Тема «Социальные отношения в обществе»

Тема «Социальные отношения в обществе»

Вариант II

1.Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальными благам, называются

1) социальной мобильностью                                 2) социальным статусом

3) социальным неравенством                                 4) социальными отношениями

 

2. Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.

Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А                                                   2) верно только Б

3) верны оба суждения                                           4) оба суждения неверны

 

3.Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ОПРЕДЕЛЕНИЯ                                                                       ПОНЯТИЯ

А) социальные функции,                                                  1.социальная мобильность

выполняемые человеком                                                  2.социальная дифференциация

 в соответствии с его                                                        3.социальная роль

 социальным статусом                                                      4.социальная норма

Б) перемещения из одной

 социальной группы в другую

В) руководящее начало,

требование, образец

Г) разделение общества на группы,

 занимающие разное социальное положение

 

4. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

 

5. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?

1) регламентация поведения                           2) воспроизводство социальной структуры

3) организация семейного досуга                  4) распределение домашнего труда

 

6 Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?

А. Женщина экономически зависит от мужчины.

Б. Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой.

1) верно только А                                          2) верно только Б

3) верны оба суждения                                 4)  оба суждения неверны

 

7.   Социальные нормы

1) играют роль регулятора поведения людей

2) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

3) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

4) всегда являются «неписаными» нормами поведения

8. Взрослая внучка ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

1) воспитательную                                               2) социального контроля

3) хозяйственно-бытовую                                   4) социально-статусную

9. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1) политический                                                2) территориальный

3) профессиональный                                       4) социально-классовый

 

10. Исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации называется

1) обычаем       2) статусом        3) этикетом         4) привычкой

 

11. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе.

1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена.

2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

3) Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) Указание и определение гражданином своей национальности 

обязательно.

 

12. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится

1) вручение грамоты                                    2) лестный отзыв товарища

3) премирование                                           4) вручение памятного подарка

 

13. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1) экономическая                                                   2) социального контроля

3) эмоционально-психологическая                       4) социально-статусная

 

14. Молодежь как социальную группу отличает

1) общность быта                                                  2) общность социального происхождения

3) социально-психологические особенности       4) единство политических взглядов

 

15. Через пять лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример

1) социальной стратификации                           2) социальной мобильности

3) социальной роли                                             4) социализации

 

16. Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки какой общности проявляются в этом примере?

1) демографической                                             2) территориальной

3) этносоциальной                                               4) конфессиональной

 

17.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А                                              2) верно только Б

3) верны оба суждения                                     4) оба суждения неверны

 

18 .В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Ответы учащихся      

Учащиеся

 5 класса        

Учащиеся

 9 класса

«Мне нравится читать»         

73

54

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

17

22

 

«Не люблю читать, скучное занятие»        

4

14

«Чтение сейчас никому не нужно»          

6

10

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

1) Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», выше среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.

2) Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.

3) Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.

4)Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие ученики.

 

19. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

20. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

 

21. . Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) вручение почётных грамот от имени администрации города

2) комплименты сослуживцев по поводу внешнего вида

3) назначение на более высокую должность

4) присвоение учёных званий

5) лестные отзывы читателей

6) государственные премии в области искусства

 

22. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует __________(1) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых __________(2) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.

__________(3) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми __________(4). В процессе __________(5) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __________(6). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) внутренний контроль                                   Б) обязанность

В) поведение                                                      Г) стратификация

Д) социализация                                                Е) внешний контроль

Ж) санкции                                                        З) нормы

И) долг

 

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

«Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

       Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.

       Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.»        (В.А. Медведев, Ю.А. Красин)

 

23. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.

 

24.  Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество. Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства.

 

25  Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.

 

26. Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере.

 

 

           

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты № 1 по обществознанию для 10 класса по теме «Социальные отношения» | Тест по обществознанию (10 класс) по теме:

Тест №1  по теме « Социальные отношения» (на основе ОБЗ ФИПИ 2014 г.)

