Разбор задания №23 ЕГЭ по истории


Объяснение исторической ситуации


Двадцать третье задание ЕГЭ по истории – задание-задача, в котором экзаменуемому предлагается привести объяснения какой-либо исторической ситуации. Она может относиться к любому периоду отечественной истории – от 8 до 21 века. Это задание несколько сложнее предыдущих – здесь уже никак нельзя опереться на информацию, данную в тексте, потому что оно не связано с историческим источником и предполагает использование собственных знаний по предмету.

За данное задание можно получить не 2, а 3 первичных балла. Но если человек пишет не конкретные и верные формулировки, относящиеся к исторической ситуации, а пространные рассуждения, которые не соответствуют теме, его ответ оценят в 0 баллов. Если же верных ответов написано меньше, чем нужно – например, указано не 3 предпосылки события, а 2 или 1 – можно получить 1-2 первичных балла. Однако в этом задании нет ничего страшного – при должной подготовке к экзамену все, что там спрашивается, есть в голове, и хотя бы 1-2 балла получить не очень сложно.


Разбор типовых вариантов задания №23 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания

Процесс объ­еди­не­ния земель в еди­ное Русское го­су­дар­ство сопровождался дра­ма­ти­че­ской борьбой за ли­дер­ство между от­дель­ны­ми политическими цен­тра­ми Северо-Восточной Руси в пер­вой трети XIV в. и за­кон­чил­ся веком позже пре­вра­ще­ни­ем Москвы в сто­ли­цу объединённых рус­ских земель.

Какие при­чи­ны обусловили воз­вы­ше­ние Москвы в XIV в.? При­ве­ди­те не менее 3-х объяснений. На­зо­ви­те не менее двух мос­ков­ских князей XIV в., сыг­рав­ших значительную роль в воз­вы­ше­нии Москвы.

Как известно, московское княжество было не единственным претендентом на становление центра объединенных русских территорий – на эту роль также рассчитывали, например, Тверь и Новгород. Однако «победу» одержала именно Москва. Этому способствовало не только то, что московские князья проводили умелую политику, направленную на становление города центром, но и выгодное географическое положение этого города. Также московские князья поддерживались православной церковью; свою роль сыграл и тот факт, что в Куликовской битве, где русское войско одержало победу, командование осуществлял московский правитель Дмитрий Донской. В 14 веке в Москве княжили: Юрий Данилович, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный и Дмитрий Донской, однако самую значительную роль сыграли первые два и последний.

Ответ может выглядеть так:

Возвышение Москвы было обусловлено следующими причинами:

  • выгодное географическое положение города;
  • активная политика московских князей, нацеленная на укрепление позиций города;
  • поддержка московских князей русской православной церковью.

Значительную роль в возвышении Москвы сыграли:

  • Иван Калита;
  • Дмитрий Донской.

Второй вариант задания

В период прав­ле­ния Алек­сандра I в Рос­сии были со­зда­ны во­ен­ные по­се­ле­ния — си­сте­ма ор­га­ни­за­ции войск, со­че­тав­шая во­ен­ную служ­бу с за­ня­ти­ем про­из­во­ди­тель­ным трудом, пре­жде всего сельскохозяйственным. При Алек­сан­дре II военные по­се­ле­ния были отменены, опыт их со­зда­ния был признан неудачным.

Укажите две цели со­зда­ния во­ен­ных поселений. На­зо­ви­те одну при­чи­ну не­уда­чи ре­а­ли­за­ции идеи их создания.

Военные поселения существовали с 1810 до 1857; они были образованы во время правления императора Александра Первого. Их суть заключалась в том, что жившие там военные занимались как военной службой, так и сельскохозяйственной деятельностью. По замыслу организаторов, такая форма поселения должна была позволить государству сэкономить средства на содержание войск, а также решала задачи самообеспечения армии и обучения населения военному делу. Появились поселения, где жили государственные крестьяне, занимавшиеся ведением хозяйства, и теперь начавшие приобщаться к военному ремеслу. Новая жизнь, в которой все было строго регламентировано, была для них очень тяжела. Вспыхивали восстания, жестоко подавляющиеся руководством. Экономически такая форма организации войска не была эффективной.

Напишем ответ:

Цели создания военных поселений:

  • уменьшение государственных расходов на содержание войска
  • увеличение численности армии

Причина неудачи создания военных поселений:

  • жесткая регламентация и бесправие население вызывали их недовольство, из-за чего такая форма организации войска была неэффективной

Третий вариант задания

В конце 1950-х гг. Н. С. Хрущёв до­бил­ся мак­си­маль­но­го укрепления своих позиций в по­ли­ти­че­ском ру­ко­вод­стве СССР.

