Примерные задания школьной олимпиады по обществознанию 9 класс

Примерные задания школьной олимпиады по обществознанию 9 класс
Баронова Ольга Ивановна  9 сентября 2017 г.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Школьный этап. 9 класс

1. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1.1. К основным видам экономических отношений относят

1) труд 2) предпринимательство 3) производство

4) распределение 5) творчество 6) обмен

1.2. Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства?

1) в государстве существует однопалатный парламент

2) входящие субъекты имеют статус государственного образования

3) наличие трёх независимых ветвей власти

4) в государстве существует двухуровневая система законодательства

5) образующие государство части имеют полный суверенитет

6) право регионов свободного выхода из состава государственного образования

1.3. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:

1) политические партии 2) публичные акционерные общества

3) публично-правовые образования 4) жилищные кооперативы

5) производственные кооперативы 6) унитарные предприятия

1.4. Формами рационального познания выступают

1) понятие 2) восприятие 3) суждение

4) умозаключение 5) ощущениеи6) представление

Ответ:

Максимум за задание 8 баллов.

2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.

Ответ:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Максимум за задание 2 балла.

3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

Ответ:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Максимум за задание 2 балла.

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.

Ответ:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Максимум за задание 2 балла.

5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы)

и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.

Ответ:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Максимум за задание 2 балла.

6. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

6.1. В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания.

6.2. В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации.

6.3. Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека.

6.4. Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству.

6.5. Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.

6.6. В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика.

Ответ:

7. Решите задачу.

Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится?

Ответ:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Максимум за задание 4 балла.

8. Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы.

В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать.

1) Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В. в отношении его романа?

2) В каком году произведение гражданина В., станет общественным достоянием?

3) Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права?

4) Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство? Приведите пояснение ответа.

5) К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно проиллюстрируйте примером из текста).__

Ответ:

Максимум за задание 13 баллов.

9. Установите соответствие между примерами и видами деятельности,

которым они соответствуют.

ПРИМЕР

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) издание царём Алексеем Михайло-

вичем распоряжения о создании ману-фактур

Б) публикация книжным издательством

«Алфавит» 5 млн экземпляров различ-

ных изданий за прошлый год

В) чтение социальным работником отк-

рытой лекции о здоровом образе жизни

Г) составлениеМинобрнауки графика роста

численностишкольников в 2017‒2025 гг.

Д) проведение школьниками социологи-

ческих опросов в среде своих родителей о

состоянии школьного образования

в России

1) материально-производственная

2) социально-преобразовательная

3) прогностическая

4) ценностно-ориентированная

5) познавательная

Ответ:

Максимум за задание 5 баллов.

10. Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся.

ПРЕДПРИЯТИЕ

ВИД

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся перевозками людей на маршрутном такси

Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее

овощи у пригородных фермеров и продающее их горожанам

В) АО «Пирамида», предоставляющее риел-

торские услуги

Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и продажей акций и других ценных бумаг

разных компаний

Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы от клиентов и заключающее с ними договоры о том, что оно возместит их ущерб в определённых случаях

1) страховое

2) посредническое

3) коммерческое

4) финансовое

5) производственное

Ответ:

Максимум за задание 5 баллов.

11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление _______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости.

В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения _______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций.

Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие.

В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К)

общества и определили его основные черты.

Список терминов:

1. базис

2. деятельность

3. духовная

4. касты

5. классы

6. коммунистическое

7. надстройка

8. общественная собственность

9. политическая

10. постиндустриальное

11. религия

12. сословия

13. техника

14. формация

15. частная собственность

16. экономическая

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Максимум за задание 10 баллов.

12. Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Понятия: 1. проступки, 2. преступления, 3. дисциплинарные, 4. уголовные,

5. административные, 6. правонарушения, 7. гражданские

Максимум за задание 7 баллов.

13. Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы

изображённого человека. Укажите пять статусов.

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимум за задание 5 баллов.

14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Исторический миф ‒ мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего времени… В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не к священным текстам или чудесам, а к исторической науке… Одно, это исторические сведения сами по себе, другое ‒ их интерпретация, ценностное

отношение. Самая опасная ложь ‒ та, что на 99 % состоит из правды. Миф отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты, чему придаёт высшую ценность…

Между подлинным мифом ‒ греческим, германским или индейским ‒ и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины». В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложитьс их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям ‒ уже способным к иным, высшим видам мышления.

Учёные предлагают различать «два значения слова “миф”»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй ‒ для современной культуры»… Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» ‒ в лучшем случае этнографическое значение.

Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры

и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того ‒ именно в ихразличии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее.

Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа»

1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира) противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания,

приведите два отличия между ними.

2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их содержание.

3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого характерен современный миф.

4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату.

5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести современный миф.

Ответ:

Максимум за задание 18 баллов.

15. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ПОНЯТИЯ

1.

*** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец)

Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***)

Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар альКаддафи)

2.

*** – побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель)

*** ‒ это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар)

Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка)

3.

Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен)

*** ‒ священное таинство демократии. (Теодор Хесберг)

Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант)

4.