А1 Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ                 ПОНЯТИЯ

А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом

Б) перемещения из одной социальной группы в другую

В) руководящее начало, требование, образец

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

1) социальная мобильность  2) социальная дифференциация

3) социальная роль                   4) социальная норма

А2 Установите соответствие (социальные группы – критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ                 КРИТЕРИИ

А)         Мужчины                              1)         Демографический

Б)         Племена                                  2)         Этнический

В)         Народности

Г)         Дети

   А3  Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ                                             ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) ученый-историк начал преподавать в университете                    1) вертикальная

Б) старший преподаватель получил должность доцента                      2) горизонтальная

В) офицер получил внеочередное звание

Г) девушка-католичка накануне бракосочетания перешла в протестантскую

А4  Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определения

А) поведение человека, соответствующее его соц. положению            

                                                                                                                                                                                                                              Б) предписание, определяющее рамки поведения

В) перемещение из одной социальной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занимающие  разное социальное положение

ПОНЯТИЯ 1) социальная мобильность  2) социальная стратификация3) социальна роль  4) социальная норма

А5  Установите соответствие между санкцией и её типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИЯ                                                           ТИП САНКЦИЙ

А) присвоение почетного звания                        1) формальные

Б) дружеская похвала                                              2) неформальные

В) комплимент

Г) вручение грамоты

Д) присуждение премии

Е) лестный отзыв коллег

А6  Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.

  КОНКРЕТНАЯ НОРМА                 

А) общественные объединения должны быть зарегистрированы государственным органом

Б) запрещается  деятельность общественных объединений, цели которых направлены на разжигание межнациональной розни

В) члены общественной организации обязаны уважать членов других организаций

Г) свобода деятельности общественных объединений гарантируется законом

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ            1) правовая   2) моральная

А7 Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.             СОБЫТИЯ                 

А) учёный-историк начал преподавать в университете

Б) научный работник получил учёную степень кандидата наук

В) офицер получил внеочередное звание

Г) молодожёны переехали жить из одного села в другое

Д) автомеханик перешёл на работу в другой автосервис

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ        1) вертикальная            2) горизонтальная

А8 Установите соответствие между примерами санкций и соответствующими типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИМЕРЫ                 

А) понижение в должности

Б) гражданское неповиновение

В) митинг в поддержку

Г) вручение премии

Д) награждение орденом

Е) замечание

ТИПЫ САНКЦИЙ

1) позитивные санкции

2) негативные санкции

А9 Установите соответствие между характеристиками социальных норм и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ                 

А) Закреплены в законах

Б) Обеспечиваются силой государства

В) Имеют общеобязательный характер

Г) Их нарушение встречает только общественное осуждение

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ       1) Правовые нормы     2) Моральные нормы

А10 Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен  выполнять человек в социальной группе»?

1) социализация

 2) социальная норма

 3) социальная мобильность

4) социальная роль

А11 Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

1) верно только А

 2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12  Тех кто оказался на социальном дне, называют

1) кастами

2)тратами

3) маргиналами

4) люмпенами

А13  Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

1) репродуктивную

 2) социального контроля

3) социально-статусную

4) хозяйственно-экономическую

А14 Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

1) верно только А               2) верно только Б

3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

А15 Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация  –  это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16 Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?

1) беспрекословное подчинение младших старшим

 2) ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

 3) добровольное распределение обязанностей между членами семьи

 4) совместное проживание нескольких поколений родственников.

А 17  При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

           1) К.  –  гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.

           2) К.  –  владелец фирмы по продаже цветов.

           3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.

           4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

А18 (1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.

 (2)Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.

(3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

 (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

  А) фактический характер  Б) характер оценочных суждений

В1     Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена  –  воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?

В2   Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В России проживает более 100 больших и малых __________ (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах __________ (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» __________ (3) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные __________ (4) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу __________ (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного __________ (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Cписок терминов:

А) демократия

Б) политический

В) национализм

Г) сознание

Д) обучение

Е) причина

Ж) общение

З) последствия

И) этнический

  В3  «Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение __________  (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница __________ (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя  имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем __________ (3). Кроме того, в общественном __________ (4) та или иная__________ (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального  __________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

А)         престиж

Б)         мобильность

В)         доход

Г)         мнение

Д)         неравенство

Е)         профессия

Ж)         власть

З)         авторитет

И)         общество

Текст№1

 С1-С4 Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм. Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг. (Р.Т. Мухаев)

С1  Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль?

