Словарь ударений для ЕГЭ 2023

В одном из заданий на ЕГЭ по русскому языку требуется поставить ударения в словах. ФИПИ в помощь учащимся выпустила орфоэпический словник. Орфоэпический словник 2023 года содержит список слов для заданий на ЕГЭ части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, причастие и отглагольные прилагательные, деепричастие, наречие.

Орфоэпический словник в формате PDF для подготовки к ЕГЭ 2023 года Скачать

Словники за предыдущие года2017 2018 2019 2020 2021 2022

Заметим, что орфоэпический словник для ЕГЭ 2022 года содержал больше информации:

  1. Общие сведения о русском ударении, особенности русского ударения — разноместность и подвижность;
  2. Справочный материал по закономерностям постановки ударений в словах разных частей речи:
    • Ударения в именах прилагательных
    • Ударения в глаголах
    • Ударения в некоторых причастиях и деепричастиях
  3. Список слов для заданий на ЕГЭ части речи имя существительное, имя прилагательное, глагол, причастие, деепричастие, наречие.

Список слов с ударениями из орфоэпического словника 2023 года текстом и в виде картинок.

  • Имена существительные
  • Имена прилагательные
  • Глаголы
  • Причастия и отглагольные прилагательные
  • Деепричастия
  • Наречия
  • Демонстрационный вариант ЕГЭ

Имена существительные

аэропОрты, им. п. мн. ч. сущ. аэропОрт
бАнты, им. п. мн. ч. сущ. бант
бОроду, вин. п. ед. ч. сущ. бородА
бухгАлтеров, род. п. мн. ч. сущ. бухгАлтер
вероисповЕдание
водопровОд
газопровОд
граждАнство
дефИс
дешевИзна
диспансЕр
договорЁнность
докумЕнт
досУг
еретИк
жалюзИ
знАчимость
Иксы, им. п. мн. ч. сущ. икс
каталОг
квартАл (во всех значениях)
киломЕтр
кОнусов, род. п. мн. ч. сущ. кОнус
корЫсть
крАны, им. п. мн. ч. сущ. кран
кремЕнь; кремнЯ, род. п. ед. ч.
лЕкторов, род. п. мн. ч. сущ. лЕктор
лОктя, род. п. ед. ч. сущ. лОкоть; локтЕй, род. п. мн. ч.
лыжнЯ
мЕстностей, род. п. мн. ч. сущ. мЕстность
намЕрение
нарОст
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
нефтепровОд
новостЕй, род. п. мн. ч. сущ. нОвость
нОгтя, род. п. ед. ч. сущ. нОготь; ногтЕй, род. п. мн. ч.
Отзыв (о книге), «отклик, мнение, рецензия»
отзЫв (посла из страны), действие по глаг. отозвАть – «потребовать возвращения назад»
Отрочество
партЕр
портфЕль
пОручни
придАное
призЫв
свЁкла
сирОты, им. п. мн. ч. сущ. сиротА
созЫв
сосредотОчение
срЕдства, им. п. мн. ч. сущ. срЕдство
стАтуя
столЯр
тамОжня
тОрты, им. п. мн. ч. сущ. торт
тУфля
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
шАрфы, им. п. мн. ч. сущ. шарф
шофЁр
экспЕрт

Список существительных картинкой

Имена прилагательные

вернА, кр. ф. ж. р. прил. вЕрный
знАчимый
красИвее, сравн. ст. прил. красИвый; красИвейший, превосх. ст.
кУхонный
ловкА, кр. ф. ж. р. прил. лОвкий
мозаИчный
оптОвый
прозорлИвый; прозорлИва, кр. ф. ж. р.
слИвовый

