Роль личности в истории — аргументы и сочинение


Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Роль личности в истории»


Текст из ЕГЭ

(1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. (б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела. (9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей. (12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.

(13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.

(16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.

(17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой. (23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. (25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.

(По Д.А. Волкогонову)

Вступление

История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

Проблема

Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

Комментарий

Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.

Автор говорит, что при поверхностном рассмотрении проблемы может показаться, что только великим дано менять ход истории. Эту точку зрения подтверждают некоторые философы.

К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.

Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.

Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

Авторская позиция

Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

Своя позиция

Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

Аргумент №1

Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?

Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

Аргумент №2

Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».

Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.

Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

Заключение

Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

spadilo.ru

«Роль личности в истории» — сочинение-рассуждение

Оцените сочинение:

Если рассматривать роль личности в истории человечества, то сначала может показаться, что историю творят великие люди. Только единицы оказывают влияние на ее ход и входят в ее анналы. Весь мир помнит Чингисхана, Наполеона, Гитлера, Сталина, Теслу, Эдисона, Кюри… Эти люди и подобные им по-своему оказали влияние на ход истории.

Но если задуматься глубже, становится очевидным, что история не может твориться единицами. Выдающиеся люди внедрялись в ход истории осознанно, мечтая оставить в ней след, но есть еще бесчисленное множество простых людей, меняющих историю неосознанно. Здесь уместно будет вспомнить о причинно-следственных связях, которые далеко не всегда очевидны. К примеру, один человек очень спешил, но вовремя остановился перед пешеходным переходом. Ехавший за рулем врач избежал ДТП и благополучно добрался на работу. Там он сделал операцию маленькому мальчику, а тот вырос и стал президентом целой страны, после чего развязал войну. На этом примере можно судить о том, что история творится не столько отдельными личностями, сколько взаимосвязью последовательных событий.    

Лев Толстой был уверен, что роль отдельной личности в истории сильно переоценивают. В своем романе «Война и мир» он хорошо раскрыл эту проблему, показав, что история творится народными массами. Хоть он и не отрицал значимость отдельного человека, но все же утверждал, что никто не способен по своему желанию управлять ходом истории.

Можно сделать вывод, что история – это понятие комплексное, ее не может изменить один человек. За спиной даже самого гениального деятеля стоит целая армия помощников. Кроме этого, многое зависит от стечения обстоятельств, на которые никто повлиять не может. Поэтому не только выдающиеся личности отыгрывают роль в человеческой истории.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

sochinyai.ru

Сочинение Роль личности в истории рассуждение

Роль личности в истории невероятно велика. Эта тема поистине многогранна и неоднозначна, помимо этого, она требует подтверждения и доказательств. Любые процессы, которые сейчас мы находим в учебниках по истории и изучаем, происходят под влиянием личности. Конечно, множество философов, задаются вопросом, роль личности ли это,  или просто закономерный процесс, который так или иначе должен был произойти. Давайте попробуем разобраться. Неизвестно, обстоятельства и ситуация ввели в определенные рамки личность и произошли те или иные события или человеческая природа настолько многогранна и необъяснима, и это дело рук человеческих?

Все-таки, роль личности в истории очень велика. Вспомните, какой неоценимый вклад в развитие России внес Петр  Первый, прорубив «окно в Европу», или как пагубно отразилась опричнина, введенная  Иваном Грозным,  на народе, сколько жизней унесла и семей разрушила Великая отечественная война, зачиненная Гитлером и его идеями.  А ведь за всеми этими событиями стоит личность!

Человек, стоящий у власти, должен понимать и осуществлять то, что необходимо народу, а это требует определенного таланта, возможно даже непонятного простому человеку. Гитлер, Наполеон Бонапарт, Ленин, Сталин – перечислять можно бесконечно. Бесчисленное множество людей совершили настоящий переворот, полностью изменив социальный строй, политический режим и структуру органов власти. Разве это не дело личности? Какими надо обладать качествами, чтобы искоренить какие-то ошибки предыдущего правителя, изменить коренным образом строй общества или наоборот привести к краху страну. Какие масштабы личности должны быть?