С 2  чём выражается эта связь?

С3  Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы?

С4 Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С5 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

С6  Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время он женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась.Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры (2) из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.

        Текст№2

 Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры. Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями. Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются. (В.А. Медведев, Ю.А. Красин)

С1 Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства. Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество.

С2 Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства.

 С3 Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.

С4 Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере.

С1-С4  Возникновением «класса интеллектуалов» движителем  социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …(В.Л. Иноземцев)

С1Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.

С2 Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два  авторских обоснования этой оценки.

С3 Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество».

 

Дискриминация из-за двусмысленности: снижение предвзятости на рабочем месте в отношении иммигрантов из числа меньшинств

Перейти к содержимому

Опубликовано в 12.01.2015 Дженнифер Андерсон


Так называемые «гибкие навыки» могут быть не так легко реализованы, как хотелось бы, когда квалифицированные работники иммигрируют в новую страну, говорится в статье в журнале Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале 9, квалифицированные иммигранты из этнических и религиозных меньшинств не имеют должной занятости в западных странах, что не только обходится этим странам в миллиарды долларов, но и потенциально усложняет межгрупповые отношения.0008 Политические взгляды в области поведенческих наук и наук о мозге .

В Соединенных Штатах 1,3 миллиона иммигрантов с высшим образованием являются безработными или частично занятыми. В Канаде неполная занятость иммигрантов считается провалом государственной политики.

Федерация ассоциаций в области наук о поведении и мозге, или FABBS, совместно с SAGE, родительской организацией Social Science Space, издает журнал Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. В этом ежегодном журнале публикуются результаты исследований в области науки о разуме, мозге и поведении, которые применимы практически ко всем областям государственной политики. Первый выпуск включает 33 статьи по социальной психологии и психологии личности, посвященные таким темам, как здоровье, образование, справедливость, окружающая среда и неравенство.

Авторы исследования Виктория М. Эссес, Кэролайн Беннетт-АбуАйяш и Наталья Лапшина подозревают дискриминацию на работе.

Эта конкретная дискриминация рационализирована, то есть оправдана способами, которые защищают преступников от негативных социальных или психологических последствий, объясняют исследователи в статье «Как дискриминация этнических и религиозных меньшинств способствует недостаточному использованию навыков иммигрантов».

Предубеждение определяется как негативное отношение к социальной группе. В случае дискриминации при приеме на работу такое отношение можно объяснить двусмысленностью. Они объясняют, что иностранные полномочия могут быть неоднозначными, как и личные характеристики заявителя, такие как решение проблем, общение и работа в команде.

По словам Эссес, психолога и директора Центра исследований миграции и этнических отношений в Университете Западного Онтарио, и ее коллег, «двусмысленность устраняет необходимость подавлять предрассудки, потому что двусмысленность, по сути, делает широкий спектр ответов кажущимися приемлемый. »

В одном из нескольких исследований, процитированных в статье, участникам было предоставлено резюме соискателя работы и 10-минутное видео собеседования соискателя. Претендентами были либо коренные канадцы, либо иммигранты с иностранными полномочиями, либо христиане, не имевшие религиозных предпочтений, либо мусульмане, одно из самых быстрорастущих религиозных меньшинств в Северной Америке.

Религиозная принадлежность не имела значения, если заявитель был канадцем. Но когда заявитель был иммигрантом, принадлежность к мусульманину приводила к ухудшению восприятия как технических, так и других обучаемых навыков, а также личных характеристик — так называемых мягких навыков.

На рабочем месте жалобы на дискриминацию со стороны меньшинств часто воспринимаются скептически, особенно в отношении меньшинств иммигрантов, чьи иностранные полномочия и личные характеристики могут быть неоднозначными.

В другом исследовании участникам дали одну из трех газетных статей с описанием заявления о дискриминации в сфере занятости.

