МКУ «Центр развития образования» г.Мегион
AaВерсия для слабовидящих
|
|
Школьная олимпиада по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10, 11 КЛАСС 2010-2011 . I ВАРИАНТ А1 Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи 1) цивилизации и религии 2) общества и природы 3) способа производства и отношений собственности 4) экономики и политики А2 Понятие «общество» включает
А3 В отличие от животного человек способен
А4 Личность – это
А5 Индивидуальность – это
А6 К видам деятельности, характерным только для человека, относится
А7 К потребностям человека, порождённым обществом, относится потребность в
А8 В познавательной деятельности в отличие от трудовой
А9 Какой признак характеризует общение
А10 Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются
А11 Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения
А12 Установленные государством, общеобязательные, формально определённые правила поведения называются
А13 Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что она
А14 Проступок отличается от преступления
А15 И чувственное, и рациональное познание
А16 И абсолютная, и относительная истина
А17 Какое из приведённых утверждений является научным
А18 Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с помощью норм, называется
А19 Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, — это
А20 Экономическая теория изучает
А21 Элементом рационального поведения потребителя является
А22 Особая роль государства в политической системе определяется тем, что
целостности общества и поддержания порядка
А23 К какому компоненту политической системы относится политическая идеология
А24 Либеральная политическая идеология предполагает
А25 Характерными чертами эволюции как формы общественного развития являются
В1 Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слово, полученное путём его буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин. Любомудрие — …………………… В2 Вставьте пропущенное слово. «В обществе возникает борьба за ………………… и её использование для проведения той или иной политики». В3 Вставьте пропущенное слово. «Основанием для наступления юридической ответственности является ………………….». В4 Запишите слово, пропущенное в приведённой схеме:
В5 Верны ли следующие суждения?
3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны А. Свобода человека – это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям. Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него. C I. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов: 1) опека, брачный договор, несовершеннолетний ребенок, 2) палка-копалка, прялка, сверлильный станок, 3) семья, школьный класс, бригада, 4) парламент, Федеральное собрание, Национальное собрание, 5) живопись, театр, музыка, литература, 6) учеба, игра, труд, 7) прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность, 8) товарная биржа, маркетинг, реклама, 9) страта, класс, сословие, 10) сбор налогов, защита границ, издание законов, 11) православие, католицизм, протестантизм. C II. Напишите эссе на одну из следующих тем: – «Весь суд находится внутри человека» (И. Кант), – «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы» (И. А. Ильин), – «Управляют не из желания господствовать, а по обязанности заботиться» (Августин Блаженный)? – «Я – школяр в этом лучшем из лучших миров» (Омар Хайям), – «Свободу не уподобишь награде или знаку отличия… Это повинность, узнурительный бег изо всех сил, и при том в одиночку» (А.Камю). II ВАРИАНТ А1 Общество в отличие от природы:
А2 Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как
А3 Человека от животного отличает способность к
А4 Какой признак характеризует человека как личность
А5 Социализация личности – это
А6 Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является
А7 К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относится потребность в
А8 Познание в отличие от труда
А9 Какой признак не свойствен общению
А10 Любая социальная норма
А11 Отклоняющееся поведение всегда нарушает
А12 Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется
А13 Конституция – это
А14 Заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте нарушает
А15 Рациональное познание в отличие от чувственного
А16 Истинное знание в отличие от ложного
А17 Только в состав научного знания входят
А18 Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется
А19 Прибыль создаётся в процессе
А20 Производство – это
А21 Спрос потребителя определяется
А22 Особая роль государства в политической системе определяется тем, что оно
А23 Политическая партия, выступающая за поддержку социально не защищённых слоёв населения, усиление влияния народа на власть является
А24 Политическая партия, отстаивающая преемственность развития, уважение к традициям, устоям общества, моральные и религиозные ценности, иерархичность общества, выделение в нём элиты, является
А25 Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, — это 1) реформа; 2) контрреволюция; 3) эволюция; 4) стабилизация В1 Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путём его буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин. Ведение домашнего хозяйства — …………………….. В2 Какому понятию соответствует следующее определение? Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. В3 Запишите слово, пропущенное в следующей фразе «Совершение преступления влечёт за собой применение к виновному мер ……………. ответственности». В4 Запишите слово, пропущенное в приведённой схеме.
В5 Верны ли следующие суждения?
