МКУ «Центр развития образования» г.Мегион

AaВерсия для слабовидящих

  • Новости
  • Документы
    • Нормативные документы регулирующие деятельность
    • Учредительные документы
    • Закупки
    • Противодействие коррупции
    • Карточка предприятия
    • Отчет о деятельности
    • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Деятельность
    • Олимпиады
    • Социокультурные истоки
    • Финансовая грамотность
    • Городские методические объединения
    • Система персонифицированного финансирования дополнительного образования
    • Система оценки качества образования
    • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Мегиона
    • Инновационная деятельность
    • Наставничество
    • Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов
    • Конкурсы
    • Мероприятия
    • План работы
    • Совещания
    • Шаг в будущее
    • Повышение квалификации педагогических работников
  • О центре
    • Основные сведения
    • Структура
    • Цели и задачи
  • Информатизация образования
    • ГИС Образование Югры
    • Дистанционное обучение
    • Проект «ГОСВЕБ»
    • ФГИС «Моя школа»
  • Контакты
  • Запись на прием
    • На обследование ТПМПК
    • На прием СПДО

Школьная олимпиада по обществознанию 10, 11 класс 2010-2011


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Школьная олимпиада по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10, 11 КЛАСС

2010-2011

.

I ВАРИАНТ

А1 Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи

1) цивилизации и религии

2) общества и природы 3) способа производства и отношений собственности

4) экономики и политики


А2 Понятие «общество» включает

  1. природную среду обитания

  2. формы объединения людей

  3. принцип неизменности элементов

  4. окружающий мир

А3 В отличие от животного человек способен



  1. проявлять эмоции

  2. вырабатывать условные рефлексы

  3. удовлетворять потребности

  4. прогнозировать результаты действий

А4 Личность – это



  1. любой представитель человеческого общества

  2. социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества

  3. всякий человеческий индивид

  4. совокупность биологических и социальных характеристик человека

А5 Индивидуальность – это



  1. специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

  2. темперамент человека, его характер

  3. неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

  4. совокупность человеческих потребностей и способностей

А6 К видам деятельности, характерным только для человека, относится



  1. организация питания

  2. обучение потомства

  3. изменение условий своего существования

  4. групповое взаимодействие

А7 К потребностям человека, порождённым обществом, относится потребность в



  1. трудовой деятельности 3) сохранении здоровья

  2. нормальном теплообмене 4) физической активности

А8 В познавательной деятельности в отличие от трудовой



  1. средства должны соответствовать целям

  2. результатом является создание нового продукта

  3. цель состоит в получении достоверного знания

  4. субъектом выступает отдельная личность

А9 Какой признак характеризует общение



  1. обмен информацией

  2. обмен веществ

  3. обмен предметами обихода

  4. обмен учащимися между странами

А10 Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются



  1. социальным статусом 3) социальной нормой

  2. социальной стабильностью 4) общественным порядком.

А11 Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения

  1. не имеющий осознанных мотивов и продуманных целей

  2. противоречащий принятым в обществе социальным нормам

  3. несоответствующий социальному статусу человека

  4. всегда приводящий к отрицательным последствиям

А12 Установленные государством, общеобязательные, формально определённые правила поведения называются



  1. нормами морали 3) корпоративными нормами

  2. нормами права 4) традиционными нормами

А13 Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что она



  1. является единственным правовым актом государства

  2. принимается высшим органом власти в государстве

  3. не допускает законы, противоречащие ей

  4. содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

А14 Проступок отличается от преступления



  1. противоправностью

  2. виновностью

  3. степенью социальной опасности

  4. наступлением юридической ответственности

А15 И чувственное, и рациональное познание



  1. формирует знания и представления о предмете

  2. использует логические умозаключения

  3. начинается с ощущения

  4. даёт наглядный образ предмета

А16 И абсолютная, и относительная истина



  1. всегда находят своё подтверждение на практике

  2. носят объективный характер

  3. дают полное, исчерпывающее знание о предмете

  4. могут быть со временем опровергнуты

А17 Какое из приведённых утверждений является научным



  1. время течёт повсюду одинаково

  2. делая добро другим, человек нравственно возвышается

  3. электрический ток течёт по проводам так же, как вода по трубам

  4. существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

А18 Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с помощью норм, называется