Помимо этого, можно вспомнить знаменитое произведение Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников еще до совершения преступления неоднократно задавался этим вопросом. Да и причиной того, что он переступил черту, являлся интерес к этой проблеме. Почему одни имеют право совершать безнравственные действия во благо идеи и оставаться безнаказанными – об этом думал герой произведения, когда шел убивать старуху-процентщицу.

Бесспорно, роль личности в истории очень велика. Трудно оценить и понять масштабность этой проблемы.

4, 5, 6 класс. ЕГЭ

Другие сочинения:

Роль личности в истории

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Роль личности (К2) в историческом сочинении: примеры ответов от И.А. Артасова — Историческое сочинение — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи

 

Что значит «укажите конкретные действия», примеры правильных и неправильных ответов, разбор спорных ситуаций. Всё для максимума баллов по критерию К2.

 

Для начала обратимся к формулировке критерия К2 в задании 25 ЕГЭ по истории (исторические личности и их роль в указанных событиях/явлениях/процессах):

«При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)».

 

Что такое конкретные действия?

Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Причем под действиями в истории мы понимаем именно исторические, социальные действия, а не, например биологические процессы.

 

Конкретные действия это, например:

  • «выступил на XX съезде КПСС»
  • «издал приказ № 227»
  • «закрыл амбразуру вражеского дзота грудью»
  • «направил свой самолет на вражескую танковую колонну»
  • «издал (подписал) указ о вольных хлебопашцах».

 

Кроме того, к конкретным действиям относится создание произведений:

  • «митрополит Иларион написал «Слово о законе и благодати»»
  • «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича»»
  • «М.М. Сперанский написал «Введение к уложению государственных законов»»
  • «И.И. Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя».

Хотя, конечно, это процессы, которые длились не мгновенье и даже не день, однако тут присутствует достаточная степень конкретизации действий в виде конкретного созданного материального и духовного продукта.

 

Что НЕ является конкретным действием:

  • «Г.К. Жуков командовал фронтом»,
  • «П.И. Багратион командовал армией»,
  • «А.Н. Косыгин руководил проведением реформ»,
  • «Л.И. Брежнев руководил страной»,
  • «Батый установил ордынское владычество»

Это процессы, состоящие из множества конкретных действий, охватывающих самые разные сферы, а в этих формулировках эти конкретные действия не указаны.

 

Примеры спорных ответов

Приведем примеры, которые могут показаться спорными с точки зрения отнесения определенных событий к конкретным действиям исторической личности.

 

1. «После смерти Александра II на престол взошёл Александр III».

Вспомним, что действие всегда означает осмысленное волевое усилие. Восшествие царя (императора) на престол – это необходимый государственный акт в условиях монархической формы правления (так же, как избрание высших органов власти в условиях республики), и он (в данной формулировке) не зависит от волевых усилий (действий) того, кто восходит на престол. Формулировка «взошел на престол» не считается конкретным действием.

Совсем другой случай, когда в работе выпускника указано, что для того, чтобы Николаю I взойти на престол, ему пришлось подписывать манифест о вступлении на престол, назначать внеочередное заседание Государственного совета, назначать вторую присягу и т.д. Все это – конкретные действия, нацеленные на то, чтобы вступить на престол.

 

2. «Николай II отрёкся от престола».

В данном случае ситуация отличается от описанной выше. Отречение от престола не является необходимым государственным актом в условиях монархии, это всегда конкретное (произошедшее единовременно) осмысленное волевое усилие. Поэтому «Николай II отрёкся от престола» – это конкретное действие, фактически синонимичное подписанию манифеста об отречении.

 

3. «Е.И. Пугачёв возглавил восстание».

Такую формулировку нельзя считать единовременным волевым актом. Чтобы возглавить восстание Е.И. Пугачеву пришлось бежать из тюрьмы, назваться на встрече с казаками Петром III, объяснить, скрывая свою неграмотность, что не может подписывать бумаг, пока не дойдет до Петербурга и т.д. Все это конкретные действия.

 

4. «Наталья Нарышкина родила сына, будущего императора Петра I».

Под действием подразумевается осмысленный волевой акт именно в историческом, а не в биологическом контексте (в данном случае речь идет о человеке как существе биологическом, но не социальном). К тому же факт рождения не повлиял на события (процессы, явления) именно в историческом контексте.