Список прилагательных картинкой

Глаголы

бралА, прош. вр. ж. р. глаг. брАть
бралАсь, прош. вр. ж. р. глаг. брАться
взялА, прош. вр. ж. р. глаг. взЯть
взялАсь, прош. вр. ж. р. глаг. взЯться
влилАсь, прош. вр. ж. р. глаг. влИться
ворвалАсь, прош. вр. ж. р. глаг. ворвАться
воспринЯть; воспринялА, прош. вр. ж. р.
воссоздалА, прош. вр. ж. р. глаг. воссоздАть
вручИт, 3-е л. ед. ч.2 глаг. вручИть
гналА, прош. вр. ж. р. глаг. гнАть
гналАсь, прош. вр. ж. р. глаг. гнАться
добралА, прош. вр. ж. р. глаг. добрАть
добралАсь, прош. вр. ж. р. глаг. добрАться
дождалАсь, прош. вр. ж. р. глаг. дождАться
дозвонИтся, 3-е л. ед. ч. глаг. дозвонИться
дозИровать
ждалА, прош. вр. ж. р. глаг. ждАть
жилОсь, прош. вр. ср. р. глаг. жИться
закУпорить
занЯть; зАнял, занялА, зАняли, прош. вр.
заперлА, прош. вр. ж. р. глаг. заперЕть
запломбировАть
защемИт, 3-е л. ед. ч. глаг. защемИть
звалА, прош. вр. ж. р. глаг. звАть
звонИт, 3-е л. ед. ч. глаг. звонИть
кАшлянуть
клАла, прош. вр. ж. р. глаг. клАсть
клЕить
крАлась, прош. вр. ж. р. глаг. крАсться
кровоточИть
лгалА, прош. вр. ж. р. глаг. лгАть
лилА, прош. вр. ж. р. глаг. лИть
лилАсь, прош. вр. ж. р. глаг. лИться
навралА, прош. вр. ж. р. глаг. наврАть
наделИт, 3-е л. ед. ч. глаг. наделИть
надорвалАсь, прош. вр. ж. р. глаг. надорвАться
назвалАсь, прош. вр. ж. р. глаг. назвАться
накренИтся, 3-е л. ед. ч. глаг. накренИться
налилА, прош. вр. ж. р. глаг. налИть
нарвалА, прош. вр. ж. р. глаг. нарвАть
начАть; нАчал, началА, нАчали, прош. вр.
обзвонИт, 3-е л. ед. ч. глаг. обзвонИть
облегчИть; облегчИт, 3-е л. ед. ч.
облилАсь, прош. вр. ж. р. глаг. облИться
обнялАсь, прош. вр. ж. р. глаг. обнЯться
обогналА, прош. вр. ж. р. глаг. обогнАть
ободралА, прош. вр. ж. р. глаг. ободрАть
ободрИть; ободрИт, 3-е л. ед. ч.
ободрИться; ободрИтся, 3-е л. ед. ч.
обострИть
одолжИть; одолжИт, 3-е л. ед. ч.
озлОбить
оклЕить
окружИт, 3-е л. ед. ч. глаг. окружИть
опОшлить
освЕдомиться; освЕдомится, 3-е л. ед. ч.
отбылА, прош. вр. ж. р. глаг. отбЫть
отдалА, прош. вр. ж. р. глаг. отдАть
откУпорить
отозвалА, прош. вр. ж. р. глаг. отозвАть
отозвалАсь, прош. вр. ж. р. глаг. отозвАться
перезвонИт, 3-е л. ед. ч. глаг. перезвонИть
перелилА, прош. вр. ж. р. глаг. перелИть
плодоносИть
пломбировАть
повторИт, 3-е л. ед. ч. глаг. повторИть
позвалА, прош. вр. ж. р. глаг. позвАть
позвонИт, 3-е л. ед. ч. глаг. позвонИть
полилА, прош. вр. ж. р. глаг. полИть
положИть; положИл, прош. вр. м. р.
понЯть; понялА, прош. вр. ж. р.
послАла, прош. вр. ж. р. глаг. послАть
прибЫть; прИбыл, прибылА, прИбыли, прош. вр.
принЯть; прИнял, принялА, прИняли, прош. вр.
рвалА, прош. вр. ж. р. глаг. рвАть
сверлИт, 3-е л. ед. ч. глаг. сверлИть
снялА, прош. вр. ж. р. глаг. снЯть
совралА, прош. вр. ж. р. глаг. соврАть
создалА, прош. вр. ж. р. глаг. создАть
сорвалА, прош. вр. ж. р. глаг. сорвАть
сорИт, 3-е л. ед. ч. глаг. сорИть
убралА, прош. вр. ж. р. глаг. убрАть
углубИть
укрепИт, 3-е л. ед. ч. глаг. укрепИть
чЕрпать
щемИт, 3-е л. ед. ч. глаг. щемИть
щЁлкать

Список глаголов картинкой

Причастия и отглагольные прилагательные

довезЁнный
зАгнутый
зАнятый; занятА, кр. ф. ж. р.
зАпертый
заселЁнный; заселенА, кр. ф. ж. р.
кормЯщий
кровоточАщий
нажИвший
налИвший
нанЯвшийся
начАвший
нАчатый
низведЁнный
облегчЁнный
ободрЁнный
обострЁнный
отключЁнный
повторЁнный
поделЁнный
понЯвший
прИнятый; принятА, кр. ф. ж. р.
приручЁнный
прожИвший
снятА, кр. ф. ж. р. прич. снЯтый
сОгнутый
углублЁнный

Список причастий картинкой

Деепричастия

закУпорив
начАв
начАвшись
отдАв
поднЯв
понЯв
прибЫв
создАв

Список деепричастий картинкой

Наречия

вОвремя
дОверху
донЕльзя
дОнизу
дОсуха
зАсветло
зАтемно
красИвее, сравн. ст. нар. красИво
надОлго
ненадОлго

Список наречий картинкой

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2023 года по ударениям

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) туфлЯ
2) понЯв
3) дОнельзя
4) корЫсть
5) Оптовый
Ответ: ___________________________.

Тест для самопроверки

нали́вший или на́ливший

В слове «наливший» 92% людей ставят ударение верно.

Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпические нормы.

Задание 4 ЕГЭ 2018 по русскому языку, орфоэпические нормы.  

Орфоэпические нормы в ЕГЭ — это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но тем не менее закономерности есть и их нужно знать, чтобы говорить правильно и сдать ЕГЭ на 100 баллов)
Некоторые хитрости для выполнения задания. Мы здесь рассматриваем закономерности и слова, которые встречаются в ЕГЭ и есть в официальном списке. Все закономерности касаются слов, встречающихся в ЕГЭ.   

ТЕОРИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2019-2020

РЕШАТЬ ТЕСТЫ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2019-2020

  

1) Глаголы прошедшего времени зачастую имеют ударение на том слоге, что и в инфинитиве.
НО!!!!! в ЕГЭ в большинстве случаев встречаются глаголы, в которых ударение падает на ЛА: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать,лгать, лить, пить, рвать и др (Пример: бралА, былА и т.д.)  А также встречаются исключения: красть, класть, слать, стлать послать пасть красться)
Пример: клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась, прислАла.
Следует обратить внимание на глаголы на вЫ в прошедшем времени: вЫлила, вЫжила и т.д.  


2) Причастия с Ё( включЁнный, решЁнный и т.д) составляют весомую часть всех слов. Посмотрите ниже и увидите, что этих слов в ЕГЭ много. Трудность состоит в том, что в формулировке задания пишется буква Е, а не Ё.

3) Другие части речи с Ё. Если в слове есть Ё, значит ударение будет падать на Ё.