  1. массовой культурой 3) элитарной культурой

  2. моралью 4) благородством

А19 Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, — это



  1. разделение труда 3) рынок

  2. конкуренция 4 ) специализация

А20 Экономическая теория изучает



  1. воздействие производства на природу

  2. размещение природных ресурсов

  3. способы хозяйственной деятельности в условиях ограниченных ресурсов

  4. пути удовлетворения духовных потребностей человека

А21 Элементом рационального поведения потребителя является



  1. поиск информации о продукте

  2. поиск наиболее популярного продукта

  3. отказ от выбора альтернатив

  4. следование рекламе

А22 Особая роль государства в политической системе определяется тем, что



  1. мир политики не существует без человека

  2. государство имеет политического лидера

  3. государство руководит совместной деятельностью людей в целях сохранения

целостности общества и поддержания порядка

  1. государство действует на основе конституции

А23 К какому компоненту политической системы относится политическая идеология



  1. институциональному 3) культурному

  2. нормативному 4) коммуникативному

А24 Либеральная политическая идеология предполагает



  1. уважение к традициям, обычаям, существующим в обществе

  2. борьбу против социального неравенства, социальных контрастов

  3. стремление к созданию социально однородного бесклассового общества

  4. признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

А25 Характерными чертами эволюции как формы общественного развития являются



  1. скачкообразность 3) постепенность

  2. революционный характер перемен 4) застой

В1 Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слово, полученное путём его буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин. Любомудрие — ……………………


В2 Вставьте пропущенное слово.

«В обществе возникает борьба за ………………… и её использование для проведения той или иной политики».


В3 Вставьте пропущенное слово.

«Основанием для наступления юридической ответственности является ………………….».


В4 Запишите слово, пропущенное в приведённой схеме:

Главные вопросы экономики

Что производить


……….. производить


Для кого производить


В5 Верны ли следующие суждения?



  1. верно только А

  2. верно только Б

3) верно и А и Б

4) оба суждения неверны

А. Свобода человека – это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.

Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.


C I. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов:

1) опека, брачный договор, несовершеннолетний ребенок,

2) палка-копалка, прялка, сверлильный станок,

3) семья, школьный класс, бригада,

4) парламент, Федеральное собрание, Национальное собрание,

5) живопись, театр, музыка, литература,

6) учеба, игра, труд,

7) прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность,

8) товарная биржа, маркетинг, реклама,

9) страта, класс, сословие,

10) сбор налогов, защита границ, издание законов,

11) православие, католицизм, протестантизм.


C II. Напишите эссе на одну из следующих тем:

– «Весь суд находится внутри человека» (И. Кант),

– «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы» (И. А. Ильин),

– «Управляют не из желания господствовать, а по обязанности заботиться» (Августин Блаженный)?

– «Я – школяр в этом лучшем из лучших миров» (Омар Хайям),

– «Свободу не уподобишь награде или знаку отличия… Это повинность, узнурительный бег изо всех сил, и при том в одиночку» (А.Камю).


II ВАРИАНТ

А1 Общество в отличие от природы:



  1. подчиняется объективным законам развития

  2. находится в постоянном изменении

  3. является формой совместной деятельности людей

  4. образует среду обитания человека.

А2 Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как



  1. динамичную систему

  2. часть природы

  3. весь окружающий человека материальный мир

  4. не подверженную изменениям систему

А3 Человека от животного отличает способность к



  1. обмену информацией с себе подобными

  2. оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию

  3. усвоению форм поведения других

  4. совместному изготовлению орудий труда

А4 Какой признак характеризует человека как личность



  1. активная жизненная позиция

  2. физическое и психическое здоровье

  3. принадлежность к виду homo sapiens

  4. особенности внешности?