Укажите не менее трёх внут­ри­по­ли­ти­че­ских событий (явлений), спо­соб­ство­вав­ших укреплению по­зи­ций Н. С. Хрущёва в по­ли­ти­че­ском ру­ко­вод­стве СССР.

Конец 1950-х годов – то время, когда Н. С. Хрущев только приступил к руководству страной. Перед этим он одержал победу над оппозицией – Берией, Молотовым, Маленковым, Кагановичем. В 1953 году он стал первым секретарем ЦК КПСС. Его позиции были значительно укреплены после прочтения доклада о разоблачении культа личности И. Сталина, зачитанном на 20 съезде партии. В 1958 году он стал председателем Совета Министров СССР, что также способствовало укреплению его позиций. Также в это время начался период «оттепели», характеризующийся либерализацией общественной жизни, освобождением политзаключенных, ликвидацией ГУЛАГов, ослаблением цензуры – все это укрепляло позиции политика.

Напишем ответ:

  1. Разоблачение культа личности Сталина на 20 съезде КПСС;
  2. Начало политики «оттепели», основными чертами которой стали ослабление тоталитаризма, либерализация жизни общества;
  3. Его назначение Председателем Совета Министров СССР.

spadilo.ru

Обзор сборника готовых объяснений (№23) Маркина — Задания на объяснение — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи

 

Пособие включает в себя 13 разделов, каждый из которых посвящен определенному веку – с IX по XXI вв. Таким образом, приводятся задания на объяснение по каждому периоду истории России. Логика изложения материала вполне понятна: сначала дается текст задания, далее предлагаются варианты ответа.

 

Относительно содержания пособия С.А. Маркина хотелось бы сказать следующее:

 

1) Очень радует комплексный подход автора к рассмотрению некоторых тем.

 

Например, по церковной реформе Никона приводятся следующие задания (с.70-73):

— назовите три причины, обусловившие проведение реформы

— приведите три изменения в церковной жизни, осуществленные в ходе реформы

— укажите три последствия реформы

 

Это, безусловно, большой плюс данного пособия. Его можно использовать для проработки разных вариантов заданий на одну и ту же тему.

 

 

2) С другой стороны, формулировки некоторых заданий вызывают вопросы.  

 

Задание «Внешняя политика Анны Иоанновны была неудачной; приведите три опровержения данной точки зрения» (с.96) очень похоже на задание 24 на аргументацию. Дается спорная точка зрения, и необходимо привести доводы за и против. В вышеприведенном примере мы видим «половинку» задания на аргументы, т.к. требуется привести только аргументы «против».

 

Непонятно, почему подобные задания оказались в учебном пособии по заданию на объяснение. Специфика задания №23 ЕГЭ по истории в том, что предлагается безапелляционное утверждение, с которым не нужно спорить (например, было принято Соборное уложение, была проведена коллективизация сельского хозяйства). От выпускника требуется указать причины или предпосылки, назвать особенности, привести примеры, обозначить итоги и т.д.

В задании на объяснение  не может быть дискуссии, обсуждения различных точек зрения – для проверки этих навыков есть задание на аргументы. Поэтому при работе с данным пособием я рекомендовал бы обращать внимание, что здесь перемешаны задания №23 и №24. Примеры «половинчатых» заданий на аргументы можно найти на стр. 13, 30, 44, 175, 191 и др.

 

 

3) Некоторые ответы включают в себя излишние подробности, которые не требуются от ученика.

 

Например, в качестве итога поездки Петра I в Европу автор указывает, что «в Россию были приглашены около 800 иностранных специалистов» (с.82-83). Быть знатоком цифр, конечно, хорошо, но не стоит щеголять этим на реальном экзамене. Чтобы не ошибиться и не заработать фактическую ошибку, лучше использовать более осторожные формулировки: «несколько сотен», «достаточно большое количество», «много».

 

 

4) Количество вариантов ответов существенно меняется от задания к заданию.

 

Например, в том же задании про поездку Петра I в Европу («Великое посольство») на с.82 автор приводит лишь три объяснения. На мой взгляд, в заданиях повышенной сложности всегда нужно писать чуть больше, чем требуется; то есть в задании №23 лучше привести не три объяснения, а «3+1». В других же заданиях мы можем найти и пять, и семь, и восемь вариантов ответа.

 

 

5) Качество предлагаемых примеров ответов также крайне неоднородно.

 

К одним заданиям даются хорошие развернутые объяснения (к примеру, про причины возвышение Москвы в XIV веке, с.38). В иных случаях варианты ответов представляют собой только общие слова, и нуждаются в пояснении.

 

Например, к заданию про последствия церковной реформы Никона на с.72 предлагаются такие ответы: «централизация церкви», «развитие церковного образования

».