4) Большинство глаголов, заканчивающихся на ИТ и ИТЬ имеют ударения на последнем слоге (ЩемИт защемИт).
Кроме: плодонОсит полОжит кУтит принУдит опОшлить (опОшлит, оклЕит озлОбит освЕдомится…) см. далее

5) Деепричастия на –яв, -ыв — ав (поднЯв, принЯв и т.д)

6) В большинстве глаголов будет ударение на Ировать. Но есть случаи, где ударение падает на овАть (список см. далее) 


7) В заимствованных словах из французского, немецкого, английского языков ударение падает на последний слог: жалюзИ партЕр экспЕрт диспансЕр дефИс квартАл

8) В кратких прилагательных женского рода ударение падает на последний слог: вернА. ловкА и т.д

9) Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе,живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее,печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее 

10) В существительных с окончанием на –лог ударение падает на последний слог: каталОг, диалОг, некролОг, монолОг, эпилОг.
НО: анАлог.
 

 11) В существительные с окончанием на -вод — ударение падает на последний слог: нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд.

Список слов   

Существительные 

  

агЕнт 

агронОмия 

агЕнтство 

агОния 

адАптер 

адюльтЕр 

айвА 

акрОполь 

алкогОль 

алфавИт 

Амфора 

анАпест 

анАлог 

анАтом 

аннЕксия 

антитЕза 

анорАк 

апострОф 

апОкриф 

арбУз 

аргумЕнт 

арЕст 

аристокрАтия 

асимметрИя 

астронОм –астронОмия 

асбЕст 

Атлас(карты) 

атлАс(ткань) 

аудИтор 

афЕра 

аэропОрты (ваэропортУ, об аэропОрте) 

аэрОграф 

афИнянин 

баловнИк 

бАнты(бАнта) 

бАзис 

бадьЯ 

бАрмен 

бахчА 

батрАк 

бУнгало 

блАговест 

бОроду 

брОня(билетов) 

бронЯ(защита) 

бУлочная 

буржуазИя 

бутербрОд (тэ) 

бухгАлтеров 

вахтЁр 

ваЯтель 

векселЯ 

вЕрба 

вЕчеря 

вандАлы 

вдовствО 

ветеринАрия 

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд и т. д. 

вОзраст-вОзрасты-вОзрастов 

вОлка, вОлки, волкОв 

вОра, вОры, ворОв, ворАм, о ворАх 

ворОта 

ворожеЯ 

гастронОмия 

гегемОния 

гомеопАтия 

гектАр 

гЕнезис 

гравЁр 

граждАнство 

гренадЕр 

глашАтай 

граффИти 

грЕнкИ 

дерматИн 

дЕспот(де) 

деспотИя 

дефИс 

дешевИзна 

деЯние 

диАгноз 

диалОг 

добЫча 

дОгмат 

договОр 

докумЕнт 

досУг 

драматургИя 

дремОта 

духовнИк 

еретИк 

жерлО 

житиЕ 

жЁлоб 

зАговор(тайное соглашение) 

заговОр(заклинание) 

заЁм 

закУпорка 

закУток 

зевОта 

зимОвщик 

злОба 

знАмение 

знАхарство (знАхарка и знахАрка) 

знАчимость 

Игрище 

игУмен 

иерОглиф 

изобретЕние 

Иконопись 

Иксы 

инженЕрия 

индустрИя 

инструмЕнт 

инсУльт 

без инструктАжа 

Искра 

кАмбала 

каталОг 

кАтарсис 

катастрОфа 

каучУк 

квартАл 

киломЕтр 

кинематогрАфия 

кладовАя 

коклЮш 

кОлледж 

коллЕж 

колОсс 

кОмпас 

кОнус(кОнусы) кОнусов 

корЫсть 

крАны 

крапИва 

кремЕнь 

кУхонный 

кулинарИя 

лассО 

лАцкан 

лЕктор(лЕкторов) 

ломОта 

ломОть 

лОпасть 

лОскут(отходы) 

лосКут(кусок ткани) 

лыжнЯ 

мАркетинг 

мастерствО 

медикамЕнты 

мЕстностей 

мещанИн 

молодЁжь 

молОчник 

молОх 

монолОг 

мусоропровОд 

муштрА 

мЫтарь- мытАрство 

намЕрение 

нарОст 

недоИмка 

нЕдруг 

недУг 

некролОг 

немотА 

нЕнависть 

несессЕр 

нефтепровОд 

низИна 

нОвости, новостЕй 

нОготь( нОгтя) 

обеспЕчение 

ортопЕдия 

Отрочество 

остриЁ 

паралИч 

пАсквиль 

пАхота 

патриархИя(патриАрхия) 

пепелИще 

пЕтля (петлЯ) 

платО 

пУстошь 

плАнер(планЁр) 

портфЕль 

пОручни 

постамЕнт 

побасЁнка 

пОхороны (похорОн, на похоронАх) 

пОчестей 

пЕрвенец 

приговОр 

придАное 

призЫв 

призывнИк 

прИнцип 

приобретЕние 

прирОст 

простынЯ 

процЕнт 

псевдонИм 

пулОвер 

рАкурс 

ракУшка(допуст. рАкушка) 

ревЕнь 

ремЕнь 

рефлЕксия 

рОзги 

рУсло 

сабО 

санитарИя 

сантимЕтр 

свЁкла 

свИтер 

сИлос 

синергИя 

симмЕтрия(симметрИя) 

сиротА (сирОты) 

скАнер 

скворЕчник(шн) 

слУчай 

созЫв призЫв 

сосредотОчение 

соболЕзнование 

срЕдство (срЕдства) 

