Поурочный план по теме «гражданское общество и государство» (9 класс)

Тема: Гражданское общество и государство.

Цель: сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Государство как основной политический институт.

  2. Гражданское общество.

1) Государство – это политическое общность, имеющая определенная структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее является важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные изменения.

Задание: вспомнить, какие существуют точки зрения по вопросу возникновения государства.

Ответ: выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства.

В теологической теории – это Божественная сила;

В договорной – сила разума, сознания;

В психологической – факторы психики человека;

В органической – биологические факторы;

В теории насилия – военно-политические факторы.

Государство возникает, существует и развивает как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Затем на основе имеющихся у учащихся знаний определяются функции, признаки государства.

Функции государства

Внутренние Внешние

Учащиеся отмечают, что относится к внутренним и внешним функциям.

Признаки государства

  • Наличие публичной власти

  • Система, налогов, податей, займов

  • Территориальное деление население

  • Суверенитет

  • Право

  • Монополия на легальное применение силы

Типы государства

Правовое государство Социальное государство

Учащиеся дают определение понятиям «правовое государство»; социальное государство.

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

2) Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

  1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

  2. Совокупность независимых государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

  3. Общественные объединения и организация;

  4. Политические партии и движения;

  5. Сфера воспитания и негосударственного образования;

  6. Система негосударственных средств массовой информации;

  7. Семья;

  8. Церковь.

Признаки гражданского общества:

  1. Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

  2. Самоуправляемость

  3. Конкуренция

  4. Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

  5. Всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

  6. Жизнедеятельность базируется на принципе координации;

  7. Многоукладность экономики;

  8. Легитимность власти;

  9. Правовое государство;

  10. Сильная социальная политика государства.

Причины возникновения гражданского общества:

  1. Частная собственность;

  2. Свободная рыночная экономика;

  3. Государство признано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

  1. Социальная свобода, демократическое государственное управление существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;

  2. Гласность и высокая информированность граждан.

Условия формирования гражданского общества в Российской Федерации:

  1. Создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;

  2. Ликвидация основ любой безраздельной политической власти;

  3. Укрепление чувства личного достоинства.

  1. Закрепление.

  1. Что такое общество?

  2. Что такое гражданское общество?

  3. Признаки гражданского общества. Назвать их и объяснить смысл.

  4. Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

  5. Что такое государственное и местное управление? В чем различие?

  6. Какие вопросы решает местное самоуправление?

Домашнее задание: §32.

infourok.ru

План-конспект видеоурока для 11 класса по теме «Гражданское общество и правовое государство»

Тема занятия:

«Гражданское общество и правовое государство»

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Гражданское общество и правовое государство».

Задачи:

— актуализировать знания обучающихся о характерных чертах, условиях существования и взаимосвязи гражданского общества и правового государства;

— формировать умения осуществлять поиск необходимой информации, добывать знания непосредственно из окружающей действительности и применять их в жизни;

— расширить опыт обучающихся по решению заданий ЕГЭ;

— способствовать становлению демократической политической культуры, формированию критического мышления и воспитанию активной гражданской позиции выпускников школ.

ПЛАН

  1. Гражданское общество, его сущность.

  2. Примеры институтов гражданского общества в РФ.

  3. Правовое государство, его признаки.

  4. Защита прав человека. Международные документы о правах человека.

  5. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Ход занятия.

Приветствие. Сообщение темы занятия и целей её изучения.

Актуальность и значимость данной темы.

В настоящее время в нашей стране происходит становление гражданского общества и правового государства. Вам, юным гражданам, необходимо знать особенности этих процессов, чтобы активно использовать свои знания при участии в различных политических и общественных событиях.

  1. Гражданское общество, его сущность.

— Определение понятия (слайды 4-5)

В современной политической науке существует несколько определений понятия «гражданское общество»:

Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений, реализуемых посредством добровольно сформировавшихся организаций граждан, законодательно огражденных от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Эти организации могут осуществлять связь между человеком и государством, не позволяя последнему притеснять личность.

Гражданское общество формируется и развивается в демократических государствах, в которых обеспечивается социально-правовая самоорганизация граждан.

Гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.

Основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор.

Из истории становления:

— О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли. Многие мыслители, такие как английские философы Т. Гоббс, Дж. Локк, французский философ Ш. Монтескье высказывали идеи о гражданском обществе. Но его формирование началось в Новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Георг Гегельслайд 6

Гражданское общество сложилось на определенном этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации.