В действительности же ответ должен представлять собой развернутое предложение, связный текст, а не просто словосочетание. Все-таки задание №23 – на объяснение, а не на краткий ответ.

 

 

Подводя итог, хотелось бы отметить, что данное пособие по заданию №23 заслуживает отдельного внимания хотя бы потому, что не имеет аналогов. Справочник С.А. Маркина однозначно стоит использовать при подготовке к заданию на объяснение ЕГЭ по истории; при этом стоит помнить, что простое заучивание или копирование ответов вряд ли будет полезным, т.к. немало предлагаемых примеров являются лишь «наводками» и нуждаются в дополнительной конкретизации и пояснении.

 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

 

historystepa.ru

Задание 23 ЕГЭ по истории

Разберем одно из заданий второй части единого государственного экзамена.

На первом занятии курса мы с вами разобрали часть заданий из демонстрационного варианта ЕГЭ 2016 года: и по работе с терминами, и по работе с документами, и по работе с хронологическим рядом, заполнением таблиц и так далее. Но вторую часть мы с вами не разбирали. И сейчас я вам предлагаю разобрать подходы к решению задания номер 23.

В этом задании вам надо привести объяснение какого-либо события или исторического явления. В демонстрационном варианте 2016 года оно посвящено периоду, который мы уже разбирали на предыдущих занятиях. Давайте прочитаем задание.

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чем состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Как выставляются баллы?

Вы обязательно должны привести три объяснения. Потому что за это задание максимальный балл – три. Он выставляется только в том случае, если приведено три правильных объяснения. Вы можете привести и четыре, условия ЕГЭ этого не запрещают, но не меньше трех.

Если будет два объяснения – значит, вы получите не три балла, а только два. Разумеется, если это будут два правильных объяснения. Если только одно правильное объяснение – значит, вы получите только один балл. Например, если одно правильное, а два неправильных или всего только одно.

Независимо от того, как много вы напишете (вы можете очень подробно расписать), но если это будет только одно объяснение, вы получите только один балл.

И разумеется, можете получить ноль баллов, если ответ полностью неправильный либо приведены общие рассуждения (не выделены четко три объяснения).

Решение задания

Давайте представим себе Древнерусское государство и подумаем, а какие объяснения этому факту – возникновение большинства городов на берегах рек – мы можем дать.

1. Мы можем вспомнить, что древнерусским землям угрожала внешняя опасность, в первую очередь, со стороны кочевников. И вспомнить тот факт, что большинство рек, которые протекают сейчас и протекали раньше на территории Древнерусского государства, имеют один высокий берег, а именно западный берег. Расположение на высоком берегу реки позволяло лучше организовать защиту от наступающих врагов.

Обычно, кстати, не просто какое-то место выбирали на реке, а то, которое имело еще и дополнительную защиту: например, там, где более мелкая река впадала в более крупную. В этом случае естественная защита была с нескольких (двух-трёх) сторон.

2. В случае пожара близость реки давала возможность быстро получить воду  для его тушения.

Только не забывайте, что вам надо дать некоторое минимальное пояснение. Не нужно, конечно, на лист расписывать. Но почему это было важно? Я бы вам предложила ко второму объяснению добавить еще то, что древнерусские города были преимущественно деревянные. И вот эта самая возможность тушения приобретала особое значение.

3. Ну и то, что приходит на ум в первую очередь: реки – это водные пути. Пути, которые можно было использовать для торговых связей и иных сношений с близкими и дальними соседями. И здесь бы тоже желательно немножечко пояснить: а почему именно водные пути имели такое значение? Можно обратить внимание на тот факт, что значительная часть территории Древнерусского государства была расположена в лесных зонах, где иные дороги найти было весьма затруднительно. И конечно же, можно пояснить этот факт ссылкой на грузоподъемность судов, гораздо большую, чем тогдашнего сухопутного транспорта. Это делало перевозки более удобными и дешевыми.

 

Давайте разберем ещё одно задание этого типа.  Прочитаем условие.

Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.

Не забываем: в 988 году официального деления на католичество и православие еще не произошло. Это произойдет позже, в 1054 году. Но различия между западным и восточным христианством уже были налицо.

Дело в том, что объяснения даны и в летописном источнике: почему Владимир выбрал именно такую монотеистическую религию. Обратите внимание: в данном случае не стоит вопрос о том, почему князь отказался от язычества в принципе. Здесь стоит вопрос о том, почему вместо язычества он выбрал именно эту религию. Если вы помните летописное объяснение, то там можно найти как раз три объяснения. Их можно и привести. Это возможно, только желательно уточнить, что так объяснял летописец.

Летописные объяснения:

1. Владимира привлекла красота и торжественность греческого варианта христианства, что, так сказать, упрощало восприятие идеи господства религии в сознании людей. Этот момент, конечно, играл роль.