А5 Социализация личности – это



  1. общение с окружающими

  2. изменение социального статуса

  3. усвоение социального опыта, накопленного человечеством

  4. переход из одной социальной группы в другую

А6 Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является



  1. проявление активности 3) приспособление к окружающему миру

  2. целеполагание 4) взаимодействие с природой

А7 К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относится потребность в



  1. самореализации 3) самопознании

  2. самосохранении 4) самообразовании

А8 Познание в отличие от труда



  1. предполагает наличие цели

  2. требует от субъекта специальной подготовки

  3. направлено на непознанный предмет

  4. имеет полезный характер

А9 Какой признак не свойствен общению



  1. обмен книгами 3) обмен впечатлениями

  2. обмен информацией 4) обратная связь

А10 Любая социальная норма



  1. является обязательным правилом поведения

  2. обеспечивается силой государства

  3. регулирует общественные отношения

  4. выражается в официальной форме

А11 Отклоняющееся поведение всегда нарушает



  1. правовые нормы 3) социальные нормы

  2. моральные нормы 4) обычаи и традиции

А12 Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется



  1. нормой морали 3) правовой нормой

  2. партийной нормой 4) традиционной нормой

А13 Конституция – это



  1. идеологическая программа государства 3) основной закон государства

  2. кодекс законов 4) программа общественного развития

А14 Заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте нарушает



  1. Уголовный кодекс

  2. Кодекс об административных правонарушениях

  3. Гражданский кодекс

  4. Уголовно-процессуальный кодекс

А15 Рациональное познание в отличие от чувственного



  1. присуще только образованным людям

  2. формирует понятие о предмете

  3. является критерием истины

  4. приводит к полезным результатам

А16 Истинное знание в отличие от ложного



  1. добывается в ходе познавательной деятельности

  2. соответствует самому предмету познания

  3. требует усилий для своего понимания

  4. излагается с использованием научных терминов

А17 Только в состав научного знания входят



  1. установленные факты 3) логические умозаключения

  2. экспериментально обоснованные выводы 4) результаты наблюдений

А18 Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется



  1. моралью 3) культом

  2. правом 4) догмой

А19 Прибыль создаётся в процессе



  1. сбора налогов 3) распределения

  2. производства 4) потребления

А20 Производство – это



  1. разработка новых технологий

  2. отношения между людьми в процессе обмена

  3. процесс взаимодействия людей с природой и техникой

  4. использование людьми машин и оборудования

А21 Спрос потребителя определяется



  1. издержками на производство товаров 3) уровнем индивидуальных доходов

  2. размерами предложения 4) формой организации производства

А22 Особая роль государства в политической системе определяется тем, что оно



  1. отражает разнообразные социальные интересы

  2. обладает исключительным правом издавать законы и творить правосудие

  3. разрабатывает определённую политику

  4. имеет органы управления

А23 Политическая партия, выступающая за поддержку социально не защищённых слоёв населения, усиление влияния народа на власть является



  1. радикальной 3) консервативной

  2. либеральной 4) социал-демократической

А24 Политическая партия, отстаивающая преемственность развития, уважение к традициям, устоям общества, моральные и религиозные ценности, иерархичность общества, выделение в нём элиты, является



  1. анархической 3) консервативной

  2. либеральной 4) социал-демократической

А25 Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, — это

1) реформа;

2) контрреволюция;

3) эволюция;

4) стабилизация


В1 Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путём его буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин. Ведение домашнего хозяйства — ……………………..
В2 Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и охраняемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.


В3 Запишите слово, пропущенное в следующей фразе

«Совершение преступления влечёт за собой применение к виновному мер ……………. ответственности».


В4 Запишите слово, пропущенное в приведённой схеме.

Структура деятельности


Мотив

Цель

Средство

Действия

…………….

В5 Верны ли следующие суждения?



  1. верно только А

  2. верно только Б

3) верно и А и Б

4) оба суждения неверны


А. Моральная ответственность личности предполагает свободу его воли.