Статьи были идентичны, за исключением первого предложения, в котором заявитель определялся либо как недавний иммигрант из Ирана или Англии, либо как лицо, родившееся в Канаде от родителей, эмигрировавших из Ирана много лет назад. Далее в статье объяснялось, что первоначальное удовлетворение директора программы работой заявителя стало отрицательным, что привело к потере работы.

Результаты показали, что недавний иммигрант из Ирана с меньшей вероятностью будет восприниматься как подвергшийся дискриминации.

Авторы напоминают, что в большинстве западных стран действуют законы, запрещающие дискриминацию религиозных и этнических меньшинств. Тем не менее, тонкие предубеждения, особенно в отношении «мягких навыков», продолжают приводить к дискриминации.

Принимая во внимание текущее исследование, недостаточное использование иммигрантов может особенно беспокоить политиков из-за экономических и социальных издержек, включая будущие межгрупповые отношения.

Рекомендуемые меры политики включают спонсируемые правительством семинары, направленные на повышение осведомленности о скрытых предубеждениях и опасениях, что они могут показаться предвзятыми.

Работодатели были бы больше обеспокоены тем, что могут показаться предвзятыми, если бы денежные штрафы за дискриминацию были наложены или увеличены, и если бы правительства публично раскрывали тех работодателей, которые дискриминируют.

Авторы также советуют уменьшить воспринимаемую двусмысленность аттестатов квалифицированных иммигрантов, возможно, путем обучения тому, как эти «мягкие навыки» применяются в принимающей стране.


0 0 голосов

Рейтинг статьи

Дженнифер Андерсон

Дженнифер Андерсон — профессиональный журналист, специализирующийся на здравоохранении и науке. С ней можно связаться по адресу [email protected]

Просмотреть все сообщения Дженнифер Андерсон

Опубликовано в PIBBS, Государственная политика, Исследованиепомеченный как Дискриминация, Иммиграция

0

Буду рад вашим мыслям, прокомментируйте. x

Американский средний класс, неравенство доходов и сила нашей экономики

Сказать, что средний класс важен для нашей экономики, большинству американцев может показаться непротиворечивым. В конце концов, большинство из нас идентифицируют себя со средним классом, а представители среднего класса каждый день наблюдают, как их работа способствует экономике, еженедельно слышат, как их расходы являются опережающим индикатором для экономических прогнозистов, и каждый месяц видят, как количество рабочих мест , которые в первую очередь отражают рабочие места среднего класса, принимаются в качестве ключевого показателя состояния экономики. И по мере того, как в сознании нации усиливалось растущее неравенство доходов, бедственное положение среднего класса стало общей темой в прессе и политических кругах.

Однако для большинства экономистов концепции «среднего класса» или даже неравенства не занимали видного места в наших размышлениях о том, как растет экономика. Однако это начинает меняться. Одна из причин изменения заключается в том, что уровень неравенства и финансового стресса для среднего класса резко возрос и достиг уровня, который мотивирует к более тщательному расследованию. Взаимодействие и совпадение растущего неравенства с финансовым крахом и Великой рецессией, в частности, подняли новые вопросы о том, должны ли ослабленный средний класс и растущее неравенство быть частью наших размышлений о движущих силах экономического роста.

За последние несколько десятилетий Соединенные Штаты претерпели замечательную трансформацию: рост доходов среднего класса остановился, в то время как доходы верхушки продолжали резко расти по сравнению с остальным трудоспособным населением. В период с 1979 по 2007 год, последний год перед Великой рецессией, средний доход семьи вырос на 35 процентов, а доходы 99-го процентиля выросли на 278 процентов. (см. рис. 1). Семьи из среднего класса также оторвались от бедняков, но добились такого скромного прироста дохода только за счет увеличения продолжительности рабочего дня, увеличения предложения рабочей силы, особенно среди жен и матерей, и увеличения долгов домохозяйств для поддержания потребления. поскольку заработная плата не поспевает за инфляцией.