Петр I начал реформы не потому, что его родила именно Наталья Нарышкина, а потому, что повлияли атмосфера, в которой он воспитывался, начавшая Северная война, необходимость приобретения Россией выхода к морям и т.п. Таким образом, приведенное положение не будет засчитано в качестве конкретного действия.

 

Необходимо также подчеркнуть, что роль личности должна быть указана в событиях (явлениях, процессах), которые названы в сочинении. Поэтому, если, например, сочинение содержит положение о том, что Н.С. Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом, но не названы события (процессы, явления), в которых он, таким образом, сыграл роль, то характеристика роли личности засчитана не будет.

___

Материал составлен на основе Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по истории 2017 года (И.А. Артасов).

 

Видео-обзор критериев оценивания исторического сочинения с конкретными примерами формулировок можно посмотреть здесь.

 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

 

historystepa.ru

Проблема о роли личности в истории (Русский язык). Изучаем вместе

Одним из самых сложных вопросов философии является вопрос о роли личности в истории. Д. А. Волкогонов, философ, историк, политолог, ставит этот вопрос, разрешая его путём исследований воззрений разных учёных.

Итак, философская проблема роли личности в истории, на мой взгляд, — центральная в статье Волкогонова. Он пишет, что долгое время в истории господствовала точка зрения, согласно которой в развитии общества исключительная роль принадлежала великим людям, героям. Автор анализирует различные мнения по этому вопросу. Английский мыслитель Томас Карлейль считал, что «герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории». Русский социолог Николай Михайловский утверждал, что герой — главный творец истории, что только он способен поднять и увлечь «толпу на подвиг или преступление». Ближе всего к пониманию этой проблемы, по мнению Волкогонова, являются мысли Г. В. Плеханова, для которого герой – прежде всего начинатель, он видит дальше других, «его деятельность является сознательным и свободным выражением … необходимого и бессознательного хода» истории.

Философ чётко и однозначно формулирует своё видения вопроса роли личности истории: «Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика».

Позиция Д. А. Волкогонова представляется мне верной. Вспомним классику. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого одной из центральных проблем является проблема роли личности в истории. Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нем человека, не понимающего значения событий, которые происходят. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.

Вопрос о роли личности в истории рассматривается и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, кто» право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые — преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Солон, Наполеон – все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельность теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что самая униженная и оскорбленная героиня, Сонечка Мармеладова, оказалась по духу выше остальных, тем, что, проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.

Сложная и многосторонняя проблема роли личности истории важна во все времена, но особенно актуальна она в наше время, когда так нестабилен мир вокруг нас, когда многие люди, стоящие у власти, считают, что именно они способны двигать историю вперёд, не гнушаясь при этом никакими средствами.

steptostudy.ru

Проблемы и аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому на тему: Личность (таблица)

В данной подборке мы собрали интересные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся личности и ее взаимоотношений с окружающим миром. К каждой проблеме подобраны литературные аргументы к сочинению для ЕГЭ по русскому языку. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи). Приятного просмотра!

Влияние общества на личность

  1. Общество всегда стремится подавить личность. Подобный пример можно найти на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий — едва ли не единственный здравомыслящий человек, который открыто говорит о его пороках и лживых идеях. Для него Молчалин – пустой и лицемерный карьерист; Фамусов – эгоистичный и порочный барин; Скалозуб – невежественный солдафон. Однако все вокруг не хотят слушать его разоблачений, напротив – собеседники убеждают гостя в том, что это у него не все в порядке, а уж они-то живут праведно. Александр не в силах вытерпеть «политику» дома Фамусова, поэтому он покидает это болото ограниченных людей, тем самым отстояв право личности на индивидуальность. Его пример доказывает, что не стоит идти на поводу у большинства, даже если ты – один в поле воин.
  2. Однако далеко не каждый человек может быть силен душой. Иногда общество все же выигрывает в борьбе за право «обладания личностью». Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», попал в круг эгоизма, пошлости и лжи, именуемый «ценностями уездной жизни». Из приятного и доброго юноши Дмитрий превращается в подобие человека, которого принято называть «Ионычем». Он теряет не только свое имя, но и свою личность, забывая о том, что мечтал он об ином уделе – служении науке и людям. Поэтому в финале он разочаровывается и в себе, и в своих прежних идеалах, находя мир вокруг себя пустым и банальным. Вот, что бывает, если личность поддалась давлению большинства.
  3. Погубить право человека на индивидуальность – еще не самая страшная вещь, гораздо ужаснее – убить в нем возможность следовать зову сердца. Так, например, героиня повести А. Куприна «Олеся» — девушка, которая всю жизнь прожила вдали от крестьянской деревни, не зная ни поведения, ни быта живущих там людей. Она встретила настоящую любовь, но предпочла отказаться от своих чувств, столкнувшись с угрозами бушующей толпы. Избив «ведьму», которая пришла в церковь, люди подумали, что она в качестве мести послала им стихийный разгул, погубивший урожай. Тогда они решили пойти на штурм жилища «колдуньи». Олеся вынуждена была бежать. Но она знала, что не может связать жизнь с барином, ведь крестьяне обратят свой гнев и на него тоже, поэтому она ушла без прощания. Повинуясь условностям и предрассудкам, она потеряла личное счастье.