4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (ОсвальдШпенглер)

Мысль без *** ‒ недомыслие, *** без мысли ‒ фанатизм. (Василий Ключевский)

*** без политики бесполезна, политика без ***бесславна. (Александр Сумароков)

Максимум за задание 8 баллов.

16. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии,

социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

1) «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский)

2) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков)

3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф)

4) «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». (Ф. Бурлацкий)

5) Шум оружия заглушает голос законов. (Ш. Монтескьё)

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинениеэссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.

2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.

3. Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 125 баллов.


feo-school7.ru

11 класс (1 час 20 мин.). Выберите все правильные ответы. Что выступает формой рационального познания?

1. Выберите все правильные ответы.

1.1.Что выступает формой рационального познания?

а) восприятие

б) представление

в) понятие

г) суждение

д) гипотеза


1.6. К особенностям духовного производства относятся:

а) Ориентированность на воспроизводство специфического продукта — общественного сознания.

б) Наличие объективного предела роста, связанного с численностью населения Земли.

в) То, что произведенный продукт не отчуждается от непосредственного исполнителя.

г) Возможность насильственного создания принципиально нового человека как духовного существа.

д) Отсутствие обязательных требований профессионализма по отношению к участникам производства.

1.7. Укажите публичные институты, появившиеся в Новое время:

а) библиотеки

б) театры

в) больницы

г) детские сады

Ответ: 1-вг, 2-бвг, 3-авд, 4-ав, 5-бвд, 6-ав, 7-вг.

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»).

1. Бытие и сознание являются философскими категориями.

2. В рамках теории детерминизма свобода невозможна.

3.Свойствами сознания являются идеальность, связь с языком и направленность на окружающий мир (интенциональность).

4. Референтной считается группа, в которой отношения между людьми носят формальный, отчужденный характер.

5. Основными причинами маргинальности выступают социальная мобильность и структурные изменения в обществе.

6. Товары — «комплименты» заменяют друг друга на рынке.

7. Возникая, социальные институты на протяжении своего существования остаются неизменными.

8. Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.

9. Франчайзинг — это форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой крупными предприятиями предоставляется право небольшим компаниям действовать в качестве их представителей на рынках с использованием лицензии, фирменной торговой.

10. Монополия и олигополия — рынки совершенной конкуренции.

Ответ: Да. Да. Да. Нет. Да. Нет. Нет. Да. Да. Нет.

3. Установите соответствие:

3.1. Между термином, описывающим культурно-исторический период и его определением.

Термин:

1. Античность

2. Эллинизм

3. Средние века

4. Возрождение

Определение:

А. Расцвет искусств и наук под влиянием заново открытых античных текстов и художественных образцов.

Б. Культура «греко-римской древности».

В. Эту эпоху итальянский поэт и гуманист Петрарка называл «темными веками».

Г. Эту эпоху Иммануил Кант называл «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия».

Д. Эпоха распространения и доминирования греческого языка и культуры, на территориях завоеванных Александром Македонским.

Ответ: 1-Б, 2-Д, 3-В, 4-А.

3.2. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.

Автор:

1. Т. Гоббс, Дж. Локк

2. К. Е. Дюринг, Г. К. Юнг

3. Аристотель

4. К. Маркс

Теория:

А. Государство является орудием эксплуатации угнетенных классов господствующими.

Б. В естественном состоянии общества до возникновения государства возможны конфликты и войны между людьми. В результате индивиды отдают часть своих естественных прав другой группе людей в обмен на защиту и стабильность в обществе. Государство рождается вследствие заключения договора между людьми.

В. Государство есть результат войн, насилия и порабощения одних народов другими.

Г. Государство выросло из семьи. Как отец в семье заботится о ее членах, так и государь защищает своих поданных.

Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А.

4.Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Познание — это процесс, который изучается таким направлением как социальная геронтология. В рамках теории познания выделяются такие школы, как агностицизм и скептицизм. Агностики считают познание принципиально возможным, скептики сомневаются в достоверности всего процесса познания. В познание выделяют два уровня — чувственный и рациональный. Чувственный уровень познания направлен на изучение внешних свойств предмета или явления. Рациональный уровень познания пытается проникнуть внутрь изучаемого явления. Философское направление, которое отдает предпочтение чувственному уровню познания, называется эмпиризмом. Приверженцы же мнения о том, что наши ощущения нас обманывают, называют себя сенсуалистами.

Познание направлено на достижение истины. Истина — это соответствие мысли предмету. Истина бывают объективной и субъективной. А также различают абсолютную и относительные истины. Абсолютная истина — это исчерпывающее знание. Но скорее это идеал, к которому надо стремиться. Путь к ней состоит из истин относительных, под которой надо понимать знание ограниченное, которое со временем может быть опровергнуто или дополнено.

В процессе познания серьезное место уделяется проблеме критериев истины. Так сенсуалисты считают, что критерием истины является человеческий разум, а рационалисты —ощущения. Также истинным считается мнение, с которым все согласны. Еще одним критерием истины сегодня можно рассматривать практику.

Ответ:

1. Познание изучает не социальная геронтология, а гносеология.