На первом этапе формирования гражданского общества, еще в 16-17 веках складывались экономические и политические предпосылки его существования – появление буржуазной этики.

Второй этап – 18- конец 19 веков характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма.

Характерным явлением для процесса становления гражданского общества были общественные движения, направленные против абсолютизма. Их результатом стало появление во Франции в 1789 году «Декларации прав человека и гражданина»

Важнейшим событием, способствовавшим развитию гражданского общества, было признание прав человека на частную собственность.

Ещё один важный шаг, сделанный в 19 веке, — это отделение церкви от государства. Таким образом, религия стала частным делом, что дало толчок развитию науки и искусства, а также упразднило единство политики и идеологии.

Разделение общества и государства способствовало развитию гражданского общества. В 19 веке граждане сами начали объединяться для решения своих проблем.

На третьем этапе – в 20 веке – происходят значительные изменения в социальной структуре – превращение среднего класса в основную социальную группу, идет процесс становления правового государства. К концу 20 века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства.

Возникновение гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальностей, личной свободы каждого человека, которая находит свое отражение в соответствующих предпосылках.

Для функционирования гражданского общества необходимо наличие следующих предпосылокслайд 7

Структура гражданского общества (слайд 8)– пояснения:

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокультурном и политическом.

На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей — в пище, одежде, жилье. На втором – для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и создают такие общественные институты как семья, СМИ, церковь, творческие союзы.

Третий уровень составляют политические отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого создаются партии и политические движения.

Рассмотрим подробнее примеры институтов гражданского общества в современной Россиислайды 9-11

Выделяется три основные группы:

Первая включает в себя общественные организации преимущественно политической направленности — политические партии, правозащитные организации. Политические движения не борются за власть, а воздействуют на неё в нужном направлении.

В государствах с недемократическими режимами существуют общественные организации, но они строго контролируются правящими структурами и подотчетны властям.

Вторая – институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сфере. Это – коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством и другие.

В третью группу включаются негосударственные правоохранительные институты: адвокатура, частные детективные и охранные предприятия, частный нотариат и другие.

Особыми институтами являются местное самоуправление и институт Уполномоченного по правам человека. Это связующие звенья между гражданским обществом и государством.

Сферами сугубо частных интересов человека, близкими к гражданскому обществу являются семья и церковь.

Вся эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства в концентрации политического господства.

Для гражданского общества свойственно преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми и политическими силами. В отличие от гражданского общества любое государство характеризуется преобладанием вертикальных связей, то есть связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Условия возникновения и развития (слайд 12)

Основные признаки гражданского общества (слайд 13)

Функции гражданского общества (слайд 14)

Итак, современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

  1. Примеры институтов гражданского общества в РФ.

В Конституции РФ закреплены основополагающие идеи гражданского общества: человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства; провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Развитие этих органов – часть становления гражданского общества. (слайды15-16) – пояснения

В демократическом гражданском обществе много частных организаций на местном и региональном уровнях. Члены этих сообществ имеют реальную возможность активно участвовать как в государственных делах, так и в делах своих сообществ. Их задача – самоуправление.

Эта деятельность сводится в основном к обслуживанию повседневных житейских потребностей людей. Жители сёл, городов, посёлков нуждаются в том, чтобы надежно работал транспорт, чтобы в хорошем состоянии были дороги, чтобы в жилые дома бесперебойно поступали вода, газ и электричество, чтобы регулярно работали поликлиники, аптеки, детские сады и другое.

Суть местного самоуправления – самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В Конституции РФ записано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органам государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчетны. Но в РФ гражданское общество находится в стадии становления, необходим более высокий уровень правосознания всех граждан, чтобы воплощать в жизнь все, что записано в Конституции.

В жизни гражданского общества большую роль играет

Общественная палата РФслайд 17

Согласно Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Общественная палата образована в 2005 году, избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений.

Таким образом, гражданское общество обеспечивает свободу и самостоятельность личности, народный суверенитет (народ – носитель высшей власти), общественное мнение, справедливость законов и неукоснительность их исполнения.

Именно гражданское общество является основой для становления и развития правого государства, а для создания гражданского общества само государство должно быть правовым

В странах с развитым гражданским обществом люди редко обращаются к государственным органам, так как государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности общества. Такое государство принято называть правовым.

  1. Правовое государство, его признаки.