Б. Моральная ответственность доступна только свободной личности.


C I. Назовите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его, объясните ваше решение:

1) владение, пользование, производство,

2) брокер, дилер, акционер, арендатор,

3) министерство финансов, министерство образования, комитет Государственной Думы по образованию, Государственный комитет по рыболовству,

4) конфуцианство, ислам, христианство,

5) мажоритарная система, двухпартийная система, пропорциональная система,

6) Н.Я.Данилевский, К.Маркс, О.Шпенглер,

7) государственная собственность, частная собственность, муниципальная собственность, совместная собственность,

8) вексель, акция, облигация, акцизная марка, приватизационный чек,

9) социализация, модернизация, воспитание,

10) рождение, детство, отрочество, юность, зрелость.
C II. Напишите эссе на одну из следующих тем:

– «Самое святое, что есть у Бога на земле – это Право» (И. Кант),

– «Чем сильнее власть, тем меньше свободы» (римская мудрость),

– «Метод важнее открытия» (Л.Д. Ландау),

– «В мировой борьбе, в соревновании народов почетное место могут занять только те из них, которые достигнут напряжения своей материальной и нравственной мощи» (П.А.Столыпин),

– «Подлинное искусство есть всегда вольное искусство» (Б.П.Вышеславцев).

Ответы к заданиям школьной олимпиады

по обществознанию 2009 год

10 класс
I вариант
1 – 2 11 – 2 21 – 1

2 – 2 12 – 2 22 – 3

3 – 4 13 – 3 23 – 3

4 – 2 14 – 3 24 – 4

5 – 3 15 – 1 25 – 3

6 – 3 16 – 2

7 – 1 17 – 4

8 – 3 18 – 2

9 – 1 19 – 3

10 – 3 20 – 3


В1 – философия

В2 – власть (или) политическая власть

В3 – правонарушение

В4 – как (производить)

В5 – 2
C I – 1. Семейное право. 2. – Орудия труда. 3. – Первичный коллектив. 4. – Органы законодательной власти. 5. – Виды искусства. 6. – Деятельность. 7. – Вина. 8. – Сбыт товаров. 9. – Социальная общность. 10. – Функции государства. 11. – Направления христианства.

II вариант

1 – 3 11 – 3 21 – 3

2 – 1 12 – 3 22 – 2

3 – 4 13 – 3 23 – 4

4 – 1 14 – 1 24 – 3

5 – 3 15 – 2 25 – 1

6 – 2 16 – 2

7 – 2 17 – 2

8 – 3 18 – 1

9 – 1 19 – 2

10 – 3 20 – 3


В1 – экономика

В2 – право

В3 – уголовный (или) правовой (или) юридический

В4 – результат

В5 – 3
C I. – 1. Производство не относится к правомочиям собственности. 2. Арендатор не является субъектом биржевой деятельности. 3. Комитет Государственной Думы не является органом исполнительной власти. 4. Конфуцианство – не мировая религия. 5. Двухпартийная система не является избирательной системой. 6. Маркс не придерживался теорий локальных цивилизаций. 7. Совместная собственность не названа в Конституции РФ. 8. Акцизная марка не является ценной бумагой. 9. Модернизация не относится к индивиду. 10. Рождение не является этапом социализации.
Максимальное количество баллов по вопросам группы «А» – 25.

Максимальное количество баллов по вопросам группы «B» – 10

Максимальное количество баллов по вопросам группы «C 1» – 20

Максимальное количество баллов по вопросам группы «C II» – 25

Максимальная сумма — 80

Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Скачать 130,65 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Рационализм | Определение, типы, история, примеры и Декарт

Ноам Хомский

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Кристиан, барон фон Вольф Георг Вильгельм Фридрих Гегель Ноам Хомский Серен Кьеркегор Эрнест Ренан
Похожие темы:
иррационализм философия континентальный рационализм

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

рационализм , в западной философии взгляд, рассматривающий разум как главный источник и меру знания. Считая, что сама реальность имеет по своей сути логическую структуру, рационалист утверждает, что существует класс истин, которые интеллект может постигнуть напрямую. Есть, по мнению рационалистов, определенные рациональные принципы — особенно в логике и математике, и даже в этике и метафизике — настолько фундаментальные, что отрицать их — значит впадать в противоречие. Таким образом, уверенность рационалистов в разуме и доказательствах имеет тенденцию умалять их уважение к другим способам познания.