стАтуя 

стеногрАфия 

столЯр 

стрЕсс 

тамОжня 

танцОвщица 

тендЕнция 

тЕндер 

тОрты 

тОждество 

тунИка 

толИка 

тУфля 

твОрОг 

узаконЕние 

упрОчение 

Уникум 

фАбула 

факсИмиле 

фарфОр 

фенОмен(научное явление) 

феномЕн(редкое явление) 

фетИш 

филИстер 

филантрОпия 

флюрогрАфия 

фОртель 

фОрзац 

хАос (допуст хаОс) 

хлОпок 

хозЯин-хозЯева 

ходАтайство 

хОлодность 

христианИн 

цемЕнт 

цЕнтнер 

цепОчка 

цыгАн 

чИстильщик 

черпАлка 

чЕлюстей 

шАрфы шАрфа шАрфы 

шассИ 

шАхтинцы 

шинЕль(не) 

шофЁр 

шпрИцы 

шрИфт-шрИфта 

щавЕль 

щЕбень 

щепА 

щепОтка-щепОть 

щЁлка 

Экскурс 

Экспорт 

эскОрт 

эпилОг 

яИчница(шн) 

Ясли-Яслей 

Глаголы 

на -Ировать 

  

  

баллотИровать 

блокИровать 

дозИровать 

забронИровать (забронировАть)-зависит от значения 

информИровать и т. д 

опломбировАть 

премировАть 

формировАть 

бомбардировАть 

гравировАть 

гримировАть 

нормировАть 

сортировАть 

пломбировАть 

ретировАться 

экипировАть 

  

Глаголы на -ИТЬ 

  

благоволИть 

варИть( вАрит, вАришь, вАрят, варЯщий) 

включИть (включИт, включАт) 

вручИть (вручИт) 

вложИть 

всполошИть 

дозвонИться( звонИть, позвонИть, звонИт и т.д) 

жИться-жилОсь 

запорошИть 

исключИть-исключИт 

наделИть-наделИт 

накренИться – накренИтся 

насорИть-насорИт 

облегчИть-облегчИт 

ободрИть 

обострИть 

одолжИть-одолжИт 

окружИть-окружИт 

оперИться 

плодоносИть-плодонОсит-плодоносИл 

повторИть-повторИт и т.д. 

положИть-положИл 

сверлИть-сверлИт-сверлИшь 

сорИть-сорИт 

убыстрИть 

углубИть 

укрепИть-укрепИт 

щемИть-щемИт 

опОшлить-опОшлит 

озлОбить 

оклЕить 

освЕдомить-освЕдомишь 

откУпорить- закУпорить(закУпорка и т. д.) откУпоривать 

отвОрит 

принУдить 

тЕплиться 

улУчшить 

оцЕнит 

предвосхИтить 

  

Глаголы на -ЛА 

  

бралА бралАсь 

взялА взялАсь 

влИться(влилАсь) 

ворвАться (ворвалАсь) 

вопринЯть( воспринялА) 

воссоздАть (воссоздалА) 

гнАть-гналА 

гнАться-гналАсь 

добрАть –добралА 

добрАться-добралАсь 

дождАться-дождалАсь 

лгАть-лгалА 

лить-лилАсь 

надорвАться – надорвалАсь 

назвАться-назвалАсь 

налИть-налилА, 

нарвАть-нарвалА 

облИться-облилАсь 

обнЯться – обнялАсь 

обогнАть-обогналА 

ободрАть-ободралА 

отбЫть-отбылА 

отдАть-отдалА 

отозвАть-отозвалА-отозвалАсь 

перелИть-перелилА 

позвАть-позвалА 

создАть-создалА 

сорвАть-сорвалА 

убрАть-убралА 

клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась прислАла укрАла 

баловАть 

чЕрпать -исчЕрпать 

занЯть –зАнял, занялА, зАняло, зАняли 

понЯть-понялА-понЯвший-понЯв 

  

принЯть — прИнял — принялА — прИняло — прИняли; принЯвший; прИнятый; прИнят — принятА — прИнято — прИняты; принЯв 

  

задАть—зАдал—задалА—зАдало—зАдали; задАвший; зАданный; зАдан—заданА—зАдано—зАданы; задАв 

  

допИть—дОпил—допилА—дОпило—дОпили; допИвший; дОпитый; дОпит—допитА—дОпито—дОпиты; допИв 

начАть—нАчал—началА—нАчало—нАчали; начАвший; нАчатый; нАчат—начатА—нАчато—нАчаты; начАв 

  

нажИть—нАжил—нажилА—нАжило—нАжили; нажИвший; нАжитый; нАжит—нажитА—нАжито—нАжиты; нажИв 

  

прибЫть—прИбыл—прибылА—прИбыло—прИбыли; прибЫвший; прибЫв 

  

  

вЫлила 

  

  

  

заперЕться- заперлАсь 

заржАвЕть 

началсЯ 

нажИлся 

багровЕть 

плЕсневеть 

ржАвЕть 

заИндЕветь 

ходАтайствовать 

щЁлкать 

ЮркнУть 

упомянУть 

разминУться 

стрельнУ 

премИнуть 

кАшлянуть 

Прилагательные 

  

аудитОрный 

балОванный 

безУдЕржный 

бредОвый-бредовОй 

валовОй 

вернА 

волгодОнский 

вОгнутый 

гладкошЁрстный 

грУшевый 

давнИшний 

дЕвичий (устар. девИчий 

договОрный 

зАнятый (чем-то) 

занятОй (человек) 

зубчАтый 

избалОванный 

кедрОвый 

кожЕвенный 

красИвее-красИвейший 

кровоточАщий 

кУхонный 

ловкА 

лососЁвый 

лубОчный 

мИзЕрный 

мозаИчный 

никчЁмный 

неприхотлИвый 

одноимЁнный 

оптОвый 

пломбИруют 

повАренная соль 

полУденный 

призывнОй(пункт, возраст) 