Определение (слайд 18)

Правовое государство – государство, ставящее своей целью обеспечение гарантий прав и свобод граждан во всех сферах социальной жизни.

Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством – лучшего человечество пока не придумало.

Правовое государство ограничено в своих действиях правом, подчинено воле суверенного народа, выражаемой в Конституции, и призвано обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Идея правового государства зародилась в Древней Греции, связана с появлением демократии – формы политической организации, основанной на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан равным кругом прав и свобод. Еще философы античности Платон, Аристотель, Цицерон утверждали о том, что государство должно иметь справедливые законы и признавать, уважать и защищать неотъемлемые права человека.

Автором концепции правового государства является немецкий мыслитель 18 века Иммануил Кант (слайд 19)

Основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, Кант создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущим им эгоизмом. Разрешение этого противоречия возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества.

Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу.

Только в последней трети ХХ века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое.

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки или принципы правового государства (слайд 20)

1) верховенство закона — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты, а также при федеративном устройстве государства происходит демократическое распределение компетенций между субъектами.

В свою очередь законы должны быть правовыми: максимально соответствовать представлениям общества о справедливости, приниматься конкретными органами, уполномоченными на то народом, приниматься в соответствии установленной законом процедурой, все законы не должны противоречить Конституции и друг другу.

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно закрепить их в своих законах, гарантировать и защищать их на практике. В правовом государстве законодательная система должна соответствовать объективности права, закрепленные в законодательстве естественные неотчуждаемые и демократические права человека должны быть обеспечены реальными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств,

3) принцип разделения властей – взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти, они должны быть независимы друг от друга и действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями,

4) взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна последовать определенная мера ответственности. Само право должно опираться на ценности демократии, отражать интересы личности, гражданина, воплощать в себе гражданские права и свободы.

Понятие «правовое государство» предусматривает ограничение государственной власти в интересах отдельного человека перед лицом государства.

Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. В нем точно определены формы, пути и механизмы деятельности органов власти.

Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

5) соответствие нормам международного права

Необходимыми элементами правового государства являются: наличие гражданского общества, свободных судов, СМИ, возможность граждан влиять на власть и наличие правовой культуры в обществе.

Схема – характеристика (слайд 21)

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

— производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая свобода и самостоятельность индивида,

— режим демократии, парламентаризма, суверенитет народа,

— обязателен политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, течений, организаций, объединений, действующих в рамках Конституции, и также в наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов,

— стабильность законности и правопорядка в обществе.

Правовое государство должно отвечать определенным требованиям:

строгое соответствие законодательства Конституции, важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;

наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе; учет общественного мнения;

наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях государственной и социальной структуры;

высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество.

  1. Защита прав человека.

Международные документы о правах человека. Слайд — 22

Гражданское общество и правовое государство не могут существовать без признания прав человека. Разработка этой идеи прошла очень долгий путь. В итоге 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый шаг к созданию международных стандартов прав человека.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в международных документах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.

Сегодня на территории Европы действуют следующие системы защиты прав человека: система ООН, система Совета Европы, который принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Этот документ признается самым совершенным.

  1. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Гражданское общество и правовое государство дополняют друг друга и зависят друг от друга. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Способность общества к политической самоорганизации появляется только при наличии экономической свободы, разнообразных форм собственности и рыночных отношений.

Нужно, чтобы общество представляло собой единую силу, способную контролировать государство и его деятельность.

Условия формирования гражданского общества и правового государства в России — слайд 23

Развитие всех форм собственности, развитие экономической конкуренции

Ликвидация основ любой безраздельной политической власти

Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни

Укрепление чувства личного достоинства Высокий уровень политических знаний и правовой культуры граждан Справедливость законов и неукоснительность их исполнения. Законы нужно уважать и превращать их в средство управления всеми сторонами жизни.

Расширить компетенции органов местного самоуправления.

Сведения о становлении и развитии гражданского общества и правового государства в современной России.

Современное российское общество несет на себе отпечаток черт традиционной государственности: стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный подбор руководящих кадров.

В реальной жизни во всем мире нарушаются права и свободы граждан. Это выражается в разных преступлениях.

Часто не соблюдается право граждан на защиту от безработицы. А установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют выживания в сложных экономических условиях.

Сложности есть в становлении правовой культуры в России, так как не сформировано правовое мировоззрение, соответствующее нынешнему состоянию российского общества.