Проблема становления личности

  1. Чувство ответственности помогает человеку развить в себе способность к самопожертвованию и уверенность в собственных силах. Такими качествами обладает главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой». Алексей Ястребов воспитал в себе мужество и требовательность под гнетом опасности. Алексей прекрасно осознает тот факт, что настоящая личность способна спасти не только Родину, но и право на личные интересы и убеждения — именно поэтому он поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не столько над ним, сколько над своим «Я».
  2. Становление личности  — процесс трудный и долгий, но заветный «финиш» стоит затраченных сил и терпения. Путь ошибок, утрат и нравственных переживаний пережил главный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Он метался из стороны в сторону, словно ветер, который не знает какое направление ему нужно для достижения цели. Пьер пережил предательство, плен и войну, но это не просто не сломило его, а закалило его характер на новые победы. В финале он возмужал, остепенился и нашел счастье в любви, а свое предназначение открыл в семье и доме, где судьба жены и детей зависит от его умения вести курс в большом плавании.

Роль личности в истории

  1. Зачастую проблема личности в истории представляет двоякую ситуацию: с одной стороны, человек может быть героем, а с другой – злодеем. Однако в обоих случаях он совершает неоценимый вклад в историю, или же ряд действий, повлекших за собой целое скопище различных толкований. Так, например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев для восставших крестьян является освободителем, а для дворян и солдат императрицы – убийцей. Жестокость, с которой он расправляется с дворянством, совсем не согласуется с милосердием, проявленным к Маше Гриневой – в этом и заключается основная проблема роли выдающейся личности в истории. Ее сложно оценить объективно и однозначно, ведь власть бунтовщика была порою гуманнее, чем тирания императрицы, а в своих подходах к врагам они и вовсе неотличимы. Но хроники прошедших лет пишут победители, и образ кровавой пугачевщины выписан рукой Екатерины Великой.
  2. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему роли личности в истории на примере Кутузова и Наполеона. Нет сомнений в том, что оба военных руководителя отличались невиданной храбростью и мужеством, однако их различала общность с народом. По мнению Толстого, Кутузов был един с интересами общества, тогда как Наполеон думал только о собственном величии. Кроме того, в случае с российским полководцем видна точка зрения автора на поставленную проблему: историю вершит народ, а не его предводитель. Русский фельдмаршал лишь выражает общую для всех волю к победе, он не стремится лично попасть в первые ряды исторической арены. А вот французский император пытается вершить судьбу мира в одиночку и терпит заслуженное поражение. Толстой решающую роль всегда отдавал социуму, коллективу, этносу, а не одному представителю рода людского. И это правильно, ведь воевали и одерживали победы не два военачальника, а два народа.
  3. В поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» любимец царя оскорбил жену купца Калашникова. Тогда мужчина вступается за честь семьи и наносит удар еще перед боем, говоря Кирибеевичу о предстоящей битве. Естественно, он побеждает в поединке, но гибнет от «правосудия» царя, отказавшись выдать причину своего возмездия, дабы не порочить жену. В данном примере видно, что личность не может переломить ход истории, она идет своим чередом: суровое время делает честного купца жертвой произвола. Однако героизм и мужество таких людей в течение десятилетий все-таки меняют вектор развития общества, ведь теперь нравы гораздо мягче, а суд менее пристрастен. Значит, личность может внести свой вклад в историю, только он будет скромен, а результат постепенен.

