Правописание корней | ЕГЭ по русскому языку
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Зарегистрироваться
Русский язык Математика (профильная) Математика (базовая) Обществознание Физика История Биология Химия Английский язык Литература Информатика География
Задания Варианты Теория
Список терминов Морфологические нормы Лексические нормы (паронимы) Орфоэпические нормы Синтаксические нормы Написание н/нн в суффиксах Пунктуация в простом и сложносочиненном предложении Пунктуация при обособленных членах предложения Пунктуация при вводных словах и обращениях Пунктуация в сложноподчиненном предложении Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи Пунктуационный анализ текста Лексическое значение слова (задание 2) Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм Написание не и ни с разными частями речи Слитное, дефисное, раздельное написание слов Функционально-смысловые типы речи Лексическое значение слова Средства связи предложений в тексте Языковые средства выразительности
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Посмотреть
Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.
Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.
Корни с чередованием
1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
и перед суффиксом -а- | е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | -мер- | замереть | |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть-чит(а)- |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем
Исключения: сочетать, сочетание
2. Корни с чередующимися о//а
Правописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.
-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.
Без ударения | Под ударением | |
-гар-//-гор- | загорел, горелый | загар |
-зар-//-зор- | заря, озарение | зорька |
-клан-//-клон- | наклонять, склонение | кланяться |
-твар-//-твор- | творить,творение | тварь |
Исключения: выгарки, пловец, пловчиха
Правописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.
-мок-(-моч-) | в значении «пропускать жидкость» | непромокаемый вымокнуть |
-мак- | в значении «погружать в жидкость» | макать |
-равн- | в значении «равный, наравне, одинаковый» | приравнять, уравнение |
-ровн- | в значении «прямой, гладкий, ровный» | выровнять |
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь
Правописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
-кас- | касаться, прикасаться |
-кос- | прикоснуться, прикосновение |
Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.
-лаг- | полагать, прилагательное |
-лож- | положить, предложить, изложить |
-раст- | возраст, растить |
-ращ- | выращивать, приращение |
-рос- | заросли, вырос |
-скак- | выскакивать, скакать |
-скоч- | выскочить, перескочить |
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.
Практика: решай 9 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку
Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ
теория / Блог / Справочник :: Бингоскул
добавить в закладки удалить из закладок
- Практика: решай 9 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку
- Теория к заданию 9 ЕГЭ по русскому языку на тему «Правописание корней»
Правописание корней
Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
- корни с безударными проверяемыми гласными
- корни с безударными непроверяемыми гласными
- корни с чередующимися гласными
Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
- Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло. Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
- Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
- При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-. Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю. Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.
Корни с чередующимися гласными
Правило | Примеры / Исключения |
Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар- | |
Без ударения пишется буква -о- |
|
Корни -зор-/-зар- | |
Под ударением пишется -о- Без ударения пишется -а- |
|
Корни -плав-/-плов- | |
Корень -плав- пишется во всех случаях |
|
Корни –лаг-/-лож | |
Перед -ж- пишется -о- перед -г- пишется -а- |
|
Корни -раст- / -ращ- / -рос- | |
Перед -ст- и -щ- пишется -а- В противном случае пишется -о- |
|
Корни -кас- / -кос- | |
В корне пишется -о-, если за корнем имеется звук -н- В противном случае пишется -а- |
|
Корни -скак- / -скоч- | |
Перед -к- пишется -а-, перед -ч- пишется -о- |
|
Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- | |
С суффиксом –а- пишется –и- |
|
В остальных случаях пишем -е- |
|
Корни -мок-,-моч-, -мак- | |
-мок-,-моч-: в словах со значением «(не)пропускать жидкость; менять свои качества при взаимодействии с водой» -мак-: в словах со значением «погружать в жидкость» |
|
Корни -равн-/-ровн- | |
-равн-: пишется в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» -ровн-: пишется в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» |
|
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Поделитесь в социальных сетях:
22 февраля 2018, 11:08
Could not load xLike class!
