское общество является одной из самых «горячих» концепций во всех социальных науках, которые касаются политической жизни. Поскольку в последние годы во многих странах были созданы более демократические режимы, вновь возник интерес к участию населения в политической жизни и ко всему прочему, что касается того, как политические культуры или основные ценности и убеждения влияют на то, как управляется государство.В последнее время растет интерес к тому, как укрепление гражданского общества может способствовать разрешению конфликтов.

Что такое гражданское общество?


Терренс Лайонс говорит о напряженности между поддержанием стабильности и преодолением несправедливости в прошлом в постконфликтной реконструкции. Он также рассказывает о способах повышения постконфликтной стабильности путем постепенной демократизации и развития гражданского общества.

Как и в случае большинства популярных академических концепций, не существует общепринятого определения ни гражданского общества, ни связанных с ним понятий гражданской культуры и социального капитала. В одной из лучших кратких попыток разобраться во всех определениях Британская библиотека [1] включала следующие характеристики:

Все наблюдатели согласны с тем, что гражданское общество относится к добровольному участию рядовых граждан и, таким образом, не включает поведение, навязанное или даже принужденное государством.

  • Для некоторых наблюдателей это включает только политическую деятельность, осуществляемую через некоммерческие организации, такие как неправительственные организации (НПО). На другом конце спектра некоторые наблюдатели включают все формы добровольного участия, будь то в государственном или частном секторе, политические или аполитичные.
  • Гражданское общество включает в себя не только отдельных лиц, которые участвуют, но и учреждения, в которых они участвуют — иногда их называют «организациями гражданского общества» или «ОГО».«Таким образом, гражданское общество настолько сильно, что эти ОГО являются крупными и влиятельными.
  • Гражданская культура — это культура, в которой большинство людей думают, что их правительство является законным, и что их институтам (если не лидерам в любой конкретный момент) можно доверять.
  • Социальный капитал — это человеческий эквивалент экономического капитала. Это нематериальный ресурс, накопленный гражданским обществом, который может быть израсходован, когда общество оказывается в кризисе, как некоторые утверждают, произошло в Соединенных Штатах после 11 сентября.

Почему важно гражданское общество?


Пол ван Тонгерен рассказывает об организации международных конференций, посвященных обсуждению и распространению извлеченных уроков о роли гражданского общества в миростроительстве.

Не все наблюдатели согласны с тем, что гражданское общество вообще важно. Марксисты, в частности, утверждают, что гражданское общество и особенно гражданская культура имеют тенденцию препятствовать переменам и прогрессу в направлении более справедливого и справедливого общества.

Тем не менее, растет понимание того, что гражданское общество, гражданская культура и социальный капитал важны для укрепления демократии и разрешения конфликтов. Честно говоря, первые академические дискуссии гражданского общества были наивными, предполагая, что любое расширение гражданской активности полезно для демократии. Любой, кто исследовал быстрое расширение политического участия в таких странах, как бывшая Югославия или Руанда, знает, что любая упрощенная связь между участием и демократией — не говоря уже о разрешении конфликтов — абсурдна.

Здесь новаторская книга Роберта Патнэма (хотя и противоречивая) Bowling Alone [2] обеспечила важный прорыв в нашем мышлении. Патнэм вспомнил, что когда он в детстве ходил в боулинг в 1950-х годах, люди играли в боулинг группами. В конце 1990-х люди играли в боулинг так же часто, как в молодости Путнэма. Однако они играли с парой друзей или членов семьи, а не в лигах. По словам Патнэма, «один только боулинг» является лишь одним из десятков показателей того, что американцы все меньше и меньше участвуют в богатой социальной сети рекреационных и политических организаций, которые, как предполагалось в его предыдущих исследованиях в Италии, были жизненно важными для демократии.


Рэй Шонхольц рассказывает о общественных советах Сан-Франциско.

Но Путнэм не попал в наивную ловушку, утверждая, что вся социальная вовлеченность помогла демократии. Действительно, он проводит различие между «связующим» и «соединяющим» социальным капиталом, и только последний однозначно поддерживает демократизацию.