В 1979 г. три средних квинтиля доходов домохозяйств в Соединенных Штатах, то есть население между 21-м и 80-м процентилями по шкале доходов, зарабатывали 50 процентов всего национального дохода. Но к 2007 году доля доходов тех, кто находится в середине, сократилась до 43 процентов. Эволюция коэффициента Джини, который измеряет, насколько распределение отклоняется от полного равенства, также показывает аналогичную картину роста неравенства. В период с 1979 по 2007 год коэффициент Джини, включая прирост капитала, в США вырос с 48 до 59., поместив США в первую четверть самых неравных стран мира.

Теории экономического роста, однако, обычно не включают модели для исследования последствий изменений в силе среднего класса. Если вы спросите экономиста «что заставляет экономику расти?», он почти наверняка начнет свой ответ с указания на уровень знаний экономики о том, как производить товары и услуги (знания и технологии), навыки потенциальной рабочей силы ( человеческий капитал) и количество работников, а также запас физического капитала (заводы, административные здания, инфраструктура). Экономика растет, когда технологические усовершенствования или инвестиции в человеческий или физический капитал повышают производительность, когда увеличивается рабочая сила или когда инвестиции в физический капитал добавляются к производительным запасам экономики — и, таким образом, увеличивается общий объем производства.

Но возникает вопрос: что повышает производительность или создает стимулы для инвестиций? Экономисты расходятся в своих конкретных ответах на эти вопросы, но разные теории указывают на пять основных факторов:

  • Уровень человеческого капитала и поощряется ли талант для повышения производительности экономики
  • Стоимость и доступ к финансовому капиталу , которые позволяют фирмам и предпринимателям делать реальные инвестиции, создающие технологический прогресс для использования в экономике
  • Сильный и стабильный спрос , который создает рынок товаров и услуг и позволяет инвесторам планировать будущее
  • качество политических и экономических институтов , включая качество корпоративного управления, а также политические институты и правовую структуру, обеспечивающую соблюдение контрактов
  • Инвестиции в общественные блага, образование, здравоохранение и инфраструктуру , которые закладывают основу для инвестиций частного сектора

Убедительные эмпирические данные в области экономики и других социальных наук свидетельствуют о том, что сила среднего класса и уровень неравенства доходов играют важную роль для каждого из этих пяти факторов, повышающих производительность и стимулирующих инвестиции.

Исследование для этого проекта началось с серии интервью и национальной конференции с ведущими экономистами США, чтобы узнать их взгляды на механизмы, с помощью которых неравенство доходов и сила среднего класса влияют на экономический рост и экономическую стабильность. В этой статье обобщается то, что мы узнали из этих бесед, наряду с нашим анализом экономических исследований в академической сфере. Мы определили четыре области, в которых литература указывает на то, как сила среднего класса и уровень неравенства влияют на экономический рост и стабильность:

  • Сильный средний класс способствует развитию человеческого капитала и образованности населения.
  • Сильный средний класс создает стабильный источник спроса на товары и услуги.
  • Сильный средний класс вынашивает новое поколение предпринимателей.
  • Сильный средний класс поддерживает инклюзивные политические и экономические институты, лежащие в основе экономического роста.

Мы детализируем данные по этим четырем пунктам на основных страницах нашей статьи, но вкратце изложим экономическое исследование здесь. Как мы покажем, факторы, в которых сильный средний класс важен для экономического роста, взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга.

Сильный средний класс способствует развитию человеческого капитала и образованности населения.

Экономисты сходятся во мнении, что человеческий капитал — знания, навыки и здоровье, необходимые для работы, — является ключевым компонентом экономического роста. Чтобы быть наиболее эффективными, возможности создания человеческого капитала должны быть широко доступны среди населения. Чтобы нация максимально использовала свой человеческий потенциал, ребенку из малообеспеченных или средних семей необходимо, чтобы его или ее таланты и способности развивались и соответствовали наиболее подходящей профессии. Достаточно очевидны доказательства того, что неравенство и сила среднего класса имеют прямое влияние на доступ к человеческому капиталу и его использование:

  • По мере того, как в Соединенных Штатах неравенство в доходах становилось все более неравенством, наблюдалось как снижение темпов улучшения результатов образования, так и эти результаты стали более неравными.
  • Данные указывают на вывод о том, что человеческий капитал и связанные с ним более высокие доходы все чаще передаются от родителей к потомству по социальным (а не биологическим) каналам. Это означает, что люди получают вознаграждение за привилегии, предоставляемые социально-экономическим статусом их родителей, а не только за их характеристики производительности, что приведет к замедлению экономического роста в США.
  • Вклад человеческого капитала в рост заключается не только в доступе к образованию: люди также должны иметь возможность использовать свои навыки, подбирая таланты для соответствующих занятий. Если неравенство стоит на пути этих совпадений, то оно оказывает пагубное влияние на путь роста нашей страны.

Сильный средний класс создает стабильный источник спроса на товары и услуги

Сильный средний класс дает бизнес-инвесторам уверенность в том, что у них будет рынок для своих товаров и услуг. Мыслители со стороны предложения утверждают, что легкая налоговая и регуляторная политика приведет к высоким инвестициям, занятости и экономическому росту. Но многие экономисты признают, что увеличение предложения не приводит автоматически к увеличению совокупного спроса. Скорее, в экономике могут быть длительные периоды безработицы и недоиспользования капитала, что может быть как причиной, так и результатом пониженного и нестабильного спроса.

Если спрос имеет значение для экономического роста, возникает вопрос, как сильное неравенство и сила среднего класса влияют на спрос? Экономисты разработали ряд теорий о том, как неравенство влияет на спрос:

  • Чем больше экономических выгод страны достается тем, кто находится на вершине распределения доходов, и если эти семьи имеют более низкую склонность к потреблению, спрос с потенциально более высоких уровней при более справедливом распределении.
  • Усиленное неравенство и тесный средний класс вынуждают семьи либо меньше потреблять, снижая спрос, либо внедрять краткосрочные стратегии выживания, такие как увеличение заимствований, что имеет долгосрочные последствия для роста и стабильности.

Сильный средний класс воспитывает следующее поколение предпринимателей

Предпринимательство — это вопрос риска, и существует множество способов, которыми сильный средний класс и меньшее неравенство могут создать условия, снижающие риски новаторов и дать им навыки, чтобы начать бизнес:

  • Семьи среднего класса могут предоставить предпринимателям финансовую безопасность и доступ к кредитам, чтобы у них было время развивать свои идеи и рисковать, чтобы начать новый бизнес.
  • Человек из семьи среднего класса с большей вероятностью, чем человек из малообеспеченной семьи, имеет доступ к такому образованию, которое обеспечивает обучение и навыки, необходимые для начала бизнеса.
  • Как описано выше, меньшее неравенство связано с большей макроэкономической стабильностью, что позволяет предпринимателям принимать обоснованные инвестиционные решения с большей уверенностью в экономических условиях и рисках открытия бизнеса.

Сильный средний класс поддерживает инклюзивные политические и экономические институты, лежащие в основе экономического роста

Такая динамика сильного среднего класса способствует эффективному и честному управлению предприятиями экономики. В контексте США меньшее неравенство и более сильный средний класс поддерживают более инклюзивные политические институты и уводят политику от ответа только на экономически влиятельную элиту. Это обеспечивает основу для более инклюзивных экономических институтов, которые, в свою очередь, способствуют росту. Это включает в себя поощрение эффективного управления, поддерживающего широкомасштабный экономический рост за счет установления надежных прав собственности; инвестирование в общественные блага и квазиобщественные блага, такие как образование, здравоохранение и инфраструктура; и равные условия, включая прозрачные и подотчетные правовые и регулирующие структуры. Сильный средний класс препятствует концентрации и эксплуатации власти, которые привели к укоренившимся привилегиям аристократии — противоположности динамичных обществ на протяжении всей истории человечества.