3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны А. Моральная ответственность личности предполагает свободу его воли. Б. Моральная ответственность доступна только свободной личности. C I. Назовите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его, объясните ваше решение: 1) владение, пользование, производство, 2) брокер, дилер, акционер, арендатор, 3) министерство финансов, министерство образования, комитет Государственной Думы по образованию, Государственный комитет по рыболовству, 4) конфуцианство, ислам, христианство, 5) мажоритарная система, двухпартийная система, пропорциональная система, 6) Н.Я.Данилевский, К.Маркс, О.Шпенглер, 7) государственная собственность, частная собственность, муниципальная собственность, совместная собственность, 8) вексель, акция, облигация, акцизная марка, приватизационный чек, 9) социализация, модернизация, воспитание, 10) рождение, детство, отрочество, юность, зрелость. – «Самое святое, что есть у Бога на земле – это Право» (И. Кант), – «Чем сильнее власть, тем меньше свободы» (римская мудрость), – «Метод важнее открытия» (Л.Д. Ландау), – «В мировой борьбе, в соревновании народов почетное место могут занять только те из них, которые достигнут напряжения своей материальной и нравственной мощи» (П.А.Столыпин), – «Подлинное искусство есть всегда вольное искусство» (Б.П.Вышеславцев). Ответы к заданиям школьной олимпиады по обществознанию 2009 год 10 класс 2 – 2 12 – 2 22 – 3 3 – 4 13 – 3 23 – 3 4 – 2 14 – 3 24 – 4 5 – 3 15 – 1 25 – 3 6 – 3 16 – 2 7 – 1 17 – 4 8 – 3 18 – 2 9 – 1 19 – 3 10 – 3 20 – 3 В1 – философия В2 – власть (или) политическая власть В3 – правонарушение В4 – как (производить) В5 – 2 II вариант 1 – 3 11 – 3 21 – 3 2 – 1 12 – 3 22 – 2 3 – 4 13 – 3 23 – 4 4 – 1 14 – 1 24 – 3 5 – 3 15 – 2 25 – 1 6 – 2 16 – 2 7 – 2 17 – 2 8 – 3 18 – 1 9 – 1 19 – 2 10 – 3 20 – 3 В1 – экономика В2 – право В3 – уголовный (или) правовой (или) юридический В4 – результат В5 – 3 Максимальное количество баллов по вопросам группы «B» – 10 Максимальное количество баллов по вопросам группы «C 1» – 20 Максимальное количество баллов по вопросам группы «C II» – 25 Максимальная сумма — 80 Каталог: doc Скачать 130,65 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Рационализм | Определение, типы, история, примеры и Декарт
Ноам Хомский
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Кристиан, барон фон Вольф Георг Вильгельм Фридрих Гегель Ноам Хомский Серен Кьеркегор Эрнест Ренан
- Похожие темы:
- иррационализм философия континентальный рационализм
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
рационализм , в западной философии взгляд, рассматривающий разум как главный источник и меру знания. Считая, что сама реальность имеет по своей сути логическую структуру, рационалист утверждает, что существует класс истин, которые интеллект может постигнуть напрямую. Есть, по мнению рационалистов, определенные рациональные принципы — особенно в логике и математике, и даже в этике и метафизике — настолько фундаментальные, что отрицать их — значит впадать в противоречие. Таким образом, уверенность рационалистов в разуме и доказательствах имеет тенденцию умалять их уважение к другим способам познания.
Рационализм долгое время был соперником эмпиризма, учения о том, что все знания исходят из чувственного опыта и должны быть проверены им. В отличие от этой доктрины, рационализм рассматривает разум как способность, которая может овладеть истинами, недоступными чувственному восприятию, как в достоверности, так и в общности. Подчеркивая существование «естественного света», рационализм также соперничал с системами, претендующими на эзотерическое знание, будь то из мистического опыта, откровения или интуиции, и выступал против различных иррационализмов, склонных подчеркивать биологическое, эмоциональное или духовное. волевого, бессознательного или экзистенциального за счет рационального.
Рационализм имеет несколько разные значения в разных областях, в зависимости от типа теории, которой он противостоит.
В психологии восприятия, например, рационализм в некотором смысле противостоит генетической психологии швейцарского ученого Жана Пиаже (1896–1980), который, исследуя развитие мышления и поведения у младенца, утверждал, что категории психики развиваются только благодаря опыту общения младенца с миром. Точно так же рационализм противостоит транзакционализму, точке зрения в психологии, согласно которой перцептивные навыки человека являются достижениями, осуществляемыми посредством действий, совершаемых в ответ на активную среду. С этой точки зрения делается экспериментальное утверждение, что восприятие обусловлено вероятностными суждениями, сформированными на основе более ранних действий, совершенных в подобных ситуациях. В качестве поправки к этим огульным утверждениям рационалист защищает нативизм, утверждающий, что определенные перцептивные и концептуальные способности являются врожденными — как в случае с глубинным восприятием эксперименты с «визуальной скалой», которая, хотя и прикрыта прочным стеклом, , младенец воспринимает как опасные, хотя эти врожденные способности могут время от времени дремать до тех пор, пока не возникнут подходящие условия для их проявления.
В сравнительном изучении языков аналогичный нативизм был развит, начиная с 1950-х годов, лингвистом-теоретиком Ноамом Хомским, который, признавая долг перед Рене Декартом (1596–1650), открыто принял рационалистическую доктрину «врожденных идей». Хотя тысячи языков, на которых говорят в мире, сильно различаются по звукам и символам, они достаточно похожи друг на друга по синтаксису, чтобы предположить, что существует «схема универсальной грамматики», определяемая «врожденными установками» самого человеческого разума. Эти предустановки, имеющие основу в мозгу, задают образец для всего опыта, закрепляют правила образования осмысленных предложений и объясняют, почему языки легко переводятся друг в друга. Следует добавить, что то, что рационалисты придерживались в отношении врожденных идей, состоит не в том, что некоторые идеи являются полноценными при рождении, а лишь в том, что схватывание определенных связей и самоочевидных принципов, когда оно приходит, обусловлено скорее врожденными способностями к прозрению, чем к обучению на опыте.