Объединение социального капитала развивается, когда мы связываемся с такими людьми, как мы.В моем случае это означало бы проводить время с либеральными, еврейскими учеными среднего возраста, которые любят спорт. Если Патнэм и ученые, исследовавшие экстремистских националистов, правы, объединение социального капитала может служить укреплению наших прежних убеждений, включая наши предрассудки. Чтобы привести самый трагический пример, нет никаких сомнений в том, что власти раздували ненависть к тутси против хуту, который в начале 1990-х годов стекался в интерахамве в Руанде, и это заставляло их все чаще и чаще подвергать себя гневу на тутси. ,

Преодолевая социальный капитал, я вступаю в отношения с людьми, которые менее похожи на меня. Это может быть так же просто, как вступить в мою районную ассоциацию. Хотя только семьи среднего класса могут позволить себе жить в нашем районе, я единственный академик, единственный еврей и один из немногих либералов. Что еще более важно, когда я участвую в попытках организовать межрелигиозные диалоги по политическим вопросам, я провожу время с людьми по религиозному праву, ультраортодоксальными евреями, мусульманами, индуистами и атеистами.В этой работе я обнаруживаю не только проблемы, с которыми мы не согласны, но и области, в которых мы согласны и можем работать вместе. Мы развиваем доверие и терпимость. Общественная жизнь нашего сообщества буквально становится более гражданской.

Это важно как для построения демократии, так и для разрешения конфликтов, потому что такие ценности, как доверие и терпимость, важны для обеих сторон. Никто не выразил это лучше, чем бывший президент Уильям Клинтон в своем выступлении в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1994 году.

Коалиция за демократию — это хорошо для Америки.В конце концов, демократии, скорее всего, будут стабильными, менее склонными к войне. Они укрепляют гражданское общество. Они могут предоставить людям экономические возможности строить свои собственные дома, а не покидать свои границы. Наши усилия по созданию демократических стран сделают нас всех более безопасными, процветающими и успешными, поскольку мы пытаемся сделать эту эпоху потрясающих перемен нашим другом, а не нашим врагом. [3]

Что могут делать люди


Уильям Ури говорит, что третья сторона подобна иммунной системе против насилия.

Из всех тем, затронутых в Базе знаний о неразрешимых конфликтах, содействие развитию гражданского общества является одной из областей, в которых отдельные лица могут — и действительно должны оказать — критическое воздействие. Как говорил лидер по гражданским правам 1960-х годов Элдридж Кливер, «если вы не участвуете в решении, вы являетесь частью проблемы». Теория академических систем также демонстрирует, что действия каждого — и их бездействие — влияют на все и всех остальных. Самое главное, что гражданское общество и объединяющий социальный капитал не могут развиваться, если не будут вовлечены отдельные лица.

Существует множество способов сделать это, которые подразделяются на две основные категории, которые я проиллюстрирую в первую очередь на примерах из Соединенных Штатов.

Во-первых, человек может вступить в организацию, которая продвигает некоторые аспекты гражданского общества. Одним из примеров такой организации является операция Вашингтона «Понимаю Д.С.» [4] Он выбирает около десятка афроамериканских и еврейских школьников в течение весны их младшего года. Студенты проводят часть весны, изучая культуру, историю и ценности друг друга.Летом они отправляются в поездки по некоторым вехам в движении за гражданские права в США, Холокосте и на Ближнем Востоке. В течение падения их старших лет они проводят работу с другими общественными группами. Большинство выпускников Operation Understand продолжают заниматься другими проектами по расовому пониманию после поступления в колледж.

Во-вторых, отдельные лица могут действовать как отдельные лица без значительных организационных обязательств. Таким образом, один из членов консультативного совета Ловетсвилля, штат Вирджиния.Публичная библиотека организовала показ фильмов на кинофестивале «В поисках общей земли», после чего в течение шести недель в 2002 году были проведены обсуждения. Организатор был обеспокоен тем, что мало кто собрал людей в его сельской общине, особенно тех, кто отправляет своих детей. в государственные школы и растущее число родителей, которые посещают школу. Тридцать пять человек пришли на все или на большинство сессий, и благодаря своим дискуссиям о Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Южной Африке и Боснии также установили связи, которые укрепят общественную жизнь в их маленьком городе.