Доказательства роли среднего класса в экономическом росте

Чтобы было ясно, мы не утверждаем, что средний класс является единственным фактором, влияющим на экономический рост. Цена капитала, налоги, обеспеченность ресурсами, удача, случайность и другие факторы играют важную роль. Но после изучения доступных теорий и свидетельств трудно указать на что-либо еще столь же важное для многих причин экономического роста, как сильный средний класс. В этой статье объясняются самые современные, эмпирически обоснованные экономические данные, показывающие, как распределение доходов влияет на эффективное функционирование и потенциал роста нашей экономики.

В данной статье понятия «неравенство» и «средний класс» трактуются широко. Когда мы говорим «средний класс», мы имеем в виду больше, чем просто семьи, которые в целом находятся в середине распределения доходов. Под средним классом мы не подразумеваем богатых, но мы подразумеваем семьи с достаточным финансовым обеспечением, чтобы сводить концы с концами, вкладывать средства в успех следующего поколения и иметь небольшой запас прочности в придачу. У семьи среднего класса есть некоторая экономическая безопасность, будь то хорошая работа с медицинской страховкой и пенсионным планом или некоторые сбережения в банке, чтобы прокормить себя в случае чрезвычайной ситуации, отправить ребенка в колледж или даже предоставить ссуду в банк. член семьи, который хочет начать бизнес. Это согласуется с восприятием отдельных людей: опросы показывают, что большинство американцев считают, что они принадлежат к среднему классу, от тех, кто обычно находится в 20-м или 30-м процентиле распределения доходов до 80-го и даже выше. Наша концепция неравенства в основном связана с доходом, хотя между людьми с очень высокими доходами и людьми с высоким уровнем собственного капитала существует значительная степень совпадения.

На протяжении всей статьи мы исследуем, каким образом каждая из категорий влияет на экономический рост. Существуют различные способы, которыми каждый из них может относиться к потенциалу роста экономики. Безопасность, которую обеспечивает семья среднего класса, выходит за рамки заработной платы и включает в себя ощущение более длительного горизонта времени для принятия экономических решений, чем семья, колеблющаяся на грани бедности, или то, как ребенок из среднего класса может добиваться успеха. специальность, соответствующая их интересам. Тем не менее, учитывая взаимосвязь и совпадение между ними, имеет смысл включить их в наше мышление, когда мы обсуждаем причинно-следственные связи с макроэкономическими показателями.

Наконец, мы хотели бы отметить наш подход к теме взаимосвязи неравенства и силы среднего класса и экономического роста США. Конечно, существует богатая литература о взаимосвязи между неравенством и ростом. (см. рамку на следующей странице) Хотя существует множество противоречивых мнений, существует достаточно свидетельств того, что неравенство может фактически наносить ущерб росту при многих обстоятельствах. Но в этой литературе основное внимание уделяется опыту развивающихся стран, и ее применимость к задачам, стоящим в настоящее время перед Соединенными Штатами, не совсем ясна.

Соединенные Штаты являются развитой экономикой, находящейся на краю технологического рубежа, с самым высоким уровнем неравенства доходов, который он когда-либо видел. Исследования панельных данных, в которых анализируется, как неравенство влияет на рост в ряде стран, вряд ли что-то расскажут нам об этой уникальной ситуации. Таким образом, мы выбрали другой подход в этом исследовании. Вместо того чтобы широко рассматривать анализ неравенства и роста в других странах, мы рассмотрели данные о конкретных способах, которыми неравенство и сила среднего класса могут повлиять на экономический рост в контексте США. Если на самом деле существуют определенные способы воздействия на рост, то разумно предположить, что в целом существует взаимосвязь.

В конце концов, выводы, к которым приходят экономисты о том, что заставляет экономику расти, важны для нашего понимания сложности экономической системы. Экономистов часто считают арбитрами доверия в отношении того, что хорошо для экономики. Таким образом, анализ того, как разрозненные фрагменты экономических данных сочетаются друг с другом, чтобы рассказать связную историю о том, как неравенство и средний класс влияют на экономический рост, является важной и своевременной задачей. Теперь мы переходим к подробному рассмотрению ведущих каналов, через которые средний класс влияет на экономический рост.