Одиночество индивидуума в толпе

  1. Личность может взбунтоваться против общества и сделать это крайне успешно, если смотреть на это со стороны «обывателя». Так, например, Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» — идет против устоев того общества, где правят «отцы», а не молодое поколение; где брак и труд ценятся превыше всего, а измена считается непозволительной «выходкой». Григорий нарушает все то, что строила его семья, не признавая ни моральных устоев, ни жизненных ценностей. Он одинок в своих взглядах, но не в жизни. Однако судьба, перемолотая войной, все же приводит его к трагедии одиночества: он лишается всех, кто был ему дорог. Из-за вечных метаний он не смог уберечь ни одну из женщин, да и его в финале мы видим загнанным и разочаровавшимся во всем человеком.
  2. Далеко не все «отлучившиеся» от общества люди способны быть счастливыми. Об этом пишет на станицах своего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев, противопоставляя «старым» взглядам на устройство жизни «новые», которые разделяет Базаров. Он не находит поддержки ни среди дворянства, ни среди такого «близкого» ему крестьянства. Базаров был одиноким не только во взглядах, но и в личной жизни, получив отказ от любимой женщины, отдалившись от семьи и потеряв друга. На смертном одре Евгений осознает, что и стране он не нужен.
  3. На примере Печорина – главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — можно увидеть, как одинок выдающийся, но лишний человек. Печорин — действительно личность исключительная, но далеко не простая: он играет судьбами других людей, не беря во внимание ни их чувства, ни возможность изменения их судеб. И все эти действия он совершает лишь для того, чтобы отлучится от понятий и стереотипов общества. Он развлекает себя в попытке унять потребность в действительно близком и понимающем его человеке. Он очень одинок, и подтверждение мы видим в сцене, где Григорий бросается на колени и рыдает, потеряв Веру навсегда. Конечно, он сам во многом является причиной своих несчастий, но все же нам жаль этого потерянного скитальца, невиновного в своей роковой исключительности, отделяющей его от социума.

Свобода и вседозволенность личности

  1. Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький. Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».
  2. Повесть В. Быкова «Обелиск» содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.
  3. На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Алина Прошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Как писать итоговое сочинение Какова роль личности в истории?

Всем нам известно, что историю делают личности. История годами хранит информацию о личности того или иного человека или вовсе не оставляет никакой информации, стирая имена из истории.

Примеров можно привести очень много, например роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

В романе одна из самых главных проблем это роль личности человека в истории. Эту роль в романе играют такие личности, как Кутузов и Наполеон. Автор противопоставляет друг другу этих людей, как двух личностей, которые сыграли очень большую роль в истории человечества.

Так же проблема личности человека в истории поднимается и Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание». Причина поступков Раскольникова (убийство старухи-процентщицы и её сестры, которая была слабоумной и беременной)-является проверка собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: право имеющие и дрожащие. Если право имеющие творят историю путём преступления черты закона, то другие послушно выполняют волю первых.

М.Ю.Лермонтов в своём сочинении «Роль личности в истории» рассматривал эту ситуацию на примере личностей сыгравших большую роль в истории в «Песне про купца Калашникова». Лермонтов отметил в сочинении то, что сильная личность должна иметь твёрдые убеждения, должны быть бесстрашны и способны сокрушить врага. Эти качества человека присущи именно тем, кто вошёл на страницы истории именно, как личность.

Роль личности в истории велика. Поступок или деятельность любого человека могут изменить ход истории.Это могут быть политические деятели, писатели,религиозные лидеры и просто обычные люди.

Когда Карл Маркс писал свой научный труд, он наверное даже не предполагал, что его идеи перевернут мир. В России, а потом и в других странах попытаются создать социалистическое справедливое государство.Мир расколется на два враждебных лагеря.

Гений великого полководца Кутузова прервет триумфальное шествие армии Наполеона, поможет отстоять независимость России, а для Наполеона это будет начало конца -он потеряет все, а страны Европы станут свободными.