2. Агностики считают познание невозможным, поскольку, чтобы познать мир объективно, надо выйти за пределы нашего познания, что является не осуществимым.

3. Направление в гносеологии, которое считает, что ощущения нас могут обманывать и, поэтому лучше опираться на разум, называется рационализмом.

4. Истина может быть только объективной.

5. Сенсуалисты считают критерием истины ощущения, а не разум.

6. Для рационалистов критерием истины выступает разум.

7. Мнение, с которым все согласны, не всегда истинно. Истинным может быть согласие, например мирового ученого сообщества по поводу системы измерений.

5. Решите задачи.

5.1. Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый — седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», — сказал Белов. «Ты прав», — подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» — вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Белов — Рыжий

Чернов — Седой

Рыжов — Брюнет

Седов — Блондин

5.2. Студентка Батюшкина, выйдя из здания ВУЗа, была остановлена сотрудником органов внутренних дел, который потребовал у нее предъявить документы. Так как у Баюшкиной документов при себе не оказалось, она была препровождена в отделение полиции и задержана на 6 часов. Законны ли действия сотрудников полиции?

Ответ:

Законодательством не предусмотрена обязанность гражданина иметь при себе паспорт. Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незаконно. Вместе с тем сотрудники полиции вправе проверить документы в случае, когда: есть данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления; есть данные, что гражданин находится в розыске; есть повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения; есть основания для задержания гражданина.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда в отношении задержанного ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Таким образом, студентка Батюшкина вправе не носить с собой паспорт, вместе с тем сотрудник полиции вправе задержать ее, если для этого есть предусмотренные Законом основания. При этом срок задержания не должен превышать трех часов. То есть задержание ее на срок более трех часов без предъявления, каких либо обвинений неправомерно.

6. Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился у ворот поговорить со сторожем.

— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных искателей Истины …

— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, — сказал сторож.

— В самом деле? И сколько же их?

— …

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего, несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция «Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за найденное.

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

7. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом.

7.1. Опишите динамику бракоразводного процесса на территории России с 2006 по 2010 год.

7.2. Укажите наблюдаемые взаимосвязанные тенденции бракоразводного процесса с возрастом вступления в брак как жениха, так и невесты. Каковы причины данной (-ых) тенденции (-ий) на ваш взгляд? Какой год является наиболее показательным в подтверждении этой связи?

7.3. Дайте определение брака и назовите его формы.

7.4. Опишите социально экономические факторы, обуславливающие различные формы брака. Приведите примеры стран, в которых они встречаются.

7
.5.
Какое социологическое понятие скрывается за «браком» и «разводом»? Дайте определение.

Ответ:

7.1. Как видно из данных и графика, за последние пять лет наименьший уровень бракосочетания наблюдался в 2006 году, затем резко возрос уровень (на 148,9 тысяч единиц) в 2007 году, далее наблюдается чуть менее, но все же резкий спад в 2008 году (на 83,5 тысяч единиц). И только начиная с 2009 года из графика видно постепенное, но перманентное возрастание значения: с 2008 года до 2009 года количество браков увеличилось на 20,4 тысяч единиц, а с 2009 года по 2010 год — на 15,7 тысяч единиц. Исходя из данных и построенного графика видно, что начиная с 2006 года по 2008 количество разводов возрастало: сначала произошел достаточно сильный рывок (с 2006 по 2007 год на 45,1 тысяч единиц), потом постепенно (с 2007 по 2008 год на 17,5 тысяч единиц). И только с 2008 по 2009 года начинается положительная динамика — небольшой спад (на 4 тысячи единиц). Далее же наблюдается резкий спад и уменьшение количества разводов с 2009 по 2010 год на целых 60,1 тысячу единиц — всего за год.

7.2. Наиболее показательными и переходным периодом как для уровня заключения брака, так и для уровня разводимости является период с 2008 по 2010 год. Как видно из двух графиков уровень брачности стал расти и стабилизироваться, а число разводов стало уменьшаться. В это же время, согласно данным таблицы, резко снизилось количество браков до 18 лет среди женихов (от 1914 В 2008, 1480 в 2009 году до 1131 в 2010) и среди невест до 18 (от 16794,14062 до 11698). Также заметен спад количества браков в возрасте от 18 до 24 лет как у женихов (с 395318 в 2008 году, 380613 в 2009 году до 372782 в 2010 году), так и у невест (с 571956 в 2008 году до 559805 в 2009 году и до 554772 в 2010 году). В эти же годы наблюдается рост количества браков по возрасту женихов и невест от 25 до 34 лет. У женихов он в 2008 он составлял 513547, а к 2010 уже 564776 браков в возрасте от 25 до 34, количество же невест в данном возрастном промежутке возросло от 399097 в 2008 году до 451318 в 2010. На основе всего описанного выше можно сделать вывод, что ранние браки, заключенные в возрасте до 18, а также от 18 и до 24, негативно сказываются на прочности и длительности браков, и в итоге заканчиваются разводами. Браки же, которые заключаются в более сознательном возрасте, носит продолжительный и стабильный характер.

7.3. Брак (marriage). Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. (Доп. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т. е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов).