В нашей стране многое еще нужно преобразовывать, чтобы добиться развития гражданского общества в совершенстве: необходимо обеспечить выполнение социальных программ, устранить социальную почву роста преступности, минимизировать безработицу, сократить огромный разрыв между бедными и богатыми слоями населения и другое.

В России отсутствует эффективная система защиты человека от произвола чиновников. Граждане не всегда могут отстоять свои законные интересы. До сих пор многие представители власти не могут привыкнуть к тому, что их действия тоже ограничены правом. Большинство граждан на местах не ориентируются в разных ситуациях, к кому обратиться и как защитить свои права, а муниципальные и государственные органы власти не помогают в этом.

Также нарушаются и международные акты, экстремисты используют свободы в антиконституционных целях, совершают военные преступления против всего человечества.

ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка в моих руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

  1. Решение заданий ЕГЭ

  1. Образовательные ресурсы:

Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию. Ростов н/Д, Феникс, 2010.

Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.; АСТ; Астрель, 2010

Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. М.; Эксмо, 2010

Клименко А.В. Обществознание: учебное пособие Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М., Дрофа, 2014

http://www.ege.edu.ru/

http://www.fipi.ru/

http://reshuege.ru/

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме: Гражданское общество и правовое государство. | скачать бесплатно

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Нурлат РТ

Конспект урока по обществознанию
в 11 классе

«Гражданское общество и правовое государство»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

Маркелов Сергей Александрович

г. Нурлат

 2013

Правовое государство и гражданское общество.

Урок является составной частью большого цикла уроков. Посвященных проблеме: «человек-общество-государство» в рамках блока  «Основы политологии». С другой стороны этот урок предваряет блок тем, связанных с основами правовых знаний, что составляет фундамент правовой и политической культуры граждан.

Цель урока.

Систематизировать знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Выделить характерные черты, выявить необходимые условия для их существования.

Задачи урока:

  1. Углубить знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Указав на их взаимосвязь и взаимообусловленность.
  2. Акцентировать внимание на социальных и правовых аспектах этих проблем: необходимости совместных усилий для формирования вышеназванных институтов.
  3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения  в группах.
  4. Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Приветствие: здравствуйте. Садитесь.

Тема урока:  «Правовое государство и гражданское общество».

Вопросы:

  1. Правовое государство: понятие, признаки
  2. Гражданское общество: понятие, взаимосвязь с государством

Интеллектуальная разминка.

Мы с вами живем в государстве, а что из себя представляет вышеназванный институт( необходимо дать определение государству, перечислить его признаки, функции, формы государства).

Ответы учеников.

А сейчас давайте вспомним, что такое общество и какой путь эволюции оно прошло.

Ответы учеников.

Все молодцы!

Ключевые понятия, связанные с государством и обществом мы вспомнили, а сейчас давайте разберем понятие «правовое государство».  У кого есть какие мысли на этот счет? Давайте вспомним, что мы изучали на уроках обществознания в 9-11 классе, на уроках истории.

Ответы учеников.

Хорошо.

Да. Именно право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Работа в тетрадях: записать определение

Правовое государство это государство в котором все граждане и должностные лица, и государственные органы подчинены праву.

Все правовые акты должны соответствовать Конституции.

Перед вами на столе выдержки из Конституции РФ (глава 1 «Основы конституционного строя». Найдите положения характеризующие государство как правовое(3-4 позиции).

Работа с о статьями Конституции РФ

Работа в тетрадях: записать признаки.

Признаки правового государства:

  1. Народ- единственный источник власти
  2. Народ осуществляет власть непосредственно и опосредованно
  3. Референдум – высшее выражение власти народа
  4. Принцип разделения властей

Отлично.

Давайте добавим еще следующие признаки:

  1. Верховенство закона
  2. Гарантия прав личности
  3. Правовая культура личности
  4. Законность и правопорядок

А скажите мне ребята. Соответствует ли то, что  записано в Конституции современным российским реалиям и если да или нет. То приведите примеры.

Вывод: Понятие правовое государство носит в России декларативный характер. А почему? Да, это связано с тем, что в России только зарождается гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество отражают разные стороны жизни общества.

Гражданское общество это сфера абсолютной свободы частных лиц

Правовое государство это система регламентации деятельности граждан и государственных структур.

Гражданское общество это совокупность межличностных отношений( семейных, культурных, религиозных, экономических и др.) которые развиваются в обществе без вмешательства государства.