призЫвный (зовущий) 

прожОрлива 

прозорлИва-прозорлИвый 

равнО 

смазлИва 

суетлИва 

соплемЕнный 

слИвовый 

Угольный 

угОльный 

украИнский 

флЕйтовый 

характЕрный(типичный) 

харАктерный (актер) 

хОленый хОленный (но холЁный) 

шАхтинский 

щегольскОй 

юрОдивый 

языковОй( язык-речь) 

языкОвый (орган) 

яИчный 

  

  

Наречия 

  

вОвремя 

втрИдорога 

добелА 

доголА 

дочернА 

докраснА 

дОверху 

дОнизу 

дОсиня 

дОсуха 

донагА 

донЕльзя 

зАсветло 

зАтемно 

завИдно 

задОлго 

издавна 

изредка 

исстари 

исподволь 

исконИ 

мастерскИ 

мЕльком 

нАбело (допуст. набелО) 

надОлго 

нАголо (допуст. наголО) 

ненадОлго 

наОтмашь 

неподалЁку 

отчАсти 

Причастия 

  

включЁнный, заключЁнный, исключЁнный, отключЁнный 

взбешЁнный 

углублЁнный 

укреплЁнный 

вручЁнный, приручЁнный 

облегчЁнный 

ободрЁнный 

обострЁнный 

убыстрЁнный 

повторЁнный 

наделЁнный 

поделЁнный 

приручЁнный 

привнесЁнный 

определЁнный 

окружЁнный 

возбуждЁнный 

награждЁнный 

накренЁнный 

новорождЁнный 

заселЁнный 

оценЁнный 

отворЁнный 

одОлженный. улУчшенный 

кОлотый 

пОлотый 

сОгнутый, пОгнутый, изОгнутый, зАгнутый 

завЁрнутый 

Обнятый 

пОнятый 

понятОй 

пОднятый 

упомЯнутый 

прОткнутый 

предпрИнятый 

нагнУтый 

нАчатый 

зАпертый запертА 

знАчимый 

обнЯвший 

свЕдущий 

варЯщийся 

манЯщий 

молЯщий 

кровоточАщий 

кормЯщий 

могУщий (от глагола мочь) 

инсценИрованный 

экипирОванный 

понЯвший 

умЕрший 

  

Деепричастия 

  

балУясь 

закУпорив 

начАв 

начАвшись 

отдАв 

поднЯв 

понЯв 

прибЫв 

«Ударяемые» предлоги (ударение на предлог при произношении): 

  

на: нА воду, на ногу, на гору, на руку, на зиму, на год, на нос, на день, на ночь; 

под: пОд ноги, под руки, под гору, под вечер; 

по: пО морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по два, по три, по сто, по двое, по трое; 

из: Из лесу, из дому, из носу, из виду; 

без: бЕз вести, без толку, без году неделя.  

Следующее задание 

Результаты европейского стресс-теста за 2018 год

  • Европейское банковское управление (EBA) опубликовало результаты стресс-теста за 2018 год.
  • В тестах банки сравниваются с коэффициентом основного уровня — 8% в базовом сценарии и 5,5% в неблагоприятном сценарии.
  • Результаты относятся к 48 крупнейшим банкам Европы.

Даниэль Нуи, председатель наблюдательного совета Единого наблюдательного механизма (SSM) Европейского центрального банка, ЕЦБ.

Даниэль Роланд | АФП | Getty Images

Результаты стресс-тестирования крупных европейских банков, опубликованные в пятницу, показали, что все финансовые учреждения, прошедшие общеевропейскую проверку, прошли «неблагоприятный сценарий» Европейского центрального банка.

Стресс-тесты были проведены Европейским банковским управлением (EBA) и Единым надзорным механизмом (SSM) для оценки состояния европейской банковской системы. EBA сообщило в результатах, опубликованных на их веб-сайте, что все 48 банков превзошли общий коэффициент уровня 5,5 процента в условиях неблагоприятного стресса.

Британский банк Barclays занял самое низкое место в тесте, получив коэффициент общего уровня всего 6,37 процента в неблагоприятном сценарии. Другой британский банк Lloyds также показал плохие результаты с результатом 6,8 процента. Комментируя результаты, Банк Англии заявил, что результаты показали, что британские банки могут поглотить эффект наихудшего сценария EBA.

Крупнейший банк Европы, Deutsche Bank, показал лучшие результаты, чем предсказывали некоторые прогнозисты, зафиксировав базовый уровень в 8,14 процента, опять же при неблагоприятном сценарии.

EBA заявила, что согласно их неблагоприятному сценарию истощение капитала банков на конец 2020 года составило 236 миллиардов евро (268 миллиардов долларов) и 226 миллиардов евро на «переходной и полной загрузке соответственно».

Европейский центральный банк (ЕЦБ) добавил, что тест EBA показал, что банки в Европе теперь «более устойчивы к финансовым потрясениям».

Итальянские банки также находились под пристальным вниманием, но им удалось получить удовлетворительные оценки по мнению банковских регуляторов. Unicredit, крупнейший кредитор Италии, получил общий коэффициент уровня 90,34, в то время как UBI Banca набрал 7,42 процента. Самый низкий балл среди итальянских банков был у Banco BPM, который набрал 6,67%.

Оценка была проведена путем размещения показателей баланса банка на конец 2017 года и изучения того, как они выдержат нагрузку, которую EBA описывает как «неблагоприятное развитие рынка».

Теоретические рыночные потрясения, такие как беспорядочный Brexit или внезапная распродажа собственности, использовались в качестве сценариев для изучения балансов банка. Несмотря на то, что оценки «пройдено» или «не пройдено», ключевой используемой метрикой является коэффициент основного уровня банков.