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год

Формы брака: Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамия называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

[…] там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называется экзогамией. Эндогамия противоположна ей — индивиды обязаны избирать супругов внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений.

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год

7.4. Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в

определенных обществах. Например, распространение полигинии среди оленеводов-чукчей в Северо-Восточной Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо оленей отдельно и для каждого стада нужен пастух. Считается, что мужчине, пасущему каждое стадо, необходимо несколько жен. […] Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так

называемая братская полиандрия (братья имели общую жену). Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. […] братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

(Любые привиденные типы социально-экономических факторов, обуславливающие различные формы брака, подкрепленные примерами — считать правильным ответом. Например: в мусульманских странах распространена такая форма брака, как полигиния, которая является определяющим индикатором высокого социального статуса мужа, а также его высокого уровня экономической обеспеченности.)

7.5. Семья Основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994

dogmon.org

Олимпиада по обществознанию 11 класс, задания с ответами

Тренировочный комплект заданий, представленный на этой странице, поможет учащимся 11 класса, которые готовятся принять участие в олимпиаде по обществознанию. В ходе подготовке, мы предлагаем им ответить на тестовые вопросы и решить несколько заданий. Это поможет школьникам обобщить и углубить материал, который они изучили на уроках. Кроме этого учащиеся узнают, готовы ли они к олимпиаде.

Учитель сможет использовать представленный комплект заданий на уроках, тем самым помогая ученикам 11 класса к олимпиаде по обществознанию. Ответы и решения ко всем вопросам и заданиям вы найдете внизу страницы.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Выберите из предложенного списка типы налоговых ставок:
А) прямая
Б) регрессивная
В) косвенная
Г) прогрессивная
Д) пропорциональная

2. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу:
А) рационально-легальная
Б) тоталитарная
В) демократическая
Г) харизматическая
Д) традиционная

3. Назовите обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную
ответственность:
А) беременность
Б) необходимая оборона
В) обоснованный риск
Г) алкогольное опьянение
Д) исполнение приказа или распоряжения

4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики
государства:
А) изменение процентных ставок по кредитам
Б) изменение ставок рефинансирования
В) изменение ставки налога
Г) изменение государственных расходов
Д) покупка или продажа государственных ценных бумаг

5. Что характеризует общество как динамичную систему?
А) наличие общественных отношений
Б) сохранение связи с природой
В) наличие социальных институтов
Г) самоорганизация и саморазвитие

6. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
А) выводы, полученные научным путем
Б) суждения, лишенные субъективных оценок
В) исчерпывающее знание о предмете
Г) экспериментально установленные факты

7. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
А) объяснительная
Б) прогностическая
В) социальная
Г) мировоззренческая

8. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
1 — Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
2 — Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
А) верно только первое суждение
Б) верно только второе суждение
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

9. Необходимым условием развития рыночной экономики является
А) устранение неравенства доходов населения
Б) увеличение расходов государственного бюджета
В) частная собственность на средства производства
Г) превышение предложения над спросом

10. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это
А) банковский процент
Б) прибыль
В) бонус
Г) дивиденды

Открытые вопросы

Вопрос 1
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Вопрос 2
Назовите общее понятие для приведенных ниже:
— Смерть одного из супругов, объявление одного из супругов умершим, расторжение брака в органах ЗАГС, расторжение брака в судебном порядке.
— Рационализация власти; дифференциация социальных; государственных и гражданских структур; повышение уровня политического участия.

Вопрос 3
Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
— Эдикт, рескрипт, мандат, декрет.
— «Старый порядок и революция», «О пенитенциарной системе в США и ее применении во Франции», «О демократии в Америке», «Соображения о представительном правлении».

Вопрос 4
Среднестатистический потребитель тратит: на продовольственные товары 50%, на непродовольственные товары 40% и на услуги 10% своего бюджета. Определите новое значение ИПЦ (индекса потребительских цен), если за год цены на продовольственные товары упали на 10%, цены на непродовольственные товары выросли на 25%, цены на услуги упали на 10%.

Вопрос 5
Предположим, что стоимость немецкого экспорта в евро не изменяется, также не меняется стоимость немецкого импорта в долларах, возрастёт ли чистый экспорт Германии в случае 3% обесценения евро относительно доллара? Поясните свой ответ (2–3 предложения).

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБ, Г, ДА, Г, ДБ, В, ДА, Б, ДГ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВВВА

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Племя
Ответ на вопрос 2:
1 — Основания прекращения брака
2 — Необходимые составляющие политической модернизации (выделил С. Хантингтон)
Ответ на вопрос 3:
1 — Рескрипт (индивидуальный акт, остальные — нормативные)
2 — «Соображения о представительном правлении» — автор Дж.Ст.Милль, остальные работы принадлежат Алексису де Токвилю.
Ответ на вопрос 4:104%
Ответ на вопрос 5: Чистый экспорт Германии при заданных условиях сократится.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиадные задания по обществознанию (10 класс) по теме: Школьная олимпиада по обществознанию. | скачать бесплатно

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

10 КЛАСС.

1. Существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе — это;

а) личность;

б) человек;

в) гражданин.