Ребята, приведите примеры  институтов гражданского общества ( могут быть названы: семья, творческие союзы, негосударственные СМИ, церковь и тд.)

Перед вами на доске приведены разные термины, относящиеся как к государству, так и к гражданскому обществу. Запишите в тетрадях слева понятия, относящиеся к государству, а справа к обществу.

Учащиеся работают индивидуально. Поисковая работа

Что необходимо для формирования гражданского общества в России?

Беседа.

Давайте обыграем ситуацию: вы президент России, а это ваша команда. Какие необходимо предпринять шаги с целью формирования в России правового государства и гражданского общества.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления

Проблемно-поисковое задание.

Может ли существовать правовое государство без гражданского общества?

Вывод: Нет. Они взаимосвязаны

Наш урок подходит к логическому завершению. Вопросы поставленные в начале урока разрешены.

Дома напишите эссе по теме: «Правовое государство это право обуздавшее государство». Либо по теме: «Гражданское общество и государство- две взаимодополняющие друг друга социальные формы».

Спасибо за урок. До свидания.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. М., 2013.

2. Мухаев Р. Т. Политология. М., 1997.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  к http://www.yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/stati/tgp/036.php
2.  http://www.be5.biz/pravo/tmav/26.htm

nsportal.ru

Государство и гражданское общество (2 часа) План:

 

1. Генезис понятия гражданского общества.

2. Современные представления о гражданском обществе.

3. Формирование гражданского общества в России.

Литература дополнительная:

Аристотель. Политика. Сочинение в 4 томах. – М., 1984.

Белканов Е.А. Гражданское общество и правовое государство: Методический комплекс // Юридическое образование и наука. – 2004. — № 3.

Керимов Д.А. Гражданское общество и правовое государство // Право и образование. – 2004. — № 1.

Сырых В.М. Правовое государство. Личность. Гражданское общество // Актуальные проблемы становления правового государства. – СПб., 2003.

 

 

 

1. Генезис понятия гражданского общества

 

Понятие «гражданское общество» — одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества – экономической, политической, социальной, духовной.

Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод.

В основе этих успехов – развитие и активизация деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть развивается и совершенствуется гражданское общество.

С точки зрения происхождения понятия «гражданское общество» является производным от двух других понятий – «общество» и «гражданский».

Как известно, понятие «общество» в его современном понимании появилось сравнительно недавно. В античной и средневековой социальной мысли использовались в основном его аналоги – понятия «государство» и «община». Лишь в конце XVIII – начале XX века это понятие приобретает свой современный смысл. Его окончательное научное признание происходило по мере превращения социологии как науки об обществе в самостоятельную область знания.

В современной научной литературе понятие «общество» употребляется в двух основных значениях. Так, в словаре «Современная западная социология» оно определяется как в широком, так и в узком смысле: «в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: структурно или генетически (а) тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или (б) относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) этой устойчивой целостности».

Термин «гражданский» происходит, как известно, от латинского слова civilis . В русском языке его синонимом является термин «цивильный». Этот термин получил свое распространение в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения и понятия. Например, «гражданское право», «гражданский процесс» и др.

В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова) термин «гражданский» имеет четыре основных значения.

Первое значение термина связано с его юридическим толкованием. Гражданский – значит относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом. В этом значении термин «гражданский» используется как прилагательное к другим юридическим понятиям – «право», «кодекс», «процесс» и т.д.

Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда включают такие отношения, как отношения частной собственности, имущественные и наследственные, семейные и родственные.

Второе и третье значение термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной, с одной стороны, гражданской жизни и церковной, с другой стороны. В первом случае термин «гражданский» характеризует штатскую, не военную жизнь людей. Примером тому могут служить понятия «гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок» и другие. Во втором случае этот термин характеризует светский, нецерковный образ жизни и все то, что совершается в отличие или одновременно с церковными обрядами. Например, такие выражения, как «гражданский брак», «гражданская панихида».

Четвертое значение термина «гражданский», выделяемое в Толковом словаре Д.Н. Ушакова, сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. Он обозначает все то, что свойственно истинному гражданину и служит прилагательным к выражениям «гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество». Понятия «гражданин», «гражданственность» являются производными от указанного значения термина «гражданский». Они характеризуют всякого сознательного и активного члена общества, подчиняющего свои интересы служению обществу, исполнению общественного долга.