Конечно, не все проекты, направленные на улучшение гражданского общества, осуществляются в Соединенных Штатах, и даже не все они явно носят политический характер. Дошкольная программа Mozaik объединяет македонских и албанских детей и их родителей. Оазис Мира (Неве Шалом / Вахат аль Салам) делает то же самое для еврейских и арабских подростков в Израиле. Были фестивали игры на барабанах, которые объединили тутси и хуту в Бурунди, и другие подобные проекты по всему миру.

Что могут делать штаты

С одной стороны, государствам трудно развивать гражданское общество.Как отмечают большинство ученых по этому вопросу, государства по своей природе являются принудительными органами. Иногда такое принуждение относительно мягкое — не превышайте скорость, не пейте алкоголь до 21 года, платите налоги вовремя. Иногда принуждение может быть жестоким, как в случае тоталитарного режима. Но всегда есть степень силы в отношениях «государство-общество».

Тем не менее, некоторые правительства пытались развивать гражданское общество и добились определенных успехов в этом.Например, британское правительство создало множество региональных собраний и «гражданских жюри», чтобы попытаться привлечь больше людей к активному участию в политической жизни. Правительство Франции требует значительного общественного участия, прежде чем одобрять любой новый крупный проект, который может повлиять на окружающую среду. Южноафриканская комиссия по установлению истины и примирению получила доказательства от более чем 20 000 человек, большинство из которых никогда ранее не участвовали в демократическом политическом процессе. Администрация Клинтона продвигала национальные диалоги по вопросам расы.Точно так же противоречивая Инициатива администрации Буша, основанная на вере, предназначена для поддержки организаций, создающих социальный капитал, хотя многие из них, по общему признанию, делают это больше в соединении, чем в соединении. Наконец, большинство государственных агентств по развитию в настоящее время финансируют развитие гражданского общества, а также более традиционные проекты, направленные на стимулирование экономического роста.

Что могут делать третьи стороны

Это действительно область сообщества НПО, которые в настоящее время подходят к развитию гражданского общества новыми и новыми способами.Очень мало НПО было создано для этой цели. Большинство из них были созданы для разрешения конфликтов, оказания помощи в целях развития или оказания помощи во время сложных чрезвычайных ситуаций.

Как и национальные агентства развития, большинство НПО пришли к выводу, что часть их работы также должна включать гражданское общество. Если нет, то обучение или помощь в разрешении конфликтов не будут иметь большого значения в долгосрочной перспективе, если конфликт снова вспыхнет. С этой целью Организация Объединенных Наций [5] также работает над расширением способов сотрудничества с НПО и другими организациями в целях развития гражданского общества.


[1] «Гражданское общество» — согласованное определение (2003), доступное по адресу http://pages.britishlibrary.net/blwww3/3way/civilsoc.htm; Интернет. (Больше не доступно с 5 марта 2013 г.)

[2] Роберт Д. Патнэм, Боулинг . (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2000).

[3] Уильям Клинтон, «Замечания к 49 th Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, 26 сентября 1994 года. В Джозеф Най, Понимание международного конфликта , 4 th изд.(Нью-Йорк: Лонгман, 2003), 48.

[4] Эксплуатация Понимание DC доступно по адресу http://www.oudc.org/; Интернет.

[5] Организация Объединенных Наций: Партнеры в гражданском обществе (2003), доступная по адресу: http://www.un.org/en/civilsociety/index.shtml; Интернет.


Для цитирования данной статьи используйте следующее:
Hauss, Charles (Chip). «Гражданское общество.» Beyond Intractability . Ред. Гай Берджесс и Хайди Берджесс. Консорциум информации о конфликтах, Университет Колорадо, Боулдер.Опубликовано: август 2003 г. .


,
FAQ | Гражданское общество | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций
  1. Полевая программа

ФАО в координации с государствами-членами будет содействовать диалогу и партнерским отношениям с гражданским обществом на местах для разработки, реализации и мониторинга качества и устойчивых местных инициатив, программы, проекты и реагирование на чрезвычайные ситуации для укрепления местного потенциала и охвата проектов более экономически эффективным образом.