2.  «Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами, как продукт определенной социально-экономической формации». Это определение относится к понятию:

а) «человек»;

б) «гражданин»;

в) «личность»

3. Общественные отношения — это:

а) многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе деятельности людей;

б) связи между людьми, подчиняющиеся законам, общим для всей действительности;

в) отношения, которые развиваются объективно и не зависят от человека.

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Спрос, реклама, технология, ассортимент, страховой полис, сбережения, прожиточный минимум.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:____________________

5. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого,

касающиеся одного и того же понятия(в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

««Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт).

«Наибольшей […]-ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека).

«[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел).

«[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери).

«Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […]» (Плутарх).

Что это за понятие?_____________

6. . Гражданка С. Заказала в ателье свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не могут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. Подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой рассмотрения дела в суде?

            1)  Трудового

      2)  Административного

  1. Финансового
  2. Гражданского

7. Изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже относится к понятию:

а) «уважение к старшим»;

б) «верность дружбе»;

в) «верность истине»;

г) «критерий истины».

8. Найдите в списке черты, свойственные народной культуре. Цифры запишите в порядке возрастания.

1) авторство часто не определено

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует социальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

6) наиболее востребована в современном обществе

9. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек.

10.Ответьте «да» или «нет».

10.1.Действия людей, основанные на следовании какой-либо значимой для них ценности, могут рассматриваться как рациональные.

10.2.В гражданском процессе решения суда могут быть основаны на предположениях.

10.3.Изменения валютного курса оказывают влияние на общий уровень цен в стране.

11. Верны ли суждения?

А. Понятие «общество» может иметь несколько значений.

Б. Изменения в обществе всегда приводят к его совершенствованию.

1) верно только А        

2) верно только Б        

3) верны оба суждения        

4) оба суждения неверны

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Термин _____________(1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого  значения рассматриваемого термина является понятие «_____________»(2). Во-вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____________(4) для удовлетворения своих неограниченных потребностей. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____________(5). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но всё же главное из действующих лиц, ради удовлетворения нужд которого должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране, — _____________(6).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) государство

Д) ресурс

Б)возможность

Е) сфера

В) экономика

Ж) хозяйство

Г) человек

З) производитель

И) наука

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

13. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры.Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру всвою собственность, а затем подарить сыну.

Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте. 

14. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из  второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

1) ощущение

Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

2) представление

В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

3) восприятие

 Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

15. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответы

1-б (1балл)

2-в (1балл)

3-а (1балл)

4-Технология (1балл)

5-власть (1балл)

6-4 (1балл)

7-в (1балл)

8-134 (3балла)

9-4 (1балл)

10.

10.1-да (1балл)

10.2.-нет(1балл)

10.3-да(1балл)

11-1(1балл)

12-вжидаг (1балл)

13- Риэлтор ошибся, что Александр не может быть указан в качестве покупателя. Он не имеет права самостоятельно приобретать имущество, но имеет право его приобретать через законного представителя, которым в силу отцовства является Иван (ст.-ст. 17, 18, 28 ГК РФ) (2 балла).

 Оснований для отказа в регистрации перехода права собственности нет (1 балл).

14-321(1балл)

15-абба(1балл)

nsportal.ru

Дидактический материал по обществознанию «Олимпиада по обществознанию. Муниципальный этап»

Задания первого тура муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

2015 год.

11 класс

(1 час 20 мин.)

1. Задания для выбора ответа («да» — если высказывание верно, «нет» — если высказывание неверно)

1.1. Отправленные на родину, незаконно проникшие в страну мигранты называются экспатами.

1.2. Все субъекты федерации согласно Конституции РФ вправе устанавливать свои государственные языки.

1.3. Судебная практика рассматривается в качестве источника права только в рамках национальных правовых систем.

1.4. Прогрессивное налогообложение состоит в том, что налоговая ставка растет, ибо возрастает базовый доход, и каждый последующий прирост нормы налогообложения больше предыдущего.

1.5. По мнению Герберта Спенсера значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным и оно сопровождается повышением роли трудовых отношений, когда прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

1.6. Врожденные компоненты поведения и психики животных и человека называются чувствами.

1.7. Контркультура – часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев, присущих малым социальным группам.

1.8. Граждане могут рассматривается как общность людей по принадлежности к тому или иному государству.

1.9. Разделение труда по признаку пола во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией.

1.10. Сторонником идей физиократов был Франсуа Кэне.

Ответы:

2. Задания на ряды

2.1. Назовите общее понятие для приведенных ниже:

2.1.1.товарные, обеспеченные, фиатные, кредитные.

_____________________________________________________________________________

2.1.2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств.

_____________________________________________________________________________

2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. сельскохозяйственное производство, исполнительное производство, промышленное производство, оборонное производство.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.2. плата за государственные лицензии, налог на добавленную собственность, налог с дарения, акцизы

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.2.3. семейные и социальные связи, харизма, угроза применения силы, экспертные (специальные) знания, вера.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.2.4. рост дифференциации труда, превращение науки в производственную силу, развитие рационального управления производством, развитие индивидуализма, обеспечение энергетического оборудования производства.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.5. кредитная карта, подарочная карта, топливная карта, телефонная карта.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.6. существует страдание; существует причина страдания — желание; существует неизбежность страдания – карма; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Социологами университета города Гронингена были проведены ряд экспериментов направленных на проверку истинности «теории разбитых окон».