Задача Салли Энн: психологический эксперимент для эпохи постправды? | Наука
На протяжении десятилетий психологов, занимающихся вопросами развития, интересовал вопрос о том, как у детей развивается теория разума – иными словами, как мы приходим к пониманию того, что другие люди могут иметь разные типы мыслей, убеждений и знаний относительно нас самих. Ключевая веха в этом путешествии включает в себя развитие понятия ложного убеждения; иногда представления людей о мире сильно отличаются от реальной ситуации, и это будет иметь важные последствия для поведения людей. Но как измерить что-то столь, казалось бы, эзотерическое?
Классический экспериментНачиная с 1983 года в серии исследований использовались вымышленные сценарии, чтобы попытаться оценить, в каком возрасте дети начинают понимать существование ложных убеждений. Возможно, самый влиятельный из этих экспериментов известен как задача Салли-Энн, разработанная Саймоном Бароном-Коэном, Аланом Лесли и Утой Фрит, затем в отделе когнитивного развития MRC в Лондоне. В эксперименте детям подарили двух кукол Салли (с корзиной) и Энн (с коробкой). Салли кладет шарик в корзину и выходит из комнаты. Пока Салли нет, Энн берет шарик из корзины и прячет в свою коробку. Наконец Салли возвращается в комнату, и ребенку задают три вопроса:
- Где Салли будет искать свой шарик? (вопрос о вере)
- Где на самом деле мрамор? (вопрос о «реальности»)
- Где был мрамор вначале? (Вопрос «памяти»)
Критический вопрос — это вопрос убеждений. Если дети отвечают на него, указывая на корзину, то они продемонстрировали понимание того, что понимание мира Салли не отражает фактического положения дел. Если вместо этого они укажут на коробку, то они провалят задание, возможно, потому, что не приняли во внимание, что обладают знаниями, к которым у Салли нет доступа.
В первоначальном исследовании Барон-Коэн и его коллеги были протестированы три группы детей: дети с нормальным развитием (около четырех лет), дети с синдромом Дауна (около 11 лет) и дети с аутизмом (около 12 лет). Результаты были сопоставимы для типично развивающихся детей и детей с синдромом Дауна — в обеих группах около 85% участников правильно ответили на вопрос об убеждениях. Для детей с аутизмом процент сдачи был намного ниже — 20%. Для 80%, которые не справились с заданием, они постоянно указывали на фактическое местонахождение шарика.
В более широком смысле, другие исследования показали, что четырехлетние дети склонны думать, что Салли будет смотреть в корзину, тогда как трехлетние вместо этого указывают на коробку. Таким образом, на этом раннем этапе дети, кажется, проявляют трудности в понимании того, что другие люди могут иметь другой уровень знаний, чем они, и поэтому будут вести себя по-разному с ними в той же ситуации.
С момента публикации в 1985 году исследование Салли Энн породило огромное количество исследовательской литературы, посвященной тому, как теория сознания развивается у разных групп населения на разных этапах. Первоначальное исследование было интересным, потому что оно давало простой и прямой способ попытаться проникнуть в суть чрезвычайно сложного аспекта человеческого мышления. И, возможно, учитывая то, что кажущиеся фундаментальными концепции, такие как истина и реальность, все чаще подвергаются нападкам в мире «альтернативных фактов», развитие нашего понимания того, как возникают ложные убеждения, может иметь серьезные последствия для навигации в мире постправды.
Дополнительная литература
Барон-Коэн, С., Лесли, А.М., и Фрит, У. (1985). Есть ли у аутичного ребенка «теория разума»? Познание, 21, 37-46.
Объяснение эффекта Зейгарник — Мир психологов
- Психология памяти
Объяснение эффекта Зейгарник, при котором прерывание задания может привести к тому, что оно запоминается более подробно.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
- Зейгарник, Б. (1927). Über das Behalten von erledigten und uneredigten Handlungen. Психологический поиск . 9 . 1-85.
- Баддели, AD (1963). Зейгарниковый эффект при запоминании решений анаграмм. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 15 (1). 63-64.
- Аткинсон, Дж.В. (1953). Мотив достижения и припоминание прерванных и завершенных задач. Журнал экспериментальной психологии . 46 (6). 381-390.
- Хаймбах, Дж.Т. и Джейкоби, Дж. (1972). Эффект Зейгарник в рекламе. Материалы Третьей ежегодной конференции Ассоциации потребительских исследований . 746-758.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклены?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощи
Interpret Your Dreams
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены
Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Leave A Comment