ФАО признает необходимость обеспечения подотчетности пострадавшему населению.Будучи более подотчетными пострадавшему населению — расширяя его участие и обратную связь в идентификации программ, разработке, реализации и усвоении уроков — ФАО добивается программ более высокого качества с более значительным и устойчивым воздействием. Это расширяет возможности сообществ по формированию собственного восстановления, а ФАО — лучше выполнять свои обязательства перед заинтересованными сторонами, включая людей, которым ФАО оказывает помощь, и партнеров по ресурсам, которые делают возможной помощь.

Обмен знаниями и развитие потенциала ФАО имеет уникальную возможность содействовать и облегчать обмен глобальными знаниями по вопросам сельского хозяйства и питания и делать его доступным для всех слоев общества.Тем не менее, ФАО также будет использовать детальные знания, которые имеют ОГО на низовом уровне и в региональном контексте, что значительно дополнит запас знаний и технических знаний, которые продвигает ФАО. Этот обмен позволит ФАО лучше реагировать на местные условия и потребности (например, Департамент лесного хозяйства Гамбии работал с ФАО и местными институтами гражданского общества, такими как Национальная консультативная служба по вопросам распространения знаний и обучения в области лесного хозяйства, для институционализации поэтапного совместного предприятия инструмент развития, который поддерживает устойчивость передачи лесных ресурсов общинам).

  1. Политический диалог

ФАО может создавать форумы для политического диалога или, по запросу, оказывать поддержку государствам-членам в создании форумов политического диалога по вопросам, касающимся продовольственной безопасности и питания. Эти форумы могут быть обсуждениями с участием многих заинтересованных сторон, включая ОГО в диалоге с государствами-членами и лицами, принимающими решения, что повышает ответственность, подотчетность и устойчивость принятия и реализации политики (например, предоставление материалов для региональных конференций ФАО, после Рио + 20)

  1. Совместное использование ресурсов в чрезвычайных ситуациях с

Крупные международные и национальные неправительственные организации, фонды и академические учреждения обладают значительными запасами человеческого и финансового капитала, материально-технических ресурсов и сильных сторон для развития потенциала.Некоторые из этих организаций специально уполномочены и финансируются для оказания поддержки учреждениям ООН, оказывающим широкий спектр услуг. В свою очередь, ОГО будут иметь многочисленные контакты не только на низовом уровне, но и с крупными официальными и неформальными социальными сетями и платформами.

ФАО будет расширять сотрудничество с некоторыми организациями в целях совместной мобилизации и использования широких людских, физических и финансовых ресурсов, увеличения масштабов и направленности технической поддержки ФАО, улучшения координационного потенциала всех заинтересованных сторон и обеспечения большей подотчетности перед затронутым населением (например,грамм. гуманитарные организации имеют резервные партнерские соглашения с ФАО, посредством которых персонал, оборудование и материалы могут быть предоставлены для миссий по развертыванию ФАО при реагировании на кризисы). Отдел чрезвычайных ситуаций и реабилитации (TCE) будет сотрудничать с OPC в этих мероприятиях.

  1. Нормативная деятельность

ФАО поддерживает участие ОГО наряду с государствами-членами, исследовательскими учреждениями и другими заинтересованными сторонами в реализации кодексов поведения, глобальных конвенций и нормативно-правовой базы в областях, связанных с мандатом ФАО (например,кодекс ведения ответственного рыболовства; Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства; Добровольные руководящие принципы ответственного управления владением и пользованием земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте продовольственной безопасности).

  1. Адвокация и связь

Партнеры ФАО и гражданского общества будут совместно повышать информированность общественности и оказывать сильную поддержку и политическую волю в борьбе с бедностью и отсутствием продовольственной безопасности. Они извлекут выгоду из обширного опыта друг друга, сетей и охвата.Вместе они могут обратиться к широкой аудитории, поставить вопросы перед ключевыми лицами, принимающими решения, и информировать общественное мнение (любая совместная пропагандистская инициатива будет соответствовать принципам ООН).