Эксперимент 1. Эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где жители, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение.

Из 77 велосипедистов лишь 25 (33 %) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69 %).

Эксперимент 2. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В начале ситуация проверялась когда почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. Затем то же самое проводили когда ящик был разрисован бессмысленными граффити либо кругом валялся мусор

В первом случае только 13 % прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27 % прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25 % людей (из 72).

Исходя из указанных экспериментов, сформулируйте теорию разбитых окон. Какие практические рекомендации на уровне управления могут последовать из данной теории.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ниже приведен отрывок из комедии Аристофана «Лягушки» (V век до н.э.)

Как старинную монету и сегодняшний чекан.

Настоящими деньгами, неподдельными ничуть,

Лучшими из самых лучших, знаменитыми везде

Среди эллинов и даже в дальней варварской стране,

С крепким правильным чеканом, с пробой верной, золотой

Мы не пользуемся вовсе. Деньги медные в ходу,

Дурно выбитые, наспех, дрянь и порча, без цены

Этот отрывок описывает факт, который позднее получил отражение в одном экономическом законе. В формулировании этого закона принял участие известный астроном.

4.1 Как его звали?

4.2 Как формулируется закон?

4.3 Какое дополнение предложил к нему лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Манделл?

4.1 ____________________________________

4.2 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выполните задание

Соотнесите между собой портреты мыслителей разных эпох с названиями их произведений и отрывками из биографий. Расположите их в хронологическом порядке. Заполните таблицу

I. II.

III. IV.

V. VI.

Названия произведений:

1. «Заработная плата цена и прибыль».

2. «Риторика».

3. «Лабиринт света и рай сердца».

4. «Топика».

5. «Психология народов и масс».

6. «Очерки по истории русской культуры».

Отрывки из биографии:

А. Родился в дворянской семье. Во время Русско-турецкой войны — доброволец в санитарном отряде в Закавказье. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (ученик В.О. Ключевского и П.Г. Виноградова), приват-доцент. Крупнейший русский историк. Был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Преподавал в Софии. Один из лидеров демократического крыла российского либерализма, создателей кадетской партии, лидером которой оставался на всем протяжении ее существования. Депутат III и IV Дум от Петербурга, бессменный председатель кадетской фракции. Ведущий публицист партии, редактор ее газеты «Речь». Сыграл значительную роль в создании Прогрессивного блока, стратегию и тактику которого впоследствии во многом определял. Выступил в Думе с громкими обвинениями в измене премьер-министра Б.В. Штюрмера и окружения императрицы Александры Федоровны. Был избран членом Временного комитета Государственной думы. Министр иностранных дел Временного правительства; после выхода в отставку перешел в оппозицию к правительству. После Октябрьской революции уехал на юг, участвовал в антибольшевистском движении. Жил на Западе. Редактор парижской газеты «Последние новости». Один из влиятельнейших деятелей русской эмиграции, входил в Парижскую демократическую группу партии народной свободы. Скончался в Экс-ле Бен (Франция). Оставил «Воспоминания».

Б. Родился в семье с бретонскими и бургундскими корнями. Семья его, несмотря на дворянский титул, особым богатством не отличалась и принадлежала к так называемому «среднему классу». После окончания классического лицея начал изучать медицину в Парижском Университете. Несмотря на то, что считается доктором, он никогда не практиковал, а его вклад в медицину основывается на его научных статьях. В область его научных интересов входили кроме медицины археология, антропология и социология. Во время франко-прусской войны отправился добровольцем на фронт, где работал военным врачом, и этот опыт дал ему материал для исследований поведения человека в экстремальных условиях. Позже активно занялся вопросами психологии, и именно он был первым, кто выдвинул теорию того, что «психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов». Умер в возрасте 90 лет.

В. Родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы. Происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе. После смерти родителей его опекуном стал Проксен. Наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Под руководством своего опекуна он изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных». Поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона. Занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. Затем вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известную также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского вынужден был покинуть Афины (с ростом там освободительного движения против македонского господства). Год спустя он умер.

Г. Родился в Моравии, в городке Нивнице. Первоначальное образование получил в братской школе. После того как от чумы умерли его отец, мать и две сестры учился в латинской школе города Пржерова. Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей». В связи с гонениями со стороны католических фанатиков эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Опубликовал ряд учебников. Трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил ему осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Ему удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра». В Венгрии закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, написал капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Итог своей долгой жизни подвёл в сочинении «Единственно необходимое».