2. Затем, как вы помните, в летописи есть объяснение, почему Владимир не остановил свой выбор на мусульманстве.  Якобы он произнес, что “на Руси без пития и веселия нет”. Как известно, мусульманской религией запрещается употребление вина. Ну и это якобы для восточных славян неприемлемо.

3. И еще одно объяснение, почему Владимир не выбрал иудаизм. С иудаизмом, собственно говоря, Русь была знакома через хазар. Это была государственная религия Хазарского каганата. Хазарский каганат к тому времени был разгромлен. Мы помним, что Древнееврейское государство, где впервые иудаизм стал государственной религией, тоже было разгромлено (еще древними римлянами). Как-то не с руки было для развивающегося и процветающего государства принимать эту религию.

Ну а если отвлечься от летописи, то какие можно объяснения привести?

1. Во-первых, стоит вспомнить о тех тесных связях, которые существовали с Византией у Древнерусского государства еще со времен князя Олега. Тогда в результате военных походов были подписаны очень выгодные для Киевской Руси договоры с Константинополем.

2. Можно также охарактеризовать и саму Византию. В тогдашней Европе Византия, Восточная римская империя, могла восприниматься как самое развитое общество, наследница античной цивилизации. То есть престижность государства тоже играла свою роль.

3. Кроме того, можно говорить о некоторых особенностях христианства: оно позволяло возвысить княжескую, монархическую власть. А в православном, восточном, греческом варианте этой идее – поддержке со стороны Бога светской власти – придавалось особенно большое значение.

Если у вас есть много объяснений (больше трех), останавливайтесь на тех, которые вы кратко, но емко можете пояснить.

Удачи на экзамене!

urokidoma.org

Три типа заданий на объяснение (№23 ЕГЭ по истории): характеристика и рекомендации — Задания на объяснение — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи

По моим наблюдениям в заданиях ЕГЭ по истории 2016-18 гг. встречались три основные разновидности задания на объяснение:

 

Тип 1. «Укажите причины или последствия»

Что это:

Задание на объяснение, где нужно указать причины/последствия какого-то конкретного события/процесса/явления. Например:

«Укажите не менее 3-х причин победы большевиков в Гражданской войне».(пример взят из досрочного варианта ЕГЭ-2018 по истории)

 

Особенности:

На мой взгляд, это самый лёгкий тип задания №23, поскольку здесь просто нужно вспомнить и перечислить причины/последствия того или иного события/явления/процесса.

Минус в том, что это задание имеет весьма малую (если вообще имеет) познавательную ценность, поскольку проверяет в первую очередь механическую способность к запоминанию. При решении задания такого типа никак не демонстрируется умение экзаменуемого выдвигать собственные обоснованные предположения с опорой на исторические факты, т.е. остаётся нереализованным творческий потенциал выпускника.

Возвращаясь к приведенному выше примеру задания (про победу большевиков в Гражданской войне), хочу отметить не очень понравившуюся лично мне тенденцию, когда составители ограничивают учащегося в выборе им возможных вариантов ответа. В частности, в тексте задания 23 из досрочного варианта ЕГЭ по истории 2018 г. было сказано, что «ошибки Белого движения указывать не надо». Как-то нехорошо решать за людей, какие объяснения им приводить, а какие нет.

 

Рекомендации:

Больше половины успеха в решении данного типа заданий – ещё в процессе подготовки. Не ленитесь разобраться в связи различных событий между собой и запомнить причины и последствия хотя бы наиболее крупных и значимых процессов, явлений в истории России (например, Крещения Руси, отмены крепостного права, Великой Российской революции, перестройки и т.д.).

Учитывая, что в тексте задания могут быть установлены ограничения по кругу возможных ответов, читайте формулировки заданий ещё внимательнее, чтобы не написать того, чего не нужно.

 

 

Тип 2. «Укажите факт + причины/последствия» (сочетание)

Что это:

Задание на объяснение, в котором нужно указать 1 конкретный факт (назвать имя человека – знаменитого участника события; город – место проведения дипломатических переговоров; государство – противника в войне и т.д.) и привести не менее 2-х вариантов объяснений того или иного процесса/явления. Или иногда наоборот – 1 причина и 2 факта, как в приведённом ниже примере:

«Укажите одну причину, по которой Великобритания и США откладывали открытие Второго фронта в Европе вплоть до июня 1944 г. Назовите не менее 2-х решений, принятых на конференциях с участием лидеров стран «Большой тройки» (кроме решения об открытии Второго фронта)». (формулировка примерная, само задание взято из реального варианта ЕГЭ по истории 2018 г.)