Коэффициент достаточности капитала первого уровня представляет собой отношение основного собственного капитала банка к его совокупным активам, взвешенным с учетом риска. Проще говоря, это уровень резервного финансирования, который банк может использовать для смягчения последствий внезапных потрясений или убытков.

В своих тестах банки сравниваются с коэффициентом основного уровня — 8% в базовом сценарии и 5,5% в неблагоприятном сценарии. Любой показатель вблизи или ниже 5,5%, вероятно, вызовет беспокойство у инвесторов.

В преддверии результатов банки Италии оказались в центре внимания из-за высокого уровня проблемных кредитов (НОК). EBA сообщило в более раннем отчете, что соотношение просроченных кредитов в Италии составляет 9.0,7 процента во втором квартале, что почти в три раза выше, чем в среднем по Европе.

Процесс

Всего было проверено 130 банков на их устойчивость к рыночной волатильности и уровню кредитного риска. Однако в отличие от 2016 года, когда стресс-тесты проводились в последний раз, результаты, опубликованные в пятницу, касались только 48 крупнейших европейских банков. Это произошло после того, как в начале этого года Европейское банковское управление внесло изменения в свой процесс и установило высокий минимальный порог в 30 миллиардов евро, чтобы «уменьшить неоднородность в выборке».

Первое общеевропейское стресс-тестирование банков было проведено в 2014 году, а затем в 2016 году. Европейский центральный банк (ЕЦБ) заявил, что в этом году проверка была «значительно более серьезной».

смотреть сейчас

В этом году банки представили свои данные в период с февраля по май. Летом ЕЦБ выявил пробелы в данных и попросил банки «подчиниться или объяснить».

Результаты стресс-теста теперь должны быть включены в Процесс надзорной проверки и оценки (SREP), который обобщает все выводы надзорного органа за данный год и дает банку «домашнее задание».

Банки должны получить это в индивидуальных отчетах ЕЦБ в январе 2019 года. Экзамены

В понедельник утром в школьных актовых залах по всей стране начались, возможно, самые страшные государственные экзамены, которые когда-либо сдавали английские подростки.

Прошло 30 лет с тех пор, как GCSE (общий аттестат о среднем образовании) был впервые введен при Маргарет Тэтчер, заменив уровни O и CSE. Новый экзамен был разработан для охвата широкого спектра способностей, а не для разделения учеников на отличников, сдавших O-level, и учащихся с более низкими способностями, сдавших CSE. Теперь, три десятилетия спустя, после заявлений о завышении оценок и их упрощении, GCSE были пересмотрены и реформированы, и внедряется совершенно новый набор экзаменов.

Ушли в прошлое старые оценки с их щадящими модулями, повторными экзаменами и курсовыми работами. На их место приходят сверхжесткие, «золотые стандарты» и высокие академические квалификации Майкла Гоува. Гоув, занимавший пост государственного секретаря по вопросам образования в период с 2010 по 2014 год, считал, что старые экзамены GCSE полагались на оценку курсовых работ, и это было поводом для злоупотреблений. Он утверждал, что содержание пересмотренных экзаменов должно быть представлено на более сложном уровне, утверждая: «Сделав выпускные экзамены в школе более требовательными, полноценными и более сложными, мы можем дать нашим молодым людям широкое, глубокое и сбалансированное образование, которое даст им победить в мировой гонке».

Эти учащиеся находятся под большим давлением, чем когда-либо на памяти живущих по оценкам от 9 до 1 (вместо предыдущих оценок от A* до G). Новая мера 9-1 устанавливает 4 как эквивалентную C, в то время как высшие оценки, A* и A, разделены на три степени, 7, 8 и 9, где 9 присуждается тем, у кого оценки выше старой. А* класс. В результате гораздо меньшее число учащихся в конечном итоге получат самую высшую доступную оценку, и многие из тех, кто в старой системе был бы отличником, ошибочно сочтут 7 или 8 неудовлетворительными.

Сезон летних экзаменов 2018 года начался в понедельник с компьютерных наук и религиоведения, а во вторник последовали французский язык и биология. Как поживают ученики, станет известно только 23 августа, когда будут опубликованы результаты GCSE. Что, однако, стало ясно, так это страдания, которые вызвали эти новые и непроверенные экзамены.

Запрос Guardian на прошлой неделе с просьбой высказать мнение наших читателей о новых экзаменах GCSE вызвал более 200 ответов, и это излияние было в подавляющем большинстве, хотя и не исключительно, отрицательным. Наиболее крайние ответы включали рассказы о попытках самоубийства двух учеников в одной школе, срывах, панических атаках и настолько сильном уровне тревоги, что один мальчик испачкался во время пробного экзамена.

Тогдашний министр образования Майкл Гоув объявляет о запланированном правительством пересмотре национальной школьной программы. Фотография: Stefan Rousseau/PA

Некоторые ответы учеников были тревожными. «Выпускные экзамены были ужасным опытом, — говорит один 16-летний подросток. «Я страдал от панических атак и повышенной тревожности. Это довольно страшно, как, будучи студентом, я считаю нормальным видеть, как мои сверстники ломаются на уроках, потому что они боятся того, что произойдет с ними в будущем, если они потерпят неудачу».

Другой пишет: «Я видел, как умственно крепкие люди ломаются, и на это больно смотреть. Люди плачут из-за того, что не могут решить математический вопрос. Это то, чего мы как нация хотим, чтобы испытать этот психологический стресс?»