Д. Родился в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет. Спустя год отец направил его в более престижный Берлинский университет, где он проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Гегеля, а позднее Фейербаха. Представил докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура. Обратился к журналистике и сотрудничал в кельнской «Рейнской газете». Вскоре стал редактором газеты, однако она была закрыта властями, что заставило его от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Эмигрировал в Париж где написал ряд работ социалистической направленности. Последние десять лет жизни ему уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная его другом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила ему приличное содержание. Однако после того, как с ним случился удар, его творческие способности ослабли. К этому периоду относится его работа «Критика Готской программы». Смерть жены и старшей дочери лишила его всякого желания продолжать жизнь, и он скончался в Лондоне.

Е. Жил в Риме, обучаясь ораторскому искусству у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание «отец Отечества» (впервые в истории Рима присвоено не за воинские подвиги). Занимался теорией государства и права и теорией красноречия. Создал два произведения особого жанра — «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где создал идеализованные образы духовно близких ему великих римлян предшествующих времен. Пытался убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, а он был убит

.

Ответ:

6. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

«Чтобы выполнить большой и важный […], необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время» (Э. Хаббард).

«Чтобы создать великий […], человек должен быть не только очень прилежен, но и очень ленив». (С. Батлер).

« Добытое […] с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без […], то быстро исчезает» (В. Великий).

«[…] — целительный бальзам, он — добродетели источник. (И.Г. Гердер).

«Бывает […] ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой […] гораздо хуже праздности. Настоящий […] всегда тихий, равномерный, незаметный. (Л.Н. Толстой).

6.1. Что это за понятие?

Ответ:__________________________________________________________

6.2 Дайте свое определение данного понятия, исходя из имеющихся у Вас представлений об обществе.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Прочитайте отрывок из работы Т. Веблена «Теория праздного класса».

7.1. Опираясь на данный отрывок, составьте определение «праздного класса» .

7.2. Укажите, какие занятия, кроме военного дела и священнослужения, могут считаться «почетными» для праздного класса.

7.3.Чем объяснить увеличение «праздного класса» в современном обществе? Укажите позитивные и негативные последствия этого роста?

Институт праздного класса получает свое наивысшее развитие на более поздней стадии существования варварской культуры, например, в феодальной Европе или в феодальной Японии. В таких обществах различия между классами соблюдаются очень строго и характерной чертой классовых особенностей имеющей поразительной экономическое значение, является различие между видами деятельности, подобающими отдельным классам. Верхние слои общества, по обычаю, освобождаются от занятий в производстве или остаются от них в стороне, за ними закрепляются известные занятия, которые считаются «почетными». Главным среди почетных занятий является военное дело, а второе место после него обычно занимает священнослужение….

Условиями, очевидно необходимыми для его появления, являются: 1) у общности должен быть хищнический уклад жизни (война или охота на крупную дичь или и то и другое), т.е. мужчины, составляющие в этих случаях, зарождающийся праздный класс, должны усвоить причинять ущерб силой и хитростью; 2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях с тем, чтобы было можно освободить значительную часть общества от постоянного участия в труде по заведенному распорядку.

Веблен Т. Теория праздного класса.

Ответ:

7.1.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На флаге государства приводится девиз «Ordem e progresso». Он напрямую восходит к высказыванию «Любовь, как принцип, и порядок как основа; прогресс как цель», которое принадлежит одному из французских мыслителей, считающегося основателем позитивизма.

8.1 Флаг какого государства изображен ниже и как звали этого мыслителя?

8.2 Как переводится этот девиз и какие два раздела в курсе социологии должны были найти отражение по мнению этого мыслителя?

8.3 Какие два подхода к рассмотрению общества они отражают?

8.1 ________________________________________________________________________

8.2 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.3 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Решите задачи по праву

9.1. В орган ЗАГСа обратились с заявлением о расторжении брака супруги Вакуленко, имеющие совершеннолетних детей. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако, в органе ЗАГСа супругам в регистрации развода было отказано, т.к., по мнению работников органа ЗАГСа, они не представили достаточно веских доказательств невозможности сохранения семьи. Вправе ли был орган ЗАГСа отказать супругам Вакуленко в регистрации развода? Куда могут быть обжалованы действия должностных лиц органа ЗАГСа?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2 Усманова А.И. работает в бухгалтерии ОАО «Парус». Она обратилась к администрации с просьбой установить ей сокращенный рабочий день, так как у нее ребенок-инвалид одиннадцати лет. Рассмотрев ее заявление, ей ответили, что неполное время установят, но заработная плата будет меньше и отпуск, соответственно, сократится. Права ли администрация ОАО «Парус»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Ниже приводится притча. Сформулируйте к ней мораль социального содержания. К какому разделу социального знания вы бы отнесли данную притчу?

Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал.

Маленький кролик увидел орла и спросил:

«А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?»

«Конечно, почему нет», — ответил тот.

Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика.

Мораль:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Решите логическую задачу

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что: Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Члены жюри:

infourok.ru

Олимпиадные задания по обществознанию (10, 11 класс) на тему: Всероссийская олимпиада школьников(школьный этап) | скачать бесплатно

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ ( 100 баллов)

2016-2017 г.