 

Особенности:

В данном случае мы опять видим ограничение по выбору вариантов ответа, хотя здесь оно выглядит более разумным, чем в случае с большевиками. Сложность при решении задания на объяснение 2-го типа может быть в том, что потребуется привести не только «шаблонные» причины-последствия или вспомнить решения Тегерана-Ялты-Потсдама. Также будет необходимо, допустим, сформулировать какие-то положения, которые далеко не всегда могут достаточно подробно разбираться на уроках-курсах-занятиях (как в этом случае – причины затягивания союзниками СССР открытия Второго фронта в Европе).

 

Рекомендации:

Преподавателям. По возможности, уделять внимание не только «общеизвестным» и «крупным» вопросам в рамках какой-то темы (например, боевым действиям в ходе ВМВ и ВОВ), но и стараться подробно разбирать и менее очевидные, хотя и не менее важные вопросы (например, складывание антигитлеровской коалиции, борьба за открытие Второго фронта, ленд-лиз и т.д.).

Ученикам. Не стесняться задавать вопросы по тем моментам, которые кажутся недостаточно изученными и/или самим расширять свои познания с помощью учебников, справочников, лекций и т.д.

Не забывать отделять одну часть вопроса от другой при ответе, а при самом ответе для упрощения формулирования использовать клише. Например:

«США и Великобритания откладывали открытие второго фронта в Европе т.к./потому что/вследствие того, что… »

При ответе на вторую часть данного задания стоит избегать формулировок решений в общем виде (например, «страны договорились о взаимной помощи») и указания тех мероприятий, которые трудно отнести к наиболее известным среди прочих. Однако излишняя конкретизация тоже не требуется, если о ней вас не просят (скажем, указание, какое решение на какой именно конференции было принято), поскольку попытка «блеснуть интеллектом» может привести к досадным фактическим ошибкам и потере баллов.

Ответ можно записать примерно в таком виде:

Решения, принятые на конференциях «Большой тройки»:

1)

2)

3)

 

 

Тип 3. «Историческая ситуация»

Что это:

Задание, связанное с какой-либо ситуацией, имевшей место в тот или иной исторический период, которую предлагается объяснить ученику. Например:

«В жизни русских земель XIV–XV вв. важную роль играли бояре. Приведите три положения, в которых на основе исторических фактов раскроете, в чём эта роль проявлялась». (пример взят из тренировочной работы ЕГЭ по истории 2018 г.)

 

Особенности:

С моей точки зрения, это наиболее сложный тип задания на объяснение. От экзаменуемого требуется не просто изложить/перечислить/назвать какие-то конкретные известные ему факты-события, а интерпретировать эти факты и события так, чтобы они объясняли, например, как в данном случае, в чём заключалась важная роль боярского сословия в жизни русских земель в период объединения земель вокруг Москвы и образования централизованного государства.

 

Рекомендации:

Преподавателям. При подготовке обращать особое внимание на формирование умения объяснять (поначалу устно, но постепенно и письменно) сначала простые, а затем всё более сложные процессы и явления.

Демонстрировать этот навык на собственном примере, максимально понятно и доходчиво излагая материал с постоянным «это получилось так, потому что…; события разворачивались именно таким образом из-за того, что…».

Положительную роль сыграют также частые вопросы и задания (в том числе, придуманные самостоятельно) из серии «предположи, почему вот так, а не вот эдак», в том числе при коллективной работе, используя методику «мозгового штурма».

Ученикам. Постоянно оттачивать навык формулирования собственных мыслей и устно, и письменно.

Читать по возможности не только школьные учебники или краткие справочники, но и вузовские учебники. В них, как правило, рассматривается намного больше ситуаций, которые вполне могут стать темой для задания на объяснение.

Обращать внимание (как и всегда, впрочем) на формулировку задания. Из ответа должно быть понятно, в чём заключалась важная роль боярства в жизни государства (поэтому факты для объяснения подбирайте не мелкие и второстепенные, а известные и масштабные). Также следить за тем, чтобы случайно не «залезть» по времени в ответе в более ранние или поздние периоды (до XIV или после XV вв.).

 

Подводя итог, советую ещё раз обратить внимание, что во всех 3-х случаях необходимо привести не менее 3-х правильных позиций (т.е. либо 3 однотипных ответа-объяснения, либо 1 название/имя и т.п. и 2 объяснения). Это «магическое число» 3 связано с количеством баллов, дающимся за задание – 3, т.е. по 1 баллу за каждый правильный вариант.

Не забывайте также, что для наилучшего выполнения задания стоит пользоваться правилом «+1», т.е. писать по возможности всегда больше (ну или хотя бы не меньше) ответов, чем от вас требуется. Это необходимо для подстраховки. Если вы напишете больше, чем нужно, и среди ответов будут неправильные позиции, за них баллы никто специально не снимет. Эксперты засчитают лишь верные ответы (главное, опять же, чтобы их было не менее 3-х)!.