Общим для всех форм спекулятивного рационализма является вера в то, что мир представляет собой рационально упорядоченное целое, части которого связаны логической необходимостью и поэтому структура которого постижима. Таким образом, в метафизике она противостоит точке зрения, что реальность представляет собой бессвязную совокупность бессвязных битов и, таким образом, непроницаема для разума. В частности, он противостоит логическому атомизму таких мыслителей, как Дэвид Юм (1711–1776) и ранний Людвиг Витгенштейн (1889–1951), которые считали, что факты настолько разрознены, что любой факт вполне мог бы отличаться от того, что он представлял. не влечет за собой изменения какого-либо другого факта. Однако рационалисты расходятся во мнениях относительно степени тесноты и полноты, с которой факты связаны друг с другом. На низшем уровне все они верили, что закон противоречия «А и не-А не могут сосуществовать» справедлив для реального мира, а это означает, что каждая истина совместима со всеми другими; на самом высоком уровне они считали, что все факты выходят за пределы согласованности и превращаются в положительную согласованность; т. е. они настолько связаны друг с другом, что ни одно из них не могло бы быть иным, если бы все не были иными.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В области, где его утверждения наиболее ясны — в эпистемологии или теории познания — рационализм считает, что по крайней мере некоторое человеческое знание приобретается посредством априорного (до опыта) или рационального понимания, в отличие от чувственного опыта, что слишком часто обеспечивает запутанный и просто предварительный подход. В споре между эмпиризмом и рационализмом эмпирики придерживаются более простой и широкой позиции, юмистского утверждения, что всякое знание факта проистекает из восприятия. Рационалисты, напротив, настаивают на том, что некоторые, хотя и не все, знания возникают в результате непосредственного постижения интеллектом. Интеллектуальная способность схватывает объекты, выходящие за пределы чувственного опыта, — универсалии и их отношения. Универсалия — это абстракция, характеристика, которая может появляться в различных случаях: например, число три или треугольность, общая для всех треугольников. Хотя их нельзя увидеть, услышать или почувствовать, рационалисты указывают, что люди могут ясно думать о них и об их отношениях. Такого рода знание, включающее в себя всю логику и математику, а также фрагментарные прозрения во многих других областях, является, с рационалистической точки зрения, наиболее важным и достоверным знанием, которого может достичь разум. Такое априорное знание одновременно необходимо (т. е. его нельзя мыслить иначе) и всеобщее в том смысле, что оно не допускает исключений. В критической философии Иммануила Канта (1724–1804) эпистемологический рационализм находит выражение в утверждении, что разум налагает присущие ему категории или формы на зарождающийся опыт (9).0041 см. ниже Эпистемологический рационализм в современной философии).
В этике рационализм придерживается позиции, согласно которой разум, а не чувства, обычаи или авторитеты, является высшей апелляционной инстанцией при суждении о добре и зле, правильном и неправильном. Среди крупных мыслителей наиболее заметным представителем рациональной этики является Кант, который считал, что способ судить о поступке состоит в том, чтобы проверить его самосогласованность в том виде, в каком он постигается интеллектом: сначала отметить, что он представляет собой по существу или в принципе: ложь, например, или воровство, — а затем спросить, можно ли последовательно желать, чтобы принцип был сделан универсальным. Значит, воровство, да? Ответ должен быть «Нет», потому что, если бы воровство было всеобщим одобрением, то собственность людей не была бы их собственностью в отличие от чужой, и воровство стало бы тогда бессмысленным; понятие, если оно будет универсализировано, таким образом разрушило бы само себя, как достаточно показать разум сам по себе.
В религии рационализм обычно означает, что все человеческое знание приходит с использованием естественных способностей, без помощи сверхъестественного откровения. «Разум» используется здесь в более широком смысле, имея в виду человеческие познавательные способности в целом, а не сверхъестественную благодать или веру, хотя это также резко контрастирует с так называемыми экзистенциальными подходами к истине. Разум для рационалиста, таким образом, противостоит многим мировым религиям, включая христианство, которые считали, что божественное открывается через вдохновленных людей или писания, и которые время от времени требовали, чтобы их утверждения считались непогрешимыми. , даже если они не согласуются с естественным знанием. Религиозные рационалисты, с другой стороны, считают, что если ясные прозрения человеческого разума должны быть отброшены в сторону в пользу мнимого откровения, то человеческая мысль везде оказывается подозрительной — даже в рассуждениях самих теологов. Они утверждают, что не может быть двух совершенно разных способов подтверждения истины; следовательно, рационализм настаивает на том, что разум с его стандартом последовательности должен быть последним апелляционным судом. Религиозный рационализм может отражать либо традиционное благочестие, стремящееся показать мнимую сладкую разумность религии, либо антиавторитарный характер, стремящийся заменить религию «богиней разума».
Leave A Comment