С этой точки зрения гражданское общество представляет собой общество свободных и ответственных граждан, сознательно управляющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг.

Еще одно, пятое значение этого термина исторически связано с ростом и укреплением городов. Этим термином обозначали раньше объединения людей, живущих в городах и осуществляющих тесную экономическую и культурную связь с окружающим сельским населением. Так, например, можно встретить вместо обычно употребляемого понятия «городская община» понятия «гражданская община».

Начиная с XVIII века термин «гражданский» используется также для характеристики общественных явлений, конфликтов, противостояний. Уже давно вошли в научный оборот такие выражения, как «гражданская война», «гражданское неповиновение», «гражданское сопротивление», «гражданский мир», «гражданское согласие» и др. Эти понятия характеризуют гражданское общество как автономную, во многом стихийную силу, способную разрушить или сохранить устоявшийся социальный порядок, олицетворением которого выступает государственный строй.

Кроме того, этим термином обозначают в наши дни разнообразные общественные движения, организации, существующие наряду или в противовес государственным институтам и политическим партиям. Примером его употребления являются такие выражения, как «гражданское движение», «гражданский форум», «гражданская инициатива». Термин «гражданский» в указанном значении употребляется как аналог термина «общественный».

В числе первых мыслителей, «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон. Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях – мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная, критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями и к идее полиса Аристотеля, Цицерона и идеям естественного права. Быть членом politike означало быть гражданином – членом государства и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.

Вместе с тем Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где государственное вмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества.

Н. Макиавелли, отдавая дань времени, считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни – служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть. Речь, таким образом, идет о сфере, отличной от подданнических функций человека, по существу о признаках гражданского общества.

Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное вмешательство в жизнь людей. И здесь по существу речь идет о гражданском обществе.

Таким образом, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли как бы нащупали в сложном переплетении экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно-организованного общества наличие гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки «развести» государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, то есть гражданское общество.

Постановка вопроса о гражданском обществе содержится также в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольта и других просветителей в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п.

Т. Гоббс уже использует понятие «гражданское общество» в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государством, в других – разъединяет. Дж. Локк, активно используя понятие «гражданское общество», провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считает собственность.

Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Ш. Монтескье. В произведении «О духе законов» он рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени. Гражданское общество, по Ш. Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна гражданскому обществу. Он различает законы гражданские, государственные и политические. Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу: отношения собственности, добровольных объединений граждан и др. Государственные законы регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Ш. Монтескье замечает диалектическое единство и противоречивость законов гражданского общества и государства, полагая, что исчезновение одной из сторон этого единства неизбежно приведет к крупным общественным потрясениям.

Ж.-Ж. Руссо также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом, что этот процесс происходит с помощью общественного договора. В работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и установление от власти демократически избранного правительства. В этой работе он практически формулирует понятие гражданского общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается в согласовании повиновения и свободы.

Заметно углубил представление о гражданском обществе Э. Кант. Его подход к трактовке сущности гражданского общества более диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и в то же время стремление к согласию, — Э. Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других – формирование гражданского общества. Оно должно быть основано на следующих априорных принципах: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.

Г. Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Он показал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической трансформации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Социум, образовавшийся в результате этого генезиса, включает частнособственнические отношения, рыночную экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Г. Гегель признавал примат государства над гражданским обществом. Государство, по его мнению, как более высокоорганизованная органическая целостность выступает как бы гарантом действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве.

К. Маркс полагал, что государство, внешне как бы охраняя гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников господствующих социальных групп. Он говорил: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов – словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».

Интересен подход к этой проблеме известного итальянского социолога А. Грамши. Под гражданским обществом он понимал сеть «частных» организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных, просветительских, религиозных, благотворительных, а также общественно-политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между экономическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством – ареной открытой классовой борьбы, которая получает свое разрешение и принимает политические и правовые (институциональные) формы господства.

Итак, из приведенных выше взглядов на гражданское общество виднейших представителей политической философии различных стран можно сделать следующие выводы:

1. Гражданское общество – продукт исторического развития человечества, появившийся в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства.

2. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности.

3. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами.

4. Гражданское общество – это сила, находящаяся с государством в постоянном сложном, противоречивом, диалектическом единстве.

5. В XX веке в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет частной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного «среднего класса», высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки.

6. В странах, вступивших на путь глубоких реформ, формируется переходный тип гражданского общества, в котором причудливо переплетаются некоторые свойства и черты как авторитарного, так и демократического.