.
Программа укрепления гражданского общества (CSSP) | Информационный бюллетень | Марокко * / ]]>

Хотя в Марокко имеется множество действующих организаций гражданского общества, большинству не хватает возможностей для того, чтобы брать на себя большую ответственность.

После «арабской весны» в 2011 году правительство Марокко инициировало серию амбициозных конституционных реформ, направленных на расширение политического и экономического участия всех марокканцев, которые включали несколько исторических прерогатив для повышения роли гражданского общества в процессе государственной политики.Хотя в Марокко имеется множество действующих организаций гражданского общества (ОГО), большинству из них не хватает возможностей взять на себя большую ответственность, возложенную на них новой конституцией 2011 года. В королевской речи на открытии парламента в октябре 2016 года король призвал все администрации, включая местные органы власти, улучшить свои отношения с гражданами и создать механизмы для более широкого участия и консультаций в политическом процессе.

USAID ОТВЕТ

По-прежнему необходимо помогать правительству и гражданскому обществу работать вместе, чтобы обеспечить более инклюзивное правительство, которое представляет интересы всех граждан, особенно женщин, молодежи и маргинальных групп.Увеличивая способность гражданского общества взаимодействовать с правительством и способствуя развитию институционализированных механизмов гражданского участия в принятии правительственных решений, Марокко будет иметь больше возможностей для осуществления своей программы реформ мирным и устойчивым образом. USAID стремится использовать последние конституционные прерогативы для включения граждан в процесс государственной политики, выступая в качестве платформы для облегчения диалога и обмена между организациями гражданского общества (ОГО) и различными государственными и институциональными субъектами.

ФАКТЫ И ЦИФРЫ

РЕАЛИЗУЮЩИЕ ПАРТНЕРЫ:
  • Каунтерпарт Интернэшнл
  • Центр некоммерческого права (ICNL)

РАСПОЛОЖЕНИЕ: Марракеш-Сафи, Фес-Мекнес, Танжер-Тетуан-Аль-Хосейма, Рабат-Кенитра-Сале и Фес-Мекнес.

БЮДЖЕТ: $ 16,4 млн.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2015-2019

USAID ПОДДЕРЖИВАЕТ МОРОККАНСКИЕ ОГО в их усилиях по пропаганде политики, предоставляя им специализированную техническую помощь в развитии их учредительных сетей, формировании эффективных коалиций и разработке обоснованных политических рекомендаций.Программа также присуждает конкурентоспособные гранты для адвокационных проектов.

USAID также предоставляет техническую поддержку государственным органам для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность гражданского общества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДО ДАТЫ

  • 212 ОГО могут лучше участвовать в процессах местного и / или национального управления и играть более активную роль в установлении партнерских отношений с представителями местных и национальных органов власти. Доверие между партнерами из гражданского общества и правительством возросло, и представители местных органов власти все чаще считают ОГО ценными ресурсами, а не противниками.
  • Несколько избранных на местах институциональных партнеров стали более открытыми для участия граждан в результате создания внутренних консультативных органов, разработки стратегий взаимодействия с гражданским обществом и осуществления закона о петициях. Министерство внутренних дел в настоящее время распространяет модель USAID на другие муниципалитеты по всей стране.
  • Пять ОГО стали посредническими организациями поддержки (ИСО), которые являются центрами экспертизы по наращиванию потенциала и защите интересов местных ОГО.
  • Финансовая устойчивость ОГО в Марокко была улучшена. В результате нескольких месяцев адвокации, проводимой ИСО при поддержке USAID, закон о бюджете на 2019 год включал беспрецедентное положение, позволяющее частным предприятиям пожертвовать ОГО до 0,2 процента своего годового дохода.
  • С технической помощью USAID правовая среда для ОГО стала более благоприятной, так как недавно были приняты ключевые законодательные акты гражданского общества, включая законы о петициях и ходатайствах.Закон о волонтерстве и еще один закон об общественных консультациях находятся в стадии разработки и скоро будут изданы правительством.

Leave A Comment