___
См. также обзор сборника готовых объяснений (№23) С.А. Маркина — ссылка

 

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .

 

historystepa.ru

Как решать задание В2/23 ЕГЭ по истории?

Привет, читателям моего сайта. Сегодняшний пост будет посвящен решению заданий В2 по Истории России. Данный пост будет посвящен ЕГЭ,  а в следующих постах, будет разобрано задание В2, уже для тех, кто готовится к ГИА или ОГЭ.

Теперь, о самом задании В2 ЕГЭ по истории. За него Вы можете получить 2 первичных балла — это если в этом задании не допущено ошибок. Если допущена одна ошибка, тогда Вы получите только 1 первичный балл. Если Вы сделаете более одной ошибки, то задание будет завалено. А теперь приступим к выполнению заданий типа В2.

Таким образом в указанном тестовом задании В2 ЕГЭ по истории надо отсеять из 6 понятий, терминов, событий, только три, которые точно подходят под текст самого задания.

Итак, какие же в этом задании по истории будут верные ответы?

Я настоятельно рекомендую, прежде чем читать дальше, самому (ой) записать на бумаге свой вариант ответа.

1) Совет всея земли — орган руководства второго ополчения; Смутное время.

2) Посадник — должностное лицо в Новгороде

3) Вече — народное собрание в Новгороде

4) Земский собор — государственный орган при царе Иване IV.

5) Тысяцкий — по­мощ­ник по­сад­ни­ка в Новгороде

Дальше можно и не решать…

Правильный ответ: 235

Следующее задание:

Я настоятельно рекомендую, прежде чем читать дальше, самому (ой) записать на бумаге свой вариант ответа.

1) Мокошь — богиня плодородия в Древней Руси

2) Деметра — греческая богиня плодородия

3) Тор — скандинавский бог грома и молнии

4) Велес — древнерусский покровитель скота, природы

5) Сварог — бог кузнец, огня в славянской мифологии

6) Арес — бог войны у древних греков

Ответ на задание: 145

А сейчас проверьте себя на окончательное знание темы Древняя Русь, решив эти два задания В2 ЕГЭ по истории.

 Правильные ответы будут даны в следующем посте на сайте сдать-егэ.рф, так что добавьте этот сайт в закладки )) Ваши получившиеся ответы пишите в комментариях. На этом все! До встречи в следующих постах!

P.S. Для качественной подготовки к заданиям части с кратким ответом, рекомендую приобрести вот такой классный сборник тематических тестов ЕГЭ по истории. Тесты из данного поста были взяты именно из него. Книжка гораздо лучше всех этих книжек ФИПИ и т.п. Ознакомиться с книгой можно по ссылке ниже:

[urlspan]Приобрести пособие =>>[/urlspan]

©  Иван Некрасов 2014

Читай также:
Деятельность первых киевских князей =>>
Периодизация истории России =>>
Теории образования государственности на Руси =>>

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (11 класс) по теме: Готовимся к ЕГЭ 2016. Примеры ответов на задание 23. | скачать бесплатно

Шаблоны для С4

Взгляды норманистов (три черты)

1) сторонники норманнской теории считали, что государство

у восточных славян было создано варягами (норманнами), славяне не

могли сами создать государство ввиду своей отсталости;

2) cторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет

норманнское происхождение;

3) сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны)

– жители Скандинавии.

Причины принятий Русью именно восточного варианта христианства при выборе Владимиром религии:

— Византия была самым развитым государством того времени

— связи с Византией были наиболее тесными и принятие христианства именно из Византии еще больше укрепили бы эти связи

— в православии отсутствовали минусы западного христианства (сильное влияние церкви на правителей) и ислама (запрет на употребление вина и свинины)

Последствия Монгольского завоевания для Руси:

– уничтожение многих городов – центров политической, экономической и

культурной жизни Руси;

– гибель многих князей и дружинников-профессиональных воинов;

– резкое сокращение населения страны;

– гибель или увод в плен многих ремесленников, приведшие к утрате на Руси

различных видов ремёсел;

– постоянный отток значительных материальных ресурсов в Золотую Орду;

– нарушение экономических, торговых, политических связей с другими

странами.