 

studfiles.net

План гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество и правовое государство

1. Понятие гражданского общества и условия его становления Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных: институтов и отношений, которая призвана обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (см. Гаджиев К.С. Политическая наука.

— М: 1995. — с.74). Понятие «гражданское общество» восходит к идее античного полиса.

Философы Древней Греции отождествляли гражданское общество и политическое общество, или государство. Такой подход сохранялся практически до XVIII в. Однако, переход от средневековья к новому времени, начало формирования гражданского общества требовали и осознания различий между гражданским обществом и государством. Особая заслуга в разработке теории гражданского общества и его взаимосвязей с государством принадлежит Гегелю, считавшему гражданское общество системой потребностей, основанной на частной собственности системой имущественных, сословных, правовых и др.

Правовое государство и гражданское общество

Цели урока:

  1. формирование представлений о правовом государстве и гражданском обществе;
  2. продолжить знакомство с Декларацией прав человека и гражданина;
  3. объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;
  4. подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.

– расширить знания учащихся о нормативно-правовых актах и системе защиты человека; – на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью.

– воспитывать уважение к законам; – воспитывать чувство гордости за свою страну; – воспитывать чувство ответственности. Оборудование:

  1. Учебник Л.Н.

План гражданское общество и правовое государство

Выборы и их роль в политической жизни общества.

1) Понятие о выборах/ Выборы – способ формирования органов власти с учетом волеизъявления граждан.

pravo-38.ru

Тема 6. Правовое государство и гражданское общество. Социальное государство План

  1. Правовое государство: понятие и признаки.

  2. Гражданское общество: понятие и структурные элементы.

  3. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

  4. Социальное государство.

  1. Правовое государство: понятие и признаки

Правовое государство – государство, основанное на верховенстве закона, в котором функционирует режим конституционного правления, существует реальное разделение ветвей власти, развитая и эффективная судебная власть, созданы условия для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, реализуется принцип взаимной ответственности личности и государства1.

Признаки правового государства

Понятие правовое государство воплощают следующие политико-правовые признаки:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его орга­нов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития. Правовое государство провозглашает и конституционно зак­репляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Правовой характер взаимной ответственности государства и лич­ности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо­вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

4. Основной идеей организации и деятельности правового государства является разделение властей между законодательными, исполнительными и судебными ор­ганами государства. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества.

  1. Гражданское общество: понятие и структурные элементы.

    Гражданское общество – это совокупность граждан, обладающих высоким общественным статусом, и негосударственных добровольно сформированных структур во всех сферах жизни, отношений между ними. Эта совокупность способна сдержать чрезмерное усиление государства и экстремистские процессы в обществе .

    Гражданское общество имеет свои черты и функции (См. схема 5)

Схема5

Черты и функции гражданского общества1

Основой формирования гражданского общества является личность (См. Схема 6).

Схема 62

  1. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механизмов выполняет функции адаптера общественной системы. Государство координирует действия участников гражданского обществ. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества заключается в том, что государство подчиняется обществу, выполняет лишь те функции, которые выплывают из природы самого общества и служат его потребностям. Государство не должно при этом мешать реализации частных интересов, которые конкурируют в сфере гражданского общества.

В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет относительно общих или государственных интересов. Вместе с тем, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики института государства. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что именно формирует для себя управляющую систему, задает пределы государственного вмешательства, определяет функции государства и контролирует их осуществление.

Государство также оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Однако особенность двусторонней взаимосвязи правового государства и гражданского общества заключается в том, что определяющим является влияние общества. Именно оно формирует государство, его институты, направляет и контролирует ее деятельность. Граждане страны, осознавая пренебрежительность своих прав над полномочиями государства, принуждают государственную власть в ее действиях ориентироваться на потребности общества, служить правам человека. Обеспечить такую сущностную предпосылку демократической государственности гражданское общество может с помощью определенных средств, самыми главными среди которых являются средства юридические – нормативно определены гражданские права.

Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развитое гражданское общество, тем менее заметной является роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества предопределяет избыточное усиление государства, которое поглощает общество. Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем более демократическим является государство.

  1. Социальное государство

    Социальное государство — (термин введен в середине XIX в. немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815—1890) — форма государства, одной из важнейших функций которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Социальное государство в своем развитии проходит ряд этапов1:

  Первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) .Этот период знаменателен следующими фактами: 

1. В этот период времени Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, финансирует медицинскую помощь, вводит пособие по болезни и обязательное пенсионное страхование.