ОТВЕТЫ

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (10 баллов, по 1б. за каждое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

авд

а

авд

бгд

авд

бв

авде

ав

абд

абд

2.Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и

занесите ответы таблицу. (10 баллов, по 1б. за каждое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

да

да

да

нет

нет

да

да

да

3. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. (5 баллов, по1б за каждое задание))

Ответ: 

а) нормативно-правовые акты
б) факторы производства
в) национальные религии

г) источники права

д) формы рационального познания

4.  Заполните пропуск в ряду и напишите, что объединяет каждый из рядов. (5 баллов, по 1б. за каждое задание)

Ответ:

а) город федерального подчинения и все вместе субъекты РФ
б) Россия и все вместе постоянные члены Совета Безопасности ООН
в) 1993 и все вместе годы принятия Конституций  Российской Федерации

г) капиталистическая и все вместе типы формаций,  характер социально-экономической структуры

д) преобразующий характер и все вместе черты деятельности

5. Рассмотрите представленные вам картинки.  Опираясь на обществоведческие знания и жизненный опыт, объясните, что их объединяет. Назовите объединяющий их термин.  

(8 баллов,  по 4бал. за каждое задание)

Ответ: 5.1. Современные символы глобализации

             5.2.  Классификация общества по трём группам : традиционное, индустриальное, и постиндустриальное/информационное/

6. Проанализируйте с точки зрения норм права, следующие ситуации. (10 баллов, по 5 бал. за каждую задачу)

Ответ: 

6.1.  ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
п.2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
Т.е. требования отца Ивана неправомерны. Действия продавца правомерны, за исключением того, что доказательств законного заработка он не потребовал. Но это и не требуется при совершении подобного рода сделки.

6.2.  Он не имеет право требовать возврата после 8 месяцев хранения. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227 ГК РФ) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Следовательно, хозяин может только попросить о возвращении вещи, и если нашедший захочет, то он отдаст телефон.

7. Из предложенных слов образуйте понятия, наименования и составьте из них схему, отражающую конституционное устройство России. При составлении терминов и наименований одно и то же слово может быть использовано несколько раз. Слова также могут изменяться по родам, падежам и числам. (12баллов, по 1б за каждую правильную позицию)

 Ответ:                          Высшие органы власти в РФ

        

8. (5баллов) Суфийская притча 

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему

этим ответом? Обоснуйте свой ответ. 

 Ответ:

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что

эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего,

несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция

«Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены

так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за

найденное. Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

9. Кроссворд (10 баллов)

Ответы:

10. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. (25 баллов)

  1. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)
  2. Здоровая консервативная политика — это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)
  3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов

(Л.Питер)

nsportal.ru

Олимпиада по обществознанию 10-11 классы школьный этап


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ ( 50 баллов)
2015-2016 г.
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (6 баллов)
1.1. Что из нижеперечисленного относится к признакам мировых
религий?
а) они носят строго этнический характер
б) огромное число последователей во всем мире
в) космополитизм
г) они не стремятся обратить в свою веру лиц другого вероисповедания
д) они обращены к представителям всех социальных групп
1.2. Маргинальность – это
а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы,
но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них
б)Стремление соответствовать нормам и ценностям группы
в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы
г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия
ожиданиям группы.
1.3. Общими чертами норм морали и права являются:
а) Единый объект регулирования — общественные отношения.
б) Частая потребность в принуждении для их реализации.
в) Наличие общего источника — человеческого общества.
г) Конкретность содержания, определенность и ясность
формулировок.
д) Универсальность норм, которые распространяются на всех членов
общества.
1.4. Социальная стратификация бывает:
а) динамическая
б) экономическая
в) социологическая
г) политическая
д) профессиональная
1.5. К важнейшим признакам постиндустриального общества относятся:
а) Значительное возрастание роли сферы услуг.
б) Появление резкого разрыва в доходах различных групп населения.
в) Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
г) Усиление социальной поляризации общества.
д) Возрастающая зависимость повседневной жизни от информации.
1.6. Из утверждения «Неверно, что все рыцари благородны» можно
сделать следующие выводы:
а) Ни один рыцарь не благороден.
б) Некоторые рыцари не являются благородными.
в) Некоторые рыцари являются неблагородными.
г) Неверно, что некоторые благородные люди — рыцари.
д) Некоторые благородные люди — рыцари.
1 2 3 4 5 6
2.Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и
занесите ответы таблицу. (10 баллов)
1. Начальная и элементарная форма чувственного познания – это понятие.
2. Человек в отличие от животных есть существо смеющееся и плачущее.
3. Девиация в обществе выполняет как функции так и дисфункции.
4. Внутриролевым напряжением считается напряжение, возникающее
в результате конфликта между требованиями различных социальных ролей. 5. В процессе первичной социализации роль главного агента
социализации в современном обществе все больше и больше берут на себя СМИ.
6. Все авторитарные государства являются унитарными.
7. К формам правления можно отнести конфедеративное и унитарное
государства.
8. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности.
9. Абсентеизм является формой политического поведения.
10. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной
форме.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. (5 баллов ) Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек,
стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился
у ворот поговорить со сторожем.
— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом
мире подлинных искателей Истины …
— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот
счет, — сказал сторож.
— В самом деле? И сколько же их?
— …
Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему
этим ответом? Обоснуйте свой ответ. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

weburok.com