В течение последних двух лет в классах ощущалось сильное давление, поскольку учителя столкнулись с новыми спецификациями, для которых, по их словам, не хватает ресурсов или материалов для проверки. Новые экзамены были запущены в то время, когда бюджеты сокращаются, школы испытывают дефицит, а родителей все чаще просят заполнить пробелы чем угодно: от ежемесячных денежных пожертвований до клея с блестками, ручек и даже туалетной бумаги. Тем не менее, школы делают все возможное, проводя сеансы релаксации, занятия йогой и программы повышения устойчивости, чтобы поддержать обеспокоенных учеников. «Впервые за 10 лет преподавания я понятия не имею, чего ожидать в день результатов», — говорит один ошеломленный учитель истории из Вустершира.

Скорее всего, окончательные результаты заголовка могут не сильно отличаться от предыдущих, поскольку экзаменационные комиссии будут привязывать результаты этого года к результатам предыдущих лет, чтобы не ставить в невыгодное положение последнюю когорту. Однако границы оценок могут оказаться красноречивыми. Когда прошлым летом впервые были протестированы новые курсы математики и английского языка GCSE — перед основной волной реформированных GCSE — выяснилось, что баллы на одном экзамене по математике были настолько низкими, что проходной балл был установлен всего на 18%.

В этом году вводятся еще 20 новых экзаменов, включая естественные науки, современные языки, историю и географию, а следующим летом последуют новые экзамены.

Фил Бидл, отмеченный наградами учитель и консультант по вопросам образования, говорит, что этот год должен был быть напряженным, но ситуация улучшится. «Люди испытывают стресс, потому что, за исключением английского и математики, никто точно не знает, как выглядит восьмерка или девятка. Ваш первый прогон новой программы будет менее квалифицированным, чем ваш пятый».

Но это мало утешает школы, где этим летом отменили учебный отпуск, потому что сотрудники не смогли выполнить объем работы, требуемый новой квалификацией; студентов учат учебному плану до самой последней минуты. Более того, поскольку оценивание теперь практически полностью основано на экзаменах, учащиеся могут сдавать до 28 экзаменов в течение двух-трех недель, причем некоторые из них проводят чуть менее 40 часов, выстраиваясь в ряды в экзаменационных залах, свернувшись.

тесные столы.

«У меня 10 разных предметов и 28 — да, 28 экзаменов», — говорит один 16-летний подросток из Большого Манчестера. «Они составляют минимум 75 минут. По математике теперь есть три статьи, шесть научных работ для двойной награды. О, и три работы по географии. Это нелепо.»

NSPCC сообщила на этой неделе, что количество направлений школ в Англии, обращающихся за психиатрической помощью для учеников, выросло более чем на треть за последние три года. Подросток из Глостершира рассказал Guardian, что, по ее мнению, около 50% ее одноклассников страдают от проблем с психическим здоровьем. «Я знаю, что все борются с экзаменами и их важностью, — говорит она, — однако новые курсы усилили давление, и, конечно же, они не должны вызывать у моих сокурсников суицидальные мысли».

На школы также оказывается давление, чтобы добиться хороших результатов в турнирных таблицах. Ученик из Дорсета описывает обратный отсчет до экзаменов в своей школе, с плакатами, показывающими количество оставшихся дней, и предупреждениями о том, что если вы получите 1-4 оценки, вы, скорее всего, закончите уборкой или работой в магазине, тогда как если вы получите 8s и 9s вы отправитесь в университет, чтобы насладиться «отличным стилем жизни».

«Я достаточно часто видел, как все мои друзья плакали из-за наших экзаменов, беспокоились (вплоть до приступа паники!) о том, что не сделали достаточного количества повторений и провалились», — пишет один студент GCSE, который связался с Guardian, добавив: « На самом деле, я не думаю, что хоть один из моих друзей в настоящее время счастлив».

За более чем 20 лет преподавания я никогда не видел, чтобы ученики так беспокоились и испытывали другие симптомы плохого психического здоровья годы. Но учителя, откликнувшиеся на наш призыв, рассказали ту же печальную историю и выразили тревогу по поводу роста проблем с психическим здоровьем среди своих учеников. 26-летний учитель английского языка говорит, что видел, как его 11-классники переживают мучения. Как и большинство его коллег, он провел бесчисленное количество повторений во время обеденного перерыва и праздников, чтобы попытаться помочь своим ученикам. «За одну неделю недавно было две попытки суицида со стороны студентов.
Это в школе с высокими достижениями в районе среднего класса, поэтому я уверен, что проблемы должны быть усугублены и для уже неблагополучных учеников».

Его собственный предмет, оцениваемый четырьмя экзаменами в течение восьми часов, стал чрезвычайно сложным для студентов, которым больше не разрешается копировать заданные тексты, и они должны полностью полагаться на память при цитатах из двух романов, пьесы Шекспира и 15 стихотворений. «Это кажется и жестоким, и бесполезным», — говорит он. «Самые способные ученики по-прежнему будут побеждать, но те, кто уже испытывает трудности, едва ли смогут получить доступ к этим экзаменам. Я могу только пожелать им удачи и надеяться, что я сделал достаточно, чтобы помочь им пройти через это, потому что эти студенты находятся под большим давлением, чем когда-либо на их памяти».

В школе на севере Лондона другой учитель английского языка описывает когорту учеников, находящихся в очевидном кризисе. «Их оценивают по одним и тем же текстам с 9-го класса», — пишет он. «Их заставляли посещать повторные занятия после школы и по выходным, которые я вынуждена проводить с сентября; им отказали в учебном отпуске, и теперь, когда приближаются экзамены, они взрываются эмоционально, умственно и буквально (мальчик испачкался на недавнем пробном экзамене, он так нервничал).

Валлийские подростки сдают экзамен. Фотография: Alamy Stock Photo

«Эти молодые люди злы, и у них есть на это полное право. В 16 лет стресс, тревога и давление в нашем нынешнем образовательном климате теперь проявляются в юношеской лихорадочной ярости».