2. Социальное страхование от несчастного случая появляется в этот период в Австрии во Франции , в Норвегии., Новой Зеландии, Швеции .

3. Медицинское страхование стало государственным в Австрии., в Швеции , в Норвегии . 2

4.   С 70-х годов XIX столетия до начала Второй мировой войны государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах

        Второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) . Этот этап интересен следующими моментами :

1.  Первая треть XX в. ознаменовалась принятием множества социальных законов и введением принципов социального государства в политику многих стран.

2.     Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую основу государства.

Третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.). Именно в этот период государство становится субъектом специфических социальных функций, примером которых являются обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов.

 Четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х).В этот период можно выделить три момента  

1. С конца 70-х годов ХХ в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится многосторонней.

     2.   Направленность государства на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и другими ограничениями.

 3.   С 70-х годов расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения.

   Пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х). Происходит частичное сокращение социальных программ и пособий и к реформе социальной политики государств, которая в дальнейшем выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.

    Шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) — В этот период меняются роль и социальные функции государства. С середины 90-х годов ХХ в. формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями. Современное социальное государство стремится отказаться направлено на создание благоприятных социальных условий, прежде всего, через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени являются социальными государствами.

studfiles.net

Тема № 41 Правовое государство и гражданское общество в их соотношении. Примерный рабочий план

1. Понятие и основные признаки правового государства

2. Понятие и сущность гражданского общества

3. Проблемы соотношения правового государства и гражданского общества

Методические указания

Избранная тема достаточно сложна и многообразна. Некоторые говорят, что правовое государство, это своего рода утопия, к построению которой постоянно стремится человечество. Другие напротив утверждают, что правовое государство это реальность. В течение длительного исторического процесса, с момента зарождения государственного организованного общества, человек пытался постичь сущность правового государства. В результате исторического развития знания человека о государстве, менялись и его представления о правовом государстве его понятии, сущности, основных чертах или признаках. При рассмотрении первого вопроса очень важен ретроспективной взгляд на проблему правового государства не только зарубежных, но и российских правоведов. Важно рассмотреть разные подходы к проблеме правового государства.

Гражданское общество является одним из основных признаков или характерных черт правового государства. Без развитого гражданского общества нет и правового государства. Поэтому при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание на определение содержания понятия гражданское общество, соотношении понятий общество и гражданское общество, гражданское общество и другие объединения граждан.

Не маловажным является ответ на вопрос, в чем же проявляется основная сущность гражданского общества, почему оно обладает такой важностью для формирования правового государства.

Третий вопрос предполагает критический анализ проблем соотношения правового государства и гражданского общества. Правовое государство, являясь организующим началом, активно воздействует на гражданское общество посредством принятия нормативных предписаний регламентирующих деятельность членов гражданского общества. Но правовое регулирование хоть и главное, но не единственное средство взаимодействия правового государства с гражданским обществом. Необходимо показать какие это формы и дать им краткую характеристику. Не стоит забывать, что соотношение этих двух социальных институтов является не односторонним. Поэтому нужно показать перспективы развития роли гражданского общества в осуществлении государственной власти.

Рекомендуемая литература

Основная литература по всем темам:

  1. Кожевников В.В. Методология и история права: учебн. пособие: в 2 ч. – Ч.1/ В.В. кожевников. – Омск: из-во ОмГУ, 2008.

  2. Кожевников В. В. Теория права и государства: учебно-наглядное пособие / В. В. Кожевников. — Омск: Омская акад. МВД России, 2007.

  3. Малько А. В. Теория государства и права: учеб. для студентов вузов / А. В. Малько. — М.: КноРус, 2007.

  4. Лазарева В.В. Общая теория права и государства: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Лазарева — М.: Юристъ, 2002.

  5. Нерсесянца В. С. Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / В. С. Нерсесянц. — М.: Норма, 2002.

  6. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. Н. Марченко — М.: Юристъ, 2005.

  7. Теория государства и права [Текст] : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — М. : Высшее образование, 2008.

  8. Честнов И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права: эпистемология государства и права: учеб. пособие/ И. Л. Честнов — СПб.: СПб ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права, 2004.

  9. Червонюк В. И. Теория государства и права [Текст] : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Червонюк. — М. : ИНФРА-М, 2006.

studfiles.net