Формы зависимости от Орды:

– ежегодная выплата Русью дани Золотой Орде – «выход»;

– уплата внеочередных платежей – «запросов»;

— необходимость получения разрешения ордынского хана на княжение — «ярлык»

– подарки хану, его родственникам, приближенным;

– содержание административного аппарата, ордынских послов и свиты

Сходство политики Алексея Михайловича и Петра I:

— укрепление самодержавной власти

— укрепление армии

— подчинение церкви государству

— политика протекционизма

Причины реформ Александра II

— рост социальной напряженности (крестьянские волнения)

— начавшийся в 30-е гг. промышленный переворот требовал наличи        й свободных рук

— военно-техническое отставание России от Европейских стран, которое показала Крымская война

Причины поражения России в Русско-японской войне

— удаленность театра военных действий для России

— гибель адм. С.Макарова и переход руководства войной в руки бездарного в военном отношении командования

— военно-техническое отставание от японской армии

— начавшаяся первая российская революция

— непонимание большинством русских солдат задач и целей воны, что способствовало невысокому боевому духу русской армии

Причины Гражданской войны

— стремление красных сохранить захваченную власть и стремление белых вернуть утраченную

— стремление бывших правящих классов вернуть национализированную большевиками собственность

— Брестский мир, заключенный большевиками, был осужден патриотической частью населения

— разгон Учредительного собрания большевиками

— антирелигиозная политика красных

Причины победы красных в Гражданской войне:

— большевики действовали в войне как единая политическая, военная и экономическая сила, тогда как белые были разобщены

— более эффективная экономическая политика большевиков — !»военный коммунизм»

— переход на сторону красных крестьянства как итог более эффективной пропаганды красных

— красный террор

— белые сотрудничали с интервентами, что отталкивало от них население

nsportal.ru

Разбор задания №24 ЕГЭ по истории


Аргументы ЗА и ПРОТИВ


Двадцать четвертое задание ЕГЭ по истории предполагает написание аргументов как подтверждающих, так и опровергающих приведенную точку зрения относительно какого-либо исторического события. За правильное его выполнение можно получить максимум 4 первичных балла – для этого нужно привести 2 верных аргумента в подтверждение и 2 – в опровержение. Если указано, например, 2 аргумента в подтверждение, но лишь 1 в опровержение (или наоборот), можно рассчитывать только на 3 первичных балла. Если же приведено всего два аргумента, но один «за», а второй «против», максимально возможный первичный балл – 2; если же оба написанных аргумента иллюстрируют лишь одну точку зрения, больше 1 первичного балла получить не удастся. На первый взгляд это может показаться не совсем честным, однако в первом случае экзаменующийся демонстрирует свое умение оценить проблему с разных сторон, а во втором – лишь с одной.

В том случае, если выпускник приводит только один аргумент в поддержку любой из точек зрения, баллов ему не начисляют. Очень важно не просто приводить общие рассуждения по указанной теме, а писать грамотные, четко сформулированные аргументы, объясняющие, почему этот факт подтверждает данную точку зрения (кроме тех случаев, когда это очевидно).

Также необходимо помнить, что если вы пишете, допустим, не 2, а 3 аргумента в подтверждение и лишь 1 в опровержение, дополнительные баллы за это начислены не будут, и ваш ответ все равно будет оценен в 3 первичных балла. Иногда бывает так, что один и тот же факт используется и для подтверждающего, и для опровергающего аргумента – в таком случае нужно четко расписать аспекты, подходящие для нужной точки зрения.

Данное задание является одним из самых сложных заданий ЕГЭ, но при хорошей подготовке его можно выполнить и на максимальный балл. В случае с этим заданием может неплохо помочь метод «нарешивания» — нужно взять тетрадку и писать в ней различные точки зрения, взятые из вариантов экзамена или банка заданий, а потом приводить к ней аргументы, сверяясь с ответами. При выполнении записей от руки они запомнятся намного лучше – к тому же, кто знает, может, и при сдаче ЕГЭ вам достанется одно из уже прорешенных заданий.


Разбор типовых вариантов задания №24 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Опричная по­ли­ти­ка Ивана Гроз­но­го спо­соб­ство­ва­ла укреп­ле­нию рос­сий­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го государства»

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Опричная политика проводилась царем Иваном Грозным с 1565 по 1572 годы и заключалась в осуществлении репрессивных мер, конфискации части земель в пользу государства и разделение территории страны на 2 части – земщину и опричнину. С ней также связан военный поход на Новгород, осуществленный в 1570 году и направленный против бояр, которые, по мнению царя, занимались подготовкой заговора против него; этот поход значительно подорвал экономику города, однако пресек царившие в нем сепаратистские настроения.

Иван Грозный обвинил многих бояр в измене и казнил многих из них, в результате чего их оппозиционные настроения были подавлены. Опричнина сопровождалась усилением гнета крестьян, увеличением объемов их повинностей. Царь добился укрепления централизованной власти, но начали появляться внешние проблемы – набеги крымских татар, неудачный ход продолжавшейся Ливонской войны. Как видим, у опричнины есть и положительные, и отрицательные для государства последствия.