Рационализм долгое время был соперником эмпиризма, учения о том, что все знания исходят из чувственного опыта и должны быть проверены им. В отличие от этой доктрины, рационализм рассматривает разум как способность, которая может овладеть истинами, недоступными чувственному восприятию, как в достоверности, так и в общности. Подчеркивая существование «естественного света», рационализм также соперничал с системами, претендующими на эзотерическое знание, будь то из мистического опыта, откровения или интуиции, и выступал против различных иррационализмов, склонных подчеркивать биологическое, эмоциональное или духовное. волевого, бессознательного или экзистенциального за счет рационального.

Рационализм имеет несколько разные значения в разных областях, в зависимости от типа теории, которой он противостоит.

В психологии восприятия, например, рационализм в некотором смысле противостоит генетической психологии швейцарского ученого Жана Пиаже (1896–1980), который, исследуя развитие мышления и поведения у младенца, утверждал, что категории психики развиваются только благодаря опыту общения младенца с миром. Точно так же рационализм противостоит транзакционализму, точке зрения в психологии, согласно которой перцептивные навыки человека являются достижениями, осуществляемыми посредством действий, совершаемых в ответ на активную среду. С этой точки зрения делается экспериментальное утверждение, что восприятие обусловлено вероятностными суждениями, сформированными на основе более ранних действий, совершенных в подобных ситуациях. В качестве поправки к этим огульным утверждениям рационалист защищает нативизм, утверждающий, что определенные перцептивные и концептуальные способности являются врожденными — как в случае с глубинным восприятием эксперименты с «визуальной скалой», которая, хотя и прикрыта прочным стеклом, , младенец воспринимает как опасные, хотя эти врожденные способности могут время от времени дремать до тех пор, пока не возникнут подходящие условия для их проявления.

В сравнительном изучении языков аналогичный нативизм был развит, начиная с 1950-х годов, лингвистом-теоретиком Ноамом Хомским, который, признавая долг перед Рене Декартом (1596–1650), открыто принял рационалистическую доктрину «врожденных идей». Хотя тысячи языков, на которых говорят в мире, сильно различаются по звукам и символам, они достаточно похожи друг на друга по синтаксису, чтобы предположить, что существует «схема универсальной грамматики», определяемая «врожденными установками» самого человеческого разума. Эти предустановки, имеющие основу в мозгу, задают образец для всего опыта, закрепляют правила образования осмысленных предложений и объясняют, почему языки легко переводятся друг в друга. Следует добавить, что то, что рационалисты придерживались в отношении врожденных идей, состоит не в том, что некоторые идеи являются полноценными при рождении, а лишь в том, что схватывание определенных связей и самоочевидных принципов, когда оно приходит, обусловлено скорее врожденными способностями к прозрению, чем к обучению на опыте.