«Все в беспорядке, — говорит директор школы в Уорксопе, Ноттингемшир. «Подготовка и внедрение проходили в спешке, не хватало помощи и поддержки со стороны экзаменационных комиссий, учителя не были уверены в программе, пока не осталось мало времени для подготовки. Границы классов не четкие, образцовый материал ограничен. Учебные собрания задерживаются или не проводятся. Для студентов хаос, стресс и нагрузка на большее количество экзаменов, чем раньше».

«Я никогда за более чем 20 лет преподавания не видел, чтобы ученики страдали от такой сильной тревоги и других симптомов плохого психического здоровья в преддверии экзаменов», — говорит другой учитель английского языка.

«Количество учащихся с проблемами психического здоровья определенно растет», — говорит учитель из Чешира. «Теперь у нас есть значительная часть студентов, которые не могут сдавать экзамены в экзаменационном зале, но им нужны комнаты меньшего размера и перерывы на отдых, чтобы сохранять спокойствие. На посещаемость все больше влияет тревожность учащихся».

Это от учителя психологии из Уэст-Мидлендса: «Это непостижимо тяжело. Я за то, чтобы поднять планку, но она поднята настолько, что недоступна для большинства студентов».

И от учителя истории из Норфолка: «Новые выпускные экзамены в школе сломали моих лучших учеников, оставили некоторых с серьезными заболеваниями, вызванными стрессом, и изолировали большинство, оставив их совершенно апатичными по отношению к собственному обучению. Мои обеденные часы заполнены плачущими учениками, которые чувствуют, что недостаточно успевают, несмотря на то, что проводят в школе полные дни и повторяют до часу ночи каждый божий день.

«У них учащенное сердцебиение, приступы паники и мигрени, и все они так, очень устали. Хуже всего то, что я чувствую себя лицемером, потому что я даже не уверен, что смогу получить те оценки, о которых прошу их.

«Я лгу своим ученикам, когда улыбаюсь и говорю, что все будет хорошо, потому что они так много работали. В конце концов, я чувствую, что подвел их».

Возраст окончания школы — 18 лет. Обучение продолжается с 4 до 18 лет. Так на что вы тестируете людей в 16 лет?
Лорд Кеннет Бейкер

Этот год особенно труден для всех заинтересованных сторон. Произошли огромные изменения за короткий промежуток времени, когда школы настолько нуждались в деньгах, что некоторые из них не могли даже позволить себе учебники, необходимые для реформированных экзаменов.

Мэри Баустед, совместный генеральный секретарь Национального союза образования, которой до сих пор снятся кошмары о ее O-уровнях, говорит, что новые экзамены регрессивны и вредны. «Я думаю, что это абсолютно трагично, — говорит она. «Это трагедия для заинтересованных учеников и трагедия для UK PLC. Мы не думаем разумно о том виде образования и оценки, которые необходимы в современном мире».

Департамент образования защищает новые экзамены GCSE. В его заявлении говорится: «Для того, чтобы ученики были успешными, жизненно важны строгие экзамены. Однако они не предназначены для того, чтобы вызывать серьезное беспокойство. Хорошие лидеры знают, что позитивное психическое благополучие помогает ученикам реализовать свой потенциал и сделать это частью общего школьного духа. Это правительство предприняло шаги, чтобы уменьшить экзаменационное бремя для молодых людей. На уровне GCSE мы убрали стимулы для многократной пересдачи, которые не помогали образованию детей, предоставив ученикам как минимум два полных года обучения перед сдачей экзаменов.

«Мы помогаем школам выявлять проблемы с психическим здоровьем как можно раньше и выделили 300 миллионов фунтов стерлингов на преобразование служб охраны психического здоровья для детей и молодежи. Там, где сотрудники борются со стрессом, мы доверяем директорам школ принять меры по устранению причин и выпустили руководство, в котором четко указано, что они несут ответственность за учет баланса между работой и личной жизнью при управлении персоналом».

Несомненно, в последующие годы давление несколько ослабнет, поскольку новые экзамены GCSE будут изменены, а учителя и ученики лучше узнают, что от них ожидается. Но остается более широкий вопрос о сохраняющейся актуальности экзаменов.

Время испытаний… Кеннет Бейкер, министр образования при Маргарет Тэтчер, 1985–1986 годы. Фотография: Грэм Тернер/The Guardian

Критики говорят, что английские дети являются одними из самых проверенных учеников в мире, начиная с новой базовой оценки в первые недели обучения в школе; проверка фонетики в первый год обучения; и стандартизированные национальные тесты (SATS) во 2-м и 6-м классах. Поскольку ученики в Англии теперь обязаны оставаться в школе, колледже или на рабочем месте до 18 лет, многие начинают сомневаться в целесообразности экзаменов с высокими ставками в 16 лет, а затем снова два года спустя.

Среди этих критиков есть коллега-консерватор Кеннет Бейкер, который был министром образования в период с 1985 по 1986 год, когда проходили испытания первых выпускных экзаменов в школе. «Когда я взял эквивалент в 1952 году, это было еще до O-уровня», — сказал он в радиопередаче в прошлом году. «Девяносто три процента получили работу в 16 лет, когда я сдал экзамен. И поэтому они должны были держать в руках сертификат, показывающий, чего они достигли, а это было очень важно. Но теперь фактический возраст окончания школы составляет 18 лет. Обучение продолжается с 4 до 18 лет. Так на что же вы тестируете людей в 16 лет?»

У Бейкера есть сторонники, возможно, не более, чем десятки тысяч студентов, лихорадочно готовящихся к сдаче выпускных экзаменов на этой неделе, которым предстоит сдать экзамены A-level через два года.