Напишем ответ:

Аргументы в подтверждение:

  1. После военного похода 1570 года были подавлены сепаратистские настроения в Новгороде.
  2. Была укреплена централизованная власть и прекращена междоусобица.

Аргументы в опровержение:

  1. Во время проведения опричной политики в стране, разделенной на части, появились проблемы во внешних делах – начались набеги крымских татар, страна начала терпеть поражение в Ливонской войне.
  2. Пострадала экономика – феодалы остались без земель, крестьяне из-за увеличенного объема повинностей не хотели работать, устраиваемые опричниками разорения также способствовали углублению кризиса.

Второй вариант задания

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

По­встан­цы во главе с Е. И. Пугачевым каз­ни­ли воевод и помещиков, но при этом пы­та­лись копировать су­ще­ство­вав­шую модель го­су­дар­ствен­но­го устройства.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

Ответ за­пи­ши­те в следующем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

Восстание под предводительством Е. Пугачева происходило с 1773 по 1775 год, во время правления императрицы Екатерины Второй. Оно было вызвано многими причинами: уменьшением самостоятельности казаков, введением монополии на соль, тяжелым положением крестьян. Бунтовщик объявил себя чудом спасшимся «мужицким царем» Петром 3, обещая, что будет представлять интересы простых людей. Программа Пугачева включала в себя дарование воли народу, отмену воинской повинности, расправу над угнетателями – дворянами и помещиками.

Восставшие казаки желали установления справедливого государства, в котором был бы принят порядок казачьего круга и выборность представителей власти. Как видим, восставшие в случае своей победы видели совсем иную модель государства, а не ту, которая существовала. Однако некоторые черты схожести с существующим государственным строем все же были – например, Е. Пугачев в 1773 году создал Военную коллегию, которая была главным судебным органом для членов восстания. Она также занималась, например, поддержанием связей со всеми регионами, охваченными восстанием, распределением запасов оружия; также руководитель восставших учредил министерские посты.

Возможный вариант ответа выглядит так:

Аргументы в подтверждение:

  1. Пугачев объявил себя царем – это указывает на то, что основы существующего государственного строя по его программе не изменялись.
  2. Пугачев учредил министерские посты и Военную коллегию, что было похоже на существующую модель устройства страны.

Аргументы в опровержение:

  1. Среди целей восстания были ликвидация дворянского сословия и отмена крепостного права с рекрутскими наборами, что в корне изменяло модель государственного устройства.
  2. Восставшие хотели установить справедливую власть с выборными должностями, что не соответствовало существующей модели государства.

Третий вариант задания

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке, на события «кровавого воскресения»:

Ор­га­ни­за­то­ры шествия к Зим­не­му дворцу со­зна­тель­но стремились спро­во­ци­ро­вать применение силы со сто­ро­ны власти.

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Шествие к Зимнему дворцу, также известное как Кровавое воскресенье, произошло 9 января 1905 года. Оно проходило в форме крестного хода – люди, руководимые священником Гапоном, с иконами двинулись к Зимнему дворцу для того чтобы обратиться к императору. Тот факт, что шествие было крестным ходом, уже указывает на то, что стремления спровоцировать применение силы властями не было. Ведь демонстранты хотели продемонстрировать свою верность правителю, веру в его возможность помочь им. Однако руководивший мероприятием священник Г. Гапон был связан с революционерами-социалистами, которым была выгодна дестабилизация обстановки в государстве.

Также существуют сведения о том, что перестрелка была начата не правительственными войсками, а людьми из толпы восставших; а выстрелы по безоружной толпе со стороны царских войск явились бы беспроигрышным средством дискредитации императорской власти и подрыву доверия к ней, что, в свою очередь, усилило бы позиции революционных сил. Также организаторы восстания наверняка знали, что охране Зимнего дворца было предписано предпринимать действия при любых массовых скоплениях вокруг него, и применение силы было весьма ожидаемо.

Ответ может выглядеть так:

Аргументы в подтверждение:

  1. Осуществление царскими войсками выстрелов по безоружной толпе могло стать отличным средством дискредитации власти императора и уменьшению доверия к ней, в свою очередь подняв авторитет революционных партий, что было бы выгодно для них
  2. Руководивший шествием священник Георгий Гапон имел связи с социалистами-революционерами, а им нестабильная обстановка в стране была выгодна.

Аргументы в опровержение:

  1. Организаторы решили, чтобы шествие имело вид крестного хода, люди шли с иконами — это подчеркивало мирный характер демонстрации и то, что никто не рассматривал вариант применения оружия в отношении участников шествия.
  2. Организаторы шествия хотели продемонстрировать преданностью царю и веру в его защиту, не рассчитывая на применение силы со стороны царских войск.

spadilo.ru