Общим для всех форм спекулятивного рационализма является вера в то, что мир представляет собой рационально упорядоченное целое, части которого связаны логической необходимостью и поэтому структура которого постижима. Таким образом, в метафизике она противостоит точке зрения, что реальность представляет собой бессвязную совокупность бессвязных битов и, таким образом, непроницаема для разума. В частности, он противостоит логическому атомизму таких мыслителей, как Дэвид Юм (1711–1776) и ранний Людвиг Витгенштейн (1889–1951), которые считали, что факты настолько разрознены, что любой факт вполне мог бы отличаться от того, что он представлял. не влечет за собой изменения какого-либо другого факта. Однако рационалисты расходятся во мнениях относительно степени тесноты и полноты, с которой факты связаны друг с другом. На низшем уровне все они верили, что закон противоречия «А и не-А не могут сосуществовать» справедлив для реального мира, а это означает, что каждая истина совместима со всеми другими; на самом высоком уровне они считали, что все факты выходят за пределы согласованности и превращаются в положительную согласованность; т. е. они настолько связаны друг с другом, что ни одно из них не могло бы быть иным, если бы все не были иными.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В области, где его утверждения наиболее ясны — в эпистемологии или теории познания — рационализм считает, что по крайней мере некоторое человеческое знание приобретается посредством априорного (до опыта) или рационального понимания, в отличие от чувственного опыта, что слишком часто обеспечивает запутанный и просто предварительный подход. В споре между эмпиризмом и рационализмом эмпирики придерживаются более простой и широкой позиции, юмистского утверждения, что всякое знание факта проистекает из восприятия. Рационалисты, напротив, настаивают на том, что некоторые, хотя и не все, знания возникают в результате непосредственного постижения интеллектом. Интеллектуальная способность схватывает объекты, выходящие за пределы чувственного опыта, — универсалии и их отношения. Универсалия — это абстракция, характеристика, которая может появляться в различных случаях: например, число три или треугольность, общая для всех треугольников. Хотя их нельзя увидеть, услышать или почувствовать, рационалисты указывают, что люди могут ясно думать о них и об их отношениях. Такого рода знание, включающее в себя всю логику и математику, а также фрагментарные прозрения во многих других областях, является, с рационалистической точки зрения, наиболее важным и достоверным знанием, которого может достичь разум. Такое априорное знание одновременно необходимо (т. е. его нельзя мыслить иначе) и всеобщее в том смысле, что оно не допускает исключений. В критической философии Иммануила Канта (1724–1804) эпистемологический рационализм находит выражение в утверждении, что разум налагает присущие ему категории или формы на зарождающийся опыт (9).0041 см. ниже Эпистемологический рационализм в современной философии).

В этике рационализм придерживается позиции, согласно которой разум, а не чувства, обычаи или авторитеты, является высшей апелляционной инстанцией при суждении о добре и зле, правильном и неправильном. Среди крупных мыслителей наиболее заметным представителем рациональной этики является Кант, который считал, что способ судить о поступке состоит в том, чтобы проверить его самосогласованность в том виде, в каком он постигается интеллектом: сначала отметить, что он представляет собой по существу или в принципе: ложь, например, или воровство, — а затем спросить, можно ли последовательно желать, чтобы принцип был сделан универсальным. Значит, воровство, да? Ответ должен быть «Нет», потому что, если бы воровство было всеобщим одобрением, то собственность людей не была бы их собственностью в отличие от чужой, и воровство стало бы тогда бессмысленным; понятие, если оно будет универсализировано, таким образом разрушило бы само себя, как достаточно показать разум сам по себе.

В религии рационализм обычно означает, что все человеческое знание приходит с использованием естественных способностей, без помощи сверхъестественного откровения. «Разум» используется здесь в более широком смысле, имея в виду человеческие познавательные способности в целом, а не сверхъестественную благодать или веру, хотя это также резко контрастирует с так называемыми экзистенциальными подходами к истине. Разум для рационалиста, таким образом, противостоит многим мировым религиям, включая христианство, которые считали, что божественное открывается через вдохновленных людей или писания, и которые время от времени требовали, чтобы их утверждения считались непогрешимыми. , даже если они не согласуются с естественным знанием. Религиозные рационалисты, с другой стороны, считают, что если ясные прозрения человеческого разума должны быть отброшены в сторону в пользу мнимого откровения, то человеческая мысль везде оказывается подозрительной — даже в рассуждениях самих теологов. Они утверждают, что не может быть двух совершенно разных способов подтверждения истины; следовательно, рационализм настаивает на том, что разум с его стандартом последовательности должен быть последним апелляционным судом. Религиозный рационализм может отражать либо традиционное благочестие, стремящееся показать мнимую сладкую разумность религии, либо антиавторитарный характер, стремящийся заменить религию «богиней разума».