Как писать итоговое сочинение по литературе 2017-2018 по направлению «Человек и общество» по теме «Какова роль личности в истории»?

Следует отметить, что личностей в истории возвышают до небес те, кто ни истории не знает, ни со своими героями не знаком. Практически все люди, которые достигли высот, в своих мемуарах отпускают колкости по поводу своих биографов, выдумавших, что тем с ранних лет грезились свои свершения. Примером окончательно разрушающим миф о личности в истории может служить поход Фиделя Кастро на Кубу.

 

Обстоятельства складывались против повстанцев, а огрехи первоначального плана проявлялись с молниеносной скоростью. Практически все успехи кампании были обеспечены бездарностью командования противника и деморализованностью его бойцов. Блистательный марш-бросок Че Гевары в направлении Санта-Клара был возможен только при высоком уровне дисциплины отряда и отсутствии стремления правительственных войск помешать его движению. Значит, заслугу нужно делить между всеми вооруженными мужиками, которые в то время находились от Делисиас до Санта-Клара. Как говаривал Бонапарт, побеждает тот, кто допустит меньше ошибок. В сухом остатке мы имеем настроения в социуме, но никак не влияние неких личностей, или счастливые стечения обстоятельств.

Для написания сочинения по направлению «Человек и общество» касаемо роли личности в истории, на мой субъективный взгляд, необходимо рассмотреть произведения, в которых описаны реальные исторические события и действуют реальные исторические персонажи.

Например, я бы лично рассмотрел повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», в которой описывается бунт Емельяна Пугачёва, а также роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

На примере «Капитанской дочки» очень интересно дано описание Пугачёва, его характер, его цели и способы достижения целей, когда очень чётко описана его жестокость в сцене казни гарнизона крепости и в то же время способность к милосердию в факте сохранения жизни Петру Гринёву.

Касаемо романа Толстого, то ярко описываются образы Наполеона, желавшего поработить весь мир и идущего к совей цели «по головам», а также образ Кутузова, патриота России, талантливого полководца, благодаря которому Россия одержала победу в войне 1812 года.

Стоит, на мой взгляд, подчеркнуть, что не будь Кутузова и его полководческого гения и патриотизма, неизвестно, как бы сложилась судьба России.

История человечества складывается из тех событий, в которых участвуют люди. Исторические события могут возникать как в силу естественных причин (природные катаклизмы, голод, болезни), так и созданных искусственно — одним человеком или группой людей, наделённых властью (революции, войны).

Помимо исторических событий в истории можно выделить и события, имеющие культурное значение: создание знаковых литературных произведений, формирование определённых направлений в живописи, развитие технологий. В последнем случае легче всего проследить влияние личности на формирование истории. К примеру, А.С. Пушкин создал современный русский литературный язык, дав нам всем возможность выражать свои мысли в той системе слов и понятий, которая позволяет нам быть теми, кем мы являемся.

Исторические личности, связанные с государственным устройством и политикой, тоже не случайно так названы: в каждой стране в ту или иную эпоху были свои деятели, изменившие историю отдельной местности и группы людей в хорошую или плохую сторону. Наиболее яркий пример: Вторая Мировая Война или Великая Отечественная (для нашей страны) и пара исторических антагонистов — Гитлер и Сталин, один из которых развязал самую кровавую и ужасную войну в истории человечества, а второй смог прекратить её и спас весь мир от нацизма. Безусловно, сделал он это не один, а вместе со всем советским народом, но как руководитель государства Иосиф Виссарионович «задавал» тот курс, который принёс свободу всему миру!

Нельзя забывать, что в истории личностями называют не только правителей каких-либо государств типа Александра Македонского и других, но это еще и деятели искусств, науки. Вот например, не было бы у нас великих врачей, продолжительность жизни у нас была бы как в Средневековье — максимум 30-35 лет. Сколько было совершено открытий в разных областях, и мы сейчас благами цивилизаций можем наслаждаться. Жаль, что в наше время личностей маловато рождается, хотя по идее мы все личности, но при этом не лидеры, не выделяемся, к нам не прислушиваются миллионы, нам не ставят памятники, у нас нет последователей. Личность — это харизма вкупе с целенаправленностью к каким то идеям и убеждениям на благо многих.

 

 

faston24.ru